Кто разрабатывает федеральные программы

Основы методологии разработки и реализации национальных целевых программ вкратце можно свести к следующим положениям [с.121].

1. Национальные программы и проекты — это особый, чрезвычайный метод государственного воздействия на процессы социально-экономического, инновационно-технологического, энергоэкологического, территориального развития, опирающийся на прямое участие государства в этих процессах с целью изменить траекторию их развития. Этот метод должен применяться там, где процессы рыночного саморегулирования не способны решать вновь возникшие проблемы, где выявляются опасные тенденции и где без
прямого вмешательства государства эти тенденции преодолеть нельзя, прежде всего в критических ситуациях.

2. Национальные программы охватывают далеко не всю экономику и социальную сферу, а лишь четко обозначенное направление стратегического прорыва. Сфера действия национальной программы должна быть достаточно узкой, чтобы обеспечить концентрацию и перевес сил для стратегического прорыва, и в то же время достаточно широкой, чтобы распространить успех на другие отрасли, достичь общего подъема экономики, иметь долговремен- ный успех.

Внедрение федеральной основной общеобразовательной программы: ищем ответы на сложные вопросы

3. Для реализации стратегического прорыва необходимы концентрация сил, перераспределение ресурсов в пользу программного сектора, в противном случае прорыв не может быть обеспечен. Однако при этом нужно сохранить динамическую сбалансированность в масштабе всей экономики, чтобы не возникли новые диспропорции и «точки провала». Эта сбалансированность должна соблюдаться в рамках как среднесрочного и текущего индикативного плана.

4. Отдельные составляющие системы национальных программ и проектов должны быть взаимно увязаны, тогда возникнет дополнительный, синергетический народнохозяйственный эффект. Если это правило будет нарушено, то система может стать, согласно А.А. Богданову, дезорганизованной, ее общий эффект окажется меньше суммы эффектов составляющих ее элементов (отрицательный синергетический эффект).

5. Управление реализацией национальных программ и проектов должно быть четко организовано и упорядочено, опираться на единую управляющую компанию и инновационное партнерство государства, бизнеса, науки, образования и гражданского общества. Отторжение или ослабление любой из этих сил приведет к неуспеху, провалу программы, пустой трате ресурсов, разочарованию в обществе, потере авторитета государства.

6. Разработку и реализацию национальных программ и
проектов необходимо строить на профессиональной основе, на системе подготовки, переподготовки, повышения квалификации, непрерывного образования и дистанционного обучения всех участников этой деятельности — от госслужащих, топ-менеджеров, исследователей, инструкторов до инженеров, техников, квалифицированных рабочих. Это будет способствовать общему повышению образовательного уровня и востребованности квалифицированных кадров.

7. В управлении разработкой и реализацией национальных программ и проектов инновационного характера (а они, как правило, являются инновационно-прорывными) следует соблюдать принцип «разделения и кооперации властей» применительно к трем необходимым составляющим системы программного управления:

У-09. Федеральные образовательные программы НОО, ООО, СОО

• научным руководителям (генеральным и главным конст-
рукторам), которые выражают основную идею, существо программы (проекта), обеспечивают научное сопровождение и авторский надзор за практическим воплощением этой идеи;

• исполнительным органам — управляющей компании, ис-
полнительной дирекции программ и проектов, организующим их выполнение, использующим выделенные ресурсы и отвечающим за полученные результаты.

Эти основные методологические принципы реализуются с помощью современной технологи национального программирования. Ее принципиальная блок-схема представлена на рис. 4.2 и включает 10 элементов.

Рассмотрим основные элементы представленной блок-схемы.

1. Выбор объекта программы.Обычно этому элементу уделяют недостаточно внимания. Действует интуиция или текущие интересы лица, принимающего решение, его субъективные представления об узловых противоречиях, о путях и сроках решения проблемы, желание получать побольше государственной поддержки («бюджетного пирога»).

Поэтому и программ часто оказывается больше, чем может быть обеспечено ресурсами, так что не приходится рассчитывать на их эффективное выполнение. Чтобы избежать этого, необходимо опираться на долгосрочный прогноз с выявлением критических проблем, разрешение которых позволит обеспечить оптималь- ную общую траекторию. Предложенный набор сравнительно небольшого числа национальных программ должен быть подвергнут многократной научной экспертизе, опубликован и публично обсужден и лишь после этого принят правительством, Федеральным Собранием и утвержден Президентом, приобретя таким образом силу закона. Конечно, жизнь меняется, и периодически в этот перечень придется вносить коррективы. Но эти коррективы не должны быть частыми (примерно раз в 4-5 лет) и должны проходить ту же процедуру. Кстати, такой порядок принят в
США, в Европейском союзе.

2. «Дерево целей». Для каждой программы необходимо построить «дерево целей»: определить генеральную цель, цели 1-го уровня, цели 2-го уровня, а если потребуется, то и

Читайте также:
Режим сканирования в антивирусных программах
1. Обоснование и выбор объекта программы
2. Построение «дерева целей»
3. Определение системы мероприятий
4.Структуризацияпрограммы, определение набора проектов
5.Разработка бизнес-планов по конкретным проектам, оценка их эффективности
6. Оценка эффективности программы, ее уточнение и реструктуризация
7. Определение источников и условий финансирования программы
8.Построение системы управления реализацией программы
9. Нормативно-правовое, информационное, кадровое обеспечение
10. Мониторинг, госприемка и оценка выполненных этапов, проектов, подпрограмм, программ, рекомендации об использовании

Рис. 1- Принципиальная блок-схема технологии [с.124].

разработки и реализации национальных и целевых программ

3-го уровня (рис. 4.3.). Причем каждая цель должна быть определена не в общих, неконтролируемых понятиях («повысить», «усилить» и т.д.), а в конкретных показателях, имеющих количественные измерения и сроки, чтобы каждый год можно было оцепить степень достижения (или недостижения) поставленных целей и вовремя скорректировать либо прекратить работы, если цель окажется недостижимой. Главная задача (и трудность) при построении «дерева целей» — не допустить пропуска одной или нескольких целей, ибо это резко снизит конечный эффект всех про-
граммных работ, а также не включить ложных целей, которые уведут в сторону от логики движения по заданному
пути.

Рис. 2 — «Дерево целей» программы [с.125].

3. Система мероприятий.Следующий этап — принятие по каждому элементу дерева целей последовательно или параллельно выполняемых мероприятий (работ), которые в полном объеме и в нужные сроки обеспечат достижение каждой цели каждого уровня и в конечном счете — генеральной
цели. Требования здесь те же, что и в предыдущем пункте не допустить пропуска необходимых мероприятий и включения деталей, обременяющих программу.

4.Структуризация программы.Полученный набор меро-
приятий необходимо структурировать, привести в удобный для дальнейшей работы и управления вид. Первичным звеном, кирпичиком каждой программы является конкретный проект — исследовательский, инвестиционный, организационно-управленческий и т.д. Группы взаимосвязанных проектов объединяются в блоки, те — в подпрограммы, и все вместе они образуют сложную матричную ткань программы. Примерная схема структуры национальной программы приведена на рис. 4.4. Она включает 5 контуров: исследовательско-конструкторский, инновационно-инвестиционный, организационно-управленческий, кадровый, контур межре-
гионального и международного сотрудничества (впрочем, последний контур может быть объединен с организационно-управленческим). Каждый контур включает определенный набор подпрограмм, блоков и проектов и имеет свою систему управления. Другой разрез структуризации программы — временной: определение и сопряжение (взаимная увязка) сроков выполнения отдельных проектов, их блоков, подпрограмм и построение этапов, очередей выполнения программы. Это предпосылка для создания в конечном счете своего рода дорожной карты выполнения программы на основе прошед-
ших отбор проектов и подпрограмм. Подпрограммы могут строиться по матричной системе — объединяя исследовательские, инновационные и организационные проекты для достижения общей конечной цели.

5. Бизнес-планы.После прохождения указанных выше процедур наступает решающий этап: формирование бизнес-планов по каждому проекту и сводных бизнес-планов по блокам проектов, подпрограммам и программе в целом. Бизнес-планы по конкретным проектам исследовательского и управленческого контуров, как правило, включают следующие разделы:

• исполнители и соисполнители проекта;

• необходимые для выполнения проекта ресурсы;

• технология выполнения проекта;

• источники финансирования и финансовые потоки;

• риски и их минимизация;

• эффективность реализации проекта (для коммерческих проектов — срок окупаемости с учетом фактора времени). Сводные бизнес-планы представляют суммарные расчеты по проектам определенного блока, подпрограммы, контура. Интегральный бизнес-план дает итоговую оценку по национальной или целевой программе в целом.

6. Отбор проектов и корректировка программ.На основе информации бизнес-планов осуществляется общая оценка и отбор проектов для включения в национальную программу (национальный проект) Основными критериями являются.

• технологический уровень и конкурентоспособность программных продуктов с учетом ритма смены поколений техники и технологических укладов;

• наличие перспективных рыночных ниш (для коммерческих проектов) и насущных потребностей общества (для некоммерческих проектов);

• обеспеченность ресурсами, прежде всего отечественными (интеллектуальными, трудовыми, материальными, природными, финансовыми);

• уровень эффективности — экономической (для коммерческих проектов), социальной, экологической, оборонной, управленческой (для некоммерческих проектов).

Осуществляется инновационно-технологическая, экономическая и экологическая экспертиза проектов По ее результатам производится рейтинговая оценка сравнительной интегральной эффективности и ранжирование набора проектов по национальной (целевой) программе.

Проекты, получившие отрицательную оценку по одному из критериев, исключаются либо принимаются меры по их оптимизации, достижению положительной оценки или комплексированию с эффективными проектами. Могут оказаться неэффективными блоки проектов и отдельные подпрограммы. В результате осуществляется окончательный отбор проектов и группировка по очередям. Может оказаться, что в итоге оценки будет сделан вывод о неэффективности программы в целом. В таком случае заказчику вносится предложение о прекращении работы над ней.

Читайте также:
Модель алгоритм программа это

7. Финансирование программы.Перед утверждением программы необходимо определить источники ее финансирования. Как правило, национальные и целевые программы, исследовательские, инновационные и управленческие проекты финансируются на многоканальной основе, включающей следующие основные источники:

• бюджетное финансирование (федеральный, региональные, муниципальные бюджеты) для программ некоммерческого характера, а также для крупных проектов коммерческого характера в стартовый период;

• вложения внебюджетных инвестиционных, венчурных, инновационных, экологических, социальных фондов (в том числе международных);

• инвестиции заинтересованных частных отечественных инвесторов, корпораций, банков;

• инвестиции заинтересованных иностранных инвесторов (с ограничениями исходя из национальных интересов);

• самофинансирование участников реализации проектов (особенно на стадии диффузии) создания нового поколения техники за счет полученной инновационной сверхприбыли (технологической квазиренты).Соотношения указанных источников меняются в зависимости от характера проекта, его эффективности и во времени.

8. Управление программой.Успех реализации программы зависит от четко выстроенной, целенаправленной и ориентированной на конечный результат системы управления программой и ее элементами. Общая схема управления приведена на рис. 4.5. Она построена на принципе взаимодействия структур на всех уровнях и включает следующие элементы:

• генеральный совет, включающий ведущих представителей власти, науки и бизнеса, координирующий всю деятельность по выполнению программы и несущий ответственность за ее результаты;

• совет заказчиков, включающий генерального заказчика
и заказчиков по отдельным подпрограммам, блокам и
проектам, обеспечивает финансирование, приемку,
оценку и использование полученных результатов;

• научно-технический совет, объединяющий научного руководителя (генерального конструктора) программы в целом, научных руководителей (главных конструкторов) подпрограмм, блоков и проектов; совет отвечает за
научно-технологический уровень и научное обеспечение программы и ее элементов, осуществляет авторский надзор в процессе их выполнения;

• совет директоров (управляющая компания), объединяющий исполнительные органы по программе, ее элементам, обеспечивающий выполнение программы, эффективное использование выделяемых ресурсов, координирующий деятельность всех участников выполнения программы, привлекающий информационные и кадровые ресурсы, устанавливающий связь с общественностью и создающий благоприятный имидж про-
граммы. Управляющая компания может быть как государственно-частная (смешанная), так и частная. Примером может служить национальная инновационная компания «Новые энергетические проекты», выполняющая функции управляющей компании по проекту национальной научно-инно-
вационной программы «Водородная энергетика». Для координации международного сотрудничества в реализации национальных программ и выхода на мировые рынки потребуется формирование международных инновационно-технологических стратегических альянсов при лидирую-
щей роли входящих в их состав российских компаний.

9. Обеспечение программы. Для успешного выполнения программы необходимо нормативно-правовое, информационное и кадровое ее обеспечение (по сути дела, это обеспечивающие подпрограммы национальной программы).

Нормативно-правовое обеспечение состоит в формировании необходимой законодательной базы, стандартов, регламентов, обеспечивающих создание и функционирование национальной программы и ее элементов. Наряду с базовым Федеральным законом «О государственном прогнозировании, стратегическом планировании и програмировании социально-кономического развития» потребуются федеральные законодательные акты по отдельным национальным программам, учитывающие их особенности, а также подза-
конные нормативные акты по важнейшим проблемам реализации национальных программ и проектов. Необходима полная система нормативов и стандартов, обеспечивающая эффективное и безопасное функционирование полученных результатов программы и ее проектов.

Информационное обеспечение состоит в сборе обработке и предоставлении исполнителям статистической, аналитической, прогнозной, научно-технической и нормативно-правовой информации в необходимом объеме и в сжатые сроки, в размещении в интернете программы, ее элементов, организации их обсуждения, дистанционного обучения. По каждой национальной программе целесообразно формировать портал интернета с сайтами как по содержанию и структуре программы, так и по подпрограммам и основным проектам.

Кадровое обеспечение состоит в организации подготовки, переподготовки, повышения квалификации и дистанционного обучения исследователей, конструкторов, инженеров, квалифицированных рабочих, менеджеров, госслужащих по программе и ее элементам, в издании и распространении
учебников и учебно-методической литературы, в организации консультационной службы, повышении квалификации преподавателей и т.п.

10. Мониторинг, приемка и использование программы.
Необходим постоянный внешний по отношению к исполнителям программы мониторинг выполнения программы и полученных результатов. Этот мониторинг целесообразно возложить на статистические органы, разработав для этого специальные формы отчетности и программы периодических обследований. Время от времени аудит по каждой национальной программе может осуществлять Счетная палата, докладывать Государственной думе и публиковать полученные результаты. Мониторинг будет повышать ответст-
венность органов управления программой за ее выполнение и эффективность. По каждому выполненному проекту, очередным подпрограммам и программам необходимо проводить государственную приемку государственной комиссией, организованной заказчиками с участием представителей государственных органов и гражданского общества. Комиссия оценивает полученные результаты, их соответствие проекту и вырабатывает рекомендации относительно их использования. Специальным постановлением правительства определяется государственный орган, ответственный за использование полученных результатов, постоянную их эксплуатацию, а также порядок мониторинга использования и полученных
эффектов.

Читайте также:
Если щелкнуть на заголовок строки в программе excel

Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник/ Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец. – 3-е изд. доп. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. – 591 с.

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: studopedia.org

О Консультационном центре

Консультационный центр ФРП – «единое окно» в мир господдержки промышленности. Специалисты КЦ ФРП простым и понятным языком объясняют условия программ льготных займов ФРП и помогают разобраться во всех нюансах других механизмов стимулирования развития российской промышленности. Консультанты ФРП всегда готовы помочь промышленникам и предпринимателям:

  • подобрать оптимальную программу льготного займа ФРП и оценить соответствие проекта потенциального заемщика ее критериям
  • сориентироваться в федеральных мерах поддержки Минпромторга России, входящих в Навигатор мер поддержки, включая нацпроекты и госпрограммы

20165 обращений за консультациями
в различном формате в 2022 году
1211 часов консультаций по телефону в 2022 году
6 минут в среднем длится
консультация по телефону
4,91 средняя оценка качества
консультаций из 5 баллов в 2022 году

Консультации по мерам поддержки промышленных предприятий

В Консультационном центре ФРП можно получить информацию по программам финансирования Фонда и другим мерам господдержки Минпромторга России, входящим в Навигатор мер поддержки ГИСП. В настоящее время наиболее популярными у промышленников мерами господдержки являются СПИК, ППРФ №719, ППРФ №1649 и ППРФ №1570.

КИП Кластерная инвестиционная платформа (КИП)
СПИК Специальные инвестиционные контракты (СПИК)
ПП РФ № 719 Подтверждение производства промышленной продукции на территории РФ

Компенсация части затрат для создания научно-технического задела по разработке базовых технологий выпуска приоритетных электрокомпонентов и радиоэлектроники

ППРФ № 1649 Субсидии на компенсацию части затрат НИОКР по современным технологиям в рамках реализации инновационных проектов

ППРФ № 1570 Промышленная ипотека на суммы до 500 млн рублей по ставкам 3% годовых для технологических компаний и 5% годовых для иных заемщиков сроком до 7 лет

Навигатор ГИСП Здесь вы найдете информацию еще о 2000+ мерах господдержки
Получить консультации можно, обратившись в Консультационный центр
по следующим телефонам:

График работы:

понедельник – четверг 09:00 – 18:00

пятница 09:00 – 16:45

Задать вопрос также можно через следующие формы:

Источник: frprf.ru

Кто разрабатывает федеральные программы

Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора № 190/1512 от 07.11.2018 г. «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» — СКАЧАТЬ

Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора от 16.11.2022 № 989/1143 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2023 году» (Зарегистрирован 14.12.2022 № 71521) — СКАЧАТЬ

Приказ Минобрнауки России № 1274 от 17.12.2013 г. «Об утверждении Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» — СКАЧАТЬ

Методические документы, рекомендуемые при организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2023 году (направлены письмом Рособрнадзора № 04−31 от 01.02.2023 г.) —
СКАЧАТЬ

Приказы и методические документы

Методические материалы для председателей и членов РПК по проверке выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ

Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ

В данном разделе специалистами ФИПИ для вас собраны актуальные материалы, которые помогут подготовиться к единому государственному экзамену.

Новая версия открытого банка заданий

В данном разделе опубликованы открытые варианты контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2022 года

Источник: fipi.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru