Кто разрабатывает программы обучения

В 2004 году Минтруд РФ выпустил типовые инструкции по составлению программы обучения по охране труда. Этот документ не обязателен к строгому исполнению, а носит рекомендательный характер и используется для составления пособий внутри предприятия. Программа обучения в обязательном порядке должна быть разработана, так как согласно статье 76 Трудового Кодекса любой работник не имеет право приступать к работе, пока не пройдет обучение и тестирование знаний.

Структура типовой программы

  • основы охраны труда;
  • управление охраной труда;
  • специальные вопросы;
  • социальная защита пострадавших работников.

При разработке собственной программы нужно определиться с потребностью в учебе и категорию сотрудников, для которых она создается. Обычно в обязательном порядке включают основы охраны труда, обеспечения безопасности на рабочем месте и защиту от несчастных случаев и профзаболеваний.

Внутренняя программа не имеет определенного срока, но ее необходимо обновлять при изменении законодательства или смены условий на предприятии.

В чем уникальность двухступенчатой программы обучения коучей-интеграторов

Кто разрабатывает программу.

Разрабатывать программу по охране труда необходимо руководителям структурных подразделений, совместно с инженером по охране труда или службой охраны труда. Последние оказывают методическую помощь, в соответствии с должностной инструкцией.

Утверждает программу по охране труда руководитель организации, при участии профсоюзной организации, если такая имеется. Утвердить её можно соответствующим приказом или записью на самой программе. Запись должна быть оформлена согласно ГОСТу.

Ответственность работодателя за допуск не обученных работников

На любом предприятии в обязательном порядке должна быть утвержденная программа обучения по охране труда. В противном случае невозможно будет подтвердить прохождение уроков сотрудниками. За допуск необученного сотрудника к работе предусмотрена административная ответственность. Обычно для юридических лиц за это назначают штраф в размере до 150 тысяч рублей, а для ИП до 25 тысяч рублей.

Источник: profiklass.ru

Как проводить обучение по охране труда с 2022 года: новый регламент

С 1 марта 2022 года ТК РФ много изменений и нововведений, которые обязывают работодателя и работников уделять повышенное внимание охране труда и всем связанным с этим вопросам. Поэтому постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 утвердило с 1 сентября 2022 года новые порядок и правила обучения по охране труда. Подробно рассматриваем их в этой статье.

Новое правовое регулирование

Как было сказано, с 1 марта 2022 года в ТК РФ произошли масштабные изменения в части охраны труда и по всем вопросам, связанным с этой сферой. Многие нормы были соответствующим образом дополнены, скорректированы, введены новые статьи.

Что такое нейронные сети? ДЛЯ НОВИЧКОВ / Про IT / Geekbrains

Порядок и правила обучения и проверки знаний требований охраны труда с 1 сентября 2022 года устанавливает постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 (далее – Постановление № 2464).

Его разд. VI посвящён организации и проведению обучения требованиям охраны труда.

Варианты обучения

  • у работодателя;
  • в организации или у ИП, оказывающих услуги обучения по охране труда.

Решение о выборе принимает работодатель. При этом надо учитывать, что по 2-му варианту обязательно обучается минимальное количество работников (определяют по Приложению № 4 к Постановлению № 2464 с учетом среднесписочной численности и категории риска организации). Это нужно для работы комиссий работодателя по проверке знания требований охраны труда работников, в том числе специализированной и единой комиссии.

Требования к работодателям, обучающим требованиям охраны труда без привлечения сторонних лиц, изложены в разд. IX Постановления № 2464.

Кто проходит обучение на стороне

В обязательном порядке проходят обучение требованиям охраны труда в специализированной организации/ИП следующие лица:

  • работодатель (руководитель организации);
  • руководители филиалов;
  • председатель (его замы) и члены комиссий по проверке знания требований охраны труда;
  • работники, проводящие инструктаж по охране труда и обучение требованиям охраны труда;
  • специалисты по охране труда;
  • члены комитетов (комиссий) по охране труда;
  • уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
  • лицо, назначенное на микропредприятии работодателем для проверки знания требований охраны труда (т. е. без формирования комиссии, п. 101 Постановления № 2464).

Программа обучения

Обучение требованиям охраны труда проводят в соответствии с программами. Они должны содержать следующую информацию:

  • темы обучения;
  • практические занятия;
  • формы обучения;
  • формы проверки знания требований охраны труда;
  • количество часов на изучение каждой темы, выполнение практических занятий и проверку знания требований охраны труда.

Также программы обучения требованиям охраны труда должны:

  • учитывать специфику вида деятельности организации;
  • трудовые функции работников;
  • содержать темы, соответствующие условиям труда.

Кто разрабатывает

Программы обучения требованиям охраны труда разрабатывает сам работодатель или сторонняя специализированная компания/ИП на основе примерных перечней тем, которые приведены в Приложении № 3 к Постановлению № 2464.

Кто утверждает

Программы обучения требованиям охраны труда утверждают в зависимости от того, кто проводит обучение:

  • руководитель организации или ИП, оказывающие услуги обучения работодателей и работников;
  • работодатель с учетом мнения профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

Когда обновлять программы

Актуализация программ обучения требованиям охраны труда необходимо в следующих случаях (п. 50 и 51 Постановления № 2464):

  • вступление в силу нормативных актов, содержащих государственные требования охраны труда;
  • ввод в эксплуатацию нового вида оборудования, инструментов и приспособлений, введение новых технологических процессов, а также использование нового вида сырья и материалов, требующих дополнительных знаний по охране труда у работников;
  • требование должностных лиц Роструда, а также работодателя – при установлении несоответствия программы обучения требованиям охраны труда в нормативных правовых актах;
  • изменения в эксплуатации оборудования, технологических процессов, использовании сырья и материалов, должностных (функциональных) обязанностей работников, непосредственно связанных с производственной деятельностью, влияющих на безопасность труда;
  • по представлению профсоюзного инспектора труда – при установлении несоответствия программы обучения требованиям нормативных актов.
Читайте также:
Что такое обслуживающие программы

Внеплановое обучение работников в указанных случаях проводят в объеме требований охраны труда, послуживших основанием для актуализации программ обучения, после их обновления.

Виды программ и срок обучения

Он зависит от категории работников (см. далее).

Практические занятия должны проводиться с применением технических средств обучения и наглядных пособий.

Если работник должен быть обучен требованиям охраны труда по нескольким программам, общая продолжительность обучения суммируется.

Если работнику установлено обучение по охране труда по 3-м программам, общая минимальная продолжительность может быть снижена, но не менее чем до 40 часов.

Сверх указанного объема часов предусматривают часы на обучение оказанию первой помощи пострадавшим и использованию (применению) средств индивидуальной защиты – в случае организации отдельного обучения по указанным темам.

Обучение работников госорганов

Работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти регионов и органов местного самоуправления проходят обучение требованиям охраны труда по следующим программам:

Заместитель руководителя, в ведении которого находятся вопросы охраны труда Программа № 1
Руководители структурных подразделений Программа № 1
Специалисты, осуществляющие функции специалиста по охране труда Программы № 1 и 2

Кого нужно обучать и по каким программам

Это следующие категории работников и следующие виды программ:

Его замы, на которых приказом работодателя возложены обязанности по охране труда

По решению нанимателя допустимо освобождение работников, отнесенных к категории специалисты, а также руководителей структурных подразделений, в т. ч. филиала, и их замов, от обучения по Программе № 2, если их трудовая деятельность связана с опасностью, источники которой:

  • персональные ЭВМ (компьютеры);
  • настольные аппараты копировально-множительной техники;
  • единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации;
  • иная офисная оргтехника;
  • бытовая техника, не используемая в технологическом процессе производства.

Обязательное условие для освобождения от обучения при этом – других источников опасности нет, а условия труда по результатам спецоценки оптимальные или допустимые.

Информацию о безопасных методах и приемах выполнения работ при наличии таких источников опасности доводят до работников в рамках вводного или первичного инструктажа по охране труда.

Если член комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда профсоюзов или иной уполномоченный работник представительных органов организаций в рамках выполнения своих непосредственных должностных обязанностей прошел обучение по Программам № 1 и 2, повторное обучение не требуется.

Программа № 3

Обучать безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные гостребования охраны труда, нужно:

  • работников, непосредственно выполняющих работы повышенной опасности;
  • лиц, ответственных за организацию, выполнение и контроль таких работ, определенных локальными актами работодателя.

Если лицами, ответственными за организацию работ повышенной опасности, являются руководители различных уровней управления организации и специалисты, указанные в строках 1 – 3 таблицы выше, то такие работники дополнительно проходят обучение по Программе № 3.

  • перечень работ повышенной опасности – с учетом специфики деятельности и на основании Перечня работ повышенной опасности, устанавливаемого Минтрудом;
  • перечень профессий и должностей работников, ответственных за организацию работ повышенной опасности, подлежащих обучению требованиям охраны труда по Программе № 3.

Плановое обучение и его периодичность

ВИД ПРОГРАММ КАК ЧАСТО ОБУЧАТЬ
Программы № 1 и 2 Не реже одного раза в 3 года.
Программа № 3 Требования к периодичности устанавливают соответствующие нормативные акты, содержащие государственные требования охраны труда. А в случае отсутствия таких требований – не реже одного раза в год.

Работодатель – индивидуальный предприниматель проходит обучение требованиям охраны труда до приема на работу первого сотрудника. А впоследствии – с указанной в таблице периодичностью планового обучения.

Внеплановое обучение

Должно быть организовано в следующих 3-х случаях:

  • вступление в силу нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда;
  • ввод в эксплуатацию нового вида оборудования, инструментов и приспособлений, введение новых технологических процессов, а также использование нового вида сырья и материалов, требующих дополнительных знаний по охране труда у работников;
  • изменения в эксплуатации оборудования, технологических процессов, использовании сырья и материалов, должностных (функциональных) обязанностей работников, непосредственно связанных с производственной деятельностью, влияющих на безопасность труда.

Его нужно организовать в течение 60 календарных дней со дня наступления этих случаев, если иное не определено требованием должностных лиц Роструда при установлении несоответствия программы обучения требованиям охраны труда, установленным в нормативных актах.

В случае вступления в силу нормативных с государственными требованиями охраны труда внеплановое обучение работников проводят по требованию Минтруда.

При совпадении сроков планового и внепланового обучения требованиям охраны труда достаточно провести плановое обучение по актуализированным программам.

Новые работники и переводы

Вновь принимаемых на работу и переводимых на другую работу обучать требованиям охраны труда нужно в сроки, установленные работодателем, но не позднее 60 календарных дней после заключения трудового договора или перевода на другую работу,

При переводе прошедшего необходимое ему обучение по охране труда на другую должность, а также при изменении наименования его рабочего места или структурного подразделения повторное обучение и проверка знания не нужны, если сохраняются (п. 7 Постановления № 2464):

  • условия труда работника;
  • идентифицированные ранее источники опасности.

Способы и особенности обучения

Обучение работников требованиям охраны труда и проверка знания происходят только с отрывом от работы.

Допустимо проведение обучения с использованием дистанционных технологий, предусматривающих:

  • обеспечение работников нормативными документами, учебно-методическими материалами и материалами для проверки знания;
  • обмен информацией между работниками, проходящими обучение, и лицами, проводящими его, посредством системы электронного обучения;
  • участие обучающихся в интернет-конференциях, вебинарах;
  • администрирование процесса обучения требованиям охраны труда через компьютеры и Интернет.

Итог обучения

Обучение работников требованиям охраны труда заканчивается проверкой знания. Требования к этому установлены разд. VII Постановления № 2464.

Результаты проверки знания требований охраны труда после обучения оформляются в соответствии с п. 91 – 93 Постановления № 2464. Это бумажные или электронные протоколы с определённым составом обязательной информации.

Читайте также:
Как сделать скриншот в программе paint

Источник: buhguru.com

программа обучения рабочих по ОТ

А что в УЦ теперь рабочих по Правилам безопасности обучают? Раньше по Правилам безопасности руководителей и специалистов обучали.

Изменено: И Михаил — 30 декабря 2015 18:18
Консультант
Сообщений: 2741 Баллов: 8264 Регистрация: 14.05.2010
2 января 2016 20:16

Цитата
Михаил И написал:
А что в УЦ теперь рабочих по Правилам безопасности обучают? Раньше по Правилам безопасности руководителей и специалистов обучали.

Причем здесь где и кого обучают? Вопрос был задан о разработке программ обучения для рабочих. Руководители подразделений могут разрабатывать для рабочих только программы инструктажа на рабочем месте. А обучение рабочих по охране труда, правилам безопасности и другим правилам — это отдельная тема. Порядок обучения рабочих по Правилам безопасности, в том числе и разработка программ по этим правилам, устанавливаются разработчиками соответствующих правил.

Изменено: He-man — 4 января 2016 8:15
Сообщений: 4151 Баллов: 16667 Регистрация: 29.06.2012
2 января 2016 21:01

Цитата
Квинтэссентор написал:
Комар Крис , Вам все равно надо заводить знакомство с ГИТ, поэтому прямо спросите их, не стесняйтесь. Просто в разных регионах ГИТы по разному подходят к вопросам обучения,

Во всех регионах надо подходить как Роструд им велит!
http://www.government-nnov.ru/?id=142387
ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИХОДИТСЯ ПЛАТИТЬ, А ЗА ЕЕ ОТСУТСТВИЕ — РАСПЛАЧИВАТЬСЯ!
Сообщений: 2467 Баллов: 19750 Регистрация: 24.09.2014
2 января 2016 23:40

Цитата
Михаил И написал:
А что в УЦ теперь рабочих по Правилам безопасности обучают? Раньше по Правилам безопасности руководителей и специалистов обучали.

Кроме обучения профессии для работников, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предусмотрено обучение по охране труда (Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», п.2.2.2). Для обучения в организации должна быть разработана программа (или программы).
Разрабатывает ее, как правило, СОТ и обучение по охране труда так же СОТ проводит. Или тот на кого работодатель возложит данные обязанности (например, руководитель подразделения).
Хотя, с другой стороны, обучение по охране труда уже проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям в УЦ.

P.S. В общем, для соблюдения требований НПА обученных обучаем, чтобы никому жизнь медом не показалась.

Изменено: И Михаил — 3 января 2016 0:08
Консультант
Сообщений: 2741 Баллов: 8264 Регистрация: 14.05.2010
3 января 2016 22:47

Цитата
м.Евгений написал:
Во всех регионах надо подходить как Роструд им велит!
http://www.government-nnov.ru/?id=142387

Помимо этого письма, есть и другие. Но надо ли к ним так подходить? Есть серьезные сомнения не только в легитимности данного письма и ему подобных, но и правильности разъяснений, которые они содержат.
В пункте 2.3.2. Порядка указано, что обучение руководителей и специалистов проводится непосредственно самой организацией или различными обучающими организациями.
И затем указываются конкретно, какие категории работников и в каких учебных организациях должны обучаться, в частности: руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели — физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; и
руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ, а также специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов –
проходят обучение в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. Вроде бы все ясно.
И далее в последнем абзаце этого пункта указывается, что «Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда».

Ну и как же разъясняют Порядок наши чиновники из Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и Департамента труда?
В письме начальника Управления Воробьева от 24 января 2013 г. N ТЗ/297-3-5 он, в основном, цитирует нормы Порядка, однако затем «разъясняет» п.2.3.2, подменяя при этом фразу «обучение в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда» на «обучение по охране труда в обучающих организациях, оказывающих услуги в области охраны труда». Таким образом, он одним махом, как заправский шулер, опустил уровень обучения в организациях государственных органов, указанных в Порядке, приравняв их к в любым организациям, оказывающих услуги. И это «разъяснение» делает начальник Управления, которое по иронии судьбы осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. Видимо, таким образом он «помогает» Минтруду РФ реализовать его функции федерального государственного органа исполнительной власти, осуществляющего государственную политику в области охраны труда.
Далее он разъясняет, что последний абзац п. 2.3.2 о возможности выбора обучения для руководителей и специалистов относится к руководителям и специалистам организации, которые не указаны в предыдущих абзацах 1 — 8 этого пункта.
И здесь снова у него несоответствия:
Во-первых, этот абзац относится не к абзацам 1-8 п. 2.3.2, как утверждает Воробьев, а к общему первому абзацу, в котором просто указаны руководители и специалисты без наименований должностей и других уточнений.
Во-вторых, Если же последний абзац не относить к первому абзацу, то теряется весь смысл нормы, требование которой нельзя будет выполнить практически.
В третьих, руководители и специалисты организации указаны только в абзаце 1, 2, 3 и частично 5 пункта 2.3.2, а в остальных абзацах этого пункта руководители и специалисты проходят обучение в других обучающих организациях, которые прямо в них названы:
— в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
— в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти;
— в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
В четвертых, это условие, разъясненное к последнему абзацу порождает новую проблему о специальном обучении руководителей и специалистов, не относящихся к абзацам 1-8 п.2.3.2. Непонятно, распространяется ли оно на тех руководителей, которые в соответствии со своими должностными обязанностями должны «осуществлять функции по организации, руководству и проведению работ на рабочих местах», а также контролю и техническому надзору за проведением работ», но не в производственных, а в других подразделениях. И какова необходимость обучения руководителей этих подразделений, если даже работники в них освобождены от первичного и повторных инструктажей на рабочем месте.
Вызывает сомнение и в необходимости проводить специальное обучение специалистов, не имеющих никакого отношения «к осуществлению организации, руководства и проведению работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контролю и техническому надзору за проведением работ». Притом никакого правового обоснования данного условия требованиями действующих НПА не приводится. И это понятно, потому что его нет. Все построено на единственном критерии — должностной категории «специалист» в соответствии с названиями должностей специалистов, которые указаны в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей и специалистов, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.05.2012 N 559н и отнесены к категории «специалист».
В пятых, в разъяснении последнего абзаца содержится дополнительное условие для обучения по охране труда этих лиц организации, относящихся к категории руководителей и специалистов, а именно: оно «может проводиться самой организацией, имеющей программу обучения по охране труда, разработанную на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, билеты, утвержденные руководителем организации», которого нет в тексте Порядка.
Таким образом, здесь снова навязывается произвольное толкование норм с подменой текста и искажением содержания пункта 2.3.2, в котором вообще не указаны какие-либо руководители и специалисты организаций, обязанные проходить обучение только в обучающих организациях.

Читайте также:
Как открыть программу с диска

В ещё одном письме от 23 июля 2015 г. N 15-2/ООГ-4015 за подписью заместителя директора Департамента условий и охраны труда Жигастовой также сначала цитируется Порядок, а затем даются собственные разъяснения.
Некоторые из них повторяют разъяснения Воробьева, однако есть и собственные изобретения.
Совпадает с письмом Воробьёва тезис о том, что руководителям и специалистам, указанным в абзацах 2, 3, 5 можно проходить обучение в любых обучающих организациях, прошедших аккредитацию. Вроде бы неплохо, но тоже противоречит Постановлению 1/29.
А далее пошли новации и загадки разъяснений. С одной стороны Жигастова не подвергает сомнению возможность организовать обучение лиц, указанных в пункте 2.3.2, в самом хозяйствующем субъекте, но при условии прохождения обязательной аккредитации в установленном порядке:
«В этой связи поясняем, что для организации обучения по охране труда лиц, указанных в пункте 2.3.2 Порядка, в самом хозяйствующем субъекте необходимо пройти обязательную аккредитацию в порядке, установленном приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. N 205н». Если это условие относится и к последнему абзацу пункта 2.3.2 Порядка, что в принципе логично, то тем самым Жигастова перещеголяла Воробьева в выдвижении дополнительных условий к этому абзацу. Он требует от организации не только иметь «программу обучения по охране труда, разработанную на основе примерных учебных планов и программы обучения по охране труда, билеты, утвержденные руководителем организации», но и «пройти обязательную аккредитацию хозяйствующего субъекта»,
Вместе с тем из разъяснений Жигастовой так и неясно:
— кого конкретно следует относить к этим лицам, указанным в пункте 2.3.2: если всех, то это условие противоречит абзацам 2-9 данного пункта, если же относить только руководителей и специалистов организаций, то таким образом для хозяйствующего субъекта устанавливаются дополнительные требования по аккредитации;
— кто относится к хозяйствующему субъекту, которому необходимо пройти обязательную аккредитацию: организация, руководители и специалисты которой могут проходить обучение согласно последнему абзацу п. 2.3.2. или сама обучающая организация, которая тоже выступает как хозяйствующий субъект. Если все-таки имеется в виду организация, организующая обучение своих руководителей и специалистов, то тогда текст этого пункта содержит стилистические погрешности, а именно: обязательную аккредитацию необходимо пройти самому хозяйствующему субъекту, а не кому-то «в самом хозяйствующем субъекте», причем неизвестно кому.
В следующем абзаце письма Жигастовой дано разъяснение об остальных специалистах организации, которые могут проходить проверку знаний требований охраны труда: «К указанной категории, по нашему мнению, относятся специалисты организаций, в должностные обязанности которых не входят функции, связанные с организацией, руководством и проведением работ на рабочих местах и в производственных подразделениях». Это разъяснение перекликается с разъяснением из письма Воробьева. Но, в отличие от него, у Жигастовой эти лица могут проходить в организации только проверку знаний, но не обучение и проверку знаний, и этими лицами являются только специалисты, но не руководители. И опять тот же вопрос, зачем этим специалистам следует проводить проверку знаний, да ещё без обучения, если в их должностные обязанности не входят функции, связанные с организацией, руководством и проведением работ на рабочих местах ни в производственных, ни в каких-то ни было подразделениях. Более того, в соответствии с НПА некоторые из них могут быть вообще освобождены и от первичного и повторных инструктажей по безопасным методам работы.
Какие же можно сделать выводы? Вследствие нечеткости изложения и наличия других недостатков в содержании Порядка обучения Минтруд РФ, являющийся одним из его авторов, вместо внесения изменений или разработки нового НПА уже второй десяток лет «тянет резину», позволяя давать различные разъяснения в официальных письмах Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и Департамента труда, которые содержат неточности, противоречия и произвольные толкования текста Порядка обучения и, тем самым вносят ещё большую путаницу в понимание содержания данного документа и правильное выполнение его требований .

Источник: ohranatruda.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru