Кцп что это за программа

Особенности комплексных целевых программ как планового документа

Имеющиеся методические разработки по обоснованию КЦП рассматривают их обоснование в отрыве от стратегического плана развития страны, отрасли, региона. Это приводит к тому, что задания программ, долгосрочных и текущих планов не взаимоувязаны, степень их стыковки и сбалансированности не обеспечены. Это негативно отражается как на выполнении программ, так и долгосрочных планов развития национальной экономики, ее инновационности (о проблемах разработки стратегических планов, на основе которых должны были обосновываться КЦП, а также среднесрочные и текущие планы будет сказано в главе 4).

Такая ситуация сложилась из-за рассредоточенности по времени и по ведомствам процессов обоснования, утверждения и организации выполнения программ и планов. Следует однозначно отметить, что программы не заменяют планов, они носят локальный характер и призваны решать наиболее важные проблемы, которые выявляются в процессе обоснования стратегических планов (к сожалению, практика показывает, что многие ведомства вместо планов формируют массу КЦП, которые по определению не могут быть выполнены и обеспечить сбалансированное развитие экономики). В то же время сложная экономическая ситуация в стране, необходимость осуществления экономических, структурных преобразований в сфере общественного воспроизводства предопределяют расширение использования программноцелевого управления (но это не значит еще большего увеличения количества программ разного уровня; речь идет о крупномасштабных, межотраслевых проектах-программах, решающих наиболее значимые проблемы, а количество программ необходимо сократить). При этом задания программ должны формировать государственный заказ (или госза- дание в зависимости от его важности) для участников-исполнителей.

20.12.03//Нейроморфные вычисления: путь из лаборатории в реальную жизнь. Майк Дэвис, Intel

Такой подход вытекает из характерных особенностей программ как планового документа. Эти особенности заключаются в следующем:

  • — программы разрабатываются для решения наиболее существенных (важных) стратегических проблем развития страны (регионов, отдельных крупных корпораций), что предполагает приоритетное обеспечение ресурсами мероприятий программы;
  • — программа решает ресурсоемкие (крупные) народнохозяйственные (региональные, корпоративные) проблемы;
  • — в программах ресурсами обеспечивается вся иерахическая цепочка объектов, участвующих в реализации программы (независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности и хозяйствования);
  • — задания программы и их ресурсное обеспечение могут распределяться по исполнителям на основе конкурсного отбора, а в определенных случаях — на основе государственного задания соответствующим учреждениям (автономным, бюджетным или казенным);
  • — структура программ представляет собой иерархическое построение комплекса заданий и мероприятий, полностью обеспеченных ресурсами (финансовыми, материальными, трудовыми соответствующей квалификации, информационными, в том числе по передовым научным исследованиям), решающих проблему.

Эти особенности позволили уточнить определение КЦП как планового документа. Комплексная целевая программа — это директивный документ, в котором решается важная народнохозяйственная (ФЦП, национальные проекты) или региональная (РЦП) проблема; адресные мероприятия которой взаимоувязаны по ресурсам, срокам, результатам со стратегическим планом соответствующего уровня; обеспеченных в приоритетном порядке ресурсами и их целевым использованием (для чего в программе ресурсы распределены по мероприятиям и заданиям программы).

Основными методологическими положениями разработки и реализации программ (ФЦП, РЦП) являются:

  • — адресность мероприятий и заданий (не как это в действующих программах — Министерство образования и науки практически по всем заданиям, а кто конкретно будет выполнять это задание);
  • — целеполагание, как основа определения состава показателей и исполнителей программы, при этом показатели программы обосновываются исходя из целевых нормативов (идеальных для данного этапа развития национальной экономики и международного разделения труда);
  • — комплексность и взаимоувязка заданий и мероприятий с учетом оптимальных расходов ресурсов и максимального возможного достижения поставленной программной цели;
  • — конкретность и количественная определенность заданий, что позволяет в последующем контролировать ход выполнения программы по этапам и промежуточным показателям;
  • — объективность, предполагающая определение индикаторов (критериев) программы, отражающих степень достижения программной цели;
  • — системность в обосновании программных показателей, заданий и мероприятий, начиная от «Дерева целей» и до ресурсного, организационного и административного их обеспечения;
  • — реализуемость программы на всех ее этапах в рамках выделенных ресурсов. В связи с тем, что программа носит межотраслевой (межрегиональный) характер предполагается создание (учреждение) Координационного органа (совета, центра);
  • — подконтрольность, что предопределяет по каждому мероприятию определить конкретное, измеримое значение с разбивкой по годам реализации программы с последующим формированием системы отчетности (бланки, периодичность, система показателей, ответственные за своевременное и достоверное предоставление отчетности);
  • — структурированность программы как планового документа с учетом общих положений и специфики той или иной программы;
  • — эффективность, предполагающая определение социального и экономического эффекта (в зависимости от поставленной цели программы), а также промежуточных показателей, отражающих степень достижения запланированной эффективности (эффективность определяется относительными показателями, тогда как эффект — абсолютными).

С учетом вышеизложенного, целесообразно выделить специфические особенности программы как планового директивного документа:

  • — программа должна быть нацелена на инновационные преобразования и иметь межотраслевой и межрегиональный характер, что должно быть учтено как при ее обосновании, так и при администрировании, создании дееспособной управленческой структуры;
  • — программа должна реализовываться в тандеме с мастер- планом развития региона или отдельного кластера, что предполагает включение программных заданий как приоритетных в эти планы;
  • — повышенные риски реализации программы (инновационность, долговременный характер, высокая затратоемкость) предполагают обоснование резервных путей развития, формирование сетевой модели поэтапного продвижения к заданной цели (с расчетом затрат и конкретных результатов), определение ответственных и наделение их соответствующими полномочиями;
  • — в программе должны быть обоснованы стратегические конкурентные преимущества, достигаемые в результате ее реализации (технологические, технические, организационные), а также как обеспечивается национальная и иная безопасность.

Таким образом можно обобщить отличительные признаки программы как планового документа являются:

  • — КЦП решает наиболее приоритетную проблему, которая четко сформулирована и локализована (перечень проблем и определение наиболее важных (3-4 проблем), требующих программного решения, определяется в стратегических прогнозах, когда обосновываются различные варианты развития страны, отраслей, регионов и комплексов (кластеров) в перспективе и определяется разрыв между возможным и целевым их развитием. Этот разрыв указывает на проблему, которая оценивается по степени влияния на результативность, социально- экономическую эффективность экономики страны, региона, межотраслевого комплекса, предприятия);
  • — цели, задачи и мероприятия программы должны быть конкретизированы под программную проблему, обеспечивая ее решение в необходимые, установленные сроки;
  • — мероприятия и выделенные для их реализации ресурсы (финансовые и материальные) должны носить адресный характер, что повышает подконтрольность и ответственность за реализацию мероприятий и целевое использование средств и ресурсов;
  • — программа должна быть обеспечена ресурсами в приоритетном порядке (в полном объеме и в установленные сроки) как по количеству, так и по качеству;
  • — программы, как правило, должны носить межотраслевой, межрегиональный характер, что предопределяет состав ее участников независимо от формы собственности и отраслевой принадлежности;
  • — программы носят эпизодический, локальный характер и их необходимость отпадает при решении проблемы.
Читайте также:
Classwire что за программа

Правила, требования, границы разработки и организации выполнения программ определяются принципами, которые формируются исходя из методологии программно-целевого планирования. Эти принципы можно условно разделить на две группы: 1 — общие, на основе которых разрабатываются все плановые документы, в том числе и целевые комплексные программы (директивность, научность, реальность и реализуемость плановых и программных мероприятий, преемственность планов и программ различных временных границ и другие); 2 — специфические, присущие в большей степени только программам. К таким специфическим принципам относятся: комплексность и системность мероприятий, обеспечивающих решение проблемы, целенаправленность программных мероприятий на решение проблемы, единство целей и ресурсов (кроме того, можно выделить и такие принципы: социальная направленность, повышение эффективности, приоритетность, пропорциональность и сбалансированность).

Принцип комплексности (системности) программных решений определяет необходимость отражения в программе мероприятий и заданий по цепочке их взаимосвязей, а также по исполнителям независимо от их отраслевой или организационно-правовой принадлежности. Таким образом, обеспечивается более строгая, чем в плане, межотраслевая увязка программных показателей, отражение в программе не только заданий отраслевого характера, но и заданий для других отраслей, предприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Требование этого принципа может быть обеспечено при условии чёткой формулировки цели программы и определении основных путей её реализации. При этом необходимо более зримо очерчивать границы решаемой проблемы и круг организаций и предприятий, включаемых в программу.

Важным принципом разработки программ, тесно взаимосвязанных с принципом комплексности, является целенаправленность. Принцип целенаправленности означает обеспечение приоритета цели, определяемой в виде конечного результата, над ресурсами.

Принцип единства целей и ресурсов предопределяет взаимную увязку намеченных заданий и мероприятий программы с ресурсами, исполнителями и сроками. Целесообразно по каждому заданию программ проводить расчёт необходимых ресурсов (финансовых, трудовых по квалификационному составу, материальных по их структуре) при условии обеспечения повышения эффективности их использования. При этом необходимо определить и источники поступления ресурсов по их видам, объему, качественному составу.

Эти основополагающие принципы разработки программ определяют основные направления использования программно-целевого подхода для эффективного решения проблем в социально-экономическом развитии страны, региона, межотраслевого комплекса, предприятия. Эти принципы в полной мере могут быть использованы при разработке программ (подпрограмм) развития АПК как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Принципы программно-целевого планирования находят своё конкретное проявление в технологии, методах, приёмах и порядке разработки КЦП как документа. При этом принципы программноцелевого планирования синхронизированы с правилами стратегического планирования для обеспечения единства методологических подходов к этим плановым документам.

Имеющиеся методологические разработки по стратегическому и программно-целевому планированию рассматривают процессы разработки планов и программ изолировано, что ставит под сомнение реализуемость как стратегических планов, так и программ (даже на уровне теоретических положений). Такая ситуация сложилась из-за рассредоточенности по времени и по организациям процессы обоснования, утверждения и организации выполнения этих документов. При этом стратегические планы не носят директивный характер (их рассматривают как некие ориентиры даже в теоретическом плане), что ведет к формированию текущих планов и программ исходя из условий текущего состояния экономики.

Источник: bstudy.net

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Основной понятийный аппарат программно-целевого планирования включает следующие элементы: программно-целевой подход, программно-целевое планирование, комплексная целевая программа, программно-целевой метод.

Программно-целевой подход — это наиболее общее понятие, характеризующее применение отдельных элементов программно-целевого планирования в практике принятия плановых решений по экономическому и социальному развитию объекта управления (особенно на начальных этапах разработки планов при формировании целей и определении основных путей их достижения). В частности, программно-целевой подход может быть использован не только при разработке комплексных целевых программ, но и в бизнес-планировании, долгосрочных и среднесрочных планах.

Программно-целевое планирование — это метод управления экономическим и социальным развитием страны (региона, отрасли, комплекса предприятий) с помощью разработки и осуществления специфических плановых документов — комплексных целевых программ. Программно-целевое планирование построено по логической схеме: «цели — пути их достижения — способы (инструменты) достижения цели — средства, необходимые для достижения цели». При этом цели в отличие от внутрифирменного планирования формируются для решения важной проблемы и носят более конкретный характер.

Комплексная целевая программа (КЦП, программа) представляет собой директивный и адресный документ, увязывающий по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее важной и насущной проблемы эффективными путями в установленные сроки.

Программно-целевой метод определяет приемы и способы разработки программ и отражает последовательность принятия программных решений во времени и пространстве.

Особенностью данного метода является не прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов.

Еще одной особенностью программно-целевого планирования является способ влияния на планируемую систему. Во главу угла ставится не система, уже сложившаяся, и ее структура, а элементы программы, которые могут не совпадать с системой (разрабатываются мероприятия по изменению системы).

Основным достоинством программно-целевого метода в современных условиях является концентрация ресурсов на реализацию взаимосвязанных мероприятий, возможность контроля за их расходованием, корректировки и стимулирования их эффективного использования.

КЦП может иметь сроки, не связанные с плановыми периодами. В то же время показатели программ находят свое отражение в планах исполнителей программных заданий и мероприятий, что предопределяет разбивку программного периода на сроки, совмещенные с плановыми периодами. В России такие программы в основном разрабатываются и реализуются с привлечением бюджетного финансирования (из федерального, регионального или местного), что отразилось на структуре программ и на сроках выполнения заданий (они привязаны к системе государственного планирования, разработке и исполнению бюджетов).

В последующем практически в каждом регионе были разработаны программы развития той или иной сферы деятельности, наиболее важной для региона. В частности, практически повсеместно разработаны и реализуются региональные программы поддержки малого предпринимательства. На федеральном уровне разработано и реализуется в настоящее время около 100 целевых программ.

На предприятиях наиболее серьезные и стратегически важные проблемы в основном решаются с помощью бизнес-планов инвестиционного или предпринимательского проектов. В то же время предприятия участвуют в процессе разработки и согласовании мероприятий КЦП, если задания или мероприятия касаются деятельности предприятия или оно участвует в их реализации. В то же время в последнее время и на уровне крупных предприятий начали разрабатываться и реализовываться комплексные целевые программы, что сформировало новое направление в менеджменте — управление по программам. Это вызвано тем, что КЦП — это достаточно универсальный документ, с помощью которого возможно целенаправленно и эффективно решать наиболее важные проблемы.

Наиболее интенсивно программно-целевое планирование используется в России с 2000 года для решения социально-экономических проблем, связанных с качеством жизни, демографией, приоритетным развитием наукоемких отраслей, а также отраслей сферы услуг (туризма, культуры, гостиничного хозяйства и т. д.).

Отличительными особенностями КЦП как планового документа являются следующие:

  • — программа решает наиболее важную, приоритетную проблему, которая четко очерчена и локализована (перечень проблем и выделение из них наиболее важных, требующих программного решения определяется в стратегическом плане, когда обосновываются различные варианты развития предприятий, отраслей, комплексов в перспективе и определяется разрыв между возможным и необходимым их развитием. Этот разрыв и указывает на проблему, которая оценивается по степени влияния на результативность экономики страны, региона, межотраслевого комплекса, предприятия);
  • — цели, задачи и мероприятия программы конкретизированы под программную проблему, обеспечивая ее решение в необходимые, установленные сроки;
  • — мероприятия и выделенные для их реализации ресурсы носят адресный характер, что повышает подконтрольность и ответственность за реализацию мероприятий и целевое использование средств и ресурсов;
  • — программа обеспечивается ресурсами в приоритетном порядке, в полном объеме и в установленные сроки как по количеству, так и по качеству;
  • — программы в основном носят межотраслевой, межрегиональный характер и не привязаны к возможностям развития конкретных предприятий и их объединений;
  • — программы носят локальный характер, что предопределяет состав их участников независимо от формы собственности и отраслевой принадлежности;
  • — программы носят эпизодический характер, и их необходимость отпадает при решении проблемы.
Читайте также:
Что за программа Ватсап чат

Правила, требования, рамки разработки и организации выполнения программ определяются принципами, которые формируются исходя из методологии программно-целевого планирования. Эти принципы можно условно разделить на две группы:

  • 1) общие, на основе которых разрабатываются все плановые документы, в том числе и целевые комплексные программы (директивность планов и программ, научность и реальность плановых и программных мероприятий, преемственность планов и программ различных временных границ и др.);
  • 2) специфические, присущие в большей степени только программам. К таким специфическим принципам относятся: комплексность мероприятий, обеспечивающих решение проблемы, целенаправленность программных мероприятий на решение проблемы, единство целей и ресурсов.

Общие принципы планирования изложены в главе 1 учебника, поэтому в этой главе основное внимание уделяется специфическим принципам.

Принцип комплексности программных решений определяет необходимость отражения в программе мероприятий и заданий по цепочке их взаимосвязей, а также по исполнителям независимо от их отраслевой или организационно-правовой принадлежности. Таким образом, обеспечивается более строгая, чем в плане, межотраслевая увязка программных показателей, отражение в программе не только заданий отраслевого характера, но и задач для других отраслей, предприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Требование этого принципа может быть обеспечено при условии четкой формулировки цели программы и определении основных путей ее реализации. При этом необходимо более зримо очерчивать границы решаемой проблемы и круг организаций и предприятий, включаемых в программу.

Следующим принципом разработки программ, тесно взаимосвязанных с принципом комплексности, является целенаправленность. Принцип целенаправленности означает обеспечение приоритета цели, определяемой в виде конечного результата, над ресурсами.

Программа потому и называется целевой, что она направлена на достижение определенной цели. При формулировке цели программы учитываются, во-первых, долговременная цель развития объекта программно-целевого планирования, во-вторых, функции и задачи, выполняемые объектом планирования в перспективе, в-третьих, локальная проблема, на решение которой направлена программа.

Принцип единства целей и ресурсов предопределяет взаимоувязку намеченных заданий и мероприятий программы с ресурсами, исполнителями и сроками. Целесообразно по каждому заданию программы проводить расчет необходимых ресурсов (финансовых, трудовых по квалификационному составу, материальных по их структуре) при условии обеспечения повышения эффективности их использования. При этом необходимо определить и источники поступления ресурсов по их видам, объему, качественному составу.

Эти основополагающие принципы разработки программ определяют основные направления использования программно-целевого подхода для эффективного решения проблем в социально-экономическом развитии страны, региона, межотраслевого комплекса, предприятия.

Принципы программно-целевого планирования находят свое конкретное проявление в методах, приемах и порядке разработки КЦП как документа.

Источник: studme.org

Основные места в рамках КЦП на бюджет: что это значит, расшифровка?

Аббревиатура КЦП расшифровывается как контрольные цифры приема. Это означает целевое значение количества основных бюджетных мест в высшем учебном заведении, на которых будут принимать выпускников школ. Формируются цифры по определенному направлению на различные формы обучения: очную, очно-заочную, заочную, либо дистанционную. Высшие образовательные учреждения набирают столько желающих, сколько позволяет вмещать федеральный бюджет учебного заведения.

Как правило, на заочной форме обучения по программам бакалавриата мест выделяется меньше, чем на очной. Число мест в магистратуре ограничено, и в несколько раз их уменьшено, чем в предыдущем направлении, как на очном, так и на заочных отделениях. Подобная ситуация является типичной для многих вузов. Бюджетных мест в этом направлении выделяется мало. На очном отделении магистратуры, на некоторых направлениях подготовки такие места выделяются иностранным студентам, прибывшим из близкого или дальнего зарубежья.

Варианты поступления

Контрольные цифры приёма на все места можно найти на официальном сайте ВУЗа. Как правило, зачисления абитуриентов проходят в несколько этапов:

На первой ступени заполняются 80% бюджетных мест высшего учебного заведения. Поступающие, которые получили большее количество баллов и своевременно подали заявление на поступление и предоставили в полном объеме оригиналы документов.

До 1 августа ВУЗ принимает все заявки от абитуриентов о желании обучаться. Спустя несколько дней публикуются списки зачислившихся, именно тех, кто смог набрать наибольшее число баллов.

На второй стадии поступления заполняются остаточные 20% бюджетных мест. Список абитуриентов составляется уже из рейтинга по прохождению балла.

Последним днем приёма заявлений о зачислении является 6 августа. Позднее комиссия не принимает документы, так как приказ о приёме студентов издается через несколько дней – 8 августа.

Кто оплачивает зачисление студента на основе КЦП

После поступления обучаемый не платит за свое обучение, оно осуществляется за счет средств местного федерального бюджета. При успешной учебе он вправе ежемесячно получать выплаты стипендии. Для этого ему необходимо удачно зачислиться в общеобразовательное заведение, а также хорошо учиться, и своевременно сдавать сессию.

Источник: list-name.ru

Кцп что это за программа

Значения аббревиатуры КЦП

.. Поиск значений сокращения КЦП ..

Случайная аббревиатура

Всего значений: 7 (показано 5)

Случайная аббревиатура

Случайная аббревиатура

Случайная аббревиатура

Всего значений: 21 (показано 5)

Случайная аббревиатура

Случайная аббревиатура

Случайная аббревиатура

Случайная аббревиатура

Случайная аббревиатура

Случайная аббревиатура

Случайная аббревиатура

Случайная аббревиатура

Всего значений: 9 (показано 5)

Случайная аббревиатура

Случайная аббревиатура

Случайная аббревиатура

Добро пожаловать в словарь сокращений русского языка!

У нас собрано более 48000 аббревиатур с более чем 102000 способами их расшифровки.

Источник: xn—-7sbbfsshef0aedydgg4lyb.xn--p1ai

Контрольные вопросы для проверки знаний

Основной понятийный аппарат программно-целевого планирования включает следующие элементы: программно-целевой подход, программно-целевое планирование, комплексная целевая программа, программно-целевой метод. Программно-целевой подход – это наиболее общее понятие, характеризующее применение отдельных элементов программно-целевого планирования в практике принятия плановых решений по экономическому и социальному развитию объекта управления (особенно на начальных этапах разработки планов при формировании целей и определении основных путей их достижения).

В частности программно-целевой подход может быть использован не только при разработке комплексных целевых программ, но и в бизнес – планировании, в долгосрочных и среднесрочных планах. Программно-целевое планирование – это метод управления экономическим и социальным развитием страны (региона, отрасли, комплекса предприятий) с помощью разработки и осуществления специфических плановых документов – комплексных целевых программ.

Читайте также:
Deco pic что это за программа на Андроид

Программно-целевое планирование построено по логической схеме: «цели-пути- способы-средства». При этом цели, в отличие от внутрифирменного планирования, формируются для решения важной проблемы и носят более конкретный характер.

Комплексная целевая программа (КЦП) представляет собой директивный и адресный документ, увязывающий по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее важной и насущной проблемы эффективными путями в установленные сроки. Программно-целевой метод определяет приёмы и способы разработки программ и отражает последовательность принятия программных решений во времени и пространстве.

Особенностью данного метода является не прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Еще одной особенностью программно-целевого планирования является способ влияния на планируемую систему.

Во главу угла ставится не система уже сложившиеся и ее структура, а элементы программы, которые могут не совпадать с системой. Основным достоинством программно-целевого метода в современных условиях является концентрация ресурсов на реализацию взаимосвязанных мероприятий, возможность контроля за их расходованием, корректировки и стимулирования их эффективного использования.

Программа (КЦП) может иметь сроки не связанные с плановыми периодами. В то же время показатели программ находят своё отражение в планах исполнителей программных заданий и мероприятий, что предопределяет разбивку программного периода на сроки, совмещённые с плановыми периодами.

В России программы в основном разрабатываются и реализуются с привлечением бюджетного финансирования (из федерального, регионального или местного), что отразилось на структуре программ и на сроках выполнения заданий (они привязаны к системе государственного планирования, разработке и исполнению бюджетов). В соответствии с этим были разработаны и утверждены приказом Минэкономразвития РФ (от 17 июня 2002 г. №170) Типовой макет программы экономического и социального развития субъекта РФ и Порядок согласования с федеральными органами исполнительной власти мероприятий (объектов) программ экономического и социального развития субъектов РФ.

В последующем практически в каждом регионе были разработаны программы развития той или иной сферы деятельности, наиболее важной для региона. В частности, практически повсеместно разработаны и реализуются региональные программы поддержки малого предпринимательства.

На Федеральном уровне разработано и реализуется в настоящее время около 100 целевых программ (национальных проектов), в том числе «Доступное жилье», развитие образования и другие. На предприятиях наиболее серьёзные и стратегически важные проблемы в основном решаются с помощью бизнес-планов инвестиционного или предпринимательского проектов.

В то же время предприятия участвуют в процессе разработки и согласовании мероприятий программ (КЦП), если задания или мероприятия касаются деятельности предприятия, или оно участвует в их реализации. В то же время в последнее время и на уровне крупных предприятий начали разрабатываться и реализовываться комплексные целевые программы, что сформировало новое направление в менеджменте – управление по программам.

Это вызвано тем, что КЦП – это достаточно универсальный документ, с помощью которого возможно целенаправленно и эффективно решать наиболее важные проблемы. Наиболее интенсивно программно-целевое планирование используется в России с 2000 года для решения социально-экономических проблем, связанных с качеством жизни, демографией, приоритетным развитием наукоёмких отраслей, а также отраслей сферы услуг (туризма, культуры, гостиничного хозяйства и т.д.).

Отличительными особенностями программы как планового документа являются: — программа решает наиболее важную, приоритетную проблему, которая чётко очерчена и локализована (перечень проблем и выделение из них наиболее важных, требующих программного решения определяется в стратегическом плане, когда обосновываются различные варианты развития предприятий, отраслей, комплексов в перспективе и определяется разрыв между возможным и необходимым их развитием. Этот разрыв и указывает на проблему, которая оценивается по степени влияния на результативность экономики страны, региона, межотраслевого комплекса, предприятия); — цели, задачи и мероприятия программы конкретизированы под программную проблему, обеспечивая ее решение в необходимые, установленные сроки; — мероприятия и выделенные для их реализации ресурсы носят адресный характер, что повышает подконтрольность и ответственность за реализацию мероприятий и целевое использование средств и ресурсов; — программа обеспечивается ресурсами в приоритетном порядке, в полном объеме и в установленные сроки — как по количеству, так и по качеству; — программы в основном носят межотраслевой, межрегиональный характер и не привязаны к возможностям развития конкретных предприятий и их объединений; — программы носят локальный характер, что предопределяет состав ее участников независимо от формы собственности и отраслевой принадлежности; — программы носят эпизодический характер и её необходимость отпадает при решении проблемы.

Правила, требования, границы разработки и организации выполнения программ определяются принципами, которые формируются исходя из методологии программно-целевого планирования. Эти принципы можно условно разделить на две группы: 1 – общие, на основе которых разрабатываются все плановые документы, в том числе и целевые комплексные программы (директивность планов и программ, научность и реальность плановых и программных мероприятий, преемственность планов и программ различных временных границ и другие); 2 – специфические, присущие в большей степени только программам.

К таким специфическим принципам относятся: комплексность мероприятий, обеспечивающих решение проблемы, целенаправленность программных мероприятий на решение проблемы, единство целей и ресурсов. Общие принципы планирования изложены в главе 1 учебника, поэтому в этой главе основное внимание уделяется специфическим принципам.

Принцип комплексности программных решений определяет необходимость отражения в программе мероприятий и заданий в во взаимосвязи по исполнителям независимо от их отраслевой принадлежности. Таким образом, обеспечивается более строгая, чем в плане, межотраслевая увязка программных показателей, отражения в программе не только заданий отраслевого характера, но и заданий для других отраслей, предприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Требование этого принципа может быть обеспечено при условии чёткой формулировки цели программы и определении основных путей её реализации. При этом необходимо более зримо очерчивать границы решаемой проблемы и круг организаций и предприятий, включаемых в программу.

Следующим принципом разработки программ, тесно взаимосвязанных с принципом комплексности, является целенаправленность. Принцип целенаправленности означает обеспечение приоритета цели, определяемой в виде конечного результата, над ресурсами. Программа потому и называется целевой, что она направлена на достижение определённой цели.

При формулировке цели программы, учитывается, во-первых, долговременная цель развития объекта программно-целевого планирования, во-вторых, функции и задачи, выполняемые объектом планирования в перспективе, в-третьих, локальная проблема, на решение которой направлена программа. Принцип единства целей и ресурсов предопределяет взаимоувязку намеченных заданий и мероприятий программы с ресурсами, исполнителями и сроками.

Целесообразно по каждому заданию программ проводить расчёт необходимых ресурсов (финансовых, трудовых по квалификационному составу, материальных по их структуре) при условии обеспечения повышения эффективности их использования. При этом необходимо определить и источники поступления ресурсов по их видам, объему, качественному составу. Эти основополагающие принципы разработки программ определяют основные меры использования программно-целевого подхода для решения задач эффективного решения проблем в социально-экономическом развитии страны, региона, межотраслевого комплекса, предприятия. Принципы программно-целевого планирования находят своё конкретное проявление в методах, приёмах и порядке разработки КЦП как документа.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru