Программа «Юный эколог» вместе с обеспечением — программно-методическая система всестороннего воспитания дошкольника с экологическим уклоном.
Автор С.Н. Николаева
Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников.
Структурно-содержательная характеристика
В программе «Юный эколог» выделяются два аспекта содержания экологического воспитания: передача экологических знаний и их трансформация в отношение. Автор подчеркивает, что экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе лежат «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда».
Программа состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников ДОУ». Одна из них ориентирована на детей и предназначена для организации занятий по развитию экологической культуры дошкольников 2~—7 лет. Другая предназначена взрослым; по ней осуществляется повышение квалификации воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования, других специалистов, занимающихся экологическим воспитанием детей.
Чему учат юных новооскольских экологов
«Экологическое воспитание дошкольников» состоит из 7 разделов. Раздел 1 — элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ.
Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах. Разделы 2, 3 — познание собственно экологических законов природы — жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе.
Эти законы можно интересно познать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понимать, приобщиться к ним в своем поведении и жить в соответствии с ними на Земле. Раздел 4 прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В разделе 5 раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Раздел 6 показывает разные формы взаимодействия человека с природой. В разделе 7 даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.
Экологические знания — не самоцель, а лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувствительной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.
Предметно-развивающая среда
Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу и прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах:
- закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любых растений и животных к среде;
- смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития;
- конвергентное сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде.
Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей в достаточном количестве самих объектов природы — растений и животных, находящихся в помещении и на участке ДОУ.
Название программы: «Экология — наука о доме»
Учебно-методическое обеспечение
Программа имеет обстоятельное методическое обеспечение, в том числе опубликованные разработки по созданию эколого-педагогической среды в ДОУ, а также конкретных технологий для практической работы с детьми разных возрастных групп. Программа может быть использована любым дошкольным учреждением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического воспитания дошкольников, так как основное внимание в ней уделяется природным объектам, находящимся в непосредственном окружении ребенка, при этом педагоги одновременно обучаются на курсах повышения квалификации.
Программа «Юный эколог» имеет обстоятельное обеспечение для взрослых, желающих повысить свою компетентность в вопросах методики экологического воспитания детей и для их работы с дошкольниками. Причем обеспечение разного типа — методическое и технологическое. В ряде методических пособий описаны создание развивающей среды в дошкольном учреждении, экологический подход к содержанию растений и животных. Ряд пособий — это технологии экологического воспитания детей всех возрастов (от младшей группы до подготовительной), содержат готовое планирование и подробное описание экологических мероприятий с детьми. Все технологии построены на разных видах деятельности, чаще всего совместной деятельности воспитателя с детьми (наблюдение и его моделирование в календаре, создание и поддержание условий для объектов, чтение природоведческой познавательной литературы и коллективное изготовление самодельных книг, проведение акций и др.).
Результаты апробации программы
Программа «Юный эколог» разработана на основе теоретических и практических исследований в области экологического воспитания дошкольников, проводимых автором на протяжении многих лет в Российской академии образования и различных регионах России.
Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. — М.: Сфера, 2009.
Источник: doshkolniki.org
О программе «Юный эколог» Николаевой С.Н.
учебно-методический материал по окружающему миру
Юный эколог – это парциальная программа экологического воспитания, разработанная Светланой Николаевной Николаевой. Данная программа может использоваться при написании вариативной части основных образовательных программ ДОО, а также в учреждениях дополнительного образования. Данный материал позволит педагогам дошкольного образования, а также другим специалистам ДОО разобраться в программе «Юный эколог» и включить ее в свою образовательно-воспитательную деятельность.
Краткое изложение программы подготовила воспитатель Борокина Валерия Алексеевна МБДОУ «Детский сад №235» города Нижний Новгород.
Скачать:
![]() |
21.11 КБ |
![]() |
1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Юный эколог – это парциальная программа экологического воспитания, разработанная Светланой Николаевной Николаевой. Данная программа может использоваться при написании вариативной части основных образовательных программ ДОО, а также в учреждениях дополнительного образования.
Знакомство дошкольников с миром природы осуществляется в процессе наблюдений, опытнической деятельности, экскурсий, моделирования, чтения произведений художественной и познавательной литературы, рассматривания иллюстраций, просмотра видеофильмов и т.п.
Все эти формы работы способствуют расширению представлений детей о мире природы, обогащению словарного запаса, развитию связной речи, воспитанию нравственных качеств. Дошкольники учатся устанавливать причинно-следственные связи между различными объектами и явлениями природы; знакомятся с правилами поведения на природе; участвуют в посильном труде на природе, учатся ухаживать за обитателями уголка природы и т.п.
В программе намеренно не дается жесткой привязки задач и содержания экологического воспитания к тому или иному возрасту, что позволяет начать ее реализацию в любой возрастной группе детского сада. Это позволяют воспитателю осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объем и глубину решения поставленных задач.
В программе выделено шесть основных тем, с которыми знакомятся дошкольники:
- «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»:
- Мироздание (вселенная) (видимые объекты явления Вселенной – Солнце, планеты, Луна, материки, государства, города);
- Вода (свойства, состояние, значение для человека);
- Воздух (свойства, приспособления для полета, значение для человека);
- Почва и камни (свойства земли, песка, глины, значимость для растений, свойства природных камней);
- Сезоны (характерные явления неживой природы, сезонные изменения).
- «Многообразие растений и их связь со средой обитания»:
- Комнатные растения (виды, характернее особенности, строение, потребности);
- Растения на участке детского сада (виды деревьев, кустарников, различных растений, признаки, особенности строений, назначение органов, приспособленность к меняющимся условиям, влияние людей).
- «Многообразие животных и их связь со средой обитания»:
- Обитатели уголка природы (виды животных, необходимые условия);
- Домашние и сельскохозяйственные животные (особенности внешнего облика, поведения, условий, созданных человеком);
- Перелетные и зимующие птицы (виды, особенности внешнего облика и поведения, приспособление к условиям, помощь человека).
- «Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания»;
- Растения (стадии роста и развития, условия);
- Птицы (размножение);
- Млекопитающие (размножение).
- «Жизнь растений и животных в сообществе»:
- Лес, тайга, тропический лес, пруд, озеро, река, море, луг, степь (особенности, растения, обитатели, их приспособленность к жизни в разные сезоны, польза для человека);
- «Взаимодействие человека с природой»:
- Человек – живое существо (условия, необходимые человеку для жизни);
- Как человек использует природу (материалы для нужд, идеи для создания техники, красота для вдохновения и творчества);
- Как человек охраняет природу (красная книга, заповедники, природоохранительная деятельность человека).
Принципы реализации программы.
• постепенное в течение учебного года и от возраста к возрасту наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их морфофункциональной взаимосвязи с внешними условиями;
• использование непосредственного природного окружения, которое составляет жизненное пространство дошкольников: систематическое изучение растений и животных зеленой зоны дошкольного учреждения, а затем объектов природы, которые можно продемонстрировать наглядно;
• постепенное познавательное продвижение дошкольников: от единичных сенсорных впечатлений, объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их экологическому сходству;
• широкое использование в работе с дошкольниками разных видов практической деятельности: систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, проведение опытов, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны дошкольного учреждения, различные виды изобразительной деятельности на основе впечатлений о природе, изготовление предметов и игрушек из природного материала;
• подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приемов, вызывающих у дошкольников положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства; с использованием народных сказок, сказочных персонажей, разнообразных кукол и игрушек, разных видов игр.
Материал программы распределен на весь учебный год по месяцам и неделям. В течение учебного года этот материал постепенно усложняется, наращивается объем знаний, впечатлений, интеллектуальных и практических умений. Каждая тема в начале года представлена достаточно просто и неоднократно повторяется в течение учебного года. В конце года дети уже имеют некоторую систему представлений, на основе которых их можно подвести к первоначальным обобщениям.
Материал программы реализуется через разные виды практической деятельности: выращивание растений, поддержание необходимых условий для животных, зимнюю подкормку птиц, ведение календаря природы, проведение опытов, изготовление книг о природе, участие в подготовке и проведении акций. В ходе работы по программе широко используются сказки, игры, игровые обучающие ситуации, вызывающие у детей положительные эмоции.
Особенности организации предметно-пространственной (эколого-развивающей) среды.
- В помещении и на участке дошкольники должны быть окружены растениями и животными, вокруг которых воспитатель организует различную деятельность.
- Необходимо донести идею о том, что человек не «царь природы», а ее часть, поэтому он должен жить в согласии с ней и по тем же законам, что и сама природа.
- Экологическое воспитание должно строиться на изучении двух направлений экологии – аутэкология (особенности жизни отдельно взятого организма) и синэкологии (изучение сообщества живых организмов).
- Характерная черта методики экологического воспитания – непосредственный контакт ребенка с объектами природы, общение с животными и растениями, наблюдение за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.
Требования к организации экологического пространства:
- Она должна быть обогащенной.
- На территории ДУ не разрешается сажать плодовитые деревья и огород.
- Озеленение должно составлять не менее 50% общей площади, при плотной застройке разрешается сократить до 20%.
- Групповые площадки должно быть покрыты травой, но не искусственным покрытием. В сухие и жаркие дни территорию следует поливать дважды в день.
- В группах детского сада не должно быть уголков природы, но он может быть создан при наличии дополнительных помещений.
- Растения могут быть везде, где есть хорошее освещение.
«Живая природа» в помещениях ДОО: рыбы, пернатые, млекопитающие, черепахи.
«Экологическое пространство» в помещениях ДОО: уголок природы (не имеет значения в каком количестве и какие растения будут стоят в группе, важно, чтобы они был здоровыми. Необходимо разместить календарь наблюдений, ящик с посадками (лук, овес, рассада). В младшем возрасте воспитатель показывает, в среднем возрасте воспитатель работает с детьми в паре, а в старшем возрасте развивается самостоятельность детей в работе в уголке природы); комната природы (помещение для объектов живой природы); кабинет природы (разновидность комнаты природы, но со столами для занятий); зимний сад: (помещение для растительного мира); экокванториум (зона живой природы, зона лабораторного экспериментирования, зона технического творчества (конструирования)).
«Экологическое пространство» на территории ДОО: площадка природы (озелененное место для отдыха), мини-ферма, экологическая тропа (тропа с объектами природы), маршруты в природу, «уголок нетронутой природы» (территория, которая не подвергается никакому воздействию со стороны человека).
Материально-техническое обеспечение программы.
Книги и наглядные пособия:
- Воспитателям будет полезны учебные пособия, предназначенные для начальной школы.
- Обширное собрание детской художественной и познавательной литературы.
- Технология экологического воспитания детей подготовительной к школе группы строится на использовании книги В. Танасийчука «Экология в картинках», детей старшей группы – произведения В. Бианки с иллюстрациями, детей средней группы – Е. Чарушина с иллюстрациями автора, работа с младшими дошкольниками строится на красочных иллюстрациях русских народных сказок.
- Географические пособия: глобус, масштабная карта мира, России, зоологическая карта мира, схематические пособия комнаты, квартиры, улицы, города, страны, планеты.
- Таблицы и картины с изображением разных климатических зон, времен года, трудовой деятельности человека в природе, диких и домашних животных.
- Научно-познавательные фильмы, аудиозаписи звуков природы.
Произведения искусства : изделия народных промыслов, репродукции отечественной пейзажной живописи (И.Левитан, А.Саврасов, И.Шишкин и другие).
Игры и игрушки : игрушки, изображающие объекты природы, фигурки животных и деревьев, кустарников, куклы, изображающие персонажей сказок, куклы бибабо.
Экологический музей : экспозиции «Природа нашего края», «Экзотические природные явления», Природоохранная деятельность детского сада».
Эффективное внедрение экологического воспитания в работу ДОО имеет место при условии осуществления на двух уровнях:
- Административно-управленческий: создание, поддержание и совершенствование эколого-развивающей среды учреждения, взаимодействие с социумом (родители, природоохранные и образовательные учреждения, учреждения культуры, общественные организации.
- Воспитательно-образовательный: развитие экологической культуры и эколого-педагогической компетенции, систематическое повышение квалификации в области экологического воспитания дошкольников.
Оба уровня включают систему ежегодных мероприятий, охватывающих все стороны экологического направления, к которым относятся педагогический совет, заключительный педсовет, работа с семьей, установление связей с учреждениями для взаимодействия по всевозможным аспектам экологического воспитания. Также рассматривается возможность наличия в ДОО эколога.
Источник: nsportal.ru
Кто является автором программы юный эколог
- постепенное наращивание объема материала;
- первоочередное использование природного окружения: растении и животных зеленой зоны детского сада и участков;
- продвижение детей от единичных сенсорных впечатлений к многообразию этих впечатлений, затем – к конкретным представлениям, затем – к обобщению представлений;
- широкое использование разных видов практической деятельности;
- подача познавательного материала с помощью приемов, вызывающих у детей интерес и положительные эмоции.
В программу включены разделы: «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»; «Рекомендации по распределению материала по возрастным группам». А также раскрыты условия, соблюдение которых способствует успешной реализации программы «Юный эколог» в практике работы детского сада. Даны практические рекомендации по созданию развивающей эколого-предметной среды в дошкольном учреждении. Приведен широкий иллюстративный материал, который взят за основу для создания необходимых наглядных пособий. Планируемые результаты по освоению данной программы соответствуют целевым ориентирам, обозначенными в ФГОС ДО, а именно:
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
ребенок склонен наблюдать, экспериментировать;
обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
В программе «Юный эколог» выделяются два аспекта содержания экологического воспитания: передача экологических знаний и их трансформация в отношение.
«Экологическое воспитание дошкольников» состоит из 7 разделов.
Раздел 1 — элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах.
Разделы 2, 3 — познание собственно экологических законов природы — жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе. Эти законы можно интересно познать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понимать, приобщиться к ним в своем поведении и жить в соответствии с ними на Земле.
Раздел 4 прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных.
В разделе 5 раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.
Раздел 6 показывает разные формы взаимодействия человека с природой.
В разделе 7 даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.
Экологические знания — не самоцель, а лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувствительной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.
Источник: www.mbdou10-tula.ru