Компьютерная графика сегодня является неотъемлемой частью любого фильма — начиная с фантастических или исторических саг вплоть до драматического кино, где действия происходят в, казалось бы, реальном мире. В этой статье мы расскажем о факультете CG Московской школы кино — образовательных программах 3D Artist, Compositing Artist и VFX Artist. Чем занимаются эти специалисты, сколько времени может потребоваться, чтобы примкнуть к их рядам, какой уровень знаний нужно иметь на старте, на какой гонорар может рассчитывать начинающий специалист, а также как и где найти работу? Об этом расскажут кураторы курсов — Дмитрий Онищенко, Виталий Волков и Денис Гейко.
3D artist
Здравствуйте, Дмитрий, вы являетесь куратором программы 3D artist, расскажите нам, пожалуйста, кто такой 3D artist, еще его называют 3D-дженералистом, и чем он занимается? Дмитрий Онищенко: Правильнее будет сказать, что 3D artist (он же 3D generalist) — это не специализация, не профессия, это скорее характеристика профессионала, его сфера деятельности внутри студии (или 3D-производства). Т.е. синоним дженералисту — широкий диапазон навыков и сфер их применения. Это специалист, который должен сегодня решать одни задачи, быть моделером, текстурщиком, а завтра — уметь этот материал отрендерить и откомпозить. Такие специалисты востребованы там, где от проекта к проекту задачи могут значительно отличаться, где требуется универсальность и существует необходимость перераспределять ресурсы в зависимости от меняющихся приоритетов.
Что такое компьютерная программа
В каких областях индустрии востребованы эти специалисты? Дмитрий Онищенко: Как было сказано в определении выше — это человек с разными навыками и умениями и область их применения может быть очень разной: постпродакшн в киноиндустрии, анимация, реклама, моушн-дизайн, геймдев и вообще везде, где производят визуальный контент с 3D-графикой.
Кому вы порекомендовали бы выбрать эту специальность? Дмитрий Онищенко: Тут нет каких-то ограничений. Даже если в процессе учебы приходит понимание, что тебе ближе узкая специализация, все равно полученные навыки формируют из тебя более сильного и полноценного профессионала. Понимание смежных специализаций позволяет сделать работу легче, в том числе для твоих коллег, которые будут работать с материалом далее по пайплайну.
Расскажите о пороге вхождения на курс, какими знаниями нужно обладать, чтобы успешно обучаться? Нужно ли художественное образование или какой-то фундамент знаний и опыт работы 3D? Дмитрий Онищенко: Любые знания в области классических искусств, какой-то самостоятельный опыт в любых «смежных» с 3D-графикой областях будут плюсом.
Но это точно не является обязательным! Я могу привести не один пример, когда студент без начальных знаний ни в чем не уступал более подготовленным. Все зависит от вас и от количества времени, которое вы готовы уделять учебе.
Чему обучают на программе и какое ПО взято за основу? Дмитрий Онищенко: Как дженералисты мы получаем навыки во всех основных специализациях 3D. Конечно, за курс обучения нельзя полноценно погрузиться в каждое направление, глубоко изучить весь софт и специализацию.
Поэтому основной упор делается не на конкретное ПО или список навыков данной специализации, а на способы мышления, подходы к решению тех или иных задач, часто предполагающих что-то не шаблонное, не имеющее готового рецепта. Поэтому мы стремимся научить ребят «не растеряться» и иметь подход в решении нестандартных задач. Если говорить именно о ПО, хотя оно и не имеет первостепенной важности, мы начинаем с Maya и далее переходим к длинному списку базовых и узкоспециализированных софтов, среди которых Substance Painter, Substance Designer, zBrush, Mari, Houdini, рендер движки Arnold, Redshift, Mantra и т.д. В наших практических работах мы не ограничиваем студентов каким-то «обязательным» списком софтов, каждый может работать в любом из них, ориентируясь прежде всего на свой комфорт. Главное — результат.
Какой документ получает слушатель по результатам окончания программы? Будет ли сформировано портфолио за время обучения? Дмитрий Онищенко: Если вы ранее уже получили высшее образование, по окончанию учебы вам будет выдан диплом о дополнительном профессиональном образовании. Или, если вы пришли к нам после 11 класса, сертификат о прохождении курса.
Но, конечно, центральное значение для вашего дальнейшего трудоустройства будут иметь наработанные связи и портфолио. За время учебы каждый студент готовит персональный шоурил. Это часть диплома и она является обязательной.
Чтобы поступить на курс, нужно пройти собеседование, кто его проводит и насколько это сложный процесс? Дмитрий Онищенко: Его проводит куратор программы и ведущие преподаватели. Процесс несложный, но лучше к нему подготовиться, даже если у вас совсем нет опыта. Знать базовые термины, студии, интересоваться большими проектами и тем, как они были сделаны, попробовать что-то сделать в 3D самостоятельно — это всегда хороший набор для начала диалога.
Возможно ли посмотреть примеры работ учеников по результатам окончания курса? Дмитрий Онищенко:
Да, их можно увидеть на странице программы на сайте, а также в социальных сетях Московской школы кино.
В чем на ваш взгляд преимущества именно очного формата обучения для данного курса? Дмитрий Онищенко: Кому-то важно видеть преподавателя, чувствовать творческую энергетику школы, соперничество. Я же сам считаю наиболее важным аспектом командную работу. Каждый учебный совместный проект, в том числе диплом, — это мини-студия, стартап, возможность самостоятельно собрать команду, распределить роли, спланировать работу — это самое ценное.
VFX artist
Здравствуйте, Виталий, вы являетесь куратором курса VFX artist, расскажите нам об этой специальности, чем именно занимаются данные специалисты? Права ли, что это одна из самых сложных, востребованных и высокооплачиваемых специальностей в индустрии? Какой уровень з/п специалиста среднего уровня? Виталий Волков: Сложность чего-либо всегда относительная штука.
Для художника будет непросто начать программировать, для программиста — начать рисовать. Поэтому здесь важно уточнить, в чем именно заключается сложность этой профессии.
По сравнению с большинством других специализаций, в FX-ах действительно нужно довольно хорошо понимать матчасть всех процессов, которые лежат в основе эффектов. Кроме изучения физики процессов и математических моделей, с помощью которых они описываются и моделируются, нам крайне необходимы для работы классические разделы математики, такие, как тригонометрия, векторный анализ и линейная алгебра. Конечно, в процессе, для более эффективной работы, мы развиваем свои навыки в алгоритмизации и программировании. Но это лишь половина.
Вторая половина — это визуальный ряд. Любый специалист по FX-ам должен отлично чувствовать ритм, динамику, массу, инерцию. Должен обладать высокой насмотренностью, уметь анализировать референсы, изображения и не только.
То есть основная сложность в этой специализации — гармонично совместить всю техническую составляющую с художественной. Наверное, именно в этой специализации сильнее всего сплетаются обе сферы.Но хорошая новость заключается в том, что это только звучит страшно 🙂 на самом деле нам совсем не обязательно быть выпускником технического ВУЗа, чтобы освоить необходимую для работы матчасть, или уметь рисовать от руки, чтобы сделать наши эффекты визуально насыщенным и привлекательным.
Все эти навыки абсолютно в состоянии развить каждый из нас, было бы желание. А оно обычно появляется в процессе, когда мы видим, как из простых алгоритмов и формул 7-го класса школы по математике, рождается торнадо. Хочется изучать все это глубже и глубже ))
Поэтому, сложная ли это профессия? Да, безусловно, это сложно. Но это невероятно интересно.
А что касается оплаты. То уровень гонорара среднего специалиста (не лида, fx td или супервайзера) будет составлять примерно 80-130 тысяч в месяц.
Где именно востребованы VFX artist? На ум приходят два крупнейших раздела нашей индустрии, это спецэффекты в кино и игровая индустрия? Виталий Волков: В первую FX-артист, которого мы готовим, востребован, конечно, в индустрии кино и рекламы. Но мы учим далеко не только софту или каким-то конкретным кнопкам, которые нужно нажать, чтобы сделать тот или иной эффект.
Мы учим методологии, анализу и поиску решений для совершенно разных задач. Нет шаблонов. Многие задачи, с которыми мы сталкиваемся, довольно уникальны и это всегда челлендж.
Но если вы понимаете все принципы, логику и механики в создании эффектов и у нас есть стройная методология, позволяющая успешно декомпозировать сложные эффекты на небольшие элементы и решать комплексную задачу небольшими блоками, то вы без проблем сможете перебраться и в смежную индустрию, например, геймдев. Достаточно будет выучить всего лишь кнопки нового софта. А это вообще ерунда и далеко не самое важное в нашей профессии!
Какой уровень знаний требуется для поступления на курс? Нужны ли основы программирования и хороший уровень математики? Виталий Волков: Глобально, для поступления основы программирования и математика не нужны. Это, конечно же, будет плюсом для будущей учебы, но мы в любом случае будем изучать все необходимое на курсе.
Гораздо важнее ваше желание и стремление делать такие штуки. Идеально, если вы скачаете учебную версию Houdini, откроете какие-то базовые уроки на YouTube про то, как создать взрыв или разрушить дом, и попробуете их повторить. И вот здесь важно, чтобы вы для себя поняли, насколько вам это вообще интересно. Если вы от этого кайфуете, то смело приносите свои тесты на собеседование!
А математика нужна в первую очередь, чтобы лучше понять суть вещей и наших инструментов. Чтобы заглянуть под капот. Увидеть, как работают те или иные вещи внутри софта. Улучшить их, модифицировать, для более крутого результата. Это уже обычно гораздо сложнее, чем в уроках на YouTube.
Но необходимо для получения кинематографичного качества картинки. Ведь за этим мы и идем учиться на большие продвинутые курсы? )
Расскажите, пожалуйста, о ПО с которым слушатели будут работать на курсе? А также о причине выбора именно этого программного обеспечения для задач VFX? Виталий Волков: Большую часть всего времени мы изучаем Houdini. Houdini — индустриальный стандарт и один из самых востребованных пакетов на рынке производства компьютерной графики и визуальных эффектов.
Что будет входить в портфолио выпускника? Будет ли оно достаточно конкурентоспособным, чтобы претендовать на работу по этой специальности? Виталий Волков: Центральное место в портфолио выпускника занимает большой и сложный дипломный проект, который необходимо будет выполнить в составе команды.
Ребята сами разрабатывают его под нашим руководством, от идеи и до финального ролика. Кроме того, в портфолио войдут различные работы, выполненные в классе и в ходе домашних заданий. Большая часть из них работ будет выполнена на основе профессионального съемочного материала из известных фильмов. Качественно выполненные работы и классно сделанный диплом будут абсолютно конкурентоспособным.
Какими качествами должен обладать VFX artist? Виталий Волков: Перечислю самые ключевые:
1. Самое главное — страстно любить свою работу и то, что ты делаешь. Это не означает, что нужно сутками заниматься только работой и ничем кроме нее, совсем нет! Но это то, что поможет правильно сфокусироваться и пройти сложные периоды, постоянно развиваться и учиться.
2. Внимательно изучать мир вокруг. Искать референсы, наблюдать за различными явлениями. Это поможет развить насмотренность, крайне важную в нашей работе.
3. Стараться исходить всегда из конечного результата, а не из имеющихся знаний. Если нам не хватает знаний, это не повод сделать работу как получится. Наоборот — это крутой повод для саморазвития.
4. Стремиться всегда делать работу в срок. Здесь как раз очень сильно поможет навык исходить из финального результата. То есть понимая, что нужно получить в конце, мы всегда можем найти обходный, более быстрый путь, который поможет нам уложиться в сроки.
5. Стараться сохранять разработки, ассистировать их и автоматизировать свои действия. С течением времени это сильно ускорит работу. Также разработками классно делиться со своей командой — это будет повышать общую эффективность. Кстати, в процессе обсуждений и командного использования этих инструментов обязательно родятся новые гораздо более крутые идеи и тулзы!
6. Всегда искать систему в решенных задачах. Делать ретроспективу, анализировать удачные и особенно неудачные решения. И стараться выработать методологию.
7. Относиться к себе со здоровой критикой. Нельзя никогда считать, что ты полный ноль. Но и ни одна работа не будет идеальной. Здоровая критика будет помогать нам находить недочеты/ошибки/проблемы, принимать их и не допускать в следующий раз.
8. Относиться адекватно к критике и комментариям со стороны других.
9. Безостановочно учиться.
Compositing artist
-
Художественные навыки. Смотрим рисунки, фотографии. Людей совершенно не рисующих берем, если все очень хорошо по двум другим пунктам. При этом диплом о высшем образовании в сфере изобразительного искусства не гарантирует поступление.
Расскажите, какое ПО используется на курсе и почему?
Денис Гейко: Большая часть всего делается в NUKE. Он является стандартом композитинга в кино как в нашей стране, так и во всем мире. Кроме того, наша программа подразумевает ознакомление с софтами смежных профессий. Речь о Maya и Houdini. Наш композер должен уметь открыть сцену после 3дшника, переподтянуть шейдера и отправить на рендер, не дергая лишний раз никого вокруг.
Ну и прочие мелкие вещи смежных профессий тоже хорошо бы уметь выполнять. Это то, что умные люди называют T-shape специалистом. Такие ребята сейчас очень ценятся на рынке труда.
Курс делиться на 3 семестра, расскажите пожалуйста о каждом, чем именно будут заниматься студенты и что изучать?
- Первый блок. Базовый. Здесь студенты трех программ (3D artist, VFX artist и Compositing artist) обучаются вместе. Здесь мы знакомимся с пайплайном производства графики, вместе открываем все основные софты, подтягиваем художественные навыки. По итогам студенты отправляются на специализацию.
- Второй блок. Специализация. Здесь студенты композеры (ровно как 3D и VFX) занимаются с куратором и преподавтаелями на получение конкретных навыков в выбранной специализации. Описать в двух словах этот блок сложно — он подразумевает разные типы занятий и заданий. Теория чередуется с практикой. У композеров в том числе заложены занятия в съемочном павильоне. Плюс, также предполагаются совместные занятия на все три программы CG. Часто такие совместные занятия проходят вместе со студентами Московской школы кино. Ближе к концу блока специализации мы начинаем выходить на планирование дипломных проектов — этот момент всегда индивидуальный и здесь мы отталкиваемся от идей студентов.
- Третий блок. Дипломное проектирование. Здесь студенты трех программ объединяются в команды и реализовывают дипломные проекты. Проекты могут быть FULL CG или LIVE ACTION. Исторически композеры чаще реализовывают проекты завязанные на съёмочный материал. Здесь мы плотно сотрудничаем со студентами и выпускниками других программ МШК. В конце блока мы организовываем большой праздник — открытую защиту дипломных проектов, на которую приглашаем представителей индустрии. Студенты презентуют результат своей работы и, кстати, многие трудоустраиваются уже там на защите или непосредственно после нее.
Можно ли посмотреть примеры работ учеников по этой специальности?
Денис Гейко: Увидеть проекты прошлых лет можно на сайте. Плюс, конкретно сейчас мы находимся в режиме дедлайна по дипломам текущего года. Будут оооочень интересные работы! Приходите на защиту, будем рады. Кроме того, ближе к новому году у нас будет еще одна защита программы VFX artist.
Сейчас студенты в активном препродакшне. Следите за соцсетями МШК и анонсом мероприятий на сайте, чтобы не пропустить 🙂
Подробности о программах и условиях поступления на них можно знать на сайте Московской школы кино. Вступительные в самом разгаре!
Источник: render.ru
Кто такой программист 1С, чем он занимается и сколько получает
Считается, что задача программиста — писать программы. Но программисты 1С не столько создают новые продукты, сколько работают с готовыми.
alkanchik / wikimedia commons
Марина Демидова
Программист, консультант, специалист по документированию. Легко и доступно рассказывает о сложных вещах в программировании и дизайне.
Программисты 1С занимаются внедрением и сопровождением программ 1С в организациях: устанавливают и настраивают, дорабатывают и обновляют их, а ещё консультируют пользователей.
Что такое программы «1С:Предприятие» и где они используются
На каждом предприятии, большом и малом, ведётся учёт. Считают всё: сколько продукции было выпущено, сколько материалов было на это потрачено, какую зарплату выдали сотрудникам, какие налоги заплатили и многое другое.
Так или иначе, но считают все компании. Где-то учёт ведут от руки в блокноте, где-то используют Excel, а где-то — системы автоматизированного учёта, которые ускоряют и упрощают процесс. Ни одно более или менее крупное предприятие не может обойтись без таких систем.
Самые популярные системы учёта в России и СНГ — это продукты компании «1С». Их применяют 1,5 миллиона компаний. У «1С» есть решения для организаций любых масштабов и направлений работы: огромных холдингов и ИП, оптовых складов и розничных магазинов, бюджетных организаций и госструктур, управляющих компаний, сельхозпредприятий и других. С их помощью, например, можно считать зарплату сотрудников, контролировать расчёты с подрядчиками и клиентами, вести документооборот, сводить бухгалтерский баланс, формировать отчёты и делать многое другое.
Как устроена программа «1С:Предприятие» и зачем ей программисты
Любая программа «1С:Предприятие» состоит из двух частей — технологической платформы и установленного на ней прикладного решения (конфигурации).
Платформа — это база, на которой создают, запускают и изменяют конфигурации. Это среда разработки с собственным встроенным языком 1С.
Конфигурация — разработанная на языке 1С программа для пользователей. У неё удобный интерфейс, полезная функциональность и возможности для настройки. Конфигурация не существует отдельно от платформы. На одной платформе может быть установлено сразу несколько конфигураций.
Конфигурации бывают типовыми и нетиповыми.
Типовые конфигурации — это конфигурации, разработанные самой компанией «1С». Она их поддерживает и регулярно выпускает новые версии. Налоговое законодательство постоянно меняется, появляются новые формы отчётности, поэтому программу нужно часто обновлять.
Типовых конфигураций множество, например:
- «1С:Бухгалтерия предприятия»;
- «1С:Зарплата и управление персоналом»;
- «1С:Управление торговлей»;
- «1С:Комплексная автоматизация»;
- «1С:ERP Управление предприятием».
Нетиповые конфигурации — конфигурации, созданные другими компаниями и отдельными программистами. Но программисты редко собирают их с нуля. Они предпочитают брать типовое решение и дорабатывать его для нужд конкретного предприятия. Чаще всего это настройки программы, разработка дополнительных отчётов и какая-нибудь специфическая функциональность.
Вы спросите, почему нельзя разрабатывать программы на общепринятых языках программирования, таких как Delphi или Java? Всё дело в скорости разработки.
Если на Delphi или на Java вам сначала придётся разрабатывать структуру базы данных с таблицами и полями и создавать её на диске, то при работе с платформой «1С» всё это делается автоматически. Язык 1С изначально работает с такими видами объектов, как «Справочники», «Документы», «Отчёты», «Обработки» и другие. На их основании можно легко создавать новые объекты.
Кроме того, в платформе есть набор инструментов для администрирования базы данных, набор для установки и обновления конфигураций и много других полезных вещей.
Где работают программисты 1С
- Многие 1С-программисты работают в фирмах-франчайзи — партнёрах «1С» или других компаниях, занимающихся обслуживанием программ «1С».
- Некоторые крупные предприятия, особенно производственные, нанимают 1С-программистов себе в штат.
- Также есть много фрилансеров, работающих в этом направлении. Обычно они обслуживают малые предприятия в своём регионе.
Раньше программисты 1С постоянно ездили к клиентам, чтобы настроить программы и рассказать, как всё работает. Но сейчас всё это делается удалённо.
Чем они занимаются
У программистов 1С есть специализации:
- кто-то разрабатывает новые проекты;
- кто-то работает с бухгалтерией;
- кто-то решает проблемы пользователей корпоративной системы;
- кто-то занимается связкой с интернет-магазинами;
- кто-то настраивает мобильные приложения для кладовщиков и курьеров;
- кто-то делает так, чтобы магазины работали: подключает весы и кассовые аппараты (они тоже работают на 1С).
Обычно программист 1С совмещает обязанности программиста и системного администратора в одном лице:
- помогает организации подобрать конфигурацию, которая ей лучше всего подойдёт;
- проверяет, встанет ли программа на технику заказчика или ему нужны новые компьютеры;
- устанавливает программы на сервер, локальный компьютер или в облако, настраивает базы данных и доступ к ним пользователей;
- распределяет права пользователей: делает так, чтобы оператор не мог случайно удалить что-нибудь важное, а у администратора, наоборот, были все права;
- настраивает интерфейс программы;
- расширяет функциональность: настраивает отчёты, справочники, документы, дорабатывает конфигурацию, если нужно;
- настраивает обмен данными между конфигурациями;
- в интернет-магазине настраивает выгрузку данных о номенклатуре, цене и остатках товаров на сайте, а также загрузку сведений о заказах;
- если есть торговое оборудование (сканеры штрих-кодов, весы, кассы), он подключает его к «1С»;
- администрирует базы данных: чистит, тестирует, исправляет ошибки, выполняет резервное копирование, восстанавливает при сбоях;
- обновляет конфигурации;
- обучает пользователей работе с программой, демонстрирует её возможности.
И это далеко не полный перечень его обязанностей.
Сертификация программистов 1С
Чтобы быть востребованным в сфере 1С, программист должен постоянно учиться и развиваться. Чтобы подтвердить квалификацию специалистов, компания «1С» проводит сертификацию. Выдавая сертификаты, она ручается перед своими заказчиками и потребителями, что специалист достаточно обучен и умеет работать с продуктами. Любой толковый работодатель это понимает, поэтому сертификаты дают преимущества при приёме на работу и могут стать основанием для повышения сотрудника.
Есть два уровня сертификации:
- «1С:Профессионал». Проверяются теоретические знания программиста — знание платформы и одной из типовых конфигураций — например, «Бухгалтерии предприятия», «Управления производственным предприятием», «Бухгалтерии бюджетного учреждения» и так далее.
- «1С:Специалист». Подтверждаются практические навыки экзаменуемого. К испытанию допускаются только сдавшие тест на сертификат «1С:Профессионал». Есть несколько видов сертификатов «1С:Специалист». Чтобы получить их, нужно сдать серьёзный экзамен на понимание принципов построения конфигураций и технологии их функционирования.
Насколько востребованы программисты 1С и сколько они получают за свою работу
1С популярна в России и странах СНГ, а программисты 1С очень востребованы. В марте 2021 года только на HeadHunter было около 10 тысяч вакансий.
Заработок программиста зависит от его квалификации и опыта работы: стажёрам предлагают зарплату 40–70 тысяч рублей, программистам с опытом 1–3 года — до 180 тысяч, а ведущие разработчики могут рассчитывать на 200–300 тысяч и больше. Очень во многих вакансиях работодатели требуют сертификат.
Предлагаемые зарплаты распределяются так:
Что нужно знать, чтобы стать программистом 1С
Одного знания программирования недостаточно. Нужно разбираться в основах бухгалтерского и налогового учёта, в области законодательства и финансов, понимать бизнес-процессы на предприятии.
Также нужно знать:
- принципы работы платформы «1С:Предприятие», методики её настройки;
- типовые конфигурации;
- основы работы с базами данных;
- язык 1С;
- язык запросов 1С ;
- язык SQL;
- и ещё многое другое.
Где всё это изучить
Можно попробовать изучить 1С самостоятельно — например, арендовать 1С в облаке и подключиться к сайту информационно-технологического сопровождения «1С:ИТС». Там есть множество информации по учёту и разработке в системе 1С: инструкции, книги, периодика, справочные материалы. Кроме того, в интернете много видеоуроков и форумов на эту тему.
Другой вариант — пойти на курсы по 1С. Это здорово помогает структурировать информацию и сэкономить время. Если при самостоятельном обучении придётся учиться несколько лет, то на курсах всю ту же информацию можно получить за полгода.
Встроенный предметно-ориентированный язык с двуязычным (русским и английским) синтаксисом.
Встроенный в платформу 1С язык для построения запросов к базе данных. Также имеет двуязычный синтаксис (русский и английский).
Источник: skillbox.ru
Технологии
Российская индустрия визуальных эффектов: кто есть кто
Кто делает компьютерную графику для отечественного кино
Материал был опубликован в печатном номере «Бюллетеня кинопрокатчика» №4-6, 2016 года
Производство компьютерной графики – один из важнейших технологических этапов в работе над современным фильмом. Не будет преувеличением сказать, что визуальные эффекты присутствуют в картинах всех жанров, а некоторые и вовсе несостоятельны без них. Только представьте себе, как бы смотрелся фильм ЧЕРНАЯ МОЛНИЯ без летающей «Волги» или ЭКИПАЖ без сцены катастрофы! При этом именно к качеству компьютерной графики российских фильмов зритель, насмотренный зарубежного технологичного кино, предъявляет обычно больше всего вопросов. «БК» попытался разобраться, как эволюционировала отечественная киномагия по мере возрастания спроса на большие фильмы-события.
Сумрачные 90-е
Компьютерные визуальные эффекты во многом являются эволюционным развитием комбинированных съемок и оптических эффектов, создававшихся при помощи специальных принтеров или трюк-машин. Студия ILM, основанная Джорджем Лукасом в 70-е для производства спецэффектов к фильму ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ: НОВАЯ НАДЕЖДА, на первых порах создавала именно оптические эффекты.
Компьютерной графикой специалисты студии вплотную занялись в конце 80-х, подготовив фундамент для глобальных изменений в 90-е. Мощным толчком к смене парадигмы в производстве эффектов послужил художественный и прокатный успех картины ТЕРМИНАТОР 2: СУДНЫЙ ДЕНЬ (1991). Точка же невозврата была пройдена кинематографом с выходом на экраны ПАРКА ЮРСКОГО ПЕРИОДА (1993). Руководителям киностудий стало понятно, что компьютерные технологии способны дать гораздо больше, нежели комбинированные съемки здесь и сейчас, и обладают гигантским потенциалом для развития. Но что же происходило в это время у нас?
С развалом Советского Союза под нож пошли система кинопроката и техническая база. Все наработки в области комбинированных съемок были утрачены. Одними из первых студий компьютерной графики стали компании – импортеры программного обеспечения и оборудования. Они брались за телевизионные проекты и рекламу.
Несмотря на упадок киноиндустрии, создатели все же иногда обращались к специалистам по визуальным эффектам. Например, для драмы УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ художники ныне не существующей студии Renderclub нарисовали шаровую молнию. Знаменитая сцена с коровой в комедии ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОХОТЫ также включает в себя кадры с нарисованными на компьютере конечностями парнокопытного. Этот визуальный трюк был исполнен художниками, «приквартированными» к «Ленфильму». Но подобная работа не носила систематического характера ввиду малого числа снимаемых фильмов.
ДОЗОРЫ как точка невозврата
В первой половине нулевых экономическая ситуация в стране начала выправляться, возник кинопрокатный бизнес, и в кинотеатры, во многом благодаря голливудскому кино, вернулся зритель. Вскоре появились инвесторы, решившие рискнуть и вложиться в производство российского жанрового кинематографа ради извлечения прибыли.
Самым ярким представителем новой волны кинематографистов стал Тимур Бекмамбетов, снявший дилогию про ДОЗОРЫ при поддержке Константина Эрнста и Первого канала. Руководство «первой кнопки» сделало ставку на режиссера с богатым рекламным прошлым и не прогадало. Зрителю пришлись по вкусу отечественные жанровые истории, рассказанные современным киноязыком.
Именно ДОЗОРЫ следует рассматривать в качестве знакового проекта для формировавшейся в те годы индустрии компьютерной графики. НОЧНОЙ ДОЗОР стал для нашего кинематографа ТЕРМИНАТОРОМ 2: СУДНЫЙ ДЕНЬ, а ДНЕВНОЙ ДОЗОР – ПАРКОМ ЮРСКОГО ПЕРИОДА. Эти две картины создавали десятки специалистов, многие из которых впоследствии открыли свои студии и в настоящий момент занимают лидирующие позиции в CG-отрасли.
CG Factory
В апреле 2016 года на экраны российских кинотеатров вышел остросюжетный фильм ЭКИПАЖ, который сразу же вырвался в лидеры кинопроката, продемонстрировав завидную выносливость даже по сравнению с голливудскими картинами. Все без исключения отметили не только напряженный сюжет и убедительную игру актеров, но и качественные визуальные эффекты, без которых фильм про авиакатастрофу невозможно себе представить.
За создание компьютерной графики отвечали трехмерщики студии CG Factory под руководством генерального VFX-продюсера Александра Горохова, который начинал свою карьеру в кино на первых ДОЗОРАХ и какое-то время работал в Bazelevs Тимура Бекмамбетова. В настоящий момент основанная в 2004 году CG Factory – одна из крупнейших компаний на рынке. В пиковый момент загрузки над видеорядом ЭКИПАЖА трудилось 120 специалистов. Из крупных режиссеров и продюсеров, с которыми CG Factory связывают длительные профессиональные отношения, помимо Бекмамбетова, следует отметить Валерия Тодоровского. После успеха ЭКИПАЖА к ним, по всей видимости, прибавятся Леонид Верещагин и Николай Лебедев.
У компании есть опыт работы и над голливудскими проектами Тимура Бекмамбетова. Художники студии поучаствовали в создании фильмов АПОЛЛОН 18 и ПРЕЗИДЕНТ ЛИНКОЛЬН: ОХОТНИК НА ВАМПИРОВ. Но прорывом для студии стало российское фэнтези ОН – ДРАКОН. Студия изменила подход в работе и перенастроила свой программно-производственный конвейер.
Выстраиванием и отладкой всех технологических процессов занимался супервайзер визуальных эффектов Сергей Невшупов с опытом работы над такими проектами, как АВАТАР. «Мы полностью перенастроили программно-производственный конвейер студии, – рассказывает Александр Горохов. – Впервые в своей практике использовали большое количество геодезического оборудования для замера объектов и съемочных площадок с целью последующего их восстановления в графике. То есть не на глаз, как раньше работали, а при помощи математики и геометрии».
Плюс ко всему студия опробовала фотограмметрию – систему для воссоздания объекта в графике по его фотографиям, сделанным со всех возможных ракурсов. Например, исполнителей главных ролей просканировали при помощи уникальной для России конструкции, в которой одновременно используется 84 фотоаппарата.
Помимо этого, на картинах ОН – ДРАКОН и ЭКИПАЖ в полностью компьютерных эпизодах специалисты студии использовали виртуальную камеру собственной разработки, позволявшую воссоздать сцену, выставить в ней камеры, а также движения объектов и персонажей. Описанные технологии давно и прочно используются западными VFX-студиями, но для наших компаний это самое настоящее ноу-хау. Вообще, ЭКИПАЖ стал проверкой на прочность, поскольку студии предстояло обработать полторы тысячи планов за пять месяцев. Это сжатые сроки даже по меркам крупных голливудских компаний, у которых есть возможность рекрутировать несколько сотен специалистов.
Main Road|Post
В настоящий момент в работе у московской студии Main Road|Post сразу несколько событийных отечественных фильмов – ДУЭЛЯНТ, КОЛОВРАТ, ПРИТЯЖЕНИЕ. Руководит студией Арман Яхин, начинавший карьеру в компании «Синематека», входившей в число лидеров в начале нулевых.
Она поучаствовала в работе над российскими проектами 1612, КНИГА МАСТЕРОВ, МОНГОЛ, 72 МЕТРА, ТУРЕЦКИЙ ГАМБИТ и другими картинами. Открыв собственную студию Main Road|Post в 2007 году, Яхин начал с работы над синематиком к компьютерной игре TimeShift, затем его команде довелось поработать над исторической драмой АДМИРАЛ и фантастической дилогией ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ. «Впервые мы сотрудничали со студией Армана Яхина на фильмах дилогии ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ и остались очень довольны, – вспоминает продюсер кинокомпании Art Pictures Дмитрий Рудовский. – Ребята создавали фантастический образ инопланетного города и заключительную сцену с вылетом в космос. ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ, как и любое событийное кино по известному произведению с обширной фан-базой, сразу попало под прицел критиков. Тем не менее даже они признавали, что городские сцены выглядят сделанными на самом высоком уровне».
Прорывом же для Main Road|Post стал АВГУСТ ВОСЬМОГО Джаника Файзиева, снятый на стыке двух жанров – военной драмы и фантастики. Студия впервые выступила в качестве основного подрядчика по созданию визуальных эффектов на столь крупном проекте. Отлично зарекомендовав себя на кинофильме Файзиева, Main Road|Post получила возможность работать над СТАЛИНГРАДОМ – значительно более сложным фильмом в плане симуляций огня и воды, традиционно трудоемких стихий для имитации на компьютере.
«Уровень сложности задач был запредельный для отечественного кино, – комментирует продюсер СТАЛИНГРАДА Дмитрий Рудовский, – но ребята справились и где-то даже превзошли наши ожидания. Впереди у нас ПРИТЯЖЕНИЕ».
Не будет преувеличением сказать, что Main Road|Post с блеском справилась со СТАЛИНГРАДОМ. Фрагменты их шоурила были даже включены в ежегодный проморолик компьютерной программы Houdini – одного из лучших решений на рынке для создания визуальных эффектов. Отметим, что подобной чести удостаиваются только лучшие работы.
«Мы сейчас растем в профессиональном плане, – комментирует Арман Яхин. – Продюсеры начали запускать событийные, зрелищные картины. Мне кажется, что российский зритель готов смотреть отечественное жанровое кино, сделанное на высоком уровне. Очень хочется, чтобы все большие фильмы «выстрелили» в прокате. Это необходимо для дальнейшего развития киноиндустрии и студий визуальных эффектов».
Asymmetric VFX
Студия Asymmetric VFX была создана Виктором Лакисовым на базе компании Dr. Picture, разработавшей графику для первых отечественных жанровых картин наряду с «Синематекой» и Bazelevs. Asymmetric VFX всегда позиционировала себя в качестве ведущего производителя персонажной анимации.
Свое мастерство специалисты Лакисова в полной мере продемонстрировали в картине ВИЙ 3D, а чуть ранее – в ВОЛКОДАВЕ, ЗАПРЕЩЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ и рекламе Mhttps://www.kinometro.ru/technology/show/name/RussiAn_VFX_6255″ target=»_blank»]www.kinometro.ru[/mask_link]