Основными сферами человеческой деятельности являются материальное и духовное производство. В соответствии с этим различают материальную и духовную культуру.
Важнейший элемент материальной культуры — средства производства: орудия труда, технические сооружения, оснащающие материальное производство, постройки, бытовой инвентарь, а также плоды сельскохозяйственного и промышленного производства. В материальную- входит производственно — техническая культура. Духовная культура относится к духовной деятельности, духовному производству. Духовная культура включает в себя совокупность знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. В духовную культуру входят мировоззрение в политические взгляды, ценности, частью духовной культуры является духовное общение людей во всех конкретных формах его проявления.
Духовная культура существует в двух формах: в форме духовных качеств человека и деятельности по их опредмечиванию и в форме духовных ценностей, созданных человеком, научных работ, произведений искусства, норм права, морали и т.д.
Культура как предмет исследования — Виталий Куренной
Художественная культура — это особая целостная культура: в вей органически соединяется материальное и духовное производство Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и результатов.
Основные элементы культуры
Культура включает в себя три вида элементов:
1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Изучение слов определенного языка, таким образом, дает человеку средства для ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего» опыта. — формирует сознание человека.
2. Отношения. Культура в действительности не только описывает при помощи понятий то, из чего состоит мир, но и содержит определенные представления, как эти составные части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению (черное противоположив белому) и каузально (пожалел ребенка — испортил ребенка). Каждая культура характеризуется своими взглядами на взаимоотношения между понятиями как реального мира, так и мира сверхъестественного. Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным началом. — — формирует мировоззрение человека
3. Ценности. Этот элемент культуры представляет собой разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи, каждое социальное устройство делает свой выбор — что считать ценностью, а что нет. — -формирует понятие морали и нравственности
1. Аккумуляция родового опыта.
2. Функция гносеологическая, познавательная. Охватывая все сферы общественного сознания, взятых их в единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей.
Программа Ирины Прохоровой «Культура повседневности». Смех и его культурные измерения.
3. Функция исторического обмена, передачи социального опыта Эту функцию называют информационной. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, «социальной наследственности», помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать «памятью» человечества.
4. Коммуникативная функция, Воспринимаемая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения выступает прежде всего выступает язык.
5. Культура выполняет регулятивную и нормативную функцию. Здесь она выступает как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом.
6. Сигнификативная функция культуры — это ее способность создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает запас значений, имен, знаков, язык. Наука, искусство, философия -это особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным, осмысленным, близким человеку.
7. Функция «психологической разрядки» — как бы противоположна предыдущей, нормативной. Специфически культурные, закрепленные традицией формы разрядки — это праздники и ритуалы. В праздничные дни люди не работают, не соблюдают будничных норм жизни, устраивают шествия, пиры, карнавалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни.
Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение и радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщаться к определенной праздничной культуре. В качестве разрядки эффектно используется игра. Суть игры состоит в удовлетворении влечений символическими средствами. Вместе с тем, многие игры настолько сложны и изощренны, что требуют сами больших усилий и напряжения. Примером могут служить шахматы.
8. Главной функцией является гуманистическая функция.
Культура облагораживает человека, делает его личностью, прививает культуру общения, культуру восприятия, милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям. Культура выполняет свои функции, влияет на социальную жизнь разными путями: а) через социализацию, б) через создание и введение ценностей, в) через образцы поведения, г) через создание моделей институтов и социальных систем.
№55. Основные признаки первобытной социокультурной системы.
Основным признаком социокультурной системы является синкретизм. Он выразился прежде всего в нерасчлененности 3х форм бытия – культуры, общества и человека.
Действительно здесь каждый член родоплеменного коллектива равен целому – у всех одно имя, одна раскраска тела, одна прическа, одни украшения, пляски, песни, мифы, обряды, короче – «я» послностью растворемно в «мы», и точно так же культура этого родоплеменного «мы» тождественна с «мы-обществом» и с каждым входящим в него «я». Синкретизм проявился, далее на всех уровнях культурного бытия и во всех его разрезах, ибо сложная система еще не может быть структурно расчлененной в своем эмбриональном состоянии, — ее компоненты еще не выработали своих специализированных ф-ций: предметная деят-ть и общение людей не отделены еще др от др, в жизни детей нет «чистого» общения – выступая в виде совместной игровой деятельности, оно слито с художественным воссозданием реальности; точно также духовная деятельность еще не отделена от материально практической, а художественная – от материально-духовной целостности – вот почему художественно-образное воссоздание мира занимала в ней такое большое место, пропитывая ее насквозь, от структуры мифологии до насыщенности образностью повседневной речи, обыденного поведения, всей обрядово-ритуальной стороны бытия. Синкретичным внутри себя было и само художественное творчество. Древнейшее художество было синкритично – оно еще не знало видовой, родовой, жанровой дифференцированности, объединяя в целостном дйестве-обряде все возможности, которыми изначально располагало, — звучание голоса, жест. Эта синкритичность сохранится в фольклоре, и потому к первобытному искусству можно с полным правом отнести определение народного творчества.
Второй существенный признак первобытной культуры – ее традиционность. Все особенности структуры бытия и быта каждой родоплеменной общности, мифы и обряды, нормы вкуса и способы художественного формообразования, оказывались стабильными, жесткими, нерушимыми и передавались из поколения в поколение как неписанный закон, освященный мифологическими представлениями. Власть традиции была абсолютной именно благодаря ее способности быть мощным социальным регулятором поведения людей, средством сплочения популяций.
№56 Характеристика трех типов культур: скотоводческих племен, земледельческих народов, древних греков и римлян.
Культура скотоводческих племен, обреченных на кочевой образ жизни в поисках необходимых пастбищ; они двигались из Азии на Запад, вступая в неизбежные при этом военные столкновения с другими кочевыми племенами и с народами, ведшими земледельческий образ жизни, а затем и с занимавшимися ремеслом и торговлей горожанами, или оставались в границах освоенной ими территорией на севере Евразийского и Американского континентов. Культура скотоводческих племен оказалась тупиковой формой в общей перспективе истории человечества – ее пространство неумолимо сокращалось благодаря переходу кочевников к земледельческому, оседлому образу жизни и в Западной Европе, и в некоторых районах Азии; в наше время этот образ жизни сохранился лишь в узких локальных границах некоторых среднеазиатских, африканских и северных районов, но очевидно что и у бедуинов, и у монголов, и у эскимосов он полностью отомрет в 21 веке, потому что этот тип бытия не содержит потребности в развитии творческого потенциала человека, в рациональном познании им природы и самого себя, в образовании, в письменности, в городском образе жизни, в непрерывном совершенствовании общественного устройства, короче – не создает условий для возвышения культуры на уровень цивилизации; примитивность технологии труда скотоводов обрекает их на существование, близкое к жизни животных.
Культура земледельческих народов, оседавших на плодородных поливных землях Ближнего и Дальнего Востока и консолидировавшихся в мощные государственные образования, поскольку это оказывалось необходимым для обеспечения крупномасштабных оросительных работ как усл продуктивного земледельческого хоз-ва. Земледельческий тип бытия был более прогрессивен, нежели скотоводческий потому что открывал возможность совершенствования технологии с/х производства, а значит, требовал от крестьянина иного отношения к природе, порождал иное сознание, иные нравы, иные формы художественного творчества.
Кочевой образ жизни в тех условиях неизбежно вел к агрессивности, тогда как оседлый, земледельческий образ жизни, обеспечивавший самодостаточное существование, порождал психологию мирного бытия. Все же и земледелие лишь в весьма ограниченных пределах делало необходимым и возможным развитие познавательных и творческих сил человека, повышение производительности с/х труда не от него самого, а от развития ремесла, а затем научного и технического прогресса; поэтому культура, складывавшаяся в земледельческих обществах, была лишена внутренних, имманентных ей стимулов развития, не создавала условий для непрерывного роста творческой энергии человеческого интеллекта, в итоге она осталась традиционной культурой. Этот тип культуры не вырывается за пределы мифологического сознания, более того – остается языеским, только обожествляются здесь не животные, а природа. На этом пути культура еще не знает научного познания природы.
Культура древних греков и римлян, опирается на развитое производство и обеспеченную мореплаванием международную торговлю; она базировалась в городах нового типа, отличавшихся от городских поселений восточных империй тем, что греческие «города-государства» создавали необходимые условия именно для продуктивной ремесленной деятельности и порождавшихся ее потребностями духовной и художественной жизни. Город – один из главных маркирующих признаков цивилизации.
Начало выхода города на арену истории культуры было положено именно в Древней Греции , которая передала системо-образующую роль в культуре – ремеслу. Античный же полис – город государство – тип поселения, определивший особый путь развития культуры после неолитической революции, стал прежде всего концентрированным носителем ремесленного производства во всем многообразии его форм и организатором торговых связей товаропроизводителей с покупателями из др городов и др стран.
Только ремесленно-торговому городу нужно было не мифологически-фантастическое осмысление мира, а трезвое, рациональное знание – прежде всего знание законов реального бытия природы, и конкретно-научное, и математическое, и натурфилософское. И только городской культуре нужно было широкое распространение письменности, а тем самым и новая система образования, именно ему необходима была новая демократическая организация общественной жизни. Свою практическую деят-сть греки назыв «техне». Развитие материальной практики позволило человеку осознать свое коардинальное отличие от др жив сущ-ств.
№58. Культура и цивилизация.
Цивилизация и культура – понятия тесно связанные друг с другом. В настоящее время в определённый уровень развития общества или общество, достигшее культурологии и других гуманитарных науках под цивилизацией чаще всего понимают определённого этапа в своем развитии. Подразумевается, что в первобытную эпоху истории человечества все народы, все племена еще не выработали те нормы общения, которые позже получили название цивилизационных норм. Примерно 5 тысяч лет назад в некоторых регионах Земли возникли цивилизации, то есть объединения людей, общество на качественно-новых принципах организации и общения.
В условиях цивилизации достигается высокий уровень развития культуры, создаются величайшие ценности и духовной, и материальной культуры. Проблеме соотношения культуры и цивилизации посвящено немало серьезнейших работ известных теоретиков культуры. Многие из них связывают ее с вопросами о судьбах культуры, цивилизации и даже всего человечества.
Понятие «цивилизация» многозначно. Термин «цивилизация» произошёл от лат. слова, означавшего «гражданский». Можно указать, по крайней мере, три основных значения этого слова. В первом случае рождается традиционная культурфилософская проблематика, восходящая к немецким романтикам. В этом значении «культура» и «цивилизация» уже не воспринимаются как синонимы.
Органика культуры противопоставляется мертвящему техницизму цивилизации. Второе значение слова предполагает движение мира от расколотого к единому. Возможна и третья парадигма — плюрализм отдельных разрозненных цивилизаций. В этом случае подвергается пересмотру восходящее к христианству видение общечеловеческой перспективы.
Для выработки более или менее точного определения цивилизации необходимо в свою очередь изучение крупных социальных и культурных феноменов, существующих в виде целостностей, т.е. макроисторическое исследование. Н. Данилевский называет такие феномены культурно-историческими типами, О. Шпенглер — развитыми культурами, А. Тойнби — цивилизациями, П. Сорокин — метакультурами.
О. Шпенглер в своей книге «Закат Европы» сформировал свое понимание цивилизации. Для Шпенглера цивилизация – это такой тип развития общества, когда на смену эпохе творчества, воодушевления приходит этап закостенелости общества, этап оскуднения творчества, этап духовного опустошения. Творческий этап – это культура, которой на смену приходит цивилизация.
В рамках этой концепции получается, во-первых, что цивилизация означает омертвление культуры, а во-вторых, что цивилизация – переход не к лучшему, а к худшему состоянию общества.
А.Швейцер оценил теорию Шпенглера как попытку узаконить право на существование цивилизации, свободной от нравственных норм, цивилизации, свободной от гуманистических духовных принципов. По мнению Швейцера, распространение в обществе идеи о неизбежности бездушной механической цивилизации способно только внести в общество пессимизм и ослабить роль моральных факторов культуры. Н.Бердяев назвал ошибкой Шпенглера то, что тот придал «чисто хронологический смысл словам цивилизация и культура и увидел в них смену эпох». С точки зрения Бердяева, в эпоху цивилизации существует культура, как и в эпоху культуры существует цивилизация.
Источник: studfile.net
Понятие культуры. Кризис культуры современного техногенного общества
Понятие культуры – одно из наиболее часто упоминаемых в современных социально-философских концепциях и одно из наиболее чётко определённых. Существует более 200 определений понятия культуры.
В Античности культурой называли всё, что было создано деятельностью самого человека в отличие от того, что было дано природой. Возникновение в древности термина культура означало переломный этап в развитии человечества, который характеризуется процессом перехода от присваивающего хозяйствования к производящему.
Вплоть до начала 19 века культура и закономерности её развития не становились самостоятельным предметом философского анализа.
Исследование культуры как особой сферы деятельности начинается с эпохи колоссальных социально-экономических и политических изменений конца 18-19веков (Великая французская революция, промышленный переворот в Англии, Вторая глобальная научная революция, которая привела к дисциплинарно организованному научному познанию).
Немецкая классическая философия (в лице И.Канта) выделила культуры в предмет специального анализа.
Усилиями И.Канта и других представителей немецк.классич.философии были сформулированы основные положения новой парадигмы социального знания, пришедшей на смену естественно-правовой парадигме, которая доминировала в обществознании в 17-18 веках. Условно эту новую парадигму можно назвать культуро-исторической. Её основные характеристики:
1) чёткое разграничение закономерностей социальных отношений (практический разум, культура) от естественных законов – механических законов физики Ньютона (теоретический разум, природа);
2) анализ этих социальных отношений с точки зрения их поступательного развития.
Именно в рамках культуро-исторической парадигмы культура становится специальным предметом для обществознания, а история – важнейшим принципом анализа культурных явлений. Поэтому в 19 веке возникают многочисленные науки о культуре: этнография, археология, искусствознание; выдвигаются многочисленные версии истории развития человечества (например, исторический материализм К.Маркса). В рамках культуро-исторической парадигмы выделяют 2 основных подхода к изучению культуры:
Деятельностный подход делает акценты на динамике развития культуры и на активности субъекта культурного процесса, аксиологический подход – на преемственности в развитии.
Существует ещё и психоаналитический подход к изучению культуры, предложенный З.Фрейдом. Психоаналитический подход делает акцент на социализаторской функции культуры, на интериоризации норм культурной жизни общества отдельным человеком, на превращение биопсихической энергии, данной человеческому организму природой, в созидательную активность личности.
З.Фрейд («Неудовлетворённость культурой»): «Мы уже знаем, что под давлением психоэкономической необходимости культура должна отнимать от сексуальности значительное количество психической энергии. При этом культура ведёт себя по отношению к сексуальности как победившее племя или слой народа, эксплуатирующий других побеждённых. Сексуальная жизнь культурных людей сильно искалечена. Сексуальн.жизнь как источник ощущения счастья, как средство достижения нашей жизненной цели чувствительно ослаблена».
В.С.Стёпин («Теоретическое знание»): «Любые крупные перемены в человеческой жизнедеятельности предполагают изменения культуры. Внешне культура предстаёт как сложная смесь взаимодействующих между собой знаний, предписаний, норм, идей, проблем. Культура как сложноорганизованный набор надбиологических программ человеческой жизнедеятельности.
Культура хранит, транслирует, генерирует программы деятельности, поведения и общения, которые составляют совокупный социально-исторический опыт. Она фиксирует их в форме различных знаковых систем, имеющих смысл и значение. Динамика культуры связана с появлением одних и отмиранием других надбиологических программ человеческой жизнедеятельности. Все эти программы образуют сложную развивающуюся систему, в которой 3 уровня:
-реликтовые программы, осколки прошлых культур (обычаи, поверья);
-программы, которые обеспечивают воспроизводство форм и видов деятельности, жизненно важных для данного типа общества и определяющих его специфику;
-программы будущих форм и видов поведения и деятельности.»
Источник: studopedia.su
Социальное бытие культуры
Социологическая парадигма в культурологии и особенности ее формирования. Социальная морфология Э. Дюркгейма, “понимающая” социология культуры М. Вебера, социология культуры Г. Зиммеля и символический интеракционизм (Дж. Г. Мид и др.), теория действия Т. Парсонса и ее современные критики, социология культуры Т. Лукмана и П. Бергера, П. Бурдье и Э. Гидденса.
Особенности интерпретации культуры в рамках социологической парадигмы. Культура как система “правил игры” и технологий социального взаимодействия. Человеческая деятельность, ее основные виды и направления и способы ее регулирования и реализации.
Культура как надбиологическая программа деятельности, поведения и общения людей, как система культурных кодов, закрепляющих исторически накапливаемый социальный опыт. Необходимость регулирования и координирования деятельности, поведения и общения людей как причина нормирования человеческой активности. Понятие культурной нормы. Нормы–табу, нормы–запреты, нормы–ритуалы.
Нормы–знания и нормы–цели. Побуждающие, разрешающие и запрещающие нормы. Нормы как способ утверждения “должного” и “идеального”. Нормы политические, правовые, моральные и пр. Причины расшатывания норм (аномия) и нормативной избыточности (традиционализм, тоталитарная идеология).
Проблема состыковки биологических и социальных программ человеческой жизнедеятельности. Психоанализ о культурных запретах и механизмах порождения подсознательных комплексов. Образ культурного героя и трикстера как отражение двойственного характера культуры (культура как благо и как бремя). Социальные, бытовые, экономические напряжения и способы их разрядки.
Формы культурной разрядки: игра, ритуал, праздник, массовые зрелища, жертвоприношения. Детективные и эротические жанры в искусстве как способы разрядки.
Осознанные и неосознанные программы поведения и общения людей. Учение К.Г. Юнга об архетипах (бессознательных коллективных переживаниях) и их управляющем воздействии на индивидуальную психику. Современные культурантропологи о явной и скрытой культуре (К. Клакхон др.)
Значение преобразовательной, познавательной, коммуникативной и ценностно-ориентационной деятельности людей для конструирования социокультурной системы. Социокультурная система как единство общества и культуры. Относительность границ между обществом и культурой. Демографические, инстинктивно-психологические и экономико-политические структуры социума. Нормативно-ценностные, информационные, смысловые, знаковые структуры культуры.
Социальная стратифицированность общества и социальная стратифицированность культуры. Историческая структура общества в разных исторических типах культур. Сословия, касты, классы, профессиональные группы. Уклад и образ жизни, культурно-стилевые особенности жизни разных сословий, групп, слоев в прошлом. Народная культура: крестьянская и плебейская культура.
Культура высших сословий: рыцарская средневековая культура, дворянская культура в Российской империи. Мещанская культура в России.
Критерии выделения разных социальных групп и слоев в современном обществе. Мужская и женская культура, молодежная культура, контркультура, этническая и национальная культура, элитарная и массовая культура, профессиональная культура.
Социальные институты культуры как исторически сложившиеся, устойчивые функционально-специализированные органы общества, основанные на всеобщем признании и бессознательном принятии некоторых фундаментальных правил и установок поведения. Роль социальных институтов (экономики, политики, права, образования, семьи, церкви) в сохранении и поддержании социальной стабильности, интеграции общества, создании и распространении культуры. Важнейшие институты культуры: библиотеки, музеи, клубы, театры, спортивные учреждения. Институционализация кино, радио, телевидения в современной культуре.
Источник: studopedia.org