Самая популярная малышовая передача СССР и России осенью 2019 года отпразднует 55-летие. Но ветеран экрана не собирается уходить на пенсию и продолжает радовать дошкольников. Добрая и милая программа — островок стабильности среди бурлящего океана телевизионных страстей. Хрюша, Филя и Степашка стали членами почти всех российских семей.
История создания и суть программы
Детская редакция телевидения Советского Союза захотела рассказывать малышам сказки на ночь после знакомства с немецкими передачами, убаюкивающими ребят. Маленьких берлинцев и дрезденцев с начала 60-х годов 20 века помогал укладывать спать Песочный Человечек – персонаж ряда европейских произведений, как народных, так и авторских.
Идея телевизионной колыбельной не понравилась создателю Незнайки Николаю Носову, утверждавшему, что переживания за Колобка или Снегурочку, вызванные просмотром передачи, помешают ребенку заснуть, и программу надо показывать не позже, чем за 2 часа до отбоя.
Но молодые на тот момент писатели Эдуард Успенский (будущий литературный «папа» Чебурашки) и Александр Курляндский (будущий сценарист «Ну, погоди!») с энтузиазмом взялись за работу над проектом. Хотя, как любые создатели, они много дискутировали о том, как окрестить «новорожденную», название «Спокойной ночи, малыши!» оказалось столь удачным, что программу ни разу не переименовывали.
Как программа «Спокойной ночи, малыши» пугала детей #shorts
Передача дебютировала на экранах в сентябре 1964 года. Малыши середины 60-х не были избалованы мультиками и зрелищами, поэтому обрадовались появлению программы, адресованной им – маленьким гражданам советской страны. В первых выпусках юным зрителям демонстрировали картинки с закадровым текстом.
Затем передача стала более живой – в кадре появились взрослые ведущие, беседующие с дошкольниками или кукольными персонажами. Поскольку съемки малышей порождали много организационных и правовых проблем, участники-куклы постепенно вытеснили участников-детей.
Песня и заставка передачи также с годами менялись. Наиболее известные варианты – это колыбельная «Спят усталые игрушки» (композитор Аркадий Островский, автор слов – Зоя Петрова), завершавшая самый первый выпуск, и пластилиновый мультик, снятый режиссером Александром Татарским в 1981 году.
В годы перестройки и перехода к рынку песню про одеяло и подушку критиковали за то, что она, в отличие от традиционных колыбельных, не адресована конкретному малышу и не поется от лица матери. Композиция чередовалась в передаче с другими музыкальными произведениями (например, «Спи, моя радость, усни», исполняемой Еленой Камбуровой, или колыбельной из фильма «Цирк», написанной Исааком Дунаевским). Но в итоге песенка, завершающаяся фразой «Глазки закрывай, баю-бай!», стала гимном программы «Спокойной ночи, малыши!».
Колыбельная «Спят усталые игрушки»Мультфильм, снятый автором «Пластилиновой вороны», сменил неподвижную картинку, открывавшую передачу до этого. Среди других знаменитых заставок – мультик Владимира Самсонова о шляпе доброй феи, и вариант Юрия Норштейна с зубастым зайцем, не понравившийся маленьким зрителям.
Хотя в последние десятилетия программа «Спокойной ночи, малыши!» страдала от недофинансирования, переезжала с канала на канал и меняла время выхода в эфир, сюжетная канва продолжительностью в четверть часа весьма стабильна.
Между двумя (или тремя) персонажами-куклами возникает конфликт или спор, который разрешает мудрый и тактичный взрослый, появляющийся чуть позже. Дискуссии обычно касаются каких-то бытовых ситуаций (можно ли закалиться, выйдя на зимнюю прогулку без шапки, или этично ли брать у товарища велосипед без спроса).
После разрешения конфликта участники передачи вместе с юными телезрителями, как правило, смотрят мультфильм, а затем начинают зевать и желают ребятам спокойной ночи. Временами взрослые ведущие читают или рассказывают что-либо на протяжении целого эфира, тогда мультик не демонстрируется.
Лишь иногда метаморфозы, происходившие с обществом, вклинивались в мир программы. Так, в день смерти Леонида Брежнева передача «Спокойной ночи, малыши!» свелась к демонстрации серии мультфильма «Заколдованный мальчик», снятого по мотивам сказки Сельмы Лагерлёф. В эпоху «нового мышления» кукольные ведущие устраивали телемосты с заокеанскими «коллегами» и показывали американские рисованные фильмы.
А с новым ростом международной напряженности постоянный персонаж передачи пес Филя собирался стать пограничной собакой. В нулевые годы 21 века передача иногда демонстрировала малышам мультфильмы, не соответствующие возрасту целевой аудитории – например, серию проекта «Смешарики» под названием «Черный ловелас». Но в целом бабушки и дедушки, усаживаясь в 2019 году смотреть с внуками программу «Спокойной ночи, малыши!», видят контент, близкий к тому, что радовал их в детстве.
Ведущие и персонажи «Спокойной ночи, малыши!»
За годы существования передачи ее кукольными ведущими побывали Буратино и Колобок, Цап-Царапыч и попугай Кеша, Буквоежка и Домовой и даже такие экзотические персонажи, как Шишига и Киндерино. Однако костяк «трудового коллектива» состоит из трех представителей сильного пола, появившихся в эфире на стыке 60-70-х годов 20 века (Филя, Степашка, Хрюша), и присоединившейся к «Спокойной ночи, малыши!» на 10 лет позже Каркуши. Подобно трем мушкетерам, каждая из трех кукол-«мальчиков» имеет собственный характер.
Пес Филя – энергичный, честный и исполнительный, но слегка недогадливый. Зайчик Степашка – ранимый и робкий, несколько трусоватый интеллигент.
Поросенок Хрюша – носитель наибольшего числа недостатков (ленив, любит пошкодить и поесть), этакий Карлсон с пятачком вместо пропеллера. Имя Хрюша настолько срослось с телевизионным свиненком, что российские читатели, поголовно воспитанные передачей «Спокойной ночи, малыши!», с трудом воспринимают персонажа с таким же именем в русском переводе «Повелителя мух» Уильяма Голдинга.
Ворона Каркуша – единственная «девочка» среди кукольных ветеранов программы.
К взрослым ведущим кукольные персонажи в 60-80-е годы обращались как к «дядям Юрам», «дядям Володям» и «тетям Таням», а сейчас, как правило, по имени — Оксана (к обладательнице титула «мисс Вселенная» Оксане Федоровой), Аня (к дочери режиссера-оскароносца – актрисе Анне Михалковой), Дима (к певцу Дмитрию Маликову). Впрочем, случаются и исключения: боксер и депутат Николай Валуев – «дядя Коля», а не «Николаша».
Единственный «коллега», к которому куклы обращались по имени и отчеству – это Ярослав Дмитриевич, рассказывавший детям о музыкальных инструментах в 2012 году, а под псевдонимом программу ведет только фокусник Амаяк Акопян, который представляется малышам как Рахат Лукумыч.
«Спокойной ночи, малыши!» — Амаяк Акопян в образе Рахата ЛукумычаСамыми знаменитыми ведущими были «дядя Володя» (Владимир Иванович Ухин), «тетя Валя» (Валентина Михайловна Леонтьева) и «дядя Юра» (Юрий Герасимович Григорьев). В начале 90-х телезрителей убаюкивал еще один «дядя Юра» — фронтмен «Утренней почты» Юрий Николаев.
Современные звезды считают за честь засветиться в программе «Спокойной ночи, малыши!». Так, 13 ноября 2013 года малышей «провожала ко сну» певица Валерия, а в начале 2017-го партнером Хрюши и Каркуши стал Тимати (Тимур Юнусов).
Источник: 24smi.org
Как создавали передачу «Спокойной ночи, малыши!»
1 сентября 1964 года вышел первый выпуск передачи, которой суждено было стать любимой не одним поколением детей. «Спокойной ночи, малыши!», конечно, немного менялась в зависимости от реалий, но в то же время формат оставался прежним — добрые взрослые и симпатичные зверюшки рассказывают детям что-то познавательное, а потом показывают мультфильм.
Нам стало любопытно, как придумали передачу, которая все еще заставляет малышей прилипать к экранам: ее смотрели нынешние бабушки, а теперь смотрят их внуки.
Зверюшки и их «родители»
Однажды в поездке по ГДР главный редактор программ для детей телевидения СССР увидела мультфильм про песочного человека, который каждый день попадал в разные ситуации. Это натолкнуло ее на мысль создать передачу для детей с веселыми героями. Поначалу программа действительно не имела четкого плана и сценария. Маленьким зрителям показывали картинки с закадровым текстом, потом артисты театра стали разыгрывать небольшие сценки, а затем появились первые куклы. Но это были не всем знакомые Хрюша или Степашка, а Буратино, мальчики Шустрик и Мямлик.
Первым из любимых героев на экранах появился интеллигентный Филя. Актером, озвучивавшим Филю, был Григорий Толчинский. Он любил шутить: «Уйду на пенсию — издам книгу „20 лет под юбкой тети Вали“». Хотя, конечно, в то время предъявлялись строгие требования к одежде ведущих: короткие юбки носить было нельзя.
Затем в 1970 году в эфир пустили Степашку. Эффектнее всего на экране появился Хрюша. Он вылез из-под стола прямо во время эфира, а зайчик признался, что это друг, который теперь живет у него. Модница Каркуша появилась уже в 1982 году. Поначалу она была строгой вороной, но все же создатели считали, что ей не хватает цельности характера.
Модницу, кокетку и умницу из Каркуши удалось сделать актрисе Гертруде Суфимовой, которая озвучивала ее много лет.Все остальные герои, кроме этой четверки, появлялись в передаче эпизодически и так сильно не полюбились зрителям. Хотя их было немало: Ерошка, Мишутка, Цап-Царапыч, Домовой, Буквоежка, Ухтыш.
Ведущими всегда были самые обаятельные актеры
За время существования программы сменилось 33 ведущих. Некоторые оставались в передаче многие годы, другие приходили ненадолго. Но советским детям, конечно же, запомнились тетя Валя (Валентина Леонтьева), дядя Володя (Владимир Ухин), тетя Света (Светлана Жильцова), тети Тани (Судец и Веденеева), тетя Лина (Ангелина Вовк), дядя Юра (Юрий Николаев).


Секреты и трудности съемок
Артистам, которые озвучивали игрушечную компанию, иногда приходилось работать в довольно сложных условиях. Ведь передачи не всегда снимались в студии. В середине 80-х программа вышла за пределы студии, съемки велись в цирках, театрах и парках. А однажды прямо из сугроба и даже из водоема. «Там участвовали дубляжные куклы (не из передачи).
Их специально пропитывали жиром, чтобы можно было мочить, а мы сидели в озере по пояс в воде. Гертруде Суфимовой (Каркуша), уже немолодой женщине, пришлось лезть на дерево, на самый край ветки, прямо над озером», — вспоминала Наталья Голубенцева, актриса, которая озвучивала Степашку.
В советское время создатели использовали специальный язык, чтобы минимизировать число пауз и ляпов. Например, тетю Валю легко постукивали по ноге, когда пора было заканчивать фразу или вступать в беседу. А когда эфирное время истекало и нужно было об этом напомнить, ведущую поглаживали по коленке.Раньше ведущий сидел за столом, а под ним находились актеры-кукольники в неудобных позах. Современная студия сделана более комфортной для всех участников. Ведущий сидит на возвышении, под ним оборудован второй пол с люками для актеров и кукол.
Куклы используются так интенсивно, что их нужно менять каждые 3 года. Одно время их даже пытались заказывать из Англии, но зверюшки получались не такими, как нужно, не душевными. Гардероб меняют еще чаще, но и уже отслуживших свое кукол, и одежду хранят в специальных контейнерах, а не выбрасывают.
Интересно, что характер Хрюши, по мнению многих ведущих, напоминал нрав настоящего ребенка — озорной, любознательный и смелый. Но и споры чаще всего разгорались вокруг него. Хрюшу несколько раз хотели уволить из передачи. Бедный поросенок провинился в том, что на него ополчились мусульмане, называя его нечистым.
Кто-то считал, что поросенок не должен учить детей, потом обратили внимание на то, что у него не моргают глаза, как у остальных кукол. Но Ангелина Вовк отстояла этого персонажа.
Только поросенка пудрят перед эфиром, как настоящую звезду, другие звери не удостаиваются такой чести. Это делали сначала из-за слишком блестящего материала, из которого он сделан, а сейчас — для придания румянца.
Актеры, которые озвучивают кукол, делают это много лет и уже сроднились с ними. А иногда и забавно используют свое служебное положение. Например, актриса, которая озвучивает Степашку, говорит его голосом с гаишниками. Мало того, в удостоверении рядом со своим фото она вклеила снимок своего персонажа.
Заставки передачи вызывали споры среди зрителей
Первая заставка появилась в 1964 году. Она была черно-белой и изображала часы с двигающимися стрелками. Тогда у передачи не было постоянного времени выхода, и художнику приходилось каждый раз рисовать ее заново. И только в 1970-х заставка стала цветной.
Самой долгоиграющей оказалась пластилиновая заставка Александра Татарского, сделанная в 1981 году, с девочкой и игрушками у телевизора. Кстати, многие дети, только став взрослыми, заметили фишку заставки: каждый день недели она была разная — у телевизора с понедельника по воскресенье прибавлялись зрители. В понедельник это была только девочка, а к воскресенью вокруг нее собиралась целая компания игрушек. Но так делали только в период 1981–1987 годов.
Одно время у передачи была заставка, нарисованная знаменитым Юрием Норштейном, — с зайцем, звонящим в колокольчик. Но именно она вызвала негодование зрителей, и руководству пришлось ее убрать. Зубы и губы зайца показались им слишком страшными.
С 2002 года в «Спокойной ночи, малыши!» используют все ту же, но модернизированную и более яркую пластилиновую заставку Татарского.
Современная передача
В 90-е, 2000-е и в наше время ведущими передачи становились известные люди. Общались с детьми Дмитрий Маликов, Виктор Бычков, Валерия и даже Тимати. Дольше других ведущей проработала бывшая «Мисс Вселенная» — Оксана Федорова. Самым нестандартным ведущим зрители назвали Николая Валуева. А Анна Михалкова стала лауреатом премии «ТЭФИ-Kids» как лучшая ведущая.Сейчас постоянными ведущими являются Анна Михалкова и Оксана Федорова, а у Хрюши, Степашки, Фили и Каркуши появился новый друг — тигренок Мур.
Со временем стиль общения на программе сильно изменился — к ведущим перестали обращаться на «вы» и называть их тетями: теперь в гостях у любимых героев бывают просто Оксана и Аня. Только актера Виктора Бычкова куклы все же называли дядей Витей, ведь он старше и Федоровой, и Михалковой. Его образ — добрый сосед, всегда приходящий на помощь в трудную минуту.
Заставка с 1982 по 1986 годы
Источник: yaustal.com