2 октября 1987 года из четвертой студии «Останкино» вышла в эфир программа, которая изменила ход истории нашей страны, программа, которая всегда удивляла. Миллионы советских зрителей каждую пятницу стремились к экранам телевизоров, чтобы посмотреть на Листьева, Любимова и Захарова и на их взгляд на события в стране. Успех этих молодых журналистов не удалось повторить никому , потому что изменилось время.
Выпуск программы «Сегодня вечером» посвящен 25-летию легендарной программы «Взгляд». В студии – создатели, герои и зрители программы.
__________________
С уважением,
Вика
12.10.2012, 23:28
Супер-модератор, Администратор
Регистрация: 20.08.2008
Адрес: Pоссия, Москва
Сообщений: 29,146
Сказал(а) спасибо: 1,252
Поблагодарили 2,206 раз(а) в 1,639 сообщениях
Александр Любимов о программе «Взгляд»: «Мы делали то, что считали правильным, интересным для себя»
__________________
С уважением,
Вика
12.10.2012, 23:29
Супер-модератор, Администратор
Регистрация: 20.08.2008
Адрес: Pоссия, Москва
Сообщений: 29,146
Сказал(а) спасибо: 1,252
Поблагодарили 2,206 раз(а) в 1,639 сообщениях
Программа «Взгляд». Год в эфире. Ведущие — Любимов, Листьев, Политковский, Захаров, Мукусев (1988)
Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер, в эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева, и, как всегда по воскресеньям, мы говорим с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. Сегодня мы поговорим о юбилее 25-летнем программы, которая действительно повлияла на все последующее телевидение, которое все эти 25 лет существует. 25 лет назад вышла в эфир программа «Взгляд», и в гостях сегодня Александр Любимов.
А.ЛЮБИМОВ: Здравствуйте, Лен.
Е.АФАНАСЬЕВА: Здравствуйте, Саша. Которого по-прежнему вспоминают в первую очередь как ведущего «Взгляда», а потом уже во всех остальных его многочисленных ипостасях и регалиях. Сейчас он генеральный директор РБК-ТВ – правильно я говорю?
Е.АФАНАСЬЕВА: Но в первую очередь говорить будем о «Взгляде». Пожалуйста, уважаемые слушатели, ваши вопросы по номеру +7 985 9704545. Во второй части программы вы сможете задать их Александру и по телефону прямого эфира. А сейчас, пожалуйста, по смс ваши вопросы, комментарии и ваши реплики о том, что же такое «Взгляд» был и есть для вас как для зрителей. А для вас, Саша, «Взгляд» — это все-таки прошлое или какое-то настоящее?
А.ЛЮБИМОВ: Далекое прошлое очень.
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть вспоминается раз в пятилетку, когда происходит очередной юбилей?
А.ЛЮБИМОВ: Да даже как-то я не задумываюсь за эти годы ни разу… нет, десятилетие мы праздновали. Просто тогда еще выходил «Взгляд».
А.ЛЮБИМОВ: Который мы вели уже с Сережей Бодровым. Вот, и мы делали десятилетие. А с тех пор как-то… Я не понимаю, телевидение – это же процесс. Вот эти юбилеи телепрограмм, по-моему, довольно странно отмечать. Юбилей виртуальной реальности.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, странно даже себе представить – тот же КВН какой-нибудь или «Что? Где? Когда?» выходят 30, 40, 50 лет. А эта программа выходила, по-моему, всего три года. Около трех, да?
Передача «Взгляд». Первый выпуск. Эфир 02.10.1987 (1987)
А.ЛЮБИМОВ: Ну, если вы имеете в виду… в какой версии, в первой?
Е.АФАНАСЬЕВА: Без обновления, да.
А.ЛЮБИМОВ: С октября 87-го по декабрь 90-го.
Е.АФАНАСЬЕВА: В 91-м уже не было?
А.ЛЮБИМОВ: А ее закрыли в декабре 90-го окончательно, она вышла только в августе 91-го, еще осень отработали мы до декабря 91-го, да.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, то есть в общей сложности чуть больше трех лет.
Е.АФАНАСЬЕВА: И, несмотря на это, практически как из гоголевской «Шинели», все современное телевидение так или иначе выходило из «Взгляда», из той молодежки старой, с которой вы начинали…
А.ЛЮБИМОВ: Ну, не только из «Взгляда», там масса была прекрасных программ, почему только «Взгляд»?
Е.АФАНАСЬЕВА: Я и говорю – из молодежки.
А.ЛЮБИМОВ: Я думаю, в принципе, на советском телевидении было два мощных коллектива, и так оно и получилось по результату. Это молодежная редакция и редакция информации.
Е.АФАНАСЬЕВА: Из информации добродеевские потом пошли люди, да?
А.ЛЮБИМОВ: Ну, не только, и Олег там работал. Собственно, и Эдик Сагалаев, когда ушел с руководителя молодежной редакции и возглавил редакцию информации, и очень многие и многие люди. И Таня Меткова, и Игорь Шестаков, руководитель «Москва-24», очень сильный продюсер.
Е.АФАНАСЬЕВА: Но сейчас себе представить, что такое 25 лет, даже от того времени, когда начинался «Взгляд», назад, это не такая пропасть, как 25 лет с 87-го сюда. И не только потому что другая страна, но и потому что представить себе сейчас молодым людям, что телевидение жило и делалось без всех тех технических возможностей, которые сейчас есть, что люди жили без мобильных телефонов, интернетов, соцсетей, не знали огромного количества тех слов даже, которыми сейчас молодые люди общаются, то, наверное, действительно пропасть. Можно ли вспомнить Сашу Любимова, каким он был накануне «Взгляда»? Кем вы были? Каким вы были?
А.ЛЮБИМОВ: Есть две версии. В пятницу было 25 лет газете «Moscow Times», моего близкого товарища Дерка Сауэра, который неожиданно вдруг… мы говорили: «Дерк, ну мы-то здесь бизнесом занимаемся, потому что нам есть нечего, а ты-то чего сюда приехал?» И как раз обсуждали в кулуарах… вообще – человек способен понять, каким он был 25 лет назад?
Вот люди часто говорят: «Я пронес свои идеалы через всю жизнь». А как определить, пронес ты их или нет? Ты же не можешь вспомнить, каким ты был, почувствовать. Вспомнить-то, наверное, как-то очень в свою пользу убедительно, какой ты хороший, а на самом деле-то ты вспомнить не можешь. Это же разные эмоциональные состояния.
Тем более в нашей ситуации, когда за 25 лет прожито так много разных событий.
Е.АФАНАСЬЕВА: Жизней много разных прожито. А вы, уважаемые слушатели, можете ли вспомнить себя 25 лет назад, когда вы впервые стали смотреть «Взгляд»? и что бы вы сказали тем зрителям «Взгляда», которые сейчас существуют? Тогда это все казалось совершенно прорывным зрелищем, уже так ностальгически странно смотреть, когда показывают фрагменты программ, современным молодым людям вообще непонятно, потому что это для них архаистичесое телевидение. Даже то, что я как зритель помню, что для нас «Взгляд» был нечто совершенно новое, был монтаж динамичный совершенно, в отличие от какого-то такого вяло монтирующегося традиционного центрального телевидения. Сейчас даже когда смотришь этот так называемый монтаж, наверное, смешно?
А.ЛЮБИМОВ: Да, конечно. Но любопытно про это говорить именно как про то, что за эти 25 лет изменилась страна. Мы стали говорить по-другому, стали говорить более точно, более кратко.
__________________
С уважением,
Вика
12.10.2012, 23:29
Супер-модератор, Администратор
Регистрация: 20.08.2008
Адрес: Pоссия, Москва
Сообщений: 29,146
Сказал(а) спасибо: 1,252
Поблагодарили 2,206 раз(а) в 1,639 сообщениях
Е.АФАНАСЬЕВА: Да и сознание людей, которые за эти 25 лет выросли, наверное, совершенно другое, потому что когда люди растут, сначала это поколение, росшее с клиповым сознанием, которое клиповая система давала. Мы с вами росли в другом образе мысли и взглядов и какого-то более традиционного телевидения и кино. А потом-то вообще пошло ссылочное сознание, когда раз, два, три клика и любая информация доступна, любое видео, любое зрелище. Я думаю, вы на примере своих детей это видите, наверное?
А.ЛЮБИМОВ: Не знаю, меня сегодня сын поздравил, я даже удивился, говорю: «Откуда ты знаешь?» А что значит клиповое сознание? Мои дети и ссылки делают, и клипы смотрят, и простое телевидение смотрят, и книги читают. У меня нет такого, что вот я с детьми испытываю…
Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, ну они когда-нибудь смотрели ваши старые программы, и как они комментировали?
А.ЛЮБИМОВ: Ну, они вряд ли смотрели. Может быть, смотрели когда-нибудь в интернете случайно, но мы это не обсуждали ни разу. Но студенты мои смотрели, и, конечно, они понимают как заинтересованные, поскольку они изучают телевидение. Они говорили, что это очень искренняя передача, но, конечно, монтаж, скорость монтажа… Ну, язык другой. Просто люди по-другому говорили. Так же, как если вы возьмете произведения Льва Толстого, я не сравниваю, безусловно…
Е.АФАНАСЬЕВА: Так же дети говорят – «Почему так долго? Почему так длинно? Все можно намного короче».
А.ЛЮБИМОВ: Совершенно верно. Расскажите историю коротко и ясно.
Е.АФАНАСЬЕВА: Потому что, говорю, сериалов не было. Есть хуже или лучше романы, но они все заменяли какие-то сериалы.
А.ЛЮБИМОВ: Но вы считаете, что это плохо?
Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, я не считаю, что это плохо, я говорю, что другое сознание у современной молодежи. И, в общем, «Взгляд», наверное, был одним из первых, кто пробивал эту брешь, потому что даже вчера, когда шла передача Андрея Малахова, где вспоминали 25 лет «Взгляду», и там были отдельные отрывки из собственно программ, и показывали фрагмент, когда Бутусов поет «Скованные одной цепью», меня дочка спросила, так как она человек, который интересуется кино, и она кино смотрит не так, как… она сейчас правильные фильмы смотрит и недавно посмотрела фильм «Брат», вот совершенно, как по большому списку, по которому она смотрит зарубежное кино, классику, все прочее, и, увидев Бутусова, она спрашивает: «А это тот, который в «Брате» был?» Я говорю: «Ну, в общем, не только».
А.ЛЮБИМОВ: Ну, он сначала был во «Взгляде», а потом уже в «Брате».
Е.АФАНАСЬЕВА: Да. И, говорю, ты себе даже не представляешь, что это было такое, когда я услышала «Скованные одной цепью» по центральному советскому телевидению. Объяснить сейчас 16-летней девушке, что такое было «Скованные одной цепью» на центральном телевидении… Я даже не знаю, что сейчас должны сейчас сказать…
А.ЛЮБИМОВ: Ну, это, типа, если бы Pussy Riot научились петь, их концерт дали бы по Первому каналу. Но для этого они должны научиться писать стихи, петь и так далее.
Е.АФАНАСЬЕВА: Да даже Pussy Riot в эфире центральных каналов, наверное, сейчас это не такой прорыв, как был тогда. Но знаменитая история, про которую вопрос вам задавали и в студии Малахова вашим коллегам, насколько тяжело было обходить препоны и рогатки цензуры? Вот те же «Скованные одной цепью» — надо было поставить что-то на Дальний Восток, чтобы вырезали?
А.ЛЮБИМОВ: Ну, по-разному бывало, да, конечно, у любого человека привыкание происходит ко всему, к боли в том числе. И когда твой аппарат цензора смотрит один и тот же сюжет, то любому руководителю, в принципе, кажется, что все это уже видели. Поэтому когда тот или иной сюжет несколько раз подряд ставили мы подряд… мы выходили в эфир два раза – днем на Дальний Восток, вечером на европейскую часть страны, и к 3-4 разу уже, как правило, сюжет можно показать и на европейскую часть.
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть вам надо было, чтобы несколько раз врезали, и потом уже можно?
А.ЛЮБИМОВ: Да, ну вот с Nautilus Pompilius никак не получалось. Думаю, что такая очень агрессивная музыка плюс острые тексты – вместе…
Е.АФАНАСЬЕВА: Но потом все-таки случилось.
А.ЛЮБИМОВ: Ну да, хитростью пришлось.
Е.АФАНАСЬЕВА: Не мытьем, так катанием.
А.ЛЮБИМОВ: Лена Масюк исполнила роль проститутки на Казанском вокзале, это сюжет мы показали, я после этого в студии сказал, что такие язвы еще есть в советском обществе, и про это свердловская группа Nautilus Pompilius споет песню. Ну, все меня поняли. Те, кто хотел, понял. Кто не хотел, не понял.
Е.АФАНАСЬЕВА: Пожалуйста, ваши вопрос Александру Любимову, ваши реплики. Мы вспоминаем сегодня программу «Взгляд», какие мы были 25 лет назад, когда она начала выходить в эфир, какие вы были. Виталлий Данилочкин пишет: «Служба в армии 87-89гг., офицеры после отбоя разрешали смотреть «Взгляд», даже разговоров не было о запрете». Вот так. Без подписи вопрос: «Где преподаете, если не секрет?»
Е.АФАНАСЬЕВА: Не из-под палки заставляли студентов это смотреть?
А.ЛЮБИМОВ: Нет, они сами спросили.
__________________
С уважением,
Вика
12.10.2012, 23:29
Супер-модератор, Администратор
Регистрация: 20.08.2008
Адрес: Pоссия, Москва
Сообщений: 29,146
Сказал(а) спасибо: 1,252
Поблагодарили 2,206 раз(а) в 1,639 сообщениях
Е.АФАНАСЬЕВА: Да, еще напоминают, что еще была «Литдрама», которая нынче по сути костяк канала «Культура».
Е.АФАНАСЬЕВА: Таня спрашивает: «А «Взгляд» был просто перформанс или что-то?» Или чтобы что? Какова была цель? Как вы Тане объясните, какова была цель «Взгляда», сейчас?
А.ЛЮБИМОВ: Ну, я не знаю, мы делали программу. Сначала нас запрещали, запрещали, потом вроде как-то вернули нас в эфир, ну и, собственно говоря, мы делали то, что считали правильным, интересным, главным для себя. Делали это искренне, делали это, да, остро. Любое телевидение, наверное, перформанс в какой-то степени, конечно.
Е.АФАНАСЬЕВА: Степень популярности тогдашнего «Взгляда», сейчас вот люди, которые не знают, каким было единое советское пространство и советское телевидение, сейчас можно объяснить современным молодым людям, насколько вы тогда были популярны в стране?
А.ЛЮБИМОВ: Ну я не знаю. Честно говоря, ни тогда ни сейчас я про это не задумываюсь. Вообще, эта часть моей профессии, честно говоря, не самая главная. Иногда бывает приятно, когда молодая девушка говорит: «Я вас где-то видела. Кажется, вы ведете передачу про охоту и рыбалку».
Е.АФАНАСЬЕВА: Я не об этом, я о том, что степень того, насколько люди смотрели, вся страна обсуждала, от московских каких-то улиц до Дальнего Востока, до небольших рыбацких поселков, еще где-то. Вот степень популярности не в смысле, что вышел Александр Любимов, все узнали, упали и все, а в смысле того, насколько вся страна знала одну программу.
А.ЛЮБИМОВ: Хороший и точный вопрос, потому что дело же не в нас, а в том, о чем мы говорили. То есть во «Взгляде» поднимались очень злободневные и очень важные для людей темы.
Страна стояла перед выбором, который, к сожалению, выразился в том, что она распалась на отдельные части, но тем не менее этот выбор был сделан людьми так или иначе, не будем говорить сейчас о политических обстоятельствах этого выбора. Но то, что последние годы, 80-е годы вплоть до 91-го, шел мучительный поиск того, как дальше стране развиваться – нищей, бедной, разочаровавшейся во всей предыдущей идеологии, растерзанной нерешенными межнациональными конфликтами.
Это все во «Взгляде» и было. Плюс – поскольку никогда до этого не разрешалось такое говорить по телевизору, для людей было важно, что те мысли, которые им созвучны, которые они могли говорить только на кухне, включая воду, чтобы их не слышали соседи и органы безопасности, теперь говорят по центральному телевидению. Для многих людей, я вот за эти годы многих встречал людей, которые говорили: «Саша, вот тогда вы вышли и дали мне силы, я начал что-то делать, действовать, и вот теперь я добился того-то. Благодаря вам». То есть для них было важно, что раз по телевизору это говорят, значит, можно что-то делать, можно что-то менять в своей жизни.
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть это, для понимания тех, кто не знает, что такое было советское телевидение до начала перестройки, до начала «Взгляда» и после, это была какая-то оппозиция внутри самого телевидения? Или это была оппозиция внутри власти, которая разрешала части телевидения говорить иначе, чем, например, говорили выпуски новостей?
А.ЛЮБИМОВ: Ну, собственно, был провозглашен курс на перестройку. В политбюро, это высший политический орган управления страной…
Е.АФАНАСЬЕВА: Да, сейчас это все надо объяснять.
А.ЛЮБИМОВ: …да, были разные группы, по-разному представлявшие себе, что разрешать, что не разрешать. Соответственно, и судьба нашей программы от недели к неделе зависела от баланса сил внутри этой всесильной организации. Иногда нас запрещали, иногда нас разрешали. Иногда режим был жестче, иногда мягче. Ну, плюс – наши интриги, и общее вообще состояние общества, конечно, работало на нас.
Е.АФАНАСЬЕВА: Просят уточнить, все-таки на каком факультете во ВГИКе и на какой специальности, и как давно вы преподаете?
А.ЛЮБИМОВ: Кафедра телевизионной режиссуры.
Е.АФАНАСЬЕВА: По-прежнему без подписи. Так, кто-то сравнивает: «Это как полет Гагарина сейчас. Подумаешь – один виток. А тогда – прорыв!» ну что, мне кажется, достаточно точное сравнение, потому что сейчас понять, что это за виток был для «Взгляда», достаточно сложно. Но был прорыв.
Так. «Сложно представить такую передачу в нынешнем полицейском режиме», без подписи пишет человек.
А.ЛЮБИМОВ: Прокомментирую. Вот, вы знаете, тогда действительно речь шла о политической борьбе, была цензура, была статья Конституции о роли Коммунистической партии. Сейчас иная ситуация. Проводить такие параллели, мягко говоря, антиисторично и просто глупо. Вы себя вводите в серьезнейшее заблуждение.
Сегодня есть масса возможностей самовыражаться, и в основном борьба идет за то, чтобы оппозиция выражалась по федеральному телевидению, чтобы их слышали миллионы, то есть идет как бы борьба за власть. Факт того, что обязательно каждый раз должны выступать оппозиционеры, например, по Первому каналу, я, например, не уверен, что это правильно, потому что пока еще не слышал от них ни одной серьезной интересной мысли, что люди хотели бы услышать. Как, кстати, было совсем иначе во времена «Взгляда». Поэтому, мне кажется, сравнивать не надо. Идет в стране, безусловно, важный процесс консолидации сил, условно говоря, которым не нравится то, что происходит в стране, кто чувствует, что страна, ну, в некотором смысле идет в сторону стагнации, люди не чувствуют будущего, не понимают, что будет дальше, их это беспокоит, тревожит, но политическая конструкция или идеология этого всего еще не сформулирована.
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть тем, кто может вам возразить и сказать, например, что вы были каким-то глотком свежего воздуха, у вас появлялись люди, которые не появлялись до этого на центральном телевидении, те, кто был не разрешен, но вот есть, например, канал «Дождь», где аналогичное происходит сейчас. Вы с этим не согласны?
А.ЛЮБИМОВ: Ну, дело в том, что, собственно, те, кто появляется на «Дожде», они появляются и на других каналах. На РБК они появляются тоже. Почему только «Дождь»? Может быть, еще на каких-то каналах.
На «Дожде» они просто появляются как, скажем так… временами создается ощущение, да, возможно, этот канал похож в чем-то на «Взгляд» тем, что он занимается не журналистикой, а политической деятельностью, то есть что они формируют как бы только своих, что называется. Ну и, в общем, да, в этом смысле это немножко похоже на «Взгляд».
__________________
С уважением,
Вика
Источник: forum-history.ru
«Взгляд»
2 октября 1987 на Первой программе Центрального телевидения в эфир вышел первый выпуск программы «Взгляд». К 30-летней годовщине один из взглядовцев Евгений Додолев, выпустивший в 2011 году бестселлер «Битлы перестройки», подготовил еще одну книгу, которую назвал «Мушкетеры перестройки. 30 лет спустя». Автор утверждает: формулу «Один за всех и все за одного» ведущие исполнили лишь наполовину; «все за одного» у них как-то не прокатило, а Влад Листьев «один за всех» принял пули киллеров. Для наших читателей Додолев отобрал из книги несколько малоизвестных фактов.
1.
«Взглядовского» спецкора Дмитрия Диброва открыл для ТВ Владимир Мукусев: он ещё в 1979 году отобрал перспективного местного газетчика из команды КВН в Ростове-на-Дону для своей первой большой программы на ЦТ «Веселые ребята».
2.
Кира Прошутинская ответила на вопрос, почему она, основательница проекта, не бывает на юбилейных торжествах «Взгляда»:
«Я не прихожу, потому что меня не зовут. А один раз позвали (ещё при Разбаше), но каждый там славил себя, и оказалось, что все «несли бревно». В какой-то момент Андрей Разбаш встал и сказал: странно, что все забыли про мать «Взгляда». Это он меня имел в виду. Было приятно. И немножко грустно, когда я смотрела на эту звеняще-гудяще-энергичную толпу незнакомых людей, которые рассказывали о том, как они создавали передачу…
Кстати, Разбаша «открыли» мы с Малкиным: он был нашим монтажёром, причём замечательным, очень хорошо знал английский язык. И когда мы монтировали сюжеты из зарубежных новостей для «Взгляда», он нам их переводил. А потом, по-моему, стал и режиссёром этой рубрики («Дословный перевод»)».
Кира Александровна умалчивает об очень существенном аспекте биографии своего подопечного. Именно она и её супруг Анатолий Малкин не дали властям упечь Разбаша в тюрьму. Видео-инженер попался в «Останкино» на краже радио-деталей и шум по этому поводу был основательный. Андрея Леонидовича исключили из рядов КПСС и ему маячил реальный тюремный срок. Прошутинская сумела убедить руководство: как агитпроповской структуре Гостелерадио СССР не нужен прецедент с уголовным делом и всю историю «спустили на тормозах».
Слева направо: ведущий «Взгляда» Александр Любимов, режиссер программы Андрей Разбаш, одна из основателей Кира Прошутинская. Фото: личный архив Александра Любимова
3.
Реноме «простого парня из народа» не мешало Александру Политковскому дружить с банкирами и бизнесменами. Деньги для уставного капитала компании ВИД («Взгляд» и другие) внёс именно Александр Владимирович. Эти 50 тысяч рублей (огромную сумму по тем временам) дал ему «на благое дело» Иван Харлампиевич Кивелиди, который был отравлен в том же году, когда застрелили Листьева (яд нанесли на трубку телефона в его кабинете, поэтому умерли и его секретарша, и эксперт, вскрывавший тело банкира).
4.
А первый легальный советский миллионер Артём Михайлович Тарасов подарил Политковскому бытовую японскую камеру, на которую были сняты многие «взглядовские» сюжеты (включая зарисовку Листьева про старую, приговорённую к забою лошадь, жившую в обычной столичной квартире). Потом эту технику у Александра украли, кстати. Хотя накануне репортёр ездил в Чернобыль и камеру не успел обработать: она была радиоактивной донельзя. Так что похитители так себе поживились.
5.
Наталия Метлина мне рассказала:
«Однажды Политковский сел со мной в коридоре и стал рассказывать, как писать сюжет. Он достал маленькие листки бумаги, на каждом написал, что у меня снято для сюжета и стал их раскладывать в совершенно хаотичном порядке. Я сначала ничего не поняла, мне казалось, что и зритель ничего не поймет, это было в нарушение всякой логики.
Он придумал на ходу какие-то приёмы, которые можно было бы использовать. А потом, сложив драгоценные листочки в его порядке, я написала сюжет. И вот парадокс – 25 лет я раскладываю бумажки, как он меня научил».
Попросил Александра Политковского прокомментировать пассаж Метлиной про «листочки». Вот его реплика:
«Эти цветные листочки мне приносила жена Аня из отдела писем «Известий», где работала… Один лежит перед моими глазами сейчас. Дети уходили в детский сад-школу и я их раскладывал на пианино. Ты раскладываешь фрагменты как бы хаотично. Потом соединяешь. Метлину этому и научил.
И сейчас объясняю так вёрстку очерка или репортажа [своим студентам]».
6.
Одним из материалов Политковского, который лишь с пятой попытки попал в эфир, был рассказ о разгуле в Тольятти вьетнамской мафии. Во «Взгляд» написала мать изнасилованной девочки. Репортаж не пропускало начальство, мотивируя риском обострения советско-вьетнамских отношений.
7.
Самый распространённый мифов – Марк Захаров сжёг свой партбилет в прямом эфире, однако Владимир Мукусев внёс ясность: режиссёр сделал это не во «Взгляде», а в собственной передаче, которую он вёл на ТВ короткое время. Бывший взглядовский звукорежиссер Вера Глаголева уточнила: «Называлась «Киносерпантин», по-моему».
8.
Соавтор знаменитого ТВ-шоу «12 этаж» Иван Кононов делал сюжет для «Взгляда» про авантюриста Андрея Разина; он мне рассказал:
«Я выпустил Андрея на Пушкинскую площадь в качестве корреспондента, который стал зазывать публику на встречу «с самим Разиным». В самый разгар появился я в роли «Ласкового мая». Все поверили».
«Взгляд» делали мегапрофи за кадром — такие как оператор Владимир Брежнев (справа) и режиссер Татьяна Дмитракова (на фото — с Димой Дибровым, тогда спецкором молодежки). 1988 год. Фото: личный архив Евгения Додолева
9.
Идея первого «взглядовского» музыкального клипа (на песню «Аэробика» группы «Алиса») родилась августовской ночью в пансионате для сельскохозяйственных академиков в Никитском ботаническом саду. Константин Кинчев путешествовал по Крыму со своей женой Александрой Панфиловой (кстати, родственницей ведущего «Взгляда» Владимира Мукусева) и я пригласил их погостить в номере Константина Эрнста (мы вместе отдыхали тем летом в НБС).
Два Кости нашли общий язык. Во время ночных возлияний на балконе и родилась идея этого видео. Которое потом – перед самым эфиром! – втрое сократил режиссёр Иван Демидов. Но обошлось без скандала.
10.
Оксана Найчук, которую в 1987 году рассматривали как кандидатуру ведущей «Взгляда» позднее (с подачи режиссёра Татьяны Дмитраковой) принесла «взглядовцам» лицензионную разработку «Ищу тебя» и даже провела (вместе с Андреем Разбашом) несколько эфиров. Потом этот проект был переименован в «Жди меня» и его до сих пор делает компания ВИД.
11.
Один из выпусков «Взгляда» вела бригада ведущих-девушек. В том выпуске Кашпировский протыкал иглой руку в прямом эфире сотруднику ЦТ Вадиму Белозерову и ведущая Галина Каретникова, по словам выпускающего Владимира Мукусева, «практически упала при этом в обморок».
12.
Политковский вспоминал, как из комплектов мужского нижнего белья индийского шапочки шил:
«Потом мы вместе с моей женой (Анной Политковской – Е.Д.) сели и сделали трафарет и на нём написали Look, хотя на самом деле, если программа «Взгляд», это, конечно, не Look, это Glance или Outlook, ну какой-то содержательный перевод. Но, тем не менее, я (под прикрытием ментов) шапочки эти продал на Полянке».
Так продвигалась идея частного предпринимательства в стране, где слово «бизнесмен» было почти что неприличным.
13.
«Меру в женщинах и пиве он не знал и не хотел» — по собственному признанию Влада Листьева это его любимая поговорка студенческих лет.
Александр Любимов и Влад Листьев. 1987 год.
14.
В последнем из запланированных выпусков программы (снятой с эфира накануне 1991 года) начало режиссером Иваном Ивановичем Демидовым планировалось такое: ведущие в лагерных робах расположились на снегу у костра и вспоминают свое разудалое «взглядовское» прошлое (снималось, кстати, рядом с Башней, в леске у Останкинского пруда).
15.
В 1989 году во «Взгляде» эфирились сюжеты видео-приложение к «Комсомольской правде»: репортажи о сохранившемся в Восточной Сибири сталинском лагере, о женской колонии в Подольске и о нудистах. А в 1991 году, после закрытия программы было сделано несколько совместных выпусков – «Взгляд из подполья» и «Комсомольская правда»: кассеты формата VHS распространялись по горкомам и обкомам ВЛКСМ.
16.
Тогда же, в 1989 году я сделал несколько сюжетов совместно с редакцией «Собеседника». Один был из области неуместного первоапрельского стёба: рассказ о том, что Саддам Хуссейн на самом деле внук Иосифа Сталина (якобы попавший в плен Яков Джугашвили был освобожден войсками союзников и вывезен британской разведкой в Ирак, где его знали, как Якоба Джугу) или материала в «Совсеке» про то, что «Гагарин жив».
Но, конечно, странно, что нелепый стёб про Хусейна-Сталина тиражировали много лет спустя такие медиа-гиганты как BBC.
Я теперь понимаю, почему меня не жаловало «взглядовское» начальство: и Анатолий Лысенко, и Александр Пономарёв отдавали себе отчёт в том, что такие сюжеты могли иметь далеко идущие последствия. Помню, какими глазами на нас с режиссёром Татьяной Дмитраковой смотрели в иракском посольстве, куда мы приехали за комментариями при подготовке того глупого «шедевра».
17.
Про то, как «звездил» Влад Листьев мне рассказал Политковский:
«Ну вот такой эпизод. У нас еще не было машин. И мы, уезжая из «Останкино», садились на метро «ВДНХ». И стояли в вагоне, разговаривали. Кто-то вышел на «Проспекте Мира», кто-то ехал дальше в Центр. И Влад с нами рядом не стоял, нет: он все время ходил по вагону туда-сюда. И все охали: «Ой, из «Взгляда» парень пошел. О, а там же ещё и этот… А там ещё вот тот.
Ой!».
18.
Ведущий культовой передачи Ленинградского ТВ «600 секунд» Александр Невзоров впервые появился на экране ЦТ в том выпуске «Взглда», который мы делали с Константином Эрнстом (в качестве режиссёра). На мой вопрос: «Кожаная курточка откуда?» Александр Глебович мне в том репортаже отвечал: «Ха! Я удивляюсь, почему на вас сегодня её нет. Это идеальная одежда для репортёра.
Вообще традиционная репортёрская одежда». Так вот, о тогдашнем ремесле «фиг в кармане» и цензурном поиске этих самых фиг: долго обсуждалось – можно ли оставить пассаж про кожаные куртки, нет ли здесь намёка на чекистов!
Александр Политковский. 1990 год. Фото: личный архив Евгения Додолева
19.
«Взглядовский» режиссёр Иван Демидов как-то признался:
«Мы, продюсеры этого десятилетия, на самом деле – «безотцовщина»… мы не считали себя наследниками, мы считали себя открывателями. Конечно, мы кланялись Ворошилову и «Литдраме», но так, не всерьёз».
20.
Анатолию Лысенко хотелось, чтобы в студии работали телетайпы. Он вспоминал:
«Нам казалось, что будет здорово, если зрители станут получать информацию, минуя цензуру и ТАСС. В студии были установлены прямые телетайпы зарубежных агентств: нам представлялось, как ребята прямо в эфире станут срывать телеграммы этих агентств и зачитывать на камеру самую свежую информацию. Правда, скоро выяснилось, что это на фиг никому не нужно – мы не просчитали, что в 11 вечера идут мизерные потоки информации и мало чего интересного можно из них выудить… Но к тому времени приглашенные «языки» с Иновещания уже стремительно становились кумирами поколения».
21.
Владимир Молчанов говорил:
«Четыре передачи изменили страну: «До и после полуночи», «Взгляд», «Пятое колесо» и «600 секунд».
22.
Скандальный проект «За стеклом» не на ровном месте возник.
Александр Любимов вспоминал:
«Во «Взгляде» было первое реалити-шоу — в мебельном магазине уже в Петербурге или еще Ленинграде в качестве рекламной акции в витрину местные предприниматели на месяц посадили молодую пару. И весь район ходил на них смотреть, а местные старушки стучали им палочками в стекло. Мы отслеживали жизнь этих людей».
23.
Как появилась матрица «Взгляда»? Есть версия, что Сагалаев нашёл в своём столе заявку на программу под названием «У нас на кухне после одиннадцати» начала 70-х. Снимать планировалось в интерьере столичной кухни, на которой тусят жильцы некоей квартиры – четверо молодых холостяков. В гости к ним как бы забредают самые разные люди.
А в холодильнике у них хранятся кинорулоны, которые они с гостями вместе просматривают (так, собственно, и врезались сюжеты в часовую верстку «Взгляда»). Называлось это «Молодёжный огонёк». Но, в отличии от «Огоньков» официозных, в более камерной обстановке.
24.
По версии тех, чьи фамилии значатся в титрах первых выпусков «Взгляда» – Киры Прошутинской и Анатолия Малкина товарищ Лысенко предложил им вернуться из редакции литдрамы в «молодёжку» и с нуля придумать форму для новой программы: их задумка слегка отличалась: речь шла о журналистской семье, состоящей из нескольких молодых людей – ведущих и отца-резонера, отвечающего на вопросы телезрителей. «Переходящую» роль отца-наставника исполняли на первом этапе маститые политобозреватели (отказался лишь Познер, который заявил, что, будучи убеждённым коммунистом, не готов принимать участие в антисоветчине).
25.
В феврале 1987 года творческая группа во главе с Молчановым (десять человек, включая трёх постоянных корреспондентов) приступила к работе над утренней ежемесячной программой. Когда она была сверстана, автору и выпускающей Майе Сидоровой предложили переформатировать проект в… ночную информационно-музыкальную программу.
Через пару недель, в ночь с 7 на 8 марта состоялся премьерный эфир (временное название программы было «Вы где-то с ними уже встречались»).
На тот момент шоу было единственными прямоэфирным в СССР. В этом режиме выходили лишь новости («Время»).
Короче, коллеги из «информации» вступили в сговор с Владимиром Молчановым и запустили «До и после полуночи», не поставив «молодёжку» в известность.
26.
Дмитрий Захаров однажды был отстранён от ведения за выступление на харьковском телевидении, в котором заявил, что коммунизм столь же отвратителен, как и фашизм.
27.
Когда в конце 1989 года «Взгляд» не вышел в эфир, много шума было из-за заметки в «МК» под названием ««Взгляд» арестован». На самом деле арестованы были рулоны (видео-материалы). Арестовывать – стандартный телевизионный сленг. Применительно к лентам, а не к людям, конечно. Есть и еще один жаргонный глагол – убивать. Это значит размагничивать рулон, уничтожая всю информацию.
Если в 1990 году так называемый «мастер» (лента, с которой идут в эфир предварительно записанные сюжеты, разбиваемые фрагментами живой студии) попытались всего лишь «арестовать», то последний, предновогодний рулон был «убит». Как выяснилось – вместе с программой.
28.
По поводу «Взгляда» конца 1989 года ходили нелепые слухи, что он-де был снят из-за некого интервью Галины Леонидовны Брежневой, в котором она якобы рассказывала про свои ювелирные взаимоотношения с Раисой Максимовной Горбачевой.
Я утверждаю: Брежнева никогда не давала интервью «Взгляду». У меня была лишь договоренность со знаменитой дочерью Многозвездного Генсека о беседе. Она все время откладывала момент нашего рандеву из-за неясности расклада с её дачей в Одинцовском районе.
29.
Иван Усачев, ведущий рубрики «Зонд» случайно стёр материал Дмитрия Захарова о православной церкви и, по его словам, «чуть не умер от разрыва сердца, так переживал из-за своего раздолбайства».
30.
Я люблю эту программу. Хотя много было моментов нервных. Помню, как один из «взглядовских» редакторов однажды сказал нам с Боровиком неверное время «орбитовского» выхода. И мы мирно беседовали с Лысенко в просторном коридоре, напротив знаменитой студии АСБ-4, в то время когда до нашего появления на дальневосточных экранах оставались резвые секунды.
До сих пор для меня колокольные звуки взглядовской «шапки» ассоциируются с неровным стуком сердца. Я помню, как оно, мое сердце, раскачивалось, когда я стаскивал с себя мятую рубашку и, матерясь, спешно напяливал фирменную «взглядовскую» толстовку с надписью «Перестройка». А Боровик, уже сидя рядом, дрожащими руками пристегивал к традиционной «униформе» (он успел надеть ее раньше) студийную гарнитуру…
Через мгновение мы должны были здороваться со зрителями, и сверху, умноженный усилителями, несся вопль режиссера Татьяны Дмитраковой: «Додолев, ты же голый!».
Я рухнул в кресло, видя свой бросок на студийной мониторе.
Источник: love80s.ru
Программа «Взгляд»
«Это была первая в стране программа, где люди назвали всё своими именами», — говорит создатель программы «Взгляд» Эдуард Сагалаев.
«Они делали все по-новому, все по-своему. Поэтому их, ведущих, сравнивали с «Битлами», — вспоминает ведущий программы «Взгляд» в 1989-1990 гг. Евгений Додолев.
«Есть обычай на Руси: ночью слушать Би-Би-Си. Ну и решили отвлекать. Задачу нам дали, вот мы ее и выполнили, отвлекли», — рассказывает руководитель программы «Взгляд» в 1987-1990 гг. Анатолий Лысенко.
Отвлекли так, что власти потом не знали, как отвлечь аудиторию уже от самого «Взгляда». Слишком колючим к советской действительности этот взгляд оказался. Каждый эфир они раздвигали рамки дозволенного. Трое парней с радио, из редакции иновещания.
«Больше всех мне Дима понравился. Пришел занудливый юноша, сел и тут же стал объяснять мне, что я ничего не понимаю в телевидении. Влад — очень элегантный в пиджаке. Саша со своей курткой, с сумкой. Я всегда говорил, что он как турецкий рабочий, который все свое носит с собой», — рассказывает руководитель программы «Взгляд» в 1987-1990 гг.
Анатолий Лысенко.
«Они были очень искренни. Это цепляло. Я думаю, что это обеспечило рейтинги и попадание в Книгу рекордов Гинесса — 180 миллионов зрителей у выпуска «Взгляда», — говорит ведущий программы «Взгляд» в 1989-1990 гг. Евгений Додолев.
«Каждую пятницу при звуках этой заставки, при ее появлении весь советский народ садился у телевизоров, даже преступность снижалась в это время», — сказал создатель программы «Взгляд» Эдуард Сагалаев.
![]() |
Они расширяли пространство свободы. Правда о Чернобыле и Афганистане, о горячих точках «кипевшей» тогда страны, о привилегиях номенклатуры, о бездомных детях. Гребенщиков и Бутусов в эфире. И взгляд на Запад без привычной враждебности. На их импровизированной кухне, в эпоху дефицита, продуктовых карточек и талонов, английская домохозяйка готовила свой обычный завтрак.
«Весь административный аппарат программы бегал по городу, чтобы найти шампиньоны, ветчину, в общем, какие-то ингредиенты, которые не было в стране. Страна жила довольно голодно тогда. И даже Москва, которая питалась лучше, все равно были пустые полки магазинов», — вспоминает ведущий программы «Взгляд» Александр Любимов.
Любовь зрителей и гнев партийного начальства. «Взгляд» не раз закрывали, но он выходил из подполья, на домашних видеокассетах. Впрочем, «Взгляд» — это не только политическая публицистика, это еще и пронзительные истории, человеческие и даже лошадиные.
«Сюжет про лошадь, которую мальчик спас с бойни. Она была приготовлена на забой для конины, и он поселил ее просто в московской квартире. И это очень трогательный, душераздирающий сюжет», — рассказывает Евгений Додолев.
«Взгляд» всегда удивлял. Кто мог предположить, что ведущим программы станет «кремлевский диктор» Игорь Кириллов. Эффект неожиданности. Ругали, но смотрели.
«Не поняли сначала, как это я мог переметнуться в лагерь рвущих на себе тельняшки бандитов, предал родную Коммунистическую партию. Ох, какие мне звонки были, боже мой, какие письма присылали», — вспоминает ведущий программы «Взгляд» в 1990-1991 гг. Игорь Кириллов.
Влад Листьев, Артем Боровик, Андрей Разбаш, Сергей Бодров… Они ушли из жизни на пике популярности. Их и сегодня помнят зрители и товарищи по «Взгляду» — Александр Любимов, Дмитрий Захаров, Александр Политковский, Владимир Мукусев, Владислав Флярковский, многие другие лица программы. Те, кто еще не сказал своего последнего слова в профессии.
Источник: amnesia.pavelbers.com