Кто пишет школьные программы

У нас есть 16 ответов на вопрос Кто пишет школьные программы? Скорее всего, этого будет достаточно, чтобы вы получили ответ на ваш вопрос.

Содержание

  • Кто составляет программу курса?
  • Кто пишет школьные программы? Ответы пользователей
  • Кто пишет школьные программы? Видео-ответы

Отвечает Аня Тимофеева

Исключительным правом на разработку и утверждение образовательных программ обладает образовательная организация. Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ «образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность».

Кто составляет программу курса?

Методист здесь — ваш проводник: он отобрал нужную информацию, сделал инструкцию по прохождению курса и помог достичь результата за нужное время. Методиста ещё называют педагогическим дизайнером, архитектором обучения, разработчиком онлайн-курсов, сценаристом.

Источник: querybase.ru

Инстаграмщицы отвечают на школьные вопросы (часть 2)

Кто пишет учебники для наших детей?

Современные российские учебники для школьников не перестают удивлять. Это как раз тот случай, когда дурости предела нет. В одном из последних учебников второклашки неожиданно узнали о том, как «проторчать» от мухоморов. Также дети узнали, что толщина атмосферы Земли, оказывается, составляет 1000 километров, а голубь летает быстрее самолета.

Уж так получилось, что, следуя с сыном программе «Начальная школа XXI века», пришлось столкнуться с серией учебников по дисциплине «Окружающий мир», авторства Н. Ф.Виноградовой и Г. С.Калиновой. (издательский центр «Вентана-граф», Москва).

Признаюсь, сначала масштабы бедствия не были оценены нами в полной мере. Конечно, некоторые моменты заставляли недоумевать и раньше: например школьникам второго класса сообщалось, что «если кто-то съест мухомор, его состояние будет похоже на состояние сильно пьяного человека, когда кружится голова, тошнит, и мерещатся всякие странные видения» (стр. 27, «Окружающий мир, 2-й класс»). Помнится, пришлось объяснить ребенку, которому захотелось поговорить о «видениях», что ничего хорошего в описанных симптомах нет.

Но по-настоящему поразил воображение учебник для третьего класса. Хотелось бы поделиться впечатлениями от прочтения 1-й книги этого курса.

Условно, представленный материал можно разделить на две неравные части, посвященные неживой и живой природе. Материал, относящийся к неживой природе, занимает существенно меньше места (примерно, первые 40 из 150 страниц) и содержит наибольшее количество неточностей и грубых ошибок.

Перечислю наиболее вопиющие ошибки.

1. «Землю окружает воздушная оболочка — атмосфера. Толщина ее достигает 1000 км.» (стр. 27). В настоящее время признано, что принимать в учет воздействие атмосферы, скажем, на космические корабли, имеет смысл лишь на высотах, меньших 120 км. Именно эта отметка и принята сейчас за верхнюю границу атмосферы.

ТЕСТ ПО ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ (выпуск — 1)

Хотелось бы понять, откуда взялась гигантская цифра в 1000 км у авторов учебника, и почему у них не возникло естественного желания ее проверить.

2. Изображения компаса на стр. 33 и 42 (два рисунка компаса рядом, см. Рис.1) приведены неверно. Направление на восток находится справа от оси «север-юг», а не слева, как показано на картинках. Констатирую таким образом, что в книге содержатся целых три неверных изображения компаса.

Справедливости ради, надо сказать, что в тексте компас описан правильно.

3. Масштаб 1:25000 означает, что в 1 см содержится 25000 см = 250 м (а не 250 км(. ), как написано в учебнике, стр. 37). Это — не грубая, а грубейшая ошибка.

4. На странице 44 содержится следующий пассаж: » Как ты думаешь, кто быстрее доставит письмо адресату — самолет, почта или голубь? К удивлению исследователей, которые провели такой эксперимент в конце прошлого века, первый с поставленной задачей справился голубь». Гугл помог приоткрыть тайну этого загадочного соревнования.

На сайте http://www.kotmurr.spb.ru/anima/golub_pochtovij.html находим дословно такой текст: «В конце ХХ в Прибалтике, например, провели эксперимент: кто быстрее доставит письмо адресату — самолет, почта или голубь? К удивлению исследователей, первым с поставленной задачей справился голубь. Ему удалось избежать бюрократии при оформлении и доставке письма и опередить современные средства связи».

С последней фразой все встает на свои места. После прочтения же текста учебника у всех опрошенных детей сложилось впечатление, что голубь может летать быстрее самолета. Попутно замечу, что у меня вызвало удивление дословное копирование довольно безграмотного текста — как можно сравнивать «почту» и «самолет», если письмо по почте часто доставляется именно что самолетом?

Читайте также:
Как попасть на программу что где когда

5. На странице 78 находим: «Семена березы ветер уносит на 2 км, а семена ясеня — на 20 км. Семена клена улетают почти на 90 км.» Поиски, с целью выяснить, как семена могут перемещаться на такие огромные расстояния, успехом не увенчались. На сайте «Центра устойчивого управления лесами» (http://csfm.marstu.net/elearning/vozobnovlenie/text/3.1.html), находим, что все расстояния, преодолеваемые семенами деревьев по воздуху, не превышают 1 км. Для клена таблица по ссылке дает в среднем 88 метров воздушного переноса. Так что, скорее всего авторы учебника хотели указать для семян клена 90 м, а не 90 км.

6. В таблице на стр. 104 указывается, что сокол может развивать скорость в 300 км/ч. У критически мыслящего человека этот факт не может не вызвать сомнения. Пять минут поиска в книгах и интернете позволяют выяснить, что сокол может развивать эту скорость лишь в свободном падении при охоте на жертву. Поместить сокола с такой скоростью в общую таблицу, без соответствующего комментария, на мой взгляд — посеять путаницу в голове ребенка, которому предстоит представить себе птицу, легко обгоняющую скорый поезд.

7. На странице 101 содержится утверждение, что «овчарка может вернуться домой, даже если ее увезли за 8-10 км». К сожалению, насколько я знаю, это является отражением народного заблуждения и документально никак не подтверждается: если собаку именно увезли (а не она ушла сама), то вернуться она может лишь в случае исключительного везения. Впрочем, на фоне вышеперечисленных «ляпов» это — наименее серьезная неточность.

Упомянутые неточности, а подчас просто — грубые ошибки, конечно, являются свидетельствами безграмотности авторов учебника. Но, мне кажется, ситуация еще хуже. Даже не содержащий ошибок текст, написан настолько блекло и «водянисто», что не позволяет выделения главных и второстепенных элементов материала. Скажем, много ли информации может почерпнуть несчастный школьник из утверждений:

«Группу рыб называют косяком. Одну рыбу можно легко поймать, а косяк — трудно»;

«Звери-хищники, такие как тигр, лев, пантера, могут с помощью зрения точно определить расстояние до жертвы. Сама жертва (например, зебра), может вовремя увидеть опасность».

«Животные помогают растениям «переезжать» на другое местожительство, так растения расселяются по Земле» (в данном случае фраза не «выдернута из контекста», а занимает весь абзац, и никаких деталей больше не сообщается).

Таким образом, у меня сложилось полное впечатление, что учебник был написан в спешке, халтурно, без должного вычитывания. Но остается удивляться, как такой «полуфабрикат»:

(а) прошел рецензирование;

(б) выдержал три(!) переиздания (2008, 2009 и 2012 годы, изд-во «Вентана-Граф»);

(в) оказался включен в федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, на 2013/14 год (см. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067, г. Москва, позиция 356 в приложении).

И уж совсем невозможно понять, как этот авторский коллектив был удостоен премии Президента Российской Федерации в области образования.
Источник

Источник: sofya1444.livejournal.com

Подбор авторов школьных учебников – это сложная технология

Как создаются школьные учебники? Может ли стать автором человек с улицы? И чем объяснить успех самых популярных учебников? На эти и другие вопросы отвечает Дмитрий Климишин, управляющий директор издательства «Просвещение».

— Дмитрий Александрович, в чем разница между «звездными» авторами, чьи книги выпускаются огромными тиражами, на рынке художественной и учебной литературы?

— Разница очень большая. Написать и издать учебник или учебно-методическое пособие гораздо сложнее, чем детскую книжку.

Рынок учебной литературы, на выпуске которой специализируется издательство «Просвещение», и рынок художественной литературы — это разные рынки, и издательства работают на них по-разному. На рынке художественной литературы книга переиздается один или несколько раз (за исключением нескольких «хитовых» изданий), при этом успешный автор может писать книги одну за другой. Их готовят к печати и издают очень быстро в расчете на то, что потребители не потеряют интереса к авторскому труду. То есть на рынке художественной литературы издательства стараются действовать в соответствии с текущей модой и трендами.

Читайте также:
Какие существуют программы для улучшения жилищных условий

На рынке учебной литературы структура подготовки продукта иная. Учебник создается долго, потому что его нужно не просто написать, но и привести в соответствие с действующими нормами, в том числе с образовательными стандартами, апробировать, включить в Федеральный перечень учебников и только потом выводить на массовый рынок.

При этом включение в Федеральный перечень не гарантировано – учебник должен пройти не менее трех независимых экспертиз. Так что работа над продуктом до его вывода на рынок растягивается на несколько лет. К примеру, сейчас действует перечень 2014 года, и он изменялся только в рамках предмета «Астрономия» и учебников для детей с ограниченными возможностями здоровья. То есть новые авторы могли войти в Федеральный перечень только по этим предметам.

Помимо учебников, издательства учебной литературы выпускают учебные пособия (книги для чтения, рабочие тетради, контурные карты, методические пособия для учителя и проч.), которые в отличие от учебников не проходят внешнюю экспертизу. Но все равно требования к ним высоки, поэтому мы всегда проводим внутреннюю экспертизу, и времени на создание этих продуктов также требуется немало.

— От чего зависит популярность школьных учебников? Чем объяснить, что один учебник выдерживают не один десяток переизданий, а от другого издательства быстро отказывается?

— Успех учебников зависит, прежде всего, от творческого потенциала авторов и команды людей, которые вместе с автором работают над подготовкой учебников. Остальные факторы вторичны. Можно говорить и о зависимости тиражей от широты аудитории, которой учебники адресованы – к примеру, учебник русского языка имеет большую аудиторию, нежели учебник французского языка.

У каждого учебника – своя судьба. Сложность для команды заключается еще и в том, что учебник должен заглядывать в будущее – мы должны учить детей не только тому, что им необходимо знать в современной жизни, а тому, что им понадобиться после окончания школы. Это очень непростая задача.

— Как в издательстве «Просвещение» подбирают авторов? Есть ли традиции работы с авторами, сохранившиеся с советских времен?

— Подбор авторов школьных учебников – это сложная технология. Нельзя понимать ее упрощенно, что вот, дескать, есть резервуар с талантливыми авторами, и мы только туда запускаем «сачок», а вот резервуар с не очень талантливыми, и мы к нему стараемся не приближаться. При этом стоит отметить, что популярными авторами, известными по всей России, зачастую становятся ученые и педагоги, которых раньше знали лишь в узких кругах. Их талант проявился именно при написании учебника: им удалось добиться сочетания научной глубины, простоты и доступности.

В советские годы, когда издательство «Просвещение» только начинало работать, существовала практика назначения авторов – прежде всего, по гуманитарным предметам. Были примеры, когда учебники отбирали для школ по итогам конкурса, тенденция возобладала с середины 1950-х годов. Яркий пример – учебник по истории древнего мира Федора Коровкина, победивший на конкурсе благодаря простоте и доступности содержания.

Роль издательства «Просвещения» заключалась в том, что редакторы, работавшие здесь десятки лет, фактически становились соавторами учебников и пособий. В издательстве сформировался пул не только авторов, но и редакторов, благодаря которым вот уже почти 88 лет появляются стабильные и качественные учебники.

Некоторые современные учебники построены на базе именно тех учебников, которые создавались в советские времена. Они были настолько хорошо написаны авторским коллективом, что требуется лишь правка этих учебников под современные реалии, что мы и делаем постоянно. Один из примеров – учебники математики Марии Игнатьевны Моро, не так давно скончавшейся на 93-м году жизни. В советские годы она фактически была создателем нового предмета начальной школы – математики, пришедшей на смену арифметике.

— Какое образование должен иметь автор учебника? Где у него чаще всего основное место работы? Какими знаниями он должен обладать, помимо знаний своего предмета?

Читайте также:
Установить программу Гранд смета на компьютер

— У всех авторов, конечно, было и есть высшее образование. Среди них работники академических институтов РАН и РАО, высшей школы, ведущие методисты, учителя школ, которые играют большую роль в составлении методического аппарата и рабочих программ.

Нужно понимать, что у учебника не может быть одного автора, даже если это гениальный человек, это всегда плод работы коллектива людей. К тому же современный учебник – часть УМК (учебно-методического комплекса), в создании которого могут быть задействованы разные люди. Например, наш УМК по истории России под редакцией Анатолия Торкунова, подготовленный в соответствии Историко-культурным стандартом в предельно короткие сроки, — результат работы десятков людей. Это и авторы, каждый из которых является специалистом по тому или иному историческому периоду, и методисты, сотрудники издательства, члены научно-редакционного совета.

Для написания учебника важны знания детской психологии, осведомленность о последних достижениях науки. Среди наших авторов – академики РАН, как например, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян (всеобщая история) или Алексей Семенов (информатика), который является одновременно академиком РАО, автором педагогических концепций в области математики и информатики.

А есть авторы, являющиеся не только учеными, но и методистами, они, конечно, ближе к школьной практике, чем члены «большой» академии. Таиса Ладыженская – одна из крупнейших методистов в нашей стране, специалист по русскому языку, чьи книги издавались на протяжении 40 лет. Она никогда не покидала науку – теорию и практику русского языка, что позволяло ей своевременно обновлять учебники. Леонид Боголюбов, которого мы уже упомянули, – ученый-обществовед с огромным педагогическим опытом.

— Как издательство «Просвещение» отбирает авторов? Может ли стать автором человек с улицы?

— Примеров, когда авторы приходят с улицы и предлагают готовый продукт, я, пожалуй, не припомню. Но, проводя мероприятия в регионах, в школах, в институтах повышения квалификации, мы замечаем коллег с высоким потенциалом, которые могли бы стать авторами учебников. Так нашим автором в 2007 году стал московский учитель истории Андрей Иванов, заместитель директора школы № 548. В школе, которую возглавляет Ефим Рачевский, он отвечает за учебно-воспитательную и проектную работу.

В подборе авторов все большая роль отводится издательству. Конечно, нам нужны авторы, которые могли бы объединить разные направления при подготовке учебников и пособий – те, кто проводят научные исследования, разбираются в детской психологии, владеют методическим аппаратом и проч. Но важно и другое: мы ищем авторов, ориентированных на современных детей и молодежь, понимающих особенности восприятия учебного материала новым поколением, которое живет в ином измерении, нежели десять лет назад. Это выдвигает новые требования к работе авторов и издательства.

— Как меняются требования к авторам учебников в связи с развитием цифрового образования и создания в школах современной информационно-образовательной среды?

— В современном книгоиздании к учебникам, пособиям и рабочим программам добавляются электронные форматы, методики и технологии, которые позволяют сделать все эти материалы более современными. Без электронной копии учебник не включат в федеральный перечень, так что умение учитывать требования информационно-образовательной среды при создании учебника должно быть у каждого нашего автора.

Особой популярностью в современной школе пользуются учебники, которые дают возможность ребятам систематизировать знания и выделить самое важное в огромном потоке информации. Эту роль выполняют не только некоторые линейки наших учебников, но и методические пособия для учителей, технологические карты уроков. Таким образом, с помощью наших пособий учитель моделирует урок, по-разному организует занятия в разных классах. Модульный принцип построения учебников и система многоуровневых заданий легко позволяет корректировать программу в зависимости от уровня подготовки школьников.

Кроме того, современные технологии позволяют расширять учебное пространство – технологии искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности постепенно приходят и в образование. Умение использовать такие технологии также становится задачей коллектива, работающего над новыми цифровыми учебниками.

Все эти факторы, влияющие на популярность учебно-методических комплексов в школах, мы стараемся учитывать в работе с нашими авторами.

Источник: pedsovet.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru