Антинатуралистическая или культур-центристская стратегия рассмотрения социальной реальности окончательно сформировалась к началу XX столетия и была связана с открытием культуры как особого типа реальности, которая имела место, начиная с середины XIX в.
Известный методолог науки В.Г. Федотова к основным чертам культур-центристской исследовательской программы относит (43. т. III. С. 264-265): а) культура — объект исследования; б) тесная связь с повседневностью и ясность теоретических конструктов; в) понимание — главный метод, связанный с объяснением; г) присутствие субъекта в изучаемом объекте; д) потенциальное наличие в данной стратегии общенаучных принципов и постулатов.
К вышеприведенным признакам антинатуралистических взглядов на социальную действительность следует, на наш взгляд, причислить и такой важный фактор, как попытка описывать и объяснять социальные процессы на основе социальных детерминант, причем понятых не в окончательном, единственном, универсальном виде.
С. Давыдов. Теория медиасистем. Исследовательская программа Д. Халлина и П. Манчини
Авторы и проводники антинатуралистического подхода хорошо известны: В. Дильтей, В. Винделъбандт, Э. Дюркгейм, М. Be-бер, Б. Малиновский, А Шюц, Ю. Хабермас, Г. Зиммелъ, Ф. Соссюр и др. В отдельных темах нашей работы уже были рассмотрены взгляды на социальную действительность В. Дильтея (С. 22), В. Виндельбандта (С. 22-23), А. Шюца (С. 37-39), Ю.
Хабермаса (С. 47-48), дополним данный ряд содержательным анализом взглядов
3. Дюркгейм а, Г. Зиммеля, Ф. Соссюра Б. Малиновского. Творчество Э. Дюркгейма (1858-1917) показательно в плане
диалога натуралистического и антинатуралистического подходов. С одной стороны Дюркгейм утверждал, что социальные факты нужно рассматривать как вещи. Это означает признавать их как не зависящие от субъекта, исследовать их объективно, так, как изучают свой предмет естественные науки.
По аналогии с живым организмом Дюркгейм выводил понятия «нормального типа» общества, нормы и патологии, которые применял к объяснению таких явлений, как преступность, кризисы и другие проявления общественной дезорганизации.
С другой стороны, он настаивал на понимании общества как реальности.особого рода, отличной от всех других видов реальности (физической, химической, биологической, психологической и др.).
Под социальными фактами он понимал коллективные,предоставления или факты коллективного сознания: коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды, то есть общественную мораль. Коллективное, или общее сознание, Дюркгейм называл психическим типом общества.
Главной идеей, вдохновившей Дюркгейма, была идея социальной солидарности, стремление найти ответ на вопрос о том, какие связи объединяют людей в общество. Согласно Дюркгейму, силой, создающей общественное целое и способствующей его сохранению, является раз: деление труда, под которым он понимал пррф_ессирнальнуло.специали: задаю^и.распределение.людей пр. профессиям. Чем больше разделение труда, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену.
А 3.18 Основные исследовательские программы соц-гуманитарных наук — Философия науки для аспирантов
Степень.со|шадщой..интсгрдщ1.и или социальных связей в обществе объясняет нормальное и патологическое состояние общества (преступления и самоубийства).
Семья, наличие детей, сельская жизнь, вероисповедание являются социально интегрирующими факторами и потому предохраняют индивида от чувства социальной изоляции и одиночества. Факторы же несоциального порядка — возраст, климат, время года, а также психология индивида — косвенное влияние на ход социальных процессов.
Натуралистический подход в понимании социальной действительности был преодолен и в творчестве известного культуролога Б. Малиновского (1884-1942). Культурные черты народов и отдельных ее представителей сравнительный анализ общечеловеческих традиций он ведет в социальном контексте.
Не отрицая фундаментального значения биологических потребностей, Малиновский указывает на невозможность их удовлетворения чисто физиологическим способом. Этот процесс происходит только через аппарат культуры. Кроме того, впоследствии появляются производные, духовные потребности в организации, порядке, согласии, в познании, в вере и т.д., которые в большей степени определяют поведение людей и сущность культуры.
Наконец ярким примером культур-центристского подхода в лингвистике, было творчество Ф. Соссюра (1857-1913). Ученый рассматривал язык как систему отношений, изучать которые (а следовательно, и сам язык) можно лишь в современных условиях (на синхроническом уровне). 148
Язык у него составляет одно целое с жизнью людей, он есть дело всех, ибо в языке каждый участвует каждую минуту. В то же время язык консервативен в том плане, что языковые системы существуют очень долго и для разрушения или изменения необходимы значительные или долговременные социальные изменения.
Наконец доминирование антинатуралистических социальных представлений четко просматривается в творчестве Г. Зиммеля (1858-1918). Общество у Зиммеля есть сложная система со структурно-функциональными связями, где каждый элемент (а элементом общества является действующий человек) зависит от всех других, а все другие зависят от него. Поэтому общество у него есть функция межиндивидуальных отношений.
Действия индивидов объективируются в виде системы социальных отношений, которые при определенной стадии развития в определенной степени уже не зависят от вовлеченных в нее личностей. С этого момента по Зиммелю и возни.кает.р.бществр.
Причем чем больше и разнообразнее социальные связи (представляющие собой поток), тем общество развитие. А история общества есть смена и развитие социальных форм взаимоотношений между индивидами. Носителями этих форм являются индивиды и группы индивидов, подразделяющиеся на семьи, политические партии и т.д.
Практически всем формам социальных взаимоотношений присущ антагонизм. Зиммель в своих работах дает классификацию существующих стереотипов взаимоотношений: обмен, господство, подчинение, любовь, разделение труда, конкуренция, борьба, конфликт, мода, образование партий, выделяя при этом наиболее приоритетные — обмен, конкуренция, разделение труда. Связующим звеном социальных форм взаимоотношений являются деньги, являющиеся отражением ценностных отношений вещей.
Социальные отношения, по мнению Зиммеля, «встроены» в сознание вовлеченных в них людей, в результате каждый индивид является носителем множества образцов поведения. Причем, чем больше таких образцов, тем больше выбор у индивида и тем больше он ощущает себя свободным, осознавая при этом свою индивидуальность, свое «Я».
Группу и индивида связывают цели и мотивы, которые могут совпадать или быть разными. В каждую эпоху всегда есть какая-то центровая идея, объединяющая групповые и индивидуальные интересы: в греческом мире это идея единого бытия, изображенного в пластических формах, идея божества в средневековье и т.д.
Человек, включенный в определенные отношения, обретает некоторые характерные качества, которые являются для него сущностными, т.е. проявляющимися постоянно вне зависимости от природы того или иного конкретного взаимодействия.
Так, бытие такого социального типа, как аристократ, представляет собой единство двух взаимоисключающих характеристик: с одной стороны, он целиком поглощен своей группой, ее фамильной традицией, ибо является ветвью фамильного древа, с другой -он абсолютно отделен и даже противопоставлен ей, ибо независимость и личная ответственность — суть этой характерной для аристократии традиции. Помимо аристократа Зиммель выделяет и анализирует еще следующие типы людей: циник, бедняк, кокетка.
Еще одним примером зиммелевского анализа социальных явлений является изучение им моды. Мода, отмечает Зиммель, одновременно предполагает и подражание, и индивидуализацию. Человек, следующий моде, одновременно и отличает себя от других, и утверждает свою принадлежность к определенному слою или группе.
Невозможность моды без стремления к индивидуализации Зиммель доказывает тем, что в примитивных обществах, характеризующихся максимальной социальной однородностью и отсутствием стремления выделиться из общей массы, отсутствует и мода.
Причиной широчайшего распространения моды в современную эпоху, отмечает Зиммель, как раз и является процесс разложения старинных, принимавшихся на веру убеждений, привычек, традиций, в результате чего более активными становятся временные, переходные формы. Отсюда засилье моды в искусстве, науке и даже в морали.
Итак, культур-центристская исследовательская программа в СГН, окончательно утвердившаяся в начале XX в., представляет собой более продвинутую в плане методологии социального познания парадигму. При этом, поскольку она не отменяет натуралистические представления, а может и включать их в себя, как это было видно на примере творчества Э. Дюркгейма, Б. Малиновского можно говорить о том, что она наиболее близка к тому, чтобы стать общенаучной социально-гуманитарной исследовательской программой.
Данные положения могут быть успешно проиллюстрированы на примере решения проблемы соотношения биологического и социального в человеке, являющейся не только психологической, но и общей для всех СГН проблемой.
Вопрос соотношения биологического и социального непрост, он
лишь только начинает разрабатываться. Здесь еще много неясного, 150
требующего углубленного научного изучения. Тем не менее, можно утверждать, что существуют ситуации, когда биологическое.(врожденное) определяет поведение человека, но возможно и превалирующее Действие социального (приобретенного).
Благодаря гигантскому. гене^гич_ескощ,пртенщалу человечества и возможности его различного комбинирования, происходящего естественно, природно-генетический фонд каждого человека уникален. Человек является носителем генетической наследственности с широким спектром предпосылок для телесного строения, предрасположенно-стей к определенному виду деятельности и т. д.
Прежде всего передаются, по.наследству анатомические, физиологические особенности: предрасположенность к рождению близнецов, долгожительству, свойства нервной системы (возбуждение, торможение и др.), органические пороки и т. д. Известно также, что благоприятные анатомические и физиологические^..предпосылки играют существенную роль в достижении высоких спортивных результатов, поэтому служат важным.критерием при отборе и подготовке спортсменов высокого класса.
Существует мнение, что ген.етотес.ки.задан первоначальный уровень развития некоторых нервных..|иеток.Х9ЛРД н РГ.о. м Рзга- Отсюда имеет место врожденная отецифичность образования нейронов в функциональные структурные единицы. Этим, в частности, объясняются музыкальные, математические задатки, предрасположенность к техническому творчеству и т. д. Например, точно установлен факт, что при одинаковых возможностях в обучении дети значительно,.отличаются друг от друга по уровню, скорости и характеру научения.
Кроме того, к природным (врожденным) относятся такие параметры человека, как половые возрастные, нейродинамические свойства, которые в более общей форме выступают в виде темперамента, задатков, физиологических потребностей и др.
В результате каждый человек имеет не только уникальный телесный облик, но и обладает своей генетически обусловленной нормой реакции, т.е. индивидуальным способом реакции на влияние физической и социальной среды. Поэтому многие природные особенности обусловлены наследственно: представляют собой следствие комбинаций генов, записанных в молекулах ДНК.
Каждый человек от рождения наделен определенным генотипом, получаемым от родителей в форме задатков. Однако не следует думать, что эта наследственность жестко задана: возможны случаи,
когда способности родителей могут и не передаваться детям. Поэто-
му в семье музыканта может родиться ребенок, не способный к занятиям музыкой, и, наоборот, у ничем не примечательных родителей может родиться одаренный ребенок.
В связи с этим перед генетикой, нейрофизиологией, психологией и другими науками стоят огромные..задачи по изучению.генети: ческо]й.щюгр;ш^.5ЗДРШ^ его предрасположенностей и задатков с целью улучшения наследственности, сознательного планомерного преобразования природно передаваемых условий жизни человека.
Однако степень.реализации биологических предрасположенностей, а значит, и сущность человека, в значительной степени зависят и от специфики социального окружения, среды. В зависимости от социальных условий генетически предрасположенные задатки могут быть как.подавлены, так и развиты. Поэтому роль социальной среды огромна, а во многих случаях решающая.
Во многих случаях именно социальная.состав в чело-
веке задает его индивидуальность. Не случайно на этот факт обратили пристальное внимание именно в эпоху. Возрождения, когда многогранная одаренность, самобытность, социальная активность каждого из тогдашних мастеров ценились особенно.высока
Индивидуальность в виде социальных качеств по-разному проявляется в зависимости от.возраста. В детстве ребенок, подражая окружающим, хочет быть, с одной стороны, как все, но, с другой стороны, лучше всех, отсюда стремление выделиться в группе себе подобных.
На стадии юности имеет место стремление быть не таким, как все. Формируется свой язык, вкусы, мода, возможно «бунтарство».
Взрослый человек проявляет свою индивидуальность через.обще: стар, через набор общественно значимых ролей, которые ему приходится выполнять. При этом роль должна не играться, а приниматася_всер_Ь: ез в форме свободного и заинтересованного ее исполнения. Поэтому личность, становясь убежденным и свободным исполнителем общественных ролей, добровольно возлагает на себя рг^е^^еиаьде.рбжите^: ства. Как говорил И. Кант, необходимо «дать себе закон».
Влияние социальной.ср.едь1 на природную сущность человека в.ч. на телесность ощущается и в так называемом разделении тела на внутреннее и внешнее. Внутреннее тело — это совокупность внутренних ощущений своего тела (состояние мускулов, гнев, восторг, желания и т.д.). Внешнее тело — это строение и наружность тела и отдельных органов, манеры поведения, вкус, такт и т.д. Поэтому уже с древности осуществлялась всесторонняя культивация.тела — физические упражнения, физические игры и танцы, привитие практиче-152
ских навыков, выработка способности управления телом и т. д. Все это способствовало формированию у человека необходимых качеств охотника, воина, спортсмена и т.д.
К понятию «внещнее.тел.о» относятся и манеры поведения. Если в предшествующие эпохи форме одежды, позам, жестам, церемониям придавалось порой решающее.:значение в определении сущности человека, тр..в..современном..обществе..отсутствуют жесткие внешние правила при определении положения человека (человек, достигший общественно значимых успехов в жизни, может скромно одеваться, ездить на общественном транспорте и т.д.).
Социальный фактор в виде социальных.условий сказывается не только на телесности как данности, но и на отношении к телу как элементу духовного состояния человека и общества. Если в период античности работала формула » 8.Л]ШР.оврмделе..адор!031МЙ.ДХХ «, то в период средневековья имело место небрежное, уничижительное отношение к своему телу. В Новое и Новейшее время произошла реабилитация тела, поэтому, несмотря на то, что тела ученого и рабочего, профессионального спортсмена и бухгалтера отличаются друг от друга, любого современного человека, небрежно относящегося к своему телу, нельзя считать культурным.
Итак, как мы видим, многие основные параметры личности непосредственно обусловлены внешней..социальной средой. Принадлежность человека к тому или иному обществу, классу, социальной группе обозначается в его правах, обязанностях, действиях и жестко задаются личности извне системой общественных отношений, элементом которой она является.
Существуют понятия «социализация», » уровень социализации», которые фиксируют степень приобретенных каждым человеком духовных, социальных ценностей. В какой-то степени уровень социализации проявляется в.ролевой структуре, присущей каждому человеку. У каждого человека в жизни множество.ролей — отца (матери), руководителя (подчиненного), друга и т.д. Часто эти роли противоречат друг другу, но, тем не менее, образуют единый.комплекс личности.
Итак, как мы видим, соотношение природного и социального в человеке носит сложный, многовекторный, многофакторный характер и во всем этом следует разобраться на основе универсальной исследовательской программы в области СГН, которая в идеале конструируя каждый раз конкретную модель взаимовлияния данных параметров способствует ответу на вопрос: что же в данной ситуации доминирует природное или социальное.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Культур центристская исследовательская программа
Генетически первой исследовательской программой обществознания Нового времени была натуралистическая программа, формирующая идеал и нормы научного познания социальных явлений по образцу естественных наук, используя метод объяснения. Исторически первым таким образцом была механика, определившая механистический характер материализма и придававшая его конкретный вид. Исследования общественной жизни в XVII – XVIII веках еще не претерпели отделения от философии, но и в ее рамках восприняли механицизм. В дальнейшем это направление стало связано с развитием всех разновидностей позитивизма, со структурно-функциональными подходами, использующими метод объяснения.
Дальнейшее развитие методологии социального познания шло по линии формирования культур-центристской исследовательской программы, в которой культура получила определяющее значение. На той ступени развития, когда отношение к природе предстает как общественное отношение, сама природа становится элементом человеческого отношения: «… культуре тем самым представлен всеобщий специфический именно для человека характер его связи с природой, возвышающий его над особенностям чисто природного бытия и прямо совпадающий с его существованием как общественного субъекта деятельности»[116].
В культур-центристской исследовательской программе этот позже, чем природа, открытый объект — культура — становится логически первым. Главная идея этой новой программы есть отличная от природы самостоятельная реальность — культура, не позволяющая уподобить многие явления социального мира вещам.
В культур-центристской программе можно быть ученым не тогда, когда анализируешь социальные факты как вещи, а когда включаешь мнения людей, их ценности. Культур-центристская стратегия устанавливает концептуальные границы объяснения и вводит принцип понимания в качестве ведущего методологического средства..
Открытие культуры как особой реальности не разрывает связей человека с природой. Это — одна из причин, из-за которой культур-центристская исследовательская программа не упраздняет натуралистическую программу. Натуралистическая исследовательская программа может распространяться и на такой объект изучения, как сама культура.
Абстрактный индивид есть продукт натуралистической редукции культуры. Первоначально культур-центристская программа формировалась только применительно к обществознанию. Она по существу указала на границы натуралистической программы.
Натуралистическая и культур-центристская программы однако могут быть направлены на изучение одного и того же объекта, но превращают они в свой предмет в соответствии со своей методологией (исследовательской программой). Первая призывают верить в незнающую исключений закономерность, вторые — в изменчивость человеческого духа.
Натуралистическая и культур-центристская исследовательские программы доминируют в методологии обществознания. Попытки создания дисциплинарных программ, как правило, характеризуются тяготением к одной из названных. Эти программы следует признать основными в методологии обществознания. Они являются системообразующими факторами обществознания, определяющими видение его специфики и его методов.
Вопросы для обсуждения:
1.Экономика в российской общественной мысли как мировоззренческое явление
2. Экономическая наука в России и в других незападных странах
3. Капитализм и российское общество в XIX – XXI веках
4. Как капитализм отреагировал на критику в истории своего развития
5. Какова связь экономических процессов и идентичности людей?
6. Консъюмеризм и экономика
7. Исследовательские программы обществознания : натурализм и культурцентризм
8. Приведите пример работы натурализма и культур-центризма в экономике.
Темы рефератов
1. Роль социальной философии в анализе экономики
2. Экономические теории и экономическое мировоззрение
3. Натуралистическая и культур-центристская исследовательская программа в экономике
4. Идентичность людей и ее значение для экономических процессов
Литература
1. Человек в экономике и других социальных средах. Отв. ред. В.Г. Федотова. М.: ИФ РАН. 2008.
С. 3 -95.
2. Поланьи К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени. Спб. 2002. Часть II.
С. 43 – 240.
3. Найт Ф. Экономика и человеческая деятельность// Философия экономики. Антология. М., 2012. С.124 – 133.
4. Тросби Д. Экономика и культура. М. 2013. С. 38 – 69.
5. Коллинз Р. Рыночная динамика как движущая сила исторических изменений // Макроистория. Очерки социологии большой длительности. М. 2013. С. 304-354.л
Тема 3.
В.П. Ратников
Дата: 2018-12-21, просмотров: 237.
Источник: findout.su
Основные исследовательские программы в обществознании
К исследовательским программам, сформировавшимся в социальной философии, относятся следующие: натуралистическая (ее версии: методологический редукционизм, этноцентризм, органицизм); культурно-историческая (культурно-центристская); психологическая и социопсихологическая исследовательские программы; исследовательские программы классического и постклассического марксизма; программа социального действия М. Вебера; программа социальной реальности как феномена символической интеракции (Дж. Г. Мид); программа структурного функционализма (Т. Парсонс); программа общественной рациональности и коммуникативного действия, «системы» и «жизненного мира» (Ю. Хабермас) и др.
Натуралистическая программа допускала правомерность экстраполяции методологических особенностей естествознания на социально-гуманитарное знание и формировала идеалы и нормы научности по образу естественных наук. Перенесение центра тяжести с одной науки на другую в натуралистической программе отражало степень зрелости естествознания, науки в целом и появление в ней все новых лидирующих дисциплин, с помощью которых и объяснялись закономерности развития общества (механики, географии, биологии, экономики и др.)
В рамках культур-центристской исследовательской программы общество рассматривается как сверхиндивидуальная реальность, в которой воплощен мир моральных, эстетических, духовных ценностей, культурных смыслов и образцов, обусловливающих ход всемирной истории и деятельности отдельных индивидов (Кант, Гегель, Гердер, Риккерт, Дильтей, Тейлор и др.).
В рамках психологической и социопсихологическойисследовательских программ предпринимаются попытки объяснить социальную жизнь на основе влияния на человеческое поведение психологических факторов.
В 40-х годах XIX в. создавалась марксистская исследовательская программа социального развития. В ее рамках обоснована концепция материалистического понимания истории; построено учение об общественно-экономических формациях, которое в современных условиях переосмысливается, сопоставляется с концепцией цивилизационного развития; разработана материалистическая диалектика; представлена концепция человека как совокупности общественных отношений.
Одна из привлекательных исследовательских программ социального развития — это программа коммуникативного действия Ю. Хабермаса (род. в 1929 г.). Фундаментальным условием осуществления этой программы Хабермас считает радикальную трансформацию европейской рациональности, моделирующей насилие в жестких формах логицизма и технологического операционализма. Субъект-объектная структура отношений человека должна быть переориентирована на субъект-субъектную структуру, моделируемую межличностным общением — «интеракцию», понимаемую Хабермасом не только как социальное взаимовоздействие, но как глубинную содержательную коммуникацию в ее личностном измерении.
Источник: mykonspekts.ru