Тем, кто занимается деятельностью в сфере обучения мерам пожарной безопасности, давно известно, что вместо программ пожарно-технического минимума законодательством РФ предусмотрено применение программ дополнительного профессионального образования. И вот совсем недавно был опубликован приказ МЧС России от 05.09.2021 № 596 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности» (далее — Приказ). В данной статье мы постараемся донести до наших читателей все самое важное, что есть в этом документе (86 страниц Приказа спрессуем до семи).
Зачем нужен этот приказ
Как видно из его названия, новый Приказ утверждает типовые дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности. Это сделано для того, чтобы обеспечить выполнение требований части второй статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — ФЗ № 69).
Дистанционные курсы по пожарной безопасности в УЦ «Академия Безопасности»
Работа с персоналом
- Обучение мерам ПБ (приказ МЧС №806) от 1090 р.
- Повышение квалификации для получения лицензии МЧС от 1990 р.
- Профессиональная переподготовка от 7990 р.
Регистрация удостоверений и дипломов в ФИС ФРДО. Актуальные программы. Скидки от 5 человек. Образовательная лицензия. Аккредитация в системе НСОПБ.
Ранее мы подробно рассказывали в этой статье о том, что с 1 июля 2021 года вступили в силу изменения в ФЗ № 69, которые как раз таки касались включения в него положений, связанных с дополнительным профессиональным образованием в области пожарной безопасности.
Фактически Приказ является составной частью обновляемой нормативной базы, регулирующей вопросы обучения мерам пожарной безопасности. Эту базу готовят взамен давно устаревших НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645.
На основании типовых программ, содержащихся в Приказе, образовательные организации будут разрабатывать свои дополнительные профессиональные программы в области обучения мерам пожарной безопасности.
Напомним, что Приказ вступает в силу с 1 марта 2022 года.
На кого распространяются новые типовые дополнительные профессиональные программы по пожарной безопасности
Приказ содержит в себе четыре типовые дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и одну типовую дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки.
Программы повышения квалификации предусмотрены:
- для руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей, лиц, назначенных руководителем организации, индивидуальным предпринимателем ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе в обособленных структурных подразделениях организации;
- для руководителей эксплуатирующих и управляющих организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с обеспечением пожарной безопасности на объектах защиты, лиц, назначенных ими ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
- для ответственных должностных лиц, занимающих должности главных специалистов технического и производственного профиля, должностных лиц, исполняющих их обязанности, на объектах защиты, предназначенных для проживания или временного пребывания 50 и более человек одновременно (за исключением многоэтажных жилых домов), объектов защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности;
- для лиц, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа.
Как читать людей. 9 советов от спецслужб
Типовая дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки предусмотрена для получения квалификации «Специалист по противопожарной профилактике».
Требования к разработке дополнительных профессиональных программ
В соответствии с требованиями Приказа организации, желающие осуществлять образовательную деятельность, связанную с дополнительным профессиональным образованием в области пожарной безопасности, должны разработать дополнительные профессиональные программы (далее — Программы) на основании типовых программ, содержащихся в Приказе, их структура должна соответствовать типовым программам.
Содержание Программ определяется с учетом потребностей лиц, организаций, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
Типовые программы построены на модульном принципе представления содержания обучения и построении учебных планов, которые позволяют обеспечить дифференцированный подход к проведению подготовки обучающихся с учетом их образования, квалификации и опыта.
В процессе разработки Программы могут быть дополнены модулями обучения, содержащими требования пожарной безопасности, исходя из специфики деятельности организации, работники которой осваивают дополнительную профессиональную программу.
Требования к организации учебного процесса
Слушателями Программ являются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Для получения слушателями знаний и умений типовыми программами предусматривается проведение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, теоретических и практических занятий, а для оценки степени и уровня освоения обучения — проведение итоговой аттестации.
Формы обучения слушателей (очная, очно-заочная, заочная) определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Повышение квалификации может осуществляться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также с использованием сетевой формы реализации.
При этом минимально допустимый срок освоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, в том числе практической части — менее 4 часов, а минимально допустимый срок освоения дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки не может быть менее 250 часов, в том числе практической части — менее 16 часов.
Выбор методов обучения для каждого занятия определяется преподавателем в соответствии с составом и уровнем подготовленности обучающихся, степенью сложности излагаемого материала, наличием и состоянием учебного оборудования, технических средств обучения, местом и продолжительностью проведения занятий.
Оценка качества освоения Программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по каждому разделу Программ и итоговую аттестацию.
Формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации слушателей устанавливаются образовательной организацией самостоятельно.
Освоение каждой Программы завершается итоговой аттестацией, которая направлена на определение теоретической и практической подготовленности слушателей.
Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к итоговой аттестации не допускаются.
Лицам, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу повышения квалификации или дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки и прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ о квалификации (удостоверение о повышении квалификации), оформляемый на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается образовательной организацией.
Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы повышения квалификации или дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки и (или) отчисленным из образовательной организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.
Порядок проведения противопожарного инструктажа в организации: кем, когда и где проводится инструктаж, приказ и другие организационно-распорядительные документы
Содержание учебного плана и модулей типовых дополнительных профессиональных программ по пожарной безопасности
Учебный план Программ разрабатывается на основании содержания модулей, установленных типовыми программами. Каждый из модулей состоит из нескольких тем или учебных вопросов. Приказом предусмотрены вводные, обязательные и вариативные модули. Вариативные модули есть только в двух типовых программах:
- программе повышения квалификации для ответственных должностных лиц, занимающих должности главных специалистов технического и производственного профиля, должностных лиц, исполняющих их обязанности, на объектах защиты, предназначенных для проживания или временного пребывания 50 и более человек одновременно (за исключением многоэтажных жилых домов), объектов защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности;
- программе повышения квалификации для лиц, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа.
Порядок включения вариативных модулей в Программы не определен. Но, судя по всему, их необходимо включать в зависимости от функционального назначения объектов, на которых осуществляют трудовую деятельность лица, проходящие обучение.
Содержание модулей типовых программ, предусмотренных приложением № 1 к Приказу (для руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей, лиц, назначенных руководителем организации, индивидуальным предпринимателем ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе в обособленных структурных подразделениях организации) и приложением № 2 к Приказу (для руководителей эксплуатирующих и управляющих организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с обеспечением пожарной безопасности на объектах защиты, лиц, назначенных ими ответственными за обеспечение пожарной безопасности) по большей части совпадают. Отличия в тематике просматриваются лишь в модуле № 3.
А вот типовые программы, предусмотренные приложениями № 3, 4, 5 к Приказу, заметно отличаются по составу модулей и тем.
Типовую программу, предусмотренную приложением № 5 к Приказу (программа профессиональной переподготовки предусмотрена для получения квалификации «Специалист по противопожарной профилактике»), в целом нужно рассматривать отдельно от программ повышения квалификации, так как она рассчитана на заметно большее количество часов и существенно отличается по своему наполнению.
Из типовых программ повышения квалификации самой обширной является типовая программа, предусмотренная приложением № 3 к Приказу (для ответственных должностных лиц, занимающих должности главных специалистов технического и производственного профиля, должностных лиц, исполняющих их обязанности, на объектах защиты, предназначенных для проживания или временного пребывания 50 и более человек одновременно (за исключением многоэтажных жилых домов), объектов защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности), ее обязательные модули состоят из 41 темы, она содержит в себе 10 модулей (с учетом вариативных).
В целом тематика обучения, предлагаемая типовыми программами повышения квалификации, очень обширная и сложная, с нашей точки зрения. Чтобы хотя бы вкратце рассказать про каждую из обязательных тем и содержащихся в них учебных вопросах, нужно затратить намного больше предлагаемого минимума — 16 часов. Складывается впечатление, что по типовым программам готовят не лиц, деятельность которых связана с вопросами обеспечения пожарной безопасности в организациях, а чуть ли не специалистов в области пожарной безопасности. К примеру, в модулях типовых программ повышения квалификации есть такие темы и учебные вопросы:
- Правовые основы аккредитации. Цели, принципы и правила аккредитации на территории Российской Федерации. Порядок организации и функционирования единой национальной системы аккредитации, права и обязанности ее участников.
- Расчет числа лифтов, необходимых для эвакуации инвалидов из зон безопасности.
- Основные требования к организации внутреннего технического аудита и аудита по пожарной безопасности. Система менеджмента пожарной безопасности. Основные положения менеджмента пожарного риска.
Далеко не каждый специалист в области пожарной безопасности может с ходу хоть как-то прокомментировать указанные темы, а тут их должны знать простые работники организаций. С нашей точки зрения, это явный перебор.
Ошибка, допущенная в типовых дополнительных профессиональных программах по пожарной безопасности
В ходе внимательного изучения нами обнаружена одна нестыковка в содержании типовых программ. С нашей точки зрения, тема 5.12 «Системы противопожарной защиты многофункциональных зданий» ошибочно указана в типовой программе, предусмотренной приложением № 1 к Приказу, так как в модуле № 3 данной типовой программы отсутствует тематика, связанная с обеспечением пожарной безопасности многофункциональных зданий.
В свою очередь, такая тема есть в третьем модуле типовой программы, предусмотренной приложением № 2 к Приказу (тема 3.14. «Обеспечение пожарной безопасности многофункциональных зданий») соответственно, было бы логично, если бы и в пятом модуле данной типовой программы имелась тема, связанная с системами противопожарной защиты многофункциональных зданий, а ее там нет. Да и в целом, исходя из названия типовых программ, указанная тематика больше подходит к типовой программе, предусмотренной приложением № 2 к Приказу. Либо нужно обе типовые программы дополнить недостающими темами. Ждем, когда разработчики Приказа признают ошибку и внесут в него изменения.
На этом обзор Приказа завершен. Желаем всем лицам, деятельность которых связана с вопросами обучения мерам пожарной безопасности, качественно и своевременно подготовить новые Программы.
Источник: propb.ru
Как уведомить Минтруд об обучении работников охране труда с 1 марта 2023 года
С 1 марта 2023 года все работодатели, самостоятельно обучающие своих сотрудников нормам и требованиям охраны труда, должны уведомлять об этом Минтруд. Рассказываем, кто из работодателей может обучать работников охране труда и как правильно раскрывать сведения о таком обучении.
Самостоятельное обучение работников охране труда
Обязанность работодателей по обучению работников нормам и требованиям охраны труда закреплена в ст. ст. 214 и 219 ТК РФ. Данная обязанность распространяется как на организации, так и на ИП. Обучение охране труда представляет собой профилактическое мероприятие, направленное на предотвращение случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также снижение их последствий.
Обучение по охране труда предусматривает получение знаний, умений и навыков в ходе проведения инструктажей по охране труда, стажировки на рабочем месте, обучения навыкам оказания первой помощи пострадавшим, использования СИЗ и безопасным методам и приемам выполнения работ. Порядок обучения персонала охране труда определен постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464.
Обучение охране труда осуществляется сразу после трудоустройства сотрудника, до начала выполнения им работы. При этом работодатель обязан не допускать работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обучения по охране труда (ч. 2 ст. 214 ТК РФ).
Обучать персонал охране труда работодатели могут как самостоятельно, так и через специализированные организации, оказывающие услуги в сфере охраны труда. Работодатель, самостоятельно проводящий обучение работников требованиям охраны труда, должен иметь (п. 96 Правил):
- материально-техническую базу в виде мест обучения работников (можно обучать на самих рабочих местах) или учебных помещений;
- оборудование, технические средства для осуществления процесса обучения по охране труда;
- учебно-методическую базу в виде программ обучения по охране труда и учебных материалов для каждой программы обучения;
- не менее 2 сотрудников, проводящих обучение по охране труда (можно привлечь специалистов по гражданско-правовому договору);
- комиссию по проверке знания требований охраны труда.
Если работодатель не может обеспечить вышеуказанных условий, к обучению придется привлекать стороннюю аккредитованную Минтрудом организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда. Реестр таких организаций представлен на портале Минтруда . Если же работодатель удовлетворяет всем перечисленным требованиям, он может обучать свой персонал охране труда самостоятельно, без обращения к третьим лицам. При этом с 1 марта 2023 года работодатели обязаны сообщать в Минтруд о своем намерении самостоятельно обучать работников охране труда.
Направление уведомления об обучении работников охране труда
Начиная с 1 марта 2023 года компании, которые самостоятельно обучают своих работников вопросам охраны труда, подлежат обязательной регистрации в специальном реестре Минтруда. Регистрация в реестре носит уведомительный и однократный характер.
Направить уведомление об обучении работников охране труда компании могут через личный кабинет работодателя на портале Минтруда. Уведомление подается по форме, представленной в личном кабинете. В уведомлении необходимо указать следующие сведения (п. 106 Правил):
- полное и сокращенное наименование и организационно-правовую форму юридического лица;
- ФИО предпринимателя и его место жительства;
- ИНН, ОГРН или ОГРНИП;
- адрес официального сайта в интернете (при наличии);
- сведения о среднесписочной численности работников и количестве работников, подлежащих обучению по охране труда (без учета работников, выполняющих трудовую функцию дистанционно на постоянной основе);
- сведения о наличии мест обучения по охране труда работников;
- сведения о наличии технических средств обучения для отработки практических навыков;
- сведения о наличии программ обучения по охране труда;
- сведения о наличии учебно-методических материалов и материалов для проведения проверки знания требований охраны труда для каждой программы обучения;
- сведения о наличии в штате организации не менее 2 работников или иных лиц, привлекаемых для проведения обучения по охране труда;
- сведения о наличии комиссии по проверке знания требований охраны труда.
К уведомлению необходимо приложить заверенную работодателем копию локального нормативного акта (решения) о проведении самостоятельного обучения работников нормам охраны труда без привлечения сторонней организации.
Уведомление подписывается электронной подписью и через личный кабинет отправляется для регистрации в Реестре работодателей, осуществляющих самостоятельное обучение работников охране труда. Регистрация работодателя в реестре осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня направления данного уведомления (п. 108 Правил).
Работодатели регистрируются в реестре без взимания с них платы. После регистрации работодатель может приступать собственно к самому обучению сотрудников. Об итогах такого обучения также потребуется уведомить Минтруд.
Представление сведений о работниках, прошедших обучение
После завершения обучения сотрудников и проведения проверки знаний в сфере охраны труда работодатели передают в Минтруд сведения о работниках, прошедших соответствующее обучение. Эти сведения вносятся в реестр работников, обученных нормам охраны труда . Регистрация указанных сведений в реестре также осуществляется в уведомительном порядке. Для этого работодатель должен заполнить и передать через личный кабинет на портале Минтруда форму уведомления с указанием следующих сведений (п. 118 Правил):
- ФИО, СНИЛС и профессия (должность) работника, прошедшего обучение по охране труда;
- наименование программы обучения по охране труда;
- дата проверки знания требований охраны труда;
- результат проверки знания требований охраны труда (оценка результата проверки «удовлетворительно» или «неудовлетворительно»);
- номер протокола проверки знания требований охраны труда.
Все эти сведения передаются в реестр путем импортирования файла в установленном Минтрудом формате. Скачать этот файл можно на сайте Минтруда в разделе «Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда/ФГИС СОУТ», выбрав вкладку «Обучение по ОТ».
Непредставление в Минтруд уведомлений об обучении персонала основам охраны труда является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности в виде штрафа и даже приостановления деятельности.
Штрафы за непредставление уведомлений в Минтруд
Непредставление уведомлений о самостоятельном обучении работников охране труда, а также о работниках, прошедших соответствующее обучение, грозит работодателям привлечением к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Данная норма предусматривает административные штрафы за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах. Непредставление в Минтруд уведомлений влечет наложение штрафов в следующих размерах:
- от 2 000 до 5 000 рублей – для ИП и должностных лиц организаций;
- от 50 000 до 80 000 рублей – для организаций.
За повторное нарушение штрафы составят:
- от 30 000 до 40 000 рублей — для ИП и должностных лиц организаций;
- от 100 000 до 200 000 рублей – для организаций.
Кроме того, повторное нарушение грозит организациям и ИП административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Источник: buh.ru
Обучение работников по охране труда — организация и порядок проведения
Организация обучения по охране труда — одна из обязанностей работодателя. Она включает обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по ОТ, стажировок на рабочих местах. Работодатель также организует в установленном порядке обучение и проверку знаний требований охраны труда.
В данной статье предлагаем вам разобраться в особенностях реализации данной обязанности и ответить на вопросы: кто занимается обучением по охране труда, кто отвечает за организацию обучения, как проводится проверка знаний требований охраны труда.
Вводный инструктаж
В п. Порядка обучения по охране труда установлено, что работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда для всех лиц, которых принимают на работу, а также для работников, которых переводят на другую работу.
Порядок обучения по охране труда предусматривает пять видов инструктажей: вводный, первичный, повторный, внеплановый, а также целевой. Вводный инструктаж проходят:
- Все лица, принимаемые на работу.
- Работники, командированные в организацию.
- Работники сторонних организаций, которые выполняют работы на выделенном участке.
- Учащиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, которые проходят на предприятии производственную практику.
- Другие лица, которые участвуют в производственной деятельности компании.
Для организации инструктажа необходимо разработать программу проведения вводного инструктажа. Её разрабатывает ответственный за проведение инструктажа и обучение работников. В зависимости от деятельности организации при разработке программы учитываются следующие вопросы:
- Общие сведения об организации.
- Основные положения трудового законодательства: рабочее время, время отдыха, гарантии, компенсации.
- Правила внутреннего трудового распорядка, ответственность за нарушение.
- Условия труда. Опасные и вредные производственные факторы, которые характерны для данного производства. Методы и средства предупреждения несчастных случаев. Обязанности работника по ОТ.
- Основные требования производственной санитарии и личной гигиены.
- Средства индивидуальной защиты. Порядок и нормы выдачи, сроки носки.
- Обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев, аварий, пожаров, происшедших в организации из-за нарушения требований охраны труда и безопасности.
- Порядок действий работника при несчастном случае или остром отравлении. Социальное обеспечение пострадавших на производстве.
- Первая помощь пострадавшим, последующие действия работников при возникновении несчастного случая.
Ответственный за организацию вводного инструктажа — специалист по ОТ или уполномоченный работодателем сотрудник. Он занимается обучением по охране труда, а также осуществляет последующую проверку теоретических знаний у сотрудников.
Инструктаж на рабочем месте
После трудоустройства в организацию руководитель структурного подразделения проводит работнику первичный инструктаж на рабочем месте до начала его самостоятельной работы.
Первичный инструктаж на рабочем месте также проводится по программе проведения инструктажа на рабочем месте. Действующим законодательством не установлено лицо, которое разрабатывает программу. Считается, что разрабатывать её необходимо тому, кто проводит инструктаж на рабочем месте, руководителю структурного подразделения. Программа обязательно должна включать:
- информацию об имеющихся опасных или вредных производственных факторах;
- изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по ОТ, технической, эксплуатационной документации;
- применение безопасных методов, приемов выполнения работ.
По итогам инструктажа ответственный за его организацию проводит устную проверку знаний по охране труда, включая навыки безопасных приемов работы, у работников.
Освобождаются от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте сотрудники, чья деятельность не связана с:
- эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой, ремонтом оборудования;
- использованием электрифицированного или иного инструмента;
- хранением, применением сырья и материалов.
Перечень профессий и должностей работников, которое не проходят первичный инструктаж на рабочем месте, утверждает работодателем.
Стажировка
Практически все правила по охране труда требуют проведение стажировки на рабочем месте после проведения соответствующего инструктажа. Руководителем стажировки, как правило, назначают непосредственного руководителя работника либо лицо из числа наиболее опытных и подготовленных сотрудников. Стажировка длится от 2 до 14 смен.
Обучение по охране труда
В п. 2.3.1 Порядка установлено, что руководители и специалисты предприятия проходят в установленном порядке обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца. Последующее обучение они проходят по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Отметим, что в зависимости от категории работников зависит формат обучения по охране труда — оно проводится либо в специализированных организациях, либо может быть организовано работодателем самостоятельно.
Обучение в учебных центрах, у которых есть лицензия на право ведения образовательной деятельности, преподавательский состав, который специализируется в области ОТ, и соответствующая материально-техническая база, проходят следующие категории работников:
- Руководители и заместители руководителей организаций, которые курируют вопросы ОТ, заместители главных инженеров по ОТ, работодатели — физические и иные лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью.
- Руководители, специалисты, инженерно-технические работники, которые организуют, руководят, проводят работы на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контролируют и осуществляют технический надзор за проведением работ.
- Педагогические работники образовательных учреждений — преподаватели дисциплин «охрана труда», «безопасность жизнедеятельности», «безопасность технологических процессов и производств», а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся.
- Специалисты служб ОТ, работники, на которых работодатель возложил обязанности по организации работы по ОТ, члены комитетов (комиссий) по ОТ, уполномоченные (доверенные) лица по ОТ профсоюзов и других уполномоченных работниками представительных органов.
После прохождения обучения для руководителей и специалистов организуется проверка знаний требований охраны труда. В состав комиссии включаются представитель трудового коллектива, специалист по ОТ, работодатель или его представитель.
В отношении работников рабочих профессий проверка знаний проводится непосредственным руководителем.
Обучение по охране труда — это обязанность, которая не приносит видимой пользы. Однако обучение (как в виде непосредственного обучения, так и в форме инструктажей) и последующий контроль за соблюдением сотрудниками требований охраны труда — это простой и бюджетный способ избежать травматизма. Травматизм несет за собой дополнительные расходы на работу комиссии, невыход травмированного работника и ликвидацию возможной аварии (как следствие, невыполнение работы и снижение производительности структурного подразделения)
Обучение — наиболее простая с точки зрения реализации и эффективная в организации безопасного выполнения работ обязанность.
Источник: ecostandardgroup.ru