Планирование будущего школы представляет собой поиск ответов на четыре основных вопроса:
1. Что представляет собой сегодня школа, каковы ее сильные и слабые стороны?
2. Какой мы хотим видеть школу в будущем?
3. Какие возможности существуют для реализации цели и что нам мешает?
4. Какие действия и в какой последовательности мы должны совершить, чтобы достичь цели?
Технологии поиска ответов на эти вопросы могут быть различными. В конечном итоге важно, позволяет ли данная технология получить программу, способную стать более эффективным средством управления, чем традиционные планы. Предлагаемая технология планирования развития школы разработана на основе методологии системного подхода, анализа и обобщения имеющегося опыта разработки программ развития образовательных учреждений.
В процессе разработки программы развития школы можно выделить следующие стадии:
1. проблемный анализ состояния школы;
2. формирование концепции будущего школы;
3. разработка стратегии, основных направлений и задач перехода к новой школе;
Профессия Веб разработчик: кто это? | GeekBrains
4. формирование целей первого этапа построения новой школы;
5. формирование плана действий;
6. экспертиза программы.
Поясним какие проблемы решает разработчик на каждой из выделенных стадий.
Анализ состояния школы призван определить исходную базу для разработки путей ее развития. Он должен выделить сильные и слабые стороны школы и ответить на вопрос: что следует изменить, чтобы в будущем школа могла удовлетворять требованиям, которые к ней будут предъявляться.
Разработка концепции будущего школы — это построение образа того, какой должна будет стать школа в результате осуществления программы ее развития, т.е. призвана определить ее желаемое будущее.
Развитие школы может осуществляться разными путями, отличающимися тем, какие усилия нужно тратить, чтобы двигаться по ним. Выявить основные из них и выбрать наименее трудоемкий путь — важная задача составителей программы. Ее решение осуществляется в процессе разработки стратегии, основных направлений и задач развития школы. На этом этапе планирования определяются этапы перехода от настоящего к желаемому будущему и оценивается реалистичность разработанной ранее концепции развития школы.
Поскольку переход к желаемому конечному результату — длительный процесс, то необходимо зафиксировать промежуточные состояния, через которые должна будет проходить программа, т.е. определить цели этапов. Но, поскольку цели последующих этапов будут зависеть от тех конкретных результатов, которые были достигнуты на предыдущих, в начале разработки необходимо конкретизировать лишь цели первого этапа программы.
Следующий шаг планирования — это конкретизация действий, которые нужно совершить для реализации цели первого этапа программы и подготовки к осуществлению последующих этапов.
Последний шаг планирования — оценка программы и принятие решения о ее запуске.
исходя из вышесказанного, основные стадии разработки программы развития:
Кто такой C# разработчик? | Geekbrains
3. Принятия решения, экспертирования.
Перейдем теперь к характеристике отдельных этапов.
1.1. | Принятие решения о разработке программы развития школы (ПРШ). |
Мотивы связанные с принятием решения о разработке программы могут быть вызваны целом рядом причин:
— желание руководителя иметь такую программу;
— осознали необходимость перемен и беретесь за разработку программы;
— сверху спущено, что необходимо перестраиваться и Вы решаете как;
— сверху приказали разработать программу.
Несмотря на различие причин побудивших заняться разработкой программы, следует позаботиться на этом этапе о необходимости мотивации этой работ — необходимости увлечь всех, или по крайней мере большинство коллектива, так как эта работа требует на этапе разработки, а в особенности на этапе внедрения включения всего коллектива.
1.2. | Обеспечение управления разработкой. |
Разработка должна планироваться.
— кадры (свои и чужие)
— финансы(кому, сколько, откуда)
— ресурсы (бумага, и пр.)
— информация (очень важный ресурс, так как возможно, что потребуется дополнительное исследование.
— технология (знать как разрабатывать)
— консультационные услуги (приглашение экспертов)
— интеллектуальные возможности (т.к. с низкими ничего не будет)
1.3. | Организация рабочих групп и их ресурсное обеспечение. |
Необходимо образовать рабочие группы. Принципы их деления самые разные (человек может входить и в разные группы с разными функционалами). Наличие ресурсов, поддержка сверху. — документы- технология (знать как разрабатывать)
1.4. | Добыча дополнительных ресурсов (обычно информации). |
— финансы(кому, сколько, откуда)
— информация (очень важный ресурс, так как возможно, что потребуется дополнительное исследование.
— консультационные услуги (приглашение экспертов)
— интеллектуальные возможности (т.к. с низкими ничего не будет)
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Услуги ОЦ Disshelp по разработке программ развития
Реализация образовательных программ происходит по четко проработанной траектории с учетом определенных условий: возможности учреждения, базовые ориентиры и перспективы, преподавательский состав и материально-техническая база и пр. Для подготовки учащихся важно не просто тщательно спроектировать и продумать траекторию обучения, но и продумать программу развития образовательного заведения.
Реализация образовательных программ происходит по четко проработанной траектории с учетом определенных условий: возможности учреждения, базовые ориентиры и перспективы, преподавательский состав и материально-техническая база и пр. Для подготовки учащихся важно не просто тщательно спроектировать и продумать траекторию обучения, но и продумать программу развития образовательного заведения.
Что такое программа развития?
Программа развития представляет собой официальный документ, в котором подчеркиваются ключевые ориентиры образовательного заведения. В данном случае прописываются не просто общие параметры: цели, задачи, организационно-правовая форма и пр. В этом файле будут отмечены существенные факторы и условия по подготовке учащихся с акцентом на уровень образования и частные параметры: материально-техническая база и инфраструктура учреждения, укомплектованность преподавательского состава, технологии и методологии обучения, система управления и пр.
То есть программа развития является основополагающим документом, состоящий наравне с уставом. Он прописывает общие и существенные условия работы учебного заведения, воссоздавая единую картину и рабочую концепцию.
Программа развития образовательного заведения – это единый и общий для конкретного учебного заведения файл, подчеркивающий особенности построения и организации, реализации учебного процесса по всем действующим направлениям подготовки и предоставляемым услугам. Она разрабатывается для каждого учреждения отдельно, индивидуально и является оригинальным документом!
Программа развития образовательного заведения – это документ стратегический, но требующий постоянного или оперативного обновления. Чаще всего срок действия этого регламента составляет от 3 до 5 лет. Далее важно тщательно анализировать внутреннюю и внешнюю среду, определять ориентиры и возможности совершенствования деятельности учреждения, повышения качества образовательных услуг и излагать их в новом формате.
Программа развития призвана осветить следующие моменты:
- Описать текущие условия и возможности реализации действующих образовательных программ;
- Выявить и емко констатировать потребности учебного заведения в общем или частном контексте (в рамках реализации конкретной специализации, программы);
- Определить потенциальные направления подготовки и условия реализации программ намеченных программ;
- Выделить способы совершенствования деятельности организации, разработать инновационные подходы, приемы или программы, коррективы текущих условий;
- Определение перспектив развития учебного заведения или отдельных составляющих (корпусов, направлений, программ и пр.).
Программа развития образовательного заведения выполняет следующие функции. Во-первых, она позволяет своевременно проанализировать результаты обучения и степень их соответствия требованиям ФГОС, рынка труда и реалиям.
Во-вторых, указанных документ позволяет определить наличие проблем в деятельности учебного заведения и оперативно их устранить.
В-третьих, программа развития нацелена на проектирование инноваций и их проработку для дальнейшего внедрения. То есть выполняет преобразующую (обновляющую) миссию.
В-четвертых, она позволяет грамотно продумать возможности совершенствования и перспективы развития учебного заведения, то есть успешно выполняет прогнозирующую функцию.
Благодаря программе развития можно выявить достоинства и недостатки как учебного заведения в целом, так и в отношении конкретного направления подготовки.
Таким образом, программа развития – это официальный документ, призванный очертить основные условия и особенности в деятельности учебного заведения при реализации выбранных им направлений подготовки. Она констатирует текущие условия и факторы, влияющие на ход обучения и оказания соответствующих услуг, а также намечающий перспективы дальнейшей деятельности.
Специалисты образовательного центра Disshelp готовы проконсультировать и разъяснить специфику и предназначение программ развития в учебном заведении или в рамках индивидуальной траектории подготовки учащегося. Наши эксперты ответят на любые вопросы, касающиеся рассматриваемого документа, и помогут в определении его роли и сути, специфики.
Виды программ развития и их особенности
Программа развития – это не просто универсальный документ, освещающий ракурс и основные положения в работе конкретного образовательного заведения. Данный формат может быть разработан и применен, как в общем, так и индивидуальном порядке.
Общая (основная) программа развития представляет собой официальный нормативно-правовой документ на уровне учебного заведения в целом, где прописывается, анализируется текущие условия по реализации действующих образовательных программ, отмечаются проблемы в деятельности учреждения, а также предопределяются перспективы развития (потребности, возможности). Специфика этого документа проявляется в том, что он воссоздает основные и обязательные условия для подготовки учащихся и полноценной работы конкретного учебного заведения.
Индивидуальная программа развития может распространяться на отдельные планы обучения – направления подготовки (специальности или программы (рабочие планы по учебным дисциплинам, обновление или повышение качества подготовки педагогического состава и пр.)). В данном случае подчеркивается конкретное слабое звено в системе образования (на уровне организации) и определяются возможности и перспективы его преобразования, улучшения. То есть акцент делается на конкретном элементе, специальности, программе: обновление, актуализация данных с учетом реалий, устранение недостатков, повышение конкурентоспособности программы в рамках конкретного заведения и пр.
Также можно выделить программу развития группового и частного плана. Первый вариант предполагает проектирование траектории и учебного процесса в рамках коллективного (группового) обучения с уточнением деталей набора слушателей (критерии, условия), технологии и методики обучения, дисциплинарный состав и пр. К этой нише можно отнести традиционные образовательные программы по всем направлениям подготовки с учетом их подвида: бакалаврская/магистерская или специалитетская, основная или дополнительная, общая или инклюзивная и пр.
Индивидуальная программа развития призвана конкретизировать ход обучения индивида с акцентом на его способности, возможности, цели и пр. Она более точная, ориентированная под конкретного человека, его возможности и ценности, потребности и пр.
Помимо этого, можно рассматривать индивидуальную программу развития как часть образовательной траектории или элемент самообразования. В рамках первого акцента программа развития позволяет воспитать из рядовой личности специалиста конкретного вида, жанра, для определенной отрасли, конкретного уровня и пр. В данном случае программа развития нацелена на привитие научных представлений, знаний и умений в рамках выбранного профиля.
Если рассматривать программу развития, как элемент самообразования, то это частный путь по освоению интересуемых, желаемых или необходимых знаний и навыков. В этом ракурсе она позволяет индивидуализировать общую траекторию под возможности и нужды конкретного индивида. Она ориентирована на восполнение пробелов или повышение уровня эрудиции и подготовки учащегося.
Таким образом, независимо от узости и разновидности программы развития, она описывает существенные и обязательные условия по обучению с оценкой перспектив совершенствования условий, основы и траектории обучения в рамках определенной образовательной организации.
Авторы Disshelp помогут разобраться во всех видах программ развития и выделить их специфику, необходимость и возможности по проработке и внедрению. Мы с легкостью спроектируем или откорректируем документ, поможет в его грамотном и качественном формировании с акцентом на выбранный формат, разновидность, требования ФГОС и прочие факторы.
Раздел программы развития
Ключевые элементы, параметры
Сфера действия – полное (и сокращенное) наименование учебного заведения, где планируется реализация
Сведения о разработчиках
Дата разработки и согласования/утверждения
Программа развития призвана упорядочить инновации, реформы в рамках конкретной образовательной организации. Данный документ позволяет не просто грамотно разработать особенности совершенствования деятельности организации, но и тщательно продумать тонкости ее реализации, обосновать необходимость реформ и оценить конечный результат.
Притом разработка программы развития проходит по единой траектории, но с учетом масштабов: для всей образовательной организации в целом или с акцентом на конкретную проблему, частный параметр (программа, целевая аудитория, требования рынка труда и пр.).
Каждый раздел программы развития призван выделить конкретные моменты:
- Пояснительная записка или паспорт программы развития описывает основные моменты обучения и обосновывает необходимость реформ, предоставляет общие сведения о разработке и реализации намеченной траектории;
- Анализ состояния объекта призван подчеркнуть текущие условия обучения, особенности в развитии организации, а также диагностировать проблемы и потребности учреждения;
- Проектирование концепции развития позволяет сформировать теоретическую модель реформы: описать основной инструментарий и подходы по совершенствованию деятельности образовательной организации, описать наиболее подходящие приемы, технологии и методы, разработка примерной сетки по оценке результатов инноваций;
- Ресурсное обоснование призвано подчеркнуть потребности организации в обновлении с учетом сегмента: какие ресурсы и фрагменты реформировать, основные мероприятия;
- Прогнозно-технологический блок позволяет уточнить траекторию развития: детализировать последовательность мероприятий, сроки их реализации, определить основные виды деятельности исполнителей и пр.;
- Контрольно-оценочный модуль программы развития призван определить основные ориентиры для качественной оценку результатов от внедрения: параметры для сравнения и способы оценки, учет требований ФГОС, выделение предмета и объекта, определение способов координации и оптимизации условий и пр.
Таким образом, программа развития содержит существенные моменты по реформированию деятельности образовательной организации: начиная от тщательного обоснования и заканчивая планом инноваций.
Команда Disshelp готова помочь с формированием программы развития на любом этапе ее подготовки. Наши эксперты помогут грамотно структурировать информацию и подготовить качественный документ, всесторонне подчеркивающий и обосновывающий необходимость перемен.
Наши авторы проконсультируют по вопросам наполнения каждого раздела программы развития, специфике ее написания и оформления, проработки и пр. Мы оказываем услуги по проведению финансового экономического, ресурсного, кадрового анализа, проведению SWOT и PEST анализа, маркетинговые и социологические исследования и пр. Исполнители от Disshelp предельно просто разъяснять необходимость всех разделов программы развития и отметят моменты, для освещения в каждом из них.
Команда Дисхелп поможет диагностировать проблемы в деятельности объекта и на их основе спроектировать дальнейший ход по совершенствованию условий работы.
Этапы разработки программы развития
Первым шагом на пути к созданию инновационной траектории является подбор команды специалистов, способных оценить и разработать всесторонний план развития организации. В данном случае важно сформировать группу из 8-10 человек, каждый из которых будет ориентирован на выполнение определенной миссии и иметь соответствующее образование.
Чаще всего руководитель и его заместители занимаются общим проектированием деятельности заведения, а узкоквалифицированные специалисты – диагностикой проблем и поиском посильных способов их решения.
В данном случае важно подобрать необходимых специалистов «по всем флангам».
Второй шаг по подготовке программы развития – проектирование деятельности экспертной группы. Сначала выделяются цели и задачи разработки программы развития. Далее уместно провести совещание с целью обсуждения ключевых моментов по формированию программы развития: определение основных мероприятий и примерных сроков их реализации, констатация полномочий всех специалистов с учетом их подготовки опыта и пр.
Третий этап – работа рабочих групп и экспертов в рамках обозначенных мероприятий, предварительного плана, цели и задач программы развития. По мере проведения всех необходимых мероприятий эксперты анализируют полученные результаты, а затем представляют их на общем заседании.
Нужна помощь преподавателя?
Кто является разработчиком программы развития
Ключевые слова: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; РУКОВОДИТЕЛЬ; КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ; ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ; EDUCATIONAL ORGANIZATION; MANAGER; DEVELOPMENT CONCEPT; DEVELOPMENT PROGRAM.
Аннотация: Руководитель образовательной организации принимает решение о том, в каких направлениях необходимо развиваться образовательной организации. В этом заключается назначение концепции развития образовательного учреждения, которая имеет свои особенности разработки. Поэтому важно определить функции руководителя при создании концепции образовательной организации.
Современным образовательным учреждениям необходимо адаптироваться к существующим условиям функционирования, поскольку все они осуществляют деятельность в рыночной экономике. Возрастает конкуренция и нужно уметь использовать инструменты, которые помогут эффективно осуществлять деятельность на рынке.
Одним из таких инструментов является Программа развития, которая включает в себя долгосрочные планы образовательного учреждения, а также способы их достижения. Часть Программы развития – Концепция. Она состоит из нескольких составных элементов, которые необходимо создавать последовательно. При этом немаловажным вопросом становится то, кто данную концепцию разрабатывает, как при этом задействуется персонал, и какова роль руководителя. Поэтому в данной статье будет рассмотрена роль руководителя в разработке концепции развития образовательного учреждения.
Программа развития должна включать обязательные элементы:
– титульный лист – содержит гриф утверждения, слова «Программа развития», полное наименование образовательной организации, гриф согласования, место и год составления;
– паспорт программы – включает ответственных исполнителей, участников, цели, задачи, основные направления, этапы и сроки реализации, объемы и источники финансирования, ожидаемые результаты;
– характеристику текущего состояния образовательной организации;
– концептуальную модель развития образовательной организации;
– основные направления стратегических изменений образовательной организации;
– ресурсное обеспечение программы развития;
– основные мероприятия программы развития с указанием сроков их реализации;
– механизм реализации программы развития;
– предполагаемые результаты реализации программы развития [1].
Концепция – это часть программы развития образовательной организации, которая содержит его основополагающие ценности, миссию всей системы, ее отдельных подразделений, цели и основные задачи в приоритетных направлениях развития.
Итак, основными элементами концепции являются:
— основополагающие ценности,
— миссия всей системы, отдельных подразделений,
— направления развития,
— цели, задачи.
Миссия организации (школы) – смысл, основное назначение ее существования [2, с.82].
Руководитель должен быть задействован на всех этапах разработки концепции.
На первом этапе руководитель образовательной организации должен:
1. Провести анализ следующих показателей:
— качество знаний, умений, навыков;
— уровень здоровья;
— используемые методы преподавания, общее качество преподавания;
— качество воспитательной работы;
— работа с кадрами: начиная от поиска, заканчивая обучением в процессе осуществления деятельности;
— материально-техническая база;
— внешние связи образовательного учреждения;
— внутренний психологический климат среди сотрудников, особенности социальной среды;
— наличие заказа на образование.
Отметим, что анализировать можно с помощью различных методов, в том числе с помощью балльных оценок и системы взвешенных показателей.
2. Вторым шагом является обдумывание, формулирование основной идеи развития образовательной организации. Разработка концептуальных основ.
3. Третий шаг – выявление элементов концепции, их функций. Пример: в рамках концепции организации обучения элемент концепции – мотивация обучения, функции – выработка понимания у обучающихся для чего они обучаются, что они получат в итоге.
4. Четвертый этап – разработка системы приемов по каждому элементу концепции. Пример приема в рамках названной выше концепции: разработка принципов стимулирования труда преподавателей.
Данные этапы являются подготовительной работой для создания концепции образовательной организации. Данные части общего процесса разработки руководитель может выполнять как сам, так и с привлечением персонала. Это необходимо для того чтобы руководитель ознакомился с мнением педагогического административного персонала, соотнес его с желаемым результатом и разработал концепцию с учетом существующего несоответствия.
Далее можно приступить к конкретным этапам разработки концепции.
Целью первого этапа разработки концепции развития признается определение основополагающих ценностей организации.
На втором этапе разработки концепции необходимо сформулировать миссию образовательной организации, его отдельных подразделений.
Третий этап характеризуется выбором направлений развития образовательной организации.
Четвертый этап направлен на постановку целей и задач.
Важно отметить, что все цели, задачи, так же как и миссия должны быть объяснены коллективу, чтобы каждый сотрудник работал не только для достижения общей цели, но и понимал, для чего ему это нужно, что будет способствовать личной заинтересованности и проявлению инициативы.
Далее необходимо приступать к разработке Программы в целом.
Для того чтобы разработать Программу развития руководителю рекомендуется привлечь администрацию образовательного учреждения. Затем следует создать рабочую группу, в которую войдут наиболее компетентные, опытные преподаватели. По возможности необходимо получить консультацию преподавателей вузов, ученых, поскольку это поможет создать такую концепцию, в рамках которых обучение учащихся будет адаптировано под требования современных образовательных организаций профессионального образования.
Эффективным признается деление рабочей группы на подгруппы, где каждая подгруппа отвечает за свою часть Программы, затем обсуждает ее с другими подгруппами в процессе доработки. Таким образом создается проект Программы.
Проект Программы выносится на педагогический совет, обсуждается и дорабатывается.
Программу с учетом корректировок необходимо выносить на расширенное заседание педагогического совета (с участием родительского комитета). Затем следует этап получения рецензий от руководителей других образовательных учреждений, представителей местного комитета образования. После этого Программу направляют на заключительную экспертизу, которую осуществляют преподаватели вузов, ученые.
На этапе утверждения Программы руководителю необходимо соотнести необходимую структуру управления, организационную структуру с существующей. Чаще всего существующая не соответствует, необходимо выделять специальную целевую структуру, которая будет осуществлять управление ходом реализации программы. Это необходимо поскольку зачастую существующие структуры могут справляться с реализацией программы (дополнительными заданиями) только в стабильных условиях. В случаях, когда возникают нестандартные ситуации, весь процесс ложится на руководителя.
Отметим, что для эффективной реализации программы руководителю необходимо четко ставить задачи, определять временные рамки выполнения тех или иных заданий, а контролировать ход работы рекомендуется с помощью периодических заседаний с участием всех ответственных лиц.
Таким образом, при разработке концепции развития образовательного учреждения руководителю необходимо создать базис концепции, привлечь сотрудников на конкретных этапах ее разработки, в дальнейшем наладить работу по созданию всей Программы развития организация: начиная с создания рабочих групп, заканчивая осуществлением текущего контроля за ходом реализации программы.
Список литературы
- Ладнушкина, Н.В, Ярцева, В.М. Как разработать программу развития образовательной организации // Система образования. Режим доступа: URL: https://vip.1obraz.ru. 20.11.2018.
- Яшина Г.А., Сиденко А.С. Разработка миссии образовательной организации в условиях создания школ-комплексов // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8-3. – С. 82-84.
Источник: novaum.ru