Характерно, что наиболее авторитетными учителями для акмеистов стали поэты, сыгравшие заметную роль в истории символизма, – М. Кузмин, И. Анненский, А. Блок. Литературным манифестам акмеистов предшествовала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», появившаяся в 1910 году в журнале «Аполлон». Статья декларировала стилевые принципы «прекрасной ясности»: логичность художественного замысла, стройность композиции, четкость организации всех элементов художественной формы: «Любите слово, как Флобер, будьте экономны в средствах и скупы в словах, точны и подлинны, – и вы найдете секрет дивной вещи – прекрасной ясности – которую назвал бы я “кларизмом”».
В январе 1913 года появились манифесты поэтов-акмеистов: статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и статья С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии» (журнал «Аполлон»).
Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» (1913) открывается следующими словами: «Для внимательного читателя ясно, что символизм закончил свой круг развития и теперь падает». Н. Гумилев назвал символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало иной, «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь».
Все поэтические течения за 50 минут! | Литература ЕГЭ 10 класс | Умскул
Акмеизм, по мысли Гумилева, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, реального мира. Окружающая человека действительность для акмеиста самоценна и не нуждается в метафизических оправданиях. Поэтому следует перестать заигрывать с трансцендентным (выходящим за пределы человеческого познания) и вернуться к изображению трехмерного мира; простой предметный мир должен быть реабилитирован, он значителен сам по себе, а не только тем, что являет высшие сущности.
Н. Гумилев отказывается от «нецеломудренного» стремления символистов познать непознаваемое: «непознаваемое по самому смыслу этого слова нельзя познать. Все попытки в этом направлении нецеломудренны».
Главным в поэзии акмеизма становится художественное освоение многообразного и яркого реального земного мира. Еще категоричнее в этом смысле высказался С. Городецкий в статье «Некоторые течения в современной русской поэзии» (1913): «Борьба между акмеизмом и символизмом. есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время. Символизм, в конце концов, заполнив мир “соответствиями”, обратил его в фантом, важный лишь постольку, поскольку он сквозит и просвечивает иными мирами, и умалил его высокую самоценность. У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще». После всяких «неприятий мир бесповоротно принят акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразий».
С этим утверждением С. Городецкого перекликается знаменитое стихотворение А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати. » (1940) из цикла «Тайны ремесла»:
Программа «Что в имени тебе моём» А.С.Пушкин
Мне ни к чему одические рати И прелесть элегических затей. По мне, в стихах все быть должно некстати, Не так, как у людей. Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене. И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне.
1940
Течение имело и другое название – адамизм (то есть «мужественно-твердый и ясный взгляд на жизнь»). Акмеисту, как Адаму – первому человеку – предстояло заново открыть жизнь, реальный, земной мир и дать всему свои имена. С. Городецкий писал: «Но этот новый Адам пришел не на шестой день творения в нетронутый и девственный мир, а в русскую современность. Он и здесь огляделся тем же ясным, зорким оком, принял все, что увидел, и пропел жизни и миру аллилуиа». См., например, стихотворение С. Городецкого «Адам»:
Просторен мир и многозвучен, И многоцветней радуг он, И вот Адаму он поручен, Изобретателю имен. Назвать, узнать, сорвать покровы. И праздных тайн, и ветхой мглы – Вот первый подвиг. Подвиг новый – Живой земле пропеть хвалы.
Поэты-акмеисты, при всей броскости их заявлений, не выдвинули детально разработанной философско-эстетической программы.
Новое течение принесло с собой не столько новизну мировоззрения, сколько новизну поэтического языка, вкусовых ощущений. В противоположность символизму, проникнутому «духом музыки», акмеизм был ориентирован на пространственные искусства: живопись, архитектуру, скульптуру. В отличие от футуризма, который тоже возник как течение, направленное против символизма, акмеизм не провозглашал революционного изменения стихотворной техники, а стремился к гармоничному использованию повседневного языка в сфере поэзии.
В поэзии акмеизма ценились живописная четкость образов, точно вымеренная композиция, отточенность деталей. Мир поэта-акмеиста – это мир предметный, в котором художественной детали отводилось важное место. Красочная, порой даже экзотическая деталь могла использоваться неутилитарно, в чисто живописной функции.
Акмеизм, отрицая многое в эстетике символизма, творчески использовал его достижения: «Конкретность, “материалистичность” видения мира, рассеявшаяся и затерявшаяся в туманах символической поэзии, была вновь возвращена русской поэтической культуре ХХ века именно усилиями Мандельштама, Ахматовой, Гумилева и других поэтов их (акмеистического) круга. Но конкретность их образности была уже иной, нежели в поэзии прошлого, XIX века. Лирика Мандельштама, как и его друзей по цеху поэтов, пережила и вместила в себя опыт символистов, прежде всего Блока, со свойственным им острейшим чувством бесконечности и космичности бытия» 1 .
Источник: licey.net
Кто из поэтов выступил с программой нового поэтического течения,названного акмеизмом?
Платформой акмеистов стал журнал «Аполлон» под редакцией С.Маковского, в котором печатались декларации Гумилева и Городецкого. Программа акмеизма в «Аполлоне» включала два основных положения: во-первых, конкретность, вещность, посюсторонность, во-вторых, совершенствование поэтического мастерства. Обоснование нового литературного течения было дано в статьях Н.Гумилева Наследие символизма и акмеизм (1913), С. Городецкого Некоторые течения в современной русской поэзии (1913), О.Мандельштама Утро акмеизма (1913, в «Аполлоне» опубликована не была).
Однако впервые идея нового направления была высказана на страницах «Аполлона» значительно раньше: в 1910 М.Кузмин выступил в журнале со статьей О прекрасной ясности, предвосхитившей появление деклараций акмеизма. К моменту написания статьи Кузмин был уже зрелым человеком, имел за плечами опыт сотрудничества в символистской периодике.
Потусторонним и туманным откровениям символистов, «непонятному и темному в искусстве» Кузмин противопоставил «прекрасную ясность», «кларизм» (от греч. clarus – ясность). Художник, по Кузмину, должен нести в мир ясность, не замутнять, а прояснять смысл вещей, искать гармонии с окружающим. Философско-религиозные искания символистов не увлекали Кузмина: дело художника – сосредоточиться на эстетической стороне творчества, художественном мастерстве. «Темный в последней глубине символ» уступает место ясным структурам и любованию «прелестными мелочами». Идеи Кузмина не могли не повлиять на акмеистов: «прекрасная ясность» оказалась востребованной большинством участников «Цеха поэтов».
Спустя три года после публикации статьи Кузмина в «Аполлоне» появились манифесты Гумилева и Городецкого – с этого момента принято вести отсчет существованию акмеизма как оформившегося литературного течения. В статье «Наследие символизма и акмеизм» Н.Гумилев подводил черту под «бесспорными ценностями и репутациями» символистов. «Символизм закончил свой круг развития и теперь падает», – констатировал Н.Гумилев.
Поэты, идущие на смену символистам, должны объявить себя достойными преемниками предшественников, принять их наследство и ответить на поставленные ими вопросы. «Русский символизм направил свои главные силы в область неведомого. Попеременно он братался то с мистикой, то с теософией, то с оккультизмом», – писал Гумилев. Он называл попытки в этом направлении «нецеломудренными».
Одна из основных задач акмеизма – выправить характерный для символизма крен в сторону потустороннего, установить «живое равновесие» между метафизическим и земным. Отречения от метафизики у акмеистов не было: «всегда помнить о непознаваемом, но не оскорблять своей мысли о нем более или менее вероятными догадками» – таков принцип акмеизма.
Акмеисты не отказывались от высшей действительности, признаваемой символистами за единственно верную, но предпочитали умалчивать о ней: несказанное должно остаться несказанным. Акмеизм явился своего рода движением к «истинному символизму», основанному на привязанности к обыденной жизни, уважении к простому человеческому существованию.
Главным отличием акмеизма Гумилев предлагал считать признание «самоценности каждого явления» – надо сделать явления материального мира более ощутимыми, даже грубыми, высвободив их из-под власти туманных видений. Здесь же Гумилев называл имена художников, наиболее дорогих для акмеизма, его «краеугольные камни»: Шекспир, Рабле, Вийон, Т.Готье.
Шекспир показал внутренний мир человека, Рабле – его тело и физиологию, Вийон поведал нам о «жизни, немало не сомневающейся в самой себе». Т.Готье нашел «достойные одежды безупречных форм». Соединение в искусстве этих четырех моментов – идеал творчества. Вобрав опыт предшественников, поэты-акмеисты начинают новую эру «эстетического пуританизма, великих требований к поэту как к творцу мысли и к слову как к материалу искусства». Равно отвергая утилитарный подход к искусству и идею «искусства ради искусства», основоположник акмеизма провозглашал отношение к поэтическому творчеству как
Отвечает Коханов Сашка.
Одним из основателей и главных представителей акмеизма был русский поэт Николай Гумилев. Акмеизм был литературным течением, возникшим в начале 20-го века в России. Он стремился к высокой художественной выразительности и точности, отвергая символизм и другие поэтические направления того времени. В акмеизме придавалось большое значение ясности и яркости образов, тщательному подбору слов и строгости стиха. Кроме Гумилева, к акмеистам также относились поэты Сергей Городецкий, Анна Ахматова и другие.
Источник: uznavalka.pro
Что такое символизм простыми словами?
Символизм (от французского symbolisme и греческого symbolon – символ, знак) – течение модернизма, которое затронуло некоторые виды искусства, такие как литература, живопись, музыка. Главным его нововведением считается образ-символ, который пришел на смену традиционному художественному образу.
В чем суть символизма?
Символи́зм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших течений в искусстве (литературе, музыке и живописи), характеризуемое экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственных и загадочных образов.
Каковы истоки русского символизма?
Тютчев — первый в России поэт-философ, попытавшийся выразить б своем творчестве интуитивное, подсознательное мироощущение. История русского литературного символизма началась с почти одновременного возникновения в Москве и Петербурге литературных кружков, обьединииших поэтов-декадентов, или старших символистов.
Когда символизм появился в России?
В русской литературе символизм возник в начале двадцатого века. Его представителями в России являлись: Валерий Брюсов, Иннокентий Анненский, Александр Блок, Федор Сологуб, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский и многие другие.
Кто из поэтов был Символистом?
- Балтрушайтис, Юргис Казимирович
- Бальмонт, Константин Дмитриевич
- Андрей Белый
- Блок, Александр Александрович
- Брюсов, Валерий Яковлевич
Кто был поэтом Символистом?
Метка: поэты-символисты 20 века Брюсов и Бальмонт, Блок и Белый, Гиппиус и Анненский, — всех их причисляют к символизму, первому литературному направлению серебряного века.
Кто относится к Акмеистам?
- Гарднер, Вадим Данилович
- Гиппиус, Василий Васильевич
- Городецкая, Анна Алексеевна
- Городецкий, Сергей Митрофанович
- Гумилёв, Николай Степанович
Как Акмеисты относились к символизму?
Акмеисты возвратили бытовые сцены. Акмеисты ни в коем случае не являлись революционерами по отношению к символизму, никогда себя таковыми и не считали; они ставили своей основной задачей только сглаживание противоречий, внесение поправок.
Что футуристы противопоставили символизму?
Свое творчество футуристы противопоставили символизму. Они отказывались от мистицизма, недосказанности, присущих символизму, воспевали пользу, а не тайну, и человека поставили в центр мира. Футуристы провозгласили антиэстетизм, а тезису «Искусство для искусства» – лозунг «Искусство для масс».
В чем вы видите отличия символизма и акмеизма Что у них общего?
Символизм и акмеизм – противоположные литературные течения Серебряного века. Общее в них — то, что — это литературные течения, оба — ветви модернизма, совпадает также время расцвета в России: конец 19 — начало 20 века. . Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.
Что является высшей ценностью для акмеистов?
Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своем творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты – на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись.
Что такое акмеизм и его представители?
Акмеи́зм (от греч. άκμη — вершина) — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Акмеизм — это культ конкретности, «вещественности» образа, «искусство точно выверенных и взвешенных слов».
Сколько существовал акмеизм?
История возникновения акмеизма. «Цех поэтов» Акмеизм (от греч. аcme – «высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие») – течение русского модернизма, сформировавшееся в 1910-е годы и в своих поэтических установках отталкивающееся от своего учителя – русского символизма.
Что такое акмеизм простыми словами?
Акмеизм – это одно из модернистских направлений русской поэзии, которое сформировалось в начале ХХ века как искусство совершенно точных и взвешенных слов. Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.
Кто из поэтов выступил с программой нового поэтического течения акмеизм?
Кузмин выступил в журнале со статьей О прекрасной ясности, предвосхитившей появление деклараций акмеизма. К моменту написания статьи Кузмин был уже зрелым человеком, имел за плечами опыт сотрудничества в символистской периодике.
Кого Гумилев считает предшественниками акмеистов?
Гумилев), француза Теофиля Готье. Особенно любил русский акмеист следующие строки своего учителя:Искусство тем прекрасней,Чем взятый материал,Бесстрастней -Стих, мрамор иль металл.
Что такое акмеизм Расскажите о творчестве Цеха поэтов?
Направление в русской поэзии начала ХХ века, отстаивающее конкретность художественного слова, предметность тематики и образов. В качестве синонима употреблялся также термин «адамизм». Термин возник в 1912 году в кругу участников «Цеха поэтов» (1911-1914), куда входили Н.
Что такое Адамизм?
АДАМИ́ЗМ (от им. Адама — первого человека, созд. Богом) — лит. направление, трактуемое как синоним акмеизма или особое течение в рамках акмеизма.
Каковы главные принципы поэтики акмеизма?
Особенности акмеизма увлечение предметностью, внимание к деталям; стилистическое равновесие, отточенность композиции; обращение к прошлым культурным эпохам, восприятие мировой культуры как общей памяти человечества; проповедь «земного» мироощущения, поэтизация мира первозданной природы.
Кто возглавлял второй Цех поэтов?
Объединение распалось в апреле 1914 года. Второй «Цех поэтов» действовал в 1916 и 1917 годах под руководством Иванова и Адамовича и уже не был сконцентрирован на акмеизме. Третий «Цех поэтов» начал действовать в 1920 году под руководством сначала Гумилёва, а затем Адамовича и просуществовал два года.
Какие особенности характерны для акмеизма как литературного направления?
Черты акмеизма как литературного направления декларация разрыва с символизмом преемственность с предшественниками отказ от символа как единственного способа поэтического воздействия «самоценность каждого явления» в творчестве
Что означает термин Серебряный век?
Сере́бряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к концу XIX — началу XX века, данное по аналогии с золотым веком (первая треть XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, поэты и критики Николай Оцуп, Владимир Маяковский.
Почему Серебряный век получил такое название?
Эпоха рубежа веков получила название «Серебряного века» уже после её завершения. Понятие возникло в среде русской эмиграции (что немаловажно), и изначально было соотнесено с «Золотым веком» пушкинской эпохи (первая треть XIX века), ретроспективно оценивая ушедшее время как второй расцвет русской культуры после него.
Почему этот период называют Серебряным веком?
Почему период в истории русской поэзии называется «серебряным веком»? Потому что это была вторая волна популярности стихов как таковых. Первая — в первой половине XIX века, когда писали Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Тютчев и др. . Но потом, во второй половине столетия, главенствует проза.
Какой период в русской литературе называется Серебряным веком и почему?
«Серебряным веком» в сравнении с «золотым», пушкинским, в истории русской культуры принято называть конец XIX – начало XX столетия. Границы «серебряного века» условны. Его начало в литературе совпадает с зарождением символизма, его завершением можно считать 1921 г.
Стоит почитать
- Что такое экспорт и импорт?
- Как кувшинки приспособились к жизни в воде?
- Что такое тактовая частота процессора?
- Что такое гиперурикемия симптомы?
- Почему Лжедмитрий 1 был убит?
- Что такое грязная прибыль?
- Сколько по времени заживает перелом руки?
- Что входит в фонд оплаты труда?
- Что такое инверсия в метеорологии?
- Сколько можно работать по срочному договору?
Похожие вопросы
- Как написать свой адрес электронной почты?
- Что такое процессор простыми словами?
- Как работает сложный процент в инвестициях?
- Что такое собственная инерция?
- Какие бывают ценностные ориентации?
- Сколько спутников у планет гигантов?
- Что такое инквизиция простыми словами?
- Можно ли приобрести порок сердца?
- Как называется Германия сейчас?
- Кто следил за осуществлением крестьянской реформы на местах?
Источник: questions.students-library.com