Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменять этот мир, вносить в него что-то новое, кто способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
«Выращивание» именно такой личности ставит перед собой цель ОС «Школа 2100» (авторы А.А. Леонтьев, Р.Н. Бунеев, А.А. Вахрушев и др). Данная образовательная система располагает теоретической концепцией, которая базируется на принципах комфортности, формирования целостного образа мира, обучения деятельности минимакса, обеспечена комплектом учебников и пособий, обеспечивающих реализацию непрерывного и преемственного образования на всех ступенях обучения, единое методическое и психологическое пространство.
Для учителя современной школы при выборе УМК важно получить ответы на следующие вопросы:
Каковы концептуальные положения комплекта?
В чем состоят принципиальные особенности УМК, отличающие его от других комплектов?
Каковы особенности методики преподавания?
Какова роль УМК в формировании у обучающихся умения учиться?
Так в чем же особенность УМК по русскому языку, литературе и риторике ОС «Школа 2100»?
Школа 2100 Раджабова Элеонора Гюльевна
Учебники и учебные пособия на всех ступенях образования: дошкольное образование – начальная – средняя – основная школа создавались единым творческим коллективом на основании общей концепции, содержательных линий развития, единого подхода к построению образовательного процесса.
На собственном опыте я убедилась, что это учебники и учебные издания нового поколения, которые дают целостную систему знаний, являющихся ориентиром для поиска нужной информации и решения творческих задач. Они помогают учителю открывать перед детьми удивительный мир, чувствовать красоту и силу слова.
Разработанный единый методический аппарат для всех учебников обеспечивает реализацию проблемно-диалогической технологии с учётом специфики возраста и предмета. Логическая связь понятий и преемственность содержания внутри учебника и между учебниками одной предметно-методической линии способствует пониманию содержания предмета изучения. Максимально учитываются психологические особенности определенного школьного возраста и личностные особенности каждого ученика.
В основу учебников ОС «Школа 2100» заложен принцип «минимакса», что позволяет реализовать свою индивидуальность каждому учителю, легко скорректировать работу в зависимости от своеобразия класса. Ученик, по той или иной причине не успевающий, слабый, ограничится минимумом. Ученик очень сильный возьмёт все, что ему дают, и пойдёт выше. Все остальные разместятся в промежутке между минимумом и «максимумом» в соответствии со своим индивидуальными возможностями и способностями. При этом создаётся мотивация учебной деятельности, то есть ученик знает, что за учебный материал он будет изучать, каковы конкретные задачи и ожидаемый результат обучения.
Данные учебники построены как энциклопедии и научно-популярные книги для взрослых. Это создает возможность ученику выбрать свой образовательный маршрут.
«Школа 2100» и ФГОС 2-го поколения. Часть 1.
Рубрикация текста, выделение главных мыслей и ключевых понятий помогают ребятам самим выделить важную информацию. В учебниках большое количество творческих заданий, которые учат применять полученные знания в жизни. Задания к иллюстрациям развивают наблюдательность, умение «вычитывать» информацию из иллюстрации.
В конце каждой темы, как в учебниках по литературе, так и по русскому языку, представлены проверочные работы и тренинговые задания, которые могут быть использованы по усмотрению учителя для диагностики знаний учащихся, устранения пробелов в знаниях, индивидуальной работы с учениками, организации самостоятельной работы школьников.
Качественное дидактическое и методическое обеспечение к каждому курсу позволяет учителю проектировать урок, не привлекая дополнительный материал.
Рабочие тетради с печатной основой как по русскому языку, так и по литературе, позволяют организовать дифференцированную работу, помогают в отработке навыков и умений по изучаемому материалу, позволяют отследить успешность ученика, выявить трудности в освоении материала, организовать работу по повторению и обобщению материала, контролю знаний, умений и навыков, привлекают ребят к творчеству.
Большое внимание уделяется общеучебным умениям, которые формируются благодаря заданиям, разработанным авторами учебников.
Интерес к изучению русского языка нужно поддерживать средствами самого языка. Поэтому в учебниках авторы непрерывного курса, с одной стороны, регулярно обеспечивают исследовательскую работу учащихся: так организуют учебный материал, чтобы они сами, наблюдая, анализируя, сравнивая, открывали законы языка, те или иные свойства языковых единиц, выводили закономерности и формулировали правила письма. С другой стороны, в качестве дидактического материала предлагаются специально подобранные тексты, позволяющие не только изучить или закрепить материал по конкретной теме, но и почерпнуть полезную научную информацию, увидеть красоту художественного текста, провести комплексный анализ текста, увидеть, как «живут» в нем, например, разные части речи или как работают законы языка.
УМК открывает возможности изменения форм организации урока: от фронтальной до работы малыми группами и смешанных форм, делая обучение максимально комфортным, а следовательно, предохраняет от перегрузок.
Но каким бы отличным не был УМК, успешность работы может быть обеспечена лишь при освоении учителем новых технологий. Нельзя работать по новым учебникам старыми методами. Поэтому каждому учителю необходимо освоить технологии ОС «Школа 2100»: технологию проблемно-диалогического обучения, развивающую идеи И.А. Ильницкой, В.Т.
Кудрявцева и др., технологию формирования типа правильной читательской деятельности, развивающую идеи Н.Н. Светловской, Г.Г. Граник, технологию оценивания учебных достижений и проектную технологию.
Конечно, проблемный диалог — не новая технология. Но именно образовательная система «Школа 2100» впервые сделала проблемный диалог доступным каждому учителю.
Первая проблема, встающая перед учителем, перешедшим на УМК «Школа 2100», — это нехватка времени. Как уместить в 40-45 минут урочного времени материал, который дан не только в самом учебнике, но и в рабочей тетради, тетради для самостоятельных и контрольных работ?
А ведь еще практически на каждом уроке творческие диктанты, тематические тесты, небольшие зарисовки, работа со словарем и ещё, и ещё… А проблемно-диалогический метод? Попробуй подвести к постановке проблемы! А гипотезы. Ведь их нужно не только выслушать, но и еще найти аргументы или выдвинуть контраргументы… А закрепление? Тоже время!
Конечно же, необходима тщательная подготовка учителя к каждому уроку, постепенное овладение новыми технологиями, очень важен обмен опытом с коллегами, и самое главное, желание творить. Проработав по УМК ОС «Школа 2100» всего два года, я заметила, что изучение русского языка стало для учащихся не скучной необходимостью, а вполне мотивированным и интересным процессом. Материал, помещенный в учебниках, позволяет нам вместе с ребятами наблюдать, исследовать, сравнивать, «открывать» законы языка, выводить общие закономерности. Процесс обучения стал у нас творческим.
Как учитель хочу отметить в учебниках русского языка линию развития речи. Продумана последовательная система работы над свободным диктантом, изложением, сочинением, что даёт замечательные «плоды» совместного труда — учебника (его авторов), учителя и ученика! А кроме того, тексты и темы для таких работ помещены в учебнике, что не создает психологического напряжения у ученика. Раз в учебнике, значит я смогу, я знаю, я учусь.
Очень важно, что в УМК по русскому языку разработаны учебники и для 10-11 классов, где теоретический материал представлен не в виде традиционных правил и определений, а в форме текстов. Каждое занятие завершается итоговыми заданиями исследовательского, творческого характера. Среди них выделены задания, максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям, выполнение которых требует не только предметных, но и общеучебных умений. Совершенствование коммуникативных умений осуществляется на речевых практикумах, причем с обязательной опорой на курс риторики, простроенный до 11 класса. Учебники 10-11 классов привлекательны для учителя ещё и тем, что обеспечивают выполнение стандарта общего образования 2004 года как на базовом, так и на профильном уровнях, направлены на развитие предметных и общеучебных умений.
Замечательный подход авторов УМК «Школа 2100» к изучению литературы: от интереса — к знаниям. Цель литературного образования авторы справедливо определяют как воспитание грамотного, компетентного читателя, имеющего потребность в чтении, читателя, обладающего высокой языковой культурой, культурой чувств и мышления.
Программа по литературе Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ» и включает базовый компонент литературного образования, обеспечивая выполнение государственных стандартов. Одно из несомненных преимуществ данной программы – идея преемственности преподавания литературы от начальной школы к средней и старшей.
На мой взгляд, очень важно, что сегодня, когда интерес к чтению книг у молодого поколения снижен, авторы учебников при подборе текстов учитывают не только национальную педагогическую традицию обращения к данному тексту, но и действительный круг чтения учащихся, а также психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы.
Авторы выделяют произведения для текстуального изучения, которые рассматриваются в содержательном, литературоведческом, культурологическом аспектах , и для обзорного изучения, которые читаются и обсуждаются прежде всего в плане их содержания в соответствии с запросами и возможностями учащихся.
Тексты русских писателей соседствуют с текстами писателей зарубежных, что позволяет расширить читательский кругозор учащихся, помогает выявить общие закономерности развития мирового литературного процесса, понять место русской литературы в нем.
Все учебные пособия имеют свои названия (произведения подобраны в соответствии с названиями). Выделяются базовые теоретико-литературные понятия.
В учебниках 5–8-го классов произведения объединены в смысловые блоки. Это позволяет показать разные взгляды писателей на одно и то же явление, событие, помогает ученику осознать многообразие жизненных позиций, выработать свою точку зрения, умение полемизировать. Сопоставление произведений выявляет особенности языка и стиля, учит постижению художественной индивидуальности писателя.
Лирические произведения в блоках изучаются как произведения, тематически и эмоционально оттеняющие прозу. Подобный подход помогает развитию чувств, – того, что связано с внутренним миром подростка. При этом авторы не обходят вниманием и художественный анализ лирических стихотворений.
Удачен и иллюстративный материал, который также предназначен для установления ассоциативных связей с текстом входящих в учебник литературных произведений. Кроме того, значительная часть иллюстраций помогает воссоздать эпоху. Задачам и целям проблемного обучения служат авторские тексты и введенные в учебники 5–8-го классов сквозные персонажи, вызывающие чувство симпатии своей внутренней интеллигентностью, любознательностью и страстью к чтению.
Учебник 9-го класса посвящен развитию русской литературы. По замыслу авторов программы, в 9_м классе завершается литературное образование по концентрической системе.
Несмотря на то, что авторами разработаны учебники по литературе для 10–11-й классов, к сожалению, они ещё не изданы. Это создаёт определенные сложности как для учителя, так и для учащихся. В 10-11 кл. авторы предполагают разноуровневое профильное изучение литературы в историко-литературном (общеобразовательный курс) и функциональном (элективные курсы) аспектах.
Курс риторики
Одной из актуальных тем сегодняшнего дня является коммуникативная компетентность и её составляющие (умение слушать, понимать других, умение передать информацию). Именно риторика непосредственно учит общению. Курс риторики в ОС «Школа 2100» простроен до 11 класса. В комплект входит завершенная линия учебников под редакцией Т.А.Ладыженской: «Школьная риторика» 5-9 кл., «Риторика» — 10,11 кл., методические рекомендации для учителя и электронные пособия с музыкальным сопровождением.
Еще раз хочется подчеркнуть: все учебники соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года. В процессе обучения по УМК — «Школа 2100» в соответствии с деятельностным подходом реализуется задача формирования функционально грамотной личности. На разном предметном содержании школьник учится получать новые знания, искать ответы на возникающие у него вопросы. Уже точно можно отметить, что ученика, обучавшегося по этому комплекту, отличают способность принимать решения и отвечать за них; участвовать в творческом поиске, быть толерантным миру.
И.П. Фомичева, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ СОШ № 156, г. Новосибирск
Источник: www.den-za-dnem.ru
Кто автор программы школа 2100
Работа академиков РАО А.А. Леонтьева и Ш.А. Амонашвили в составе ВНИКа «Школа» МО РФ по реформированию российского образования. Разработка А.А. Леонтьевым концептуальных основ обновления содержания образования и принципов создания учебников нового поколения.


1990 г.
Начало апробации книг для чтения серии «Свободный ум» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, учебника «Моя любимая Азбука» и прописей О.В. Прониной «Мои волшебные пальчики». Продолжение апробации учебников «Математика» Л.Г.
Петерсон, «Детская риторика» Т.А. Ладыженской.
1992–1996 г.
Апробация учебников по курсу «Окружающий мир» А.А. Вахрушева и др., учебников информатики А.В. Горячева, русского языка Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В.
Прониной.
1994 г.
Первый Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку уроков по книгам для чтения серии «Свободный ум» и другим учебникам, созданным для 4-летней начальной школы.
1994–1995 гг.
Объединение авторов учебников Р.Н. Бунеева, Т.А. Ладыженской, Л.Г. Петерсон, Г.В. Дорофеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, А.В.
Горячева на единых концептуальных позициях. Совместная корректировка программ и учебников, создание системы повышения квалификации учителей.

– А ты кто?
– А я волчок–серый бочок.
– Если ты за развивающее
обучение, то иди к нам жить!
1996 г.
Объединение авторов учебников в рамках Ассоциации «Школа 2000. » (президент — профессор Г.В. Дорофеев, научный руководитель – академик РАО А.А. Леонтьев, вице-президенты – доцент Л.Г. Петерсон, доцент Р.Н. Бунеев). Принятие решения о создании комплекта непрерывных курсов для ДОУ, начальной и основной школы. Разработка доцентом А.А.
Вахрушевым курса «Окружающий мир» на концептуальных основах объединения. Определение принципов использования теории «психологии взросления» Д.И.Фельдштейна при создании учебников.
1997 г.
Первая Всероссийская конференция Ассоциации «Школа 2000. ». Выход первого научно-методического сборника «“Школа 2000. ”. Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы». Первая публикация концепции Объединения – «Педагогика здравого смысла». Начало массовой апробации комплекта учебников «Школа 2000. ». Первый межрегиональный семинар по проблемам внедрения целостного комплекта «Школа 2000. » в г. Ижевске Удмуртской Республики. Официальное письмо МО РФ 3 145/14–12 от 17.02.97 о поддержке комплекта учебников «Школа 2000. ». Начало работы со школами – внедренческими площадками на территории Москвы и регионов с целью отработки модели «Школа – методический центр» (12 регионов). Начало апробации учебников для основной школы (русский язык, литература, история, риторика, математика, естествознание, география и др. – продолжение непрерывных курсов тех же авторов).
1998 г.

Вторая Всероссийская конференция «Школа 2000. » в Москве, выход сборника «“Школа 2000. ” Концепции. Программы. Технологии». Выпуск 2. Разработка концепции и программ дошкольного образования.
К работе подключается С.К.Бондырева. Коллектив в составе А.А.Леонтьева, Ш.А.Амонашвили, С.К.Бондыревой, М.Р.Леонтьевой, Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, А.А.Вахрушева, А.В.Горячева и др. разрабатывают концепцию журнала, посвященного проблемам личностно ориентированного развивающего образования. Д.И.Фельдштейн придумывает для него название.
Выход 1 номера журнала «Начальная школа: плюс–минус».
1999 г.
Создание двух учебно-методических центров с целью качественной курсовой подготовки по математике («Школа 2000. ») и по остальным предметам («Школа 2100»). Начало массового независимого мониторинга уровня обученности и развития детей по математике, обучению грамоте, русскому языку, чтению (15 регионов). Окончательное оформление и публикация концептуального теоретического документа – образовательной программы «Школа 2100», — созданного авторским коллективом на базе концепции А.А. Леонтьева «Педагогика здравого смысла».
Третья Всероссийская конференция «Образовательная программа “Школа 2100” и пути ее реализации», которая стала учредительной по созданию Межрегиональной общественной организации содействия развитию образовательной программы «Школа 2100». Выход сборника «Школа 2100», вып.3.
Организация массового внедрения комплекта учебников «Школа 2000. » – «Школа 2100». Начало массовой апробации комплекта пособий для дошкольников.
2000 г.
Начало массового внедрения учебников для основной школы в Москве и регионах.
Четвертая Всероссийская конференция «Приоритетные направления развития Образовательной программы “Школа 2100”». Выход сборника «Школа 2100», вып. 4.
Организация и проведение Второго Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку уроков по всем предметам и учебникам Образовательной системы «Школа 2100».
Продолжение массового мониторинга уровня обученности и развития детей.
2001 г.

Проведение Пятой Всероссийской конференции «“Школа 2100”. Непрерывное образование: начальная, основная и старшая школа». Конференция принимает решение о том, что «Школа 2100» сложилась в образовательную систему.
Комплект учебников «Школа 2000. » – «Школа 2100» участвует в государственном эксперименте по обновлению содержания и структуры образования.
2000–2002 г.
Участие А.А. Леонтьева и Р.Н. Бунеева в авторской группе МО РФ по созданию государственных документов: «Концепции содержания образования в 12-летней школе» и материалов к проведению эксперимента по модернизации содержания и структуры общего среднего образования.
2003 г.
Проведение Седьмой Всероссийской конференции по проблемам развития Образовательной системы «Школа 2100». Выход сборника теоретических и методических материалов «Образовательная система “Школа 2100”. Педагогика здравого смысла».
2004–2005 г.
Активная апробация и грифование учебников для основной школы по литературе, русскому языку, истории, биологии, географии, химии. Выход сборника материалов, вып. 8 «“Школа 2100” как образовательная система», посвященного памяти А.А. Леонтьева.
Выход нового УМК для 1–4 кл. «Моя математика» (авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких и др.), подготовленного в рамках Образовательной системы «Школа 2100» при участии Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, А.А. Вахрушева, А.В. Горячева, Д.Д.
Данилова, О.В. Прониной.
После смерти А.А. Леонтьева научным руководителем «Школы 2100» становится академик РАО Д.И. Фельдштейн.

16 ноября 2005 г.
Обсуждение деятельности ОС «Школа 2100» на заседании Бюро Президиума РАО. Официальное признание «Школы 2100» образовательной системой. Принято заключение Президиума РАО, в котором рекомендуется использовать ее в широкой практике.
2006 г.
Состоялась X (юбилейная) Всероссийская конференция по проблемам развития Образовательной системы «Школа 2100». Авторским коллективом подготовлен и выпущен сборник материалов в помощь работникам органов управления образованием, преподавателям ИПК, педвузов, студентам, администрации школ и ДОУ, методистам и учителям «Образовательная система «Школа 2100» — качественное образование для всех».
2007 г.
Выпущен сборник программно-методических материалов «Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста)».
Начат новый проект: «Подготовка студентов педагогических вузов и колледжей к работе по ОС «Школа 2100». В рамках проекта 2 – 3 февраля 2007 в РАО проведена Первая Всероссийская научно-практическая конференция преподавателей педагогических учебных заведений «Проблемы подготовки учителя для современной российской школы», выпущен сборник материалов участников конференции.
2008 г.
Выпущен сборник материалов в помощь педагогам ДОУ, школ и педвузов «Школа 2100». Образовательные технологии».
Начат совместный широкомасштабный эксперимент Российской академии образования и ОС «Школа 2100» «Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту (на примере Образовательной системы «Школа 2100″»).

Состоялась Вторая Всероссийская конференция преподавателей педагогических вузов «Системный подход к образованию студентов, обеспечивающий их готовность к работе по Образовательной системе «Школа 2100», выпущен сборник материалов участников конференции.
В декабре 2008 года Премии Правительства РФ в области образования удостоен авторский коллектив Образовательной системы «Школа 2100» в составе: А.А.Леонтьев, Ш.А.Амонашвили, Р.Н.Бунеев, С.К.Бондырева, Е.В.Бунеева, А.А.Вахрушев, А.В.Горячев, Д.Д.Данилов, Е.Л.Мельникова. Премия присуждена за создание образовательной системы нового поколения и её практическую реализацию в учебниках для начальной, основной и старшей школы.
2009 г.
Подведены итоги первого этапа широкомасштабного совместного эксперимента РАО и «Школы 2100» по преемственности. Результаты диагностики общеучебных умений выпускников начальной школы и другие материалы эксперимента опубликованы в сборнике «Образовательная система «Школа 2100»: опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования».
6-7 ноября 2009 года состоялась XIII Всероссийская конференция по проблемам развития ОС «Школа 2100». Тема конференции: «Обеспечение преемственности как условие получения нового образовательного результата в контексте принятия Федерального государственного образовательного стандарта».
2010 г.
29 – 30 января прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция преподавателей педагогических вузов, организованная авторским коллективом и УМЦ «Школа 2100» «Компетентностный подход к профессиональной подготовке будущего педагога», выпущен сборник материалов участников конференции.
2 – 3 ноября состоялась ХIV Всероссийская научно-практическая конференция по проблемам развития Образовательной системы «Школа 2100», на которой была представлена Примерная основная образовательная программа для ОУ, работающих по ОС «Школа 2100». Программа направлена на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе.
Российская академия образования признала УМК «Школа 2100» для начальной школы системой учебников,обеспечивающих реализацию требований ФГОС начального общего образования.
2011 г.
1 – 2 ноября 2011 года – юбилейная XV Всероссийская научно-практическая конференция «Школа 2100» – образовательная система нового поколения». На конференции представлены итоги деятельности ОС «Школа 2100» за 15 лет, перспективы развития системы, а также – Примерная основная образовательная программа для ОУ, работающих по «Школе 2100». Программа направлена на реализацию требований ФГОС основного общего образования.
2012 г.
Учебники Образовательной системы «Школа 2100» по всем предметам для 5–9 классов успешно прошли государственную экспертизу в РАО и РАН и вошли в Федеральный перечень учебников.
31 мая – 1 июня состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Школа 2100» – качество, поддержка, инициатива. Представление Примерной основной общеобразовательной программы «Детский сад 2100».
2013 г.
На XVII Всероссийской научно-практической конференции «Современное образование, риски и возможности: взгляд Образовательной системы «Школа 2100» были представлены: 1) система организации внеурочной деятельности в ОС «Школа 2100» в соответствии с требованиями ФГОС, в том числе новый сборник программ внеурочной деятельности для начальной школы и пособия для детей и педагогов, обеспечивающие внеурочную деятельность в познавательном и художественно-эстетическом направлениях; 2) новые цифровые образовательные ресурсы для создания единой электронной образовательной среды: платформа «Образовательная система «Школа 2100″. Новые результаты и их проверка» (для 1 — 4 классов) и серия CD по предметам «Электронная поддержка учебного процесса».
2014 г.
На XVIII Всероссийской научно-практической конференции » Личностно ориентированное дошкольное, начальное и основное общее образование в контексте ФГОС» авторский коллектив представил педагогам электронные учебники первого поколения и концепцию создания электронно-бумажных учебных материалов как прообраз электронных учебников второго поколения. УМЦ «Школа 2100» полностью перешёл на он-лайн систему повышения квалификации в форме дистанционных курсов и вебинаров.
2015 г.
30 октября состоялась XIX Всероссийская научно-практическая конференция по проблемам развития Образовательной системы «Школа 2100», которая впервые прошла в очно-заочной форме (онлайн-трансляция). В конференции приняли участи более трёх тысяч педагогов из большинства регионов РФ. Тема конференции — «Пути и способы обеспечения непрерывного, качественного и эффективного образования». Авторский коллектив и команда ИТ-разработчиков представили результаты работы по созданию нового поколения электронных учебников — более 120 электронных форм учебников УМК «Школа 2100» с большой интерактивной составляющей, которые полностью соответствуют требованиям Министерства образования и науки РФ к электронным формам учебников.
18 января 2016 года начинается массовая апробация электронных форм учебников УМК «Школа 2100»
Авторский коллектив Основной образовательной программы «Детский сад 2100» завершил работу над текстом программы, которая дорабатывалась в соответствии с требованиями ФГОС ДОО. Текст ООП «Детский сад 2100» размещен на сайте ФИРО. Издательство «Баласс» выпустило обновлённую 1-ю часть сборника «Основная образовательная программа «Детский сад 2100».
Источник: dep.school2100.com
Менять педагогические ориентиры – это самое трудное и самое необходимое, что приходится делать сегодня.

1 декабря 2012 года в нашей школе проводился окружной практико-ориентированный семинар «Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации ФГОС и достижения нового образовательного результата в начальной и основной школе». Семинар проводился в рамках работы нашей школы как базовой инновационной площадки по реализации Федерального проекта «Реализация ФГОС через внедрение комплекса технологий ОС «Школа 2100» в массовую практику начальной и основной школы. В работе семинара приняли участие педагоги из образовательных учреждений Западного округа (ГБО СОШ №1003, ГБО СОШ №71) и г. Зеленограда (ГБО СОШ №2045, ГБОУ СОШ №852).
В первом блоке «Пленарная часть» директор по учебной работе Корастылёва Елена Юрьевна и заместитель директора по учебно-воспитательной работе Малышева Галина Алексеевна познакомили гостей с визитной карточкой школы «Образование плюс … 1» и программой работы семинара, а педагог-психолог Калашникова Марина Анатольевна дала необходимые разъяснения по заполнению диагностических материалов в ходе работы семинара. Компьютерная поддержка, музыкальное сопровождение, просмотр слайд-шоу и, главное, доброжелательное, полное оптимизма и позитива, отношение к присутствующим, создали удивительную атмосферу для плодотворной деятельности.
Во втором блоке «Практическая часть» гости имели возможность посетить открытые уроки, на которых наши учителя в полном объёме продемонстрировали использование проблемно-диалогической технологии на этапе открытия нового знания.
Введение в математику
Игра «Найди меня»
«Введение в раздел.
Какая разная осень» (Стихотворения А.С. Пушкина, К.Д.Бальмонта, Ф.И.Тютчева)
«Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»
Шванкова Е.С.
Учитель высшей категории Малышева Г.А.
Учитель первой категории Дегтярёва А.В.
Учитель первой категории Горшкова Е.Н.
Учитель второй категории Королева Л.В.
В третьем блоке «Теоретическая часть» опыт своей работы представили:
— педагог-психолог Калашникова Марина Анатольевна «Комплексное изучение условий развития и воспитания дошкольников (на примере одного из разделов диагностики по ОС «Школа 2100», «Детский сад 2100») и
— учитель французского языка Королева Любовь Васильевна «Методические рекомендации для разработки уроков французского языка с применением проблемно-диалогической технологии». Выступление Любовь Васильевны получило положительную обратную связь – участники семинара отметили факторы тормозящие диалог:
1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке.
2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт.)
3. Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно.
4. Неумение учителя быть хорошим слушателем ( недослушивание, перебивание, негативная оценка).
Совместно с выступающим учителем, участники семинара определили Необходимые условия организации учебного диалога:
а) снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми;
б) восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребёнка;
в) владение педагогом технологией организации предметного диалога.
-учитель начальной школы Горшкова Елена Николаевна «Проблемный диалог на бинарных уроках в начальной школе».
Бинарный урок это нетрадиционная форма обучения. В её структуре органически сочетаются личности учителя и педагога-специалиста, их взаимодействие друг с другом, а также с учащимися.
Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать обучающимся возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.
Методика бинарного урока отличается от методики традиционного тем, что учитель и педагог — специалист одновременно ведут урок по какой-либо теме.
Бинарная технология урока позволяет перенести теорию в практику, а формирование умений и навыков поднять на уровень осмысленной, учебной деятельности. При этом достигается единый подход к рассмотрению возникающих проблем и единства требований к учащимся в процессе их учебной деятельности.
Виды проблемных диалогов:
Через использование цитат.
Через использование «отрицательной» цитаты или карикатуры
Через столкновение мнений
Прием сопоставления репродукций
Урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными
Использование иностранного языка
Бинарная модель обучения — важное средство реализации межпредметных связей и интеграции учебных дисциплин, помогающее разрешать многие задачи, а также организовать коррекционное сопровождение учащихся.
— учитель высшей категории (1 класс) Клековкина Светлана Владимировна «Технологическое обеспечение учителя с тьюторской позицией в контексте ФГОС. «Портфолио темы».
Подводя итог, необходимо отметить, что педагоги с удовольствием, без стеснения, свободно участвовали в обсуждении проведённых уроков.
Отзывы педагогов — гостей о проведенном семинаре:
хорошо, что семинар организован с большим количеством открытых уроков. Это позволяет увидеть основы технологии и рождает варианты введения этой технологии в свою практику;
понравилась атмосфера, организация, информативность семинара, доступность материала;
профессиональное проведение семинара, замечательный раздаточный материал;
радость от доброжелательного обучения, открытие нового, интересного, творческого;
понравились интерьеры помещений, комфорт; подготовка раздаточного материала; доступность содержания для взрослых;
спасибо за доброжелательность, приветливость, гостеприимство;
очень интересно и увлекательно;
компетентность, наглядность, доходчивость изложения, разнообразие заданий, оптимальный темп ведения семинара.



«Школа 2100» — Педагогика здравого смысла
Образовательная система «Школа 2100» — первый и единственный в России и странах СНГ современный опыт создания целостной образовательной модели, последовательно предлагающей системное и непрерывное обучение детей от младшего дошкольного возраста до окончания старшей школы.
Главная задача Образовательной системы «Школа 2100», которая уже более 20 лет с успехом решается в школах, работающих по ее материалам, помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в Жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.
Обучение в рамках образовательной системы представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся. Технологии, предлагаемые Образовательной системой «Школа 2100» позволяют устранить перегрузки и стрессы школьников, как правило, сопровождающие процесс обучения.Таким образом сохраняется здоровье детей и подростков, а сам процесс обучения становится максимально комфортным и эффективным.
Образовательная система «Школа 2100» — это:
- Концепция и научно-теоретические материалы, созданные авторским коллективом под научным руководством А.А.Леонтьева, Д.И.Фельдштейна, С.К.Бондыревой, Ш.А.Амонашвили;
- Комплект учебно-методических комплексов (УМК), реализующих непрерывное образование по всем школьным предметам на основе концепции образовательной системы нового поколения.
- Набор современных образовательных технологий, обеспечивающих развитие предметных умений, универсальных учебных действий и личностных качеств школьников.
- Многоуровневая система повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений.
Развитие каждого направления школьного образования курирует координатор. Все вместе они составляют Совет координаторов ОС «Школа 2100». Совет координаторов разрабатывает стратегию деятельности образовательной системы, а также решает текущие вопросы.
Учебно-методический центр (УМЦ) «Школа 2100» занимается организацией повышения квалификации педагогов и руководителей образования, проведением семинаров, мастер – классов, конференций, готовит методистов-тьюторов по системе. Также УМЦ организует апробацию новых учебников и пособий, проведение широкомасштабных экспериментов, интеллектуального марафона для школьников, обучающихся по ОС «Школа 2100».
Теоретически Образовательная система «Школа 2100» опирается на классические образцы российского образования, лучшие традиции советской школы и современные достижения в области развивающего личностно ориентированного образования. На практике разработки Образовательной системы «Школа 2100» реализованы более чем в 300-х учебниках и учебных пособиях, над которыми работали более ста ведущих ученых и педагогов России.
Все материалы Образовательной системы «Школа 2100» создавались под руководством и при непосредственном участии Российской академии образования, они прошли многолетнюю апробацию и показали свою эффективность. В 2005 году Президиум РАО провел комплексную экспертизу материалов «Школы 2100» и квалифицировал ее как «личностно– ориентированную, развивающую образовательную систему нового поколения».
За разработку образовательной системы нового поколения и её практическую реализацию авторский коллектив «Школа 2100» был удостоен высшей награды государства — премии Правительства Российской Федерации в области образования (2008 г.).
Образовательная система «Школа 2100» является постоянно развивающейся, живой системой, сохраняющей свою концептуальную и структурную целостность. Слово «школа» в названии понимается как непрерывный процесс образования и самообразования, который сопровождает человека на протяжении всей жизни от первых шагов познания мира до конца жизни, ибо современная эпоха требует от личности постоянного самосовершенствования. Число «2100» имеет для создателей образовательной системы символический смысл, так как в него входит число 21, что означает нынешний век, а два стоящих рядом нуля сливаются в математический знак бесконечности, который символизирует прогресс и движение российского образования на основе педагогики здравого смысла.
Источник: www.obrplus.ru