А.3. Соотнесите название модернистского течения конца XIX — начала XX столетия и имена поэтов, к нему примыкавших:
Б.) акмеизм 1. Маяковский 2. Бальмонт 3. Ахматова 4. Есенин
А 4. К какому направлению относится ранее творчество Блока?
А 5. Цикл стихотворений «На поле Куликовом» А. Блока является произведением:
А.) На историческую тему;
Б.) О современности;
В.) О неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.
Г.) О будущем России.
А 6. Определите художественное средство, используемое Есениным в строчке «Синь то дремлет, то вздыхает…».
А 7. Маяковский часто использует в своей поэзии гротеск. Гротеск – это:
А.) Художественный прием намеренного искажения чего-либо, причудливое соединение фантастического соединение фантастического с жизнеподобным.
Б.) Один из тропов, художественное преувеличение.
В.)Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.
А 8. Кому из русских писателей начала XX века была присуждена Нобелевская премия?
Акмеизм — поэты Серебряного века | Цех поэтов | Главное отличие символизма от акмеизма
А 9. Какая фамилия была у А. Ахматовой при рождении?
А 10. Как назывался первый сборник стихов А. Ахматовой?
А.) «Романтические цветы»;
А 11. Героя повести «Гранатовый браслет» звали:
А.12. Соотнесите имена героев, составляющих современный мир Москвы 30-ых годов и Ершалаимский мир в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Б) Ершалаим 1.Левий Матвей; 2.профессор Стравинский; 3. Низа;
4. Банга; 5. Варенуха; 6. Степа Лиходеев.
А.13. Почему для Иешуа один из самых страшных грехов — трусость?
А.) Трусость ведет к предательству;
Б.) Трусость — сознательный выбор колеблющегося человека в сторону зла;
В.) Трусость — малодушие, недостаток душевной силы.
А 14. Назовите шолоховский роман-эпопею, отображающий судьбу человека в Истории
А.) «Поднятая целина»;
Г.) «Слово о Родине».
А.15. Как относится М. Шолохов к гражданской войне в романе «Тихий Дон»?
А.) Как к бессмысленной бойне;
Б.) Как к справедливой войне, ведущейся ради свободы и равенства всех сословий;
В.) Как к противному человеческому разуму явлению;
Г.) Как к трагическим, но неизбежным событиям.
А. 16. Какая тема делает роман «Тихий Дон» эпопеей?
А.) Тема установления Советской власти на Дону;
Б.) Тема Первой мировой войны;
В.) Судьба народная во время исторических испытаний;
Г.) Тема гражданской войны.
А. 17. К какой группе казаков принадлежали Мелеховы?
А.) Казачья аристократия (кулаки);
Б.) Крепкие казаки (середняки);
В.) Худородные казаки (бедняки).
А. 18. Какие произведения воспроизводят картины лагерной жизни А.Солженицына?
А.) «Один день Ивана Денисовича»;
Б.) «Люби революцию»;
В.) «Раковый корпус»;
А. 19. Автор рассказа «Чудик»:
А 20. Какова тематика цикла рассказов В. Астафьева «Царь- рыба»?
А.) Человек и природа;
Б.) Любовная проза;
В.1 Из перечисленных ниже поэтических средств, три встречаются в стихотворении. Ответ запишите в виде последовательности цифр.
Серебряный век. Поэты, мистики, бунтари
1. метафора
Олицетворение
Гипербола
Эпитет
Метонимия
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
В.2. Как называется повтор одного и того же слова в начале соседних стихотворных строк («Нарисуй. Нарисуй. )?
В.3. Как называется небольшое высказывание персонажа, фраза, которую он произносит в ответ на слова другого персонажа?
Часть С. Дайте полный развернутый ответ на проблемные вопросы .
Вариант
А. 1. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности. Какое произведение Горького не соответствует этому положению:
А.) «Старуха Изергиль»;
Б.) «Девушка и смерть»;
А 2. Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии?
А 3. Кто из поэтов выступил с программой нового поэтического течения, названного акмеизмом?
А 4. Укажите верное определение понятия «лирический герой»:
А.) Изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ.
Б.) Лицо, выступившее в печати без указания своего имени или псевдонима.
В.) Образ героя в произведении, переживания, мысли и чувства которого в нем отражены. Он не идентичен образу автора.
А. 5. Определите художественное средство, используемое Есениным в строчке «Рассвет рукой прохлады росной сшибает яблоки зари».
А.6. Кому посвящен цикл А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме»?
Б.) Л.Д. Менделеевой;
Г.) И. С. Одоевцевой.
А 7. Какую престижную литературную премию получил И. Бунин в 1933 году, став первым русским писателем-лауреатом этой премии?
Г.) Литературную премию «Ясная Поляна»
А 8. Какой рассказ А. Куприна носит название драгоценного камня?
А.) Агатовый браслет
Б.) Рубиновый браслет
В.) Гранатовый браслет
Г.) Изумрудный браслет
А 9. Как назывался первый опубликованный сборник стихов А. Ахматовой?
А 10. В какой поэме А.Ахматовой отражен опыт жены и матери «врагов народа»?
Б.) «Поэма без героя»;
А.11. Соотнесите имена героев, составляющих современный мир Москвы 30-ых годов и Ершалаимский мир в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
1.Барон Майгель; 2. Алоизий Могарыч; 3.Иуда;
4. Маргарита; 5. Понтий Пилат; 6. Марк Крысобой.
А12. Каковы особенности композиции произведения Булгакова «Мастер и Маргарита»?
А.) Кольцевая композиция;
Б.) Роман в романе;
В.) Нарушение хронологического порядка развития действия;
Г.) Параллельное развитие четырех сюжетных линий.
А 13. «Я, Иешуа, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм Истины». В чем смысл этого изречения?
А.) Иешуа – новый царь Иудеи, воздвигнувший новый Храм;
Б.) Речь идет не о вере, а об Истине;
В.) Автор передает смысл библейской притчи.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Литературные течения поэзии русского модернизма
Модернизм – это направление в искусстве и литературе конца 19 – начала 20 века. Для модернизма характерен отказа от классических стандартов и поиск новых литературных форм, нового стиля.
Существует несколько течений модернизма:
Символизм
Самым первым и наиболее значительным из течений модернизма в России является символизм. В символизме принято рассматривать два главных этапа. Первый этап – 1890-е годы. Поэтов этого этапа называли старшими символистами.
В 1900-е годы в символизме появились новые силы, которые обновили облик этого течения. Вторую волну символизма называют младосимволизмом.
Эстетика и философия символизма формировалась под воздействием различных учений. Это и учения древнегреческого философа Платона, и философские системы В. Соловьева и Ф. Ницше.
В понимании символистов творчество рассматривалось как созерцание тайных смыслов на подсознательно-созерцательном уровне, доступное лишь художнику. От художника-творца требуется необходима не только лишь чуткость, но и владение искусством намека. Ценность стихотворной речи по мнению символистов заключалась в утаенности смысла, недосказанности. А главным средством, которое должно передавать созерцаемые тайные смыслы, был символ.
Акмеизм
Как реакция на крайности символизма сформировалось новое модернистское течение – акмеизм. Акмеизм, который пришел на смену символизму, не имел философско-эстетической программы, разработанной детально. Реальный взгляд на вещи является основой акмеизма, в отличие от символизма, где определяющим фактором являлась сиюминутность бытия, какая-то тайна, покрытая ореолом мистики. Нечеткость символов и туманность, присущая символизму, в акмеизме сменялась точными словесными образами. Акмеисты считали, что слово должно приобрести свой изначальный смысл.
Наивысшей точкой в иерархии ценностей акмеистов является культура, которая тождественна общечеловеческой памяти. Отсюда и частые обращения акмеистов в сюжетам и образам из мифологии. Акмеисты, в отличии от символистов, ориентировавшихся на музыку, ориентировались на пространственные искусства – скульптуру, живопись, архитектуру. Такое тяготение к трехмерному миру выражается в увлечении акмеистами предметностью.
«Литературные течения поэзии русского модернизма»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Замечание 1
Главной отличительной чертой представителей акмеизма является их организационная сплоченность.
Это было не столько организованное течение с общей платформой, сколько группа талантливых поэтов, объединенных личной дружбой. Это отличает акмеистов от символистов и футуристов.
Наиболее активными участниками течения акмеизма являются А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам, В. Нарбут, С. Городецкий, М. Зенкевич.
В качестве литературного течения акмеизм просуществовал примерно два года. В 1914 году произошел раскол в обществе акмеистов и «Цех поэтов», как себя называли акмеисты, был закрыт.
Главными принципами акмеизма являются:
- освобождение поэзии от призывов к идеальному, возвращение поэзии ясности
- стремление придать слову точное значение
- отказ от мистической неясности
- четкость образов и предметность
- обращение к первозданным эмоциям, к подлинности человеческих чувств.
Футуризм
В 1910-начале 1920-х годов сформировалось авангардистское движение футуризма.
Футуризм, в отличие от акмеизма, возник не в России – родиной этого движения была Италия.
Течение футуризма претендовало на построение искусства будущего и выступало под лозунгом нигилистического отрицания всего художественного опыта, сформированного ранее.
Футуристы выступали за разрушение условностей и форм искусства ради слияния его с жизненным процессом 20 века, носившем ускоренный характер.
Замечание 2
Для данного течения характерно преклонение перед скоростью, силой, движением, действием и агрессией.
Футуристы презирали слабых и возвеличивали себя. В футуризме происходило утверждение приоритета силы, упоение разрушением и войной. Общественно – политическая ситуация, сложившаяся в России, стала благодатной почвой для развития футуризма. Как и любое другое авангардное явление, футуризм требовал повышенного внимания к себе, равнодушие было совершенно неприемлемым.
Для существования и развития футуризму требовалась атмосфера литературного скандала. Крайности, преднамеренно показываемые футуристами в своем поведении, вызывали ярко выраженный протест публики и агрессивное неприятие его, что только и требовалось футуристам.
Стратегия привлечения внимания к себе при помощи скандалов успешно срабатывала и в материальных целях. 1912-1916 годы являются периодом наивысшего расцвета авангарда, в этот период проводится огромное количество выставок, диспутов, спектаклей, поэтических чтений. Поэтому часто в прессе футуристов обвиняют в корыстолюбии.
Но все же русский футуризм в своей основе был преимущественно поэтическим течением. Главной темой в манифестах футуристов была реформа слова, поэзии и культуры в целом. А в скандальных лозунгах, бунтарстве футуристов было больше эмоций эстетических, нежели революционных.
Имажинизм
На основе литературной практики футуризма в первые годы после революции в России возникло новое литературно-художественное течение – имажинизм. Это была последняя нашумевшая школа в поэзии 20 века. несмотря на то, что направление имажинизма было создано через два года после революции, по своему содержанию оно не имеет ничего общего с революцией.
К первым поэтам-имажинистам относятся С. Есенин, А. Мариенгоф, В. Шершневич.
За пять лет активной деятельности имажинисты сумели завоевать громкую славу, хоть и скандальную. Акции имажинистов зачастую не вписывались в рамки общепринятых норм поведения.
Основными признаками имажинизма являются:
- главенство образа
- поэтическое творчество рассматривалось в нем как процесс развития языка через метафору
- стихотворение – каталог образов, должно одинаково читаться и с начала, и с конца.
Источник: spravochnick.ru
Контрольный тест по литературе за 1 полугодие 11 класс
1.Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии?
а ) Б.Пастернак б )В.Хлебников в )К.Бальмонт г )А.Фет
2.Творчество какого поэта не было связано с фу туризмом?
а ) В.Маяковский б )А.Крученых в ) В.Хлебников г )Н.Гумилев
3.Кто из персонажей пьесы М.Горького «На дне» не является у частником любовного конфликта?
а ) Пепел б ) Василиса в ) Бубнов г ) Наташа
4.Какое из стихотворений не принадлежит А.Блоку ?
а ) «Вхожу я в темные храмы» б ) «Незнакомка» в ) «Несказанное, синее , нежное..»
5. Какой литературный прием использовал В.Маяковс кий при написании следующих строк?
Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разрыдалась
так по — детски…
а ) гротеск б ) гипербола в ) олицетворение г ) сравнение
6.Укажите верное определение понятия « лирический герой » :
а )образ героя в произведении, переживания, мысли и чувства которого в нем отражены. Он не
идентичен образу автора.
б ) изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ;
в ) лицо, выступившее в печати без указания своего имени или псевдонима.
7.Кому из героев пьесы М.Горького «На дне» принадлежат слова:
«Человек! Это — великолепно! Это звуч ит…гордо! »
8.Чей это портрет (рассказ «Господин из Сан — Франциско»):
«Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными сереб ряными усами, золотым и
пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова»
9.Чей это портрет (поэма «Двенадцать » ):
Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ.
10.Строки какого отрывка принадлежат С.Есенину?
а )Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу.
б )Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду…
11.Кто из русских писателей стал первым лауреатом Нобе левской премии?
12. Укажите название рассказа И.А . Бунина, герой которого после встречи со с воей первой любовью
задаёт себе такие вопросы: «Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил её? Какой
вздор! Эта самая Надежда не содержа тельница постоялой горниц ы, а моя жена, хозяйка моего
петербургского дома, мать моих детей?».
1. «Антоновские яблоки»
2. «Лёгкое дыхание»
3. «Тёмные аллеи»
4. «Господин из Сан — Франциско»
13. Какую му зык у использ у ет Куприн для утвержден ия основной идеи произведения?
а) П. И. Чайковский. «Реквием»
б) Г. В. Свиридов. «М етель»
в) Л. ван Бетховен. «Соната № 2»
Контрольный тест по литературе за I полугодие (11 класс )
1.Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии?
а)Н.Гумилев б) В.Маяковский в) Ф.Тютчев г)А.Блок
2.Кто из поэтов выступил с программой нового поэтического течения, названного символизмом?
а)В.Брюсов б) К.Бальмонт в) И.Анненский г)Н.Гумилев
3 .Смертью какого героя драмы М.Горького «На дне» заканчивается пьеса ?
а)Пепла б) Сатина в) Клеща г) Актера
4. Какова основная идея расска за «Господин из Сан — Франциско» ?
а) описание путешествия богатого американского туриста через Атлантику в Европу
б) разоблачение буржуазного миропорядка
в) философское осмысление человечес кого существования
5.Укажите название приема, к которому прибегает С.Есенин в создании образа:
Дымом половодье зализало ил,
Желтые поводья месяц уронил…
а)олицетворение б)сравнение г)эпитет д)метафора
6.Укажите верное определение гротеска:
а) вид комического, наиболее беспощадно высмеивающий нес овершенство мира, человеческие пороки;
б) одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и сме шное,
безобразное и возвышенное;
в) способность искусства постигать и изображать процессы псих ической жизни человека.
7. Какому герою пьесы М.Горького « На дне » принадлежит высказывание:
Всякая блоха не плоха, все — черненькие, все — прыгают.
8 .Чей это портрет (рассказ «Господин из Сан — Франциско»):
«…высокая, тонкая, с великолепными волосами, прелестно убранными, с ароматическим от фиалковых
лепешечек дыханием и с нежнейшими розовыми прыщиками возле губ и между лопаток, чуть
припудренных»
9 .Чей это портрет (поэма «Двенадцать » ):
В зубах — цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
10 .Строки какого отрывка принадлежат А.Блоку ?
а ) До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
б ) Под насыпью, во рву некошеном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке на косы брошенном,
Красивая и молодая.
11 .Какую престижну ю литерат у рную премию получил И.Бу нин в 1933 год у, став первым рус ским
писателем — лауреатом этой премии?
12. Назовите фамилию героя рассказа « Гранатовый браслет » , безнадежно любившего княгиню Веру
Николаевну Шеину ?
13. Как композиционно построено стихотворение А. Блока « Нез накомка» ?
а) кольцевая композиция
б) автор последовательно развивает мысль
в) принцип противопоставления двух частей
Контрольный тест по литературе за I полугодие (11 класс )
1. Соотнесите название модернистского течения начала века и основные принципы, ему присущие:
а) символизм б) акмеизм, в) футуризм
1) отказ от мистической туманности,
за внешним « мистически прозреваему ю сущность » . Ориентация
на читателя — соавтора.
2 ) бунтарство, анархичность, эпатажность мировоззрения , отрицание культ урных традиций,
экспериментатор ст во в области ритмики и рифмы
3) элитарность, возможность увидеть за внешним « мистически прозреваемую сущность». Ориентация
на читателя — соавтора.
2. Какое из стихотворений В.Маяковского не является с атирическим?
а) «А вы могли бы?» б) «Прозаседавшиеся » в ) «О дряни»
3 .Определите жанр стихотворения С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу »:
а) элегия б) ода в ) послан ие
4. Как называется фонетический приём, основанный на повторе согла сных звуков, использованный
поэтом в стихотворении: « Ч ерез ч ас о т сюда в ч ис т ый переулок/ вы т ече т по ч еловеку…»?
а ) аллитерация б ) ассонанс в ) рефрен
5 .В письме к Станиславскому А. А. Блок писал: «Этой теме я с ознательн о и бесповоротно посвяща ю
жизнь. » Какую тему имел в виду поэт?
а) тему любви
б) тему революции
в) тему Родины
Какой художественный прием положен в основу композиции расск аза «Старуха Изергиль» ?
а) последовательное изложение событий
б) антитеза
в) рассказ в рассказе
г) чередование эпизодов
7 .Назовите автора слов: «Я последний поэт деревни»
8 .Назовите основную тему рассказов И.Бу нина « Темные аллеи»
9 .Определите художественный прием в выде лен ной строке:
По — осеннему кычет сова
Над раздольем дорожной рани.
Облетает моя голова.
Куст волос золотистый вянет.
10. Что символизирует название корабля, на котором плыл господин из Сан — Франциско?
11 .Назовите назидательно — аллегорический жанр, которому близок рассказ Луки о праведной земле (
М.Горький «На дне»)
12 .Какое из стихотворений принадлежит С.Есенину?
а ) В чистом поле тень шагает. б ) Даль подернулась туманом,
Песня из лесу несется, Чешет тучи лунный гребень.
Лист зеленый задевает, Красный вечер за куканом
Желтый колос окликает, Расстелил кудрявый бредень.
За курганом отдается
13. О творчестве каких поэтов идёт речь в каждом из высказываний?
1) «Много раз отмечали исключительное его свойство отличать живую душу во в сем вокруг; <…>в
цветах, с которыми поэт «выпил бы на ты», ветре, который может быть и «сере бряным», и « косматым» ,
– во всем, что дышит, движется, растет и селится на земле» . М. Щеглов.
2) «Первое видение романтической любви – образ нездешней Возлюбленной. Любимая является поэту в
неземном, таинственном озарении… Поэт называе т ее (…) Л учезарной, Ясной, Светлой, Златокудрой,
Недостижимой, Святой». В.Жирмунский.
3) «Еще чуть не юношей он заявил, что может быть « от мяса бешеный» и может быть безукоризненно
нежный, не мужчина, а « облако в штанах » . Таким и остался на всю жизнь » . А.Михайлов.
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Получить код —>
Литература — еще материалы к урокам:
- Итоговая контрольная работа по литературе за 6 класс (Меркин)
- Проект «Роль сказки в жизни моей семьи»
- Программа элективного курса «Анализ поэтического текста»
- Интегрированный урок истории и литературы по теме «Наша малая Родина – Новоалтайск»
- Презентация к уроку по рассказу Шукшина «Осень»
- Символика яблока
Предметы
Алгебра
Английский язык
Биология
География
Геометрия
ИЗО
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК
Начальная школа
ОБЖ
Обществознание
Окружающий мир
ОРКСЭ
Педагогика
Русский язык
Технология
Физика
Физкультура
Химия
Экология
Похожие материалы
- 29-12-2015, 12:16 Итоговый тест по окружающему миру за 1 полугодие 3 класс
- 27-12-2015, 16:31 Контрольный тест по ИЗО 4 класс
- 17-08-2015, 16:10 Контрольный тест по литературе «Н. А. Некрасов поэма «Кому на Руси
- 17-08-2015, 16:09 Контрольный тест по литературе «Творчество Ф. И. Тютчева и А. А.
- 16-07-2015, 15:41 Контрольный тест по произведениям русской литературы (2 полугодие 5
- 7-07-2015, 19:40 Контрольный тест по литературе за 2 четверть 8 класс
- 7-07-2015, 19:40 Контрольная работа по литературе за I полугодие 6 класс
- 27-06-2015, 21:41 Контрольный тест «Причастие» 6 класс
Источник: uchitelya.com