Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Ещё древнегреческий философ Аристотель, живший в IV веке до н.э. говорил: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи».
Американский поэт Генри Лонгфелло назвал музыку универсальным языком человечества.
И вправду, люди, разговаривающие на разных языках, не понимают друг — друга, но музыка, обладая собственным языком, объединяет людей, проникая в их души. И важно, чтобы эта музыка была высокохудожественной, вызывала бы в душе возвышенные мысли и чувства: доброту, сочувствие другому человеку, чуткость к красоте в искусстве и в жизни.
Но в реальной жизни дети не получают возможности соприкасаться с подлинными шедеврами мировой музыкальной культуры. В детском саду они воспитываются, в основном, на упрощенном по музыкальному языку репертуаре, не имеющем подлинной художественной ценности. В семье дети слышат, как правило, лишь развлекательную музыку.
Далеко не все знают, кто являются авторами этого музыкального шедевра под названием «Дай Бог!»
Поэтому мы считаем авторскую программу О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры» особенно актуальной на сегодняшний день. Разработанная автором концепция обосновывает важность накопления, уже в раннем и младшем дошкольном возрасте, музыкально-интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребенком речью.
слайд 3.
Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет.
Ведущим видом деятельности в программе «Музыкальные шедевры» является музыкальное восприятие, которое центрирует, объединяет все другие (исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность).
Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики.
слайд 4.
Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Определены задачи, которые едины для всех возрастных групп.
Основные задачи программы:
— накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей и народной музыки, формировать тезаурус (сокровищницу впечатлений);
— вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства;
— развивать музыкальное мышление детей (осознание эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, жанра и др.);
— развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);
— побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове рисунках, пластике, инсценировках);
— расширять знания детей о музыке;
— вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности, начала вкуса, признание ценности музыки, представления о красоте;
Тест на знания — Классическая музыка (легко). Часть I
— побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной) поддерживать проявления оценочного отношения.
слайд 5.
Принципы построения программы:
Тематический
Принцип концентрический или принцип цикличности (повторяемость тем). Принцип — контрастное сопоставление репертуара.
Принцип адаптивности.
Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно – эстетической деятельности.
слайд 6.
Основной принцип программы – тематический. Программа охватывает 6 тем, каждая из которых изучается в течение одного-двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале.
Первая тема «Настроения, чувства в музыке» (сентябрь-октябрь)
Вторая тема «Песня, танец, марш» (ноябрь, декабрь, январь)
Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах» (февраль)
Четвѐртая тема «Природа и музыка» (март)
Пятая тема «Сказка в музыке» (апрель)
Шестая тема «Музыкальные инструменты и игрушки» (май)
слайд 7.
Методы и приѐмы музыкального воспитания:
— Наглядный, словесный, практический — традиционные методы.
слайд 8.
Особые методы, разработанные О.П. Радыновой:
Метод контрастных сопоставлений произведений.
Методы уподобления характеру звучания музыки – виды:
— Тактильное уподобление характеру звучания музыки
— Словесное уподобление характеру звучания музыки
— Вокальное уподобление характеру звучания музыки
— Мимическое уподобление характеру звучания музыки
— Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки
— Интонационное уподобление характеру звучания музыки
— Цветовое уподобление характеру звучания музыки
— Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки
слайд 9.
В детском саду слушание музыки предлагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы:
«Какие чувства передает музыка?» характеристика эмоционально – образного содержания. (первый квартал)
«О чем рассказывает музыка?» выделение черт программности и изобразительности при их наличии. (второй квартал)
«Как рассказывает музыка?» характеристика средств музыкальной выразительности. (третий квартал)
Эта последовательность тем может быть использована как схема беседы о музыкальном произведении на протяжении нескольких занятий: от настроений, чувств, выраженных в музыке, к различению изобразительных моментов (если они имеются) и, далее, средств выразительности, с помощью которых создан данный музыкальный образ.
слайд 10.
Критерии оценки уровня сформированности основ музыкальной культуры детей в разных возрастных группах.
Понятие «музыкальная культура дошкольников», включает в себя следующие компоненты: эмоциональная отзывчивость, мышление и воображение. Проводится диагностика по этим 3-м компонентам.
В младшем возрасте этими критериями являются: сосредоточенность внимания; продолжительность восприятия; двигательная активность (наличие движений, мимических реакций, вокализаций); наличие действий с музыкальными инструментами и игрушками, их соответствие характеру и ритму музыки; желание слушать музыку, высказывания детей о характере музыки и их предпочтения.
В средней и старшей группах: сосредоточенность внимания; продолжительность восприятия; двигательная активность; выразительность исполнения; оригинальность творческих проявлений; глубина высказываний о музыке; выразительность оценочных суждений о красоте музыки; наличие любимых произведений, предпочтений, знаний о музыке, ее языке.
Скачать:
Источник: nsportal.ru
Обзор программы О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры»
Публикация «Обзор программы О, П, Радыновой „Музыкальные шедевры“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Ещё древнегреческий философ Аристотель, живший в IV веке до н. э. говорил: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи».
Американский поэт Генри Лонгфелло назвал музыку универсальным языком человечества.
И вправду, люди, разговаривающие на разных языках, не понимают друг — друга, но музыка, обладая собственным языком, объединяет людей, проникая в их души. И важно, чтобы эта музыка была высокохудожественной, вызывала бы в душе возвышенные мысли и чувства: доброту, сочувствие другому человеку, чуткость к красоте в искусстве и в жизни.
Но в реальной жизни дети не получают возможности соприкасаться с подлинными шедеврами мировой музыкальной культуры. В детском саду они воспитываются, в основном, на упрощенном по музыкальному языку репертуаре, не имеющем подлинной художественной ценности. В семье дети слышат, как правило, лишь развлекательную музыку.
Поэтому мы считаем авторскую программу О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» особенно актуальной на сегодняшний день. Разработанная автором концепция обосновывает важность накопления, уже в раннем и младшем дошкольном возрасте, музыкально-интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребенком речью.
Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет.
Ведущим видом деятельности в программе «Музыкальные шедевры» является музыкальное восприятие, которое центрирует, объединяет все другие (исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность).
Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики.
Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Определены задачи, которые едины для всех возрастных групп.
Основные задачи программы :
— накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей и народной музыки, формировать тезаурус (сокровищницу впечатлений);
— вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства;
— развивать музыкальное мышление детей (осознание эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, жанра и др.);
— развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);
— побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове рисунках, пластике, инсценировках);
— расширять знания детей о музыке;
— вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности, начала вкуса, признание ценности музыки, представления о красоте;
— побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной) поддерживать проявления оценочного отношения.
Принципы построения программы :
Принцип концентрический или принцип цикличности (повторяемость тем). Принцип — контрастное сопоставление репертуара.
Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно – эстетической деятельности.
Основной принцип программы – тематический. Программа охватывает 6 тем, каждая из которых изучается в течение одного-двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале.
Первая тема «Настроения, чувства в музыке» (сентябрь-октябрь)
Вторая тема «Песня, танец, марш» (ноябрь, декабрь, январь)
Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах» (февраль)
Четвртая тема «Природа и музыка» (март)
Пятая тема «Сказка в музыке» (апрель)
Шестая тема «Музыкальные инструменты и игрушки» (май)
Методы и примы музыкального воспитания :
— Наглядный, словесный, практический — традиционные методы.
Особые методы, разработанные О. П. Радыновой :
Метод контрастных сопоставлений произведений.
Методы уподобления характеру звучания музыки – виды :
— Тактильное уподобление характеру звучания музыки
— Словесное уподобление характеру звучания музыки
— Вокальное уподобление характеру звучания музыки
— Мимическое уподобление характеру звучания музыки
— Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки
— Интонационное уподобление характеру звучания музыки
— Цветовое уподобление характеру звучания музыки
— Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки
В детском саду слушание музыки предлагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы:
«Какие чувства передает музыка?» характеристика эмоционально – образного содержания. (первый квартал)
«О чем рассказывает музыка?» выделение черт программности и изобразительности при их наличии. (второй квартал)
«Как рассказывает музыка?» характеристика средств музыкальной выразительности. (третий квартал)
Эта последовательность тем может быть использована как схема беседы о музыкальном произведении на протяжении нескольких занятий: от настроений, чувств, выраженных в музыке, к различению изобразительных моментов (если они имеются) и, далее, средств выразительности, с помощью которых создан данный музыкальный образ.
Критерии оценки уровня сформированности основ музыкальной культуры детей в разных возрастных группах.
Понятие «музыкальная культура дошкольников», включает в себя следующие компоненты: эмоциональная отзывчивость, мышление и воображение. Проводится диагностика по этим 3-м компонентам.
В младшем возрасте этими критериями являются: сосредоточенность внимания; продолжительность восприятия; двигательная активность (наличие движений, мимических реакций, вокализаций); наличие действий с музыкальными инструментами и игрушками, их соответствие характеру и ритму музыки; желание слушать музыку, высказывания детей о характере музыки и их предпочтения.
В средней и старшей группах: сосредоточенность внимания; продолжительность восприятия; двигательная активность; выразительность исполнения; оригинальность творческих проявлений; глубина высказываний о музыке; выразительность оценочных суждений о красоте музыки; наличие любимых произведений, предпочтений, знаний о музыке, ее языке.
Прикреплённые файлы:
Источник: www.maam.ru
Программа «Музыкальные шедевры», автор О. П. Радынова.
Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет), учитывающую индивидуальныеи психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основной принцип программы – тематический. Содержание выписано в 6 темах, каждая из которых изучается в течении одного-двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале:
· Музыка выражает настроение, чувства, характер людей.
· Песня, танец, марш.
· Музыка рассказывает о животных и птицах.
· Природа и музыка.
· Сказка в музыке.
· Музыкальные инструменты и игрушки.
Задачи:
1. Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, а также расширять знания детей о народной музыки
2. Вызывать проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра)
3. Воспитывать эстетические чувства, тезаурус (сокровищницу впечатлений)
4. Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках)
Эти задачи едины для всех возрастных групп
Методическое обоснование
Технология О.П.Радыновой построена на основе концепции,обосновывающей важность накопления ужев раннем возрасте музыкально – интонационного опыта восприятия высокого искусства вразных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребёнком речи. Ориентация дошкольника на ценности музыкальной культурыкак части общей духовной культуры имеет важное
значение не только для музыкального, но и общего развития ребёнка, нравственно- эстетического становления личности.
Автором впервые создана научно обоснованная,и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающая принципы , работы, учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности детей и в интеграции со всеми образовательными областями в детском саду.
Основная цель программы — развитие
творческого слушания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности — музыкальной, музыкально –двигательной, художественной.
Ведущий вид деятельности в программе — музыкальное восприятие, объединяющее
исполнительство, творчество, музыкально –образовательную деятельность на едином репертуаре (с привлечением дополнительного репертуара по пению)
Задачи программы, а также болееконкретные задачи, сформулированные по каждой теме, едины для всех возрастных групп:
Расширять знания о музыке
Вызывать и поддерживать интерес к музыке
Развивать музыкально –эстетические потребности, признание ценности музыки, начало вкуса, представления о красоте
Побуждать коценке музыки (эмоциональной и словесной), оценочное отношение
Возможности детей в осуществлении этих задачв разном возрасте различны.
Автор основывается на концепции, формирование
музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной классики и народной музыки, являющихся для них «эталоном красоты», пересмотром технологии изучения репертуара по
контрастного сопоставления произведений
Принципы построения программы
Основной принцип — тематический
(шесть тем на 1-2 месяца изучения и их повторение каждый год на новом материале). Этот принцип помогает систематизировать полученные знания, поддерживают интерес к музыке.
Вторая тема «Песня, танец, марш», основополагающая по программе для общеобразовательных школД.Б.Кабалевского
Третья тема «Музыка рассказывает о животных иптицах » даёт представление об изобразительности
музыки, средствах музыкальной выразительности
Четвёртая тема «Природа имузыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня.
Шестая тема «Музыкальные инструменты и
игрушки » знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра
Принцип концентрический или принцип цикличности (повторяемость тем) — позволяет легко вернуться в следующемгоду к первой теме. Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального иобщего развития
Принцип — контрастное сопоставление репертуара (пьесы с одинаковыми или близкими названиями). Такие сопоставления рождают проблемную познавательно – оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, позволяют лучше осознать услышанное.
Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания иметодов музыкального развития детей взависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка. Допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы
Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно – эстетической деятельности в непосредственной образовательной деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слушания» музыки, побуждает к творческой активности в следующих формах: музыкально –ритмические движения, ритмопластика, подпевание, дирижирование, пение, певческие импровизации; оркестровка, игра на детских музыкальных инструментах; рисование, восприятие произведений изобразительного искусства, чтение стихотворений, сочинение сказок, игр –драматизаций, постановка музыкальных сказок на сюжеты литературных произведений(c ведущей ролью музыки),кукольного музыкального театра и др. видов детской деятельности.
Методы иприёмы музыкального воспитания:
Наглядный, словесный, практический — традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трёх методов применяется с нарастанием проблемной: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.
Созданию проблемных ситуаций способствуют приёмы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке
Особые методы, разработанные О.П.Радыновой:
Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учётом возрастных особенностей.
В младшем возрастеконтрастные сопоставления наиболее отчётливы, в болеестаршем возрасте сопоставление произведений применяется с постепенным уменьшением контрастности образов
Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа
Моторно-двигательное уподобление эмоционально –образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию» (Н. Н. Поддьяков). Различение выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностейявляется наиболее универсальным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения.
Тактильное уподобление характеру звучания музыки — прикосновение руки педагога к руке ребёнка с одновременным пояснениемнастроения музыки (используется в младшем возрасте)
Словесное уподобление характеру звучания музыки — эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Применяется вкаждой возрастной группе по- разному.
Вокальное уподобление характеру звучания музыки в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения иподпевания отдельных интонаций детьми применяется в младшем возрасте (И.В.Груздова). Этот метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению вней наиболее ярких средств. В средней и старшей группе дети уже сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накопления опыта её восприятия
Мимическое уподобление характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьёзность крайне важно для ребёнка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки.
Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональномусодержанию музыкального образа. В младшей группе выполняются простейшие действия смузыкальными инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет могут применять звуковысотные инструменты.
Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно вдеятельности с детьми младшего возраста.
Цветовое уподобление характеру звучания музыки применяется для закрепления представленийо характере музыки, выявление реакций на изменение настроений.
Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки -выразительная роль средств языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения скартиной в плане общности или различия, выраженных вних настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование инсценировок, театрализованных игр, сопровождающихся классической музыкой, ритмопластические импровизации формируют удетей представления о выразительных возможностях искусств
Непосредственная образовательная деятельность (НОД) — основная форма организации детской деятельности, где решаются задачи формирования основ музыкальной культуры. Все виды деятельности (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня музыкального развития ребёнка.
Автор считает важным то, что бы музыка звучала в повседневной жизни детскогосада в самых разнообразных ситуациях:
слушание знакомых музыкальных произведений
музыкальные игры –путешествия в прошлое и настоящее
звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования
тематические музыкальные вечера
Праздничные даты могут отмечаться по – разному (тематические или комплексные занятия, развлечения), а не только в форме утренника
Объём внимания ребёнка невелик, поэтому для слушания надо давать небольшие произведения или яркие фрагменты. Необходимо, что бы классическаямузыка звучала ив семье.
Источник: xn--80aak0be0a7a.xn--p1ai