С 2023 г. организации спортподготовки будут переведены в статус образовательных. Федеральные стандарты спортподготовки войдут в систему спортподготовки. Срок действия стандартов не будет превышать 4 года. По истечении этого срока стандарты применяться не будут.
В связи с этим Минспорт с 1 января 2023 г. вводит порядок разработки и утверждения федеральных стандартов спортподготовки.
Проект федерального стандарта спортподготовки готовит ФГБУ ФЦПСР. Общероссийские спортивные федерации и иные заинтересованные организации, а также региональные власти в области физкультуры и спорта могут направлять свои предложения к проекту.
Урегулирован порядок рассмотрения проекта в Минспорте. Указано, когда проект могут вернуть, как он дорабатывается и согласовывается.
Согласованный проект представляется Департаментом спорта высших достижений на утверждение Министру спорта.
Приказ Министерства спорта РФ от 18 мая 2022 г. N 419 “Об утверждении порядка разработки и утверждения федеральных стандартов спортивной подготовки” (документ не вступил в силу)
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 52, ст. 6242; 2021, N 18, ст. 3071) приказываю:
Разработка и реализация программ спортивной подготовки на основе федеральных стандартов
- Утвердить прилагаемый порядок разработки и утверждения федеральных стандартов спортивной подготовки.
- Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2023 года.
- Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра спорта Российской Федерации А.А. Морозова.
Министр | О.В. Матыцин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июля 2022 г.
Регистрационный N 69440
УТВЕРЖДЕН
приказом Минспорта России
от 18 мая 2022 г. N 419
Порядок разработки и утверждения федеральных стандартов спортивной подготовки
I. Общие положения
- Федеральные стандарты спортивной подготовки разрабатываются во взаимосвязи с результатами спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации показанными на:
Играх Олимпиады, Олимпийских зимних играх, Паралимпийских играх и Сурдлимпийских играх по видам спорта, включенным в программу таких игр;
Всемирных играх по видам спорта, включенным в программу таких игр;
иных международных официальных спортивных соревнованиях по видам спорта, не включенным в программу Игр Олимпиады, Олимпийских зимних игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр и Всемирных игр.
- Федеральные стандарты спортивной подготовки утверждаются не реже чем один раз в четыре года. Срок действия федеральных стандартов спортивной подготовки не превышает четыре года. По истечении указанного срока федеральные стандарты спортивной подготовки не применяются 1 .
II. Разработка и утверждение федеральных стандартов спортивной подготовки
- Общероссийские спортивные федерации по соответствующим видам спорта и иные заинтересованные организации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта могут направить предложения к проекту федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта, являющемуся базовым для соответствующего субъекта Российской Федерации в соответствии с перечнем базовых видов спорта, утвержденным приказом Минспорта России от 26 декабря 2019 г. N 1117 2 , с изменениями, внесенными приказом Минспорта России от 16 апреля 2020 г. N 307 3 , приказом Минспорта России от 5 августа 2020 г. N 598 4 , приказом Минспорта России от 13 июля 2021 г. N 557 5 .
- Федеральное государственное бюджетное учреждение “Федеральный центр подготовки спортивного резерва” (далее – ФГБУ ФЦПСР) готовит проект федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта, в том числе на основании предложений, указанных в пункте 3 настоящего порядка, в случае их представления.
- При подготовке проекта федерального стандарта спортивной подготовки ФГБУ ФЦПСР использует в том числе правила видов спорта, включенных во Всероссийский реестр видов спорта, правила видов спорта, утвержденных международными спортивными организациями (за исключением военно-прикладных, служебно-прикладных видов спорта, а также национальных видов спорта, развитие которых не осуществляется соответствующей общероссийской спортивной федерацией), результаты научно-исследовательских работ в области физической культуры и спорта, основные вопросы теории и методики физического воспитания и спорта, методы оценки физического развития и физической работоспособности в зависимости от возраста и физической подготовленности, современные методики спортивной тренировки и соревновательной деятельности, методы планирования тренировочного процесса, современные методы тренировочной работы со спортсменами, а также положения нормативных правовых актов в области физической культуры и спорта и формирует:
а) к структуре и содержанию примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, в том числе к их теоретическим и практическим разделам применительно к этапам спортивной подготовки 6 , включая сроки реализации таких этапов и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам;
Программы спортивной подготовки в области физической культуры и спорта
б) к участию лиц, проходящих спортивную подготовку, и лиц, ее осуществляющих, в спортивных соревнованиях, предусмотренных в соответствии с реализуемой дополнительной образовательной программой спортивной подготовки;
в) к результатам прохождения спортивной подготовки применительно к этапам спортивной подготовки;
г) к кадровым и материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки и иным условиям.
5.2. Нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы с учетом возраста, пола лиц, проходящих спортивную подготовку, особенностей вида спорта (спортивных дисциплин), уровня спортивной квалификации таких лиц (спортивных разрядов и спортивных званий).
5.3. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам соответствующего вида спорта.
- Подготовленный с учетом пункта 5 настоящего порядка проект федерального стандарта спортивной подготовки направляется ФГБУ ФЦПСР на согласование в Департамент спорта высших достижений Минспорта России.
- Департамент спорта высших достижений Минспорта России рассматривает проект федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта на соответствие пункту 5 настоящего порядка в течение пяти рабочих дней со дня его поступления.
- В случае несоответствия проекта федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта пункту 5 настоящего порядка Департамент спорта высших достижений Минспорта России в течение пяти рабочих дней со дня поступления проекта федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта возвращает его в ФГБУ ФЦПСР с указанием причин возврата.
Доработанный проект федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта направляется ФГБУ ФЦПСР на согласование в Департамент спорта высших достижений Минспорта России в течение трех рабочих дней со дня получения возврата.
- Проект федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта, соответствующий пункту 5 настоящего порядка, направляется Департаментом спорта высших достижений Минспорта России на согласование в Департамент государственного регулирования в сфере спорта Минспорта России и Департамент физической культуры и массового спорта Минспорта России (далее – Департаменты), а также в общероссийскую спортивную федерацию по соответствующему виду спорта для представления предложений в течение пяти рабочих дней со дня поступления проекта федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта при их наличии.
- Департаменты рассматривают проект федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта в пределах своей компетенции в течение пяти рабочих дней со дня его поступления.
- При наличии замечаний Департаменты возвращают проект федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта в течение пяти рабочих дней со дня его поступления в Департамент спорта высших достижений Минспорта России с указанием причин возврата.
Доработанный проект федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта направляется Департаментом спорта высших достижений Минспорта России на согласование в Департаменты в течение трех рабочих дней со дня его возврата.
- Проект федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта, согласованный с Департаментами, направляется Департаментом спорта высших достижений Минспорта России в Правовой департамент Минспорта России для его рассмотрения в соответствии с пунктом 5 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства спорта Российской Федерации, утвержденного приказом Минспорта России от 28 марта 2014 г. N 167 7 .
- Департамент спорта высших достижений Минспорта России обеспечивает согласование проекта федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта с заместителями Министра спорта Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей между Министром спорта Российской Федерации и его заместителями, и с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в течение 30 календарных дней со дня согласования Правовым департаментом Минспорта России проекта федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта.
- Согласованный с учетом пунктов 3-11 настоящего порядка проект федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта представляется Департаментом спорта высших достижений Минспорта России на утверждение Министру спорта Российской Федерации.
1 Часть 4 статьи 34 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 624; 2021, N 18, ст. 3071)
2 Зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2020 г., регистрационный N 57411
3 Зарегистрирован Минюстом России 29 мая 2020 г., регистрационный N 58500
4 Зарегистрирован Минюстом России 7 сентября 2020 г., регистрационный N 59688
5 Зарегистрирован Минюстом России 19 августа 2021 г., регистрационный N 64698
6 Пункты 2-5 части 2 статьи 32 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 624; 2021, N 18, ст. 3071)
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду “Пункты 2-5 части 1 статьи 32”
7 Зарегистрирован Минюстом России 24 апреля 2014 г., регистрационный N 32109
С 2023 г. вводится порядок разработки и утверждения федеральных стандартов спортподготовки
- ← Минобрнауки разъяснило нюансы подачи документов об образовании в вуз через госуслуги
- Государство профинансирует формирование школьниками проектов в области искусственного интеллекта →
Источник: xn--d1abbusdciv.xn--p1ai
Вопросы по разработке дополнительных образовательных программ спортивной подготовки
В соответствии с пунктом 3 Особенностей организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки, утвержденным приказом Минспорта России от 3 августа 2022 г. № 634, организации определяют сроки начала и окончания учебно-тренировочного процесса с учетом сроков проведения физкультурных и спортивных мероприятий (спортивного сезона), в которых планируется участие лиц, проходящих спортивную подготовку. Для организаций, развивающих зимние виды спорта, наиболее оптимальным сроком является 1 сентября, для иных организаций – 1 января.
Вместе с тем, осуществление образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки регламентируется рядом документов, в том числе государственным (муниципальным) заданием на оказание образовательных услуг. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на указанные цели. Следовательно, решение о сроках начала учебно-тренировочного года должно быть согласовано с учредителем организации.
Дата начала учебно-тренировочного года может быть определена учредителем в уставе организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки.
Если в организации спортивная подготовка осуществляется по разным спортивным дисциплинам вида спорта, необходимо разработать дополнительную образовательную программу по каждой дисциплине?
Спортивная дисциплина – это часть вида спорта, имеющая отличительные признаки и включающая в себя один или несколько видов, программ спортивных соревнований. Разработка дополнительных образовательных программ спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта не предусмотрена законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом примерной дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта.
Примерные дополнительные образовательные программы спортивной подготовки разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта (при их наличии).
В случае отсутствия федерального стандарта спортивной подготовки примерная дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по соответствующему виду спорта разрабатывается с учетом требований, установленных Порядком разработки и утверждения примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки (утв. приказом Минспорта России от 7 июля 2022 г. № 579).
Разделом V ФССП по виду спорта и разделом V примерной программы по виду спорта предусмотрен учет особенностей осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам вида спорта при разработке дополнительной образовательной программы спортивной подготовки, в том числе годового учебно-тренировочного плана.
Реализация дополнительной образовательной программы спортивной подготовки осуществляется с учетом этапа спортивной подготовки и спортивных дисциплин вида спорта, по которым осуществляется спортивная подготовка.
При разработке дополнительных образовательных программ спортивной подготовки по адаптивным видам спорта в программу следует включать только те спортивные дисциплины, по которым в организации осуществляется спортивная подготовка.
Может ли дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта включать спортивно-оздоровительный этап?
На спортивно-оздоровительный этап не распространяются требования федеральных стандартов спортивной подготовки.
Можно ли сократить объем учебно-тренировочной нагрузки, то есть годовой учебно-тренировочный план разработать, исходя из установленного стандартом количества часов в неделю и год, а затем исключить часы, попадающие на праздничные выходные дни?
Нет. Трудоемкость дополнительной образовательной программы спортивной подготовки (объем времени на ее реализацию) рассчитывается, исходя из объемов учебно-тренировочной нагрузки, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта для каждого периода этапов спортивной подготовки (приложение № 2 к ФССП). В соответствии с пунктом 24.1 статьи 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» федеральный стандарт спортивной подготовки – это совокупность минимальных требований к спортивной подготовке по виду спорта. Уменьшать минимальный объем нагрузки нельзя.
Учебно-тренировочный процесс в организации, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки, должен вестись в соответствии с годовым учебно-тренировочным планом, рассчитанным на 52 недели в год.
В соответствии с пунктом 3.2 Особенностей организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки, утвержденных приказом Минспорта России от 3 августа 2022 г. № 634, годовой учебно-тренировочный план рассчитывается исходя из астрономического часа (60 минут).
Для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса в годовой объем нагрузки включается период самостоятельной подготовки обучающихся по индивидуальным планам спортивной подготовки, участие в специальных учебно-тренировочных мероприятиях (учебно-тренировочных мероприятиях в каникулярный период, учебно-тренировочных мероприятиях по общей и (или) специальной физической подготовке). При включении в учебно-тренировочный процесс самостоятельной подготовки, ее продолжительность составляет не менее 10% и не более 20% от общего количества часов, предусмотренных годовым учебно-тренировочным планом организации, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки.
В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические, практические, восстановительные, медико-биологические мероприятия, инструкторская и судейская практика.
В зависимости от специфики вида спорта и периода подготовки (переходный, подготовительный, соревновательный), начиная с учебно-тренировочного этапа (этапа спортивной специализации), недельная тренировочная нагрузка может увеличиваться или уменьшаться в пределах годового тренировочного плана, определенного для данного этапа спортивной подготовки (пункт 46 Требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, утвержденных приказом Минспорта России от 30 октября 2015 г. № 999).
Сумма предельных процентных показателей по видам подготовки на этапе начальной подготовки в федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «баскетбол» составляет менее 100%. Можно ли при разработке учебно-тренировочного плана увеличить объем нагрузки по одному или нескольким видам подготовки (выйти за пределы установленной в ФССП вилки)?
Годовой учебно-тренировочный план рассчитывается с учетом соотношения видов спортивной подготовки (приложение № 5 к ФССП) и иных мероприятий в структуре учебно-тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки. К числу данных мероприятий относятся: участие в соревнованиях и учебно-тренировочных мероприятиях, инструкторская и судейская практика, мероприятия, направленные на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним.
В отношении рассматриваемого вида спорта объем нагрузки рекомендуется увеличить за счет включения в годовой учебно-тренировочный план этапа начальной подготовки раздела «участие в соревнованиях». В соответствии с приложением № 4 к ФССП по виду спорта «баскетбол» в объем соревновательной деятельности на этапе начальной подготовки включены 1 контрольное соревнование и 10 соревновательных игр. Однако в соотношении видов подготовки соревнования не предусмотрены.
В других видах спорта, например, «современное пятиборье», объем нагрузки можно увеличить за счет раздела «тактическая, теоретическая, психологическая подготовка». В командных игровых видах спорта (гандбол, регби, хоккей) в учебно-тренировочный план может быть включен раздел «интегральная подготовка».
Источник: rcsp-kk.ru
Организация перехода учреждений физкультурно-спортивной направленности на реализацию программ спортивной подготовки на примере ГБУ СШОР № 1 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга
Малинина, Е. М. Организация перехода учреждений физкультурно-спортивной направленности на реализацию программ спортивной подготовки на примере ГБУ СШОР № 1 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга / Е. М. Малинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 367-370. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54494/ (дата обращения: 17.06.2023).
Подготовка спортивного резерва стала одним из приоритетных направлений политики Министерства спорта Российской Федерации. В 2013 году спортивным школам был дан инструментарий для реализации различных программ, в зависимости от целей и задач, которые ставит учредитель перед организацией. В статье рассматриваются программы в сфере физической культуры и спорта, а также их отличия. Представлены результаты анализа предварительных данных по переходу учреждений физкультурно-спортивной направленности на реализацию программ спортивной подготовки в России.
Минспортом России утвержден и реализуется План по модернизации существующей системы подготовки спортивного резерва и переводу действующих учреждений в организации нового типа — организации спортивной подготовки: спортивная школа (СШ), спортивная школа олимпийского резерва (СШОР).
В рамках реализации плана:
- формирование новой нормативной правовой и методической базы в целях обеспечения единых подходов к организации спортивной подготовки, и четкого определения роли и задач каждого участника процесса;
- включение мер социальной защиты работников сферы физической культуры и спорта в Отраслевое соглашение по организациям, подведомственным Министерству спорта Российской Федерации;
- предложена «дорожная карта» мероприятий по преобразованию государственных (муниципальных) ДЮСШ и СДЮСШОР в организации спортивной подготовки (СШ и СШОР);
Разработан ряд подзаконных нормативно-правовых актов:
- порядок осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта;
- порядок аттестации тренеров (методические рекомендации).
Основной целью подготовки спортивного резерва в современных социально-экономических условиях является — вовлечение оптимального числа юношей и девушек в интенсивные регулярные занятия физической культурой и спортом, отбор и подготовка наиболее одаренных, имеющих перспективу достижения спортивных результатов международного уровня для пополнения спортивных сборных команд России.
На данный момент программы в сфере ФК и С подразделяются на следующие:
- Профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;
- Интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта;
- Дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта;
- Дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта;
- Программы спортивной подготовки.
Основные отличия программ, реализуемых в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, по этапам подготовки мы можем рассмотреть в таблице 1.
Отличия программ, реализуемых ворганизациях спортивной подготовки
Организациям, осуществляющим спортивную подготовку, рекомендуется осуществлять планирование деятельности организации с учетом перечисленных ниже компонентов системы спортивной подготовки:
– организационно-управленческий процесс построения спортивной подготовки по этапам и периодам спортивной подготовки на основе программы спортивной подготовки;
– процесс научно-методического сопровождения;
– система отбора и спортивной ориентации;
– процесс медико-биологического сопровождения;
– процесс ресурсного обеспечения.
В таблице 2 рассмотрим целесообразность открытия этапов спортивной подготовки в организациях, осуществляющих спортивную подготовку.
В Российской Федерации по каждому виду спорта (за исключением военно-прикладных, служебно-прикладных видов спорта, а также национальных видов спорта, развитие которых не осуществляется соответствующей общероссийской спортивной федерацией), внесенному во Всероссийский реестр видов спорта, устанавливаются федеральные стандарты спортивной подготовки, обязательные при разработке и реализации программ спортивной подготовки (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 170-ФЗ).
Федеральные стандарты спортивной подготовки— совокупность минимальных требований к спортивной подготовке по видам спорта.
В настоящее время в Российской Федерации (по данным федерального статистического наблюдения по форме № 5-ФК за 2017 год) 5020 организации участвуют в подготовке спортивного резерва:
– училища олимпийского резерва;
– специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва;
– детско-юношеские спортивные школы;
– спортивные школы олимпийского резерва;
– центры олимпийской подготовки;
– центры спортивной подготовки;
– иные организации: ШВСМ, ЭШВСМ, ЦСП-ШВСМ, ЦСП-УОР, ЦСП-ДЮСШ, ЦФК, ЦОВС, ЦИВС, СК, ДЮКФП, ДСШ, ДЮЦСП, КСДЮСШОР, СДЮСШ, ДЮСАШ, ЦРСВД и др.
На рисунке 1 показан анализ по данным федерального статистического наблюдения (по форме № 5-ФК за 2017 год) структуры учреждений, осуществляющих спортивную подготовку.
Рис. 1. Структура учреждений, осуществляющих спортивную подготовку в 2017 г.
Сравнительный анализ организаций, осуществляющих спортивную подготовку за 2015–2017гг.
Вид организации
Источник: moluch.ru