Основная роль в организации работы секций принадлежит учителю физкультуры. При создании спортивной секции учитывается материальная база и наличие специалистов (сам учитель физкультуры, общественные инструкторы-старшеклассники, педагоги других предметов, родители, занимавшиеся ранее этим видом спорта).
В каждой спортивной секции учащиеся распределяются по возрастным группам. Учащиеся 8-11 лет занимаются 2 раза в неделю по 45 минут, остальные возрастные группы – 2-3 раза в неделю по 60-90 минут.
Запись в секции проводится через физоргов классов. Допуск к занятиям даёт врач после медицинского осмотра. Перед соревнованиями или после перенесённой болезни – дополнительный медицинский осмотр.
Наряду со спортивными секциями в школе создаются секции или группы по общей физической подготовке (ОФП).
В их задачу входит повышение общей физической подготовленности учащихся с целью успешного овладения материалом учебной программы. К занятиям в таких группах привлекаются учащиеся, которые несколько отстают в своём физическом развитии или нуждаются в дополнительных занятиях как недостаточно подготовленные к выполнению требований программы.
Спортивная секция «Общая физическая подготовка»
Численность групп – 15-25 человек (с учётом пола, возраста, уровня физической подготовленности детей). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45-60 минут. В основе их содержания – упражнения школьной программы. Организация таких занятий проводится по типу урока физкультуры. Общее руководство осуществляет учитель физкультуры.
Занятия проводят: учитель физкультуры, классный руководитель, родители, старшеклассники, обладающие соответствующими знаниями.
Организация и проведение дней здоровья
В школе рекомендуется проводить ежемесячные дни здоровья.
Задачами дней здоровья являются:
1) содействие активному отдыху, укреплению здоровья и физическому развитию детей;
2) повышение интереса к занятиям физкультурой и внедрение её в повседневную жизнь учащихся, учителей и родителей;
3) военно-патриотическое воспитание детей.
Дни здоровья в сравнении с другими формами имеют ряд принципиальных отличий, что делает их наиболее трудной формой физического воспитания школьников.
Во-первых, это мероприятие комплексное и требует координации усилий большинства учителей-предметников (истории, биологии, географии, литературы и др.), родителей, шефов.
Во-вторых, оно проводится в природных условиях в составе всей школы и требует решения вопросов устройства быта и безопасности.
В-третьих, объединяет почти все формы физического воспитания (туризм, игры, соревнования) и требует подготовки физкультурного актива из числа учащихся, родителей, шефов.
В-четвёртых, дни здоровья создают наилучшую почву для внедрения в практику межпредметных связей.
Конкретные сроки проведения дней здоровья устанавливаются в каждой школе в зависимости от климатических условий, наличия спортивной базы, спортивных традиций и т.д.
Дни здоровья организуются или одновременно для всех классов, или отдельно для 1-4 классов (не более 3-х часов), 5-7 классов (до 4-х часов), 8-11 классов (не более 5-ти часов). Обычно это выходные, не учебные дни.
Массаж лица и ответы на вопросы!
В ряде случаев классный руководитель по согласованию с руководством школы может провести его лишь со своим классом.
В программу дня здоровья можно включить подвижные и спортивные игры, соревнования на лучшего бегуна, прыгуна, метателя; соревнования между классами, семьями; различные развлечения: зимой – катание на санках, лыжах, коньках и т.д.
Важно, чтобы все эти виды активного отдыха проходили без чрезмерной повышенной физической нагрузки и, главное, интересно для всех учащихся.
Классные руководители обеспечивают участие школьников своего класса. Другие учителя привлекаются для участия в судействе отдельных видов соревнований и подвижных игр.
Принимает участие в подготовке и родительский комитет, обеспечивая затем по возможности присутствие на таком дне родителей учащихся. Одним из обязательных условий является обеспечение в ходе проведения этого мероприятия медицинского обслуживания.
Место проведения (желательно) – лес, парк. Если с выездом, то не более 3-5 км. Вопросы питания решаются за счёт домашних припасов, школьной столовой, торговых точек.
Основным показателем результативности дня здоровья является массовость. Поэтому при его проведении следует больше внимания уделять занятости школьников, их активному участию в запланированных видах программы. Временно освобождённые врачом от занятий физической культурой ученики также должны находиться на местах проведения мероприятий (исключая туристские походы). Однако они не участвуют в играх, соревнованиях, в выполнении физических упражнений, а оказывают посильную помощь организаторам и классным руководителям в их проведении.
По окончании дня здоровья подводятся его итоги, объявляются победители.
Источник: studfile.net
Организация деятельности спортивных школ
В рамках организации спортивной подготовки спортивная школа решает следующие вопросы (п. 1.3 Методических указаний):
- участие спортивной школы в реализации единой политики в области физической культуры и спорта;
- участие в реализации целевых программ развития физической культуры и спорта;
- ежегодное рассмотрение итогов развития физической культуры и спорта и утверждение мероприятий в данной области на следующий год;
- осуществление физического воспитания детей;
- организация спортивных соревнований и других мероприятий физкультурно-оздоровительного характера;
- формирование сборных команд территорий и обеспечение подготовки резервов для сборных команд по различным видам спорта;
- установление и выполнение нормативов физической подготовленности различных категорий населения;
- реализация установленных (в том числе федеральных) нормативов финансирования физической культуры и спорта;
- установление нормативов оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению, создание льготных условий для занятий физической культурой детей и инвалидов;
- использование в работе Всероссийского реестра видов спорта;
- применение Единой всероссийской спортивной классификации и присвоение спортивных разрядов и званий;
- участие в составлении единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
- исполнение социальных нормативов развития физической культуры и спорта, а также норм и правил использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;
- предоставление ежегодного анализа деятельности спортивной школы на основе данных государственной статистики (ф. 5‑ФК).
Организация спортивной подготовки
Зачисление детей в спортивные школы зависит от вида спорта, а также возраста ученика. Минимальный возраст детей в зависимости от вида спорта определен в Санитарно-эпидемиологических требованиях к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) СанПиН 2.4.4.1251-03 (приложение 2), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 № 27. Например, для занятий женской гимнастикой, художественной гимнастикой или фигурным катанием набор производится с шести лет, для занятий горнолыжным спортом, баскетболом, футболом, бадминтоном, спортивным ориентированием, спортивным туризмом или гольфом – с восьми лет.
При этом в отдельных случаях допускается прием детей с четырехлетнего возраста. Как определено п. 3.2 Методических указаний, условиями приема являются:
- наличие письменного заявления одного из родителей (законного представителя) ребенка;
- наличие образовательной программы, в которой изложена методика физического воспитания детей раннего возраста;
- сохранение спортивной школой набора детей в группы начальной подготовки в возрастном диапазоне, рекомендованном образовательной программой;
- наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста, квалификационной категории или окончание им специальных курсов повышения квалификации.
Максимальный возраст учащихся – 18 лет (для учащейся молодежи – 21 год).
Спортивная подготовка осуществляется в несколько этапов.
1. Спортивно-оздоровительный. На данном этапе спортивная школа анализирует свою деятельность на основании следующих критериев:
- стабильный рост общей физической подготовленности учащихся наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта;
- уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля.
Формирование спортивно-оздоровительных групп производится за счет вновь зачисляемых в спортивную школу учащихся, а также учащихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта.
2. Начальной подготовки. На данном этапе оцениваются:
- стабильность состава учащихся, уровень потенциальных возможностей учащихся в избранном виде спорта;
- динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности учащихся;
- уровень освоения основ техники в избранном виде спорта.
В случае невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих отбор необходимо производить по результатам сдачи контрольных нормативов.
3. Учебно-тренировочный. Деятельность спортивной школы на данном этапе оценивается путем анализа:
- состояния здоровья, уровня физической подготовленности учащихся;
- динамики роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности учащихся в соответствии с индивидуальными особенностями;
- уровня освоения объемов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;
- выполнения нормативов массовых спортивных разрядов.
Отбор учащихся для прохождения учебно-тренировочного этапа производится из практически здоровых учащихся, прошедших необходимую начальную подготовку в течение не менее одного года, при условии выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами.
4. Спортивного совершенствования. На данном этапе анализируются:
- уровень общего и специального физического развития и функционального состояния организма учащихся;
- динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях;
- зачисление воспитанников спортивной школы в УОР и ШВСМ.
Данная группа формируется из спортсменов, выполнивших нормативы спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, по игровым видам спорта – не ниже первого спортивного разряда.
5. Высшего спортивного мастерства. Данный этап характеризуется:
- стабильностью успешных результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях;
- достижением результатов уровня сборных команд России.
Формирование группы высшего спортивного мастерства осуществляется за счет перспективных спортсменов, вошедших в основной или резервный состав сборной команды субъекта РФ и показывающих стабильные высокие результаты (на уровне норматива мастера спорта России).
Представим в таблице условия наполняемости каждой из групп.
Этап
подготовки
Период
обучения
(лет)
Минимальная наполняемость групп (чел.)
Максимальный количественный состав группы (чел.)
Максимальный объем учебно-тренировочной
нагрузки
(ч/нед.)
Высшего спортивного мастерства
Медицинское обеспечение учащихся спортивных школ
Как определено п. 5.1 Методических указаний, основным документом, регулирующим медицинское обеспечение учащихся, является Приказ Минздрава РФ от 20.08.2001 № 337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры». В частности, согласно п. 5.1 Положения о медицинском обеспечении лиц, занимающихся физкультурой и спортом, утвержденного данным приказом, медицинское обеспечение лиц, занимающихся физкультурой и спортом, осуществляется путем обследования детей школьного возраста специалистами соответствующих поликлиник для допуска к занятиям в группах начальной подготовки; специалистами врачебно-физкультурных организаций и подразделений – в группах спортивного совершенствования.
В целях предупреждения нарушения здоровья учащихся спортивных школ следует предусматривать (п. 5.3 Методических указаний):
- диспансерное обследование не менее двух раз в год;
- дополнительные медицинские осмотры перед участием в соревнованиях, после болезни или травмы;
- контроль за использованием учащимися фармакологических средств.
Учебно-спортивная база, штаты и финансирование
При определении перечня оборудования, инвентаря, спортивной формы и обуви в объеме, необходимом для качественного проведения учебно-спортивной работы, спортивным школам рекомендуется руководствоваться Табелем оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем, утвержденным Приказом Госкомспорта РФ от 26.05.2003 № 345 (далее – Табель оснащения), и Табелем обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования, утвержденным Приказом Госкомспорта РФ от 03.03.2004 № 190/л (далее – Табель обеспечения).
В Табель оснащения включены, в частности, основное оборудование и инвентарь, необходимые для оформления спортивных сооружений при проведении соревнований и массовых мероприятий на спортивных объектах; перечни оборудования и инвентаря для работы судейской коллегии при проведении соревнований, для оснащения методических кабинетов спортивных сооружений и медицинских пунктов, расположенных на этих сооружениях.
Табель обеспечения разграничивает обеспечение спортивной одеждой, обувью и инвентарем по летним олимпийским, зимним олимпийским и неолимпийским видам спорта.
Штатное расписание спортивной школы утверждается директором в пределах имеющегося фонда оплаты труда. При этом количество ставок тренера-преподавателя (включая старшего), хореографа, концертмейстера и других необходимых в соответствии с образовательной программой специалистов определяется по количеству групп и годовому объему учебно-тренировочной нагрузки на все группы, а при нормативе оплаты труда в процентах за одного занимающегося и за подготовку высококвалифицированных спортсменов – путем деления суммарного процента на 100.
Оплата труда
Как определено п. 7.2 Методических указаний, продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников спортивных школ устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени – не более 36 часов в неделю.
Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям), в том числе хореографам, устанавливается в объеме 18 часов в неделю.
Норматив оплаты труда тренера-преподавателя зависит от уровня подготовки учащегося, периода его обучения, а также от вида спорта, которым он занимается.
Этап подготовки
Период
обучения (лет)
Норматив оплаты труда тренера-преподавателя по подготовке одного
занимающегося (в процентах от ставки)
Группы видов спорта
Свыше 1 года
обучения
1 – 2 года обучения
Свыше 2 лет
обучения
Высшего спортивного мастерства
К первой группе видов спорта относятся все олимпийские виды спорта (дисциплины), кроме игровых.
Ко второй группе видов спорта относятся олимпийские игровые виды спорта, а также неолимпийские виды спорта, получившие признание Международного олимпийского комитета (имеющие соответствующую классификацию во Всероссийском реестре видов спорта).
К третьей группе видов спорта относятся все другие виды спорта (дисциплины), включенные во Всероссийский реестр видов спорта.
Например, тренеру-преподавателю по биатлону установлен должностной оклад в размере 6 000 руб. Тренер осуществляет подготовку пяти спортсменов на этапе спортивного совершенствования, двое из которых обучаются менее года, трое – свыше года. Соответственно, заработная плата (без учета доплат и надбавок) тренера-преподавателя составит 9 900 руб. ((6 000 руб. х 24% х 2 чел.) + (6 000 руб. х 39% х 3 чел.)).
Стоит отметить, что нормативы оплаты труда тренеров-преподавателей, работающих преимущественно со спортивно-оздоровительными группами и группами начальной подготовки, ежегодно повышаются на 0,5%.
Все работники спортивных школ имеют право на получение дополнительных выплат (надбавки, доплаты). Их перечень приведен в п. 7.4 Методических указаний и включает в себя выплаты в следующих размерах от должностных окладов:
- директорам, заместителям директоров, инструкторам-методистам (включая старшего), тренерам-преподавателям (включая старшего) учреждений, в которых учащиеся на протяжении последних пяти лет показывают высокие спортивные достижения и которые за данный срок подготовили не менее пяти мастеров спорта России, – 15%;
- тренерам-преподавателям – молодым специалистам, работающим в спортивной школе непосредственно после окончания высшего учебного заведения с учебной нагрузкой не менее трех групп начальной подготовки, – 50% на протяжении первых трех календарных лет работы;
- руководителям подразделений, специалистам и служащим за высокие достижения в работе или выполнение особо важных (срочных) работ на срок их проведения – до 50%;
- тренерам-преподавателям, проводящим занятия по видам спорта, культивируемым среди инвалидов, – 20%;
- работникам, имеющим звания и государственные награды, связанные со спортивной или профессиональной деятельностью, – до 100%;
- за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, в том числе по должностям и профессиям, относящимся к разным категориям работников, без ограничения этих доплат в пределах экономии средств на оплату труда.
Отдельно отметим надбавки тренерам-преподавателям за подготовку высококвалифицированных спортсменов, а руководителям, специалистам и служащим (включая директоров) – за обеспечение высокого качества учебно-тренировочного процесса. Размер указанных надбавок приведен в таблице 5 Методических указаний.
Например, двое постоянных учеников тренера-преподавателя заняли призовые места на Олимпийских играх. Один стал олимпийским чемпионом по художественной гимнастике, второй занял на олимпийских играх второе место. Должностной оклад тренера-преподавателя составляет 6 000 руб.
Ежемесячная заработная плата тренера составит 22 500 руб. ((6 000 руб. х 200%) + (6 000 руб. + 150%) + (6 000 руб. х 15%) + (6 000 руб. + 10%)), где:
- 200% – норматив платы в процентах от должностного оклада за занятое учеником первое место на Олимпийских играх;
- 150% – норматив платы в процентах от должностного оклада за занятое учеником второе место на Олимпийских играх;
- 15% – размер надбавки за подготовку спортсмена – олимпийского чемпиона;
- 10% – размер надбавки за подготовку серебряного призера Олимпийских игр.
Надбавки к должностным окладам руководителям, специалистам и служащим за обеспечение высокого качества учебно-тренировочного процесса устанавливаются при условии их непосредственного участия в обеспечении учебно-тренировочного процесса в течение не менее одного года (п. 7.8 Методических указаний).
Согласно п. 7.6 Методических указаний и применительно к вышеуказанному примеру размер норматива оплаты труда тренера-преподавателя рекомендуется устанавливать или со дня показанного спортсменом результата, или с начала учебного (финансового) года (соответственно сдвигая срок действия) и сохранять до проведения следующих официальных международных соревнований данного уровня.
Также учреждениям физической культуры и спорта стоит учитывать, что если в период действия установленного размера норматива оплаты труда тренера-преподавателя и надбавок работникам спортсмен улучшил спортивный результат, соответственно увеличивается и размер норматива оплаты труда и надбавок и устанавливается новое исчисление срока его действия.
Аттестация работников спортивных школ
Аттестация педагогических и руководящих работников спортивных школ осуществляется в порядке, установленном Приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
Присвоение тренерам-преподавателям, инструкторам-методистам спортивных школ квалификационных категорий осуществляется аттестационной комиссией с учетом требований к результатам работы, установленных Приказом Комитета Российской Федерации по физической культуре от 17.09.1993 № 148 «О квалификационных категориях тренеров-преподавателей по спорту и инструкторов-методистов».
Например, тренеру-преподавателю, готовившему ученика к Олимпийским играм в течение не менее двух лет (в итоге ставшего призером), присваивается высшая квалификационная категория.
[1] Федеральный закон от 04.12.2007 № 329 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
[2] Письмо Росспорта от 12.12.2006 № СК-02-10/3685 «О методических рекомендациях по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации».
Источник: www.audit-it.ru
Положение о порядке разработки и утверждения документов планирования спортивной подготовки
1.1. Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», приказа Минспорта России от 30.10.2015 № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации» и определяет компетенцию и порядок разработки и утверждения видов планов, их согласования и утверждения в государственном бюджетном учреждении спортивной подготовки «Спортивная школа «Рубцовск» (далее – учреждение).
1.2. Технология планирования процесса спортивной подготовки — это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи, подбор, компоновку и порядок использования наиболее целесообразных средств, методов, организационных форм, материально-технического обеспечения занятий, а также составление конкретной тренировочной документации.
1.4. Основная задача при разработке планов организации тренировочных занятий состоит в том, чтобы с учетом уровня подготовленности спортсмена, его возраста, спортивной квалификации, стажа занятий избранным видом спорта, календаря спортивных соревнований, особенностей вида спорта, условий проведения тренировочного процесса определить показатели моделируемого состояния спортсмена в планируемый период времени, наметить оптимальную программу тренировки.
1.5. Планирование спортивной подготовки осуществляется в соответствии со следующими сроками:
перспективное планирование (на олимпийский цикл – до 4-х лет (по этапам спортивной подготовки), позволяющее определить этапы реализации программы спортивной подготовки;
ежегодное (перспективное планирование) планирование, позволяющее составить план проведения групповых (индивидуальных) тренировочных занятий с учетом сдачи контрольных нормативов;
ежеквартальное (текущее) планирование, позволяющее спланировать работу по проведению индивидуальных тренировочных занятий лиц, проходящих спортивную подготовку, по индивидуальным планам; тренировочные сборы; участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях;
ежемесячное (текущее) планирование (не позднее чем за месяц до планируемого срока проведения) инструкторская и судейская практика, а также медико-восстановительные и другие мероприятия;
расписание (текущее) — одна из форм планирования тренировочных занятий (далее — расписание), представляющее собой еженедельный график проведения занятий по группам подготовки, в целях установления наиболее благоприятного режима тренировочного процесса, отдыха спортсменов согласованный с тренерским советом и утвержденный приказом руководителя организации;
план проведения тренировочного занятия (оперативное планирование).
- II. Порядок разработки и утверждения перспективных планов
и годового плана спортивной подготовки
2.1. К документам перспективного и годового планирования относятся:
перспективный план на олимпийский цикл – до 4-х лет (приложение 2);
программа спортивной подготовки по этапам спортивной подготовки по виду спорта;
тренировочный план на год (см. Положение о ведении журнала учета работы группы);
план-график тренировочного процесса (см. Положение о ведении журнала учета работы группы).
2.2. Перспективные планы могут корректироваться ежегодно.
2.3. План на олимпийский цикл включает в себя разделы: «наименование учреждения», «цикл подготовки», «вид спорта», «перечень фамилий, имен, отчеств спортсменов группы», «фамилия, имя, отчество, тренера».
Далее указывается таблица с перечнем информации в столбцах: «год», «этап спортивной подготовки», «выполнение (подтверждение разрядных норм), «основные задачи и планируемые результаты».
Перспективный план подписывается тренером, заместителем директора по спортивной подготовке.
2.4. Для разработки и утверждения перспективного плана предусматривается следующий порядок:
2.4.1. С целью обсуждения принимаемого перспективного плана спортивной подготовки или внесения в него изменений за два-три месяца до начала спортивного сезона с родителями (законными представителями) проводятся родительские собрания, где родителей (законных представителей) знакомят с проектом перспективного плана на предстоящий спортивный сезон.
2.4.2. Проект перспективного плана рассматривается и принимается тренерским советом организации.
2.4.3. Принятый проект перспективного плана утверждает директор на следующий год не позднее двух недель до начала спортивного сезона.
2.5. Программа спортивной подготовки по этапам спортивной подготовки разрабатывается на весь период спортивной подготовки спортсменов и ежегодно пересматривается тренерским советом и утверждается директором учреждения не позднее одной недели до начала спортивного сезона.
2.6. Программа спортивной подготовки состоит из разделов, соответствующих федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта.
2.7. Тренировочный план на год разрабатывается на основании утвержденной программы спортивной подготовки по виду спорта, состоит из разделов подготовки в пределах определенных соотношений объемов нагрузки (см. Положение о ведении журнала учета работы группы).
2.8. Тренировочный план на год составляется с учетом материально-технических возможностей, состава работников учреждения и на основе изучения возможностей лиц, проходящих спортивную подготовку (далее — спортсменов).
2.9. Тренировочный план на год разрабатывается с учетом принципов:
преемственности спортивной подготовки;
направленности программы спортивной подготовки на максимально возможные (высшие) достижения (выражается в использовании наиболее эффективных средств и методов спортивной подготовки, поэтапном усложнении);
оптимизации тренировочного процесса и соревновательной деятельности, бытового режима спортсменов, применении оптимальной системы питания, отдыха и восстановления);
программно-целевого подхода к организации спортивной подготовки (выражается в прогнозировании спортивного результата и моделировании содержания тренировочного процесса с учетом видов подготовки (физической, технической, тактической, психологической, теоретической), структуры тренировочного и соревновательного процессов в различных циклах подготовки, составлении и реализации конкретных планов спортивной подготовки на различных этапах, внесении корректировок, обеспечивающих достижение конечной целевой установки — победы в определенных спортивных соревнованиях, достижении конкретных спортивных результатов);
индивидуализации спортивной подготовки (выражается в построении процесса спортивной подготовки с учетом индивидуальных особенностей конкретного спортсмена, его пола, возраста, функционального состояния организма, уровня спортивного мастерства);
единства общей и специальной физической подготовки (выражается в построении процесса спортивной подготовки с учетом соотношения средств и методов применения общей и специальной физической подготовки, количества проведенных занятий, индивидуальных способностей спортсмена, периода подготовки, решаемых тренировочных задач. По мере повышения уровня спортивного мастерства спортсмена доля специальной физической подготовки в общем объеме тренировочных средств должна возрастать);
взаимосвязи всех составляющих процесса спортивной подготовки, прежде всего тренировочного и соревновательного процессов (построение процесса спортивной подготовки спортсмена должно соответствовать календарю проведения соревновательной деятельности и обеспечивать эффективное выступление спортсмена на соревнованиях соответствующего уровня).
2.10. Проект тренировочного плана на год для каждой сформированной группы или групп на этапе спортивной подготовки, может быть, подвергнут экспертизе Совета специалистов организаций, осуществляющих спортивную подготовку, по заявке учреждения (обоснованность, преемственность, целесообразность выбора объемов по разделу подготовки).
2.11. Экспертное заключение может быть учтено учреждением при составлении тренировочного плана на новый спортивный сезон, корректировке программы спортивной подготовки.
2.12. Для разработки и утверждения тренировочного плана предусматривается следующий порядок:
проект тренировочного плана рассматривается и принимается тренерским советом организации, оформляется протоколом.
принятый тренировочный план оформляется на соответствующей странице рабочего журнала по группам.
2.13. Тренировочный план включает разделы подготовки согласно федеральному стандарту спортивной подготовки (см. Положение о ведении журнала учета работы группы).
2.14. Документы, формирующие тренировочный план, хранятся в течение 3-х лет.
III. Ежеквартальное планирование.
3.1. С целью уточненного планирования работы по проведению индивидуальных тренировочных занятий, самостоятельной работы спортсменов по индивидуальным планам, тренировочных сборов, участия в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях предусматривается возможность представления администрации учреждения ежеквартального планирования (приложение 3).
3.2. Тренер в целях качественной подготовки спортсменов и повышения их спортивного мастерства, может организовывать тренировочные сборы в соответствии с требованиями законодательства РФ, на основе разработанного в учреждении положения.
3.3. Тренер в целях индивидуальной подготовки отстающих или подготавливающихся к основным или ключевым для них спортивным соревнованиям спортсменов на начальном и тренировочном этапах спортивной подготовки может привлекать спортсменов к тренировочному процессу с иными группами или заниматься индивидуально по согласованию с администрацией учреждения до трех месяцев.
3.4. На этапе совершенствования спортивного и высшего спортивного мастерства тренер разрабатывает индивидуальный план подготовки спортсмена (приложение 4), который позволяет ему в удобное для него время по согласованию с иными тренерами организовать индивидуальную подготовку к главным /основным для него спортивным соревнованиям.
3.5. Тренер в целях качественного планирования подготовки к участию в спортивных соревнованиях, тренировочных сборах один раз в три месяца может представлять скорректированный ежеквартальный тренировочный план работы с уточненными объемами нагрузки по разделам подготовки.
планирования тренировочных занятий
4.1. К ежемесячным документам планирования тренировочных занятий относятся:
ежемесячный тренировочный план;
расписание — указывается как еженедельный график проведения занятий.
4.2. При составлении плана-графика на месяц (см. Положение о ведении журнала учета работы группы) тренер имеет право не составлять ежемесячный тренировочный план.
4.4. Общее (сводное) расписание тренировочных занятий, является основным документом, в соответствии с которым осуществляется спортивная подготовка, принимается тренерским советом и утверждается приказом руководителя учреждения на каждый спортивный сезон.
4.5. Расписание составляется на основании программы спортивной подготовки, тарификационных списков учреждения, минимальных требований федеральных стандартов спортивной подготовки по виду спорта (спортивной дисциплине) и иных нормативно-правовых документов, устанавливающих возрастные ограничения для детей, занимающихся физической культурой и спортом.
4.6. Цели расписания занятий:
организация эффективного режима функционирования учреждения;
создание наиболее оптимальных условий спортивной подготовки (единства тренировочной (практической работы) и внетренировочной (восстановительные мероприятия, теоретическая подготовка));
создание комфортных условий деятельности спортсменов и тренеров;
4.7. При составлении расписания необходимо учитывать:
материально-технические возможности учреждения;
равномерность распределения нагрузки в течение недели.
4.8. Расписание устанавливает распорядок занятий в течение дня, недели, спортивного сезона, календарного года. На его основе организуется проведение иной теоретико-практической ненормируемой работы с методической литературой, родителями (законными представителями), связь с общественностью, иная работа, входящая в должностные обязанности тренера.
4.9. Продолжительность тренировочных занятий определяется в часах и зависит от возрастных особенностей, времени проведения в течение календарной недели и иных санитарно-гигиенических условий (приложение 4).
4.11. Основные этапы работы над составлением расписания тренировочных занятий:
1) Подготовительный (аналитический) этап:
опрос или анкетирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних спортсменов по вопросам организации тренировочного процесса (за один месяц до начала спортивного сезона);
собеседование с тренерами по вопросам нагрузки на новый спортивный сезон, сбор необходимых документов и материалов (за две недели до начала спортивного сезона).
Кроме аналитических данных, необходимы рабочие материалы для практической части составления расписания тренировочных занятий.
Перечень материалов, необходимых для составления расписания:
годовой тренировочный план;
сведения о количестве сформированных групп;
сведения о тренерах и закрепление за ними сформированных групп и спортивных залов (иных объектах спорта);
сведения о количестве спортивных залов (иных объектов спорта), их вместимости, закрепление за тренерами;
мнения тренеров с пожеланиями по организации их деятельности, объединении групп;
сведения о совместителях;
сводная информация по нагрузке тренеров.
2) Практический этап:
заготовка форм необходимых таблиц: таблицы расписаний, занятость спортивных залов (иных объектов спорта);
одновременное заполнение таблиц расписаний и их постоянная корректировка во время заполнения;
выверка нагрузки по тренерам и по сформированным группам;
расстановка спортивных залов (иных объектов спорта) и заполнение таблицы их занятости.
3) Оценочный этап:
проверка рационального использования спортивных залов (иных объектов спорта) тренерами, ограничение количества «окон» до минимума;
проверка методических дней штатных тренеров, количества часов дневной нагрузки (не должно превышать 8 часов при условии их работы без внутреннего совместительства);
гигиеническая оценка расписания (приложение 1).
4) Информационный этап:
размещение расписания в местах получения информации участников тренировочного процесса;
получение и переработка информации по корректировке расписания занятий;
регулярная своевременная информация об изменениях в расписании занятий.
4.12. Замена, перенос тренировочных занятий и внесение корректировок в расписание возможна за неделю в случаях нахождения тренеров на спортивных соревнованиях, на курсах повышения квалификации, на семинарах, конкурсах профессионального мастерства, тренировочных сборах и т.д.
Корректировка расписания тренировочных занятий за меньший срок возможна в исключительных случаях (нахождение тренера на больничном или участии его в иных незапланированных мероприятиях). При этом дежурный по учреждению администратор, инструктор-методист и непосредственный руководитель тренера должны быть поставлены в известность в максимально возможный кратчайший срок.
4.14. Стабильное расписание тренировочных занятий составляется через 20 дней начала спортивного сезона и корректируется во второй половине спортивного сезона.
В течение спортивного сезона расписание тренировочных занятий может корректироваться более одного раза (индивидуально по сформированным группам) в связи с их участием в спортивных соревнованиях, иных тренировочных мероприятиях, болезнью тренеров, прохождения ими повышения квалификации и по другим уважительным причинам.
4.15. Ответственным за составление расписания является инструктор-методист.
4.16. После принятия проекта составленного расписания тренерским советом, оно утверждается директором учреждения. Изменения в расписании тренировочных занятий, принимаются тренерским советом (общим или по отделениям по видам спорта), и утверждается приказом директора учреждения.
4.18. Исправления в расписании иными субъектами тренировочного процесса без процедуры согласования не допускаются.
5.1. План проведения тренировочного занятия (далее – план) может быть оформлен как в рукописном, так и в печатном виде (в свободной форме).
5.2. Тренер самостоятельно определяет объём и интенсивность содержательных частей тренировочного плана.
5.3. План открытого тренировочного занятия обязательно отражает следующее:
дата и место проведения тренировочного занятия, его номер в соответствии с графиком тренировочного процесса;
целевая направленность занятия (по разделам подготовки программы спортивной подготовки);
оборудование на занятии;
ход занятия по каждой части с указанием методов и средств, а также объема и интенсивности (вводная, основная, заключительная);
домашнее задание (при наличии) (приложение 5)
5.4. Тренировочный план может быть выполнен:
в форме развернутого плана-конспекта;
в форме полной методической разработки;
в форме технологической карты и др.
5.5.Содержание и структура занятия, приёмы и методы спортивной подготовки должны соответствовать его теме, целям, типу.
Типы тренировочных занятий:
вводные (теоретические, которые проводятся в начале спортивного сезона и при изучении новой технологии, умения);
занятия по получению нового знания;
развивающие и восстанавливающие занятия;
занятия совершенствования мастерства;
Спортивные соревнования относятся к нестандартным типам занятий.
5.6. Допускается использование ранее разработанного плана или комплекса, утвержденного в установленном порядке на заседании тренерского совета (в течение двух предыдущих лет), а также применение методических пособий с тренировочным планированием при условии его корректировки с учётом особенностей группы.
5.7. Проведение тренировочного занятия без плана является недопустимым.
5.8. Планы занятий хранятся у тренера до окончания спортивного сезона.
6.1. Срок действия Положения не ограничен. При изменении законодательства, в настоящий локальный нормативный акт вносятся изменения в установленном порядке.
академического часа тренировочного занятия в зависимости
от возраста учащихся или спортсменов
Источник: xn--90ace0askgeo5as4e.xn--p1ai