Кто должен принимать участие в разработке программы сопровождения одаренного ребенка

Всероссийская научная конференция «Николай Иванович Жинкин — выдающийся ученый и основатель отечественной психолингвистики: к 130-летию со дня рождения»

Международная научно-практическая конференция «Социально-философские и психологические проблемы формирования безопасного образовательного пространства»

Всероссийский симпозиум с международным участием «История психологии — 2023»

XVIII Летняя школа Европейской конференции психоаналитической психотерапии «Полифония психоанализа»

XII Международная научно-практическая конференция «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности»

III Фестиваль голосовой терапии «В резонансе»

Всероссийский методологический семинар по истории психологии и исторической психологии «Арзамасские чтения – 5»

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского

Международная научная конференция «Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития»

«Драма одаренного ребенка и поиск собственного я» Алис Миллер аудиокнига (полная версия)

VI Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

IV Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы»

Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы психологии искусства»

Международный съезд психологов в сфере образования

Международная научно-практическая конференция «Этнопсихология: теория и практика»

Всероссийская конференция «Век психологии в ЯГПУ им. К.Д.Ушинского»

Международная юбилейная научная конференция «Проблемы социальной и экономической психологии: итоги и перспективы исследований», посвященная 50-летию лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН и 75-летию академика РАН А.Л.Журавлева

  • #детская психология
  • #психология образования
  • #школьный психолог
  • #одаренность

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей

Автор

/module/item/name

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога — психолога как полноценного участника образовательного процесса. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения ФГОС [5].

Обучающий видео-семинар:Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательной организации

Одним из направлений работы по внедрению ФГОС является психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. В настоящее время это направление становится все более приоритетным. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения. Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от одаренных людей.

Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответственность и обязаны сделать все возможное для того, чтобы такие дети могли полностью реализовать свои возможности для собственного блага и на благо всего общества. Каждый талантливый ребенок должен быть замечен.

Одарённость понимается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [1].

Одарённый ребёнок — это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [1].

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребёнка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребёнка на фоне её дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одарённости. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Тот или иной ребёнок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным её аспектам.

Одаренность ребёнка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребёнок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии). Кроме того, одарённые дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребёнок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать своё увлечение от педагога.

Таким образом, судить об одаренности ребёнка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности [2].

Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте [1] (в отличие от одаренности взрослого человека):
1). Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники и младшие школьники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.
2). Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
3). Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.
4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

Читайте также:
Ubuntu список программ установленных

Оценка конкретного ребёнка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть.

Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одарённый ребенок» в плане констатации статуса определенного ребенка, ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он одаренный, на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение как одаренный, но потом перестал таковым быть. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одарённый ребенок» следует использовать понятие «ребёнок с признаками одаренности».

Педагоги и психологи образовательных учреждений находятся на стадии поиска и наработки материала по выявлению и сопровождению учеников с признаками одаренности.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей может включать в себя несколько этапов:

Диагностический. Его целью является идентификация одаренных детей, изучение индивидуальных особенностей школьников. Могут использоваться следующие диагностические методы: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, социометрические исследования. А также изучение профессионального развития личности педагога.

Практика образования показала, что далеко не каждый, даже хороший учитель, может осуществлять обучение одаренных школьников. Развитие одаренной личности в системе образования во многом определяется потребностями педагога, его стремлением к самоактуализации, творчеству в педагогической деятельности.

Поэтому работа педагога-психолога также направлена на повышение уровня теоретических знаний учителей об особенностях психологии одаренной личности, а также на активизацию и развитие профессионально важных качеств педагогов, необходимых для обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса. Это в значительной мере содействует совершенствованию профессионализма, повышению общей и психолого-педагогической культуры учителей, укреплению их личностно ориентированной позиции в педагогической деятельности.

Информационный. Его целью является повышение психологической компетентности участников педагогического процесса. Включает в себя виды деятельности: индивидуальные и групповые консультации с учащимися, педагогами и родителями по итогам исследований; психолого-педагогические семинары; тематические родительские собрания.

Развивающий. Целью этапа является гармоничное развитие одаренных детей. Включает в себя организацию, проведение индивидуальных и групповых занятий по адаптации одаренного ребенка в группе сверстников, создание развивающей среды для таких детей.

Проведение следующих мероприятий: организация и проведение занятий по развитию творческого мышления учащихся, тренинговые занятия, совместные коррекционно-развивающие занятия детей и родителей, создание портфолио с целью формирования мотивации достижения, проектная деятельность учащихся и др.

Аналитический. Мониторинг эффективности работы с одаренными учащимися, который включает в себя анализ результатов деятельности участников педагогического процесса и построение перспективы дальнейшей работы.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся школы представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей.

Можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении эффективно если:
• детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих — выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;
• создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;
• выявлены основные принципы организации обучения одаренных школьников;
• структуры образовательных учреждений в своем целевом и функциональном проявлении будут обеспечивать необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.

Список литературы

1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе — М.: Просвещение, 2006.
2. Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. – СПб, 2009.
3. Интернет-ресурс.
4. Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избранные труды в 2 т.-Т.1.- М., 1985.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2013. – (Стандарты второго поколения).

Источник: psy.su

Структура программы сопровождения одаренного ребенка

1. Определение целей и задач программы сопровождения.

2. Определение субъектов воспитательно-образовательного процесса, задействованных в программе.

3. Определение функций и содержания работы каждого субъекта программы сопровождения.

4. Мониторинг программы.

План программы «Сопровождение ребенка, одаренного в нескольких областях»

Цель: гармонизация и развитие потенциальных возможностей одаренного ребенка.

Задачи:

— выявление ребенка, одаренного в нескольких областях;

— составление и реализация программы сопровождения такого ребенка (группы);

— создание психологически комфортной среды развития и воспитания одаренного ребенка.

В программе принимают участие:

3. Другие субъекты педагогической деятельности.

4. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Психолог

Диагностический этап: подготовка пакета психолого-педагогических диагностик выявления общей, интеллектуальной, творческой одаренности по возрастным группам. Проведение обследований детей по желанию родителей.

Информационный этап: просвещение и консультирование по особенностям одаренных детей всех субъектов программы (по планам-графикам).

Развивающий этап: разработка программ, методик, раздаточных материалов для обучения специалистов и родителей методам выявления и развития одаренности дошкольников. Тренинги для детей, родителей, воспитателей и др. Индивидуальные и групповые развивающие и коррекционные занятия с одарёнными детьми.

Педагог

Информационный этап: организация и проведение работы с родителями по воспитанию одаренного ребенка в семье, беседа с родителями по тематике различных типов специальных способностей. Разработка рекомендаций для семьи, имеющей одарённых детей в какой-либо области. Проведение практикумов для родителей по выявлению скрытой одаренности в рамках дней «Открытых дверей» или в процессе проведения круглых столов. Определение и написание своих функций (своей части работы) в общем плане сопровождения одарённых детей.

Развивающий этап: определение специальных способностей методом педагогической диагностики; разработка и использования на занятиях заданий повышенной сложности с учетом индивидуальных особенностей одарённых детей. Создание и постоянное пополнение предметно-развивающей среды в группе. Разработка и внедрение программ, включающих элементы повышенной сложности.

Заместитель директора по учебно-воспитальной работе

Информационный этап: создание банка данных одарённых детей по школе. Консультации для родителей.

Организационный этап: включение в годовой план развития школы дополнительных платных образовательных услуг. Организация в рамках школы семинаров по обмену опытом по взаимодействию с конкретным одаренным ребенком в рамках программы сопровождения. Организация постоянно действующей службы «Не прозевайте вундеркинда!» и «Дней открытых дверей» по проблематике одарённых детей. Проведение заседаний клуба «Одаренный педагог».

Читайте также:
Как добавить программу в список открыть с помощью

Этап контроля: контроль за выполнением программы сопровождения; мониторинг динамики развития ребенка (срезы).

Родители

Информационный этап: участие в круглом столе с педагогами школы по проблемам одарённых детей. Посещение родительских клубов. Участие активных родителей в педагогическом процессе.

Развивающий этап: определение одаренного ребенка в специальные кружки и секции, в музыкальные, хореографические и спортивные школы. Обеспечение одаренному ребенку развивающей среды в домашних условиях.

План программы «Сопровождение ребенка, имеющего незаурядные интеллектуальные способности»

Цель: гармонизация и развитие незаурядных интеллектуальных способностей одаренного ребенка.

Задачи:

1. Создать условия для развития и гармонизации незаурядных интеллектуальных способностей у детей.

2. Социализация ребенка в группе сверстников.

3. Развитие творческого мышления, наблюдательности и познавательной активности.

Психолог

Диагностический этап: подготовка и проведение констатирующей и итоговой диагностики с одарёнными детьми.

Информационный этап: заседание круглого стола для педагогов школы «У ребенка незаурядный интеллект». Проведение консультаций с родителями одарённых детей. Организация индивидуального консультирования для педагогов школы по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с незаурядным интеллектом.

Развивающий этап: проведение развивающих занятий с детьми данной категории:

¨ Индивидуальные занятия 1 раз в 2 недели;

¨ Развивающие занятия с элементами тренинга;

¨ Организация кружка интеллектуального развития.

Педагог

Диагностический этап: проведение педагогической диагностики и выделение детей с повышенными интеллектуальными способностями в отдельную группу развития. Ведение дневника наблюдения за данной категорией детей (по запросу администрации).

Информационный этап: консультирование родителей по вопросам воспитания одаренного ребенка в семье. Подбор и размещение в группе выставки детской научно-популярной литературы. Знакомство с энциклопедиями по различным направлениям деятельности. Посещение библиотек и выставок.

Развивающий этап: использование в воспитательно-образовательном процессе заданий повышенной сложности с учетом индивидуальных особенностей одарённых детей. Создание и постоянное пополнение предметно-развивающей среды в группе. Создание уголка научно-исследовательской деятельности.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Информационный этап: создание информационной базы данных о детях с повышенными интеллектуальными способностями.

Организационный этап: составление совместного плана работы с педагогами и психологом школы. Обучение кадров. Организация в рамках школы семинаров по особенностям взаимодействия с одаренным ребенком в рамках программы сопровождения. Организация открытых мероприятий по проблематике одарённых детей.

Этап контроля: контроль эффективности работы педагогов по данной теме. Анализ результатов деятельности педагогов. Построение перспективы дальнейшей работы по данной теме.

План программы «Сопровождение ребенка с ярко выраженными спортивными способностями»

Цель: гармонизация и развитие ярко выраженных спортивных способностей одаренного ребенка.

Задачи:

1. Создание комплекса условий, обеспечивающих эффективность и качество работы с детьми.

2. Привлечение специалистов по физической культуре для работы с этими детьми.

3. Достижение детьми более высоких результатов.

Психолог

Информационный этап: подбор методических материалов и литературы по данной тематике. Консультирование родителей и воспитателей.

Развивающий этап: обеспечение работы по гармонизации личности и интеллекта физически одаренного ребенка.

Источник: megalektsii.ru

Психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности. | Тихонова Татьяна Валерьевна. Работа №298232

Психолого-педагогиче ское сопровождение детей с признаками одаренности . Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития детей с признаками одаренности, включая те х, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках образовательной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных обучающихся — комплексная педагогическая, психологическая, медицинская, социальная проблема, поэто му ее решение возможно лишь при объединении усилий сп ециалистов разного профиля. Психолого-педагогиче ское сопровождение детей с признаками одаренности — это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка.

Цель — содействие в выявлении, поддержке и развитии детей с признаками одаренности, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психического и физического здоровья. Задачи: предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь одаренному ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, выбора образовательного и профессионального маршрута; развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов; психологическое обеспечение образовательных программ.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности предполагает реализацию следующих его направлений: диагностического, консультационного, развивающего, коррекционного. Н аправления психолого-педагогического сопровождения Диагностическое направление направленно на изучение индивидуальных и личностных особенностей детей с признаками одаренности, их интересов и склонностей.

При реализации данного направления педагогам и психологам необходимо помочь одаренным школьникам осуществить выбор деятельности в учреждении дополнительного образования в соответствии с их интересами, психофизиологическими и личностные свойствами и особенностями. Консультационное направление призвано не только поддержать одаренного школьника в его выборе деятельности, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору.

Предметом пристального внимания специалистов должна стать способность обучающихся к проектированию индивидуального маршрута обучения, профессионализации, а также способность к проектированию собственного жизненного пути. Развивающее и кор рекционное направление работы.

Основной смысл развивающей работы с одаренными детьми – это раскрытие потенциальных возможносте й ребенка. Поэтому главные цели всей коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми должны быть направлены на: формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищённость; развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний; развитие коммуникативных навыков; снижение уровня тревожности; формирование адекватной самооценки; обучение методам релаксации и визуализации.

Основные направления развивающей работы с одаренными детьми могут быть представлены как организация групповой и индивидуальной рефлексии; групповые тренинги, нацеленные на освоение обучающимися способов самопрезентации , самоанализа, самоконтроля, организации труда, планирования, эффективной коммуникации и т.д. Психолого-педагогическое просвещение . Данное направление требует от специалистов организации работы с родителями детей с признаками одаренности как участниками учебно-воспитательного процесса.

Работу с родительской общественностью следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новой для системы сопровождения форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, которые позволяют преодолеть недостаток знаний в области педагогики и психологии и повысить педагогическую и психологическую культуру при реализации задач развития одаренного ребенка. В настоящее время в системе психолого-педагогического сопровождения, наряду с рассмотренными выше традиционными видами деятельности, реализуется такое комплексное направление, как разработка (проектирование) и экспертиза образовательных программ.

В связи с этим особенно актуальным является разработка в образовательном учреждении системы раннего выявления одаренных школьников с целью создания условий для их роста и развития. Этапы психологического сопровождения детей с признаками одаренности.

Программа психологического сопровождения детей с признаками одаренности в школе включает в себя несколько этапов: Диагностический этап . Его целью является идентификация детей с признаками одаренности, изучение индивидуальных особенностей школьников. При выявлении детей с признаками одаренности более целесообразно использовать комплексный подход.

Читайте также:
Программа wordpad поддерживает не все

При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности и т. п.); специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание детей учителями, родителями, воспитателями; включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.; проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности. Итоги диагностического этапа: создание индивидуальных карт школьника; создание информационной базы данных детей с признаками одаренности; аналитический отчет по результатам диагностических исследований.

Информационный . Его целью является повышение психологической компетентности участников педагогического процесса. Виды деятельности: индивидуальные и групповые консультации с обучающимися, педагогами и родителями по итогам исследований; обновление информационной базы данных детей с признаками одаренности; психолого-педагогические семинары; родительские собрания.

Итоги информационного этапа: создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению одаренных обучающихся. Подготовительный этап. На этом этапе работы с одаренными детьми основная роль отводиться педагогам, задача которых развивать их способности.

Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (стимулирующие и факультативные занятия, консультации). Составление индивидуальных программ сопровождения на каждого ребенка с учетом его особенностей, с выработкой рекомендаций для классного руководителя, родителей учителей-предметников по взаимодействию с одаренным ребенком.

Развивающий этап. Целью этапа является гармоничное развитие детей с признаками одаренности. Включает в себя организацию, проведение индивидуальных и групповых занятий по адаптации одаренного ребенка в группе сверстников, создание развивающей среды для таких детей. Особенности развития одаренных детей . Познавательное развитие.

Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи. Психосоциальная чувствительность. Одаренные дети обнаруживают обострённое чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания. Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность. Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей. Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие , возникают трудности в общении со сверстниками. Физические характеристики. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей Все одаренные дети обладают следующими особенностями развития познавательной сферы: Любознательность Оригинальность мышления Гибкость мышления Легкость генерирования идей, или беглость мышления Легкость ассоциирования . Высокая степень концентрации внимания . Отличная память . Способность к прогнозированию Способность к оценке Также, все одаренные дети имеют сходные особенности психосоциального развития : Самоактуализация . Требовательность к результатам собственной деятельности ( перфекционизм ) – стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Социальная автономность – способность и стремление противостоять мнению большинства, относительная свобода от общепринятых ограничений Познавательный эгоцентризм . Одаренные дети практически не способны понять, почему то, что просто и понятно для них самих, не могут постичь окружающие.

Лидерство . Одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора, приобретая опыт принятия решений. Лидерство проявляется в том, что ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается, проявляет инициативу, принимает на себя ответственность. Соревновательность – склонность к конкурентным формам взаимодействия.

Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений – важный фактор развития личности, закалки характера. Особенности эмоционального развития . В качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка отмечается повышенная уязвимость.

В педагогической психологии выделяют четыре категории одаренных детей: 1. дети, интеллектуально одаренные (имеющие высокие показатели по специальным тестам интеллекта); 2. дети с ярким проявлением специальных способностей (достигшие больших успехов в каких-либо областях деятельности); 3. дети, академически одаренные (отлично успевающие в школе); 4. дети с высокой креативностью (потенциально одаренные). Существуют также проблемы одаренных детей.

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми. Неприязнь к школе . Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

Игровые интересы . Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя. Конформность . Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

Погружение в философские проблемы . Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием . Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

Стремление к совершенству . Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка. Потребность во внимании взрослых . В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение

Источник: solncesvet.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru