Л.С.Выготский показал, что любой дефект, любой телесный недостаток является фактором изменяющим отношения человека с окружающим миром, главным образом с людьми, и дающим в результате «социальную ненормальность поведения». Разнообразная деятельность является решающим условием как для преодоления преград, встающих на пути, так и для предупреждения дегенеративных изменений, распада психики при слепоте.
введение…………………………………………………………………………………………………………………….
Предмет и задачи тифлопедагогики
Краткие сведения из истории тифлопедагогики
Нарушение зрения и их компенсация
Обучение детей с нарушением зрения в школе…………………………………
Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих…………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………..
Использованная литература……………………………………………
Работа содержит 1 файл
Предмет и задачи тифлопедагогики.
Предмет и задачи тифлопедагогики
Краткие сведения из истории тифлопедагогики
УНИКАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 15.03.2016
Нарушение зрения и их компенсация
Обучение детей с нарушением зрения в школе…………………………………
Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих………………………………………… ………………..
На протяжении многих столетий в обыденном сознании складывалось представление о личности слепого как о личности глубоко ущербной, обладающей рядом специфических черт, отличающих слепых от нормально видящих людей. Слепым людям присвоены разнообразные отрицательные личностные свойства. Слепой человек – человек абсолютно иного рода. А возможности формирования положительных свойств и совершенствование его личности считались крайне ограниченными.
Л.С.Выготский показал, что любой дефект, любой телесный недостаток является фактором изменяющим отношения человека с окружающим миром, главным образом с людьми, и дающим в результате «социальную ненормальность поведения». Разнообразная деятельность является решающим условием как для преодоления преград, встающих на пути, так и для предупреждения дегенеративных изменений, распада психики при слепоте.
Начало систематического обучение людей с нарушением зрения послужило толчком к возникновению тифлопедагогики.
Предмет и задачи тифлопедагогики.
Тифлопедагогика (от греч. typhos — слепой) – наука о воспитании и обучения лиц с нарушением зрения. В зависимости от зрения они делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию психофизических нарушений.
Проявляющихся в ограничениизрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразииразвития двигательной активности. Пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно – практической деятельности, в особенностях эмоционально – волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду. К лицам с нарушением зрения относятся:
Особенности развития детей с нарушением зрения
Слепые с полным отсутствием зрения и с остаточным зрением, при котором его острота равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу; слабовидящие со сниженным зрением от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией; с косоглазием и амблиопией.
Предмет тифлопедагогики — теория и практика воспитания и обучения слепых и слабовидящих.
Основные задачи тифлопедагогики:
- педагогическое изучение слепых и слабовидящих; разработка научных основ компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении;
- определение условия формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушений функции зрения;
- разработка содержания, методов и организации воспитания и обучения слепых и слабовидящих;
- внедрение результатов научных исследований в практику социального образования лиц с нарушениями зрения;
- совершенствование технических средств коррекции и компенсации нарушенных зрительных функций;
- совершенствование педагогической работы, направленной социальное адаптирование и социально-профессиональную реабилитацию лиц с нарушениями зрения.
Краткие сведения из истории тифлопедагогики.
Основоположником тифлопедагогики является французский педагог В. Гаюи который в 1784г. организовал первое учебное заведение для слепых (Париж),
На рубеже XVIII—XIX вв. школы для слепых были созданы в Австрии, Великобритании, Германии, США. Дети с нарушениями зрения обучались письму, чтению, счету, примитивным ремеслам и музыке.
Выдающийся французский тифлопедагог Луи Брайль (1809—1852) разработал в 1829 г. рельефный шрифт для слепых, широко используемый во всем мире.
Брайль был талантливым музыкантом, преподавал музыку слепым. В 3-лстнем возрасте он потерял зрение, воспитывался в Парижском национальном институте слепых, где впоследствии обучал детей с нарушениями зрения.
Кроме букв и цифр, Брайль на основе тех же принципов разработал нотописъ.
Первой книгой, изданной по системе Брайля, была «История Франции» (1837), Учебник арифметики для слепых появился 1838 г.
Из многочисленных рельефных и рельефно-точечных алфавитов, создававшихся для незрячих (Д. Галл, Т. Лукас, В. Мун, И. Барбье и др.), шрифт Л. Брайля оказался наиболее рациональным для письма и чтения, обозначения цифровых и нотных знаков.
Ныне он является основным кодом для слепых при использовании компьютерной техники. Во многих зарубежных странах на его базе создается скоропись, так как по сравнению с письмом и чтением зрячих письмо и чтение по Брайлю более замедленны.
Первая российская школа для слепых была открыта в Петербурге в 1807 г. французским тифлопедагогом В. Гаюи, приглашенным в Россию Александром I.
Развитие тифлопедагогики и системы образования слепых связано с именами К.К. Грота и А.И. Скребицкого.
Первое учебное заведение для слепых в России было организованов 1807г. При Смольнинской богадельне в С.- Петербурге. Детей учили Закону Божьему, пению, ремеслам.
В течение 19века было открыто еще несколько школ для слепых, сущесвовавших на средства Попечительства о слепых (учреждено в 1881г.). обучение велось по единому учебному плану и программам, действовали Единые правила приема в училища. Для большинства обучающихся обучение было платным и стоимость достаточно высока (до 300 рублей в год).
После октябрьской революции в 1917г. Школы для слепых детей стали составной частью системы народного образования. В 1928г. Появились первые советские школьные программы для слепых.
В начале 30-х гг. появляются первые классы охраны зрения для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразовательных школ (в нескольких школах Ленинграда и Москвы), а с конца30-х гг.открываютсяи первые вколы для слабовидящих. Развитя этого нового направления в тифлопедагогике способствовала Ю.Д. Жаринцева.
Большой вклад в развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии внесли М.И. Земцова, Б И. Коваленко, А.С. Ганджий, Н.Г. Кранковская, Л.И. Солнцева, А.Г.
Литвак, В. П. Ермаков, А- Б. Гордин, Р. С. Муратов, И.С. Моргулас.
Нарушения зрения и их компенсация.
Слепота(по определению Л, И. Плакшиной) — наиболее резко выраженная степень утраты зрения, когда невозможно или сильно ограничено зрительное восприятие окружающего вследствие глубокой потери остроты центрального зрения, сужения поля зрения, или нарушения других зрительных функций.
Раннее наступление слепоты оказывает особенно неблагоприятное воздействие на психофизическое развитие детей.
По степени сохранности остаточного зрения различают:
• абсолютную (тотальную) слепоту — полностью на оба глаз выключены зрительные ощущения;
• практическую слепоту — наблюдается остаточное зрение, котором сохраняется цветоощущение или форменное видение.
Остаточное зрение характеризуется:
• неравнозначностью взаимодействия различных зрительной функций и несоответствием их параметров;
• неустойчивостью зрительных возможностей и снижением качества переработки информации;
• наступлением быстрого утомления из-за снижения функциональных возможностей зрения. Слепота у детей бывает врожденной и приобретенной.
Причины врожденной слепоты:
• повреждения плода в период внутриутробного развития;
Причины приобретенной слепоты:
• заболевания органов зрения;
• заболевания центральной нервной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит);
• осложнения после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина);
• травматические повреждения мозга или глаз.
Нарушения зрительного анализатора делятся:
• на прогрессирующие (постепенное ухудшение зрительную функций под влиянием патологического процесса);
• непрогрессирующие (врожденные пороки зрительного на затора: астигматизм — недостаток преломляющей способное глаза; катаракта — помутнение хрусталика).
Категории детей с нарушениями зрения:
• лишившиеся зрения после 3 лет жизни.
ограниченность двигательной сферы;
неполнота содержания социального опыта;
своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта;
возникновение трудностей в игровой, учебной и профессиональной деятельности;
неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции; повышенная возбудимость, раздражительность, агрессивность и др. Ослепшие дети обладают частично сохранившейся зрительной памятью, которую необходимо развивать.
Слабовидение — это значительное снижение остроты зрения. Причины — глазные болезни на фоне общего заболевания организма, чаще всего миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость), астигматизм и др.
Дефекты зрения при делятся:
Зрительное восприятие при слабовидении характеризуется:
Источник: www.stud24.ru
Тифлопедагогика как наука
Тифлопедагогика – это отрасль педагогической науки, раздел специальной педагогики, занимающийся исследованием вопросов обучения и воспитания людей, имеющих отклонения в работе зрительных органов.
Тифлопедагогика занимается разработкой методик обучения и воспитания детей с частичными нарушениями зрения, слабовидящих или полностью потерявших зрение, а также родившихся слепыми.
Данная наука имеет важное значение. Она помогает получить полноценное обучение и развитие детям, лишенным визуального восприятия окружающего мира.
Рисунок 1. Тифлопедагогика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
История тифлопедагогики
Становление тифлопедагогики, в качестве самостоятельной науки, не является одномоментным. Этот процесс происходил в течение нескольких столетий. Можно выделить следующие этапы исторического развития тифлопедагогики:
-
Открытие первой школы для слепых во Франции. Это произошло в XVIII веке. В 1784 году В. Гаюи – педагог-новатор, занимающийся исследованием процесса обучения детей с нарушениями зрения, разработал методику обучения таких детей. Им был создан специальный алфавит для слепых – рельефный.
Учащиеся изучали буквы на основе осязательного восприятия.
«Тифлопедагогика как наука»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Предмет, цель и задачи тифлопедагогики
Тифлопедагогика занимается изучением практических вопросов воспитания, обучения и развития детей, имеющих нарушения зрения. Эти вопросы и являются предметом данной науки.
В качестве объекта изучения, тифлопедагогика избрала проблемы, вопросы обучения людей с нарушениями зрения. Она исследует все аспекты специального образования детей разных возрастных категорий, имеющих разнородные проблемы со зрением.
Целевым назначением данной науки выступает процесс социального становления и развития личности с нарушениями зрения. Тифлопедагогика стремится к разработке методик, позволяющих беспрепятственно интегрировать личность с нарушениями зрения в социальную среду, сделать ее полноценным участником социальных отношений, научить слепого или плохо видящего человека самостоятельно себя обслуживать, находить пути построения социального взаимодействия, самоутвердиться и самореализоваться.
Исходя из целевого назначения тифлопедагогики, можно выделить ряд значимых задач, которые требуют реализации для достижения поставленной цели. К ним относятся:
- Определение закономерностей развития людей с нарушениями зрения.
- Определение закономерностей образовательной и воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
- Проведение комплексного диагностирования уровня развития детей с нарушениями зрения. Предполагается выявление функциональных возможностей разных сторон организма, наличие второстепенных нарушений, сбоев в психической работе организма и иных отклонений, вызванных нарушением зрения.
- Определение способов всестороннего развития личности ребенка, имеющего зрительные нарушения.
- Диагностирование работы познавательной сферы ребенка для выбора способов и методов коррекционного обучения.
- Разработка педагогических методик работы по коррекции зрительного нарушения и сглаживания зрительной депривации.
- Определение форм организации коррекционной образовательной деятельности.
- Определение содержания педагогической коррекционной работы.
- Выбор наиболее обоснованных и подтвержденных практическим применением способов коррекционной терапии, методик обучения детей с нарушениями зрения.
- Разработка дифференцированной и индивидуальной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, исходя из степени развития того или иного дефекта, наличия сопутствующих отклонений, уровня развития познавательной сферы.
- Составление медицинской карты учащегося. В ней должен быть отражен анализ всех проведенных диагностик и прописаны рекомендации по уровню интеллектуальной, физической и иных нагрузок, которые оптимальны для использования в образовательном процессе и не принесут вреда здоровью ребенка.
- Разработка требований к приемам и инструментарию коррекции вторичных отклонений, вызванных нарушением зрения и первичному визуальному дефекту. Данные требования отражают условия использования дидактического материала, учебного оборудования, специальных тифлопедагогических компенсаторных средств, технического оборудования, медицинской техники.
Источник: spravochnick.ru
Тифлопедагогика – основы и задачи
Тифлопедагогика – основы и задачи
- Краткая история возникновения тифлопедагогики
- Чем опасно плохое зрение или его отсутствие?
- Основы тифлопедагогики
- Каковы цели и задачи тифлопедагогики?
- Методы тифлопедагогики
- Как действует тифлопедагог?
- Как стать тифлопедагогом?
На сегодняшний день в нашей стране многие дети и подростки имеют ограниченные возможности по зрению, поэтому особую актуальность приобретает внедрение специальных программ обучения и воспитания для слабовидящих и незрячих.
Тифлопедагогика – это как раз раздел специальной педагогики, изучающий нарушения зрения и предлагающий способы развития и адаптации в обществе детей с таким недугом. Специально обученные педагоги проводят работу со слепыми детьми и детьми с особенностями зрения, помогая им приобрести навыки, которые помогут освоить школьную программу, раскрыть таланты и способности, полноценно жить.
Краткая история возникновения тифлопедагогики
Тифлопедагогика – основы и задачи
Первым начал обучать незрячих людей французский педагог Валентин Гаюи, занимающийся благотворительностью. Он основал особые школы во Франции и России, поэтому считается родоначальником тифлопедагогики. В первых школах применялись для обучения книги и пособия, сделанные специально для слепых.
Благодаря гуманному французу и его теории о том, что незрячие могут и должны учиться, работать и общаться, как здоровые, людей с нарушенным зрением стали воспринимать полноценными членами общества.
В нашей стране первое образовательное учреждение для слепых детей начало свою работу в 1807 году, в нем преподавали закон Божий, пение и некоторые доступные незрячим ремесла. В годы после революции ответственность за обучение слепых взяла на себя система народного образования. В 1928 году начали создавать классы по охране зрения в структуре советских школ, а с конца 30-х годов – и целые специальные школы для слабовидящих.
Сегодня российская образовательная система проводит обучение и адаптацию слепых и слабовидящих в обычных и коррекционных школах, школах-интернатах, детских садах, реабилитационных и медицинских центрах. Во всех этих учреждениях работают опытные тифлопедагоги, которые не только обучают детей, но и консультируют их родителей. Занятия проводятся индивидуально или в группах.
Источник: ncrdo.ru