Программа «Детство». В 1995 году коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена г. Санкт-Петербурга (В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А. Ноткина и др./Под ред.
Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. И. Гурович) была разработана программа «Детство».
Цель программы — обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.
Это комплексная образовательная программа, в основе которой лежит личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. Авторы программы выделяют три возрастные группы – младшую, среднюю и старшую. В основе программ для каждой возрастной группы заложены идеи гуманистической педагогики. Работникам дошкольных образовательных учреждений предлагается в естественных для ребенка условиях, выбирая наиболее значимые для каждого возраста виды деятельности, проводить работу по интеллектуальному, эмоционально-нравственному, волевому, эмоциально-личностному развитию.
О системе обучения по программе «Раннее детство»
Содержание программы разделено на четыре блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».
Программа состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста — младший (третий и четвертый год жизни), средний (пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой год жизни).
Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел — «Отношение к самому себе».
По каждому направлению работы с детьми конкретизируются задачи их воспитания и развития. После каждого направления приводятся характеристики или показатели уровней усвоения программного материала. При этом выделяется три уровня – низкий, средний, высокий. Имеются в программе и методические советы. Заканчивается программа «Детство» разделом «Скоро в школу».
Таким образом, в программе «Детство» определены основные, познавательные, практические, речевые умения, позволяющие ребенку осознанно приобщаться к миру доступных предметов и использовать их в своей деятельности. Серьезное внимание уделено вопросам освоения ребенком культуры деятельности, сотрудничества, творчества.
Раздел программы «Растим детей крепкими, здоровыми, жизнерадостными» (Бабаева Т.Н., Ноткина Н.А.) также состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста – младший, средний и старший возраст.
В разделе отмечается, что создание здорового образа жизни для ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Каждая часть раздела состоит из пунктов, посвященных освоению основ гигиенической культуры и приобщению к двигательной культуре.
Пункт «приобщение к двигательной культуре» содержит по каждой ступени дошкольного возраста:
— задачи воспитателя в приобщении к двигательной культуре,
О программе «Раннее детство»
— что осваивает ребенок,
— уровни освоения программы,
Так, для младшего дошкольного возраста задачами воспитателя являются следующие:
— Вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх и игровых упражнениях;
— Учить детей активно выполнять упражнения вместе с воспитателем;
— Приучать детей в движении реагировать на сигналы.
Дети младшего возраста должны освоить:
1. Построения и перестроения.
2. Общеразвивающие упражнения:
— исходные положения (стоя, сидя, лежа);
— простые движения рук (одновременные и однонаправленные) с предметами и без них.
3. Основные движения:
— ходьба и бег в разных направлениях;
— упражнения в равновесии (высота до 25 см, ширина до 20 см);
— бег в медленном и быстром темпах;
— подскоки на месте и с передвижением, спрыгивание с предмета;
— катание мяча друг другу; перебрасывание мяча через предмет; бросание предмета в горизонтальную и вертикальную цель, вдаль;
— ползание на четвереньках.
4. Подвижные игры.
Содержание физических упражнений
Построения: в круг, парами, в колонну друг за другом (с помощью воспитателя).
Ходьба и равновесие: ходьба «стайкой» за воспитателем в заданном направлении, между предметами, по дорожке (ширина 20 см, длина 2—3 м), по извилистой дорожке (ширина 25— 30 см), по шнуру (прямо, но кругу, зигзагом); перешагивание через препятствия (высота 10—15 см), из обруча в обруч, из Круга в круг, с ящика на ящик (высота 10—15 см); подъем на возвышение и спуск с него (высота до 25 см). у1->«
Бег: за воспитателем и к нему, в разных направлениях, между линиями (расстояние 25—30 см); в медленном темпе (30—40 сек, расстояние до 80 м) и на скорость (расстояние до 10 м).
Прыжки: подскоки на месте на носках, с доставанием предметов, слегка продвигаясь вперед; перепрыгивание через линии, веревку, через две линии (расстояние 10—30 см); прыжки на двух ногах (до 2 м); спрытивание с предмета.
Катание, бросание и ловля: прокатывание мяча одной и двумя руками, под дугу, друг ДругуI бросание мяча вперед снизу, от груди, из-за головы; ловля мяча, брошенного воспитателем (расстояние 50—100 см); перебрасывание мяча через веревку, находящуюся на уровне груди ребенка (расстояние 1— 1,5 м); бросание предметов (мячи, мешочки с песком, шишки и пр.) в цель (расстояние 1 м) одной и двумя руками, вдаль правой и левой рукой.
Ползание и лазание: подтягивание на скамейке, лежа на животе; ползание на четвереньках (3—4 м), ползание под препятствием (высота 30—40 см); перелезание через бревно; лазание по лесенке-стремянке, гимнастической стенке удобным способом.
Используемые для упражнений игровые приемы: «К куклам в гости», «Ножки по дорожке», «Воздушный шар», «Не наступи», «Солнышко и дождик», «Воробышки», «Автомобиль», «Достань флажок», «Обезьянки», «Где звенит?», «Заинька», «Флажок», «Птички летают», «Брось и догони».
Двигательные умения. Строиться парами, друг за другом; сохранять заданное направление при выполнении упражнений; активно включаться в выполнение упражнений; ходить, не сталкиваясь и не мешая друг другу; сохранять равновесие на ограниченной площади опоры; бегать, не мешая друг другу, не наталкиваясь друг на друга; подпрыгивать на месте, продвигаясь вперед; перепрыгивать через предметы, лежащие на полу, мягко приземляться; бросать мяч воспитателю и ловить брошенный им мяч; подтягиваться на скамейке, лежа на груди; ползать на четвереньках, перелезать через предметы; действовать по указанию воспитателя, активно включаться в игры.
Минимальные результаты :
Бег на 10 м . 10,2 сек
Прыжок в длину с места . 30 см
Бросание предмета . 2,5—3 м
Спрыгивание (прыжок в глубину) . 15 см
Даны уровни освоения программы: низкий, средний и высокий
Задачи, Что должен освоить ребенок, Содержание физический упражнений, Уровни освоения программы усложняются в средней и особенно старшей ступени дошкольного возраста.
Так, на шестом году жизни двигательный опыт детей заметно расширяется, активно развиваются двигательные и познавательные способности.
В связи с этим воспитатель способствует нацеливает свое внимание на решение следующих задач:
— добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения детьми всех видов движений;
— учить детей анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и движения товарищей;
— формировать первоначальные представления и умения в спортивных играх и упражнениях;
— воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами;
— побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности;
— целенаправленно развивать быстроту и общую выносливость.
Что осваивает ребенок
1. Порядковые упражнения: порядок построения в шеренг, способы перестроения в 2 и 3 звена.
2. Обшеразвивающие упражнения:
— способы выполнения упражнений с различными предметами,
— направления и последовательность действий отдельных частей тела.
3. Основные движения:
— вынос голени маховой ноги вперед в скоростном беге,
— равномерный бег в среднем и медленном темпе,
— способы выполнения прыжков в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой,
— «школу мяча», способы метания в цель и вдаль,
— лазание одноименным и разноименным способами.
4. Подвижные и спортивные игры:
— способы выбора ведущего.
5. Спортивные упражнения:
— скользящий лыжный ход,
— скольжение по прямой на коньках,
— погружение в воду, скольжение в воде на груди и на спине.
Содержание физических упражнений включает,
Самостоятельные перестроения. Из шеренги в колонну, в две колонны, в два круга, по диагонали, «змейкой» без ориентиров. Повороты направо, налево, на месте и в движении на углах.
Ходьба и упражнения в равновесии. Ходьба в полуприседе, с перекатом с пятки на носок, с задержкой на носке («петушиный шаг»), с заданиями (с хлопками, различными положениями рук), с закрытыми глазами (3—4 м). Ходьба через предметы (высотой 20—25 см), по наклонной доске (высотой 35— 40 см; шириной 20 см).
Ходьба по гимнастической скамейке с закрытыми глазами, с поворотами, различными движениями рук, остановками. Ходьба по шнуру (8—10 м), бревну (высотой 25—30 см, шириной 10 см), с мешочком на голове (500 г), по пенькам, спиной вперед (3—4 м). Поочередное выбрасывание ноги вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении, полуприседание с выставлением ноги на пятку.
Бег. На носках, с высоким подниманием колен, через и между предметами, со сменой темпа. Бег в медленном темпе 350 м по пересеченной местности. Бег в быстром темпе 10 м (3—4 раза), 20—30 м (2—3 раза), челночный бег 3×10 м в медленном темпе (1,5—2 мин).
Прыжки. На месте: ноги скрестно — ноги врозь; одна нога вперед, другая назад; попеременно на правой и левой ноге 4—5 м. Прыжки через 5—6 предметов на двух ногах (высота 15—20 см), вспрыгивание на предметы: пеньки, кубики, бревно (высотой до 20 см). Подпрыгивание до предметов, подвешенных на 15—20 см выше поднятой руки. Прыжки в длину .с места (80—90 см), в высоту (30—40 см) с разбега 6—8 м; в длину (на 130—150 см) с разбега 8 м. Прыжки в глубину (с пенька, бревна, кубов высотой 30—40 см) в указанное место. Прыжки через длинную скакалку, неподвижную и качающуюся, через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад.
Бросание, ловля и метание. Прокатывание мяча одной и двумя руками из разных исходных положений между предметами (ширина 40—30 см, длина 3—4 м). Бросание мяча вверх, о землю и ловля двумя руками не менее 10 раз подряд, одной рукой 4—6 раз подряд. Отбивание мяча не менее 10 раз подряд на месте и в движении (не менее 5—6 м). Перебрасывание мяча друг другу и ловля его стоя, сидя, разными способами (снизу, от груди, из-за головы, с отбивкой о землю). Метание в горизонтальную и вертикальную цель (на высоту 2.2 м) с расстояния 3,5—4 м. Метание вдаль на 5—9 м.
Ползание и лазание. Ползание на четвереньках, толкая головой мяч по скамейке. Подтягивание на скамейке с помощью рук; передвижение вперед с помощью рук и ног, сидя на бревне. Ползание и перелезайие через предметы (скамейки, бревна). Подлезание под дуги, веревки (высотой 40—50 см). Лазание по гимнастической стенке чередующимся способом ритмично, с изменением темпа.
Лазание по веревочной лестнице, канату, шесту свободным способом.
Минимальные результаты
Бег на 30 м. 7,9—7,5 сек
Прыжок в длину с места. 80—90 см
Прыжок в длину с разбега. 130—150 см
Прыжок в высоту. 40 см
Прыжок вверх с места. 25 см
Прыжок в глубину. 40 см
весом 200 г. 3,5—4 м
весом 80 г. 7,5 м
Метание набивного мяча. 2,5 м
Игры с бегом, прыжками, ползанием, лазанием, метанием. Игры-эстафеты.
Городки. Бросание биты сбоку, выбивание городка с кона (5—6 м) и полукона (2—3 м).
Баскетбол. Перебрасывание мяча друг другу от груди. Ведение мяча правой и левой рукой. Забрасывание мяча в корзину двумя руками от груди. Игра по упрошенным правилам.
Бадминтон. Отбивание волана ракеткой в заданном направлении. Игра с воспитателем.
Футбол. Отбивание мяча правой и левой ногой в заданном направлении. Обведение мяча между и вокруг предметов. Отбивание мяча о стенку. Передача мяча ногой друг другу (3—5 м).
Игра по упрощенным правилам.
Катание па санках. С горки по одному и парами. Катание по ровному месту друг друга.
Ходьба на лыжах по пересеченной местности переменным шагом. Повороты на месте влево (вправо). Подъем в горку «лесенкой», спуск в низкой стойке.
Катание на велосипеде по прямой, повороты направо, налево. Катание на самокате, отталкиваясь одной ногой.
Плавание. Скольжение на груди и на спине; выдох в воду. Движения ногами вверх — вниз, сидя и лежа на мелком месте с опорой на дно руками. Плавание произвольным способом на расстояние до Юм.
Ходьба. Туристические походы с двумя переходами по 25—30 минут и активным отдыхом между ними (игры, эстафеты в естественных условиях). Переходы на лыжах (но 15—20 минут) с активным отдыхом. Езда на велосипеде (по 25—30 минут) с перерывом и отдыхом.
Двигательные умения.
Сохранять дистанцию во время ходьбы и бега.
Выполнять упражнения с напряжением, в заданном темпе и ритме, выразительно, с большой амплитудой, в соответствии с характером и динамикой музыки.
Ходить энергично, сохраняя правильную осанку; сохранять равновесие при передвижении по ограниченной площади опоры.
Энергично отталкиваться и выносить маховую ногу вверх в скоростном беге.
Точно выполнять сложные подскоки на месте, сохранять равновесие в прыжках в глубину, прыгать в длину и высоту с разбега, со скакалкой.
Выполнять разнообразные упражнения с мячами («школа мяча»).
Свободно, ритмично, быстро подниматься и спускаться по гимнастической стенке.
Самостоятельно провести знакомую подвижную игру.
Выбивать городки с кона и полукона.
Вести, передавать и забрасывать мяч в корзину, знать правила игры.
Передвигаться на лыжах переменным шагом.
Кататься на двухколесном велосипеде и самокате.
Держаться в воде и передвигаться в ней на расстояние до 10 м.
Также даны уровни освоения программы.
Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностью и точностью. Дети хорошо различают скорость, направление движения, смену темпа и ритма. Растут возможности пространственной ориентировки, заметно увеличиваются проявления волевых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление добиться хорошего результата.
Источник: studfile.net
Бабаева, Березина, Акулова: Детство. Комплексная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС
Аннотация к книге «Детство. Комплексная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС»
Авторский коллектив кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена представляет новый вариант Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство».
Данный вариант программы «Детство» разработан на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Разработано в соответствии с ФГОС.
Иллюстрации к книге Бабаева, Березина, Акулова — Детство. Комплексная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС
Рецензии на книгу «Детство. Комплексная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС»
- Покупатели 3
Программа ДЕТСТВО как продукт диссеминации результатов научных исследований
В этом году исполнилось 20 лет образовательной программе «Детство». Программа является результатом многолетней научно-исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. В основе программы «Детство» — теоретические идеи петербургской (ленинградской) научной школы дошкольной педагогики.
Идея создания программы «Детство» принадлежит В. И. Логиновой. Под ее руководством был разработан проект вариативной программы, презентация которой состоялась весной 1991 года. Окончательная подготовка к изданию комплексной образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста «Детство» была осуществлена авторским коллективом в последующие годы под руководством Т.И. Бабаевой.
Так, например, в работах А.М. Леушиной и С.Л. Рубинштейна понятие связной речи было раскрыто во взаимосвязи с развитием мышления ребенка. Благодаря исследованию А.М. Леушиной развитие связной речи детей стало ядром разделов программы «Развиваем речь детей» и «Коммуникация» (в редакции 2011 года).
На основе психологических исследований А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.И. Логиновой была разработана стройная теория словарной работы.
Исследование Л.М. Гурович о восприятии литературного героя детьми определило задачи работы по ознакомлению детей с художественной литературой. Освоение представлений о природе рассматривалось в связи с развитием наблюдательности и познавательной активности ребенка (П.Г. Саморукова, А.К. Матвеева, Л.М.
Маневцова).
Основу программы «Детство» составляет гуманитарный подход, понимающий и изучающий ребенка как субъекта, интегрирующегося в человеческую культуру и одновременно обогащающего ее. Это рассмотрение детства как целостного феномена, особого возрастного этапа, на котором закладываются основы, определяющие развитие человека на протяжении всей жизни.
Гуманитарная методология дает возможность рассматривать самого ребенка как сложную открытую систему, для которой характерна нелинейность развития. Это означает многовариантные и альтернативные пути развития каждого конкретного дошкольника, его права на индивидуальный темп и качество становления. В этом подходе ценность имеет познание уникальности, единичности, целостности растущего Человека — его психофизики, природы, культуры, опыта, интересов, отношений.
Гуманитарность — это принятие идеи о том, что ребенок развивается, накапливая индивидуальный опыт, жизненные впечатления и одновременно активно преобразуя культуру, неся в нее элементы своей субкультуры, становясь субъектом разных видов деятельности.
Гуманитарное исследование — комплексное исследование проблем детства, рассматривающее ребенка в целостности, непрерывности, уникальности его развития.
Методологические позиции позволяют авторам программы изучать феномен современного дошкольного детства и, ориентируясь на «портрет» современного ребенка, вести поиск содержания, условий, способов и форм организации процессов
его развития и воспитания.
Возрастает субъектность современных дошкольников, наиболее значимым для детей становится наличие собственного мнения, собственной оценки, которую они стремятся выразить доступными средствами. К предпочитаемым видам детской деятельности дошкольники по-прежнему относят игру, затем художественные виды деятельности, такие как изобразительная, музыкальная, возрастает стремление к объединению разных видов деятельности.
Показателями эффективности отбора образовательного содержания выступают субъектные проявления ребенка. Ориентация программы на феномен современного дошкольного детства проявляется в особенностях отбора образовательного содержания и технологий, ориентированных на высокую степень интеграции детской деятельности, учете в них своеобразия детской субкультуры, использовании современных информационно-коммуникационных технологий.
Программа «Детство» направлена на социализацию и индивидуализацию ребенка дошкольного возраста. На современном этапе развития программы происходит углубление и уточнение их понимания. С точки зрения Т.И. Бабаевой, процесс социализации представлен в программе как путь активного вхождения ребенка в культуру и присвоения им социокультурного опыта.
Социализация не исчерпывается адаптацией ребенка к социальной среде, а является творческим самовыражением личности в процессе деятельности и взаимодействия с людьми, неразрывно связана с индивидуализацией. Этим обусловлено широкое использование в программе разных видов игр и творческих видов деятельности. Процесс социализации возможен, только когда ребенок становится субъектом деятельности.
Ценностно-целевая ориентация программы «Детство» на целостное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности и поведения опирается на результаты исследований петербургской научной школы, которые проводятся на кафедре дошкольной педагогики Герценовского университета с 80-х годов XX века.
Исследования в рамках кандидатских и докторских диссертаций, а также выполнение коллективных научных проектов позволяют:
- характеризовать актуальные субъектные проявления ребенка в разных видах деятельности, на разных этапах до школьного детства;
- разрабатывать вариативные условия, технологии и фор мы организации образовательного процесса в детском саду, стимулирующие субъектное развитие дошкольника.
Фундаментальность научной идеи о возможности развития дошкольника как субъекта детских видов деятельности и необходимости разработки педагогических условий такого развития, по сути, определяет инновационный потенциал развития образовательной программы «Детство».
Программа всегда была ориентирована на развитие ребенка как субъекта детской деятельности и поведения. Сейчас в программе четко определены целевые ориентиры развития ребенка как субъекта детской деятельности: направленность содержания программы на развитие у детей интереса к окружающей действительности, инициативности, самостоятельности и творчества в осваиваемых видах деятельности, способности осуществлять выбор их содержания и способов осуществления, способности к построению отношений со сверстниками и взрослыми. Данные ориентиры выступают в программе как целостное единство и прослеживаются во всех образовательных областях. На их основе определяются результаты освоения образовательных областей, что ярко отличает программу «Детство» от других программ.
Реализация в программе концепции целостного развития ребенка как субъекта детских видов деятельности находит свое выражение в ориентации образовательного содержания на развитие субъектных проявлений ребенка в разных видах деятельности. Проявления субъектности ребенка — отражение целевых ориентиров программы, заданных через деятельность ребенка.
Для современной программы «Детство» характерно богатство и разнообразие содержания, что проявляется:
Современный дошкольник — это деятель, он ориентирован на разнообразие видов деятельности, получение продукта своей деятельности, самопрезентацию собственных достижений.
Это потребовало усиления деятельностного подхода во всех разделах программы, установления связи между осваиваемым ребенком опытом в процессе образовательной деятельности и опытом собственной жизнедеятельности ребенка. В программе появился подраздел «Организация опыта освоения образовательной области», где приведены примеры мотивации детской деятельности, ситуаций, которые вызывают у ребенка познавательную, продуктивную, творческую активность. В программу заложена идея продуктивности образовательного содержания, которая заключается в возможности широкого отражении осваиваемого образовательного содержания в детской продуктивной деятельности — создании моделей, диафильмов, коллажей.
Содержание программы «Детство» учитывает особенности современной детской субкультуры. Это проявляется в примерной тематике детских сюжетных игр, содержании математических и речевых игр, подборе музыкального репертуара для слушания детьми, подборе содержания диагностических ситуаций.
Современный ребенок ориентирован на сотрудничество со взрослыми и сверстниками, построение доверительных и равноправных отношений. Поэтому программа «Детство»:
- ориентирует педагога в содержании и способах общения с детьми на содержании разных образовательных областей;
- показывает, как на собственном примере педагог может побуждать детей к необходимым действиям;
- показывает, какие задачи программы ребенок может решить самостоятельно, а какие — с помощью взрослого;
- приводит примеры опытов и экспериментов, игр, си туаций, показывает примеры использования проблемных си туаций, построения гипотез на социальном, математическом, природоведческом материале.
В каждом разделе программы предусматривается действие общего механизма: происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области культуры объектами, освоение в разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих умений, позволяющих ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей самостоятельность и творческую активность, создаются условия для эмоционального принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей. В результате дошкольник приобретает необходимый личный социокультурный опыт, который становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе.
Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы «Чувствовать — Познавать — Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность, проявляясь в интеграции социально-эмоционального, познавательного и созидательно-творческого отношения дошкольника к миру.
Ориентация программы на субъектное развитие ребенка делает дошкольника не просто центром образовательных практик и взаимодействий, а источником изменений, не узнав и не поняв которые невозможно проектировать какие бы то ни было инновационные преобразования. Изучение современного ребенка в рамках гуманитарного подхода, появление Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы способствовало обновлению содержания программы.
Содержание современной программы «Детство» ориентировано не на объем информации, осваиваемой ребенком в дошкольном возрасте, а на становление компетентностей ребенка, которые проявляются в способности решать возникающие в деятельности и жизни проблемы ребенка в целом за счет освоенных им умений и способов игровой, познавательной, речевой и других видов детской деятельности. Это ярко проявляет себя в особенностях стиля написания программы, который все более принимает «задачный» характер, раскрывает, какие свойственные возрасту проблемы и задачи решает ребенок в условиях детской деятельности вместе со взрослым, со сверстниками, самостоятельно. Например, «может привлечь сверстников к общению», «экспериментирует в создании образа», «выразительно исполняет литературные произведения» и др.
Происходит обновление подходов к реализации образовательного процесса. Идеи обновления базируются на работах Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, А.Г. Гогоберидзе, О.В.
Солнцевой, О.Н. Сомковой, А.М. Вербенец, М.Н. Поляковой и др. об использовании разнообразных игр и ситуаций (развивающих, образовательных) как основы работы по программе «Детство». Ребенку требуется обогащение и развитие личностно ориентированных, доверительных, информационно насыщенных контактов со взрослым в семье и детском саду, что представляет несомненную проблему, требующую решения на уровне теории и практики дошкольного образования.
В программе «Детство» она решается за счет применения новых форм образовательного процесса, в которых меняется тактика взаимодействия ребенка со взрослым, широкого использования игры как основы построения образовательного процесса.
В качестве основной формы образовательного процесса в программе «Детство» выделена «образовательная ситуация», что явилось логическим продолжением ситуационного подхода, разрабатываемого в методических пособиях к программе «Детство» на протяжении многих лет. Ситуационный подход был дополнен принципом продуктивности образовательной деятельности, который связан с тем, что каждый из планируемых педагогом проектов завершается получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт, приобретаемый детьми (панно, газета, журнал, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, экологический дневник и др.).
Принцип продуктивности ориентирован на развитие субъектности ребенка в образовательной деятельности разнообразного содержания. Воспитателям предложены современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, игр-оболочек и игр-путешествий, коллекционирования, детской журналистики и др.
Дальнейшие перспективы совершенствования программы «Детство» связаны с введением ФГОС дошкольного образования. Это позволяет авторскому коллективу с оптимизмом смотреть вперед, так как основные идеи программы и подходы к ее реализации созвучны положениям, представленным в проекте ФГОС дошкольного образования.
Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, март 2014 г.
Источник: deti-club.ru