Безусловно, в таком море учебников и учебных программ в условиях вариативности сложно ориентироваться. Учителю химии рекомендуется ознакомиться с нормативными документами в сборнике «Программно-методические материалы. Химия. Средняя школа. 8–11 классы» (Составитель: С. В. Суматохин.
4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2001).
Как указывается в Письме Министерства образования Российской Федерации № 478/13–13 от 14.05.2001 г. «О преподавании химии в средних общеобразовательных учреждениях в 2000/2002 году» имеются два подхода в пропедевтике химических знаний. Первый подход осуществляется в интегрированном курсе «Естествознание. 5–6».
Изучение этого курса дает возможность сформировать у учащихся представления о составе и свойствах некоторых простых и сложных веществ и разнообразных химических явлениях на эмпирическом и атомно-молекулярном уровнях. При этом накопление знаний происходит на основе наблюдений и рассуждений, преимущественно индуктивным способом. Основное внимание уделяется ознакомлению учащихся с интересными фактами о веществах и химических явлениях, а также с результатами экспериментов.
Современная химия: от нейросетки до наносинтеза. Денис Байгозин. #Онлайн_лекция
При втором подходе пропедевтическая подготовка осуществляется в рамках одного из курсов «Физика. Химия. 5–6», который иногда рассматривается как модуль. Эти курсы изучают за счет времени, отведенного в базисном учебном плане на региональный или школьный компонент. Изучение данного курса предполагает раннее изучение учащихся с основами молекулярно-кинетической теории строения вещества, расположения элементов в Периодической системе.
Содержание курса химии профильных классов в старшей школе должно быть ориентировано на обеспечение подготовки учащихся к продолжению образования в высших учебных заведениях по специальностям, связанным с химией. В таких случаях объем и глубина содержания учебного материала определяются числом часов, отводимых учебным планом школы из числа школьного компонента базисного учебного плана. Для достижения более высокой химической подготовки учащимся химико-биологических классов могут быть предложены спецкурсы по выбору, например: «Основы химического анализа», «Химия высоко молекулярных соединений», «Дисперсные системы и поверхностные явления», «Основы биохимии», «Химия и медицина» и др.
Нормативные материалы для оценки качества подготовки по химии выпускников 9-х и 11-х классов опубликованы в сборниках «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по химии» (Составитель: А. А. Каверина. М.: Дрофа, 2000) и «Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по химии» (Составитель: С. В. Суматохин, А. А. Каверина. М.: Дрофа, 2001).
В процессе преподавания химии перед учителем возникает проблема обеспечения наглядности при формировании систем понятий. Эта проблема может решаться многими путями. Безусловно, дидактически важно эффективно использовать все средства наглядности, разнообразное учебное оборудование:
- Приборы, химическую посуду для проведения химических опытов.
- Таблицы, схемы, диаграммы.
- Коллекции, реактивы.
- Учебные фильмы
- Технические средства обучения.
Важную роль в формировании химических понятий играет использование в процессе преподавания химии метода моделей. Объектами моделирования могут являться атомы, молекулы, процессы и явления.
Анализируем новую примерную рабочую программу по химии
Компьютерный мультимедийный курс позволяет обеспечить высокий уровень наглядности для учащихся разных возрастов и классов, представляя динамические, структурные и масштабные модели, в том числе интерактивные.
Курс «Открытая Химия 2.6» является программно-педагогическим средством нового поколения, в котором сочетаются все характеристики использования компьютерных программ в учебной деятельности. Данный курс может использоваться:
- Как демонстрационный для наглядного представления. В данном мультимедийном курсе учитель может выбрать широкий набор различных демонстраций: показ анимационных моделей, иллюстрация излагаемого материала прекрасными фотографиями, схемами, показ «Таблицы Менделеева» в интерактивной форме.
- Как обучающий. Для проверки усвоения учебного материала имеется тестирующий блок, который содержит тесты дифференцированной степени сложности, контрольные задачи и задачи с решениями. С точки зрения пользователя курс состоит из трех основных блоков: теоретического, справочного и тестирующего.
- Как контролирующий. Имеется журнал результатов работы, отражающий уровень знаний учащегося по различным темам курса, позволяющий оперативно оценить знания.
- Как содержащий имитационно-моделирующие программы. Курс имеется большое количество моделей, в том числе интерактивные модели.
- Как систематизирующий обзоры Интернет-ресурсов по химии. Развитие современных телекоммуникационных технологий в образовании и, в частности, в обучении химии, использование в виде броузера Internet Explorer, позволяет в случае постоянного подключения к Интернет, подключиться к любому образовательному сайту по химии.
- Как часть системы дистанционного обучения. Данный мультимедийный компьютерный курс сразу задуман как система интеграции учебного диска и системы индивидуального обучения через Интернет, поэтому предусмотрено также использование современных телекоммуникационных средств – учебно-методических страниц по астрономии «Открытого Колледжа», выход на систему дистанционного обучения и тестирования, выход на форум.
Таким образом, использование компьютерного мультимедийного курса «Открытая Химия 2.6» позволит решить проблемы наглядности при обучении химии, а также позволит всю систему преподавания встать на новый, более высокий уровень, с использованием новых педагогических технологий обучения.
Данные краткие методические рекомендации касаются вопроса использования мультимедийного курса «Открытая Химия 2.6» на уроках химии и составлена только для двух программ, при этом в программе курса химии для 8–11 классов Г. И. Шелинского рассматривается только 11 класс, как наиболее близкий по своему содержанию к электронному гипертекстовому учебнику. Кроме того, именно в этой программе реализуется в 11 классе обобщение и систематизация знаний по химии.
Источник: multiring.ru
Рабочие программы по химии по ФГОС с 8 по 11 класс на 2022-2023
Рабочие программы по химии для 8, 9, 10, 11 класса составлены по ФГОС на 2022-2023 учебный год с календарно-тематическим и поурочным планированием КТП по химии для учебников Габриелян, Рудзитис и других.
Для некоторых классов рабочие программы представлены уже по новому обновлённому ФГОС 2022 3 поколения.
- Рабочая программа по химии 8 класс ФГОС
- Рабочая программа по химии 9 класс ФГОС
- Рабочая программа по химии 10 класс ФГОС
- Рабочая программа по химии 11 класс ФГОС
- Примерная рабочая программа по химии 8-9 класс
Выше вы можете скачать рабочую программу для нужного вам класса или посмотреть примерную рабочую программу, которая была опубликована на сайте edsoo.ru.
Источник: co8a.ru
Химия. Примерная рабочая программа. Рабочая программа основного общего образования п рое к т химия базовый уровень (для 89 классов образовательных организаций) москва 2021
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 269.89 Kb.
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
П РОЕ К Т
ХИМИЯ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
(для 8–9 классов образовательных организаций)
МОСКВА
2021
ХИМИЯ. 8—9 классы
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4 Общая характеристика учебного предмета Химия . . . Цели изучения учебного предмета Химия. . . . . . . .
6 Место учебного предмета Химия в учебном плане . . .
8 Содержание учебного предмета Химия . . . . . . . . . .
9 8 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
9 9 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Планируемые результаты освоения учебного предмета Химия на уровне основного общего образования . . . . . Личностные результаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Метапредметные результаты . . . . . . . . . . . . . . . . Предметные результаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 8 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 9 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тематическое планирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 8 класс (68 часов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 9 класс (68 часов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
ХИМИЯ. 8—9 классы
5
производительных сил общества и создании новой базы материальной культуры.
Химия как элемент системы естественных наук распространила своё влияние на все области человеческого существования, задала новое видение мира, стала неотъемлемым компонентом мировой культуры, необходимым условием жизни общества знание химии служит основой для формирования мировоззрения человека, его представлений о материальном единстве мира важную роль играют формируемые химией представления о взаимопревращениях энергии и об эволюции веществ в природе современная химия направлена на решение глобальных проблем устойчивого развития человечества — сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем здра- воохранения.
В условиях возрастающего значения химии в жизни общества существенно повысилась роль химического образования. В плане социализации оно является одним из условий формирования интеллекта личности и гармоничного её развития.
Современному человеку химические знания необходимы для приобретения общекультурного уровня, позволяющего уверенно трудиться в социуме и ответственно участвовать в многообразной жизни общества, для осознания важности разумного отношения к своему здоровью и здоровью других, к окружающей природной среде, для грамотного поведения при использовании различных материалов и химических веществ в повседневной жизни.
Химическое образование в основной школе является базовым по отношению к системе общего химического образования. Поэтому на соответствующем ему уровне оно реализует присущие общему химическому образованию ключевые ценности, которые отражают государственные, общественные и индивидуальные потребности. Этим определяется сущность общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Химия».
Изучение предмета 1) способствует реализации возможностей для саморазвития и формирования культуры личности, её общей и функциональной грамотности 2) вносит вклад в формирование мышления и творческих способностей подростков, навыков их самостоятельной учебной деятельности, экспериментальных и исследовательских умений, необходимых как в повседневной жизни, таки в профессиональной деятельности
3) знакомит со спецификой научного мышления, закладывает
Примерная рабочая программа основы целостного взгляда на единство природы и человека, является ответственным этапом в формировании естественнонаучной грамотности подростков 4) способствует формированию ценностного отношения к естественнонаучным знаниям, к природе, к человеку, вносит свой вклад в экологическое образование школьников.
Названные направления в обучении химии обеспечиваются спецификой содержания предмета, который является педагогически адаптированным отражением базовой науки химии на определённом этапе её развития.
Курс химии основной школы ориентированна освоение обучающимися основ неорганической химии и некоторых понятий и сведений об отдельных объектах органической химии.
Структура содержания предмета сформирована на основе системного подхода к его изучению. Содержание складывается из системы понятий о химическом элементе и веществе и системы понятий о химической реакции. Обе эти системы структурно организованы по принципу последовательного развития знаний на основе теоретических представлений разного уровня атом- но-молекулярного учения как основы всего естествознания, уровня Периодического закона Д. И. Менделеева как основного закона химии, учения о строении атома и химической связи, представлений об электролитической диссоциации веществ в растворах. Теоретические знания рассматриваются на основе эмпирически полученных и осмысленных фактов, развиваются последовательно от одного уровня к другому, выполняя функции объяснения и прогнозирования свойств, строения и возможностей практического применения и получения изучаемых веществ.
Такая организация содержания курса способствует представлению химической составляющей научной картины мира в логике её системной природы. Тем самым обеспечивается возможность формирования у обучающихся ценностного отношения к научному знанию и методам познания в науке. Важно также заметить, что освоение содержания курса происходит с привлечением знаний из ранее изученных курсов Окружающий мир, Биология. 5—7 классы и Физика. 7 класс».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
К направлению первостепенной значимости при реализации образовательных функций предмета Химия традиционно относят формирование знаний основ химической науки как обла-
ХИМИЯ. 8—9 классы
7
сти современного естествознания, практической деятельности человека и как одного из компонентов мировой культуры. Задача предмета состоит в формировании системы химических знаний важнейших фактов, понятий, законов и теоретических положений, доступных обобщений мировоззренческого характера, языка науки, знаний о научных методах изучения веществ и химических реакций, а также в формировании и развитии умений и способов деятельности, связанных с планированием, наблюдением и проведением химического эксперимента, соблюдением правил безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Наряду с этим цели изучения предмета в программе уточнены и скорректированы с учётом новых приоритетов в системе основного общего образования. Сегодня в образовании особо значимой признаётся направленность обучения на развитие и саморазвитие личности, формирование её интеллекта и общей культуры. Обучение умению учиться и продолжать своё образование самостоятельно становится одной из важнейших функций учебных предметов.
В связи с этим при изучении предмета в основной школе доминирующее значение приобрели такие цели, как:
6
формирование интеллектуально развитой личности, готовой к самообразованию, сотрудничеству, самостоятельному принятию решений, способной адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни;
6
направленность обучения на систематическое приобщение учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, научным методам познания, формирующим мотивацию и развитие способностей к химии;
6
обеспечение условий, способствующих приобретению обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, ключевых навыков (ключевых компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности умений объяснять и оценивать явления окружающего мира на основании знаний и опыта, полученных при изучении химии;
6
формирование у обучающихся гуманистических отношений, понимания ценности химических знаний для выработки экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды
ХИМИЯ. 8—9 классы
9
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ХИМИЯ КЛАСС Первоначальные химические понятия Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Тела и вещества. Физические свойства веществ. Агрегатное состояние веществ. Понятие о методах познания в химии.
Химия в системе наук. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.
Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических элементов. Простые и сложные вещества. Атомно-моле- кулярное учение.
Химическая формула. Валентность атомов химических элементов. Закон постоянства состава веществ. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении. Физические и химические явления. Химическая реакция и её признаки.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена. Химический эксперимент знакомство с химической посудой, с правилами работы в лаборатории и приёмами обращения с лабораторным оборудованием изучение и описание физических свойств образцов неорганических веществ наблюдение физических (плавление воска, таяние льда, растирание сахара в ступке, кипение и конденсация воды) и химических (горение свечи, прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с кислотой) явлений, наблюдение и описание признаков протекания химических реакций (разложение сахара, взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария, разложение гидроксида меди) при нагревании, взаимодействие железа с раствором соли меди изучение способов разделения смесей (с помощью магнита, фильтрование, выпаривание, дистилляция, хроматография, проведение очистки поваренной соли наблюдение и описание результатов проведения опыта, иллюстрирующего закон сохранения массы создание моделей молекул (шаростержневых).
Важнейшие представители неорганических веществ
Воздух — смесь газов. Состав воздуха. Кислород — элемент и простое вещество. Нахождение кислорода в природе, физические и химические свойства (реакции горения. Оксиды.
Применение кислорода. Способы получения кислорода в лаборато-
Примерная рабочая программа рии и промышленности. Круговорот кислорода в природе. Озон — аллотропная модификация кислорода.
Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения, экзо- и эндотермические реакции. Топливо уголь и метан. Загрязнение воздуха, усиление парникового эффекта, разрушение озонового слоя.
Водород — элемент и простое вещество. Нахождение водорода в природе, физические и химические свойства, применение, способы получения. Кислоты и соли.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объём газов.
Расчёты по химическим уравне ниям.
Физические свойства воды. Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы Растворимость веществ вводе Массовая доля вещества в растворе. Химические свойства воды. Основания. Роль растворов в природе ив жизни человека.
Круговорот воды в природе. Загрязнение природных вод. Охрана и очистка природных вод. Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация оксидов солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие. Номенклатура оксидов международная и тривиальная.
Физические и химические свойства оксидов. Получение оксидов.
Основания. Классификация оснований щёлочи и нерастворимые основания. Номенклатура оснований (международная и тривиальная. Физические и химические свойства оснований. Получение оснований.
Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот международная и тривиальная. Физические и химические свойства кислот. Ряд активности металлов Н. Н. Бекетова.
Получение кислот.
Соли. Номенклатура солей (международная и тривиальная. Физические и химические свойства солей. Получение солей.
Генетическая связь между классами неорганических соеди- нений.
Химический эксперимент качественное определение содержания кислорода в воздухе получение, собирание, распознавание и изучение свойств кислорода наблюдение взаимодействия веществ с кислородом и условия возникновения и прекращения горения (пожара ознакомление с образцами оксидов и описание их свойств получение, собирание, распознавание и изуче-
1
Курсивом обозначен учебный материал, который изучается, ноне выносится на промежуточную и итоговую аттестацию
ХИМИЯ. 8—9 классы
11
ние свойств водорода (горение взаимодействие водорода сок- сидом меди) (возможно использование видеоматериалов наблюдение образцов веществ количеством 1 моль исследование особенностей растворения веществ с различной растворимостью приготовление растворов с определённой массовой долей растворённого вещества взаимодействие воды с металлами (натрием и кальцием) (возможно использование видеоматериалов определение растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов исследование образцов неорганических веществ различных классов наблюдение изменения окраски индикаторов в растворах кислот и щелочей изучение взаимодействия оксида меди) с раствором серной кислоты, кислот с металлами, реакций нейтрализации получение нерастворимых оснований, вытеснение одного металла другим из раствора соли решение экспериментальных задач по теме Важнейшие классы неорганических соединений».
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов (щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы.
Элементы, которые образуют амфотерные оксиды и гидроксиды. Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Короткопериодная и длиннопериодная формы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Периоды и группы.
Физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы элемента.
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д. И. Менделеева.
Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе Д. И. Менделеева.
Закономерности изменения радиуса атомов химических элементов, металлических и неметаллических свойств по группами периодам. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов для развития науки и практики. Д. И. Менделеев — учёный и гражданин.
Химическая связь. Ковалентная (полярная и неполярная) связь. Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь
Примерная рабочая программа
Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Окислители и вос- становители.
Химический эксперимент изучение образцов веществ металлов и неметаллов взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей проведение опытов, иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения).
Источник: topuch.com