2.1. В рамках учебного процесса взаимосвязаны три вида учебной нагрузки, которые и входят в понятие общей трудоемкости изучения дисциплины: — аудиторная работа в виде традиционных форм: лекции, семинары, практические занятия и т.п.; — самостоятельная работа студентов; — контактные часы, в рамках которых преподаватель, с одной стороны, оказывает индивидуальные консультации по ходу выполнения самостоятельных заданий, а с другой стороны, осуществляет контроль и оценивает результаты этих индивидуальных заданий.
2.2. Условно самостоятельную работу студентов можно разделить на обязательную и контролируемую. Обязательная самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям.
Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и др. форм текущего контроля. Баллы, полученные студентом по результатам аудиторной работы, формируют рейтинговую оценку текущей успеваемости студента по дисциплине. 2.3.
Как написать рабочую программу педагога: методические рекомендации
В целях фиксации текущей успеваемости студентов и, что особенно важно, результатов их самостоятельной работы на факультетах целесообразно ввести рейтинговую систему оценки успеваемости каждого студента, желательно в 100-бальной шкале. 2.4.
Контролируемая самостоятельная работа (далее — КСР) направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем.
Баллы, полученные по этим видам работы, формируют оценку по КСР студента и учитываются при итоговой аттестации по курсу. КСР может подразделяться: — на работу, включенную в план самостоятельной работы каждого студента в обязательном порядке; — на работу, включаемую в план самостоятельной работы по выбору студента. 2.5.
Студент, приступающий к изучению учебной дисциплины, получает информацию обо всех формах самостоятельной работы по курсу с выделением обязательных самостоятельной работы и КСР, в том числе по выбору. 2.6. По каждой учебной дисциплине устанавливается максимальный уровень баллов, который может быть набран по КСР.
Ориентируясь на этот показатель, студент осуществляет набор форм самостоятельной работы из предлагаемого ему на выбор перечня по данной дисциплине. Например, по дисциплине А максимально по результатам всех видов контроля можно набрать 300 баллов, в том числе по результатам текущей успеваемости 100 баллов, самостоятельной работы студента – 100 баллов и экзамена – 100 баллов.
Результаты по обязательным формам самостоятельной работы формируют баллы по текущей успеваемости студента. Результаты по КСР формируют баллы по самостоятельной работе. По данной дисциплине в перечень форм КСР должна быть включена одна обязательная форма: анализ конкретной ситуации с подготовкой аналитической записки.
Конструктор рабочих программ по учебным предметам
Кроме этого, в рассматриваемом примере, КСР включает следующие виды по выбору: — участие в научных студенческих конференциях и семинарах — «25»; — практикум по учебной дисциплине с использованием программного обеспечения — «25»; — написание реферата (эссе) по заданной проблеме — «15»; — анализ статистических и фактических материалов по заданной теме, проведение расчетов, составление схем и моделей на основе статистических материалов — «15»; — поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса — «10»; — аналитический разбор научной публикации — «10». 2.7.
Введение в университете такой формы, как КСР, требует соответствующей реорганизации учебного процесса, модернизации учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала, в связи с чем возрастает та часть работы преподавателей, которая находит отражение в их индивидуальных планах в части, касающейся учебно-методической работы. 2.8.
Количество часов, выделяемых на КСР, должно отражаться в учебных планах по каждой специальности (направлению). По этой причине предполагается переработка учебных планов и программ в рамках существующих ГОСов с целью увеличения доли самостоятельной работы и разделении ее в плане на обязательную и КСР.
Рекомендуемая аудиторная нагрузка на младших курсах — 23-25 часов в неделю, на старших — 18-20 часов. 2.9. КСР студентов должна быть отражена в рабочих программах каждой из учебных дисциплин, входящих в соответствующую профессиональную образовательную программу в виде отдельного раздела: методических указаний по выполнению КСР студентов по данной дисциплине.
В этом разделе рабочей программы должны быть указаны цели, задачи и результаты КСР. В раздел также должно быть включено задание на самостоятельную работу по всем или некоторым темам дисциплины и указана одна из следующих форм контроля: — устный опрос, — доклад, — реферат, — самостоятельное исследование, — супервизия, — коллоквиум, — тест, — контрольная работа. Помимо сказанного, в раздел включаются вопросы для самоконтроля и рекомендуемая литература. 2.10. Повышение роли самостоятельной работы студентов при проведении различных видов учебных занятий предполагает: — оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, повышающих производительность труда преподавателя, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал; — широкое внедрение компьютеризированного тестирования; — совершенствование методики проведения практик и научно-исследовательской работы студентов, поскольку именно эти виды учебной работы, студентов в первую очередь готовят их к самостоятельному выполнению профессиональных задач; — модернизацию системы курсового и дипломного проектирования, которая должна повышать роль студента в подборе материала, поиске путей решения задач и не должна приводить к значительному увеличению их количества (не более 2-х курсовых проектов в семестр).
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Руководство СРС, ее организация и контроль за ней (КСР).
В педагогической литературе существуют разные определения самостоятельной работы. Так, В.И. Загвязинский рассматривает самостоятельную работу как «деятельность студентов по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им»
П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман и М.Г. Гарунов полагают, что СРС является средством организации учебного или научного познания студентов, которое выступает в своем двуедином качестве: 1) объект их деятельности, задаваемый преподавателем, программированным пособием или обучающей программой; 2) форма проявления студентом определённого способа деятельности по выполнению соответствующего учебного задания, который приводит его к получению нового задания, или углублению имеющегося.
И.А. Зимняя отмечает деятельностный характер самостоятельной работы. В деятельностном определении самостоятельная работа рассматривается ею как организуемая самим обучаемым «в силу его внутренних познавательных мотивов, в наиболее удобное, рациональное с его точки зрения время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность на основе опосредованного системного управления ею со стороны учителя (обучающей программы, дисплейной техники)».
Анализ изученной научной литературы по исследуемой проблематике позволил определить самостоятельную работу студентов как важнейшую форму организации учебного процесса в вузе, которая выполняется без непосредственного участия, но под общим руководством педагога. В ходе данной формы организации учебного процесса проявляются такие необходимые современному специалисту личностные качества как активность, инициативность, ответственность за ход и результаты деятельности, а также формируются навыки самоорганизации и самоконтроля.
Важность стимулирования активности и самостоятельности обучающихся отмечают В.А. Сластёнин и В.П. Каширин. По мнению ученых, самостоятельность предполагает уверенность в своих силах, критичность ума, настойчивость в достижении поставленной цели, способность взять на себя ответственность за совершаемые поступки.
По мнению М.И. Махмутова, показателями наличия познавательной самостоятельности являются: а) умение обучаемого самостоятельно добывать новые знания из различных источников и приобретать новые умения и навыки как путём заучивания, так и путём самостоятельного исследования и открытия; б) умение использовать приобретённые знания, умения и навыки для дальнейшего самообразования; в) умение применять их в практической деятельности для решения любых жизненных проблем.
Главный смысл СРС, по утверждению С.И. Архангельского, в том, чтобы научиться проникать в сущность предмета изучения, устанавливать связи и отношения различных областей науки и техники, уметь анализировать различные составляющие той или иной области знаний и делать собственные обоснованные выводы и заключения.
Необходимо подчеркнуть, что СРС предназначена не только для овладения каждой отдельной дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы во всех видах деятельности. Выполняя какой-либо вид работы самостоятельно, студент приобретает способность принимать на себя ответственность, самостоятельно решать возникающие проблемы, находить конструктивные решения, выход из кризисных ситуаций.
По мнению В.И. Загвязинского, «перед преподавателем каждой учебной дисциплины в вузе ставится задача, максимально используя особенности предмета, помочь студенту наиболее эффективно организовать свою учебно-познавательную деятельность, рационально планировать и осуществлять самостоятельную работу, а также обеспечивать формирование общих умений и навыков самостоятельной деятельности».
В.А. Якунин считает, что самостоятельная работа студентов должна соответствовать следующим требованиям: 1) студент должен ясно представлять, какова цель учебного задания; 2) учебные задания подбираются с учётом их сложности и доступности; 3) методические указания в самостоятельной работе должны содержать алгоритм их выполнения, своевременно проверяться и корректироваться.
Одним из основных нормативных документов в области самостоятельной работы студентов наряду с законом «Об образовании» (от 10.07.1992 № 3266-1) является письмо Минобразования РФ от 27.11.2002 # 14-55-996ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» в целях постепенной реорганизации учебного процесса с увеличением доли самостоятельной работы студентов.
Руководство СРС, ее организация и контроль за ней (КСР).
Условно самостоятельную работу студентов можно разделить на обязательную и контролируемую. Обязательная самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и др. форм текущего контроля. КСР может подразделяться:
— на работу, включенную в план самостоятельной работы каждого студента в обязательном порядке;
— на работу, включаемую в план самостоятельной работы по выбору студента.
Организационные мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы студента, должны основываться на следующих предпосылках:
— самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности;
— самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.
Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм:
— самоконтроль и самооценка студента;
— контроль и оценка со стороны преподавателей, государственных экзаменационных и аттестационных комиссий, государственных инспекций и др.
Конкретные способы реализации самостоятельной работы выбираются студентом, а в необходимых случаях — по согласованию с преподавателем (преподавателями) в пределах условий (ограничений), устанавливаемых действующими нормативными документами.
Самостоятельная работа студентов организуется на кафедрах, в лабораториях ЮФУ, в других организациях, учреждениях и на предприятиях, с которыми университет (факультет) имеет договоры о сотрудничестве.
Формы контроля СРС: устный опрос, доклад, реферат, самостоятельное исследование, супервизия (супервизия — это сотрудничество двух профессионалов (более опытного и менее опытного, или равных по опыту), в ходе которого специалист может описать и проанализировать свою работу в условиях конфиденциальности; более опытный человек помогает менее опытному человеку становиться лучше в том, что касается предмета их работы), коллоквиум (форма проверки и оценивания знаний учащихся в системе образования, преимущественно в вузах. Как правило, представляет собой мини-экзамен, проводимый в середине семестра и имеющий целью уменьшить список тем, выносимых на основной экзамен. В ходе коллоквиума могут также проверяться проекты, рефераты и другие письменные работы учащихся. Оценка, полученная на коллоквиуме, может влиять на оценку на основном экзамене (в различных вузах на этот счёт приняты различные правила)), тест, контрольная работа.
Источник: megalektsii.ru
Контролируемая самостоятельная работа студентов (КСР)
Под КСР понимают совокупность заданий, которые студент должен выполнить, проработать, изучить по заданию под руководством и контролем преподавателя. Т.е. КСР — это такой вид деятельности, наряду с лекциями, лабораторными и практическими занятиями, в ходе которых студент, руководствуясь специальными методическими указаниями преподавателя, приобретает и совершенствует знания, умения и навыки, накапливает практический опыт.
В этом случае акцент в приобретении знаний переносится на самообразование.
Формами самостоятельной работы студентов являются:
-подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям,
— реферирование статей, отдельных разделов монографий,
— изучение и конспектирование учебных пособий, хрестоматий и сборников документов с использованием библиотечной литературы, Интернета, электронных носителей,
— изучение тем и вопросов, не выносимых на лекции,
— написание докладов, рефератов на проблемные темы,
— конструирование новых лабораторных приборов и установок,
— выполнение исследовательских заданий,
— создание учебных плакатов, слайдов, графиков и других наглядных пособий по изучаемым темам.
При организации собственной самостоятельной работы роль преподавателя сводиться к выбору темы, указанию учебно-методической литературы и форм представления результатов работы для оценки.
В организации и необходимом методическом обеспечении КСР важную роль играют учебно-методические комплексы, как изданные, так и на электронных носителях.
Кроме КСР оцениваются следующие формы учебной деятельности студентов:
— итоговые семестровые зачеты и экзамены,
— индивидуальные беседы и консультации с преподавателями,
— проверка рефератов и письменных докладов,
— тестирование (в том числе компьютерное),
— письменные проверочные работы,
ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
ВОПРОСЫ К КОЛЛОКВИУМАМ.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru