Программа «Музыкальный киоск» выходила в эфир на протяжении 35 лет. Teleprogramma.pro вспомнила некоторые интересные факты об истории создания и ведущих этой передачи, которую любили все советские телезрители
Программа «Музыкальный киоск» выходила в эфир на протяжении 35 лет. Teleprogramma.pro вспомнила некоторые интересные факты об истории создания и ведущих этой передачи, которую любили все советские телезрители.
Как всё начиналось
Идея о создании программы «Музыкальный киоск» пришла в талантливую голову советского режиссёра-документалиста Алексея Габриловича. Изначально передача задумывалась, как некое дополнение к популярному «Голубому огоньку». Почти сразу «Музыкальный киоск» получил жизнь, как самостоятельный проект.
Во время трансляции передачи у телевизионных экранов собирались все советские телезрители, которые увлекались музыкой. Дело в том, что тогда в нашей стране не было никакой рекламы и программа драгоценным источником информации для всех меломанов страны. «Музыкальный киоск» знакомил всех, кто увлекался музыкой с новинками.
«Музыкальный киоск», 1988 год. Была такая популярная программа времен СССР
Жанровый спектр музыки, о которой рассказывала ведущая, был огромен — велись беседы о классике, джазе, этнике, эстраде и других направлениях. Программа состояла из нескольких тематических блоков. В начале показывали выступления советских артистов и музыкантов из стран социалистического лагеря. Для западных знаменитостей было отведено место в финале передачи. Иногда вместо номера с участием иностранных звёзд в эфир выходила запись фрагмента концерта классической музыки — это очень злило постоянных зрителей, так как «Музыкальный киоск» был практически единственной программой, которая рассказывала об американской и европейской музыкальных сценах.
Ведущая
Бессменной ведущей «Музыкального киоска» была Элеонора Беляева. По образованию знаменитая советская телеведущая — оперная певица. Она лишилась голоса в результате стресса, который был связан с разводом с её первым супругом. Всего она была замужем три раза. На телевидение Элеонора Валериановна попала абсолютно случайно.
Она попала в редакцию музыкальных программ, где работала сначала в отделе народного творчества, а потом в отделе классической музыки. Изначально она руководила проектом «Музыкальный киоск», а потом стала его ведущей. Программа выходила в телевизионный эфир раз в неделю.
Её продолжительность была небольшая, всего 30 минут, однако у телевизионщиков на подготовку одного выпуска уходило очень много времени и сил. Телевизионщики полностью снимали несколько концертов, потом Беляева лично отсматривала все материалы из которых выбирала фрагменты, которые впоследствии включали в программу.
В 1982 году ведущей было присвоено звание заслуженной артистки по многочисленным просьбам телезрителей. После того, как программу закрыли, Элеонора Беляева хотела написать автобиографическую книгу — об этом её просили в письмах телезрители. Однако начав работу она поняла, что ей просто не хватит времени, чтобы её закончить.
По словам Беляевой, чтобы написать эту книгу, нужна была ещё одна жизнь. Она какое-то время работала ведущей различных концертов и музыкальных фестивалей. В последние годы она не появлялась на публике и общалась исключительно со своей дочерью и внучкой. Элеонора Беляева ушла из жизни 20 апреля 2015 года. Звезде советского телевидения было 79 лет.
Интересные факты
В качестве музыкальной заставки к программе создатели выбрали отрывок из марша, который звучал в финале кинокартины «За витриной универмага». Фильм вышел в прокат в 1956 году. Этот марш написал Александр Цфасман — композитор и дирижёр джазового оркестра Всесоюзного радио. В своё время проект подвергался цензуре.
Так, например, создателям было рекомендовано не упоминать в программе имена Фёдора Ивановича Шаляпина и Сергея Васильевича Рахманинова, так как они жили за границей. Передача «Музыкальный киоск» была закрыта в 1995 году. Причиной закрытия стал сам формат передачи, который никак не вписывался в новое время.
Дело в том, что «Музыкальный киоск» носил исключительно просветительский, образовательный характер. Концепция программы не подразумевала никакой рекламы и продвижения конкретных артистов. 10 лет спустя телевизионщики попытались реанимировать «Музыкальный киоск», запустив цикл передач с этим названием на канале «Культура». Однако это была уже совсем другая программа, которая практически не имела ничего общего с оригинальным «Музыкальным киоском».
Источник: teleprogramma.pro
Элеонора Беляева
Элеонора Валериановна Беляева, которая на протяжении трех десятков лет вела телепрограмму «Музыкальный киоск», запомнилась советским и российским телезрителям своей мягкой, интеллигентной манерой, с которой телеведущая знакомила публику как с примерами классической музыки, так и с современными авторами.
Элеонора Беляева появилась на свет в Воронежской области, в селе Рамонь. Отец Элеоноры был военным. Детство будущей телеведущей пришлось на время Великой Отечественной войны и последующие годы, тяжелые для всего Советского Союза. Как позже вспоминает Беляева в своих интервью, она на всю жизнь запомнила тяготы послевоенного времени, когда дети фактически жили на улице.
Благодаря своей матери, которая мечтала о музыкальной карьере для маленькой Эли, девочка с отличием окончила Центральную музыкальную школу в Воронеже по классу фортепиано. Затем было Воронежское музыкальное училище, и, наконец, знаменитая столичная «Гнесинка». Изначально девушка планировала поступать в Нижегородскую консерваторию, но родные убедили ее «метить выше». Родственники оказались правы: Беляева была принята на вокальное отделение вуза уже после первого тура.
Но певческой карьере не суждено было сложиться. На следующий день после очередного экзамена Беляева потеряла голос. Сказалось несколько причин: стресс из-за развода с первым супругом, а также изначальная ошибка гнесинских педагогов — вокал Беляевой определили как колоратурное сопрано, хотя у девушки был диапазон лирического. Из-за этого обучение велось неправильно, что и привело к таким печальным последствиям.
Потеря голоса стала сильным ударом для певицы. К тому же, оставшись после развода с маленькой дочерью на руках, Беляевой нужно было искать средства к существованию. Какое-то время она занималась переписыванием нот, также приходились навыки игры на фортепиано — женщина давала частные уроки.
На телевидение Элеонора Беляева попала волей случая. Однажды, встретив на улице своего сокурсника Владимира Федосеева, она в разговоре обмолвилась о своем бедственном положении. Федосеев помог старой знакомой устроиться на телевидение редактором в отдел массовых жанров. Беляеву несколько раз переводили между отделами. Она работала и с народным творчеством, и с классической музыкой, прежде чем начала работать с Ниной Зотовой, которой Элеонора Валериановна до последних дней была благодарна за то, что та ввела неопытную выпускницу Гнесинского училища в мир телевидения.
«Музыкальный киоск»
«Музыкальный киоск», программа-дополнение к «Голубому огоньку», созданная по идее Александра Габриловича, впервые увидела свет в 1960 году. Изначально Элеонора Беляева работала редактором этой телепередачи, здесь ей изрядно пригодилось ее музыкальное образование. Однако, спустя полгода вышло так, что девушке пришлось «закрыть дыру» в эфире и провести «Музыкальный киоск» вместо заболевшей ведущей. Первая попытка оказалась удачной, и Беляева была назначена ведущей программы, где и проработала более тридцати лет.
Из-за отсутствия рекламы «Музыкальный киоск» был основным источником информации для любителей музыки, ведь здесь меломанов знакомили с очередными музыкальными новинками. Несмотря на то, что эфир программы длился всего полчаса, а сам «Музыкальный киоск» выходил раз в неделю, подготовка материала занимала практически все основное время.
Как и все передачи того времени, «Киоск» не избежал цензуры: как вспоминает телеведущая, ей настоятельно рекомендовали не упоминать в эфире имен Сергея Рахманинова и Федора Шаляпина, которые в свое время эмигрировали из Советского Союза. При этом цензура практически не сказывалась на качестве самой программы благодаря тщательной ее подготовке и личному обаянию Элеоноры Беляевой.
Кроме того, ограничения касались также внешнего вида самих телеведущих. Так, однажды пришлось переписывать новогоднюю программу, так как женщинам-дикторам было запрещено появляться в кадре в брюках. Учитывая тот момент, что Беляева в «Музыкальном киоске» обычно сидела и видна была только по верхнюю половину тела, можно представить себе весь абсурд ситуации. Когда же Элеонора Валериановна сменила прическу, обрезав свою косу, редакция передачи была буквально завалена возмущенными письмами телезрителей. Последний факт можно скорее отнести к широкой популярности самой Беляевой.
В 1968 году за свой вклад в культурную сферу телеведущая получила премию «Золотое перо России», а спустя четырнадцать лет на пике своей популярности Беляева была удостоена звания Заслуженной артистки РСФСР.
Юбилейный, тридцатилетний выпуск «Музыкального киоска» состоялся в 1992 году, эту передачу Беляева вела совместно с актером Александром Ширвиндтом. К сожалению, спустя три года «Киоск» закрыли из-за нерентабельности. Как вспоминала сама телеведущая, каждый новый руководитель канала пытался закрыть программу, но ее всенародная популярность не давала это сделать. Миллионы зрителей со всего Советского Союза были явно разочарованы, когда программу перестали транслировать.
Фильмы
Элеонора Беляева дважды принимала участие в съемках фильмов: в 1978 году ей досталась небольшая эпизодическая роль в фильме-биографии Аллы Пугачевой «Женщина, которая поет» режиссера Александра Орлова, а затем в 1982 году Элеонора Беляева появилась в мелодраме «Путешествие будет приятным», где сыграла телеведущую.
Элеонора Валериановна не имела особых актерских амбиций, к тому же «Музыкальный киоск» за годы работы стал ее любимым детищем. Кинокарьера Беляевой оказалась весьма короткой, знаменитой актрисой она не стала, а ее роли не так известны широкой аудитории.
После закрытия передачи Беляева какое-то время вела различные фестивали и концерты. На мероприятиях ей устраивали овации, но Элеонора Валериановна предпочитала нечасто появляться на публике. Как призналась «гранд-дама Центрального телевидения», она чувствует себя виноватой за то, что не уделяла должного внимания своей дочери, и решила наверстать упущенное в конце жизни.
Личная жизнь
Несмотря на то, что на протяжении всей жизни телеведущая пользовалась огромной популярностью, личная жизнь Элеоноры Беляевой оставалась загадкой для ее поклонников. Даже в последние годы жизни Элеонора Валериановна предпочитала обходить эту тему.
Известно, что она была замужем трижды, и всех троих ее мужей объединяло общее имя Анатолий. В свободное от работы время телеведущая любила вязать крючком и читать детективы. От первого брака у Беляевой есть дочь Мария.
В последние годы легенда отечественного телевидения больше проводила времени со своей семьей.
Смерть
20 апреля 2015 года знаменитая советская телеведущая скончалась в Москве.
Проводить в последний путь Элеонору Беляеву пришли лишь близкие родственники и друзья. На похоронах бессменной ведущей «Музыкального киоска» присутствовали ее единственная дочь Мария и внучка Анастасия. Баянист Анатолий Беляев, являвшийся мужем телезвезды, также прибыл на траурную процессию.
Причина смерти звезды советского телеэфира – оторвавшийся тромб. Могила Элеоноры Беляевой находится в Москве на Котляковском кладбище.
Фильмография
1978 — Женщина, которая поет
1982 — Путешествие будет приятным
Источник: 24smi.org
Элеонора Беляева — биография, новости, личная жизнь
Элеонора Валериановна Беляева (урожденная Матвеева). Родилась 1 декабря 1935 года в селе Рамонь Берёзовского района (ныне Рамонский район) Воронежской области — умерла 20 апреля 2015 года в Москве. Советский и российский музыкальный редактор, телеведущая, ведущая программы «Музыкальный киоск». Заслуженная артистка РСФСР (1982).
Элеонора Матвеева, ставшая широко известной под фамилией Беляева, родилась 1 декабря 1935 года в селе Рамонь Берёзовского района (ныне Рамонский район) Воронежской области.
Отец — Валериан Матвеев, военный.
С детства Беляева мечтала стать певицей. С 8-ми лет училась в воронежской Центральной музыкальной школе по классу фортепиано, которую в 1952 году окончила с отличием.
Талантливую девушку в 1951 году без экзаменов зачислили в Воронежское музыкальное училище, которое она окончила в 1956 году и также с красным дипломом.
В 1961 году поступила на вокальное отделение Московского государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных), которую окончила с красным дипломом. Получила специальность концертно-камерная и оперная певица.
Однако почти сразу после сдачи экзамена в институте она потеряла голос. По одной из версий — из-за того, что её неправильно учили: голос Элеоноры в институте определили как колоратурное сопрано, а оно было лирическое. Из-за этого Беляева порвала связки. Однако по другой версии потеря голоса имела психологические причины, связанные с проблемами в личной жизни — от нее тогда ушел первый муж.
Из-за потери голоса ей пришлось отказаться от певческой карьеры. Чтобы прокормить себя и маленькую дочь, она занималась переписыванием нот и давала уроки игры на фортепиано.
Волей случая она попала на телевидение. В первое время работала редактором, а с 1960 года стала ведущей новой программы, которая задумывалась как элемент «Голубого огонька». До 1994 года работала на Центральном телевидении.
В 1968 году получила премию «Золотое перо России».
С декабря 1961 года по декабрь 1993 года — ведущая популярной программы «Музыкальный киоск».
Была регулярной участницей различных музыкальных фестивалей, ведущей концертов из цикла «Новые звёзды России» и абонементов «Звёзды классического балета».
В 1978 году сыграла небольшую роль в фильме «Женщина, которая поёт» с Аллой Пугачевой в главной роли.
Элеонора Беляева в фильме «Женщина, которая поёт»
В 1982 году ей было присвоено почетное звание Заслуженная артистка РСФСР.
В 1984 году в паре с писателем Юрием Филиновым вела передачу «Песня года».
После закрытия «Музыкального киоска» и ухода с телевидения в 1993 году заболела раком. Её спас продюсер Валерий Сергеев, договорившийся о срочной операции с нейрохирургом Александром Коноваловым. После выздоровления работала ведущей концертов и фестивалей.
Была неоднократной гостьей популярных программ на центральном российском ТВ.
В 2014 году была ведущей концерта лауреата международных конкурсов, пианиста и композитора Александра Бисерова.
В последние годы Беляева редко появлялась на публике.
Скончалась 20 апреля 2015 года в Москве из-за оторвавшегося тромба в возрасте 79 лет. Похоронена в Москве на Котляковском кладбище рядом с родителями.
«Она была удивительно красивой, общительной. Все свои знания и свой музыкальный вкус она перенесла на “Музыкальный киоск”. Она рассказывала о музыке, о классике, о камерной музыке, о песне. Это была любимая передача, все ждали с нетерпением встречи с Элеонорой Беляевой», — говорил о ней певец, народный артист СССР Иосиф Кобзон.
Элеонора Беляева — Музыкальный киоск
Личная жизнь Элеоноры Беляевой:
Трижды была замужем. Всех ее мужей звали Анатолиями. Есть также версия, что она была замужем один раз, а двух других мужей придумала.
Первый муж — баянист Анатолий Беляев (род. 1931), народный артист России, в 1970-е годы вел на Центральном телевидении передачу «Играй, мой баян».
У пары родилась дочь Мария Анатольевна Беляева, художник. Она подарила телеведущей внучку Анастасию, она стилист.
В браке с первым мужем они прожили недолго. Вскоре после рождения дочери супруг ушел к другой. Именно тогда Элеонора Беляева из-за переживаний потеряла голос. Позже смогла восстановить с первым мужем нормальные отношения.
Элеонора Беляева и муж Анатолий Беляев
Последние годы жила в маленькой 2-комнатной квартирке вместе со своей дочкой и внучкой.
Фильмография Элеоноры Беляевой:
1978 — Женщина, которая поёт — член жюри конкурса (нет в титрах)
1982 — Путешествие будет приятным — телеведущая
Источник: stuki-druki.com