Кто автор программы работа в специализированных учреждениях для детей с нарушением зрения

Рекомендации

по созданию специальных условий для получения образования

обучающимися с нарушениями зрения

Особенности детей с нарушениями зрения

Зрительное нарушение – это острота зрения менее 0,3 на лучший глаз с коррекцией и/или поле зрения менее 15 градусов.

Различают следующие типы детей с нарушением зрения:

— Слепые/незрячие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу от 0,01 до 0,04);

— слабовидящие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу при коррекции от 0,05 до 0,2);

— дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3).

Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, координации; ведет к снижению двигательной и познавательной активности.

При нарушении зрения зрительное восприятие резко отличается от восприятия нормально видящих людей по степени полноты, точности и скорости отображения. Правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности. Информация, получаемая слабовидящим, с помощью остаточного зрения становится более полной, если поступает в комплексе с осязательной. Чрезвычайно важен слуховой анализатор.

Работа с детьми с нарушениями зрения

Для формирования речи детям с нарушениями зрения необходимо активное взаимодействие с окружающими людьми, и насыщенность предметно-практического опыта детей за счет стимуляции других анализаторов. Дети с глубокими нарушениями зрения не имеют возможности в полном объеме воспринимать артикуляцию собеседника, из-за чего они часто допускают ошибки при звуковом анализе слова и его произношении. Трудности, связанные с овладением звуковым составом слова и определением порядков звуков, нередко проявляются в письменной речи. Кроме того, довольно часто нарушается соотнесенность слова и предмета, достаточно беден словарный запас и наблюдается отставание в понимании значений слов. К трудностям развития речи детей со зрительными нарушениями относятся особенности усвоения и использования неязыковых средств общения — мимики, жеста, интонации.

Для слепых и слабовидящих детей память имеет важное значение, так как большое количество информации им приходится хранить в памяти.

У детей с нарушениями зрения в начале обучения могут возникнуть специфические затруднения в овладении навыками чтения и письма. Дети не видят строк, путают сходные по начертанию буквы, что мешает овладению техникой чтения, пониманию содержания читаемого. Смешение цифр по начертанию препятствует овладению процессами счета и решению задач. В обычных условиях обучения дети не видят написанного на доске, таблице, у них быстро наступает утомление и снижение работоспособности.

Учитывая особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения, необходимо создавать в школе следующие специальные условия:

 Детям с нарушением зрения необходимо помогать в передвижениях по школе, в ориентировке в пространстве. Ребенок должен знать основные ориентиры школы, класса, где проводятся занятия, путь к своему месту.

УНИКАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 15.03.2016

 В классе важно выбрать оптимально освещенное рабочее место, где ребенку максимально видно доску и учителя, например, первая парта в среднем ряду. Ребенок с глубоким снижением зрения, опирающийся в своей работе на осязание и слух, может работать за любой партой с учетом степени слышимости в этом месте. В классе должны быть обеспечены повышенная общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабочем месте не менее 400–500 люкс.

 Ребенок, имеющий зрительные нарушения, должен иметь возможность подходить к классной доске и рассматривать представленный на ней материал, конечно, с разрешения учителя.

 Рекомендуется давать детям учебный материал заранее (на опережение) для изучения и проработки дома. Ученик может получать аудиозаписи уроков.

 Необходимо четко дозировать зрительную нагрузку: не более 10–20 минут непрерывной работы (предписания врача).

 Необходимо использовать более крупные и яркие наглядные пособия, крупный шрифт.

 Следует обратить внимание на количество комментариев, которые будут компенсировать обедненность и схематичность зрительных образов. Особое внимание следует уделять точности высказываний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику.

 Необходимо создавать опору на другие модальности. Ребенок может учиться через прикосновения или слух с прикосновением, иметь возможность трогать предметы. Так, на уроках математики можно использовать счеты. Важные фрагменты урока можно записывать на диктофон.

 Наглядный и раздаточный материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту. Размещать демонстрационный материал нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно.

 Дети могут испытывать трудности, когда смотрят на линии на бумаге. Им можно дать бумагу с более толстыми линиями.

 Некоторым детям могут понадобиться увеличивающие вспомогательные средства: приспособления, увеличивающие целую страницу или те, которые увеличивают линии — эти приспособления полезны при чтении.

 Компьютеры оказывают важную поддержку ученикам с нарушениями зрения и слепым. Ученики могут сделать увеличенную копию на принтере, читать текст на экране.

В условиях совместного обучения слепых, слабовидящих и зрячих большое значение имеет умение видящими оказывать, а слепым и слабовидящим – принимать эту помощь.

Пакет специальных условий для получения образования обучающимися с нарушениями зрения

1. Организационное обеспечение

Направления организационного обеспечения

Локальные акты образовательной организации

1. Внесение изменений в Устав в части совместного обучения (воспитания), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.

2. Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы, адаптированной образовательной программы и/или индивидуального учебного плана

3. Положение об организации инклюзивной практики или Положения об организации образования детей с ОВЗ.

4. Положение о ПМПк (о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.

Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями зрения

1. Договор о сотрудничестве с ППМС-центром (при необходимости)

2. Договор о сотрудничестве со специальным (коррекционным общеобразовательным учреждением III-IV вида (при необходимости)

3. Договор о сотрудничестве с ОПМПК (окружной психолого-медико-педагогической комиссией)

Организация медицинского обслуживания

По договору с учреждением (организацией) здравоохранения с дополнительным соглашением по сопровождению врачом- офтальмологом детей с нарушениями зрения

Без особенностей, по основному меню образовательной организации

Организация взаимодействия с родителями

На основе договора об организации образования ребенка с нарушениями зрения в образовательном учреждении

2. Материально-техническое обеспечение общеобразовательного учреждения

Адаптация среды для слепых и слабовидящих

Учебное пространство класса

– таблички с названием кабинетов по системе Брайля;

–отбойная стена для ориентировки в коридоре;

– зрительные ориентиры для лестниц, коридоров на стенах и дверях (обозначения на стенах, перилах яркого, контрастного цвета: желтого или красного, размером 10 см);

– тактильные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначение на ощупь).

Для классного кабинета:

– тактильные ориентиры на каждой парте (обозначение парты на ощупь);

– стены учебных кабинетов должны быть окрашены в светлые пастельные тона, предпочтительно светло-зеленый, светло-желтый;

– учебные парты для незрячих более широкие с возможностью размещать учебники по Брайлю;

– для слабовидящих: дополнительное освещение на рабочем месте ребенка (парта) и дополнительное освещение доски;

– жалюзи на окнах;

– наличие средств для затемнения; помещения для детей со светобоязнью;

– повышенное освещение в классе;

– классная доска и учебные парты не должны иметь глянцевую поверхность.

– для незрячих: оборудование в спортивном зале – мягкие модули, звуковые мячи, специальные шахматы и шашки,

– для слабовидящих: указки с ярким наконечником;

– для слабовидящих оптические приборы;

– лупы, линзы, проекционные увеличивающие аппараты, телевизионные увеличивающие устройства (в 60 раз увеличивают изображение);

— компьютеры с клавиатурой с рельефно – точечным шрифтом Брайля для слепых;

— учебники с увеличенным шрифтом;

— оборудование для копирования учебного материала для занятий с возможностью увеличить шрифт;

– комната для психологической разгрузки, оборудованная мягкими модулями и ковром;

– оборудованный кабинет учителя-дефектолога (со специализацией тифлопедагога).

3. Психолого-педагогическое обеспечение

3.1. Программно-методическое обеспечение обучения и воспитания детей с нарушением зрения

Общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования

Читайте также:
Программа чтобы не учить тесты

По выбору школы.

Учебники с увеличенным шрифтом по программе «Школа России» с 1 по 4 класс.

Для разработки Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы для каждой ступени образования и адаптированной образовательной программы, включающей индивидуальный учебный план, можно использовать следующие программы и учебно-методические комплексы:

Программы специальных (коррекционных) учреждений III вида для слепых детей

Программы специальных (коррекционных) учреждений III вида для слепых детей (русский язык, математика, природоведение, изобразительное искусство, черчение, музыка, физическая культура, трудовое обучение) М.: Изд-во «Просвещение», 1977.

Система обозначений по математике, физике, химии и астрономии: учеб. пособие / Всерос. о-во слепых ; сост. А. Г. Быков, М. И. Егоров и др. ; под общ. ред. А. Г. Быкова ; отв. ред. И. В. Проскуряков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ВОС, 1982.

Смирнов, Г. А. Запись нот по системе Брайля : крат. рук. для зрячих музыкантов, работающих со слепыми: в 2 ч. – М. : ИПТК «Логос» ВОС, 1988–2002.

Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей

Плаксина Л. И., Бельмер В. А., Сермеев Б. Д., Денискина В. З., Кручинин В. А. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (коррекционная работа в начальной школе). Разделы «Математика», «Изобразительное искусство», «Физическое воспитание», «Трудовое обучение», «Социально-бытовая ориентировка», «Лечебная физкультура», «Ритмика» .- М.: «ГороД», 1999.

Денискина В.З. Формирование специальных знаний, умений и навыков у слепых и слабовидящих учащихся начальных классов на занятиях по социально-бытовой ориентировке // Система непрерывного образования — средство интеграции лиц с нарушением зрения в современное общество: материалы международной научно-практической конференции незрячих специалистов. — Нижний Новгородю-1999.

Тупоногов В. К. Ознакомление с окружающим миром // Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. — М., 1999.

Тупоногов В.К. Коррекционная направленность экологического образования слепых и слабовидящих школьников // Методические рекомендации. — М.: ИКП РАО, 1999.

Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения.- М.: Гуманит. изд. центр Владос. -1999..

Направления коррекционной работы

Коррекция познавательной деятельности.

Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: материалы к урокам для учащихся 1-4 классов. М.: Педагогическое общество России, 2000.

Ориентировка в пространстве.

Подколзина Е.Н. Ориентировка в пространстве / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (коррекционная работа в детском саду). — М.: «ГороД», 1999

Подколзина Е.Н. Ориентировка в пространстве. //Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (коррекционная работа в начальной школе). — М.: «ГороД», 1999

Ориентировка в пространстве. Практическое пособие по обучению лиц с нарушениями зрения Феникс 2010

Рельефно- графическое пособие для детей по развитию речи «ЛОГОС» ВОС. М.: 1992.

Азбука в картинках «ЛОГОС» ВОС, М.: 2002.

Ермаков В.П., Степанов В.С. Рельефно- графическая грамота «Изобразительные средства» ВОС. М.:2002

Наборы фигур домашних и диких животных.

Наборы объёмных и плоскостных фигур.

Охрана и развитие остаточного зрения и развитие зрительного восприятия

Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей. Развитие зрительного восприятия./ Под ред. Плаксиной Л.И. Мин-во общ. и проф. образования РФ. Институт коррекционной педагогики РАО.

М. Город.1999.

Григорьева Л.П. Сташевский С.В. Коррекция зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Учебно-методическое пособие.- М.1990

Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. М.: ВОС, 1997.

Никулина, Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002

Развитие мимики и пантомимики

Стандарт общего образования незрячих учащихся/ под руководством Лониной В.А.С. -Пб:2000. Методические рекомендации к организации курса «Мимики и пантомимики»

Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения. В.Пышма.1997.

Шипицина Л.М., Воронова А.П. Программа развития ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками «Основы коммуникации». С-Пб.1995.

Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей. Лечебная физкультура./ Под ред. Плаксиной Л.И. Мин-во общ. И проф. Образования РФ.

Институт кор. пед. РАО. М. Город.1999.

Л.Н. Ростомашвили Адаптивное физическое воспитание. Учебно-методическое пособие. М.2002

Сермеев Подвижные игры для детей с нарушением зрения. Мет рек. М.1995.

В.С. Быков «Физическая культура и здоровье» — тетрадь для занятий. Челябинск, ЧГИФК, 1995.

В.Яковлев «Игры для детей». Москва, «ФиС», 1975.

И.Н. Шарабарова «Упр. со скалкой» Москва. «Советский спорт», 1991.

В.А. Уваров «В поход пешком» — физкультурная библиотечка школы. Москва, «Советский спорт», 1989.

С. Шарманова «Морское царство»- сюжетные занятия. Челябинск, 1996.

Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей. Социально-бытовая ориентировка./ Под ред. Плаксиной Л.И. Мин-во общ. И проф. Образования РФ. Институт коррекционной педагогики РАО.

М. Город.1999.

Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах./Под ред. Л.И. Плаксиной. Калуга «Адэль».1998.

Руцкая Е.Н. Организация работы по домоводству и самообслуживанию: Учебное пособие.-М:.ВОС,1988.

Шибкова Д.З. Практикум «Наука быть здоровым». Челябинск, 1997.

Безруких М.М. Рабочая тетрадь для школьников М.: Олма- Пресс, 2004.

Демонстрационные и раздаточные материалы.

Набор плакатов «Личная гигиена»

Электрооборудование: электрический утюг, пылесос, электрический комбайн, миксер, соковыжималки.

Спец. оборудование для детей с нарушением зрения:

— рельефно-граф. пособие трансп. средств;

— кухонные принадлежности: нож-дозатор, нож-овощечистка, яйцерезка, сахарница-дозатор и т.д.

Часы для слепых.

Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей. Ритмика./ Под ред. Плаксиной Л.И. Мин-во общ. И проф. Образования РФ. Институт кор. пед. РАО.

М. Город.1999.

Конферов В.Н. Искусство балетмейстера: Учебно-методическое пособие. ЧГИК.1991.

Ивлева Л.Д. Методика обучения хореографии в старшей возрастной группе: Учебное пособие для студентов. ЧГИК. 1992.

Предметы для ритмической разминки: мячи, гимнастические палки, обручи

Предметы для развития чувства ритма: погремушки, трещотки, бубны.

3.2.Психолого-педагогическое сопровождение.

Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках психолого-медико-педагогического консилиума или специалистами психолого-педагогического медико-социального центра или Окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования.

Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. Серия Инклюзивное образование. МГППУ 2012.

Сопровождение тьютором на протяжении учебного дня — полное для детей слепых, слабовидящих по рекомендациям ПМПК.

«Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях» Серия Инклюзивное образование. МГППУ.2012

Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с психологом по формированию коммуникативных навыков, навыков социального функционирования не менее 2-х часов в неделю.

Силкин Л.Н. Психологическая диагностика личности и психотерапия инвалидов по зрению. М.: изд-во ВОС, 1984.

Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников / Под ред. Зотова А.И. — Л., 1981

Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения: Методич. рекомендации / Под ред. Л.И. Солнцевой. — М., 2001.

Феоктистова В.А. Формирование навыков общения у слабовидящих детей. СПб., 2005.

Никулина Г. В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения, КАРО ,

Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с дефектологом по формированию необходимых учебных навыков (для слабовидящих – 9 часов в неделю, при обучении незрячих — тифлопедагог, владеющий системой Брайля детей 36 часов в неделю).

Тупоногов Б.К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей. Методическое пособие. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011.

Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие. Второе изд-е, испр.- М.: Город Детства, 2008.

Занятия с логопедом (индивидуальные или подгрупповые) по развитию коммуникативных функций речи, пониманию речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной речи не менее 4-х часов в неделю

Комарова Т. П. Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения Издательство: АСТ, Астрель, Харвест, 2008.

4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Наличие педагогических работников, прошедших повышение квалификации в области инклюзивного образования не менее 72 часов:

Читайте также:
Почему не была реализована программа 500 дней

 учитель-дефектолог(со специализацией по тифлопедагогике);

 педагог-психолог (со специализацией по тифлопсихологии);

 тьютор, владеющий системой Брайля;

 педагоги дополнительного образования;

 координатор по инклюзии.

Источник: pmpk-viselki.ru

Кто автор программы работа в специализированных учреждениях для детей с нарушением зрения

Специальное дошкольное учреждение — это учебное заведение, направленное на воспитание, обучение, разностороннее развитие детей с психофизическими нарушениями с целью ранней коррекции патологических отклонений развития, адаптации к окружающей среде и социальной интеграции.

Вся коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения осуществляется как в повседневной жизни, так и в процессе специально организованной деятельности, то есть на занятиях.

Содержание воспитания и обучения дошкольников с нарушениями зрения должно определяться программой, в основу которой положены представления о структуре дефекта ребенка, имеющего нарушения зрения.

На основании программного содержания составляется индивидуальная программа коррекционной поддержки.

Стратегия индивидуального коррекционного воспитания и обучения определяется на основе комплексной диагностики. Коррекция может осуществляться только при учете результатов диагностики и анализа социальной ситуации развития.

Выбирая альтернативную программу, педагог должен соблюдать принцип комплексности, то есть педагогический процесс дожжен охватывать все основные направления развития ребенка и предусматривать систему мер по охране и укреплению здоровья детей; ориентироваться на личность каждого ребенка при взаимодействии.

При организации педагогического процесса необходимо учитывать следующие положения:

§ специальное дошкольное учреждение является воспитательным заведением, которое в процессе воспитания, обучения и специальной коррекционной работы обеспечивает исправление дефектов умственного и физического развития, необходимых для социальной адаптации и самостоятельной деятельности человека;

Источник: pedlib.ru

Основные функции специалистов в дошкольных

В ДОУ III-IV вида работают различные специалисты (тифлопедагог, воспитатель, учитель-логопед, врач-офтальмолог, медицинская сестра и др.), за каждым из которых закреплены определённые обязанности.

Специалисты должны знать Закон Российской Федерации «Об образовании», Конвенцию о правах ребенка, возрастную и специальную педагогику и психологию, анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии, методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии воспитанников, нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности, программно-методическую литературу по работе с детьми, имеющими нарушения зрения, новейшие достижения дефектологической науки.

Тифлопедагог ДОУ III-IV вида – это ведущий специалист, координирующий и направляющий коррекционно-педагогическую работу. Занятия, которые проводит тифлопедагог, играют пропедевтическую роль — данный специалист должен подготовить детей к различным видам деятельности. Одной из функций тифлопедагога является снятие у детей психоэмоционального напряжения, связанного с аппаратным лечением.

При организации и планировании работы тифлопедагог руководствуется действующими коррекционными программами для СДОУ III-IV вида и методическими разработками учёных.

Тифлопедагог должен осуществлять работу по следующим направлениям:

1. проведение тифлопедагогического обследования детей;

2. проведение коррекционных занятий (подгрупповых, индивидуальных, комплексных);

3. участие в методической работе СДОУ;

4. работа с родителями.

Тифлопедагогическое обследование (1) предполагает знакомство дефектолога с документацией на детей. Это данные ПМПК, общая медицинская и офтальмологическая карты. Из названных документов дефектолог получает информацию о психическом развитии ребенка, его соматическом состоянии, имеющихся заболеваниях, диагнозе, степени и тяжести зрительной патологии.

Тифлопедагог должен выявить умение ребенка пользоваться своим остаточным зрением, уровень развития сохранных анализаторов. Тифлопедагогическое обследование проводится в начале, середине и конце учебного года. Используются методики, разработанные учеными в области тифлопсихологии. По данным обследования дефектолог составляет тифлопедагогические характеристики детей (оформляются в виде карт, см. приложение). Информация, полученная дефектологом в процессе обследования детей, дополняется наблюдениями за ними (на прогулке, на общеразвивающих занятиях, в режимные моменты и т.д.).

В конце года тифлопедагог анализирует, обобщает полученные в ходе всех 3-х обследований данные, прослеживая тем самым динамику в развитии каждого ребенка. Тифлопедагогическое обследование педагог-дефектолог проводит при совместном участии специального психолога.

Дополнительно к подгрупповым занятиям тифлопедагог должен проводить индивидуальные занятия и с теми детьми, которые на данном этапе обучения испытывают значительные трудности в усвоении программного материала.

Тифлопедагог должен проводить и особый вид индивидуальных (иногда в подгруппах) коррекционных занятий, направленных на подготовку детей к проверке и лечению зрения на аппаратах. Эти занятия тифлопедагог планирует с опорой на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог отталкивается от того, какие умения и навыки надо сформировать у детей, чтобы дошкольники могли действовать на том или ином аппарате.

Тифлопедагог участвует в проведении общеразвивающих занятий, оказывая на них индивидуальную коррекционную помощь тому или иному ребенку.

Индивидуальная работа тифлопедагогом должна осуществляться и в процессе прогулки – данный специалист учит дошкольников ориентироваться на местности – территории ДОУ.

В СДОУ тифлопедагог проводит различные виды коррекционных занятий, а именно: РЗВ, развитие осязания и мелкой моторики, ориентировка в пространстве, СБО.

В процессе занятий тифлопедагог решает различные задачи:

— формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться остаточным зрением;

— обучение дошкольников получению информации об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;

— обучение детей использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, в познавательной, коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

Центральная задача деятельности тифлопедагога – формирование у дошкольников с нарушенным зрением навыков социально-адаптивного поведения.

Составляющей частью деятельности тифлопедагога является методическая работа (3), которая проводится по следующим направлениям:

— посещение общеобразовательных занятий (для изучения того, как дети усваивают программный материал, какие трудности испытывают, как овладевают приёмами предметно-практической деятельности, что наиболее интересно и доступно каждому ребёнку, насколько эффективны применяемые воспитателем методы коррекционного воздействия);

— выступление на педсоветах (для ознакомления воспитателей с особенностями развития, воспитания и обучения детей со зрительной патологией, а также коррекционными программами и методиками);

— организация и проведение семинарских занятий по той или иной проблеме, обсуждение опыта работы;

— индивидуальное консультирование воспитателей по конкретным вопросам воспитания и обучения детей;

— показ занятий с детьми (для ознакомления воспитателей с конкретными методами и приёмами коррекционной работы);

— пропаганда тифлопедагогических знаний (организация выставок специальной литературы с аннотациями и рекомендациями по использованию; демонстрация дидактических материалов).

Тифлопедагог проводит систематическую и целенаправленную работу с семьями детей с нарушениями зрения (4). Данная работа, как и методическая, включает несколько направлений:

— выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников с нарушением зрения;

— консультации для отдельных групп родителей с учётом общих для них проблем, связанных с особенностями развития детей, трудностями в овладении определёнными знаниями;

— индивидуальное консультирование родителей по вопросам, касающимся конкретного ребёнка;

— проведение для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, целью которых является обучение родителей приёмам взаимодействия с ребёнком, оказания ему помощи в выполнении определённых видов деятельности;

— выставки специальной, доступной для понимания родителей, литературы с аннотациями тифлопедагога;

— выставки игр и специальных пособий, которые родители могут использовать в процессе занятий с детьми дома;

— задания на дом (на выходные дни, на лето).

Тифлопедагог должен вести следующую документацию (см. таблицу 3):

1. Индивидуальные тифлопедагогические карты (ИТК) развития ребёнка.

2. Перспективный план работы.

3. Календарный план работы.

4. График работы.

5. Табель посещаемости детьми занятий тифлопедагога

В конце учебного года тифлопедагогом составляется характеристика на каждого воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы.

Воспитатель планирует и проводит ежедневную целенаправленную работу с детьми в ходе общеразвивающих занятий и режимных моментов. Планирование работы воспитатель осуществляет совместно с педагогом-дефектологом (тифлопедагогом).

Названный специалист решает обучающие, воспитательные, развивающие и коррекционные задачи, строя работу с учётом требований и рекомендаций врача-офтальмолога, тифлопедагога.

Воспитатель должен подготавливать и приобщать дошкольников ко всем видам деятельности; с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей воспитывать у них самостоятельность, навыки самообслуживания и культурного поведения, приучать каждого ребёнка жить в коллективе.

Воспитатель сотрудничает со всеми специалистами ДОУ, соблюдая преемственность в работе по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей. Помимо этого указанный специалист обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребёнку группы. Воспитатель консультирует родителей (законных представителей) детей с нарушениями зрения по вопросам воспитания ребенка в семье, а также ведёт необходимую документацию, а именно:

Читайте также:
Топ программ для транскрибации

1. План организации совместной деятельности всех воспитанников группы.

2. Планы (перспективные и календарные) фронтальных занятий.

3. Тетрадь передачи детей.

4. Тетрадь для родителей с индивидуальными занятиями.

5. Дневник наблюдений за детьми (определяется целями и задачами образовательной программы, реализуемой в данном учреждении).

В конце учебного года воспитатель участвует в составлении характеристики на каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам коррекционно — педагогической работы.

Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. В функции этого специалиста входит следующее:

— психологическое обследование воспитанников;

— участие в составление индивидуальных программ развития (воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения);

— проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно — психологической работы с воспитанниками (психолог в обязательном порядке проводит работу по снятию у дошкольников психоэмоционального напряжения, вызванного лечением зрения);

— динамическое психолого — педагогическое изучение воспитанников;

— проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребёнка в семье;

— осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;

— консультирование персонала группы (психолог посещает занятия воспитателя, тифлопедагога, других специалистов ДОУ и даёт им рекомендации относительно развития различных психических процессов и сторон личности ребёнка);

— заполнение отчетной документации.

Педагог-психолог ведёт следующую документацию:

1. Карта психологического обследования воспитанников.

2. План работы педагога-психолога.

3. Заключение по результатам проведенного психодиагностического обследования.

4. Журнал консультаций педагога-психолога.

5. Карта психолого-медико-социальной помощи ребёнку.

6. Журнал коррекционной работы (отражает динамику коррекционного обучения).

7. Программа коррекционно-развивающих занятий.

8. Аналитический отчет о работе педагога-психолога.

При необходимости могут вводиться дополнительные формы отчетности (например, индивидуальные планы работы с семьёй, журнал учёта групповых форм работы, программа работы педагога — психолога с группой и т.д.).

Функции музыкального руководителя

Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Музыкальный руководитель осуществляет

— взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.;

— проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе совместно с другими специалистами: дефектологом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре);

— консультирование родителей по использованию в воспитании ребёнка музыкальных средств;

— ведение соответствующей документации, а именно:

1. Планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми.

2. План организации и проведения совместной деятельности детей на музыкальных занятиях, досугах и праздниках и т.п.

3. Аналитический отчет о результатах работы за год.

Функции инструктора по физической культуре

Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. Организация его работы инструктора по физической культуре предусматривает следующее:

— проведение занятий со всеми воспитанниками с учётом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;

— планирование совместной деятельности воспитанников группы; подготовку и проведение общих спортивных праздников, досугов и развлечений;

— оказание консультационной поддержки родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребёнка в семье;

— регулирование (совместно с медицинскими работниками образовательного учреждения) физической нагрузки на воспитанников;

— ведение необходимой документации, а именно:

1. Планы (перспективные и календарные) проведения занятий с детьми.

2. План организации и проведения физкультурных занятий, спортивных праздников и т.п.

3. Аналитический отчёт о работе за учебный год.

Логопед организует и осуществляет учебно-коррекционную работу с воспитанниками ДОУ. Названный специалист обследует детей, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта, выявляет дошкольников со сходными речевыми нарушениями (обследование речи должно охватывать произношение, темп, плавность речи, а также ее понимание, словарь, грамматический строй). Логопед комплектует группы для занятий с учётом психофизического состояния воспитанников. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций. Кроме того, логопед осуществляет профилактическую работу, предупреждая возникновение у детей нарушений устной и письменной речи, подготавливая дошкольников к овладению грамотой.

Учитель-логопед работает в тесном контакте со всеми специалистами ДОУ, посещает их занятия. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям данной категории, обеспечивая тем самым успешную логопедизацию всего учебно-воспитательного процесса.

В своей работе логопед использует данные медицинского обследования детей. Поддерживает постоянную связь с медицинскими работниками образовательного учреждения. Принимает активное участие в образовательном процессе, направленном на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в развитии воспитанников.

Логопед должен иметь соответствующие наглядные пособия и материалы для обследования детей и работы с ними.

Указанный специалист ведёт необходимую документацию. Так, в начале учебного года логопед планирует работу на год, вводя в план все разделы своей деятельности (ориентировочно по тем же пунктам, которые обозначаются в отчете за год).

На основании материалов обследования детей логопед составляет индивидуальные планы занятий, а также перспективные планы для каждой группы воспитанников. В плане для группы отмечается следующее: состав детей с краткой характеристикой имеющихся нарушений речи, основная последовательность работы и ориентировочные сроки, учебно — наглядные пособия. Кроме того, логопеду рекомендуется иметь планы ежедневных занятий. Помимо этого логопед ведёт журнал учёта детей с недостатками речи, журнал учёта посещаемости; заполняет на воспитанников речевую карту. В конце учебного года логопед составляет отчет о работе, проделанной за год.

В целом работа логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения, специфична. Она требует от названного специалиста знаний в области офтальмологии, тифлопсихологии, тифлопедагогики и других, смежных с ними, наук.

Функции медицинского персонала

В ДОУ для детей с нарушениями зрения предусматривается должность врача офтальмолога (из расчёта 1 должность на 200 слабовидящих детей). На данную должность назначаются врачи, прошедшие специализацию по детской офтальмологии. Кроме того, на 25 слабовидящих детей предусматривается 1 должность сестры-ортоптистки. На эту должность назначаются педиатрические медицинские сёстры, прошедшие специальную офтальмологическую подготовку.

Функции врача-офтальмолога

— проведение офтальмологического обследования детей 1 раз в две недели: проверка остроты зрения, характера зрения на цветовом приборе, определение зрительной фиксации, исследование на синоптофоре, офтальмохромоскопия с записью результатов осмотра, а также подготовка детей к хирургическому лечению;

— проверка наличия очков и окклюдоров, оценка зрительной нагрузки по результатам работ детей, контроль за исполнением медсёстрами назначений врача;

— тематическая и фронтальная проверка групп;

— анализ и учёт результатов работы 1 раз в три месяца;

— учёба сестёр-ортоптисток, воспитателей и тифлопедагогов;

— проведение лекций и бесед с родителями;

— организация (при наличии показаний) консультаций детей с невропатологом, педиатром, психоневрологом, отоларингологом и другими специалистами;

— участие в заседаниях педсовета, а также в работе ПМПК, осуществляющей приём и выписку детей;

— контроль за правильным ведением офтальмологической документации;

— составление планов и отчётов о работе.

Функции сестры-ортоптистки

— в соответствии с назначениями врача осуществляет проведение плеоптического, ортоптического и диплоптического лечения, используя специальные аппараты и приборы;

— проводит окклюзию детям и следит за состоянием окклюдоров в течение дня;

— 3 раза в месяц (а по показаниях чаще) проверяет остроту, характер зрения, определяет фиксацию, вместе с врачом участвует в подборе очков;

— следит за состоянием и чистотой очковых стёкол;

— следит за исправностью и чистотой офтальмологической аппаратуры;

— проводит тематическую проверку групп 1 раз в неделю;

— проводит беседы с родителями и специалистами ДОУ;

— ведёт офтальмологическую документацию и вместе с врачом ДОУ составляет отчёт о работе.

Несмотря на наличие у названных специалистов своих, особых функций, все они работают в тесном взаимодействии.

Источник: cyberpedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru