Общая характеристика технологии музыкального воспитания школьного Д. Б. Кабалевского
Замечание 1
Дмитрий Борисович Кабалевский является советским композитором, педагогом и общественным деятелем, Народный артист СССР, академик АПН СССР, доктор искусствоведения, профессор.
Д.Б. Кабалевский разработал технологию музыкального воспитания школьников, которая является одной из самых эффективных и общепризнанных в стране. Технология Д.Б. Кабалевского органично связывает музыку как вид искусства, с учебным предметом «музыка».
По мнению, Д.Б. Кабалевского одним из главнейших условий эффективной человеческой деятельности является художественное развитие личности каждого человека. Данное развитие с одной стороны оказывает положительно влияние на духовность человека, а с другой стороны способствует полноценному развитию его творческих задатков.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Основные перспективные позиции концепции Д.Б. Кабалевского заключаются в следующем:
Тематический каркас 2.0. Стандарт столичного качества образования. Изобразительное искусство, музыка
- Необходимо сделать так, чтобы художественное образование стало одним из ведущих факторов нравственного и духовного возрождения родной страны, укрепления ее статуса на мировой арене, как великой державы в области образования, искусства и культуры.
- Современная педагогика не в полную меру использует возможности художественного образования и развития. Однако предметы искусства имеют возможность давать учащимся наиболее полную картину мира, погружая детей в мир нравственности и красоты, мир ощущений других людей, которые принадлежат не только разным эпохам, но и национальностям.
Основные цели концепции Д.Б. Кабалевского:
- Повышение значимости музыкального воспитания в рамках общеобразовательной школы.
- Нравственное и эстетическое воспитание личности учащихся.
- Формирование музыкальной компетенции учащихся, подразумевающее овладение как теоретическими знаниями, так и практическими умениями и навыками в области музыки.
- Формирование у учащихся музыкального вкуса, а также духовных, нравственных и эстетических идеалов.
- Воспитание потребности в общении с музыкой.
- Накопление учащимися опыта полноценного музыкального творчества.
«Технология музыкального воспитания школьников Кабалевского»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
В настоящее время технология музыкального воспитания школьников, разработанная Д.Б. Кабалевским, является одной из основных программ общеобразовательных школ страны. Программа «Музыка», в основе которой лежит технология Д.Б. Кабалевского, рассчитана на 5-8 классы. В основе программы лежит ряд качественно новых образовательных процессов, которые были взяты из области искусствоведения. К данным процесса относятся:
- приоритетное направление в обучении – это признание общечеловеческих ценностей;
- стремление не только к сохранению духовной культуры, но и к ее воспитанию в личности каждого учащегося.
Технология Д.Б. Кабалевского была предложена им еще в 70-е годы, однако все время своего существования она находится в состоянии постоянного развития и совершенствования. Неизменными остаются только цели, задачи, ведущие принципы и методы. Изменения связаны с требованиями, которые общество предъявляет к подрастающему поколению, а также с изменениями в области музыкального искусства.
КАК ТЕПЕРЬ музыка работает на пропаганду и власть / музыковед Анна Виленская
Концепция технологии Д. Б. Кабалевского
Основные концептуальные положения Программы «Музыка», по технологии Д.Б. Кабалевского:
- Осуществление воспитания через разнообразные музыкальные образы.
- Опора на принцип красоты.
- Осуществление взаимосвязи музыки как учебной дисциплины с иными видами искусства (ИЗО, театральное искусство, кино, литература и т.д.).
- Осуществление преемственности в музыкальном воспитании учащихся.
- Построение учебной программы на основании тематики.
- Отказ деления урока на традиционные разделы, то есть соблюдение целостности урока музыки.
Помимо опоры на принцип красоты, большое значение имеет опора на принцип тождества и контраста, которые предусматривают:
- обучение учащихся определять музыкальный жанр по звучанию (темп, ритмический рисунок, тембр, фактура и т.д.);
- в процессе обучения объединять разновидности одного музыкального жанра по общим признакам и сходствам (например, знакомство с разновидностями марша).
Замечание 2
Соблюдение данного принципа имеет решающее значение в организации технологии Д.Б. Кабалевского.
Особенности содержания технологии
Основой содержания технологии Д.Б. Кабалевского являются «три кита» — песня, танец и марш, они являются и основными музыкальными жанрами.
Построение Программы «Музыка» на основании технологии Д.Б. Кабалевского основано на тематическом разделении.
Тематическое построение предполагает, что каждая учебная четверть имеет свою тематику. Например: 1-ая четверть 1-го класса «Ознакомление с тремя китами музыки», 2-ая четверть 1-го класса «Что нам говорит музыка» и т.д.
Каждая четверть имеет углубленные темы, в рамках общечетвертной темы. Так в первой четверти 1-го класса по теме «Ознакомление с тремя китами музыки», первые три урока могут быть посвящены ознакомлению с танцем, песней и маршем. В рамках данных тем происходит ознакомление учащихся с характеристиками музыкальных жанров. Далее уже на основании полученных знаний, учащиеся переходят к расширению представлений о музыкальных жанрах в соответствии с темой 2-ой четверти.
Все учебные четверти, несмотря на то, что они имеют разную тематику, объединены между собой, на основании принципа преемственности. Например: Если учебный материал 1-ой четверти направлен на то, чтобы различать между собой, три основные музыкальные жанра, то темы 2-ой четверти направлены на усложнение воспитательно-образовательной задачи – формирование умения воспринимать музыку как художественное искусство, выразительно по своей природе.
Помимо преемственности между темами четвертей учебного года, необходимо соблюдать преемственность и между классами. Только в этом случае реализация технологии Д.Б. Кабалевского будет успешной и покажет высокие результаты.
Источник: spravochnick.ru
Презентация, доклад Основные принципы построения программы по музыке по системе Д. Б. Кабалевского
Д.Б.Кабалевский выдвигает цель: сформировать у школьников музыкальную культуру на основе целостного представления о музыкальном искусстве, его общественной роли и социальном назначении. Цель Д.Б. Кабалевского
- Главная
- Музыка
- Презентация Основные принципы построения программы по музыке по системе Д. Б. Кабалевского
Слайд 1Основные принципы построения программы по музыке по системе Д. Б. Кабалевского.
![]()
Слайд 2Д.Б.Кабалевский выдвигает цель: сформировать у школьников музыкальную культуру на основе целостного представления
о музыкальном искусстве, его общественной роли и социальном назначении.
Цель Д.Б. Кабалевского
![]()
Слайд 3Основные задачи
Развитие у школьников интереса к музыке
Формирование способности творчески
размышлять о ней
Привитие учащимся навыков выразительного исполнения
![]()
Слайд 4Основной принцип
Основным принципом программы Д.Б.Кабалевского служит изучение музыки как живого искусства.
![]()
Слайд 5Основа построения занятий
Д. Б. Кабалевский предложил тематический принцип как основу построения
системы музыкальных занятий и конкретного урока.
![]()
Слайд 6Сферы музыки
Программа основана на «трех китах»:
![]()
Слайд 7Песня
Песня—наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки,
объединяющая поэтический текст с несложной,
легко запоминающейся мелодией.
![]()
Слайд 8Танец
Танец — вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических
движений и смены выразительных положений человеческого тела.
![]()
Слайд 9Марш
Марш — род музыки, сопровождающей или рисующей стройные размеренные движения людей, преимущественно
![]()
Слайд 10Формирование музыкальной культуры
Формирование музыкальной культуры основывается на восприятии музыки, включающее в
себя размышление о ней.
![]()
Слайд 11Усвоение программы
Усвоение тематического содержания программы – это необходимое и важнейшее условие
роста музыкальной культуры школьников.
![]()
Слайд 12«Музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников,
являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира».
Д.Б.Кабалевский.
![]()
Слайд 13Спасибо за внимание
![]()
Похожие презентации
Что такое shareslide.ru?
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Источник: shareslide.ru
Кто первым предложил тематическое построение программы музыка

Слайд 3
Система музыкального воспитания — деятельность педагога передающего музыкальный опыт воспитаннику; — деятельность
ребенка, активно осваивающего этот опыт; — средства воспитания; — формы организации музыкальной
деятельности

Слайд 4
Системы музыкального воспитания разрабатывали: • Эмиль Жак- Далькроз (Швейцария)- развитие музыкально
ритмического чувства; • Золтан Кодая (Венгрия) – развитие ладового (относительного) слуха; • Карл
Орф (Австрия) – развитие музыкально- творческих способностей.

Слайд 5
Дмитрий Борисович Кабалевский 30.12.1904 – 14.02 1987 Выдающийся отечественный композитор, общественный
деятель, ученый, пианист, дирижер, музыковед, публицист, музыкант- просветитель, педагог-
исследователь. В 70-е годы XX века разработал собственную целостную художественно- педагогическую
концепцию музыкального воспитания детей

Слайд 6
В основу концепции положены: • научные идеи Б.В. Асафьева; • достижения прогрессивных педагогов- музыкантов; • собственные
Источник: slaidy.com