Кто разработал программу изучения ученического коллектива и личности в коллективе

Виднейшим представителем отечественной педагогики, разра­батывавшим теорию коллектива, был А. С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Учение А. С. Макаренко содержит подроб­ную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сфор­мулировал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти; определил принци­пы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельное действие); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А. С. Макарен­ко выделил несколько стадий (этапов).

Вторая стадия — усиление влияния актива. Теперь уже ак­тив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их членам коллектива, руководствуясь своими по­нятиями о том, что приносит пользу, а что — ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога.

Воспитательная деятельность классного руководителя | Видеолекции | Инфоурок

Для второй стадии характерна стабилизация структуры кол­лектива. Коллектив выступает уже как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллек­тив уже выступает как инструмент целенаправленного воспита­ния определенных.качеств личности.

Основная цель педагога на этой стадии — максимально ис­пользовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Практически только теперь коллектив достигает определенного уровня своего раз­вития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях индиви­дуального развития каждого отдельного ученика. В общей атмо­сфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, сти­мулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.

Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценност­ными ориентациями и т. д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движение вспять.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет кол­лектива. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива, достаточно указать на уровень и характер требований, предъяв­ляемых друг другу членами коллектива: более высокие требова­ния к себе, чем к своим товарищам.

Мастер класс Формирование ученического коллектива

Одно это уже свидетельству­ет о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индиви­дуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одина­ковые оценки событий — основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Развитие коллектива рассматривается отнюдь не как плавный процесс перехода от одной стадии к другой. Между стадиями нет четких границ — возможности для перехода к последующей ста­дии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней.

Коллектив не может и не должен останавливаться в своем раз­витии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения. На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе опре­деленные требования, выполнение нравственных норм становит­ся его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Эти ус­тойчивые формы коллективной жизни эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

Традиции бывают большие и малые. Большие — это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитыва­ют чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уваже­ние к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям.

Читайте также:
Программа по набору веса для худых девушек в домашних условиях

Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживает установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными — это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций.

Особенно важным А. С. Макаренко считал выбор цели. Прак­тическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанни­ков, он называл перспективой. При этом он исходил из положения о том, что «истинным стимулом человеческой жизни является зав­трашняя радость». Понятная каждому воспитаннику, осознанная и воспринятая им перспективная цель становится мобилизующей силой, помогающей преодолевать трудности и препятствия.

В практике воспитательной работы А. С. Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую. Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже начальной. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра-соревнование и т. д. Основ­ное требование к близкой перспективе заключается в том, что она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю ра­дость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы — это ожидаемая радость коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая пер­спектива.

Средняя перспектива, по мнению А. С. Макаренко, заключа­ется в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Для достижения этой перспективы нужно прило­жить усилия. Примерами средних перспектив, получивших распространение в современной школьной практике, можно назвать подготовку к проведению спортивного соревнования, школьного праздника, литературного вечера. Среднюю перспективу наибо­лее целесообразно выдвигать тогда, когда в классе уже сформи­ровался работоспособный актив, который может выступить с инициативой и повести за собой всех школьников. Для коллек­тивов на различных уровнях развития средняя перспектива должна дифференцироваться по времени и сложности.

Далекая перспектива — это цель отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных уси­лий для своего достижения. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности. Пример наибо­лее распространенной далекой перспективы — цель успешного окончания школы и последующего выбора профессии. Воспита­ние на далекой перспективе дает значительный эффект лишь то­гда, когда главное место в коллективной деятельности занимает труд, когда коллектив увлечен совместной деятельностью, когда для достижения поставленной цели требуются коллективные усилия.

Система перспективных линий должна пронизывать коллек­тив. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. Развитие коллектива и каждого его члена в этих условиях существенно ускоряется, а воспитательный процесс протекает естественно.

Выбирать пер­спективы надо с таким расчетом, чтобы работа закончилась реальным успехом. Прежде чем ставить перед учениками труд­ные задачи, необходимо учесть общественные нужды, уровень развития и организованности коллектива, опыт его работы. Не­прерывная смена перспектив, постановка новых, все более труд­ных задач — обязательное условие прогрессивного движения коллектива.

Давно установлено, что непосредственное воздействие педа­гога на ученика по ряду причин может быть малоэффектив­ным. Лучшие результаты дает воздействие через окружающих его школьников. Это учитывал А. С. Макаренко, выдвигая принцип параллельного действия. В его основе — требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредо­ванно, через первичный коллектив.

Каждый член коллекти­ва оказывается под «параллельным» воздействием по крайней мере трех сил — воспитателя, актива и всего коллектива. Воздействие на личность осуществляется как непосредствен­но воспитателем, так и опосредованно через актив и коллек­тив.

При повышении уровня сформированности коллектива непосредственное воздействие воспитателя на каждого отдель­ного воспитанника ослабевает, а воздействие коллектива уси­ливается. Принцип параллельного действия применим уже на второй стадии развития коллектива, где роль воспитателя и сила его воспитательного воздействия еще значительны. На более высоких уровнях развития коллектива возрастает влия­ние актива и коллектива. Это не означает, что воспитатель полностью перестает прямо влиять на воспитанников. Теперь он все больше опирается на коллектив, который уже сам ста­новится носителем воспитательного воздействия (субъектом воспитания).

Читайте также:
Закончите выражение интерпретация это метод выполнения программы при котором

В сочинениях А. С. Макаренко находим много примеров ус­пешного осуществления принципа параллельного действия. Так, он никогда сам не искал конкретных виновников нарушений, предоставляя коллективу право разбираться в их проступках, лишь исподволь направляя действия актива.

Современная практика школьного воспитания обогатилась но­выми примерами применения принципа параллельного действия. Наряду с умелым, вдумчивым использованием преимуществ параллельного действия встречаются и непродуманные решения. Например, этот принцип используется для коллективного осуж­дения провинившихся.

Если к делу нерадиво отнеслись отдель­ные ребята, наказание налагается на весь коллектив. Естествен­но, такое педагогическое действие вызывает резкое осуждение проступка товарищей. Последствия не всегда удается предвидеть. Например, из-за того, что кто-то плохо дежурил, классу прихо­дится целую неделю дежурить повторно, выполнять работу вне очереди. А. С. Макаренко советовал пользоваться данным прин­ципом очень осторожно, так как коллектив может наказать про­винившихся очень сурово.

Большое значение А. С. Макаренко придавал стилю внут-риколлективных отношений. Отличительными признаками сфор­мированного коллектива он считал мажор — постоянную бодрость, готовность воспитанников к действию; ощущение соб­ственного достоинства, вытекающее из представления о ценно­сти своего коллектива, гордости за него; дружеское единение его членов; ощущение защищенности каждого члена коллектива; активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию; привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.

Долгие годы авторитет А. С. Макаренко был непоколебим, но в последнее время положение изменилось. Процессы демократи­зации и гуманизации воспитания подтолкнули педагогов к ос­мыслению и переосмыслению прежних ценностей. Появились альтернативные взгляды на воспитательную систему А. С. Ма­каренко.

Источник: studfile.net

Методики изучения ученического коллектива

Источник: Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: кн. для учителя / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. – М.: Просвещение, 1988. – С. 163–165.

1. Методика «Идеальный класс»

Цель: выявление эталонности классного коллектива в восприятии
отдельных школьников.

Ход выполнения. Учитель должен подобрать примерно 30 положительных качеств, характеризующих классный коллектив (дружный, сплоченный, целеустремленный и т. д.), и предложить учащимся проранжировать эти качества для эталонного (идеального с их точки зрения) класса. Другими словами, каждое качество должно получить свой номер.

Ученик может рассуждать примерно так: «По моему мнению, идеальный класс должен быть, прежде всего, сплоченным. Поэтому сплоченность я ставлю на первое место и приписываю ей первый ранг. На втором месте в идеальном классе, на мой взгляд, должна стоять целеустремленность. Ей приписываю ранг 2. Дружный будет на третьем месте, поэтому ему ранг 3», и т. д. Затем ту же процедуру учащиеся должны проделать для своего класса, т. е. проранжировать все 30 качеств для класса, в котором они учатся («В нашем классе на первом месте стоит, пожалуй, дружба – ранг 1, на втором целеустремленность – ранг 2 и т. д.»).

Для удобства обработки данных эти качества удобно расположить в следующую таблицу.

№ п/п Качества Ранг для идеального класса Ранг для своего класса Разность рангов (d) d 2
Дружный
Сплоченный –8
Целеустремленный
И т. д.

Обработка полученных данных. На описании проранжированных
качеств для идеального (эталонного) и реального классов (см. табл.) вычисляется коэффициент корреляции r по формуле:

,

где n – количество предложенных качеств (в нашем случае n = 30). Для вычисления ∑ d 2 достаточно просуммировать последний столбик таблицы.

Таким образом, чем ближе коэффициент корреляции r к единице, тем теснее связь, корреляция между эталонными и реальными классами, тем ближе ученик оценивает свой класс относительно идеального (эталонного).

2. Методика «Что важнее?»

Цель: определение ценностно-ориентационного единства класса (ЦОЕ).

Ход выполнения. Учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств которой характеризуют отношения к учебе (1, 6, 16, 18, 25), стиль поведения и деятельности (3, 7, 9, 12, 27), знания (2, 5, 14, 21, 32), качества ума (4, 20, 30, 24, 34), учебно-организационные умения (8,13, 15, 22, 26), отношение к товарищам (11, 17, 23, 29, 33), отношение к себе (10, 19, 28, 31, 35). Школьники должны выбрать из этих 35 качеств только 5, которые, по их мнению, являются необходимыми и наиболее важными для успешного
выполнения совместной учебной работы.

Читайте также:
На какой программе стирать трикотаж

Качества личности

3. Сознание общественного долга.

7. Идейная убежденность.

8. Умение контролировать работу.

9. Моральная воспитанность.

12. Общественная активность.

13. Умение планировать работу.

15. Умение работать с книгой.

19. Требовательность к себе.

21. Духовное богатство.

22. Умение объяснить задачу.

35. Уверенность в себе.

Обработка полученных данных. У читель составляет матрицу следующего вида.

Фамилия Качества личности
Антонова + + + + +
Буланова + + + + +
Васильев + + + + +
Дятлова + + + + +
Иглов + + + + +
Климов + + + + +
Леонов + + + + +
Никитина + + + + +
Орехов + + + + +
Орфеева + +
Павлов + + +
Родных + + + + +
Семенчук + + + +
Тимофеева + + + +
Устюгова + + + + +
Сумма выборов

В ней в каждой строке отмечаются те пять номеров (качеств), которые выбрал данный ученик. Затем по столбцам подсчитывается количество выборов каждого качества. Коэффициент, характеризующий степень ценностно-ориентационного единства учащихся класса (С), вычисляют по следующей формуле:

,

где п – сумма выборов, приходящаяся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов, N – число учащихся, принявших участие в эксперименте. Для данных, приведенных в матрице, коэффициент ценностно-ориентированного единства класса будет равен:

.

С ≥ 0,5 считается высоким показателем и свидетельствует о том, что класс можно считать коллективом. Если 0,3 ≤ С < 0,5, то класс промежуточный по уровню раз­вития ЦОЕ. Наконец, С ≤ 0,3 свидетельствует о недостаточном ЦОЕ и развитии класса как коллектива. В приведенном примере
С = 0,66, что свидетельствует о высоком ценностно-ориентационном единстве школьников класса.

Если наиболее весомые качества принадлежат одной группе свойств, значит, учащиеся связывают успех своей совместной деятельности с той сферой, которую эти качества характеризуют. Например, для приведенного при­мера наиболее ценными качествами оказались сознание общественного долга (3), идейная убежденность (7), моральная воспитанность (9), которые характеризуют стиль поведения и деятельности, а также дисциплинированность (1), трудолюбие (6), характеризующие отношение к учебе. Следовательно, школьники этого класса связывают успех своей совместной деятельности прежде всего с собственным стилем поведения и деятельности, а также с положительным отношением к учебе.

3. Методика «Социометрия»

Цель: выявление межличностных отношений в классе.

Ход выполнения. Эксперимент может протекать в двух формах: путем выбора товарища по парте и «выбо­ра в действии». В первом случае учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов может быть определенным (3–5 учащихся) и неопределенным (предлагается указать несколько фамилий школьников своего класса).

В любом случае желательно соблюдать последовательность предпочтений (в первую (1), во вторую (2) и в третью (3) очередь). В зависимости от характера выявляемых отношений вопросы могут быть различными: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке?», «Назови трех учеников вашего класса, которых ты рекомендовал бы для участия в дискуссии с членами молодежных организаций других стран», «С кем из учеников вашего класса ты хотел бы готовиться к контрольной работе по математике?». Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмо­циональных связей, другие – деловых). При ответе на вопросы возможны и отрицательные выборы. Они отмечаются в таблице знаком «–».

Обработка полученных данных. На основании результатов составляется матрица, куда записывается список класса, а в верхнюю строку – номера, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке против номеров учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов (1, 2 или 3). Например, поскольку Леонов выбрал 1) Васильева, 2) Углова, 3) Климова, то ставятся соответствующие выборы на пересечении седьмой строки со столбцами 3, 5 и 6.

Если ученики выбрали друг друга (например, по данным приведенной матрицы Антонова выбрала: № 4 Дятлову, а Дятлова выбрала № 1 – Антонову), то эти два выбора (с координатами (1,4) и (4,1) обводятся в кружочек (взаимный выбор). В таблице они показаны курсивом. Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек – кружочками. Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма.

Источник: studopedia.org

Кто разработал программу изучения ученического коллектива и личности в коллективе

Download Close

ISBN: 5-09-000211-8

Year: 1998

Источник: djvu.online

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru