Кто адаптирует и индивидуализирует типовые программы

В инклюзивной школе необходимо создать условия, при которых любой желающий обучаться в данной школе, сможет это сделать и при этом быть успешным. В связи с этим основной задачей образовательного учреждения является адаптирование образовательных программ для решения задач разноуровневого обучения для всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями, и создание условий для их реализации.

Гэри Банч, автор книги «Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях обычного класса», отмечает, что основная задача педагога (как тьютора, так и учителя) заключается в предоставлении обучающимся возможности осваивать знания. Иногда для создания этой возможности и не нужно затрачивать много усилий. Просто надо знать особенности детей.

Кому-то нужно предложить вместо десяти примеров решить пять. Кому-то вместо ответа у доски предложить сделать задание письменно. Кому-то поработать, сев за отдельную парту. Быть может, ребенок блестяще решит все примеры, но при условии, что в это время у него в наушниках будет играть любимая им музыка.

Особенности разработки адаптированных дополнительных общеобразовательных программ

Учебная программа должна быть ребенку по силам. И тьютору, и учителю придется решать вопрос о том, каким образом адаптировать учебную программу для ребенка с ООП. Современный подход к дифференцированному обучению исходит из того, что «подгонять» каждого ребенка под образовательный стандарт бессмысленно. Если главными целями обучения ребенка в школе является социализация и усвоение знаний для раскрытия его творческого потенциала, то адаптация учебного материала под способности ребенка – это не фантастика, а необходимость.

С 1 сентября 2016 года в нашей стране разрабатываются адаптированные образовательные программы, включающие в себя все аспекты психолого-педагогического сопровождения индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ. Существуют и применяются на практике, а также описаны в научно-методической и практико-ориентированной литературе различные варианты составления индивидуальных программ обучения, индивидуальных учебных планов индивидуальных комплексных коррекционно-образовательных программ, индивидуальных программ развития в дошкольных образовательных организациях и т.д.

В условиях российского образования в разработке и реализации адаптированной образовательной программы, программы коррекционной работы как части основной образовательной программы, индивидуального учебного плана ребенка с ООП принимают участие педагоги и специалисты в составе психолого-педагогического консилиума. При организационной работе по проектированию, разработке и утверждению адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида учитываются возрастные и индивидуальные особенности, медицинские рекомендации, рекомендации ПМПК или ИПРА, запрос родителей, четко формулируются цели и задачи, обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного плана, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов. Адаптированная образовательная программа разрабатывается на основе основной образовательной программы образовательной организации по соответствующему уровню образования. В ходе работы специалисты ОО используют примерные адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ или умственной отсталостью или специальные требования к реализации основных образовательных программ на уровнях дошкольного, начального, основного и среднего общего образования. Эти программы и учебные пособия могут помочь в адаптации учебного материала.

Целевые и организационные ориентиры дополнительных общеразвивающих программ

Корректировка содержания программы осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой планово и внепланово, но не менее двух раз в течение учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики вносятся изменения и корректировки в АОП для конкретного ребенка.

В конце учебного года по итогам реализации адаптированной программы психолого-медико-педагогическим консилиумом проводится итоговая диагностика различных сфер развития ребенка, обосновывается внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ, инвалидностью на следующем этапе его обучения. Также проводится итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ОО, даются рекомендации, советы, консультации.

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ содержит: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися; учебный план; программы отдельных учебных предметов; программу коррекционной работы; программу нравственного развития; программу формирования универсальных учебных действий обучающихся; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу внеурочной деятельности; систему условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Данные разделы могут быть представлены последовательно, а могут быть объединены в блоки:

— целевой (пояснительная записка, планируемые результаты освоения АООп, система оценки достижений планируемых результатов

— содержательный (отдельные программы)

— организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации АООП и включает: учебный план, план внеурочной работы, систему условий реализации АООП.

Кроме указанных разделов программа может иметь и дополнительные разделы, которые учитывают специфические особенности и возможности образовательной организации. Например, в качестве дополнительных разделов в программу могут быть включены паспорт программы, основные понятия, детальная характеристика контингента обучающихся по различным параметрам, имеющим значение для дальнейшей организации обучения (например, особенности контингента по различным сопутствующим заболеваниям, требующим существенного медицинского сопровождения, или большое количество детей-инвалидов, для которых предусматривается программа реабилитации).

Материально-техническое обеспечение адаптированной программы должно отвечать особым образовательным потребностям обучающихся с ООП, что обуславливает необходимость предъявления специфических требований к: организации процесса обучения, организации пространства, организации временного режима обучения; организации рабочего места обучающегося; техническим средствам обучения, учебникам, учебным принадлежностям, дидактическим материалам и средствам наглядности.

Тьютор принимает активное участие в разработке адаптированной программы в составе консилиума и может вести любые записи, помогающие объективно оценивать возможности ребенка, выявить проблемы, с которыми необходимо работать, конкретизировать задачи в индивидуальной работе с с ребенком.

Адаптация образовательной программы включает следующие направления деятельности:

— анализ содержания учебного предмета;

— изменение структуры, объема и временных рамок изучения учебного материала в соответствии с особенностями ребенка;

— использование форм организации учебной деятельности, соответствующих особенностям ребенка;

— использование технологических приемов, соответствующих особенностям ребенка;

— использование дидактических материалов, соответствующих особенностям ребенка.

Деятельность по адаптации образовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется командой специалистов и педагогов образовательной организации с участием тьютора, если тьюторское сопровождение рекомендовано ПМПК, в несколько этапов:

1. Педагогическая диагностика: определение возможностей и затруднений в освоении образовательной программы.

2. Определение цели и задач помощи ребенку с ОВЗ в освоении того или иного учебного предмета (не обязательно должны быть все предметы)

3. Анализ образовательной программы по предмету (предметной области) с целью выделения наиболее важных, существенных дидактических единиц, универсальных учебных действий, обязательных для освоения ребенком.

5. Разработка индивидуального учебного плана.

6. Планирование результатов, системы и методов их оценивая.

Источник: megalektsii.ru

Об адаптированной образовательной программе СПО

В письме Минобрнауки России от 21.06.2017 г. № 07-ПГ-МОН-25486 «О рассмотрении обращения (о разработке адаптированных образовательных программ)» отмечается, что разработка адаптированной образовательной программы необходима в случае наличия в образовательной организации хотя бы одного обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. В противном случае разрабатывать адаптированную образовательную программу не требуется.

О кадровом обеспечении реализации адаптационных дисциплин

Профессиональные образовательные организации, разрабатывающие адаптированные профессиональные образовательные программы, интересует вопрос, есть ли требование к названию курсов по инклюзивному образованию для преподавателей и количеству часов? Все ли преподаватели должны проходить обучение, даже если в техникуме нет обучающихся с ОВЗ?

Читайте также:
Программа для настройки клавиатуры hyperx alloy core rgb

Об адаптированной образовательной программе среднего профессионального образования

Согласно части 8 статьи 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ОВЗ осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

О заключении психолого-медико-психологической комиссии и разработке адаптированных образовательных программ

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» психолого-медико-психологические комиссии (ПМПК) проводят обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей и подготавливают по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций.

Как указано в пункте 22 приказа № 1082 в заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются:

  • обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
  • рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

Вопрос:

В обязательном порядке образовательная организация должна разрабатывать адаптированные образовательные программы для лиц с ОВЗ, обучающихся в университете или только в случае представленного от указанных лиц заявления? Каким образом образовательная организация может подтвердить, что данная категория обучающихся не претендует на особые условия обучения, если соответствующего заявления от них нет?

Ответ:

Статус инвалида или лица с ОВЗ подтверждается документально (медицинским заключением, картой реабилитации инвалида, рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

Статус инвалида или лица с ОВЗ поступающие подтверждают на момент подачи документов для зачисления на обучение по основным профессиональным образовательным программам. Об этом говорится в порядках приема, утвержденных приказами Минобрнауки России от 21.08.2020 г. № 1076 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» и Минпросвещения России от 02.09.2020 г. № 457 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования».

Образовательная организация при проведении вступительных испытаний обязана создавать особые условия для участия в таких испытаниях инвалидов и лиц с ОВЗ. Таким образом, уже на этапе приема образовательная организация осведомлена о том, что для обучения отдельных лиц необходимо создавать особые условия с учетом образовательных потребностей и психофизического развития этих лиц.

Также во время обучения студенты могут приобретать статус инвалидов или лиц с ОВЗ по причине перенесенной болезни или полученной травмы, поэтому должны подтверждать это документально, что обусловит необходимость создания особых условий при организации образовательного процесса.

Наличие документов, подтверждающих статус инвалида или лица с ОВЗ, требует от образовательной организации разработки адаптированной образовательной программы в обязательном порядке. Но на основании личного заявления обучающийся инвалид или лицо с ОВЗ с подтвержденным статусом вправе отказаться от освоения адаптированной программы, что в любом случае не освобождает образовательную организацию от необходимости такую программу разработать.

В письме Минобрнауки России от 21.06.2017 г. № 07-ПГ-МОН-25486 «О рассмотрении обращения (о разработке адаптированных образовательных программ)» также сказано, что при наличии хотя бы одного инвалида или лица с ОВЗ, обучающегося в образовательной организации, адаптированная образовательная программа разрабатывается.

Вопрос от 26.12.2021 г.

Вопрос:

Обязательно ли вузу разрабатывать адаптированные основные профессиональные образовательные программы по реализуемым направлениям, если образовательная организация не планирует прием абитуриентов с ОВЗ?

Ответ:

Разработка адаптированных образовательных программ обусловлена необходимостью, поскольку ФГОС ВО, являющиеся нормативными правовыми документами, указывают что организация должна предоставлять инвалидам и лицам с ОВЗ (по их заявлению) возможность обучения по программе магистратуры, учитывающей особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Соответственно, если статус обучающегося – инвалида или лица с ОВЗ подтвержден официально, образовательная организация в обязательном порядке разрабатывает адаптированную образовательную программу (статья 79 Федерального закона об образовании). Если таких обучающихся нет, разработка адаптированной образовательной программы не требуется.

В целом организация вправе самостоятельно принимать решение о разработке адаптированных образовательных программ даже при отсутствии обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ (часть 1 статьи 28 Федерального закона об образовании).

Вопрос от 10.03.2022 г.

Вопрос:

Какие адаптационные дисциплины можно включать в программы технических специальностей, и сколько должно быть таких дисциплин?

Ответ:

Включение адаптационных дисциплин в учебный план может осуществляться за счет часов вариативной части, ведь адаптированная образовательная программа должна обеспечивать достижение обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья результатов, установленных соответствующими ФГОС СПО, а дисциплины базовой части должны реализоваться в полном объеме.

Адаптационная дисциплина — это элемент адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования, направленный на индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений и способствующий социальной и профессиональной адаптации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Перечень и количество дисциплин адаптационного учебного цикла определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей контингента обучающихся. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 22.04.2015 г. № 06-443 «О направлении Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования» содержит аннотации к адаптационным дисциплинам «Основы интеллектуального труда», «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии», «Психология личности и профессиональное самоопределение», «Коммуникативный практикум», «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний». Возможно включение иных адаптационных дисциплин на усмотрение образовательной организации.

Также в особом режиме для инвалидов и лиц с ОВЗ должна реализовываться Физическая культура, что закрепляется локальным нормативным актом образовательной организации.

Вопрос от 27.04.2022 г.

Вопрос:

Обязательно ли разрабатывать адаптационную образовательную программу при актуализированных ФГОС. Достаточно ли включения дисциплин в учебный план, например: Физическая культура/Адаптивная физическая культура, Информационные технологии в профессиональной деятельности/Адаптивные информационные технологии в профессиональной деятельности?

Ответ:

Адаптированная образовательная программа должна разрабатываться в том случае, если на обучение приняты инвалиды или лица с ОВЗ. Указанные категории обучающихся имеют программу реабилитации или заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями. Поэтому адаптированная образовательная программа разрабатывается с учетом видов заболевания и рекомендаций по организации процесса обучения, указанных в программе или заключении, для каждого лица с особыми потребностями отдельно либо для группы лиц, имеющих схожее заболевание.

Если инвалиды и лица с ОВЗ в составе обучающихся отсутствуют, значит, разрабатывать адаптированную образовательную программу нет необходимости. Об этом говорится в исьме Минобрнауки России от 21.06.2017 г. № 07-ПГ-МОН-25486 «О рассмотрении обращения (о разработке адаптированных образовательных программ)»

Письмом Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 22.04.2015 г. № 06-443 направлены Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, которое доступно по ссылке в Информио.

Читайте также:
Полезные программы для miui

Также отметим, что в пункте 8.2 письма Минобрнауки России от 18.03.2014 № 06-281 «О направлении Требований» (вместе с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», утв. Минобрнауки России 26.12.2013 № 06-2412вн) отмечается необходимость установление профессиональной образовательной организацией особого порядка освоения дисциплины «физическая культура».

Так, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов профессиональная образовательная организация устанавливает особый порядок освоения указанной дисциплины на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Это могут быть подвижные занятия адаптивной физической культурой в специально оборудованных спортивных, тренажерных и плавательных залах или на открытом воздухе, которые проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку. При их проведении специалист обязан учитывать вид и тяжесть нарушений организма обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и инвалида. Для лиц с ограничениями передвижения это могут быть занятия по видам спорта, не требующим двигательной активности. Рекомендуется в учебный план включать определенное количество часов, посвященных поддержанию здоровья и здоровому образу жизни.

Минобрнауки России и Минпросвещения России не устанавливали требования к оснащению спортивных залов для обучения лиц с ОВЗ и инвалидов.

В этом вопросе для образовательных организаций будут полезны следующие документы:

Вопрос от 27.04.2022 г.

Источник: www.informio.ru

Базовые организационно-педагогические условия реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ

Адаптация программ для детей с ограниченными возможностями здоровья требует гораздо больше времени для освоения учебного материала чем обычная программа. В связи с этим сложность и объем учебного материала должен быть снижен и облегчен. Степень освоения предложенной дополнительной общеобразовательной программы ребенку с ОВЗ зависит от его персональных особенностей и призывает к решению таких коррекционных задач как диагностика проблемы, разработка плана разрешения проблемы, решение этой проблемы.

Адаптация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для детей с ограниченными возможностями здоровья включает: своевременное выявление трудностей освоения программы у детей с ОВЗ; постановление особенностей организации образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями развития каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью выраженности; организация содержательных условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ программы.

Итак, адаптированная дополнительная общеобразовательная программа может разрабатываться на основе общеобразовательной программы дополнительного образования для нормативно развивающихся детей с учетом включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья и в соответствии с индивидуальными особенностями конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный закон № 273 выделяет особенности реализации образовательных программ, а именно устанавливает особый порядок приема детей с особенностями развития на обучение в учреждения дополнительного образования: «только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК».

Наряду с адаптацией программ дополнительного образования детей с ОВЗ в дополнительном образовании создаются программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса всех его участников, направленные на оказание помощи детям с ОВЗ, поддержку в разрешении проблем во взаимоотношениях с педагогами, сверстниками, родителями, коррекцию нарушений развития психических процессов, мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой сфер их личности . Психолого-педагогическое сопровождение в учреждении дополнительного образования, осуществляющим инклюзивную практику, необходимо обеспечить для всех участников образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, детей с нормотипичным развитием и их родителей, а так же для педагогических работников, включенных в инклюзивный процесс.

Приоритетными задачами психолого-педагогического сопровождения дополнительного образования детей в условиях инклюзивного образования могут выступать следующие:

— создание для ребенка эмоционально благоприятного микроклимата в группе, при общении с детьми и педагогическими работниками;

— оказание помощи детям с ОВЗ, нуждающимся в адаптированных программах, специальных формах организации их деятельности;

— учет персональных особенностей развития детей с ОВЗ в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления;

— рост профессиональной компетентности педагогических работников, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка с ОВЗ.

Основной целью психолого-педагогического сопровождения специалистов учреждения дополнительного образования (педагогов дополнительного образования, методистов, психологов, социальных педагогов, дефектологов и других) является создание условий для их творческого и профессионального развития.

Службой сопровождения должны осуществятся активные формы работы с педагогами работниками – это семинары-практикумы, тренинги, круглые столы, конференции, мастер-классы, которые позволят им осознать свои возможности и потребности, предотвратить профессиональные затруднения и выгорание, что обеспечит личностный и профессиональный рост. Выбор форм и методов сопровождения педагогов дополнительного образования и других специалистов, в том числе, во многом зависит от готовности их взаимодействовать с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями.

Цель психолого-педагогического сопровождения дополнительного образования детей с ОВЗ в процессе инклюзии – создание психоло-педагогических условий для развития и успешного становления личности. Процесс психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ обращен на помощь ребенку во включении и адаптации в сообществе здоровых сверстников, развитие потенциала для самореализации детей с особенностями развития в нынешней и будущей жизни. Особо важная роль принадлежит совместной деятельности педагогических работников учреждения дополнительного образования с семьей воспитанников помимо непосредственной работы с детьми.

Важность инклюзивного образования детей с ОВЗ в системе дополнительного образования не вызывает сомнений. Успешность обучения ребенка с ОВЗ в учреждении дополнительного образования детей зависит от согласованной работы всего коллектива: администрации, социально-психологической службы, педагогов.

Цель программы психолого-педагогического сопровождения дополнительного образования детей с ОВЗ: экспериментально проверить разработанные психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в творческих объединениях учреждения дополнительного образования детей (УДОД).

организовать психолого-педагогическое сопровождение дополнительного образования детей с ОВЗ в условиях УДОД;

обосновать психолого-педагогические условия инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в УДОД;

реализовать адаптированные общеразвивающие программы дополнительного образования с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

провести мониторинг уровня развития социальной адаптации (дезадаптации) детей с ОВЗ, уровня удовлетворённости условиями инклюзивного дополнительного образования получателями образовательных услуг;

разработать психолого-педагогические рекомендации для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования детей.

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения в течение всего периода обучения являются:

1. Профилактическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по предупреждению проблем адаптации в учреждении дополнительного образования детей, решения проблем межличностного взаимодействия участников инклюзивной практики.

2. Организационная работа: (создание единого информационного поля учреждения дополнительного образования, ориентированного на всех участников образовательной деятельности) проведение обучающих семинаров-практикумов, круглых столов, совещаний, собраний, с педагогами и родителями).

3. Диагностика мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой сфер личности и социальной адаптации детей с ОВЗ, уровня удовлетворённости условиями инклюзивного дополнительного образования получателями образовательных услуг.

4. Консультативная работа с педагогами, обучающимися и их родителями.

5. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с обучающимися, испытывающими трудности в адаптации).

6. Аналитическая работа.

Методы и формы деятельности: наблюдение, анкетирование, личностные опросники, занятия с элементами тренинга, семинары, круглые столы, лекции, индивидуальные и групповые консультации; диагностические мероприятия, направленные на выявление динамики личностного развития и адаптации детей с ОВЗ, психолого-педагогический анализ.

В ходе занятий в творческих объединениях педагоги дополнительного образования должны быть нацелены на стабилизацию эмоционального состояния всех детей, на нетрадиционный подход к организации занятия, на реализацию коррекционно-развивающей деятельности, через применение элементов творчества, игры, настраивающих детей на положительные эмоции и обеспечение беспрепятственных контактов. Создание педагогами в детском коллективе ситуации успеха позволяет ребёнку почувствовать уверенность в себе, в своих возможностях, отрегулировать самооценку и ощутить свою востребовательность в обществе. Такие занятия в творческих объединениях помогают поддерживать эмоциональное здоровье, снять тревожность. Ребёнок в условиях психолого-педагогического сопровождения становится более менее застенчивым, более активным, смелым, решительным и самостоятельным.

Читайте также:
Что такое программа смены

Все больше мы начинаем понимать, что наиболее существенными являются те умения и навыки, закрепленные на занятиях в творческом объединении дополнительного образования, которые будут использоваться ребенком с ограниченными возможностями здоровья в домашней (привычной) обстановке. Это те, пожизненные универсальные знания, умения, навыки, которые ребенок будет использовать для удовольствия своих потребностей, для учения и дальнейшего развития, для взаимодействия и общения с другими людьми.

Сопровождение определяется как целостная, системно-организованная деятельность, в ходе которой создаются условия для успешного обучения, психологического развития, социализации ребенка в образовательной среде и обществе. В целом, сопровождение ребенка, группы детей с ограниченными возможностями здоровья в организации дополнительного образования способствует эффективной адаптации его в образовательном процессе, что регламентировано в законодательстве и подтверждается в научных исследованиях как одно из приоритетных направлений деятельности инклюзивного образовательного учреждения. Дети с ограниченными возможностями здоровья вступают в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Таким образом , при разработке программы психолого-педагогического сопровождения дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования важно учитывать: характер нарушения развития ребенка с ОВЗ (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и другие); психофизиологические особенности; проблемы физического здоровья; ограниченные возможности здоровья, которые не позволяют детям участвовать в соответствующей их возрасту деятельности (игровой, учебной, трудовой, коммуникативной), что препятствует их нормальной социализации и общению.

Дополнительное образование существенно расширяет сведения о возможностях ребенка и его творческом потенциале, обеспечивает ситуацию успеха в избранной сфере деятельности, формирует круг общения, оказывает содействие вовлечению в творческий процесс не только ребенка с ОВЗ, но и его ближайшего окружения.

А для этого, в ходе психолого-педагогического сопровождения дополнительного образования детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования необходимо: создать возможность для взаимодействия и общения с широким кругом людей; оказать содействие в реализации мероприятий по социальной адаптации детей с максимально возможной степенью личной самостоятельности и участия, независимо от степени выраженности нарушений развития, вместе с нормально развивающимися детьми в культурно-развлекательных и воспитательных мероприятиях, конкурсах, фестивалях, праздниках; организовать методическую и консультативную помощь родителям (законным представителям) детей с ОВЗ и здоровых детей, педагогическим работникам.

То есть психолого-педагогическое сопровождение реализации программ дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования должно способствовать адаптации и социализации обучающихся, с максимально возможной степенью их самостоятельности, развитию мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой сфер личности.

А) Нормативно-правовое обеспечение образовательного и воспитательного процесса. Реализация этого условия должна обеспечить, не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. Наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать договор с родителями ребенка с ОВЗ, в котором будут фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми возникающими в процессе образования.

Б) Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса как одно из основных условий реализации адаптированной образовательной программы ориентировано возможность постоянного и устойчивого доступа для всех субъектов образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией АОП, планируемыми в ней результатами, в целом — организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. В рамках реализации АОП, образовательное учреждение должно быть обеспечено удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, в том числе, учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы Образовательное учреждение, специалисты сопровождения должны иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ Библиотека образовательной организации должна быть укомплектована общими и специализированными для детей с ОВЗ печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования. Библиотека образовательной организации, где обучаются дети с ОВЗ, должна быть укомплектована научно-методической литературой по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике, печатными образовательными ресурсами и ЭОР, включая формирование «академических» знаний и жизненной компетенции ребенка с ОВЗ, а также иметь фонд дополнительной литературы для педагогов и родителей детей с ОВЗ по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ, обучающихся в данной школе. Этот дополнительный фонд должен включать научно-методическую литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие обучение ребенка с ОВЗ.

В) Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки АОП), а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др. Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности. Важным (для определенных категорий детей) является организация питания и медицинского сопровождения.

Г) Организация взаимодействия как всех участников образовательного процесса в образовательной организации, так и взаимодействие с «внешними» организациями, отвечающими за создание специальных образовательных условий для всех групп обучающихся с особыми образовательными потребностями.

В первую очередь, должно быть организовано привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса – создание психолого-медико-педагогического консилиума ОО, организация координации членов консилиума, членов территориальной ПМПК и педагогического коллектива образовательной организации в целом. Также должна быть организована система взаимодействия и поддержки со стороны «внешних» социальных партнеров – методического центра, ППМС-центра, общественных организаций. В рамках создания организационно-педагогических условий должен быть сформирован адекватный запрос на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности. Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации.

Источник: mcoip.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru