Данная программа разработана в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР под руководством Л. А. Венгера и О. М. Дьяченко. В настоящее время эта лаборатория функционирует в составе Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО под руководством Н. Е. Вераксы.
Программа направлена на развитие у детей дошкольного возраста умственных и художественных способностей. Она основана на многолетних научных исследованиях, которые проводили сотрудники лаборатории, и получила высокую оценку в отечественной и мировой науке.
Основу программы составили два теоретических положения.
Первое — это положение А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития. Согласно этому положению основной путь развития ребенка — это амплификация (от лат. amplificatio — расширение), т. е. обогащение жизни ребенка наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности. В отличие от акселерации (от лат. accelero — ускоряю), т. е. ускорения развития, амплификация предполагает максимально наполненное «проживание» каждого возрастного периода.
Интервью с автором программы «PRO развитие талантов» Ларисой Богдановой
Второе теоретическое основание программы — концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, согласно которой основная линия в развитии ребенка — это становление способностей (в отличие от знаний, умений и навыков). Способности понимаются как ориентировочные действия с образными средствами, специфичными для дошкольников: схемами, символами, моделями и т. д.
Основываясь на этих положениях, авторы сосредоточили свое внимание не на содержательной стороне обучающего материала (конкретных знаниях и умениях), а на способах действия с этим материалом, что имеет первостепенное значение для развития способностей. При отборе программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.
Программа «Развитие» — комплексная программа, включающая главные направления познавательного и художественного развития ребенка. Приведем краткую характеристику основных разделов этой программы.
Сенсорное воспитание занимает центральное место в работе с младшими дошкольниками (три – четыре года). Оно направлено на формирование представлений о внешних свойствах предметов — их форме, цвете, величине, положений в пространстве. Сенсорное воспитание предполагает развивать умение пользоваться элементарной формой опосредования, т. е. умение использовать сенсорные эталоны.
Сенсорные эталоны — это общепринятые в культуре образцы внешних свойств предметов. Так, в качестве сенсорных эталонов цвета выступают хроматические и ахроматические (белый, серый, черный) цвета; эталонами формы являются геометрические фигуры и т. д. На первом этапе обучения дети знакомятся с сенсорными эталонами, сопоставляют их, сравнивают, подбирают одинаковые. Следующая ступень — более тонкая их дифференциация: знакомство с оттенками цветовых тонов, вариантами геометрических форм и т. д. После этого становится возможным использовать данные представления для того, чтобы проанализировать и выделить различные свойства предметов. Все занятия построены так, что, только овладев представлениями об эталонах цвета, формы и величины, дети смогут выполнить интересные для них игровые и практические задания.
«Я Пытался Предупредить Вас» Последнее Предупреждение Илона Маска 2022
Ознакомление с художественной литературой и развитие речи. Данный раздел включает три основных направления.
1. Ознакомление с художественной литературой (чтение стихов, сказок, обсуждение прочитанного и т. д.).
2. Знакомство со средствами художественной выразительности литературы: умение выделять в произведениях эпитеты и сравнения; игры-драматизации по сюжетам произведений, требующие интонационной выразительности; игры «в эпитеты» (подобрать как можно больше признаков к предмету).
3. Развитие познавательных способностей на материале детской литературы: подбор предметов-заместителей для персонажей сказки, использование заместителей при пересказе отдельных эпизодов, воссоздание целостных образов по некоторым реальным признакам и т. д.
Конструирование — чрезвычайно важный раздел для овладения такими средствами умственной деятельности, как моделирование представлений о предметах и соответствующих им действиях наглядного моделирования. Этот раздел содержит разные типы задач, для решения которых необходимы соответствующие средства: конструирование по образцу, по заранее заданным условиям, по рисунку, по схематическим изображениям. Дети учатся не только использовать готовую схему для собственной конструкции, но и самостоятельно создавать схематические изображения предметов по готовому образцу конструкции и по словесному описанию.
Развитие элементарных математических представлений. Данный раздел ориентирован на развитие математических представлений в соответствии с возрастными особенностями детей. Основные задачи раздела — обучить детей умению выделять свойства предметов, связанные с величиной; дать представления о количественных отношениях, о числе, о числовом ряде и т. д. Для достижения всех этих задач необходимо строить и использовать вместе с детьми наглядные модели, позволяющие зримо представить количественные отношения (предметы-заместители, счеты, различные значки, числовая ось и т. д.).
Ознакомление с пространственными отношениями. Задача этого раздела программы — формировать умение хорошо ориентироваться в пространстве, для чего необходимо учиться понимать и использовать планы в разных пространственных ситуациях. План, как известно, представляет собой общепринятое условное изображение отдельных предметов и их отношений в пространстве. Дети усваивают условные обозначения различных предметов на плане, постигают схему взаимного расположения предметов на плане, учатся менять исходную точку отсчета, т. е. пользоваться планом, отображающим пространство с разных позиций, не совпадающих с позицией самого ребенка.
Подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте. Программа по обучению грамоте сначала предполагает научить ребенка хорошо ориентироваться в звуковой сфере речи. Это своеобразное введение.
Внимание ребенка переключается со смысловой стороны речи на звуковую: дети учатся проводить звуковой анализ слов, моделируя на картинках-схемах звуковой состав слов с помощью разноцветных фишек, выполняющих роль заместителей звуков. Дети знакомятся со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слова. Программа подготовительной группы предусматривает обучение чтению.
Изобразительная деятельность. В этом разделе ставится задача — научить передавать средствами изобразительной деятельности различные отношения (между человеком и окружающим его миром, между предметами, между людьми и т. д.). Дети учатся техническим приемам рисования, передающим различные свойства предметов и их отношения.
В программе подчеркивается, что овладение техническими приемами не должно мешать творческому процессу — созданию художественного образа. Важнейшая задача — развивать творческую фантазию и способность выразить средствами живописи свое отношение.
Развитие игровой деятельности детей — одна из главных задач программы «Развитие» для всех возрастных групп. Внимание воспитателя направляется на два основных вида игры дошкольника — сюжетно-ролевую игру и игру с правилами.
Учитывая специфические особенности этих видов игр, воспитатель организует совместную игру в небольших подгруппах, чтобы не нарушать замысел партнеров и общие правила игры. Основная задача воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры состоит в том, чтобы постепенно усложнять ролевое поведение, а для этого необходимо учить изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, учить согласовывать свои действия, распределять и перераспределять роли и т. д. В играх с правилами воспитатель учит детей действовать произвольно, но соблюдая все правила игры. В младших группах специально формируются общие схемы совместных действий с партнерами, чтобы усвоить правила одновременного с другими или поочередного действия. Особое внимание уделяется усвоению правила очередности.
Организация работы во всех возрастных группах предусматривает занятия с детьми в небольших подгруппах численностью восемь – десять человек. В то время как одна подгруппа выполняет задания воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или самостоятельной деятельностью.
Программа «Развитие» направлена главным образом на развивающее обучение. Она не содержит каких-либо рекомендаций относительно организации жизни детей вне занятий. Авторы программы не выделяют из общего контекста задач социальное или нравственное воспитание детей, считая, что оно достигается «общей организацией жизни группы и насыщенностью эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку и к взаимоотношениям между собой». Специально не выделяются и задачи развития эмоционально-личностных отношений между детьми, так как в программе заложены предпосылки для развития этих отношений через совместную игру, общую изобразительную деятельность, ознакомление с художественной литературой и т. д. Конечно, успешность реализации этих предпосылок зависит прежде всего от личности воспитателя.
Вариантом программы «Развитие» является программа «Одаренный ребенок», предназначенная для образовательной работы с одаренными детьми шестого и седьмого года жизни (в течение двух лет). Обе программы имеют общую концептуальную основу и базируются на теоретических положениях научной школы Л. А. Венгера о развитии детских способностей. Программа «Одаренный ребенок» предусматривает более высокий уровень сложности задач и рассчитана на одаренных в плане общих способностей детей. Она содержит материал, направленный на эффективное развитие способностей (интеллектуальных и художественных) умственно одаренных детей, а также предлагает уникальную технологию их обучения. Однако в целом по методическим принципам программы «Одаренный ребенок» и «Развитие» совпадают.
Источник: detsadmickeymouse.ru
Программа «Развитие»: вчера, сегодня, завтра
Прошло уже 13 лет как программа «Развитие» появилась на свет и «живет» в дошкольном пространстве. Она является одной из вариативных программ дошкольного образования. Программа «Развитие» – это результат многолетних фундаментальных исследований научного коллектива, руководимого известным отечественным психологом Л.А.Венгером.
Программа «Развитие» нацелена на развитие познавательных и творческих способностей. Теоретическая обоснованность, четкая структура самой программы, обеспечение образовательных разделов планами занятий для детей всех возрастных групп (от 3-х до 6-ти лет включительно) сделали ее особенно привлекательной для дошкольных учреждений. В связи с этим распространение программы относительно других программ и технологий является одним из приоритетных.
Программа «Развитие» зарождалась в 60-х годах ХХ века в базовом экспериментальном детском саду (НИИ дошкольного воспитания АПН СССР) № 515 Юго-Западного округа г.Москвы. На том этапе в роли психологов-экспериментаторов выступали Р.И.Бардина (Говорова), Н.Б.Венгер, Л.Е.Журова, Т.В.Лаврентьева, К.В.Тарасова, В.В.Холмовская и другие известные сегодня ученые школы Л.А.Венгера. И сейчас с нами работают «воспитатели-венгеровцы» (Е.С.Гаврилова, Л.А.Кухтенкова Л.А.Пинчук, Е.Б.Синицина, Л.П.Татарникова и др.), сохраняя традиции, заложенные талантливым экспериментатором Л.А.Венгером и его сотрудниками.
Сегодня Е.С.Гаврилова, заведующая д/с № 515, с особой теплотой вспоминает те дни: «…В 1977 году я пришла работать в удивительный детский сад, в экспериментальную группу, куда Л.А.Венгер пригласил меня на должность воспитателя после окончания МГПИ им. В.И.Ленина. Это была безумно ответственная, увлекательная и нелегкая работа, потому что на каждом занятии присутствовал психолог, а затем в лаборатории шли долгие обсуждения полученной информации: анализировалось поведение детей, роль воспитателя, делались выводы. Так накапливался богатейший материал по развитию способностей дошкольников».
В Учебном центре им. Л.А.Венгера, занимающемся внедрением программы «Развитие» с 1992 г., «проучено» более 5000 дошкольных учреждений. Полноценное овладение программой предполагает ясное понимание всего сложного комплекса психолого-педагогических оснований образовательной работы с детьми.
Именно поэтому Центром Венгера были организованы специальные курсы для методистов и воспитателей, обучение на которых является необходимым условием подготовки воспитателя для работы по программе. Работа на курсах построена таким образом, что каждый раздел программы освещается его авторами. Рассказывая о своем разделе и методике работы, они вместе с аудиторией вновь проживают ту интереснейшую исследовательскую деятельность, результатом которой явился раздел. Педагоги, в большинстве своем, становятся единомышленниками авторов программы «Развитие», стремящимися воплотить ее идеи в практику работы с детьми. Лекции сопровождаются показом видеофильмов, в которых представлены занятия по разделам программы.
Такая углубленная работа по совершенствованию профессионального мастерства педагогов стала возможной благодаря многолетнему плодотворному сотрудничеству науки и практики.
В настоящее время география использования программы в массовой практике нашего Отечества простирается от Краснодара до Салехарда, от Калининграда до Южного Сахалина.
С самого начала деятельности Центра установились определенные традиции внедрения результатов исследований в широкую практику дошкольных учреждений. Авторы программы читали обзорные лекции, проводили обучающие семинары, разрабатывали научно-методическое обеспечение (более 50 наименований специальной литературы), освещали свою деятельность в периодической печати (журналы «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Наш малыш», «Учительская газета» и др.), выступали на радио и телевидении и т.д. Широкий спектр авторских разработок был представлен в таких издательствах, как «Просвещение», «Новая школа», «Гном и Д», «ЭЛТИ-КУДИЦ», «Сфера», «Карапуз» и др.
Стали регулярными городские, региональные и областные научно-практические семинары, конференции, где педагогическое сообщество обменивалось опытом, делилось своими достижениями (Москва, Братск, Тольятти, Нижневартовск, Сургут, Новоуральск, Калининград, Геленджик, Владимир, Самара, Челябинск, Пермь, Муравленко, Вологда, Екатеринбург и др.). Наряду с этим проводились всероссийские и международные конференции совместно с Министерством образования РФ, Московским комитетом образования.
Шло время, мы получали обратную связь, которая ставила перед нами новые исследовательские задачи и требовала серьезной коррекции в работе. Мы стали обнаруживать так называемые «белые пятна» в воспитательно-образовательном процессе. Встала проблема органичного сочетания интеллектуального и эмоционально-личностного развития ребенка.
Программа требовала определенной сбалансированности для целостного охвата педагогического процесса в дошкольном учреждении. Основным объектом преобразований стала сфера взаимодействия педагога с ребенком. Внимание авторов сосредоточилось на проблеме социально-эмоционального развития ребенка, которое имеет чрезвычайное значение (наряду с интеллектуальным развитием) в становлении детской личности.
Данная проблема получила развитие в последующих научных исследованиях, проводившихся под руководством доктора психологических наук О.М.Дьяченко. Они были направлены на включение символической функции в воспитательно-образовательный процесс, на понимание ребенком смысла и выражения своего отношения к миру, который он познает, на «проживание» образовательной ситуации.
Результатом исследования явился новый вариант программы «Развитие», дополненный и усовершенствованный, ориентированный на амплификацию содержания и гуманистический стиль взаимодействия «взрослый-ребенок». Появился специальный раздел «Развитие представлений об окружающем мире и о себе», в котором прослеживается органичное единство эмоционального и познавательного компонентов.
Кроме того, новая редакция программы включала три факультативных раздела, которые педагог может выбрать по желанию: «Выразительное движение», «Художественное конструирование», «Режиссерская игра». Данным разделам присуща яркая направленность на развитие художественных и творческих способностей. Они также способствуют развитию детской индивидуальности с учетом собственных предпочтений ребенка.
В новой редакции программы произошло некоторое сокращение количества занятий в обязательных разделах, что обеспечило возможности для проведения дополнительных занятий по выбору.
Таким образом, открылись перспективы для творческой деятельности педагогов по программе и осуществления основной задачи развития личности ребенка – становление активной жизненной позиции. Программа нацеливает педагога на работу в режиме проектирования. Такая работа предполагает, прежде всего, самостоятельный анализ педагогом ситуации: определение, на каком уровне находятся дети данной группы, как они «входят» в программу и т.д. Затем выстраиваются стратегия и тактика воспитательно-образовательного процесса.
Развивая способности детей, педагог тем самым помогает им быть успешными в разных видах деятельности. В процессе реализации личностно-ориентированной модели воспитания устанавливается доброжелательная атмосфера сотрудничества детей и педагогов, улучшается микроклимат в группе.
Развивая способности детей, педагог и сам проходит путь развития, совершенствуясь профессионально и личностно. Яркими примерами такого саморазвития являются строки из писем педагогов, которые периодически приходят в Центр Венгера. Так, заведующая д/с «Журавушка» (р.п. Камские Поляны, Татарстан), пишет: «Спасибо за такую чудесную программу «Развитие»!
Дети стали детьми, воспитатели – настоящими воспитателями – друзьями и учителями, когда нужно. Родители – в восторге! И я сама чувствую, что к воспитателям возвращается энтузиазм, появляется та самая «изюминка», без которой никогда не понять и не постичь детскую душу…».
Заведующая д/с при УВК № 1691 г. Москвы Г.Н.Серова: «…Нам нужна была такая программа, которая бы не «натаскивала» детей, а способствовала их умственному развитию. Поэтому мы выбрали программу «Развитие». Вскоре после начала работы по программе мы заметили, что дети стали более любознательными, активными: задают много вопросов, играют дома в те игры, которые им показали на занятиях.
Конечно, изменилось и отношение родителей к детскому саду – они стараются без серьезной причины не оставлять детей дома. Воспитатели отмечают, что им стало интереснее работать. Главный результат – это наши дети. Приятно видеть, какими они стали развитыми, компетентными и организованными. Мы уверены, что наши дети будут учиться в школе не только на «хорошо» и «отлично», но и с удовольствием».
Раздел 2 Целостный педагогический процесс в доу: теоретические основы
Умения увлечь детей и взрослых, заразить их своей энергией относятся к.
Умения устанавливать педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения относятся к.
Умения проектировать педагогический процесс воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы относятся к.
Умения, с помощью которых педагог изучает ребенка коллектив в целом относятся к.
Кто является автором программы «Детство»?
Кто является автором программы «Истоки»?
+ Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева
Кто является автором программы «Развитие»?
+ Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко;
Кто является автором программы «Радуга»?
+ Т.Н.Доронова, В.В. Гербова С.Г. Якобсрн;
Личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя с детьми — это…
средства развития познавательных способностей;
фактор социализации детей дошкольного возраста;
+ альтернатива учебно-дисциплинарной модели;
обеспечение игровой деятельности;
систематическое воспитание и обучение дошкольника;
Какие программы дошкольного образования охватывают все направления развития ребенка – дошкольника?
Исходные требования к педагогическому процессу, определяющие педагогическую деятельность, называются….
закономерности педагогического процесса
+ принципы педагогического процесса
движущие силы педагогического процесса
подходы к педагогическому процессу
Возрастная периодизация, на основе ведущей деятельности, разработана….
Кто из педагогов впервые составил профессиограмму воспитателя ДОУ?
Организованное, целенаправленное и планомерное взаимодействие педагога и воспитанников с целью их воспитания и обучения называется….
На каком этапе педагогического процесса, по мнению И.П. Подласового, определяется цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, прогнозируется результат, подбираются методы взаимодействия с учетом основной задачи, возраста деьтей и концепции воспитания?
На каком этапе педагогического процесса, по мнению И.П. Подласового, осуществляется анализ результатов?
Совокупность природных и социальных, предметных и культурных средств, удовлетворяющих потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей – это
+ развивающая предметная среда
Период младенчества, выделенный в возрастной периодизации Эльконина Д.Б.:
от рождения до 3-х месяцев
от рождения до 6 месяцев
+ от рождения до 1 года
от рождения до 1,5 год
от рождения до 2-х лет
Период дошкольного детства, выделенный в возрастной периодизации Эльконина Д.Б.:
Период раннего детства, выделенный в возрастной периодизации Эльконина Д.Б.:
от 6 месяцев до 1 года;
от 1 года до 2 лет;
от 1 года до 2,5 лет;
+ от 1 года до 3 лет;
от 1 года до 4 лет.
Понятие «педагогический процесс» _________________ -это совокупность всех условий, средств, методов и др., направленных на решение одной глобальной задачи.
+ в широком смысле.
Зона ближайшего развития – это…
развивающее обучение дошкольника;
уровень актуального развития;
+ расхождение между уровнями актуального развития и уровнем, которого достигает ребенок в сотрудничестве со взрослыми;
показатель познавательной деятельности дошкольника
Научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха – это…
график работы ДОУ
Периодичность мониторинга в рамках реализации ФГТ устанавливается…..
Источник: studfile.net