Итак, помимо актеров, которых вы видите на сцене, режиссера, художника, хореографа — тех людей, имена которых обозначены в программках и афишах, существуют еще и работники «невидимого фронта», без которых театр НЕВОЗМОЖЕН. Поэтому мы решили рассказать именно о них. Каждый зритель знает, чем в театре занимается актер, многие предполагают какие функции у режиссера, художника и композитора в театре, но, к сожалению, далеко не все знают, что это за загадочные люди — бутафоры и реквизиторы или, например, постижёры? Это все работники художественно-постановочной части театра, к которой принадлежат и осветители, и звукорежиссеры, и костюмеры, и гримеры, и, конечно, монтировщики — машинисты сцены, рабочие сцены, «монтеры». Именно о них и пойдет речь.
«Монтировщики» (от гл. монтировать, из франц. monter «подниматься», из класс. лат. mons (montis) «гора»).
Монтировщики приходят на работу раньше всех, и уходят из театра последними. Именно с них начинается ежедневный рабочий процесс. Именно их усилиями на сцене волшебным образом возникают декорации — художественное оформление спектакля.
Табаков в роли буфетчицы Клавы. Сцена из спектакля театра «Современник» «Всегда в продаже» (1972)
То, что должно создать иллюзию правды — комнаты, залы, деревенской улицы, моря, то, что создано богатой фантазией художника — все это крепится, вяжется, лепится к стенкам и друг к другу. И через пару часов на месте черного «кабинета» (вид сценической площадки) возникает целый мир.
Уже после придут настраиваться «световики» и «звуковики», реквизиторы расставят по местам всякие мелочи. И только тогда, на сцену выйдет актер. Современный театр тяготеет к шоу. Хорошо это или плохо — тема для отдельного разговора. Но для монтажников работы в связи с этим предостаточно — все должно меняться, крутиться, вертеться — и это тоже они.
Во время спектакля вы иногда можете увидеть их работу. Именно монтировщики в абсолютной темноте при «зтм» (затемнение) за секунды успевают преобразовать место действия для следующей сцены.
В больших театрах эти люди как минимум должны не бояться высоты, они незримо контролируют процесс проведения спектакля с колосников (колосники — это верхняя, невидимая зрителю, часть сцены для установки, сценических механизмов и подвески элементов декораций). За движущимися декорациями тоже стоят монтировщики. И все должно быть четко и вовремя.
Кстати, на предмет навыков – тут, чем больше, тем лучше. Инженеры, сварщики, монтажники-высотники, мастера по дереву, художники сцены — часто все это переплетается в одно.
В больших театрах есть специальные декорационные мастерские, в маленьких декорации изготавливаются отдельно, ну, а если что-то сломалось, что-то не подходит и требует переделки — тут как раз нужен специалист по всем вопросам с золотыми руками. С утра монтаж «утренника», днем демонтаж и монтаж на репетицию, снова демонтаж, затем вечерний монтаж — и после — опять демонтаж. На гастролях демонтаж часто происходит ночью. Перед выпуском спектакля обязательно проводятся специальные «постановочные» репетиции, где по секундам выверяется — звук, свет, декорации, костюмы, реквизит, чтобы все работало как часы и ничего не мешало главному — живому драматическому действию.
Делать проду с самого спектакля?😉 #закулисами #театр #артистытеатра
Сергей Михайлов, заведующий монтировочным цехом театра «Комедианты»:
Художественно-постановочная часть предполагает взаимодействие постановочной части с художником, режиссером, художником по свету и другими специалистами. Должно быть полное взаимопонимание.
Монтировщики порой являются соавторами режиссера, художника, потому что они участвуют в постановке спектакля, в его проведении, в «мимансах» (когда монтировщик участвует в проведении на зрителя — вы иногда их видите и не замечаете, или замечаете — зависит от замысла режиссера и профессиональности монтировщика. Ему должны доверять артисты — не сомневаться в том, чтобы на них упадет декорация, что все во время изменится-переменится. В этом смысле в театре повязаны все — это исключительно коллективный вид искусства. Опоздает, не выдаст одежду костюмер — провал, не положит на строго отведенное место реквизитор палку, любой другой предмет, необходимый по действию артисту — провал… Но тут профессиональный артист может как-то выкрутиться. Не откроет монтировщик кулису — сами понимаете…
Театр — свой жестокий мир, который не похож на иные миры. Однако, здесь нет фальши, как бы это ни странно звучало для театра.
Источник: journal.komedianty.com
Мастера гостеприимства. Капельдинеры
Театр начинается с вешалки. Авторство этой известной фразы приписывается К.Станиславскому. Гардеробщики и контролеры билетов и в самом деле первыми встречают зрителя.
Театральные служители в небесного цвета форме в нашем ТЮЗе называются немного старомодно – капельдинеры. Они проверяют билеты при входе в театр, продают программки, помогают найти место в зрительном зале и следят за порядком во время спектакля. Об особенностях этой профессии рассказали Людмила Анатольевна Пикулева, Екатерина Суменкова и Полина Фролова.
Чего не видит зритель…
За час до начала спектакля открываются двери в театр. Значит, все должно быть готово к приему гостей – зрителей. К этому времени капельдинеры успевают смахнуть пыль с портретов актеров и фотографий спектаклей, протереть банкетки, отметить в программках фамилии исполнителей в сегодняшнем спектакле, задвинуть шторки на запасных выходах около сцены, снять защитные чехлы с кресел в зрительном зале, проверить чистоту. И с появлением первого зрителя включить свет в фойе.
Обычно на спектакле в периоды полной заполняемости зала (376 человек) работает 9 человек – 4 в гардеробе и 5 капельдинеров. В период пандемии, когда зал заполнен частично, число сотрудников уменьшилось.
«Точка» входа…
В театре есть так называемые «точки» — места, где стоят капельдинеры. Две из них – на входе. Здесь у зрителя измеряют температуру бесконтактным способом, следят, чтобы у всех была маска (при необходимости выдают) и только после этого проверяют билеты – электронные сканируют, у бумажных отрывают контроль. Если вы думаете, что это легкая задача, вы ошибаетесь.
По выходным, когда в афише стоят два или три спектакля, бывает, что зрители путают время, приходят с просроченными билетами и даже с билетами в другой театр, обычно в Театр кукол. Так что бдительность – прежде всего. Капельдинер должен внимательно проверять дату, время и название спектакля. Но бывают и совсем непредсказуемые ситуации.
— Однажды к нам пришла бабушка с внучкой, — рассказывает Людмила Анатольевна Пикулева, — я оторвала корешок билета, они прошли в зал; там женщина достала из сумки старые билеты с какого – то концерта и начала искать места, которые были указаны в них. Естественно, эти места оказались занятыми. Она подошла к главному администратору, который увидев незнакомые билеты, спрашивает у меня, как я пропустила их с такими билетами… Оказалось, что пожилая женщина просто перепутала, и нужные билеты лежали в другом кармане сумки.
Что же касается опоздавших… Двери в театр закрываются через 20 минут после третьего звонка. Тех, кто застрял в пробке или перепутал время начала спектакля, конечно, пустят в зал и посадят так, чтобы не мешать актерам и другим зрителям. Если же билет оказался неиспользованным (заболели, например), то он может стать входным (без указания места) на другой спектакль, каждый такой случай согласовывается с главными администраторами.
Искусство безопасности…
Пока одни встречают зрителей на входе, другие наблюдают за порядком в фойе первого и второго этажей. Один из капельдинеров стоит около лестницы и следит, чтобы люди не поднимались в зал с большими рюкзаками и едой из буфета.
— Мы следим не только за порядком, но и за безопасностью, поэтому просим оставлять большие сумки и рюкзаки в гардеробе, — добавляет Людмила Анатольевна.
Да, безопасность зрителей – тоже сфера ответственности капельдинеров. На время спектакля они открывают все запасные выходы и в случае чрезвычайной ситуации знают, кого куда эвакуировать.
Но вернемся к обязанностям. Еще один человек встречает гостей на втором этаже и продает программки к спектаклям, книги и театральные буклеты. И, наконец, еще один человек находится непосредственно в фойе второго этажа и следит за порядком в этой зоне.
Бойкое место – зрительный зал
После первого звонка открываются двери в зрительный зал и зоны ответственности капельдинеров меняются. Двое переходят в зал, где помогают публике рассаживаться на места. Любопытные дети часто запрыгивают на сцену, интересуются, что такое «запасный выход», так что капельдинерам надо иметь сто глаз, чтобы уследить за каждым неугомонным малышом.
Во время действия капельдинеры тоже следят за порядком: чтобы зрители не фотографировали и не записывали постановку на видео, не ели, не нарушали тишину, не пачкали кресел. Тишина в зале очень важна, так как актерам тяжело работать, когда их не слышат. Головная боль – мобильные телефоны. Звонки во время спектаклей мешают не только актерам, но и зрителям. Если по каким-то причинам вы не можете отключить звук мобильного телефона, обратитесь к капельдинерам, они обязательно вам помогут.
— Бывают разные ситуации, — продолжает рассказ Людмила Анатольевна Пикулева, — сегодня дети так разбегались, что чуть не уронили стенды в фойе. Но дети есть дети, конечно. Самое главное, чтобы они в зале спокойно сидели. Иногда приходится пригрозить, что директорам будем жаловаться, тогда они затихают.
— Сегодня, например, очень шумный зал был, — подхватывает Екатерина Суменкова. — Много классов, все разговаривали. Вообще, дети 10-15 лет — самые озорные, маленькие еще слушаются, взрослые всегда сидят тихо во время спектакля.
Разные курьезные ситуации делают работу капельдинеров неповторимой. Бывает, что люди порой засыпают на спектаклях. Дети пристраиваются на коленки к родителям, а взрослые начинают дремать с телефоном в руках. Екатерина поделилась просто невероятной историей.
— Однажды во время «Мертвых душ» нетрезвый мужчина искал выход из зала и зашел в запасную дверь, которая находится рядом со сценой. Долго его не было, а когда вышел – начал шуметь, что-то говорить. Тогда Александр Смирнов, который в это время был на сцене, начал с ним разговаривать, не выходя из роли. Мужчину, конечно, вывели, а зрители ничего не заметили. Но ситуация мне очень запомнилась.
Иногда капельдинеры принимают непосредственное участие в спектакле. Например, они играли роли стюардесс в «Лондоне». До третьего звонка в форме бортпроводников они как всегда встречали публику в фойе, а в прологе спектакля, когда закадровый голос сообщал зрителям о правилах поведения на борту воздушного лайнера, театральные стюардессы демонстрировали направления выходов, световые дорожки и прочие действия, которые выполняют в самолете их реальные коллеги.
Но чаще всего во время спектаклей капельдинеры помогают артистам, когда тем приходится выходить из зрительного зала, например, в спектаклях «Предместье», «Питер Пэн» — открывают им двери и потом закрывают.
— На «Продавце дождя» мы открываем дверь, чтобы в зале был слышен гром. Открыть дверь — это вообще особая наука, — замечают девушки, — нужно делать тихонечко, чтобы ничего не было слышно. Иногда приходится несколько раз открывать двери во время спектакля.
Спектакль окончен…
Но вот спектакль окончен. Последний зритель вышел из театра. Капельдинеры вновь проверяют зрительный зал: убирают крупный мусор, закрывают кресла чехлами. Если вдруг находят забытые вещи, передают их в кассу. Чаще всего это головные уборы, телефоны, мягкие игрушки, а однажды оставили ключи от машины!
Когда все проверено, капельдинеры запирают все двери и только после этого снимают небесного цвета униформу.
Кстати, капельдинеров Пермского ТЮЗа легко отличить от других сотрудников именно по внешнему виду. Не так давно им пошили новую форму – юбки, жилеты. Кроме того, у них есть поясные сумки, предназначенные для программок, фирменные шарфики и бейджи.
Работать с людьми не все могут…
На первый взгляд может показаться, что работать капельдинером легко, но на самом деле, как и в любой профессии здесь есть свои сложности. Капельдинеры проводят в театре много времени, большую часть из которого взаимодействуют с людьми разных возрастов, темпераментов, характеров.
— В работе с людьми важно терпение, — говорит Людмила Анатольевна.
Стрессоустойчивость, доброжелательность, общительность, тактичность – важнейшие качества, которыми обладают капельдинеры.
Работа капельдинера непростая еще и в физическом плане. Эти люди, как уже было сказано, приходят в театр за полтора часа до начала спектакля, а уходят практически последними. А если два или три спектакля… И все это время они проводят «на ногах».
— Эта работа не для всех, — признаются Полина и Екатерина, — было такое, что люди устраивались работать капельдинерами, а через пару недель уходили, просто потому что с людьми работать тяжело, и физически нужно быть очень выносливым.
Девушки отмечают, что самое сложное в работе – первые несколько недель, а после уже адаптируешься и наслаждаешься процессом. У каждого капельдинера есть любимые точки. Например, Екатерине нравится встречать гостей на второй двери (со стороны буфета). Полина с легкостью находит общий язык с детьми, потому что у нее есть две младшие сестры.
А Людмила Анатольевна всегда с удовольствием встречает зрителей в фойе второго этажа, где продает программки. И несмотря на все сложности, все они рады находиться в центре театральной жизни, чувствовать неповторимую атмосферу Пермского ТЮЗа, одними из первых узнавать о новостях театра – о новых актёрах, постановках… Ко всему прочему, у капельдинеров есть прекрасная возможность – смотреть любимые спектакли ТЮЗа и знать театр изнутри.
Как стать капельдинером…
Людмила Анатольевна Пикулева – старший контролер, в ТЮЗе работает уже 10 лет, поэтому отлично знает все тонкости своего дела.
— Я стала капельдинером совершенно случайно. Вышла на пенсию, шла мимо театра, увидела объявление, решила зайти и спросить. Оказалось, требуются контролеры. Пришла к главному администратору, и меня взяли в театр, — рассказывает Людмила Анатольевна.
Екатерина Суменкова и Полина Фролова – студентки, совмещают работу в театре и учебу. Екатерина пришла в театр три года назад, а в прошлом году привела в ТЮЗ Полину. Среди капельдинеров сейчас много студентов пермских ВУЗов. Для того чтобы стать капельдинером, необходимо связаться с администрацией театра и договориться о собеседовании.
В завершении рассказа вернемся к знаменитой фразе «театр начинается с вешалки». Между прочим, гардеробщики тоже относятся к службе капельдинеров. Так что это утверждение верно вдвойне. Капельдинеры – важная часть коллективного искусства, каким является театр, от них зависит самое первое впечатление, которое получает зритель, перешагнув порог Пермского ТЮЗа. И потому, они берут на себя огромную ответственность, надевая элегантную небесного цвета форму с бейджем на груди.
Материал подготовила член Пресс-клуба Пермского ТЮЗа Кристина Верхокамкина
Источник: permtuz.ru
Кто такие капельдинеры и чем они занимаются
Зрителю Григорию Мухину капельдинеры Динара Авзалетдинова (в центре) и Евгения Попова предлагают журнал «Театрал» и программку к спектаклю по культовому роману Ромена Гари «Обещание на рассвете» / Фото: Даниил Данченко, «Вечерняя Москва»
Одежда и обувь исключительно черного цвета, на шее — яркая оранжевая бабочка. На лице — приветливая улыбка. Так выглядит капельдинер в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина. Именно он не только встречает гостей на входе, но и раздает программки представления, рассаживает зрителей «согласно купленным билетам». Но, как оказалось, за сухим определением должности «рабочий в театре, кинотеатре или концертном зале» кроется множество нюансов.
— Смена капельдинера начинается за сорок пять минут до спектакля и заканчивается, пока театр не покинут последние посетители, — вводит меня в курс дела Динара Авзалетдинова, одновременно крепя бейджик и «бабочку».
В этот раз на месте четырнадцать капельдинеров. Среди них почти всегда только девушки. Если выходит молодой человек, как правило, его ставят «на гардероб» принимать одежду (ведь зимой она достаточно тяжелая), выдавать номерки и бинокли. Кстати, вы заметили, что после спектакля гардероб работает гораздо быстрее, чем до? Это потому, что к делу привлекаются все капельдинеры.
— Наша работа достаточно сложная, как и любая, связанная с людьми, — рассуждает Полина Гладкая. — На возмущения и каверзные вопросы гостей мы отвечаем спокойно и благожелательно. К тому же почти весь спектакль проводим на ногах: зрители могут опоздать или выйти во время представления и потом не найти свое место.
Хотя я и новичок, мне доверили продавать программки и специализированный журнал. При себе обязательно надо иметь купюры разного номинала для сдачи.
Приступаю к работе: протягиваю журнал заинтересованному гостю. И тут же звучит неожиданный вопрос.
— Как давно в вашем театре лакировали паркет? Выглядит как новый, — протирая очки, разглядывает пол дама средних лет.
— Не знаю, — бормочу я в ответ, не теряя при этом дежурной улыбки.
— Хм… А почему поменяли порядок фото актеров на стене? Вроде они не так висели? — продолжает посетительница.
— Насколько я знаю, давно не меняли, — парирую я. — Хотите, расскажу про сегодняшний спектакль «Обещание на рассвете»? В нем играют.
— Не нужно, я смотрю его не в первый раз, — отвечает дама и, пролистав журнал, возвращает его мне.
— Зрители часто спрашивают, какое здание театра было изначально — каменное или деревянное, что было здесь 50 или 100 лет назад, и даже просят перечислить фамилии художественных руководителей за весь период его работы. Ну и главное, что их интересует: какое отношение театр имеет к Пушкину, — продолжает свой рассказ Полина.
Дальше я отправляюсь на пост у дверей возле бенуара — ложи на уровне сцены. С другой стороны партера дежурит Ирина Кукушкина.
— Наша главная задача — сориентировать зрителей, — говорит она. — Многие путаются в терминах, не знают, что такое партер, бенуар, балкон и бельэтаж. Бывает и так, что некоторые просятся с балкона в партер, если видят, что он полупустой. В этом мы им отказываем. Да и в нашем зале такого почти не бывает: в театре более 800 зрительных мест, и редко когда занято меньше 650.
— А какая проблема у капельдинеров считается самой большой? — интересуюсь я.
— Пожалуй, если на одно место продано два билета. Такая накладка иногда случается, если один из билетов — пригласительный.
В этой ситуации разбирается уже администратор.
После третьего звонка сталкиваемся с первой проблемой. Зрители расселись, а тут подбегают юноша и девушка, протягивают билеты с местами в центре зала.
— Пока я посажу вас с краю. Иначе вы потревожите остальных гостей, — объясняет им Ирина.
— Но там будет плохо видно, — возражает девушка.
— В антракте пересядете на свои места, ничего страшного, — отвечает моя коллега.
Молодые люди исчезают в темноте, а мы остаемся «на карауле». Капельдинерам, которые во время спектакля находятся в зале, удается посмотреть происходящее на сцене. Но и работы у них больше: так, приходится останавливать любителей снимать постановки на мобильный телефон. Для этого мои коллеги пользуются рацией, передавая друг другу информацию. А блокируют гаджеты при помощи лазерной указки: светят ею на экран или руку «нарушителя».
— А если человек просто переписывается, он тоже мешает соседям? — спрашиваю я.
— Это не запрещено, ведь ситуации бывают разные. В этом случае мы просто просим приглушить яркость монитора, — комментирует Ирина. — Как правило, никто не возражает и соглашается.
В этот вечер спектакль шел всего час пятьдесят минут и без антракта. В начале десятого, разгрузив гардеробы и переодевшись, мы отправились домой. И это мы еще рано управились. Пожалуй, единственный минус работы капельдинера — смена заканчивается довольно поздно.
ТЕРМИНЫ
Партер — нижний этаж зрительного зала с местами для публики в пространстве от сцены или оркестра до противоположной стены или амфитеатра.
Амфитеатр — места для зрителей за партером, расположенные возвышающимся полукругом.
Ложа — обособленное, в виде небольшого внутреннего балкона, помещение, предназначенное для нескольких посетителей. Ложи, как правило, находятся по сторонам и сзади партера или примыкают к оркестровой яме (такие называются «бенуар»).
Бельэтаж — места, расположенные преимущественно полукругом сзади и выше партера и амфитеатра.
Балконы устроены выше партера, в различных ярусах зрительного зала.
Источник: vm.ru