Кто разработал первую программу обучения маленьких детей в семье

Публикация «Теоретические основы обучения дошкольников» размещена в разделах

Исследования последних лет посвящены в большей степени разработке вопросов содержания дошкольного обучения, использования новых средств, в частности информационных технологий (С. Л. Новоселова, Л. А. Парамонова, С. А. Козлова, А. Н. Давидчук и др.). Ведутся поиски новых форм организации обучения, дается их психологическое обоснование.

На занятии постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между детьми. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед группой, дети общаются между собой, влияют друг на друга.

Воспитатель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности детей на занятии: не мешать остальным, внимательно слушать друг — друга, участвовать в общей работе – и оценивает умение детей в этом плане. Совместная работа дошкольников на занятии рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Это, прежде всего, отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведения структуры учебной деятельности. Для того чтобы эти возможности занятия реализовать практически, воспитателю необходимо создавать в течение занятия ситуации, в которых у дошкольников была бы возможность общения между собой: Видимо, несколько ослабить иногда излишне регламентацию поведения детей на занятии.

Амиши: как 300 лет прожить без цивилизации | Секта из 17 века в современных США

Общение детей возможно на всех занятиях. Дети придумывают примеры, задачи, упражнения, и задания на определенное правило, задают их друг другу. Каждый может выбрать сам, кому он захочет задать вопрос или задачу по структуре учебной деятельности.

Уровень нравственного развития детей способствует успешному осуществлению учебной деятельности. Поэтому одна из задач воспитания детей еще в дошкольном возрасте состоит в нравственной подготовке их к школьному обучению.

Сама учебная деятельность, этическая направленность содержания, методов и организации учебного процесса является основным источником и средством нравственного становления младших школьников. Преодоление учебных трудностей требует не только интеллектуального напряжения, но и нравственных усилий. В процессе обучения происходит развитие познавательной деятельности, восприятия, внимания, воображения, мышления, памяти. Это дает возможность воспитывать интерес у детей к явлениям общественной жизни.

Публикации по теме:

Игры-тренажеры для обучения старших дошкольников чтению

Игры-тренажеры для обучения старших дошкольников чтению На протяжении многих лет веду дополнительные платные курсы по подготовке дошкольников 6 – 7 лет к школе по обучению грамоте «АБВГДейка».

Зверева О.Л. Формы обучения детей дошкольного возраста в ДОО и семье

«Веселый английский». Программа раннего обучения дошкольников Программа «Веселый английский» Содержание: 1. Пояснительная записка: актуальность, проблема, цель, задачи, ожидаемые результаты. 2. Структура.

«Экологизация педагогической среды, как средство интегрированного обучения дошкольников» (часть 1) Консультацию для воспитателей подготовили: Курзова О. М., Симакова Г. В. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из.

«Экологизация педагогической среды, как средство интегрированного обучения дошкольников» (часть 2) Консультацию для воспитателей подготовили: Курзова О. М., Симакова Г. В. II. Работа с педагогическим коллективом. Цель работы с педагогами.

Консультация для воспитателей «Основы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Опыты с воздухом в период дистанционного обучения для старших дошкольников. Видео

Опыты с воздухом в период дистанционного обучения для старших дошкольников. Видео Задачи: закрепить и расширить знания детей о свойствах воздуха. Развивать логическое мышление, любознательность. Вызвать желание у родителей.

Рекомендации родителям в период дистанционного обучения «Штриховка для дошкольников»

Рекомендации родителям в период дистанционного обучения «Штриховка для дошкольников» Штриховка – это очень полезное упражнение для детей, которое развивает мелкую моторику руки, речь и наглядно — образное мышление. Для штриховки.

Читайте также:
Инструкция по программе гимп

Тренажер «Читаю сам» для обучения чтению дошкольников

Тренажер «Читаю сам» для обучения чтению дошкольников Тренажер для обучения старших дошкольников с ОНР послоговому чтению и формированию фонематического слуха «ЧИТАЮ САМ»Бутолина Марина учитель-логопед.

Приемы обучения дошкольников движениям игрового стретчинга Выступление на педагогическом совете на тему: «Приемы обучения дошкольников движениям игрового стретчинга».Все методы обучения взаимосвязаны.

Источник: www.maam.ru

Становление идей дошкольной дидактики

Основы дошкольной дидактики заложены в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.П.

Усовой и др.

  1. В системе дидактики Я.А. Коменский выделяет программу материнской школы, как начало воспитательной и образовательной работы с ребенком.

Впервые обоснование идей последовательного обучения детей дошкольного возраста было дано в книге Я.А. Коменского «Материнская школа». Цель дошкольного обучения он видел в освоении ребенком разнообразных знаний об окружающем мире, в нравственном развитии и подготовке к школе.

Дидактические задачи при воспитании детей дошкольного возраста должны, по Коменскому, заключаться в расширении непосредственного опыта ребенка, в обогащении его чисто эмпирическими знаниями о предметах и явлениях природы, в обучении умению различать сходные предметы и явления и правильно их называть. Он разработал, впервые в педагогике, программу знаний для обучения маленьких детей в семье.

Программу «полезные науки» составляют знания по темам: оптика, география, физика, экономика, геометрия, астрономия и др. Приобщение ребенка к этим знаниям, по мнению Я.А. Коменского, закладывает основы общего научного образования. В этой книге определены пути овладения этими знаниями, предпочтение отдается организации чувственного познания.

Я.А. Коменский считал, что обучение детей дошкольного возраста должно проводиться в виде бесед родителей с детьми. В этих беседах взрослые объясняют детям явления окружающего мира в понятной для них форме. Развитие речи детей он также считал задачей родителей.

Он выделяет возрастные ступени детства как известное мерило детских возможностей, с которыми необходимо считаться в обучении. Отмечает возможное и практически встречающееся отставание детей в развитии от своих сверстников и дает совет постепенно преодолевать это отставание путем обучения. В материнской школе Коменский рекомендует игры и развлечения, дающие детям знания, и вместе с тем беседы с детьми, упражнения.

Я.А. Коменским были поставлены следующие существенные вопросы:

— о воспитании и обучении как едином процессе на всех возрастных ступенях;

— о программе и методах воспитания и обучения на ступени дошкольного возраста.

В дидактике Я.А.Коменского и И.Г.Песталоцци еще не определены формы дидактического воздействия; дидактические идеи соотносятся только с возможностями воспитания в семье и отражают формы семейных отношений.

  1. Весомый вклад в создание дошкольной дидактики внес Ф. Фребель.

Он разработал систему обучения в детском саду, основу ее составляют:

— программа, сочетающая знания и способы деятельности:

— организация обучения в форме последовательно усложняющихся занятий.

В трудах Ф. Фребеля расписана методика обучения («садовницы» — воспитательницы).

Идея соединения обучения и игры не оправдало себя. Оказалось, что если взрослые все время учат детей через игру, то игра, как свободная деятельность детей, исчезает. Игра становится навязанной детям. Критика в адрес фребелевской системы указывает на этот недостаток.

Положительным результатом этого опыта явилось укрепление идеи дидактических игр, в которых обучение связывалось с игрой. Дидактические игры прочно вошли в практику детских садов.

5. В работах великого русского педагога К.Д. Ушинского вопросам дошкольного обучения отведено значительное место. В программе курса педагогики, составленной К.Д. Ушинским, он называет обучение средством воспитания. Курс дидактики должен быть разделен на общую и частную.

В курсе общей дидактики К.Д.Ушинский рассматривает «правила учения чему бы то ни было, основанные на психологических законах; правила учения до приобретения грамотности (докнижное учение). К.Д. Ушинский рассматривал вопросы обучения в период дошкольного детства в тесной связи с вопросами обучения на других возрастных ступенях.

Задачи дошкольного («докнижного обучения») он видел в развитии умственных сил и речи ребенка, в формировании умения управлять своими психическими процессами и поведением. Ушинский считал необходимым воспитывать у детей привычку к умственному труду, любовь к нему и осознанное отношение. Учебные пособия «Родное слово», «Детский мир» не потеряли своей педагогической ценности и в настоящее время.

Читайте также:
Не открывается видео на компьютере программа

6. Существенный вклад в разработку содержания и методики дошкольного обучения внесли Е.Н. Водовозова, П.Ф. Лесгафт, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина. Они тесно связывали дошкольное обучение с ознакомлением с окружающим, подчеркивали особую роль природоведческих знаний в содержании образовательной работы.

В качестве средств образования предлагались народные игры, сказки, песни, художественная деятельность детей.

. В отечественной дошкольной педагогике Е. И.Тихеева (1867—1943) одной из первых выдвинула идею о необходимости планомерного проведения с детьми-дошкольниками работы по их умственному воспитанию. Она писала, что в том широком плане, который имеет перед собой всякий, кто приступает к занятиям в детском саду, неизбежно должна присутствовать программа, понимаемая как определенный, заранее начертанный, приноровленный к интересам детей и условиям среды цикл знаний и представлений. При распределении занятий в детском саду следует заботиться о том, чтобы не раздроблять внимание детей, не представлять перед ними материал, с которым необходимо их познакомить, в разрозненном, бессвязном, несистематизированном виде. В плане занятий, по мнению Е. И.Тихеевой, должна быть заложена возможная последовательность: каждое новое представление, новый входящий в сознание ребенка предмет должен связываться каким-нибудь ассоциативным звеном с предшествовавшими представлениями.

Дидактическая система Е.И. Тихеевой основана на ведении занятий посредством дидактического материала и дидактических игр ( словесных, печатных, с предметами и игрушками). Она высказывает – обучение ребенка начинается задолго до того, когда его засаживают за букварь и перо. Создавая свою программу знаний, Е.И.

Тихеева включила в нее знания о социальных явлениях, природе, объектах и явлениях. Она подчеркнула необходимость систематизации: объединение разрозненных объектов по сходству в группы (насекомые, домашние животные, транспорт) и др. Руководить обучением – есть главная задача детского сада. Ее опыт долго оставался не признанным.

7. Некоторые теоретические и практические вопросы дошкольного обучения рассматриваются в трудах Н.К. Крупской. Ей были высказаны предложения к созданию программы для детского сада. Н.К.Крупская утверждала, что знания для дошкольников должны отражать реальный мир, характеризоваться политехнической направленностью (знания о труде, материалах, машинах), а также отражать объективные связи явлений.

А.П. Усова выдвинула идею о том, что программа для дошкольников должна включать научные знания. Известно, что научные знания содержатся в понятиях. Из этого необходимо было выяснить, доступно ли для дошкольников усвоение понятий и каких.

На эти вопросы ответили в своих работах А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, Н.Н.Поддъяков, которые доказали, что дети старшего дошкольного возраста способны устанавливать существенные связи, свойственные научному знанию, если они представлены наглядно. Это подтвердилось в ряде работ других исследователей (А.М. Леушина, С.Н.Николаева, В.И. Логинова, П.Г.Саморукова и т.д.)

. 9. Дошкольная дидактика на современном этапе интенсивно развивается, прежде всего, за счет психологического обоснования содержания, форм и методов обучения. В современную дошкольную дидактику внесли большой вклад А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов – они проводили психолого-педагогические исследования возрастных возможностей усвоения знаний;

Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков – осуществляли исследования путей реализации развивающей функции дошкольного обучения;

С.А. Новоселова, С.А. Козлова – изучали проблемы содержания дошкольного обучения и использование новых средств обучения;

Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова – предложили новые формы обучения в детском саду и др.

Источник: megaobuchalka.ru

Контрольные измерительные материалы. МДК 03.01. Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах

1.Первую в мире программу обучения маленьких детей в семье предложил:

2.Концепция о дошкольном обучении как единстве образовательной, обучающей и воспитательной работы разработана в России:

А) в 40-х годах 20 века;

Б) в 50-х годах 20 века;

В) в 60-х годах 20 века;

Г) в 70-х годах 20 века.

3. В русской педагогике проблема обучения дошкольников получила свое развитие в трудах:

4. Учебные задачи на занятиях со старшими дошкольниками приобретают характер:

5. Ситуативное планирование предполагает:

6. Формирование умения дошкольниками планировать проходит:

Читайте также:
Установить программу для блютуза

7. Успех учебной деятельности ребенка связан с умением;

А) проговаривать вслух свои действия;

Б) наблюдать за действиями взрослого и точно повторять их;

В) контролировать ход деятельности и правильно оценивать ее результаты;

Г) планировать ход мыслительных действий.

8. Уровни развития учебной деятельности дошкольников рассматривались в исследованиях:

9. Учение обслуживает практические потребности ребенка и создает предпосылки для перехода на более высокую ступень умственной деятельности в возрасте:

10. Обучение должно вести за собой развитие – данное положение сформулировал:

Вариант 2.

1.Я.А. Коменский так сформулировал данный принцип: «От близкого к далекому, от простого к сложному, от знакомого к незнакомому». О каком принципе идет речь:

А) Принцип системности и последовательности;

Б) Принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний;

В) Принцип развивающего обучения;

Г) Принцип доступности обучения.

2. Определить о какой программе дошкольного образования идет речь: В программе дается психологическая характеристика ребенка третьего года жизни. Подробно рассматриваются следующие направления развития ребенка: формирование привычки к здоровому образу жизни, развитие познавательной активности, подготовка к обучению математике, развитие речи, приобщение к книге, игровой деятельности:

3. Впервые обосновал идеи последовательного обучения детей дошкольного возраста в своих работах:

4. Форма обучения, которая дает возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами и деятельностью взрослых;

А) комплексные занятия;

5. Явление «госпитализм» предполагает:

А) задержку в развитии коммуникативной сферы младенца;

Б) задержку в развитии сенсорной сферы детей;

В) задержку в развитии интеллектуальной сферы детей;

Г) задержку в развитии детей раннего возраста в случае отсутствия должного воздействия и организации эмоционально насыщенной среды.

6. Системы воспитания детей каких авторов построены на основе развития сенсорных эталонов:

7. К концу первого года жизни у ребенка появляется свой активный словарь:

8. Пятилетних детей называют:

9. Интегрированный метод обучения дошкольников направлен на развитие:

А) интеллектуальных способностей;

Б) коммуникативных умений;

В) практических умений и навыков;

Г) развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

10. В дошкольных учреждениях воспитатели используют метод проблемного обучения:

А) вопросы, развивающие логическое мышление;

Б) моделирование проблемных ситуаций;

В) экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность;

Г) все ответы верны.
Вариант 3.

1. Основной целью проектного метода в д/у является:

А) развитие свободной творческой личности ребёнка;

Б) развитие самостоятельности у детей;

В) формирование практических умений и навыков;

Г) формирование навыков планирования деятельности.

2. В младшем дошкольном возрасте широко используются проекты:

В) ролево-игровые и творческие проекты;

Г) комплексные проекты.

3.Основным методом исследования детей является:

А) анализ детских рисунков;

4.Метод беседы можно применять в работе с детьми, начиная:

5. Шкалы Пиаже предназначены главным образом для изучения сферы:

А) когнитивной сферы ребенка;

Б) личностной сферы ребенка;

В) когнитивной и личностной сферы ребенка;

Г) нет правильного ответа.

6.Недостатками метода наблюдения является:

Б) результаты наблюдений часто не позволяют понять причины поведения ребенка;

В) огромные затраты времени;

Г) все ответы верны.

7) Эксперимент в работе с детьми позволяет получить лучшие результаты тогда, когда он организован и проведен в форме:

Б) занятий – рисованием;

Г) все ответы верны.

8.К вспомогательным методам исследования относятся:

В) анализ результатов детской деятельности;

9. Концепция творческой одаренности была разработана:

В) А.А. Люблинской;

Г) Д.Б. Элькониным.

10. Причинами задержки проявления и развития одаренности являются:

А) заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения;

Б) недостаток необходимых знаний, умений и навыков;

В) трудные семейные обстоятельства;

Г) все ответы верны.

Ключ к тесту:

№ вопроса Правильный ответ
Вариант 1.
Г
Б
А
Б
А
А
В
Г
Б
В
Вариант 2.
Г
А
А
Б
Г
В
Б
А
Г
Г
Вариант 3.
А
В
Г
Б
А
Г
Г
В
Б
Г

Воспользуйтесь поиском по сайту:

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с) .

Источник: studopedia.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru