В статье рассмотрим обновления приказа Минприроды 907, расскажем про ответственность природопользователей и как составить программу повышения экологической эффективности
Экологическая безопасность
Обновленный приказ Минприроды 907
С 1 сентября 2023 года начинают действовать новые правила разработки программы по улучшению экологической эффективности. Эти правила будут действовать в течение шести лет и устанавливаются на основе приказа Минприроды России № 907. В связи с этим, старый приказ № 666 теряет свою юридическую силу.
Новые нормы содержат следующие ключевые поправки:
- Более точно определены источники информации о фактических выбросах и сбросах на предприятии. Теперь документы по инвентаризации и отчеты о результатах производственного экологического контроля предоставляют необходимые данные.
- Содержание программы остается прежним, однако вносятся и дополняются некоторые пункты:
- Необходимо включить регистрационные данные субъекта предпринимательской деятельности, такие как ОГРН и ИНН.
- Необходимо указать местонахождение объекта негативного воздействия на окружающую среду (НВОС).
- Особое внимание уделяется срокам осуществления программы повышения экологической эффективности (ППЭЭ).
- Требуется указать информацию о научно-документальных исследованиях (НДТ) и использованных инновационных технологиях (ИТС).
- Для организаций централизованного водоотведения необходимо обосновать применение ИТС для определения показателей НДТ.
- При перечислении планируемых мероприятий предстоит указать мощность объекта в начале программы, в конце и фактическую мощность.
- Уточнение о необходимости предоставления количественных сведений, доказывающих эффективность мер, в процентах.
- Включение показателей ресурсной эффективности из ИТС и сопоставление их с целевыми и фактическими значениями.
- Теперь не требуется указывать источники финансирования, только их размеры.
- Для обоснования ППЭЭ для объектов централизованного водоотведения требуется дополнительная информация, включающая объяснение расчетной производительности.
- Введена новая единица измерения показателей сбросов: метры в сутки (м/сут).
Алгоритм утверждения программы остается без изменений.
СЕКЦИЯ — МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОГЛАСОВАНИЯ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФЕКТИВНОСТИ
Кто должен разрабатывать
Для объектов НВОС I категории, когда невозможно соблюдение технологических нормативов, выбросов и сбросов, разрабатывается программа повышения экологической эффективности. В соответствии со статьей 67.1 ФЗ №7, для объектов второй и третьей категории в такой ситуации разрабатывается план мероприятий.
Отчет о программе повышения экологической эффективности должен быть представлен каждый год в Росприроднадзор или его территориальные структуры. Документ должен храниться в течение 5 лет после завершения запланированных мероприятий.
Минпромторг России одобрил программу повышения экологической эффективности АЦБК
Ответственность природопользователей

- Отсутствие утвержденной ППЭЭ приводит к невозможности предприятию получить Комплексное экологическое разрешение (КЭР). а за отсутствие КЭР, согласно статье 8.47 КоАП РФ, предусмотрен штраф до100 тысяч рублей.
- За нарушение правил водопользования, согласно статье 8.14 КоАП РФ, может быть наложен дополнительный штраф до120 тысяч рублей,
- За нарушение правил охраны атмосферного воздуха, в соответствии со статьей 8.21 КоАП РФ, штраф может достигать до250 тысяч рублей.
Сроки утверждения
Программа повышения экологической эффективности разрабатывается единожды в течение 7 лет без возможности продления.
Для объектов НВОС, где работает более 25% трудоспособного населения в определенном поселении или более 5 тыс. человек, а также для целей обороноспособности и безопасности страны, установлен максимальный срок в 14 лет.
Рассмотрение проекта программы повышения экологической эффективности межведомственной комиссией занимает не более 4 месяцев.
Разработка ППЭЭ
После одобрения руководителем организации, программу необходимо включить в документацию КЭР и подать на утверждение лимитов на выбросы и сбросы в Росприроднадзор. Результаты программы предоставляются ИП и юридическим лицам в течение 3 рабочих дней после подписания окончательного протокола председателем комиссии.
Основными мероприятиями, которые следует включить в ППЭЭ, являются — реконструкция и технические изменения объектов Негативного Воздействия на Окружающую Среду (НВОС).
Целью является постепенное снижение показателей высокотоксичных, канцерогенных и мутагенных загрязнителей.
Дополнительно к ППЭЭ рекомендуется приложить:
- описание производственных и технологических процессов,
- используемого оборудования и применяемых лучших доступных технологий (ЛДТ),
- результаты сравнения фактических показателей и ЛДТ,
- фактических и допустимых выбросов и сбросов.
Можно также включить:
- проведенные исследования,
- расчеты,
- сводные таблицы,
- заключения специализированных организаций,
- статистику и другую релевантную информацию.
Показатели выбросов загрязнителей следует указывать — грамм/секунда или тонна/год, а для клеточных препаратов – в кл/м (предельно допустимая концентрация).
Показатели сбросов следует указывать в тоннах/год (масса загрязнителя), мг/дм³ (предельно допустимая концентрация загрязнителя), м³/час или тыс. м³/год (расход сточных вод).
Где пройти обучение
В Едином Всероссийском Институте дополнительного профессионального образования можно обучить специалиста по экологической безопасности в кратчайшие сроки.
Обучение происходит онлайн и дистанционно.
Тем, кто прошел повышение квалификации по экологической безопасности, выдаем удостоверение:

Итоги
Новые правила, вступающие в силу с 1 сентября 2023 года, касаются разработки программ по улучшению экологической эффективности. Новые нормы включают ключевые изменения в различных аспектах программы:
- уточняются источники информации о выбросах и сбросах на предприятии,
- требуются дополнительные данные о субъектах предпринимательской деятельности, местонахождении объектов негативного воздействия на окружающую среду и информации о научно-документальных исследованиях и применяемых инновационных технологиях.
Вводится новая единица измерения показателей сбросов. Помимо этого, некоторые требования остаются без изменений, включая алгоритм утверждения программы.
Источник: evidpo.ru
Мини-гайд по Комплексному экологическому разрешению

Комплексное экологическое разрешение – это разрешительный документ для предприятий I категории негативного воздействия (НВОС). Все предприятия этой категории обязаны подать заявку на получение комплексного экологического разрешения не позднее 31.12.2024 года. После этой даты все индивидуальные разрешения станут недействительными.
Зачем нужно разделение предприятий на категории воздействия?
Всего установлено четыре категории – от особо опасных (I) до малоопасных (IV). Отнесение к разным категориям НВОС позволяет предприятиям определить перечень обязательных документов:
Отнесение к определенной категории негативного воздействия прописано в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 года № 2398.
Предприятия I категории – «рекордсмены» негативного воздействия на окружающую среду: они производят самые большие объемы выбросов вредных и токсичных химических соединений в воздух, воду и почву, образуют опасные отходы. На долю заводов, ТЭЦ и котельных приходится почти 60% выбросов.
К таким объектам относятся:
- металлургические комплексы;
- фармацевтические производства;
- химическая промышленность;
- станции обогащения железных руд;
- изготовители пестицидов и т. д.
Ожидаемо серьезный вред наносят угле- и нефтедобыча, очистные сооружения, ГРЭС (конденсационные электростанции большой мощности), целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК). Разработка ископаемых и выработка энергии на холодных и малоосвоенных территориях выводят в топ списка объекты Урала и Сибири.
Получать КЭР стало обязательным в 2014 году, а в 2017 Минприроды утвердило список из 300 предприятий, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду (приказ Минприроды РФ от 18.04.2018 № 154 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов»). Упомянутые объекты должны были получить КЭР к концу 2022 (в связи с законодательными пробелами обязательства срок продлили до 31.12.2024), а все остальные крупные предприятия – к 2025.
Основные понятия
- Наилучшие доступные технологии (НДТ). Это и технические, и управленческие решения, которые помогут сохранить ресурсы производства и уменьшить его влияние на окружающую среду.
- Проект программы повышения экологической эффективности (ППЭЭ) тесно связан с НДТ: его задача – планомерно развивать технологии производства и таким образом уменьшать негативное воздействие на окружающую среду.
- Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) регулирует обращение с опасными бытовыми и промышленными отходами. В зависимости от класса опасности мусор по-разному перевозят, размещают и обезвреживают.
- Проект нормативов допустимых выбросов (НДВ) – это максимум вредных веществ, который предприятие может (по закону) выбрасывать в воздух.
- Проект нормативов предельно допустимых сбросов (НДС). Допустимое (тоже законом) количество вредных веществ для водной среды.
- Производственный экологический контроль (ПЭК) следит за тем, чтобы предприятия соблюдали экологические законы, нормативы и требования – то есть чтобы вред от производства не выходил за обозначенные границы.
Наши специалисты помогают разработать все перечисленные документы. Они обязательны для любых объектов I категории негативного воздействия, так или иначе воздействующих на окружающую среду, а за их отсутствие возлагается административная ответственность в виде штрафа или приостановки деятельности до 90 суток.
КЭР регламентируется:
- Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 143 «О порядке выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва» (вместе с «Правилами выдачи»).
- Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 149 «О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих технологические показатели наилучших доступных технологий» (вместе с «Положением о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды»).
- Приказом Минприроды России от 22.10.2021 № 780 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения».
- Приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов».
- Приказом Минприроды России от 23.12.2022 № 907 «Об утверждении правил разработки программы повышения экологической эффективности».
- Приказами Минприроды «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства. » – применительно к НДТ в разных отраслях.

Получать КЭР нужно каждые 7 лет при условии неизменности технологического процесса. При смене юридического лица и до истечения семилетнего срока также необходимо пересматривать КЭР (заново подавать на согласование). За деятельность без КЭР могут оштрафовать (КоАП РФ ст.8.47):
- должностных лиц – от 4 000 до 10 000 рублей;
- юридических – от 50 000 до 100 000 рублей.
Необходимо отслеживать изменения в законодательстве и оперативно на них реагировать. Так, в мае было опубликовано Постановление Правительства от 11.05.2023 № 737 РФ о том, как устанавливаются сроки использования объектов, где размещают отходы I и II класса опасности. Закон вступит в силу 1 сентября этого же года.
Заявку на получение разрешения рассматривают по принципу «одного окна»:
- В Росприроднадзоре.
- Минприроды, когда объект рядом с особо охраняемыми природными территориями федерального значения или их охранными зонами.
- Минпромторге – оно оценивает НДТ: насколько эффективно предприятие использует свои возможности и ресурсы? Насколько успешно сдерживает негативное воздействие своего производства?
- Роспотребнадзоре, который проверяет соответствие НДВ (норму выбросов в воздух), НДС (нормы сбросов в воду) веществ I и II классов опасности санитарно-эпидемиологическим требованиям.
- Росрыболовстве: рассматривает соответствие НДС и законам о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов.
- Росводресурсе: оценивает выполнение НДС веществ I, II классов опасности на основании статистических сведений.
Кто подает заявку на КЭР
Это может сделать как штатный эколог, так и сторонняя компания.
Специалисты должны оценить, насколько рационально предприятие использует ресурсы и соответствует ли оно установленным наилучшим доступным технологиям (НДТ). Если технологические нормативы предприятия превышают установленные технологические показатели по данной отрасли промышленности, то необходимо разрабатывать программу повышения экологической эффективности (ППЭЭ). Подача и согласование ППЭЭ осуществляется в электронном виде через личный кабинет юридического лица на сайте Минпромторга России. Согласование с Минпромторгом обязательно.
Когда подавать документы
Не позднее, чем за два месяца до эксплуатации объекта НВОС, или за четыре – до истечения срока действия предыдущего КЭР (или индивидуального разрешения на выбросы, сбросы и отходы).

Какие документы входят в заявку на получение комплексного экологического разрешения?
- Реквизиты предприятия и его руководителей.
- Код объекта НВОС – уникальный номер предприятия – нужен для государственного учета.
- Вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции.
- Объемы потребляемых ресурсов: воды, электричества, теплоэнергии, сырья.
- Сведения об авариях и инцидентах.
- Расчеты по нормативам выбросов, технологическим показателям производства.
- Расчеты НДВ, НДС веществ I, II класса опасности при наличии таковых в выбросах/сбросах.
- Обоснование ПНООЛР.
- Программа ПЭК.
- Актуализированная заявка НВОС.
- Программа установки системы автоматического контроля выбросов (программа САК).
- Программа ППЭЭ (при необходимости).
Порядок действий при получении КЭР
- Провести анализ существующих справочников Наилучших доступных технологий (НДТ). Согласовать с Минпромторгом использование всех НДТ как по основному, так и по вспомогательному оборудованию.
- Провести актуализацию источников выбросов, сбросов, отходов по действующим приказам и постановлениям. Провести инструментальные исследования концентраций загрязняющих веществ на источниках выбросов и сбросов. Учесть при замерах возможность работы оборудования на разных нагрузочных режимах, а при инвентаризации – запланированные модернизации и реконструкции.
- Рассчитать технологические нормативы по выбросам и сбросам (при наличии нормативов сбросов в справочнике ИТС). Определить, нужно ли разработать Программу повышения экологической эффективности. При разработке программы ППЭЭ необходимо продумать поэтапную модернизацию оборудования, его оснащение системой очистки. Срок реализации всех мероприятий не должен превышать 5 лет. Провести согласование программы в Минпромторге РФ.
- Разработать нормативы допустимых выбросов, сбросов, нормативов образования отходов. Учесть получение актуальных справок по состоянию окружающей среды (по выбросам и сбросам). Провести паспортизацию отходов, а затем – экспертизу проектов нормативов выбросов и сбросов с органами Роспотребнадзора. Получить санитарно-эпидемиологические заключения. Проект НООЛР не подлежит отдельному согласованию.
- Провести актуализацию категории НВОС, программы ПЭК. Разработать и согласовать план сокращения выбросов на период НМУ. При необходимости разработать программу оснащения источников выбросов автоматическими системами контроля. Данные системы контроля устанавливаются только на источники от основного технологического оборудования.
- Заполнить заявку на получение КЭР, приложив все полученные и согласованные документы, и подать ее в территориальный орган Росприроднадзора.
Государство может отозвать КЭР, если за полгода с начала его действия появится превышение нормативов по выбросам и сбросам, или превышение не устранят; это касается и временных нормативов.
«Об утверждении правил разработки программы повышения экологической эффективности»
Войдите для запроса:

Дата изменения: 18.04.2023
страниц: 4; абзацев: 58; строк: 198; слов: 1970; символов: 12596;
Описание
1. Настоящие Правила устанавливают требования к составу программы повышения экологической эффективности (далее — Программа), материалам ее обоснования и порядку ее разработки.
2. Программа разрабатывается в случае невозможности соблюдения технологических нормативов, а также нормативов допустимых выбросов и (или) нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, на период поэтапного достижения указанных нормативов юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории (далее — природопользователи), а также на объектах II категории в случаях, предусмотренных пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в ходе подготовки заявки на получение комплексного экологического разрешения или заявки на пересмотр комплексного экологического разрешения.
Программа не разрабатывается в ходе подготовки заявки на получение комплексного экологического разрешения в отношении объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории и планируемых к вводу в эксплуатацию.
Источник: tke-kirov.ru