1 ФГБОУ ВПО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Владимирский филиал.
Рассмотрены ключевые проблемы, характерные для формирования программ противодействия коррупции на уровне муниципальных образований. Приведена классификация проблем, возникающих в ходе формирования расходов местного бюджета на антикоррупционную политику.
Рассматриваются финансовый, законодательный и методический аспект формирования программ и причины, не позволяющие получить максимальную эффективность от реализации антикоррупционных мероприятий на уровне муниципального образования. Исследуются особенности федерального законодательства в области антикоррупционной политики, не позволяющие в максимально эффективно организовать эту работу на уровне муниципальных образований. Охарактеризован процесс формирования региональных и муниципальных программ противодействия коррупции и возникающие в ходе него методологические проблемы. Предложены основные направления решения указанных проблем. Обосновывается необходимость укрепления доходной базы местных бюджетов и оказания им финансовой поддержки для повышения результативности антикоррупционных мероприятий.
Антикоррупционная политика предприятия и действия по противодействию коррупции
муниципальное образование
местный бюджет
антикоррупционная политика
1. Аналитический доклад «Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации». URL: http://economy.krasnodar.ru/anti-corruption/information-materials/ (дата обращения: 10.09.2014).
2. Аналитический материал по вопросу о результатах проведения Минрегионом России анализа принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по противодействию коррупции в органах местного самоуправления // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2011. – № 30 (442). – С. 51-76.
3. Бондарь В.Н. Муниципальные программы противодействия коррупции // Практика муниципального управления. – 2011. – № 1. – С. 74-96.
7. Указ Губернатора Владимирской области от 23.12.2011г. №43 «О программе Владимирской области «Противодействие коррупции во Владимирской области на 2012-2014 годы»». URL: http://www.avo.ru/administration/documents/all/7193-1 (дата обращения: 14.10.2014).
В настоящее время меры по противодействию коррупции занимают важнейшее место среди направлений деятельности органов власти и управления всех уровней в РФ. Важнейшими документами федерального уровня в области антикоррупционной политики государства в настоящее время являются Федеральный закон от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Указ Президента РФ 11.04.2014г. №226 «О национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы».
Соответствующие документы принимаются на уровне субъектов РФ. Во Владимирской области это закон от 10.11. 2008г. №181-ОЗ «О противодействии коррупции во Владимирской области, определяющий основные принципы, направления и формы противодействия коррупции в рамках реализации антикоррупционной политики, и Указ Губернатора Владимирской области от 23.12.2011г. №43 «О программе Владимирской области «Противодействие коррупции во Владимирской области на 2012-2014 годы»», предусматривающий конкретный перечень мер, направленных на создание в регионе условий для недопущения коррупции, разработку механизмов предотвращения, выявления и устранения коррупции [7].
Противодействие коррупции в сфере муниципального управления: видео-лекция
В такой сфере, как противодействие коррупции, невозможно обойтись без привлечения к работе органов местного самоуправления. Если по масштабу коррупционных сделок муниципальный уровень существенно уступает региональному и федеральному, то их количество на данном уровне крайне значительно.
Это связано с тем, что муниципалитеты многочисленны (по состоянию на 1 января 2014г. в РФ насчитывается 22777 муниципальных образований, из них 520 городских округов, 1815 муниципальных районов, 20185 городских и сельских поселений, 257 внутригородских территорий городов федерального значения), и их количество будет иметь тенденцию к росту — федеральным законом от 27.05.2014г. №136-ФЗ было введено два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Соответственно, велико количество муниципальных служащих. При этом специфика местного самоуправления такова, что оно работает в непосредственном контакте с населением, а вопросы местного значения включают в себя управление важнейшими составляющими социальной инфраструктуры, такими как образование, ЖКХ, опека и попечительство и т.д., создание условий для развития бизнеса и иные вопросы. Все это открывает значительные возможности для коррупционных правонарушений.
Наиболее распространенными нарушениями в деятельности органов местного самоуправления являются злоупотребление служебным положением муниципальными служащими, нарушения законодательства о муниципальной службе, непредставление полных сведений о доходах муниципальных служащих, принятие нормативных актов, не соответствующих законодательству РФ, либо не прошедших антикоррупционную экспертизу, нарушение сроков для ответа на обращения граждан и юридических лиц. Значительное количество правонарушений связано с формированием и исполнением бюджета муниципального образования — нарушения в части несоблюдения норм бюджетного законодательства, при проведении конкурсов или аукционов на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, нарушение порядка использования и приватизации муниципального имущества [2; с. 60].
Еще одной причиной, по которой сфера формирования местных бюджетов занимает центральное место в процессе борьбы с коррупцией — то, что важнейшим антикоррупционным инструментом в настоящее время стали муниципальные программы противодействия коррупции. Они имеют стандартную для муниципальных программ структуру и предполагают реализацию комплекса мер, направленных на снижение уровня коррупции в муниципалитете. Показатели, характеризующие результаты исполнения таких программ, как правило соответствуют важнейшим показателям антикоррупционного мониторинга на муниципальном уровне.
Подобные программы принимаются на уровне субъектов РФ, но не во всех муниципальных образованиях. Так, законодательство Владимирской области закрепляет за муниципальным образованием возможность формирования программы, но не обязывает его это делать. В результате ряд муниципалитетов ограничивается утверждением плана антикоррупционных мероприятий [4].
Важнейшее различие между программой и планом — в том, что план не предполагает четкого определения объемов и источников финансирования, в программе же должны содержаться сведения о ее ресурсном обеспечении. Но, как показывает практика, даже в случае разработки и принятия муниципалитетом антикоррупционной программы, данное преимущество реализуется не всегда.
Важнейшей проблемой на современном этапе является недостаток источников финансирования для реализации муниципальных программ противодействия коррупции. Нередко в таких программах, особенно принятых на уровне поселений и муниципальных районов, финансирование не предусмотрено и соответствующий раздел программы отсутствует [6], либо в нем сказано, что реализация программы не требует привлечения дополнительных средств [5], или что реализация мероприятий, требующих финансовых затрат, предусматривается за счет средств местного бюджета в пределах выделенных сумм на соответствующий год — но фактически средства не выделяются. При этом объём средств, предусмотренных на реализацию антикоррупционных мероприятий является одним из показателей антикоррупционного мониторинга на территории городских округов и муниципальных районов во Владимирской области. В таблице приведены данные об источниках финансирования восемнадцати программ, направленных на противодействие коррупции, и действующих в ряде муниципальных образований Владимирской области на начало 2014 года.
Ресурсное обеспечение муниципальных программ противодействия коррупции во Владимирской области в 2014 году
Ресурсное обеспечение (в соответствии с текстом программы)
Тип муниципального образования
Источник: science-education.ru
Вопрос-ответ по антикоррупционному регулированию в России
Читайте полезную информацию о противодействии коррупции в Российской Федерации в формате вопросов и ответов.
Что такое коррупция?
Ст. 1 Закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:
«Коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».
Коррупция — не только российская, а общемировая проблема. С 2005 года действует Конвенция ООН по борьбе с коррупцией. Россия ратифицировала этот международный документ Законом от 08.03.2006 г. № 40-ФЗ, с оговорками.
Что такое конфликт интересов?
Ст. 10 Закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:
«Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями».
- государственных и муниципальных служащих;
- служащих Центробанка, госкорпораций, публично-правовых компаний, ПФР и других внебюджетных фондов;
- сотрудников по трудовому договору на должностях, включенных в «антикоррупционные перечни» и др.
Также Закон № 273-ФЗ обязывает государственных и муниципальных служащих, других лиц по ч. 1 ст. 10 передавать в доверительное управление принадлежащие им ценные бумаги, доли (паи) в уставных капиталах организаций.
Что такое противодействие коррупции?
Ст. 1 Закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:
«Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений».
- федеральные нормативные правовые акты (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов);
- законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ;
- муниципальные правовые акты.
- Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы, утв. Указом Президента РФ от 16.08.2021 № 478;
- Закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
- Закон № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;
- Указ Президента РФ от 15.07.2015 № 364 о мерах противодействия коррупции;
- Постановление Правительства от 09.01.2014 № 10 с Типовым положением о подарках.
Как распределены полномочия между органами власти в сфере борьбы с коррупцией?
Президент РФ определяет основные направления государственной антикоррупционной политики — утверждает Национальный план противодействия коррупции. Он же устанавливает компетенцию подчиненных ему федеральных органов исполнительной власти в этой сфере.
Федеральное собрание РФ ведет законотворческую деятельность и контролирует исполнительную власть в пределах своих полномочий.
Правительство РФ распределяет функции в антикоррупционной сфере между министерствами и ведомствами.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления проводят антикоррупционные мероприятия в пределах своих полномочий.
Важно! Правоохранительные органы, иные госорганы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать кадровые службы соответствующих организаций об известных им фактах коррупционных правонарушений или конфликта интересов конкретным государственным или муниципальным служащим.
Каковы основные направления государственной антикоррупционной деятельности в РФ?
Ст. 7 Закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:
- проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
- создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
- принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
- совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
- введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
- унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей;
- обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- обеспечение независимости средств массовой информации;
- неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
- совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
- совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;
- обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
- устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
- совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
- повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
- укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
- усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
- передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
- сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
- повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
- оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах».
Какие основные меры принимаются для профилактики коррупции?
Ст. 6 Закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:
«Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции».
Каковы основные обязанности государственных и муниципальных служащих, других сотрудников в антикоррупционной сфере?
- предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленном порядке — своих и членов своей семьи (супругов, несовершеннолетних детей) в установленном порядке (ст. 8);
- уведомлять работодателя обо всех фактах склонения его к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9, 11.1);
- принимать все меры по предотвращению конфликта интересов (ст. 10, 11).
Источник: fuap.ru
Антикоррупционная деятельность органов местного самоуправления
Антикоррупционная деятельность органов местного самоуправления – это система мер, осуществляемых органами муниципального управления с целью предотвращения коррупционных действий муниципальных служащих и должностных лиц муниципальных органов власти.
Полномочия органов муниципального управления в сфере антикоррупционной деятельности
Противодействие коррупции органами муниципального управления предполагает осуществление действий в рамках установленных полномочий.
Общая система мер антикоррупционного характера включает в себя:
- во-первых, предупреждение коррупции, подразумевающее выявление и последующее устранение причин коррупции. Такая деятельность называется профилактикой коррупции;
- во-вторых, выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование правонарушений в сфере коррупции. Такая деятельность называется борьбой с коррупцией;
- в-третьих, минимизация и ликвидация последствий правонарушений коррупционного характера.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Компетенция органов муниципального управления подразумевает осуществление деятельности, направленной на противодействие коррупции.
Правовая база антикоррупционной деятельности органов муниципального управления определяется положениями российской Конституции, федеральных конституционных законов, общепринятых принципов и норм международного права, Федерального закона «О противодействии коррупции» и прочих нормативных актов.
Направления антикоррупционной деятельности органов муниципального управления
Органы муниципального управления осуществляют антикоррупционную деятельность по следующим направлениям:
- во-первых, формирование муниципальной правовой базы, определяющей порядок противодействия коррупции органами муниципального управления. Это направление подразумевает разработку антикоррупционных программ, составление плана противодействия коррупции и так далее;
- во-вторых, определение порядка и осуществление антикоррупционных экспертиз нормативных актов муниципального уровня и их проектов;
- в-третьих, осуществление мониторинга антикоррупционного характера;
- в-четвертых, формирование экспертных и совещательных органов, деятельность которых направлена на противодействие коррупции;
- в-пятых, информирование населения о антикоррупционной деятельности органов муниципального управления и так далее.
«Антикоррупционная деятельность органов местного самоуправления»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Антикоррупционная деятельность органов муниципального управления включает в себя:
- во-первых, меры общего характера, к которым относится формирование муниципальной правовой базы и которые обеспечивают реализацию всех остальных антикоррупционных мер;
- во-вторых, меры работы с населением и гражданскими институтами по предотвращению проявлений коррупции.
Меры общего характера предусматривают порядок осуществления антикоррупционных экспертиз нормативной базы, порядок осуществления антикоррупционного мониторинга.
Органы муниципального управления формируют планы противодействия коррупции. В состав этих планов включают перечень мероприятий, которые направлены на профилактику коррупции, исполнители этих мероприятий и сроки их исполнения.
Мероприятия, предусмотренные планами противодействия коррупции в муниципальных образованиях, включает в себя следующие пункты:
- меры, направленные на совершенствование структуры аппарата муниципального управления и процедур решения проблем коррупционного характера;
- контрольные мероприятия, проводимые в отношении должностных инструкций и полномочий муниципальных служащих;
- проверка следования требованиям к служебному поведению служащих муниципального образования;
- проверка соблюдения сроков представления налоговым органам сведений о доходах муниципальных служащих;
- проверка действий муниципальных служащих на предмет установления фактов осуществления деятельности, запрещенной законодательством о муниципальной службе;
- контроль соблюдения требований нормативно-правовых актов муниципального уровня об осуществлении муниципальной службы;
- меры, обеспечивающие прозрачность проведения процедур муниципальных закупок;
- проверка прозрачности и правильности разрешительных и согласовательных процедур.
Муниципальные органы противодействия коррупции
Муниципальные власти могут самостоятельно определять состав органов, осуществляющих антикоррупционную деятельность на муниципальном уровне. В качестве таких органов могут выступать комиссии, осуществляющие регулирование конфликтов интересов, экспертные советы в сфере антикоррупционной деятельности и так далее.
Как правило, такие органы носят совещательный характер.
К числу задач органов, осуществляющих противодействие коррупции на муниципальном уровне, относятся следующие:
- во-первых, участие в мероприятиях, направленных на профилактику коррупционных действий, искоренение причин этих действий и условий, которые способствуют проявлению коррупции;
- во-вторых, подготовка предложений, направленных на усовершенствование механизмов правового, экономического и организационного характера, направленных на противодействие коррупции и препятствование ее распространению;
- в-третьих, разработка мероприятий, направленных на совершенствование работы по обращениям населения в связи со случаями коррупции в органах муниципального управления;
- в-четвертых, мониторинг различных сфер муниципального управления с целью выявления проявлений коррупции.
Замечание 1
Экспертные антикоррупционные группы призваны осуществлять антикоррупционные экспертизы и антикоррупционный мониторинг нормативных актов муниципального уровня, распознавать коррупционные факторы, формирующие возможность для проявления коррупции, и так далее.
Успешность антикоррупционной деятельности органов муниципального управления формирует условия для более жестких мер, реализуемых региональными и федеральными государственными властями в этой сфере.
Источник: spravochnick.ru