Кто написал программу тетрис

Права на головоломку Алексея Пажитнова десять лет принадлежали советскому правительству, а за рубежом её без лицензии продавали иностранные предприниматели.

45 513 просмотров
Одна из первых обложек игры The Digital Antiquarian
Бизнес-план из детского хобби

Алексей Пажитнов работал в Вычислительном центре Академии наук СССР. Он изучал искусственный интеллект и распознавание компьютером человеческой речи. Иногда Пажитнов ночевал на работе и, чтобы отдохнуть, экспериментировал с созданием головоломок, которыми увлекался ещё с детства.

Алексей Пажитнов The Digital Antiquarian

Вдохновение приходило к нему в неожиданные моменты. Дэвид Шефф в книге «Game Over. Как Nintendo завоевала мир» рассказывает, как Пажитнов гулял по океанариуму и был заворожён камбалой, которая, оказавшись рядом с водорослями, моментально меняла цвет с коричневого на зелёный. Так ему пришла мысль о фигурках, которые могли бы быстро менять свой цвет или форму.

Идея «Тетриса» родилась, когда Пажитнов наткнулся на детскую настольную игру «Пентамино». Смысл головоломки в том, чтобы сложить вместе несколько плоских фигурок, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов.

Алексей Пажитнов — о том, как Тетрис 35 лет остается самой скачиваемой в мире игрой

Игра «Пентамино»

Программист начал экспериментировать, решив создать её компьютерную версию, но остановился на более простом варианте, где элементы были сложены из четырёх квадратов. Такие фигурки он назвал «тетрамино», от греческого «тетра» — «четыре». Пажитнов добавил к этому слову название своего любимого вида спорта, тенниса, и получил «Тетрис».

Первый «Тетрис» был написан для советского микрокомпьютера «Электроника-60», на котором Пажитнов работал в Вычислительном центре. Поэтому элементы игры состояли из пробелов, ограниченных с двух сторон скобками. Ни цвета, ни музыки тоже не было. Усовершенствовать игру Пажитнову помогли коллеги.

Одна из первых версий «Тетриса» на компьютере «Электроника-60» The Digital Antiquarian

Цветную версию «Тетриса» написал программист Вадим Герасимов. В школе он выделялся среди сверстников: знал языки программирования Basic и Pascal, умел взламывать защиту компьютера и запускать вирусы.

Мальчику было 16 лет, когда учитель информатики привёл его в Вычислительный центр Академии наук, чтобы потренироваться в программировании. Там его заметил коллега Пажитнова Дмитрий Павловский и пригласил вместе поработать над «Тетрисом».

Герасимов самостоятельно разобрался с операционной системой MS DOS и переписал головоломку для компьютера IBM. «Когда я делал “Тетрис”, меня даже не могло взять на работу ни одно государственное учреждение, мне было слишком мало лет. Я делал это просто ради удовольствия», — рассказывал программист.

Вместе Пажитнов, Павловский и Герасимов изменили игру: маленькие «тетрамино» стали разноцветными, появилась табличка с подсчётом баллов.

Первые копии «Тетриса» были бесплатными, их раздавали на дискетах сотрудникам центра. Игра начала набирать популярность в московском кругу компьютерщиков, и у Пажитнова, Павловского и Герасимова появился первый бизнес-проект.

Пажитнов – создатель «Тетриса» / Pajitnov – The creator of Tetris

Программисты планировали собрать около десятка игр для ПК, включая «Тетрис», в одну систему, которую они назвали «компьютерным луна-парком». За пару месяцев они разработали несколько игр в цвете, с графикой и звуком и представили некоторые коллегам по центру.

Цветной «Тетрис» Владимира Герасимова The Digital Antiquarian

Единственная проблема состояла в том, чтоб продать разработку, ведь заниматься частным предпринимательством в СССР запрещали. Чтобы дать жизнь хотя бы «Тетрису», Пажитнов отдал права на него компании «Электроноргтехника» («Элорг»).

Она обладала монополией на импорт и экспорт электронного оборудования и программного обеспечения в СССР. Все соглашения с партнёрами и планы по продаже игры проходили через неё.

За границу без разрешения

Попасть за границу русской головоломке помог научный руководитель Вычислительного центра Виктор Брябрин. Он восхищался «Тетрисом» и отправил пробник игры в Институт компьютерных исследований в Будапеште. В то время там с визитом был Роберт Стейн, глава британской компании Andromeda, издававшей игры.

Среди программ он заметил «Тетрис», адаптированный венгерскими специалистами для компьютеров фирм Commodore и Apple, сел поиграть и с трудом остановился. «Я не был любителем игр, но если мне понравилась эта игра, видимо, это очень хорошая игра», — вспоминал Стейн.

Предприниматель захотел купить лицензию на «Тетрис», однако нужно было вести переговоры с СССР. А начать продажи Стейн хотел как можно скорее.

Глава Andromeda нашёл выход, который, по его мнению, позволял и быстро заработать, и соблюсти приличия. Он приобрёл лицензию на версии для Commodore и Apple у венгерской стороны и начал продавать игру американским издателям без лицензии на оригинал.

Предприниматель был уверен, что он сможет легко уговорить советских разработчиков, тем более если они узнают, что к их игре уже проявили интерес иностранные компании.

Пажитнов не знал английского языка. Прямого доступа к телексу у программиста не было. Телеграмму с согласием заключить сделку он смог отправить только спустя несколько недель, пройдя через переводчика и многочисленных начальников Вычислительного центра. К тому времени Стейн, всё ещё не имея прав на оригинал «Тетриса», уже продал лицензию разработчику игр Spectrum Holobyte, дочерней компании британского издателя игр Mirrorsoft.

За это он получил аванс в виде 3000 фунтов стерлингов и компенсацию за пользование правами от 7,5 до 15% суммы продаж. Соглашение, которое Стейн предложил заключить советским партнёрам, звучало ещё выгоднее: аванс в виде $10 тысяч и 75% от общей суммы продаж «Тетриса».

Переговоры о продаже прав на игру взяло на себя подразделение Академии наук, занимавшееся лицензиями, «Лицензнаука». Стейн попытался получить расположение Пажитнова, заявив, что в Британии главным в сделке считают разработчика игры и его пожелания, однако программист встретил эти слова с подозрением.

Для него, как и для всей «Лицензнауки», подобные сделки были новым опытом. В СССР осторожничали, просили гарантий и ужесточали условия сделки: требовали аванса в $25 тысяч и 80% прибыли. После долгих споров Стейн уехал, так и не заключив контракт.

В США «Тетрис» рекламировали как первую игру из-за «железного занавеса». Её упаковали в красную коробку, поместили на обложку собор Василия Блаженного, букву «с» стилизовали под серп и молот. Ещё в «Тетрис» добавили музыку — мелодию песни «Коробейники» на стихи Николая Некрасова.

Реклама «Тетриса» в одной из американских газет The Digital Antiquarian

Игра получала положительные рецензии. Один из сотрудников офиса Mirrorsoft, после того как «Тетрис» запретили на всех компьютерах в этой компании, писал: «Не так много игр захватывают настолько, что играешь в них даже во сне, и “Тетрис” — одна из них, по крайней мере для меня. Всю ночь мне снились фигурки из игры, я не выспался и решил не играть в эту игру хотя бы двое суток. Более высокую оценку я дать не могу».

Mirrorsoft и Spectrum Holobyte начали выпускать игру для ПК в Европе и США, не зная о том, что Стейн всё ещё посылает в Москву письма с просьбами «встретиться где угодно и с кем угодно» для заключения сделки.

Алексей Пажитнов тем временем работал над другим проектом, обучающей программой «Биограф», и решил посоветоваться насчёт её продажи с представителями «Элорга».

В разговоре программист упомянул, с какими трудностями столкнулся при лицензировании «Тетриса». Однако представители компании заявили, что о продаже прав на головоломку слышат впервые. По их мнению, «Лицензнаука» не должна была вести переговоры и брать на себя ответственность за заключение соглашений.

Логотип компании «Электроноргтехника» The Digital Antiquarian

Сделка отменяется. Телеграмму об этом из «Элорга» послали Стейну, сообщив, что теперь все переговоры будет вести только сама обладающая правами компания. Виноватым, по мнению «Элорга», оказался сам Пажитнов. Он отправил телеграмму, написав, что согласен заключить сделку, и эту фразу западный партнёр истолковал так, как ему было выгоднее.

Стейн угрожал советской стороне скандалом, не стесняясь говорить о продаже прав на игру зарубежным компаниям и шантажируя расположением мирового компьютерного сообщества. В «Элорге» выслушали угрозы, продолжили придираться к деталям соглашения и в конечном счёте заключили сделку. Стейн получил права на «Тетрис» для различных типов ПК.

Читайте также:
Элементом окна программы не является строка заголовка

Помощь от Nintendo

Издатели игр заинтересовались домашними приставками и переносными системами. Прав на производство картриджей с «Тетрисом» для таких устройств у Стейна не было, но он пообещал получить их, и Mirrorsoft продала Atari Games лицензию на издание игры в Японии.

Предприниматель снова начал переписку с Москвой, но «Элорг» волновало другое: компании так и не заплатили. С момента заключения сделки прошло уже полгода, но Стейн сослался на проблемы с транзакциями, согласился оплачивать пятипроцентный штраф за просрочку платежей и всё равно не выслал чеков.

Пока тянулись переговоры Стейна с «Элоргом», «тетрисомания» перекинулась на Японию. Там было продано 2 млн экземпляров головоломки. В Японии Mirrorsoft и Spectrum Holobyte продали версию игры для ПК, а также для приставок владельцу компании Blue Planet Software Хенку Роджерсу.

В это время Nintendo готовилась представить на рынке свою последнюю разработку — Game Boy, и ей нужна была игра, которая будет продаваться. Президент Nintendo лично попросил Роджерса получить права на переносные игровые системы, пообещав позже купить их у него.

Игровая консоль Nintendo Game Boy

Когда Хенк Роджерс отправил факс Стейну с просьбой о продаже лицензии на переносные системы, тот всё ещё спорил с партнёрами из СССР о гонорарах. Тогда Роджерс отправился в Москву сам.

В первый же день он заключил соглашение о покупке прав на переносные системы. По словам Пажитнова, с Роджерсом легко договорились, потому что он не просил никаких гарантий и не давал пустых обещаний. Но когда предприниматель, желая похвастаться своим бизнесом, достал из портфеля картридж «Тетриса» для видеоигровой системы Nintendo Famicom, беседа изменила направление.

Роджерс узнал, что все 130 тысяч картриджей, которые уже были проданы в Японии, на самом деле пиратские. Они произведены по лицензии на видеоигровые системы, которую Стейн так и не купил у «Элорга». Роджерс сразу же выписал чек на частичную оплату всех проданных картриджей и пообещал привлечь партнёра, который не только обеспечит крупное разбирательство, но и поможет разработчикам заработать на нём.

Этим партнёром была Nintendo. Крупное разбирательство началось с компанией Atari Games, которая пыталась доказать, что Famicom — это не игровая консоль, а маленький ПК, на которые у компании есть официальная лицензия.

Однако Nintendo предоставила официальный контракт русских со Стейном, в котором под «компьютером» понимали именно компьютер с клавиатурой, монитором и дисководом, работающий на обычном процессорном блоке, а не на микропроцессоре, который умещается на одном чипе.

Алексей Пажитнов и Хенк Роджерс на встрече в Москве The Digital Antiquarian

По результатам суда Atari Games пришлось остановить производство картриджей с «Тетрисом» и отправить все имеющиеся экземпляры на склад. В компании считали, что их версия лучше оригинала: в японском варианте головоломки можно было играть вдвоём.

Сделать модификацию игры для двух пользователей хотел и Пажитнов, но он не успел развить эту идею. Забракованные картриджи стали раритетом, позже коллекционеры покупали их по $150 за штуку. Их до сих пор можно найти на eBay примерно за ту же цену.

Обложка пиратского картриджа Tetris Atari Games The Digital Antiquarian

Череда сделок и соглашений завершилась в пользу Хенка Роджерса и «Элорга». После долгих переговоров, судов, встреч и поправок в контрактах Стейн остался с лицензией для ПК и игровых автоматов стоимостью $150 тысяч, однако постепенно советская сторона стала лишать его всех связей с игрой, ссылаясь на неуплату компенсации за пользование правами.

В 1990 году у Стейна отозвали все права на «Тетрис». Предприниматель признался, что за всё это время заработал на игре около $200 тысяч, хотя мог бы миллионы. Mirrorsoft и Atari Games тоже лишились лицензий по результатам судебных процессов. «Элорг» и Nintendo остались с лицензией на переносные системы и готовящимся контрактом на домашние игровые системы, а Хенк Роджерс и советские обладатели прав — с деньгами.

Большая прибыль с маленькой игры

Сумма аванса от Nintendo остаётся секретом, но, по слухам, достигала $3–5 млн. «Тетрис» выпускался в комплекте с Game Boy. К 1992 году в мире было продано 32 млн устройств, причём 46% игроков были взрослыми.

«Если вы хотите продать Game Boy маленьким мальчикам, запакуйте туда Mario. Но запакуйте туда “Тетрис”, и вы продадите GameBoy всем», — уверял Хенк Роджерс.

Роджерс получал по $1 за каждый проданный «Тетрис» в комплекте с Game Boy и ещё больше с каждой отдельно проданной игры. Nintendo головоломка Пажитнова принесла $80 млн без учёта продаж Game Boy. Если брать в расчёт продажи устройства, сумма составит несколько миллиардов долларов, ведь уже в 1991–1992 годах они достигли $2 млрд.

Алексей Пажитнов (второй слева) и Хенк Роджерс (второй справа) с партнёрами из Tetris Company The Digital Antiquarian

Когда в «Элорге» вели переговоры с Хенком Роджерсом, Алексей Пажитнов вспомнил о плане «компьютерного луна-парка», но передумал его воплощать. Программист был увлечён успехом «Тетриса» и не хотел разрабатывать другие игры.

Японские партнёры во время переговоров пытались уточнить детали выплат автору игры, но в «Элорге» отрезали: Пажитнов создавал её в рабочее время, а значит, вся прибыль должна идти государству.

Программист передал ей права в 1985 году на десять лет, и весь этот срок не получал прибыли с продаж собственной игры, тогда как советское правительство заработало несколько миллионов долларов на сделке с Nintendo.

Мировой чемпионат по классическому «Тетрису» проводится на Портлендской выставке ретро-игр и каждый год привлекает 6000 зрителей

После распада СССР предприятие «Элорг» стало частным. Роджерс пригласил Пажитнова в Токио, они стали партнёрами и в 1995 году основали Tetris Company. Только в 1996 году, когда права на «Тетрис» перестали принадлежать «Элоргу», Пажитнов начал получать доход с продаж.

Tetris Company вела переговоры о полной передаче прав и добилась этого в 2005 году. Специально для управления лицензиями на головоломку Роджерс и Пажитнов в этом же году создали Tetris Holding Company. Сейчас все права на игру принадлежат именно ей.

Источник: vc.ru

Как тетрис захватил мир: правдивая история культовой игры

Ты, конечно, знаешь, что самая популярная компьютерная игра в мире была придумана советским программистом. Но известно ли тебе, что тетрис чуть было не разрушил торговые отношения между Великобританией и СССР? Мы раскопали историю тетриса! Чтоб ты знал. И гордился!

Шел 1985 год. Вычислительный центр РАН опустел после очередного трудового дня. Только из одного кабинета ложится в темный коридор полоска света. Там за новейшим компьютером «Электроника-60» сидит 29-летний программист Алексей Пажитнов и, не глядя, пытается затушить бычок в полной пепельнице.

На черном экране перед ним зеленые строки программного кода на Pascal. Его задача — создание искусственного интеллекта. Но, если честно, он уже неделю как забил на задание партии. Алексей просто играет в тетрис. Первый раз в истории человечества.

Все началось с того, что он притащил на работу головоломку «пентамино», по которой сходила с ума Москва 80-х (там нужно собрать фигуры из пяти квадратов в коробку). Алексей решил ее оцифровать. Вскоре фигуры потеряли один квадрат, а готовые ряды стали «сгорать», вызывая у игрока чувство необъяснимого удовлетворения.

Уже через год тетрис прижился по всему советскому пространству. Друзья взахлеб рассказывали Пажитнову: «Представляешь, получили из Болгарии компьютер, нулевый винчестер, и только одна программка болтается: твоя игра!»

И вот пришел момент, когда в Венгерском институте проблем кибернетики тетрис увидел первый капиталист — англичанин Роберт Штайн. Во время экскурсии по институту Роберт остановился за спиной у лаборанта и минут через двадцать объявил, что он это покупает. «Что?» — удивились венгры. «Эту гениальную игру!» — воскликнул англичанин. Честные венгры признались, что игра им досталась на халяву, она давно гуляет по институтам. Кажется, ее придумали русские в Академии наук. «Москоу? Ноу проблем!» — легкомысленно улыбнулся Роберт.

Читайте также:
Winerror 10053 программа на вашем хост компьютере разорвала установленное подключение

Добравшись до Лондона, Штайн немедленно телеграфирует в РАН. За права на тетрис он предлагает русским 10 000 долларов и 75% прибыли, которую получит с продаж как посредник. Ответ приходит через полтора месяца (Пажитнову пришлось побегать, чтобы перевести злополучный телекс со знакомым словом и добиться у начальства разрешения ответить «скорее положительно»).

Изучив формулировки Москвы, Штайн решил, что контракт у него в кармане. Тетрис начинают готовить к запуску в крупнейшей британской компании Mirrorsoft и в Spectrum Holobyte в США (ушлый Роберт уже успел заразить их тетрисом). Однако, когда Штайн приехал в Москву, он понял, что поторопился насчет «ноу проблем».

Англичанин полдня ждет аудиенции в компании «Элорг», которая отвечала за продажу продуктов труда советских программистов. И вот дубовые двери открываются. Через длинный стол Штайну сообщают, что советская сторона недооценила потенциал научной разработки, интересующей зарубежного гостя. Москва требует больше денег. Рассердившись, Роберт уезжает ни с чем.

Торжественный релиз тетриса для РС назначен на рождественские каникулы 1987–1988 годов. Американцы решили сыграть на популярности СССР и упаковали игру в красную коробку с Василием Блаженным и серпом вместо буквы «с» в названии. Новое завораживающее развлечение рекламируют как «первый прорыв железного занавеса», и оно мгновенно завоевывает рынок.

Пикантность ситуации заключается в том, что люди покупают пиратскую копию игры. Штайн все еще отчаянно торгуется с русскими, которые и не подозревают о «прорыве железного занавеса». Англичанин серьезно рискует. Если он не подпишет контракт, копирайт на новый хит может перекупить кто угодно!

Дело осложняет еще и страшный скандал, который русские устроили, увидев, как будет выглядеть игра. В заставке программы над Красной площадью летит самолетик, который тащит надпись «Тетрис». «Это провокация! Они имеют в виду Руста!» — паникуют в «Элорге». Клятвенно пообещав убрать крамольный самолет, Штайн наконец покупает права на тетрис для РС, хоть и дороже, чем рассчитывал. В феврале 1988 года Роберт с облегчением улетает домой.

Тетрис называют дзен-игрой: в ней не нужно ни с кем воевать, не нужно никуда бежать. Все фигуры, которые тебе удалось расположить красиво и правильно, сгорают — точно так же неизбежно уничтожается буддийская мандала, которую делают из песка на полу храма. Игра может быть очень долгой, а может оборваться от случайной ошибки, как жизнь… Короче, чего только люди не придумают, чтобы оправдать бездумное сидение у компьютера!

Глава компании Nintendo от America Минору Аракава увидел тетрис на презентации игрового автомата, который выпустил его главный конкурент — Atari Games. Пощелкав языком, господин Аракава кисло улыбнулся соперникам и погрузился в мечты о том, как славно эта игра смотрелась бы на карманной консоли Game Boy, которая как раз находилась в разработке. Хитро щурясь, господин Аракава решил посоветоваться со своими юристами, является ли Game Boy отдельным продуктом, на который можно выкупить права у изобретателя тетриса. Кстати, кто он? На Пажитнова начинается настоящая охота.

В феврале 1989 года в Москве оказались сразу три охотника. Первым прибыл Хенк Роджерс, человек Аракавы. Вторым был глава компании Mirrorsoft Кевин Максвелл, сын влиятельного владельца газеты Mirror Роберта Максвелла. Кевин устал ждать от Штайна окончательной и полной передачи прав на тетрис и решил разобраться во всем сам. Третьим прилетел сам Роберт Штайн, который был напуган напором Nintendo и Mirrorsoft и молился только о том, чтобы выбраться из этой ситуации.

Но Роберту недолго предстояло отдыхать от русского гостеприимства. Летом 1987 года в «Элорге» опять получают телекс из Лондона. Смысл его примерно таков: пропади оно все пропадом, нельзя ли выкупить тетрис еще и для игровых автоматов?

Тут нет ничего удивительного: владельцев персональных компьютеров в 1987 году было гораздо меньше, чем бездельников, которые ошивались в игровых залах. При этом Mirrorsoft уверен, что русские легко подпишут со Штайном любой контракт: новый хит можно запускать хоть на стиральных машинах. Так что британцы, не задумываясь, передают права на выпуск тетрис-автомата фирме Atari Games, и в США с помпой проходит его презентация.

Проклиная гениальность русских программистов, Штайн шлет в Москву десятый телекс. В «Элорге» решают наконец разобраться с этим запутанным делом. Ответственным назначают Николая Беликова. Этот строгий функционер впервые внимательно изучает контракт со Штайном, и его охватывает праведный коммунистический гнев: за полгода от англичанина не поступило ни цента, при этом в договоре даже не предусмотрено штрафа за задержку выплат!

Тетрис-заговор

Фанаты тетриса в США приветствовали друг друга кодовой фразой: «КГБ смотрит за тобой!» Они были уверены, что игра — это тайное оружие, разработанное в советских лабораториях для дестабилизации американских офисов.

В 1994 году шутка была процитирована в фильме «Полицейская академия — 7: Миссия в Москве»: русский негодяй Константин Каналья создает игру, взламывающую любой компьютер, на который она установлена. Игре не может противостоять никто, и злодей почти завоевывает мир.

Хенк Роджерс считал себя гражданином мира. Он обожал приезжать в новую страну, селиться в случайные гостиницы, обрастать друзьями в барах, чтобы уже через неделю чувствовать себя своим. Усвоив чужую культуру, Хенк легко устанавливал личные отношения с деловыми партнерами и покупал самое лучшее по лучшей цене.

К вечеру первого дня в Москве Роджерс сидел в пустом номере «Интуриста» (в этом гетто для иностранцев!) и разглядывал капли на стекле. За весь день ему не удалось познакомиться ни с одним человеком — вокруг были напряженные, несчастные лица. Это была первая столица, в которой Роджерс не увидел ни одной рекламы, ни одного красочного пятна.

В отеле ему сказали, что не знают, что такое тетрис и где находится «Элорг». И вообще, зачем иностранцу может понадобиться такая информация? Однако через пару дней Хенку удалось взломать культурный код. Он попал в шахматный клуб, где познакомился с игроками в го. Те помогли ему найти переводчицу в специальном агентстве.

Уже на следующий день она гордо провела Хенка мимо вахтера на входе в «Элорг» (это же иностранец!) прямо к дубовым дверям «хранителя» тетриса.

Тетрис-эффект

Психологи отмечают, что заядлые игроки в тетрис начинают видеть знакомые очертания фигурок во сне и наяву. Они с трудом борются с желанием поставить тумбочку в нишу на шкафу и особенно тщательно укладывают покупки в багажник машины. Этот эффект был спародирован в одной из серий «Симпсонов», когда Гомер очень быстро засовывает на заднее сиденье коробки и даже детей.

Вот уже почти полгода в привычном социалистическом темпе росла кипа бумаг по тетрису на столе Николая Беликова. И вдруг иностранные партнеры как будто взбесились.

21 февраля в кабинете Беликова раздается звонок Роберта Штайна. Тот говорит, что прибыл в Москву для личных переговоров и просит назначить встречу на следующий день. Буквально через пару часов телефон опять звонит, и снова безликий голос переводчика сообщает, что с «господином Беликовым» имеет честь говорить Кевин Максвелл, глава компании Mirrorsoft. Кевин желал бы обсудить одну безделицу — программу под названием «Тетрис». Ему было назначено на следующий день после Штайна.

После обеда в кабинет Беликова заглядывает испуганная секретарша и сообщает, что в приемную ворвался сумасшедший иностранец, который выкрикивает слово «тетрис». Слово оказалось волшебным паролем: если бы Беликов не слышал его с утра, никогда бы Хенк с улицы не пробрался в кабинет советского чиновника!

Следует отдать должное и самому Беликову. Чутьем этого коммуниста, не знавшего законов западного бизнеса, впоследствии восхищались крупнейшие капиталисты.

Выслушав Роджерса, Беликов понял, что на Западе давно гуляет не только компьютерный тетрис, права на который были так неудачно проданы Штайну: мир вовсю режется в эту игру на автоматах и с помощью специальных телеприставок! Беликов объясняет Хенку, потерявшему дар речи от счастья, что у Mirrorsoft нет прав на большую часть их продукции и права эти продаются. На следующий день чиновник встречает Штайна ледяным молчанием.

Читайте также:
Как одновременно две программы в Андроид

После продолжительных извинений Беликов объявляет, что передачу прав на игровые автоматы можно подписать только вместе с приложением к первому контракту. В этом документе Беликов назначает огромные штрафы за задержку выплат (в разы больше общепринятых в таких случаях). Штайн начинает торговаться. Беликов хмурится, но идет на уступки.

Англичанин с облегчением подписывает контракт, не замечая уловки чиновника. В первом контракте не определено слово «компьютер», так что им можно считать любую вещь, имеющую процессор, в том числе телеприставку и Game Воу. Во втором варианте контракта Беликов уточняет, что такое РС. У «Элорга» остаются права на все остальные виды тетриса, которые можно заново продать!

Когда в кабинет Беликова небрежной походкой зашел глава Mirrorsoft Кевин Максвелл, на руках у чиновника были одни козыри. Тихим голосом, делая внушительные паузы, Беликов заявил, что Mirrorsoft без всякого разрешения производит игровые автоматы и телевизионные приставки с советской программой — это настоящее воровство! Кевин покорно извиняется, ругает Штайна и предлагает наконец выкупить эти права, чтобы не было никаких проблем.

На все это Беликов с непроницаемым лицом отвечает, что фирма Mirrorsoft неодинока: недавно «Элоргу» поступило такое же предложение от компании Nintendo. Кевин уходит из кабинета в холодном поту. Он только что вложил в выпуск приставок миллионы долларов. Если тираж придется выбросить, его компания — банкрот.

Но у Кевина есть козырь в рукаве. Он звонит всемогущему отцу, и тот подключает свои давние связи с русской партийной верхушкой. Через месяц Беликову приходит телекс из Лондона, в котором сообщается, что вопрос о его вредительских действиях в отношении торгового сотрудничества между СССР и Великобританией будет рассмотрен во время официального визита Горбачева в Лондон.

Тоже интересно

Большое и малое

Самая большая партия в тетрис была сыграна в 1995 году в городе Делфт, Нидерланды. Группа студентов написала компьютерную программу, которая управляла включением света в 15-этажном здании в центре города. Хуже всего в тот вечер чувствовали себя посетители кофе-шопов, которые выходили на улицу и видели там ТАКОЕ!

Самый маленький в мире тетрис соорудили те же голландцы. На этот раз расстарались сотрудники отдела физики комплексных систем в Амстердамском университете. Они сконструировали специальный световой уловитель, который может двигать микроскопические стеклянные частицы (размером 0,001 мм) по площадке под микроскопом. И все только для того, чтобы слепить из частиц фигурки, столпиться у микроскопа и заняться любимой игрой. Теперь мы окончательно убедились в том, что голландцы — люди без комплексов!

Судьба Беликова висела на волоске. Начальство советовало ему поехать в Лондон, пасть в ножки, отдать Максвеллам тетрис и просить прощения. Однако чиновник делает невероятно смелую ставку. За 500 000 долларов (и несколько центов с каждой приставки) он продает остальные права на тетрис компании Mirrorsoft.

Было ли в этом желание насолить Горбачеву, который в 1989 году стремительно терял власть? Или решающую роль сыграл Пажитнов, который стал тем самым «личным контактом» Хенка Роджерса (они познакомились в коридорах «Элорга», и программист в тот же вечер привез потерянного иностранца домой, напоил коньяком и проговорил с ним целую ночь про игры)?

Через несколько месяцев Беликов, ожидавший громкого увольнения, получает приглашение в Америку. Глава Nintendo Минору Аракава зовет русского партнера отпраздновать выигранное в суде дело о пиратских телевизионных приставках и разорение главного конкурента — Atari Games. В машине с открытым верхом они гоняют по Сан-Франциско, слушают радио на полной громкости, и с лица чиновника постепенно исчезает то подозрительное выражение, которое было так характерно для советских людей.

Аракава не зря пребывал в эйфории. Видеоигры и Game Boy оказались наиболее выгодной инкарнацией тетриса. По самым скромным подсчетам, Nintendo получила за них 2 миллиарда долларов. На долю «Элорга» из этого богатства пришлось около 10 миллионов. Причем после развала СССР и закрытия государственного «Элорга» Беликов сориентировался мгновенно: он основал частную компанию с тем же названием и продолжал получать роялти.

Источник: www.maximonline.ru

Как советский инженер придумал Тетрис — одну из самых популярных игр на Планете

Тетрис - игра, придуманная советским инженером.

Тетрис — игра, придуманная советским инженером.

Тетрис по праву можно назвать игрой, в которую играют дети и взрослые. Простая, на первый взгляд, головоломка увлекает с первой минуты, и оторваться от сортировки незатейливых фигурок практически нельзя оторваться. В тетрис играют все, а вот историю его появления мало кто знает.

Портрет инженера Алексея Пажитнова.

Портрет инженера Алексея Пажитнова.

Уникальность тетриса в том, что в этой игре нет ни сюжета, ни персонажей, ни сюжета или художественного оформления. Все, что есть, — это фигурки, состоящие из четырех блоков, за это, собственно, тетрис и получил свое название (тетра — четыре в переводе с греческого языка). В конце 1980 — начале 1990-х годов тетрис приобрел мировую известность. Эта игра выпущена для всех мыслимых девайсов – для приставок Nintendo и компьютеров, при желании игру можно установить и на современные мобильные телефоны.

Советский инженер Алексей Пажитнов.

Советский инженер Алексей Пажитнов.

Тетрис был придуман российским компьютерным инженером Алексеем Пажитновым, когда он работал в Академии Наук в Москве. Для тестирования нового программного обеспечения на компьютере Электроника 60 он придумал программу, которая и стала прототипом тетриса. Вначале комбинации, составленные из четырех букв, появлялись на экране, но они очень быстро заполняли экран, и инженер понял, что, заполняя собой ряд полностью, они должны исчезать.

Первый прототип игры тетрис.

Первый прототип игры тетрис.

Постепенно тетрис становился той игрой, которую сегодня мы привыкли видеть. Рассказывая о концепте игры изданию The Guardian, Алексей Пажитнов признался: «В игре не было счета и уровней сложности. Но я начал играть и уже не мог остановиться». Инженер показал код игры своим приятелям, среди которых был Вадим Герасимов, который адаптировал ее к ЭВМ.

Тетрис от компании Nintendo.

Тетрис от компании Nintendo.

Игра моментально стала популярной. Всего за два года она облетела весь Советский Союз, о ней также стали говорить на Западе. Там были написаны версии для Commodore 64 и Apple II. Первой коммерческой компанией, которая заинтересовалась выпуском игры, стала британская компания Andromeda.

Сейчас уже сложно понять, как удалось британцам, не имея авторских прав на игру, продать ее компании Spectrum HoloByte, которая уже выпустила платную версию игры. Выпуск игры имел эффект разорвавшейся бомбы: пользователи охотно покупали игру, а компания-«владелец» прав стала дальше продавать мнимую лицензию. За рубежом на этой игре уже озолотились многие бизнесмены, а Алексей Пажитнов не получил ни копейки.

Тетрис - игра, любимая миллионами пользователей по всему миру.

Тетрис — игра, любимая миллионами пользователей по всему миру.

Пажитнов не мог получить патент на игру, поскольку создал ее, работая в Академии Наук. Он6 передал права на игру на 10 лет СССР. Была создана организация Элорг, которая и стала правообладателем государственной лицензии на тетрис. Лицензию, оформленную уже по закону, выкупил гигант Nintendo. Правда, Пажитнову это опять не принесло выгоды.

Алексей Пажитнов смог вернуть себе права на игру только спустя 12 лет после ее изобретения. Он стал соучредителем компании Tetris в 1996 году. Наконец он стал получать причитающиеся ему гонорары, а уже в 2005 году стал сотрудничать с компанией Microsoft.

Хэнк Роджерс - соучредитель компании Tetris.

Хэнк Роджерс — соучредитель компании Tetris.

Компания Tetris работает до сих пор, теперь у инженеров есть возможность на законных основаниях отстаивать свои авторские права. Когда Apple запустил игру Tris в 2009 году, Алексей Пажитнов направил жалобу от имени своей компании. И ведь он, наконец, имел на это полное право. Ведь именно он создал игру тетрис, в названии которой сочетается греческий корень «тетра» и название любимой игры Алексея — тенниса.

Советский инженер Алексей Пажитнов.

Советский инженер Алексей Пажитнов.

Тетрис — такая популярная игра, что кажется, вскоре она завоюет реальный мир. Подтверждение этому можно увидеть в забавном видео !

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник: kulturologia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru