ЧЕЛОВЕК — фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения Ч. состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку Ч. — это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум.
Тем самым философское постижение Ч. всегда разворачивается не просто через реконструкцию его сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире, человеческого мира, где «Ч. — это в известном смысле все» (Шелер). КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) — система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях.
Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус К., представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентации и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. К. хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей. В жизни общества они играют примерно ту же роль, что и наследственная информация (ДНК, РНК) в клетке или сложном организме; они обеспечивают воспроизводство многообразия форм социальной жизни, видов деятельности, характерных для определенного типа общества, присущей ему предметной среды (второй природы), его социальных связей и типов личностей — всего, что составляет реальную ткань социальной жизни на определенном этапе ее исторического развития. ОБЩЕСТВО — понятие, фиксирующее предмет социальной философии: в качестве базисной категориальной структуры фундирует собою концепции, развивающиеся в русле социального реализма; в традиции историцизма, фокусирующей внимание на истории как истории духа и на имманентных индивидуальных импульсах совершения человеком того или иного поступка, а не на интегральных (со стороны О. как общего) детерминантах, практически не употребляется.
Культура как предмет исследования — Виталий Куренной
Аксиология.
АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia — ценность и logos — учение) — филос. дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений. Выделение и конституирование предметной проблематики аксиологии как самостоятельной области философской рефлексии было связано:
- с пересмотром обоснования этики (в которой бытие отождествлялось с благом) Кантом, противопоставившим сферу нравственности, т.е. свободы, сфере природы, т.е. необходимости, что требовало четкого разграничения должного и сущего;
- с расщеплением понятия бытия в послегегелевской философии, которое разделяется на «актуализированное реальное» и «желаемое и должное», рефлексией над теми теоретико-методическими и практически-деятельностными следствиями, которые следовали из тезиса о тождестве бытия и мышления;
- с осознанием необходимости ограничения интеллектуалистских притязаний философии и науки, того, что познание не является областью их монополии и доминирования, а также того, что оно также связано сложными отношениями с направленностью человеческой воли (для которой критериальное различение истины и неистины является далеко не единственным и не всегда определяющим среди иных критериев: добро — зло, прекрасное — безобразное, полезное — вредное и т.д.);
- с обнаружением неустранимости из познания оценочного момента, разных модальностей и (позднее) типов организации мыслительной деятельности (логика, антропология, лингвистика, семантика и т.д., с которыми окажется связан новый поворот в развитии аксиологии);
- с постановкой под сомнение наиболее значимых ценностей христианскойцивилизации в концепциях Шопенгауэра, Кьеркегора, Дильтея и др., но прежде всего с «открытым вызовом» им, брошенным Ницше;
- с осознанием, с другой стороны, невозможности редукции понятия ценности к «благу» (традиция, идущая от Платона) или ее понимания как «стоимости», экономической ценности (традиция, утвердившаяся в классической политэкономии, существенно переосмысленная Марксом в «Капитале» и положенная затем в основу марксистской аксиологии, будучи соединена с разработками раннего Маркса и другими аксиологическими теориями).
Таким образом, аксиология конституируется как философская дисциплина в специфических конкретно-исторических условиях философско-интеллектуальной жизни Европы, характеризующихся исчерпыванием импульсов, заданных Просвещением, осознанием (скорее, предчувствием) переломности эпохи и необходимости смены вектора развития. План:
1. Понятие «Эго-единого»- Живое существо, которое является единством тела и внутреннего мира, представляет собой в самом деле некоторое третье начало, которое выше и только своего тела, и только своего внутреннего мира.
2. Способность оценки- Эго-единое одновременно выступает главным мерилом жизни субъекта. В оценке есть объект оценки – то, что оценивается, и есть субъект оценки – тот, кто оценивает. В конечном итоге способность оценки живого существа выражается в его способности пережить, насколько его Эго-единое может быть реализовано в оцениваемой ситуации. Иными словами, ценность оцениваемого объекта – это выражение того, сколько Я субъекта в этом объекте.
3. Закон эгореализации- Эгомер обладает огромной силой для субъекта. Сам по себе эгомер может быть связан с реальностью по-разному, и в зависимости от этой связи он будет расти или падать при разных изменениях. Поэтому как будет связан эгомер с реальностью, так субъект и будет относиться к этой реальности. Отсюда важную роль играет закон связи эгомера с реальностью — такой закон можно называть законом эгореализации. Если эгомер связать случайным образом с реальностью, то субъект скорее всего быстро погибнет, поскольку он не будет бояться опасных для себя факторов и желать нужного себе.
4. Эгомерная модель живого существа- Субъект предстает как система эгомеров – от самого главного ко все более частным, так что образуется иерархия эгомеров, вплоть до самых простых эгомеров. Каждому простому эгомеру сопоставлена законом эгореализации некоторая типичная деятельность на основе эфферентных органов субъекта, которая повышает значения данного эгомера. В каждый момент времени у субъекта есть множество эгомеров, но не все из них активны, выражаясь в соответствующих эгоповышающих деятельностях. Часть эгомеров активны, реализуя себя в эгоповышающих деятельностях, а часть ждут своей очереди, чтобы активироваться. Чем более напряжение эгомера, тем выше вероятность его активации.
Каждый эгомер, как уже отмечалось, задает свой вид ценности, так что иерархия эгомеров соответствует иерархии ценностей субъекта. Закон жизни субъекта выражается в том, чтобы постоянно достигать своих ценностей – в лице тех желанных ситуаций, которые максимизируют значения своих эгомеров, и избегать разрушения ценностей – в лице тех ситуаций, которые минимизируют значения эгомеров.
5. Элементы социальной аксиологии
6. Базовые социальные ценности
7. Структуры ценностей- Системы ценностей образуют в обществе некоторую сложную структуру, которая соединяет в себе иерархию и комбинативность.
Источник: studfile.net
Сущность, строение и функции культуры
Понятие культуры является фундаментальным в цикле наук о человеке.
Под культурой понимается система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях (В.С. Степин).
По определению Г.В.Ф. Гегеля, «культура – это созданная человеком «вторая природа»». Культура может быть понята как самообновляющееся в процессе человеческой деятельности бытие родового человека, то есть понятие «культуры» так или иначе выражает родовую специфику человеческой жизнедеятельности.
Культура обеспечивает общение и регуляцию поведения людей в обществе, таким образом, культура представляется явлением общественным, социальным, коллективным. Посредством ее осуществляется передача социального опыта от одного поколения людей к другому, то есть культуру можно рассматривать как форму хранения и передачи накопленного обществом знания в разнообразных сферах общественной жизни. Трансляция социально значимой информации происходит через освоение каждым человеческим поколением предметного мира, навыков, приемов и технологий, ценностных ориентиров, образцов поведения и пр. Кроме хранения социального опыта культура генерирует новые программы деятельности, поведения и общения, которые, реализуясь в человеческой активности, порождают изменения в жизни общества.
Именно в культуре осуществляется процесс осмысления мира обществом и отдельным человеком, то есть происходит смыслополагание тех или иных событий и явлений окружающей действительности.
В связи с этим культура предстает универсальным способом реализации человеческой личности и человечества в целом, а также продуктом их творчества. Поэтому в культуре происходит непрерывное взаимодействие двух взаимоисключающих и взаимодополняющих начал: традиционного (в основе которого повторение ранее сложившихся форм) и творческого (в основе которого созидание новых культурных форм).
Можно выделить следующие функции культуры.
1. Адаптивная (защитная): культура обеспечивает приспособление человека и общества к окружающей среде.
2. Гносеологическая (познавательная): культура содержит всю сумму человеческих знаний о мире и способов их использования на практике.
3. Информативная (трансляционная): культура является способом хранения и передачи социального опыта.
4. Коммуникативная: культура обеспечивает общение людей друг с другом (формирует условия и средства).
5. Нормативная (регулятивная): культура регулирует поведение как социальных групп, так и отдельных индивидов.
6. Интегративная: культура способствует объединению людей в государства, нации, общественные группы и т.п.
7. Социализирующая: культура осуществляет включение индивидов в общественную жизнь, способствует усвоению ими социального опыта, роли и т.д.
8. Гуманистическая (человекотворческая): посредством усвоения культурных стандартов происходит формирование человека как существа сверхбиологического, иначе говоря, только культура делает человека вполне человеком.
Культура реализуется в трех основных элементах:
1) опредмеченных продуктах материальной и духовной деятельности человека и общества;
2) субъектах – носителях и творцах культуры;
3) социальных институтах, посредством которых субъективная деятельность индивидов переводится в объективный план.
Российский культуролог Л.Н. Коган выделяет в строении культуры два взаимосвязанных блока:
¨ функциональный, обеспечивающий процесс функционирования, развертывания и движения культуры посредством традиций, обрядов, обычаев, ритуалов и пр.
В соответствии с концепцией российского ученого Э.В. Орловой в едином поле культуры выделяются два уровня культуры: специализированный и обыденный.
Специализированный уровень подразделяется на кумулятивный и трансляционный. На кумулятивном уровне сосредоточивается, накапливается профессиональный социокультурный опыт, аккумулируются ценности социума. На этом уровне культура выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрасположенности человека к определенной деятельности: хозяйственной, политической, правовой, философской, религиозной, научно-технической, художественной. Каждому из элементов кумулятивного уровня соответствует элемент культуры обыденного уровня. Экономической культуре соответствует домашнее хозяйствование, политической – нравы и обычаи, правовой – мораль, философии – обыденное мировоззрение, религии – суеверия и предрассудки, народные верования, научно-технической – практические технологии, художественной культуре – обыденная эстетика.
На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями. Трансляция осуществляется посредством образования, средств массовой коммуникации, социальных институтов.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Что такое культура — понятие культуры, виды
У слова «культура» множество значений. В обыденной речи мы можем этого не замечать, но это действительно так. Мы говорим хулиганам на улице «не надо ругаться, соблюдайте культуру речи», просим ребенка «не кричи, это некультурно!», ходим на концерт в Дом культуры и покупаем в магазине садоводства семена плодово-ягодных культур.
В разных словарях встречается более 15-и определений слова «культура».
КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — англ. culture; нем. Kultur.
Совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень истор. развития данного общества и человека. Социологический словарь Культура — (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) многозначное понятие, употребляемое для обозначения исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и развития способностей человека, выраженного в типах… Словарь по культурологии культура — культура I ж. Совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений. || Совокупность таких достижений в определённую эпоху, у определённого народа. Толковый словарь Ефремовой
Культура — (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей… Большая советская энциклопедия
Культура — 1. совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; 2. высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. Большой бухгалтерский словарь
культура — КУЛЬТУРА -ы; ж. [лат. cultura] 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная к. Духовная к. Достижения культуры. История культуры. К. античного мира. К. Древней Руси. Средневековая к. Толковый словарь Кузнецова
культура — Культуры, ж. [латин. cultura] (книжн.). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками. Большой словарь иностранных слов
КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) — система исторически развивающихся надбио-логических программ человеческой деятельности, поведения и общения… Новейший философский словарь
КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей… Большой энциклопедический словарь
культура — КУЛЬТ’УРА, культуры, ·жен. (·лат. cultura) (·книж. ). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками. Толковый словарь Ушакова
культура — КУЛЬТУРА ж. франц. обработка и уход, возделывание, возделка; || образование, умственное и нравственное; говорят даже культивировать, вм. обрабатывать, возделывать, образовать и пр. Культиватор в земледелии, скоропашка, для передваивания пашни, с железными лапами, вместо сошника. Толковый словарь Даля
КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения)… Новая философская энциклопедия культура — -ы, ж. 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная культура. Духовная культура. Малый академический словарь
К.- специфический признак человека, присущий ему с начала его существования. Этнографический словарь
КУЛЬТУРА — (англ. culture) — ценности, нормы и продукты материального производства, характерные для данного общества. Понятие «К.» (так же, как и понятие «общество») чрезвычайно широко употребляется в человекознании: социологии, психологии человека и др. Большой психологический словарь
Виды культуры
Обратимся к самым распространенным видам культуры:
Жизненные ценности
Нормы поведения
Артефакты (материальные произведения)
Культура, как ряд жизненных ценностей, выражается в соблюдении общепризнанных норм поведения. Это как раз тот случай, когда мы объясняем ребенку, что в театре некультурно бегать и кричать. Но речь идет не только о правилах приличия, а обо всех моральных ценностях общества.
Так, мы спасаем недоношенных детей, определяя жизнь как высшую ценность, жертвуем деньги на благотворительность, считаем недопустимым воровать и применять к людям физическое, моральное насилие. От отношения к слабым — детям, пожилым людям, людям с особенностями развития, зависит культура всего общества. Как известно, общественные строи, где к людям применялись иные правила (напр. Спарта) не существовали долго.
Культура, как нормы поведения укладывается в правила, которые приняты в том или ином обществе или учреждении. Они могут изменяться со временем, становиться более демократичными или наоборот консервативными. Нормы поведения складываются исторически и, как правило, универсальны, при этом в каждой стране, у каждого народа есть свои особенности, которые стоит учитывать, если вы отправляетесь в путешествие.
Артефакты — это материальные произведения, осязаемое выражение культуры общества.
Основные признаки
Культуролог Софья Гердер выделила основные признаки культуры:
- культуру можно выявить и описать через ценности, нормы, стереотипы;
- культура проявляется и отражается в поведении людей, в искусстве, законах, поэзии, религии, праздниках, идеалах и во многом другом;
- культура всегда исторически обусловлена, но она может меняться на протяжении времени, как меняются представления о мире, о человеке, об обществе;
- культура объединяет людей в единое целое, помогает людям понимать друг друга, видеть самое ценное и благородное в человеке;
- культура может пониматься как система кодов (символы культуры, искусство, язык), с помощью которых люди хранят память о себе и взаимодействуют;
- культура характерна только для человека, потому что она наследуется негенетически, с помощью обучения и воспитания;
- культуру изучить в рамках одной науки невозможно, ее познают филологи, культурологи, политологи, философы, историки, искусствоведы и многие другие ученые;
- культуру измерить вряд ли возможно, потому что в каждой культуре свои «мерила», критерии оценки правильности поведения людей или духовных идеалов;
- культура воплощает свое богатство в творчестве и творческом преображении реальности;
- культура сложно уловима, но проявляется достаточно ярко на фоне других культур;
- культура находятся всюду, она внутри каждого, в его поведении и в ценностях;
- культура – феномен социальный, коллективный, хотя отдельный человек является носителем той или иной культуры;
- культура обладает границами, но нередко они размыты и не всегда можно отделить одну культуру от другой.
- О культуре
- Культура неприязни
- Церковь и культура: традиция и консерватизм
Церковь и культура. Видео
Поскольку вы здесь.
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Источник: www.pravmir.ru