«Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны» (утв. МЧС России 20.11.2020 N 2-4-71-27-11)
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
20 ноября 2020 г. 2-4-71-27-11
КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ
АСДНР — аварийно-спасательные и другие неотложные работы
АХОВ — аварийно химически опасное вещество
ГО — гражданская оборона
ДДС — дежурно-диспетчерская служба
ЗНТЧС — защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
КЧС и ОПБ — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
ОГВ — органы государственной власти
ОИВ — органы исполнительной власти
ОМСУ — органы местного самоуправления
ПУФ — повышение устойчивости функционирования
РСЧС — единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Обучение по программе «Гражданская оборона»
ЧС — чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны (далее — Примерная программа) разработана на основании Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2004 г. N 868 , в рамках осуществления функции МЧС России по методическому руководству при решении вопросов по обучению населения в области ГО и ЗНТЧС, а также в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны» «.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2020, N 27, ст. 4185.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4490; 2019, N 40, ст. 5570.
Примерная программа предназначена для руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в качестве методической основы при разработке программ курсового обучения работников организаций по месту работы (далее — Программа), в соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841.
Примерная программа раскрывает организацию и порядок осуществления курсового обучения работников организаций, рекомендуемые результаты обучения.
II. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Целью курсового обучения по Программам является повышение готовности работающего населения к умелым и адекватным действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих военным конфликтам и ЧС, характерным для района осуществления трудовой деятельности работников организаций.
Система ГО и ЧС в организации и обучение сотрудников
Основными задачами курсового обучения являются:
усвоение поражающих факторов источников ЧС, характерных для места расположения организации, а также различных видов оружия;
изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС;
изучение порядка и последовательности действий по сигналу ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информированием населения о порядке действий при воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности, угрозе катастрофического затопления и других опасностях;
изучение приемов оказания первой помощи пострадавшим;
выработка навыков в пользовании средствами индивидуальной и коллективной защиты;
освоение практического применения полученных знаний в интересах обеспечения безопасности жизнедеятельности;
подготовка работников организации к выполнению своих должностных обязанностей в условиях угрозы и возникновения опасностей при ЧС и военных конфликтах.
Основными принципами курсового обучения являются:
обучать работников организации знаниям и навыкам, необходимым в условиях угрозы и возникновения опасностей при ЧС и военных конфликтах;
наглядность и максимальное приближение к реальной обстановке;
умелое сочетание различных форм и методов обучения;
системность и методическая последовательность обучения («от простого к сложному, от известного к неизвестному»);
сознательность и активность обучения;
По характеру учебной деятельности занятия, проводимые в ходе курсового обучения, подразделяются на теоретические и практические.
Основной формой теоретических занятий при курсовом обучении работающего населения является лекция.
В ходе лекции руководитель занятия, с использованием современных обучающих программ, видеофильмов, плакатов и других наглядных пособий, передает знания обучаемым по наиболее важным и сложным вопросам.
Формами практических занятий работающего населения являются тренировки и комплексные занятия.
Тренировка проводится с целью выработки, поддержания и совершенствования работниками организации необходимых практических навыков в использовании индивидуальных и коллективных средств защиты, первичных средств пожаротушения и оказания первой помощи.
Комплексное занятие — основной вид практической подготовки работников организации по действиям в различных условиях обстановки.
В ходе комплексного занятия все работники организации, независимо от занимаемых должностей, обучаются по единому замыслу правильному и однообразному действию в сложившейся обстановке.
На комплексном занятии практические действия обучаемые отрабатывают последовательно по вводным, выдаваемым руководителем занятия. При необходимости руководитель занятия может объяснять и показывать правильный порядок выполнения тех или иных приемов и действий перед началом их отработки или после.
Для обеспечения высокого качества проведения комплексного занятия и максимальной загрузки обучаемых руководитель занятия привлекает необходимое количество помощников (инструкторов).
III. ОРГАНИЗАЦИЯ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ
3.1 Рекомендуемый порядок и последовательность проведения курсового обучения.
Курсовое обучение работающего населения целесообразно проводить ежегодно в соответствии с Программой и расписанием занятий на год.
Занятия рекомендуется проводить в течение года ежемесячно, исключая месяцы массовых отпусков работников организаций, в рабочее время, в объеме не менее 12 часов в год.
Для проведения занятий целесообразно приказом руководителя организации назначить руководителей занятий и определить учебные группы численностью до 25 человек с учетом должностей работников организации, а также особенностей их профессий.
Для проведения занятий привлекается руководящий состав, инженерно-технические работники, члены КЧС и ОПБ организации, руководители и сотрудники органов, специально уполномоченных на решение задач в области ЗНТЧС и (или) ГО. Занятия по правилам оказания первой помощи проводятся с привлечением соответствующих специалистов.
При проведении практических занятий теоретический материал, необходимый для правильного понимания и выполнения практических приемов и действий, рассматривается путем рассказа или опроса обучаемых в минимальном объеме.
Занятия проводятся в учебных классах и на учебных площадках.
Знания и умения, полученные при освоении тем Программы, совершенствуются в ходе участия работников организации в тренировках и учениях по ГО и защите от ЧС.
3.2 Руководство курсовым обучением и учет результатов.
Руководство обучением должно обеспечивать полное и качественное выполнение Программы.
Для достижения поставленных целей обучения необходимо:
качественное планирование учебного процесса;
систематический контроль за подготовкой руководителей занятий, ходом курсового обучения в учебных группах и оказание действенной помощи руководителям занятий;
изучение, обобщение и внедрение передового опыта в организации проведения занятий;
эффективное использование учебных объектов и средств обеспечения учебного процесса;
постоянное совершенствование учебно-материальной базы.
Важно предусматривать максимальное использование имеющегося учебного оборудования и средств обеспечения учебного процесса.
Контроль за качеством усвоения учебного материала руководители занятий осуществляют путем опроса обучаемых перед началом и в ходе занятия.
В целях осуществления регистрации количественных и качественных показателей выполнения тематического плана, а также уровня знания и умений работников организации, прошедших обучение, целесообразно руководители занятий организуют и осуществляют учет результатов курсового обучения и представление отчетности о его проведении.
Учет включает в себя сбор, систематизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих посещаемость занятий, уровень знания и умения, полученных в ходе отработки тем программы курсового обучения.
Учет проведения занятий, в соответствии с тематическим планом и расписанием занятий, и присутствия на них обучающихся осуществляют руководители занятия в журналах. Журналы ведутся на каждую учебную группу и хранятся в течение года после завершения обучения. Форма журнала учета определяется организацией.
Результаты обучения каждого работника также заносятся в журнал учета.
3.3 Мероприятия по обеспечению требований безопасности.
Требования безопасности — комплекс мероприятий по обеспечению безопасности сотрудников организации, недопущению его травматизма, обеспечению сохранности техники, оборудования, снаряжения и инструментов.
Безопасность при проведении занятий обеспечивается их четкой организацией, точным соблюдением требований безопасности, положениями руководств, приказов и распоряжений прямых начальников, а также применением знаний и навыков, полученных в ходе проведения различных видов инструктажей и занятий по изучению требований безопасности.
Руководителю занятий целесообразно принимать меры по предотвращению травматизма обучаемых, устанавливать необходимые требования безопасности при обращении с техникой, оборудованием, индивидуальными средствами защиты и приборами на занятиях, своевременно доводить эти требования и добиваться строгого их выполнения.
Перед началом каждого занятия руководителю занятий рекомендуется лично убедиться, что для этого созданы безопасные условия, а обучаемые обладают достаточными практическими навыками в их выполнении.
Требования безопасности должны выполняться при любых условиях, независимо от выполняемых задач, наличия обучаемых и материальных средств.
Особое внимание при обучении обращается на обеспечение безопасности при использовании учебно-имитационных средств и при работе в средствах защиты органов дыхания и кожи.
IV. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ
В результате прохождения курсового обучения работники организации должны:
поражающие факторы источников ЧС, характерных для территории проживания и работы, а также оружия массового поражения и других видов оружия;
способы и средства защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС, свои обязанности в области ГО и защиты от ЧС;
места расположения средств индивидуальной и коллективной защиты;
места расположения первичных средств пожаротушения, имеющихся в организации;
порядок получения средств индивидуальной защиты, а также укрытия в средствах коллективной защиты работников организации, правила поведения в защитных сооружениях;
правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, на водных объектах, в походе и на природе;
действовать по сигналу ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления, и других опасностях;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; проводить частичную санитарную обработку;
практически выполнять мероприятия по реализации основных способов защиты;
пользоваться первичными средствами пожаротушения, имеющимися в организации;
оказывать первую помощь.
V. РЕКОМЕНДУЕМЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Таблица 1. Темы, форма и рекомендуемое время занятий
Источник: legalacts.ru
Как организовать подготовку в сфере гражданской обороны?
У школ и детских садов появилась новая обязанность – проводить вводный инструктаж по гражданской обороне и курсовое обучение работников. Из рекомендации вы узнаете, как это сделать в пять шагов и при этом избежать обвинений в том, что инструктаж провели лишь формально.
Все организации обязаны проводить подготовку работников в сфере гражданской обороны – за свой счет (ст. 9 и 18 Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ).
Внимание: если образовательная организация не проведет подготовку работников в сфере гражданской обороны, то ее и работников могут привлечь к административной ответственности по части 1 статьи 20.6 и части 2 статьи 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Чтобы подготовить работников в сфере гражданской обороны, потребуется пройти пять этапов:
- этап 1: назначить ответственного по гражданской обороне из работников организации;
- этап 2: сформировать и поддерживать в рабочем состоянии учебно-материальную базу;
- этап 3: разработать программу вводного инструктажа по гражданской обороне и проводить его с новыми работниками;
- этап 4: разработать программу курсового обучения работников и проводить их обучение;
- этап 5: вести учет мероприятий по обучению.
Такой перечень мероприятий устанавливает подпункт «г» пункта 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841.
Этап 1. Назначить ответственного по гражданской обороне
Работники, ответственные на решение задач в области гражданской обороны, должны быть в любой организации, независимо от ее организационно-правовой формы и подведомственности. Также они должны быть в представительствах и филиалах организации (п. 1 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440).
Ответственный может быть:
- совместителем – если в образовательной организации меньше 200 сотрудников в штате;
- освобожденным работником – если в штате 200 и более человек.
Ответственный работник должен пройти курсовое обучение или получить дополнительное профессиональное образование в учебно-методическом центре ГОЧС субъекта РФ или образовательных организациях МЧС России в течение первого года работы. Затем он должен один раз в пять лет повышать квалификацию.
Чтобы направить ответственного по гражданской обороне на обучение, издайте об этом приказ. На основании приказа работник, ответственный за кадровые вопросы, заполняет заявку на обучение ответственного (приложение 1 к Рекомендациям, утвержденным МЧС России от 2 декабря 2015 г. № 2-4-87-46-11). В заявке работник указывает:
- фамилию, имя, отчество ответственного работника;
- должность ответственного работника;
- какое обучение необходимо – первоначальное или повторное;
- форму обучения;
- желательный срок обучения.
Заявку надо направить до 1 сентября текущего года в организацию, которая ведет образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны.
По окончании обучения с ответственным работником по гражданской обороне проводят контрольное занятие и выдают справку о прохождении курсового обучения (п. 2.11 Рекомендаций, утвержденных МЧС России от 2 декабря 2015 г. № 2-4-87-46-11). Если работник получил дополнительное профессиональное образование, то ему выдают диплом о переподготовке или свидетельство о повышении квалификации.
Ответственный работник в образовательной организации:
- организует подготовку работников и мероприятия по защите работников от опасностей при военных конфликтах и при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- подготавливает учебно-материальную базу;
- получает сведения о прогнозируемых опасностях от органов местного самоуправления;
- участвует в планировании мероприятий по гражданской обороне муниципального образования.
Такой перечень мероприятий устанавливает подпункт «б» пункта 4 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440.
Этап 2. Сформировать учебно-материальную базу
Чтобы обучить работников, образовательной организации надо сформировать учебно-материальную базу. Ее состав зависит от количества работников в штате:
- до 200 человек – база включает комплект средств для проведения занятий и один уголок по ГО и ЧС;
- свыше 200 человек – база включает многопрофильный кабинет или класс, учебную площадку и по одному уголку ГО и ЧС в каждом здании.
Наименование объекта
Из чего состоит
Комплект средств для проведения занятий
– схемы и слайды по темам занятий;
– отдельные образцы средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;
– тренажер по оказанию первой помощи;
– видеовоспроизводящие устройства для показа фильмов и видеороликов – по возможности
Информационно-справочный стенд с материалами, которые пропагандируют знания и информируют работников по вопросам защиты от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах
Многопрофильный учебный кабинет
Позволяет проводить занятия по нескольким направлениям обучения и содержит:
– рабочее место преподавателя;
– интерактивную доску и экран;
– рабочие места обучаемых;
– средства обеспечения учебного процесса, в том числе тренажеры, макеты, имитаторы;
– набор учебной литературы и нормативных правовых документов – в соответствии с перечнем в разделе 6.2 примерной программы, утвержденной МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14
Посвящена тематике «Радиационная, химическая защита и противопожарная подготовка».
На учебной площадке организуйте три учебных места:
– средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;
– первичные средства пожаротушения и пожарный инвентарь;
– приемы и способы тушения очагов возгорания.
Такие сведения приводит раздел 6 рекомендаций, утвержденных МЧС России от 25 декабря 2014 г. № 2-4-87-51-14
Этап 3. Провести вводный инструктаж
Вводный инструктаж надо проводить с новыми работниками, которых приняли на работу после 2 мая 2017 года (письмо МЧС России от 14 июля 2017 г. № 8-24-583). Для этого разработайте программу инструктажа. Законодательство РФ и методические рекомендации не указывают, кто из работников должен составлять программу, – поручите это ответственному по гражданской обороне.
Чтобы разработать программу вводного инструктажа, используйте примерную программу курсового обучения МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14 и учитывайте специфику своей организации и ее расположения. Согласуйте программу вводного инструктажа с отделом ГОЧС органа местного самоуправления. Такие отделы могут утверждать примерные или типовые программы вводного инструктажа.
Пример регионального регулирования: методические рекомендации по вводному инструктажу с примерной программой
Поручите ответственному по гражданской обороне проводить вводный инструктаж в первый месяц после приема нового сотрудника (подп. «г» п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841).
Совет: удобно проводить инструктаж по гражданской обороне в первый день после приема на работу – по аналогии с вводными инструктажами по охране труда и пожарной безопасности.
Во время инструктажа ответственный работник знакомит работников с системой гражданской обороны и РСЧС организации, основными технологическими процессами, разъясняет порядок действий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также опасностей вследствие военных действий.
Вводный инструктаж проводят в специально оборудованном помещении с современными техническими средствами обучения и наглядными пособиями – плакатами, макетами, моделями, кинофильмами и т. п.
После инструктажа ответственный проверяет знания работника и делает запись в журнале учета. В нем указывают дату проведения инструктажа, кто и с кем его проводил. Проследите, чтобы была подпись работника и ответственного по гражданской обороне.
Совет: чтобы обезопасить себя от обвинений со стороны проверяющих в том, что инструктаж провели формально, проследите, чтобы журнал учета вводного инструктажа ответственный работник заполнял сразу после его проведения.
Этап 4. Провести курсовое обучение
Курсовое обучение проводят, чтобы работники:
- овладели знаниями и умениями в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
- приобрели опыт их применения в интересах личной защиты от опасностей при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при военных конфликтах;
- смогли выполнить обязанности в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Образовательная организация обязана ежегодно проводить курсовое обучение своих работников.
Как разработать программу
Чтобы провести обучение работников, разработайте программу на основе примерной программы курсового обучения, утвержденной МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14. Согласуйте программу с отделом ГОЧС органа местного самоуправления и утвердите ее. Согласовывать программу с территориальными органами МЧС России не надо (письмо МЧС России от 14 июля 2017 г. № 8-24-583).
Программу разрабатывает ответственный работник образовательной организации по гражданской обороне и утверждает ее у руководителя.
В программу включают вопросы:
- какие могут быть поражающие факторы источников чрезвычайной ситуации, характерные для месторасположения организации, а также различных видов оружия;
- как защититься от опасностей, возникающих при чрезвычайной ситуации и военных конфликтах;
- как действовать по сигналу «Внимание всем!»;
- как применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- как оказать первую помощь пострадавшим;
- что нужно знать и уметь работнику, чтобы выполнять свои должностные обязанности в условиях угрозы и возникновения опасностей.
Предусмотрите теоретические и практические занятия. Теорию можно изучать в форме беседы. Основное внимание уделите практическим занятиям – тренировкам.
Как обучить
Сформируйте списки учебных групп, преподавателей, инструкторов и расписание занятий – утвердите списки приказом руководителя.
Группы формируйте по 20–25 человек с учетом сходства должностных обязанностей. Например, обучайте педагогов в одной группе, а работников хозяйственной части – в другой.
Ответственный по гражданской обороне проводит занятия в очной форме в пределах рабочего времени работников.
Поручите ответственному работнику привлечь к занятиям:
- членов комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
- руководителей и сотрудников отдела ГОЧС органа местного самоуправления;
- других подготовленных лиц, например медицинских работников – для занятий по правилам оказания первой помощи.
Занятия проводят в учебных классах и на учебных площадках. Практические занятия проводят в том числе в обстановке повседневной трудовой деятельности. Это необходимо, чтобы развить навыки работников организации по реагированию при получении сигнала «Внимание всем!», когда они исполняют свои должностные обязанности.
Этап 5. Вести учет мероприятий по обучению
Поручите ответственному по гражданской обороне вести отдельно журналы учета вводного инструктажа и курсового обучения. Форму журналов не утвердили, поэтому образовательная организация вправе разработать свою.
Страницы каждого журнала надо пронумеровать, сшить и скрепить печатью организации. Ответственный работник по гражданской обороне отвечает за ведение и хранение журналов.
Журнал учета вводного инструктажа
На титульном листе журнала указывают:
- наименование образовательной организации;
- название документа «Журнал регистрации вводного инструктажа по гражданской обороне»;
- дату начала ведения журнала.
Оставьте пустую строку, чтобы указать дату, когда закончили вести журнал.
Основную часть журнала составляют в виде таблицы со столбцами:
- порядковый номер записи;
- дата проведения вводного инструктажа;
- фамилия, имя и отчество инструктируемого работника;
- дата приема на работу;
- должность работника;
- фамилия и инициалы, должность ответственного работника образовательной организации по гражданской обороне;
- подписи проводящего инструктаж лица и инструктируемого сотрудника.
Журнал учета занятий по курсовому обучению
Примерную форму журнала и указания по его заполнению приводит МЧС России в рекомендациях, утвержденных МЧС России от 2 декабря 2015 г. № 2-4-87-46-11. В журнале оформляют листы:
- сведения о личном составе группы;
- учет посещаемости занятий;
- учет изучаемого материала;
- замечания и предложения проверяющего.
Ответственный по гражданской обороне ведет журнал на каждую учебную группу. Все записи в журнале вносят аккуратно, без помарок. Хранить журнал надо в течение года после завершения обучения. Это основной документ, который отражает выполнение учебной программы, посещаемость занятий и итоги сдачи нормативов.
Источник: www.turobr.ru
Скорректировано положение об уполномоченных по ГО
При этом согласно новой норме при определении количества работников по ГО в организациях, осуществляющих свою деятельность в сфере образования, учитывается общее количество обучающихся по очной форме обучения, а в сфере здравоохранения – число проходящих лечение больных в стационаре. А вот п. 5.1.2 Положения об уполномоченных по ГО, регламентирующий назначение уполномоченных по ГО в организациях, не отнесенных к категориям ГО, вызвал бурю вопросов, поскольку согласно нормативу в таких организациях работа по ГО может выполняться по совместительству одним из работников организации.
При необходимости количество работников по гражданской обороне может быть увеличено по решению руководителя организации. Получается, что в данных организациях назначение освобожденных работников, уполномоченных на решение задач в области ГО, не обязательно? Да, это так, на что прямо указывает п. 5.3 Положения об уполномоченных по ГО.
Грядет ли сокращение освобожденных работников по ГО в некатигорированных организациях? Скорее всего – да. Означает ли это, что в некатегорированных организациях можно не вести работу по ГО? Нет. Ни в п. 5.1.2, ни в п. 5.3 Положения об уполномоченных по ГО не говорится о необязательности ведения работы по ГО.
Говорится только о том, что не обязательно назначать для выполнения этой функции освобожденного работника. То есть Положение об уполномоченных по ГО ведение работы по ГО в организациях не отменяет.
Более того, действует п. 2 Постановления Правительства РФ № 782, согласно которому структурные подразделения (работники) по ГО создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления ГО в данных организациях. Итак, уполномоченный по ГО в некатегорийной организации должен быть.
Но как его оформить, если не штатной единицей? Ответ – в п. 5.1.2: работа по ГО может выполняться по совместительству. А особенности труда на условиях совместительства регулируются ТК РФ. Если же руководитель некатегорированной организации «при необходимости» решит увеличить количество работников по ГО, как это указано в абз.
2 п. 5.1.2 Положения об уполномоченных по ГО, то чем он сможет обосновать такую необходимость? Критериев необходимости увеличения количества работников по ГО в законодательстве нет. А потому указанный вопрос целесообразно задать учредителю, поскольку у каждого учредителя критерии данной необходимости свои.
Рекомендуйте статью коллегам:
читать всем! стоит ознакомиться не интересно 45 человек проголосовало
Источник: www.audit-it.ru