Культурная программа это что значит

Социально-культурные программы

образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы:

социум и культуру.

Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются

программа и проект.

Программа — это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах

конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность

условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания,

сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций,

3)Задачи социально-культурных программ :

— анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое

определением их источника и характера;

— поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на

индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка

возможных последствий реализации каждого из вариантов;

— выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно

Понятие интеллектуализм в спорах культурной журналистики

обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в

объектной области проектирования) и его проектное оформление;

— разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и

условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом,

финансовом, правовом отношении.

4) Проект может существовать в двух формах:

а) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и

содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной

б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный

И в первом и во втором случае проект — это как бы локальная программа,

ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем

содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных

сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации

человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его

взаимодействия со средой.

Аудитория проекта и программы— носитель социально-культурных и личностных проблем, т.е. социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп “композицией условий и процессов жизнедеятельности”.

1. Органы принятия решений в сфере культуры, чьи функции связаны с

обеспечением разработки программ, проектов, их утверждением, контролем над их

2. Государственные и негосударственные учреждения и организации, способные взять на себя ответственность за разработку,

научное обоснование, квалифицированную экспертизу программ, проектов, оценку

общественных инициатив с точки зрения целесообразности их поддержки.

Творческие объединения, благотворительные организации могут проводить

специальные мероприятия, направленные на привлечение внимания населения,

Что такое культура: определение понятия

средств массовой информации к программам, проектам (пресс-конференции,

выставки, концерты, аукционы, массовые акции и т.п.).

3. Общественность, группирующаяся вокруг конкретных программ, проектов, для

которой участие в их реализации является способом культурного наполнения

жизни, служит объединяющим и социализирующим фактором.

Социально- культурные программы в качестве своей конечной цели предполагают оптимизацию процессов жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона и т.д.), а культура выступает в качестве средства, условия такой оптимизации.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 3134 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Культурно-досуговая программа

В культурно-досуговых программах особое значение имеет творческая деятельность организаторов. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей. Такие программы требуют от организаторов творчества, фантазии и изобретательства, а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории. [3]

У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и

отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени — творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий.

Культурно-досуговая программа несет в себе целью коллективный отдых населения, в названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории. Эта форма мероприятия отличается разнообразием и непринужденностью форм общения – познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением участникам возможности переключаться с одного вида деятельности на другой. Такие программы требуют от организаторов творчества, фантазии и изобретательства, а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории.

Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отмечаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

Самый простой вид досуга — отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный.

Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят – не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызывает настроение покоя.

Это может быть простое: просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей, он пассивен, индивидуален и содержит лишь зачатки позитивного досуга. И, тем не менее, такой отдых – неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной

степенью к более сложной и творческой деятельности.

Традиционно «развлечениями» именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха, как говорилось выше, который может быть пассивным или полупассивным. В процессе отдыха человек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.

Читайте также:
Что за программа победитель

Активный отдых, напротив, восстанавливает силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями.

Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят: спорт, туризм, посещение выставок, театров, музеев, чтение. В общем, многие стороны личности могут быть развиты и усовершенствованы активным отдыхом. Оно есть своего рода искусство, которое состоит в способности знать возможности своего организма и сделать выбор наиболее подходящих в данное время занятий.

С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядкой, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид

досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности. [21]

Исследователи выделяют три основные функции активного отдыха:

·Восстановительную — обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность;

·Развития — его духовных и физических сил;

·Гармонизации — гармонию души и тела.

Система организации досуга определяется интересами и потребностями молодых людей в свободное время. Потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворения одной потребности порождает новую потребность. Это позволяет менять вид деятельности и обогащать досуг. В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности, к более сложным, от пассивного отдыха — к активному, от физических форм рекреации — к духовным наслаждениям.

Когда меняется социальное положение человека, уровень его культуры, то сразу же происходит изменения и в структуре досуга. Досуг обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня. Если молодой человек не ставит перед собой задачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры.

По содержанию и направленности коллективные виды отдыха можно подразделить на:

— познавательные — аукцион знаний, академия веселых наук, викторина, эрудит — шоу, КВН, «Что? Где? Когда»;

— трудовые — книжкина больница, день самостоятельности, трудовые акции, город веселых мастеров, фабрика игрушек;

— художественные — карнавал, вечер сказок, кинофестиваль, народные праздники, бал;

— спортивные — Олимпиада, марафон, фестиваль приключений, туристический поход, спортивные праздники;

— общественно-политические — вечер актуальных проблем, фестиваль документальных фильмов, выборы, политические дебаты, фестиваль дружбы народов, вечер памяти, факельное шествие, операция «Забота».

Культурно-досуговая деятельность — деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (в составе студий, кружков, любительских объединений) в сфере досуга. В основе культурно-досуговой деятельностилежат принципы:

1. добровольности и общедоступности;

2. нравственной обусловленности;

3. дополнения и обогащения духовных ценностей личности в разных сферах жизнедеятельности;

4. единства информационно-логического и эмоционально-образного влияния на сознание, чувства и поведение личности;

5. эстетизации досуга.

Культурно-досуговая программа — это смонтированный воедино комплекс разнородных элементов, среди которых можно выделить танцевальные блоки, игры, встречи с интересными людьми, концертные номера и многое другое. Можно встретить следующие виды таких программ:

— Познавательно-развлекательная программа (конкурс, викторина, интеллектуальная игра).

— Праздничная историческая программа (литературно-музыкальные композиции к памятным датам, концертные программы и др.).

— Танцевально-игровая программа (вечер отдыха, тематическая дискотека).

— Фольклорная программа (обрядовые праздники). [15]

Культурно-досуговая программа несет в себе целью коллективный отдых населения, в названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории (конкурсная семейная программа, детский утренник, молодежная шоу-программа). Эта форма мероприятия отличается разнообразием и непринужденностью форм общения — познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением участникам возможности переключаться с одного вида деятельности на другой.

В настоящее время в структуре современной культуры все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта, их досуга и отдыха. Популярными видами комплексных досуговых программ являются шоу-программы, пышные костюмированные сценические действа с участием популярных артистов (в небольших городах — местного значения), динамически яркие, насыщенные спецэффектами, зрелищные, несущие в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой.

Существуют также такие виды комплексных досуговых программ, как бал, театрализованное шествие, «посиделки», литературно-музыкальные композиции и пр. Или посвященные памятным датам, а также большие праздничные мероприятия (8 марта, 9 мая, 23 февраля, День смеха — 1 апреля, Новый год, Рождество и др.). Также и различные культурные

мероприятия, посвященные профессиональным праздникам (День строителя, День милиции, День энергетика и пр.).

Но существуют и другие — эксклюзивные — комплексные культурно -досуговые программы. В настоящее время они начинают пользоваться большой популярностью, и распространяется в следующих сферах:

— туризм и путешествия (занимает первое место по эксклюзивным КДП);

— развлечения (второе место по эксклюзивным КДП);

Что касается туризма, путешествий и развлечений, в сотрудничестве с экскурсионными организациями многие туристические фирмы или частные предприниматели организуют различные виды мероприятий развлекательного и познавательного характера, как для индивидуальных туристов, так и группам. Также предлагаются эксклюзивные досуговые программы. Например, чартер на яхтах; джиппинг; обзорные полеты на самолетах-амфибиях и многое другое.

Читайте также:
Canon inkjet printer scanner fax extended survey program что это за программа

Глава 4

Источник: studopedia.ru

КУЛЬТУРНЫЕ ПРОГРАММЫ

— комплексы мероприятий, связанных с созданием, сохранением, восстановлением и распространением определенных обще- и(или) художественно-культурных ценностей, объектов, навыков и знаний, а также развитием и совершенствованием отдельных направлений культурной жизни.

К.п., разрабатывают и осуществляют различные международные, государственные и общественные организации, институты культуры, СМИ. К.п. не следует отождествлять с культурной политикой, они ее своеобразный инструмент, механизм (и не только экономический) ее практической реализа- к ции.

При этом совпадающие или близкие по характеру К.п. (скажем, сохранения и возрождения исторических ценностей) могут существовать в рамках разной культурной политики и отвечать требованиям различных социокультурных подходов. Развитие программного подхода в культуре обусловлено рядом факторов: социокультурными изменениями, связанными с переходом к рыночным отношениям в экономике; необходимостью перераспределения ресурсов (финансовых, материальных, информационных и др.) для вывода социокультурной сферы из кризисного состояния; становлением гражданского общества, признающего эффективность развития инновационных идей и альтернативных подходов, предлагаемых общественными институтами, и др. Сохраняется особая регулятивная роль государственных структур управления за формированием программ в сфере культуры, повышается ответственность за инициативу в реализации программ, отражающих роль культуры в развитии. Эффективность программы зависит от того, насколько раскроется культурный потенциал региона (или иной территориальной единицы), в рамках которого создается конкретная программа, призванная способствовать его социально-экономическому развитию. Программа может быть направлена на поддержку развития конкретной сферы культуры (например, художественных промыслов и ремесел), отдельного учреждения культуры (к примеру, какого-либо театра), направления деятельности государства (поддержка молодых исполнителей и т.

Источник: lib.sale

Культурная программа это что значит

Понимание особенностей культурно-досуговых программ определяет необходимость уяснения общих отличий культурно-досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования. Эти отличия состоят в следующем:

· овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии с взрослыми и детьми в досуговое время;

· источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так сами дети и их родители;

· в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый спектр нетрадиционных позиций — организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри.

В современной отечественной литературе, досуг понимается как часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности.

· рекреативная — снятие физического, психического, интеллектуального напряжения; восстановление сил посредством активного отдыха;

· развивающая — вовлечение личности в процесс непрерывного просвещения; развитие различных видов любительского творчества; обеспечение личностно значимого общения; реализация компенсаторских возможностей свободного времяпрепровождения, расширение сферы проявления личностных качеств, самоутверждение, самореализация творческих потенций.

Типы культурно-досуговых программ

· разовая игровая программа;

· конкурсно-игровая программа по заданной тематике;

· длительная досуговая программа.

Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Люди включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке. Занимают такие игры от получаса и более в зависимости от возраста участников.

Для описания разовой игровой программы может быть достаточно сценарного плана. Документом, подтверждающим квалификацию, мастерство, педагогическую культуру организатора игры, является литературный сценарий.

Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит в подготовке, придумывании, совместном творчестве.

Особенности подготовки и проведения конкурсно-игровых программ в форме КВН:

· при организации КВН важно не превратить игру в обычный экзамен, лишить детей возможности импровизировать, проявлять выдумку, фантазию;

· самостоятельность детей должна сопровождаться тонким педагогическим руководством, без которого выступление команды может стать образчиком пошлости и дурного тона;

· основная задача КВН — привить вкус к тонкой, интеллигентной шутке, научить видеть смешное в себе, окружающей жизни.

Для конкурсно-игровой программы в форме КВН необходим полный сценарий с формулировкой педагогических задач, описанием мероприятий подготовительного периода, списком рекомендуемой литературы.

Другой вид конкурсно-игровых программ — интеллектуальные игры. Интеллектуальные игры — это игры, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его эрудиции и интеллекта.

Основные типы интеллектуальных игр: Викторина и Стратегия.

Викторина: форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов.

Тестовая викторина: участники отвечают на вопросы и получают оценку, «О, счастливчик!» «Что? Где? Когда?».

Сюжетная викторина: организаторы придумывают игровой сюжет: лошадиные скачки, космическое путешествие, морская регата; участники соответственно становятся жокеями, космонавтами, моряками.

Стратегия: форма интеллектуальной игры, где успех обеспечивается за счет наиболее верного планирования участниками своих действий.

Ролевая стратегия: путь к успеху — через наилучшее исполнение роли, данной участнику игры.

Экономическая стратегия: путь к успеху — через успешные приобретения и продажи.

Читайте также:
Google one Android что это за программа

Боевая стратегия: путь к успеху — через правильное планирование победы над противником. В реальной практике преобладают комбинированные формы интеллектуальных игр. Чаще всего это сюжетные викторины с элементами экономической стратегии.

Особенность интеллектуальных игр — наличие вопросов, предлагаемых участникам. Поэтому одной из важнейших задач организаторов таких игр является качественный подбор и составление вопросов

Игра-спектакль. Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Как правило, ими выступают педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля.

Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т.п. Чаще ее проводят в коллективах старших школьников.

В оформленном виде такая программа должна предусматривать для учащихся возможность самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь:

· четко изложенные педагогические задачи;

· план подготовки игры;

· экспозицию (характеристику среды, обстановки, предшествующей началу действия);

· сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения учащихся в ту или иную ситуацию;

· список литературы для подготовки детей к игре.

Зрелище (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для исполнителя — юного певца, танцора, гимнаста выступление — всегда волнение, душевный подъем. Зритель, даже если он очень эмоционально относится к программе, остается воспринимающим субъектом (реципиентом).

Важность воспитания у детей зрительской культуры — умения спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников — требует такой организации зрелища, при которой воспитанники смогут выступать то в роли артистов, то в роли зрителей.

Праздник — особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех детей. Развлечения могут свободно выбираться участниками или же могут следовать друг за другом, одновременно для всех.

Праздничные формы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся:

· слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества,

· приветствия, презентации, церемонии;

· гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления;

· тематические недели, тематические дни.

В рамках праздников могут использоваться торжественные ритуалы, выступления героев важных событий, награждения, различного рода зрелища, игровые программы.

Программа праздника в написанном виде должна содержать не только перечень концертных номеров, но и план подготовки праздника, где описаны все организационные мероприятия и указаны ответственные за них. Чем больше детей включено в графу «ответственный», тем большее воспитательное, социализирующее значение имеет событие.

Длительная досуговая программа рассчитана на постоянный состав участников (кружок, клуб, класс, школьная параллель, лагерная смена) и может продолжаться в течение нескольких дней или недель, года и более.

Можно выделить ряд особенностей длительной сюжетно-ролевой игры:

· наличие развивающей социальной идеи (сюжета);

· наличие коллективной творческой деятельности детей (в качестве системообразующего фактора);

· разнообразие игровых ролей, их свободный выбор и смена (для самовыражения личности);

· создание и закрепление в игре положительных моделей поведения;

· конструирование защитной игровой среды, смягчающей воздействие обыденной жизни и диктат взрослых.

В качестве программы деятельности сюжетно-ролевая игра применима в различных педагогических системах: в рамках общеобразовательной школы, в летнем детском лагере, в детских объединениях системы дополнительного образования.

Обязательное правило такой программы — наличие четких этапов, каждый из которых начинается и заканчивается ярким событием. Примером могут служить предметные недели «путешествия с привалами», «робинзонады», ситуационно-ролевые игры «с погружением» (по типу «Хоббитских игр»).

Особенно популярны длительные досуговые программы в летних оздоровительных лагерях, поскольку продолжительная игра-эпопея может стать основой тематической смены лагеря, подчиняя себе деятельность всех детских коллективов, общелагерные массовые праздники. За последнее десятилетие накоплен большой опыт проведения ситуационно-ролевых игр, представляющий интерес для педагогов-практиков. Один из наиболее ярких примеров в этом плане программа «Новая цивилизация», адресованная старшеклассникам и позволяющая им за одну лагерную смену попробовать себя в нескольких ролях, существенно обогащающих их социальный опыт.

Длительная досуговая программа должна носить выраженный образовательный характер. В качестве форм ее реализации могут использоваться все перечисленные выше типы досуговых программ — игровые, конкурсные, праздничные; последние могут входить в нее в качестве составных элементов-подпрограмм.

Представленная документально, длительная досуговая программа во многом схожа с образовательной программой и должна включать:

· пояснительную записку с указанием целей, задач, ожидаемых результатов, форм и методов реализации программы;

· описание содержания программы;

· характеристику ее материального обеспечения;

В целом можно сделать вывод об их несомненной ценности длительных досуговых программ, поскольку они стимулируют развитие умений и навыков, предоставляют им возможность для самореализации в различных областях творчества, способствуют социальной адаптации и стимулируют социальную активность.

Приведенная классификация культурно-досуговых программ является одним из возможных вариантов систематизации форм деятельности досуга. Ценность предложенной классификации состоит в том, что степень участия в программе это важнейший фактор и условие успеха организации их досуга.

Источник: studbooks.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru