В статье рассматриваются вопросы организации академического и экономического планирования в аграрных вузах. Представлена интегрированная методика экономического и академического планирования для обеспечения финансовой стабильности при формировании штатного расписания научно-педагогических работников.
Аннотация статьи
академическое планирование
экономическое планирование
контактная работа
учебный процесс
образовательная программа
планирование
Ключевые слова
Орёл Анна Сергеевна
Экономические науки
Конференция
Стратегии исследования в общественных и гуманитарных науках
Поделиться
Цитировать
В настоящее время высшие учебные заведения вынуждены строить свою работу таким образом, чтобы была возможность «думать на опережение», используя различные инструменты анализа и прогнозирования [3, с. 8].
Качественное планирование в университете – это эффективно-результативный процесс разработки и принятия управленческих решений, позволяющий обеспечить функционирование и развитие в настоящем и в будущем с учетом имеющихся финансовых ресурсов от различных видов деятельности и бюджетного финансирования.
Примерные рабочие программы как инструмент совершенствования общего образования
Планирование – это важнейшая составная часть современной экономической науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью максимального удовлетворения материальных потребностей общества и достижения целей предприятия (организации) [2, с. 3].
Категорию «планирование» рассматривают как с экономической, так и с управленческой точек зрения. Если с экономической точки зрения «планирование» – это способ определения на основе моделирования рыночной ситуации участия структурных подразделений в деятельности организации, то с управленческой точки зрения «планирование» – это базовая функция, которая определяет цели организации и способы их достижения, так как именно через планирование осуществляется основное воздействие на объект управления. Поэтому в общем виде можно сказать, что «планирование» – это средство установления целей и задач организации (предприятия, вуза), определение приоритетов, средств и методов их достижения, а также координация совместной деятельности его участников [2, с. 3].
Сущность планирования в вузе проявляется:
- в конкретизации целей его развития и каждого его подразделения в отдельности на установленный период времени;
- в установлении задач, способов, сроков и последовательности их выполнения;
- в определении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач [2, с. 5].
- организации (вуза) — как самостоятельной организации;
- структурного подразделения (кафедры, лаборатории) — как составной части организации;
- физического лица (руководителя, преподавателя, научного сотрудника) – как участника данного процесса.
В связи с этим, система планирования охватывает все сферы деятельности и иерархические уровни образовательной организации (планирование деятельности университета в целом, планирование структурных единиц (подразделений, служб, отделов) и индивидуальное планирование деятельности каждого сотрудника). Это дает возможность мотивировать исполнителя на конечный результат, который напрямую связан с материальным стимулированием и карьерным ростом сотрудника [3, с. 8].
Александр Сафонов. Шаблонные рабочие программы дисциплин
Система планирования является одним из взаимосвязанных элементов системы управления образовательной организацией, таких как система контроля, система управления трудовыми ресурсами.
Содержание планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития организации с учетом материальных источников её обеспечения и потребностей рынка. Выделяют шесть основных принципов планирования: принцип гибкости, непрерывности, самостоятельности, системности, участия и эффективности.
Планирование реализуется в виде разрабатываемых планов. В общем виде, понятие «план» можно сформулировать так: план – это система мероприятий, направленных на реализацию намеченных задач, и устанавливающая порядок, последовательность и ориентировочные сроки их осуществления, а также систему количественных и качественных показателей (индикаторов) развития организации, определяющих темпы, пропорции и тенденции её развития [2, с. 5].
В практике деятельности вузов можно говорить о двух видах планов: академические и экономические. Основными документами, определяющими организацию и планирование образовательного процесса в высшем учебном заведении, являются рабочие учебные планы, рабочие программы и расписание учебных занятий.
Академическое планирование в образовательной организации осуществляется с помощью программы «1С Университет ПРОФ». Комплексное использование данного программного продукта позволяет автоматизировать учет, хранение, обработку и анализ информации об основных процессах высшего учебного заведения: поступление в вуз, обучение, оплата за обучение, выпуск и трудоустройство выпускников, расчет и распределение нагрузки профессорско-преподавательского состава, формирование отчетности и т.д. Также она позволяет формировать и вести учет учебных планов и рабочих учебных планов в соответствии с ГОС, ФГОС ВПО и ФГОС ВО, позволяет создавать, хранить и обрабатывать графики учебного процесса и семестровые графики.
В ФГБОУ ВО Дальневосточный ГАУ расчет и распределение нагрузки научно-педагогических работников осуществляется в программе «1С: Университет ПРОФ», что позволяет:
- Формировать контингент обучаемых по учебному плану и дисциплинам;
- Формировать правила расчета нагрузки преподавателей;
- Формировать структуру обучаемого контингента;
- Вести учет планируемого контингента;
- Осуществлять настройки автоматического и ручного объединения и разделения контингента;
- Планировать распределение нагрузки кафедр;
- Распределять нагрузку по научно-педагогическим работникам;
- Устанавливать и проверять нормы нагрузки научно-педагогических работников;
- Формировать основную и дополнительную нагрузку научно-педагогических работников.
- Синхронизировать расчет часов по кафедрам и в разрезе научно-педагогических работников;
- Формировать планы кафедр и научно-педагогических работников с учетом учебной и внеучебной нагрузки;
- Распределять нагрузку по кафедре в разрезе форм обучения;
- Создавать отчеты о планировании и выполнении нагрузки в различных формах с учетом объективных потребностей.
Если говорить об экономическом планировании в образовательной организации, то оно осуществляется на основе плана финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), плана развития вуза, бюджета.
Основными целями составления плана финансово-хозяйственной деятельности вуза являются:
- планирование общих объемов бюджетных и внебюджетных поступлений и выплат;
- определение сбалансированности финансовых показателей;
- планирование мероприятий по повышению эффективности использования средств, поступающих в распоряжение вуза;
- управление доходами и расходами вуза.
Сегодня каждый из этих планов составляется в отдельности друг от друга, что влечет за собой отсутствие взаимосвязи между ними и это является существенным недостатком в системе планирования вуза. Организациями высшего образования, за редким исключением, так и не выработаны механизмы и инструменты системной координации планов, а главное они не имеют опыта интеграции академических планов с планами финансово-хозяйственной деятельности.
Основной проблемой является несогласованность показателей академических планов с экономическими, что в конечном итоге может сказаться на объемах финансирования вуза. При составлении учебных планов руководители учебных подразделений стараются завысить объемы часов путем внесения в план всех видов работ (кроме аудиторных), что влечет за собой несоответствие финансового обеспечения выполняемым видам работам. Для решения данной проблемы необходимо разработать механизм координации академических и экономических планов путем их системной консолидации. Для этого необходимо эффективно и экономически обосновано планировать учебный процесс с учетом финансового обеспечения по всем источникам финансирования, а именно правильно формировать штатное расписание научно-педагогических работников, с тем чтобы не допустить перерасхода денежных средств на оплату труда. Фонд оплаты труда научно-педагогических работников является одной из основных статей плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации.
С этой целью нам необходимо разработать алгоритм расчета численности научно-педагогических работников:
- Определяем трудоемкость образовательных программ.
- Определяем трудоемкость отдельных дисциплин по каждой образовательной программе.
- Определяем долю контактной работы по каждой дисциплине и по каждой образовательной программе.
- По каждой образовательной программе рассчитываем количество ставок научно-педагогических работников.
- По каждой дисциплине рассчитываем количество ставок научно-педагогических работников.
- На основании проведенных расчетов по количеству ставок научно-педагогических работников, формируем штатное расписание.
Источником получения и формирования необходимых данных будет являться программа «1С Университет ПРОФ», который позволяет выбрать контактную работу по каждой дисциплине и по каждой образовательной программе с учетом заложенных норм и алгоритмов.
На первом этапе определяем трудоемкость образовательных программ и дисциплин по кафедрам. Для этого в программе формируем отчет по расчету нагрузки. Например, взяли очную форму обучения, направления «Агроинженерия», «Агрономия». Определяем количество контактной работы по каждой кафедре на данных направлениях обучения. Сформированный отчет представим на рисунке 1.
Рис. 1. Трудоемкость образовательных программ
На втором этапе определяем долю контактной работы по каждой дисциплине и по каждой образовательной программе.
В соответствии с приказом Минобрнауки № 301 от 05.04.2017 года, контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплинам (модулям) включает в себя:
- занятия лекционного типа (лекции и иные учебные занятия, предусматривающие преимущественную передачу учебной информации педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях, обучающимся) и (или) занятия семинарского типа (семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия), и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях (в том числе индивидуальные консультации);
- иную контактную работу (при необходимости), предусматривающую групповую или индивидуальную работу обучающихся с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях, определяемую организацией самостоятельно.
Доля контактной работы по конкретной дисциплине определяется как отношение объема контактной работы по дисциплине образовательной программы к объему контактной работы образовательной программы.
На рисунке 2 представлен расчет удельного веса контактной работы по дисциплинам кафедр по образовательным программам. Например, направление «Агроинженерия», кафедра гуманитарных дисциплин – общее количество контактных часов – 11 651,70, что принимается за единицу или 100%. Соответственно удельный вес контактных часов по дисциплинам кафедры гуманитарных дисциплин составит 0,07, или 7,25% (844,80/11 651,70*100).
Далее, чтобы рассчитать количество ставок научно-педагогических работников по каждой образовательной программе, необходимо рассчитать количество ставок по дисциплинам каждой кафедры. Общая сумма ставок и будет определять количество ставок по образовательной программе в целом.
Чтобы рассчитать количество ставок по дисциплинам кафедр, необходимо количество часов контактной работы разделить на норму часов на одного преподавателя (850 часов в год). Например, если по дисциплинам кафедры гуманитарных дисциплин объем часов контактной работы составляет 844,60 часов, то количество ставок научно-педагогических работников будет – 0,99 (844,60 часов / 850 часов). Расчет представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Доля контактной работы
Программный продукт «1С Университет ПРОФ» позволяет автоматизировать работа по сбору, обобщению и анализу данных, касающихся планированию учебного процесса и дает возможность оперативно:
- формировать отчет по расчету нагрузки;
- определять трудоемкость образовательных программ;
- определять трудоемкость дисциплин по кафедрам;
- определять долю контактной работы по кафедрам;
- проводить расчет количества ставок научно-педагогических работников по образовательной программе по контактной работе.
Источник: apni.ru
Расписание в ВУЗе: кто составляет и по каким правилам
Качество подготовки преподавателей учебных заведений, а также эффективность использования их научно-педагогического потенциала в определенной степени зависят от уровня организации учебного процесса. Расписание занятий является одной из основных составляющих образовательной программы. Из этой статьи вы узнаете, кто занимается составлением расписания в ВУЗах и каким правилам нужно следовать при его разработке.
Специалисты компании Курсар оказывают информационно-консультационные услуги. Результат такой работы не является готовым научным трудом. Сервис не несет ответственности за дальнейшее использование предоставленного материала третьим лицам. Публичная оферта
Источник: kursar.plus
Что такое индивидуальный план обучения: кто по нему учится?
Индивидуальный график студента – это способ обучения по особому расписанию. Сюда входит посещение лекций, а также сдача зачетов и экзаменов. В большинстве случаев учебный материал приходится осваивать своими силами.
Экстернат имеет как положительные, так и негативные стороны, поэтому каждый вуз на свое усмотрение прописывает правила, которые помогут студентам без особых проблем окончить учебное заведение и получить диплом.
В этой статье мы подробно расскажем об индивидуальном обучении.
Кто может учиться по индивидуальному графику?
Индивидуальный график обучения – вынужденное решение в сложившейся ситуации. Гораздо легче приходить на лекции и сдавать вместе с группой (все студенты знают, что морально комфортнее ожидать под дверью экзаменационной комнаты в компании, нежели по одиночке). Но существуют ситуации, когда необходимо перейти на индивидуальный план.
При каких обстоятельствах можно претендовать на ИГО:
- Рождение ребенка. Также молодые мамы имеют право учиться по индивидуальному плану, если у них есть дети до 3 лет. Случаи бывают разные, если мать поступила в вуз, техникум, имея на руках младенца.
- Длительная болезнь. Если студент дневного отделения не посещает лекции в течение 1 – 1,5 месяца, он может написать заявление на индивидуальный график в вузе, чтобы не терять год, уходя в академический отпуск.
- Студент дневного отделения получил работу по специальности.
- Смерть кого-либо из членов семьи , кто содержит студента. В этом случае человек должен идти работать, чтобы обеспечить себя деньгами.
- Научная работа, связанная с поездками. Студенты, которые занимаются исследованиями, могут на законных основаниях не посещать лекции, изучая материал самостоятельно.
- При переводе из другого вуза. Чаще всего ИГО необходимо, если программы сильно отличаются, а также есть академическая задолженность. Студенту лучше посвятить больше времени для ликвидации хвостов и подтянуть знания с профильных предметов. Это не мешает ему посещать лекции выборочно, так как график индивидуальных занятий построен так, что предметы можно посещать, а можно изучать самому.
- Студент является членом сборной команды вуза и часто ездит на соревнования. Университеты берут абитуриентов со спортивными достижениями в прошлом, чтобы они защищали честь вуза.
Чтобы претендовать на индивидуальный график обучения, студент должен написать заявление в деканат и получить разрешение. В каждом университете свои условия предоставления ИГО.
Условия предоставления индивидуального графика в вузе
Чаще всего в вузе ИГО предоставляют студентам старших курсов, а также магистрантам. Почему: человек уже успел зарекомендовать себя с хорошей стороны, с ним меньше проблем. Скорее всего, он получил работу и будет стараться успешно окончить вуз.
В техникумах есть возможность перейти на индивидуальную форму обучения даже с первого курса, но это нужно уточнять в каждом отдельном случае.
Иногда деканат строго рассматривает кандидатов на индивидуальный график в вузе, требуя хороших оценок, чтобы потом не было проблем с успеваемостью.
Замечено: если студенты отдаляются от преподавателей и университета, они могут отдалиться от учебы. Это чаще бывает с теми, кто привык учиться под нажимом, их мотивация основана больше на страхе перед педагогами, нежели на заинтересованности в учебе.
Нужно иметь в виду, что в документах вуза могут быть прописаны сроки возможной подачи заявления. Если их пропустить, деканат не разрешит ИГО. Чаще всего заявление необходимо написать в начале текущего семестра, максимум – через неделю после его начала.
Для каждого особого случая – болезнь, декрет или еще что-то – студент должен предоставить документы или показать трудовую книжку, где есть запись о начале трудовой деятельности по своей специальности.
Плюсы и минусы индивидуальной формы
Каждый студент, который решил воспользоваться индивидуальной формой обучения, рассчитывает, что она принесет ему какие-то выгоды. Особенно, если ему предложили хорошую работу, а окончание университета не за горами. Но стоит знать также, что индивидуальное обучение подходит не всем людям и нужно быть готовым к трудностям.
- Трудности с некоторыми предметами , разобраться в которых было бы легче на лекциях.
- Отсутствие самодисциплины, ведь нужно будет после рабочего дня заставлять себя заниматься. Именно самодисциплина является самым проблемным местом студентов, не имеющих опыта самостоятельной работы.
- Уплотненный график, ведь увеличение нагрузок влечет за собой отсутствие времени на собственные потребности.
Одним словом, необходимо взвесить плюсы и минусы, хотя советовать это студенту, окрыленному возможностью высокооплачиваемой работы или интересных исследований, бесполезно: он выберет ИГО.
Какой диплом получит выпускник на ИГО?
Чаще всего на индивидуальный график в вузе рассчитывают студенты дневного отделения, которым необходимо освободить время для работы, соревнований, научной работы или воспитания ребенка (могут быть и другие причины).
По закону, если студент учился на дневной форме обучения до выпуска из вуза, он получает диплом дневного отделения. За ним также сохраняется общежитие и другие льготы – проезд, проживание.
Второй вариант – перевод на заочную или дистанционную формы учебы. В этом случае студент лишается общежития и будет платить за проживание в чужом городе сам. Это не так выгодно, с точки зрения расходов на обучение.
Экстернат и ИГО – есть ли разница?
Многие путают понятия – экстернат и индивидуальный график обучения. Принцип один, но эти формы разные. Экстернат предполагает сдачу академической задолженности в кратчайшие сроки, например, сдавать в год 4 сессии вместо двух.
ИГО не настаивает на таких требованиях – студенты сдают материал, как он предусмотрен программой, безо всяких ускорений.
Как оформить ИГО в вузе?
Если после написания заявления педагогический совет вуза принял решение предоставить студенту такую возможность, исходя из требований, то следующим шагом будет составление индивидуального графика.
После получения нормативного акта студенту предоставляется куратор из числа педагогов, с которым он составляет наиболее удобный график посещения университета. Он должен устраивать преподавателей дисциплин, а также самого студента, исходя из его ситуации.
В документе прописываются:
- количество изучаемых предметов;
- сроки сдачи промежуточных работ;
- сроки сдачи зачетов и экзаменов;
- количество посещений лекций за семестр.
Копия документа сохраняется в деканате.
Если человек учится одновременно в двух вузах (например, поступил во второй, перейдя на старший курс первого университета), индивидуальный график можно попытаться оформить в обоих учебных заведениях.
Это может не получиться из-за несоответствия специальностей одного и второго. В любом случае, хорошая репутация студента дает такой шанс.
Стоит заметить, что проще всего в плане индивидуального обучения студентам, получающим образование дистанционно . Для них собственный график занятий уже включен при поступлении. Очень удобно для работающих и совмещающих два вуза студентов.
Сложные моменты
Если деканат не рассматривает заявление студента на ИГО, настаивая на академическом отпуске, следует записаться на прием к ректору и попробовать решить проблему там.
Доводы для ректората должны быть более чем убедительными. Прежде всего – это подлинная документация о состоянии здоровья, отсутствии поддержки со стороны родственников, а также хорошая успеваемость и уверенность в голосе.
Что такое индивидуальный план обучения: кто по нему учится?
Иван Севостьянов Директор
Среднее образование дает общеобразовательная школа. Оно может быть полным или неполным. Часто среднее образование путают со средним специальным. Среднее – это школьное, а среднее специальное – это колледжи и профтехучилища.
Источник: ecvdo.ru