Общая характеристика технологии музыкального воспитания школьного Д. Б. Кабалевского
Замечание 1
Дмитрий Борисович Кабалевский является советским композитором, педагогом и общественным деятелем, Народный артист СССР, академик АПН СССР, доктор искусствоведения, профессор.
Д.Б. Кабалевский разработал технологию музыкального воспитания школьников, которая является одной из самых эффективных и общепризнанных в стране. Технология Д.Б. Кабалевского органично связывает музыку как вид искусства, с учебным предметом «музыка».
По мнению, Д.Б. Кабалевского одним из главнейших условий эффективной человеческой деятельности является художественное развитие личности каждого человека. Данное развитие с одной стороны оказывает положительно влияние на духовность человека, а с другой стороны способствует полноценному развитию его творческих задатков.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Основные перспективные позиции концепции Д.Б. Кабалевского заключаются в следующем:
Тематический каркас 2.0. Стандарт столичного качества образования. Изобразительное искусство, музыка
- Необходимо сделать так, чтобы художественное образование стало одним из ведущих факторов нравственного и духовного возрождения родной страны, укрепления ее статуса на мировой арене, как великой державы в области образования, искусства и культуры.
- Современная педагогика не в полную меру использует возможности художественного образования и развития. Однако предметы искусства имеют возможность давать учащимся наиболее полную картину мира, погружая детей в мир нравственности и красоты, мир ощущений других людей, которые принадлежат не только разным эпохам, но и национальностям.
Основные цели концепции Д.Б. Кабалевского:
- Повышение значимости музыкального воспитания в рамках общеобразовательной школы.
- Нравственное и эстетическое воспитание личности учащихся.
- Формирование музыкальной компетенции учащихся, подразумевающее овладение как теоретическими знаниями, так и практическими умениями и навыками в области музыки.
- Формирование у учащихся музыкального вкуса, а также духовных, нравственных и эстетических идеалов.
- Воспитание потребности в общении с музыкой.
- Накопление учащимися опыта полноценного музыкального творчества.
«Технология музыкального воспитания школьников Кабалевского»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
В настоящее время технология музыкального воспитания школьников, разработанная Д.Б. Кабалевским, является одной из основных программ общеобразовательных школ страны. Программа «Музыка», в основе которой лежит технология Д.Б. Кабалевского, рассчитана на 5-8 классы. В основе программы лежит ряд качественно новых образовательных процессов, которые были взяты из области искусствоведения. К данным процесса относятся:
- приоритетное направление в обучении – это признание общечеловеческих ценностей;
- стремление не только к сохранению духовной культуры, но и к ее воспитанию в личности каждого учащегося.
Технология Д.Б. Кабалевского была предложена им еще в 70-е годы, однако все время своего существования она находится в состоянии постоянного развития и совершенствования. Неизменными остаются только цели, задачи, ведущие принципы и методы. Изменения связаны с требованиями, которые общество предъявляет к подрастающему поколению, а также с изменениями в области музыкального искусства.
КАК ТЕПЕРЬ музыка работает на пропаганду и власть / музыковед Анна Виленская
Концепция технологии Д. Б. Кабалевского
Основные концептуальные положения Программы «Музыка», по технологии Д.Б. Кабалевского:
- Осуществление воспитания через разнообразные музыкальные образы.
- Опора на принцип красоты.
- Осуществление взаимосвязи музыки как учебной дисциплины с иными видами искусства (ИЗО, театральное искусство, кино, литература и т.д.).
- Осуществление преемственности в музыкальном воспитании учащихся.
- Построение учебной программы на основании тематики.
- Отказ деления урока на традиционные разделы, то есть соблюдение целостности урока музыки.
Помимо опоры на принцип красоты, большое значение имеет опора на принцип тождества и контраста, которые предусматривают:
- обучение учащихся определять музыкальный жанр по звучанию (темп, ритмический рисунок, тембр, фактура и т.д.);
- в процессе обучения объединять разновидности одного музыкального жанра по общим признакам и сходствам (например, знакомство с разновидностями марша).
Замечание 2
Соблюдение данного принципа имеет решающее значение в организации технологии Д.Б. Кабалевского.
Особенности содержания технологии
Основой содержания технологии Д.Б. Кабалевского являются «три кита» — песня, танец и марш, они являются и основными музыкальными жанрами.
Построение Программы «Музыка» на основании технологии Д.Б. Кабалевского основано на тематическом разделении.
Тематическое построение предполагает, что каждая учебная четверть имеет свою тематику. Например: 1-ая четверть 1-го класса «Ознакомление с тремя китами музыки», 2-ая четверть 1-го класса «Что нам говорит музыка» и т.д.
Каждая четверть имеет углубленные темы, в рамках общечетвертной темы. Так в первой четверти 1-го класса по теме «Ознакомление с тремя китами музыки», первые три урока могут быть посвящены ознакомлению с танцем, песней и маршем. В рамках данных тем происходит ознакомление учащихся с характеристиками музыкальных жанров. Далее уже на основании полученных знаний, учащиеся переходят к расширению представлений о музыкальных жанрах в соответствии с темой 2-ой четверти.
Все учебные четверти, несмотря на то, что они имеют разную тематику, объединены между собой, на основании принципа преемственности. Например: Если учебный материал 1-ой четверти направлен на то, чтобы различать между собой, три основные музыкальные жанра, то темы 2-ой четверти направлены на усложнение воспитательно-образовательной задачи – формирование умения воспринимать музыку как художественное искусство, выразительно по своей природе.
Помимо преемственности между темами четвертей учебного года, необходимо соблюдать преемственность и между классами. Только в этом случае реализация технологии Д.Б. Кабалевского будет успешной и покажет высокие результаты.
Источник: spravochnick.ru
Презентация, доклад Основные принципы построения программы по музыке по системе Д. Б. Кабалевского
Д.Б.Кабалевский выдвигает цель: сформировать у школьников музыкальную культуру на основе целостного представления о музыкальном искусстве, его общественной роли и социальном назначении. Цель Д.Б. Кабалевского
- Главная
- Музыка
- Презентация Основные принципы построения программы по музыке по системе Д. Б. Кабалевского
Слайд 1Основные принципы построения программы по музыке по системе Д. Б. Кабалевского.
Слайд 2Д.Б.Кабалевский выдвигает цель: сформировать у школьников музыкальную культуру на основе целостного представления
о музыкальном искусстве, его общественной роли и социальном назначении.
Цель Д.Б. Кабалевского
Слайд 3Основные задачи
Развитие у школьников интереса к музыке
Формирование способности творчески
размышлять о ней
Привитие учащимся навыков выразительного исполнения
Слайд 4Основной принцип
Основным принципом программы Д.Б.Кабалевского служит изучение музыки как живого искусства.
Слайд 5Основа построения занятий
Д. Б. Кабалевский предложил тематический принцип как основу построения
системы музыкальных занятий и конкретного урока.
Слайд 6Сферы музыки
Программа основана на «трех китах»:
Слайд 7Песня
Песня—наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки,
объединяющая поэтический текст с несложной,
легко запоминающейся мелодией.
Слайд 8Танец
Танец — вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических
движений и смены выразительных положений человеческого тела.
Слайд 9Марш
Марш — род музыки, сопровождающей или рисующей стройные размеренные движения людей, преимущественно
Слайд 10Формирование музыкальной культуры
Формирование музыкальной культуры основывается на восприятии музыки, включающее в
себя размышление о ней.
Слайд 11Усвоение программы
Усвоение тематического содержания программы – это необходимое и важнейшее условие
роста музыкальной культуры школьников.
Слайд 12«Музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников,
являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира».
Д.Б.Кабалевский.
Слайд 13Спасибо за внимание
Похожие презентации
Что такое shareslide.ru?
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Источник: shareslide.ru
Кто первым предложил тематическое построение программы музыка
Слайд 3
Система музыкального воспитания — деятельность педагога передающего музыкальный опыт воспитаннику; — деятельность
ребенка, активно осваивающего этот опыт; — средства воспитания; — формы организации музыкальной
деятельности
Слайд 4
Системы музыкального воспитания разрабатывали: • Эмиль Жак- Далькроз (Швейцария)- развитие музыкально
ритмического чувства; • Золтан Кодая (Венгрия) – развитие ладового (относительного) слуха; • Карл
Орф (Австрия) – развитие музыкально- творческих способностей.
Слайд 5
Дмитрий Борисович Кабалевский 30.12.1904 – 14.02 1987 Выдающийся отечественный композитор, общественный
деятель, ученый, пианист, дирижер, музыковед, публицист, музыкант- просветитель, педагог-
исследователь. В 70-е годы XX века разработал собственную целостную художественно- педагогическую
концепцию музыкального воспитания детей
Слайд 6
В основу концепции положены: • научные идеи Б.В. Асафьева; • достижения прогрессивных педагогов- музыкантов; • собственные
Источник: slaidy.com