произведение К. Маркса (1875), в к-ром сформулированы осн. положения науч. коммунизма — о соц. революции, о переходном периоде от капитализма к социализму, о революц. диктатуре пролетариата, о двух фазах развития коммунистич. общества, о стратегии и тактике рабочего движения. В работе раскрыта сущность бурж.-идеалистич., метафизич. теорий гос-ва и осуществляемых им де-мократич. принципов.
Так, оценивая бурж. понимание свободы совести, К. Маркс отмечал, что «буржуазная «свобода совести» не представляет собой ничего большего, как терпимость ко всем возможным видам религиозной свободы совести» (т. 19, с. 30). Этим Маркс подчеркнул односторонность и ограниченность бурж. трактовки свободы совести, сводящейся только ?? свободе выбора религии, к неограниченной религ. пропаганде. В подобной трактовке свободы совести нашли отражение клас. интересы буржуазии, использующей религию для закрепления своего экономич. и политич. господства.
“КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ”
«КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ»
«Критика Готской программы»
«КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ»
КРАТКО О МАРКСИЗМЕ – Критика Готской программы (1875)
произведение К. Маркса; представляет собой критич. замечания на «Проект программы Герм. рабочей партии», выработанный для объединит. съезда с.-д. рабочей партии Германии («эйзенахцев») и лассальянского Всеобщего герм. рабочего союза в Готе в 1875. Замечания были направлены Марксом в мае 1875 с сопроводит. письмом руководству герм. с.-д-тии, но критика Маркса почти не была учтена в окончат. тексте программы, принятой съездом. «К.
Г. п.» была опубликована Энгельсом, несмотря на упорное сопротивление нек-рых лидеров герм. с.-д-тии, в 1891 в «Neue Zeit» с нек-рыми сокращениями. На рус. яз. «К. Г. п.» была переведена Н. А. Алексеевым (1906). Полный текст «К. Г. п.» впервые был опубликован в СССР в 1932.
В «К. Г. п.» нашли развитие осн. принципы теории науч. коммунизма, разработанные ранее в таких произведениях основоположников марксизма, как «Нищета философии», «Манифест Коммунистической партии», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Капитал», «Гражданская война во Франции».
Развивая теорию социалистич. революции, Маркс показывает необходимость союза рабочего класса с др. слоями трудящихся и особенно с крестьянством, резко критикует сектантскую тактику лассальянцев по отношению к крестьянству, – тактику, прикрывавшую «. союз с абсолютистскими и феодальными противниками против буржуазии» (Маркс К., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 22). Творчески разрабатывая идею переходного периода между капитализмом и социализмом, Маркс в противовес анархистам, утверждавшим необходимость ликвидации гос-ва на следующий же день после пролет. революции, подчеркнул, что в переходный период пролетариат нуждается в гос-ве. «Между капиталистическим и коммунистическим обществом, – писал Маркс, – лежит период революционного превращения первого во второе.
Карл Маркс — Критика Готской программы (05.75)
Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой п р о л е т а р и а т а» (там же, с. 27). Центр. место в «К. Г. п.» занимает вопрос о закономерностях становления и развития коммунистич. общества.
Здесь Маркс впервые четко сформулировал учение о двух фазах развития коммунистич. общества – первой, в к-рой общество «. только что в ы х о д и т. из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества. » (там же, с. 18), и второй, т.е. фазы полного коммунизма, в к-рой коммунистич. общество «. р а з в и л о с ь на своей собственной основе. » (там же). Опираясь на опыт Парижской Коммуны, Маркс решает вопрос о судьбе гос-ва в период построения коммунистич. общества, формулирует мысль о признании «. государства вплоть до перерастания победившего социализма в полный коммунизм» (Ленин В. И., Соч., т. 22, с. 309), показывает, что сущность процесса отмирания гос-ва заключается в превращении гос. функций в функции всего общества.
Опыт строительства социализма в СССР и др. социалистич. странах показал, что гос-во диктатуры пролетариата, выполнив свою функцию подавления сопротивления эксплуататорских классов, выполнив свою историч. миссию с т. зр. задач внутр. развития, перерастает в общенар. гос-во еще до полной победы коммунизма. Маркс дает сжатую характеристику осн. черт полного коммунизма: когда «. исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда. общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!» (Maркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 20).
Рассматривая вопросы стратегии и тактики рабочего движения, Маркс резко критикует эклектизм тогдашних лидеров герм. с.-д-тии, пытавшихся сочетать в программе партии лассальянство с отд. неверно понятыми положениями марксизма. Вскрывая теоретич. бесплодность метафизич. и идеалистич. подхода Лассаля к анализу важнейших социологич. категорий (труд, гос-во, класс), Маркс показывает бурж. характер теорий, рассматривающих гос-во «. как некую самостоятельную сущность. » (там же, с. 27).
Он разоблачает реакц. смысл лассальянской идеи построения социализма при помощи учреждения кооперативных товариществ с помощью бурж. гос-ва (см. тамже), а также т.н. «железного закона заработной платы» (см. тамже, с. 23). Маркс подчеркивает необходимость для партии рабочего класса руководствоваться во всей своей деятельности принципами пролет. интернационализма. К «К.
Г. п.» тесно примыкает письмо Энгельса А. Бебелю от 18–28 марта 1875 по поводу Готской программы, где изложена общая т. зр. основоположников марксизма на ошибки ее составителей (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. письма, 1953, с. 292–99). Идеи, разработанные в «К.
Г. п.», получили дальнейшее развитие в работах Энгельса (особенно в «Анти-Дюринге»), в трудах Ленина, прежде всего в кн. «Государство и революция», в работах их учеников и продолжателей. Важнейшим вкладом в разработку науч. коммунизма является. Программа КПСС, принятая XXII съездом партии. В СССР «К. Г. п.» была издана (на 1 октября 1963 72 раза на 27 языках общим тиражом 2608 тысяч экземпляров.
За рубежом «К. Г. п.» издана на 23 языках.
Лит.: Ленин В. И., Итоги дискуссии о самоопределении, Соч., 4 изд., т. 22; его же, Государство и революция, там же, т. 25; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 28; его же, Марксизм о государстве, М., 1958; Программа КПСС (Принята XXII съездов КПСС), М., 1961, с. 62–66; Дворкин И. Н., Великий программный документ марксизма, М., 1940; Шестаков М. Г., О произв. К. Маркса «К.
Г. п.», М., 1954; Соловьева К. В., Рукопись «К. Г. п.», «Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Научно-информ. бюллетень сектора произв. К. Маркса и Ф. Энгельса», 1961, No 6; Оеlssnеr F., Das Kompromiss von Gotha und seine Lehren, [8. Aufl. ], В., 1955. В.
Мосолов. Москва.
Источник: terme.ru
Критика и самокритика Критика и самокритика, метод раскрытия противоречий общественного развития; необходимая сторона материальной и духовной деятельности; один из коренных принципов революционной преобразующ.
Критическая температура Критическая температура, 1) температура вещества в его критическом состоянии. Для индивидуальных веществ К. т. определяется как температура, при которой исчезают различия в физических св.
Критическая точка Критическая точка, точка на диаграмме состояния, соответствующая критическому состоянию. К. т. двухфазного равновесия жидкость — пар является конечной точкой на кривой равновесия и харак.
«Во-первых, то, что требуется для возмещения потребленных средств производства.
Во-вторых, добавочную часть для расширения производства.
Эти вычеты являются экономической необходимостью. Кроме них, замечает Маркс, существуют и другие необходимые вычеты и из той части совокупного общественного продукта, которая предназначается для потребления, а именно:
«Во-первых, общие, не относящиеся непосредственно к производству издержки управления.
Эта доля сразу же весьма значительно сократится по сравнению с тем, какова она в современном обществе, и будет все более уменьшаться по мере развития нового общества.
Во-вторых, то, что предназначается для совместного удовлетворения потребностей, как-то: школы, учреждения здравоохранения и так далее.
Эта доля сразу же значительно возрастет по сравнению с тем, какова она в современном обществе, и будет все более возрастать по мере развития нового общества.
Большое теоретическое значение имеет тезис Маркса о принципах распределения в коммунистической общественной формации, а в этой связи – анализ проблемы равенства.
Учение Маркса о будущем развитии коммунистических отношений стало вкладом огромной теоретической и практической важности в социальную философию марксизма.
Раздел первый. Мировоззренческое, теоретическое и методологическое значение философии. Ее основные функции
Раздел первый. Мировоззренческое, теоретическое и методологическое значение философии. Ее основные функции Философия и мировоззрение Всякая философия является мировоззрением, т. е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе
1. Критика спекулятивного идеализма и идеалистической диалектики. Диалектико-материалистическое решение основного философского вопроса. Историко-философская концепция Маркса и Энгельса
1. Критика спекулятивного идеализма и идеалистической диалектики. Диалектико-материалистическое решение основного философского вопроса. Историко-философская концепция Маркса и Энгельса Итак, к началу 1844 г. Маркс и Энгельс, работая независимо друг от друга, изучая во
Критика Марксом и Энгельсом проекта программы объединенной Социалистической рабочей партии Германии
Критика Марксом и Энгельсом проекта программы объединенной Социалистической рабочей партии Германии Процесс сближения Социал-демократической рабочей партии и Всеобщего германского рабочего союза продолжался. Участились совместные выступления эйзенахцев и
Критика прудонистской программы решения жилищного вопроса
Критика прудонистской программы решения жилищного вопроса В связи с быстрым развитием промышленности в европейских странах массы рабочих стягивались в крупные промышленные центры. Жилищная нужда в таких городах приобрела острые формы, продолжая и в дальнейшем носить
2. Теоретическое обоснование политической программы социал-демократии
2. Теоретическое обоснование политической программы социал-демократии Развитие международного рабочего движения в 70 – 80-х годах XIX века обусловливало необходимость теоретической разработки Марксом и Энгельсом вопросов, которые возникали в нем при определении
Идейно-теоретическое значение писем Энгельса
Идейно-теоретическое значение писем Энгельса Переписка Энгельса с многочисленными деятелями рабочего и социалистического движения различных стран, масштабы которой постоянно возрастали, служила для него одним из наиболее действенных средств идейного воспитания
Второе издание Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса и его значение для марксистской философии
Второе издание Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса и его значение для марксистской философии [165] Второе издание сочинений Маркса и Энгельса на русском языке было осуществлено Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС в течение 12 лет – с 1955 по 1966 г., в 39 томах, 42 книгах (III и IV
1. Понятия конкретного и абстрактного у Маркса и критика идеалистического и эмпирического их понимания
1. Понятия конкретного и абстрактного у Маркса и критика идеалистического и эмпирического их понимания Категории абстрактного и конкретного нуждаются в особо тщательном рассмотрении уже по той причине, что с ними связано понимание того «правильного в научном
К. МАРКС КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ[13]
4. Критика проекта эрфуртской программы
Критика взглядов Маркса
Критика взглядов Маркса В предыдущих разделах мы, следуя определенной интерпретации, коснулись ряда основных идей Маркса. Остановимся теперь на некоторых аспектах их критики.Несомненно, Маркс является одним из тех политических теоретиков, которые оказали самое большое
Небольшие пояснения к организации конспекта. Конспект написан по работе издательства политической литературы, Москва 1983 года. Институт Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС. Издание избранных произведений в трех томах. Том 3.
Мои замечания или обозначены цифрами в квадратных скобках [1] и вынесены на поля или заключены в квадратные скобки [. ] , если находятся внутри текста произведения
примечания издательства или авторов произведения обозначены цифрами в круглых скобках (1) или цифрой с полускобкой 1) , а также звездочкой *
[Вопросы. Если общество, а вместе с ним и его история развивается поступательно, то что было на протяжении 70 лет в истории России и опыта человечества? Шаг вперед, гениальное предвидение будущего? Если так, то буржуазная революция 1991-1993 годов есть откат назад?
Или все же партийная верхушка КПСС, переродившиеся в буржуазию, предложила естественное капиталистическое развитие, как более высокую ступень в экономических отношениях? Или эта верхушка, всего лишь, легализовала, то состояние коммунизма, в котором она проживала до середины восьмидесятых годов? Но если предположить, что капиталистические отношения пробившие плотину «социализма» есть более высокие экономические отношения современного общества, а марксистская теория диалектического развития подтверждаемая тысячами примерами и повседневным опытом миллионов людей, верна, то стоит внимательно присмотреться к тем отношениям, которые существовали на протяжении длительного периода в России. В этом конспекте нет апологетики «социализма». Автор попытался сопоставить факты с теорией и это позволило, на его взгляд, разрешить некоторые противоречия, восстановить причинно-следственные связи и невольно «подновило» марксизм. Поэтому автор предлагает для описания экономических отношений в СССР вместо слова «социализм» использовать более точное понятие «советский социализм», подчеркивая тем самым ошибочность «советского социализма», расходящегося с классической теорией, по принципиальным вопросам.]
[см. доп. работы достойные внимания
Янош Корнаи «Социалистическая система»
Фридрих А. фон Хайек «Дорога к рабству»; «Пагубная самонадеятельность. Ошибки социализма»]
[Немалую путаницу вносят Пихоровичи, наукообразными размышлениями. Автор привел именно этот пример, чтобы показать, какая каша присутствует в головах людей, экономистов и философов. Автор не знает господина Пихоровича и, к сожалению, а может быть и к счастью, не знаком с его произведениями, но его высказывание в интернет-журнале «Альтернативы» — есть несомненный, классический пример состояния «политэкономической идеи» первого десятилетия ХХI века. ]
Цитата
«Об экономической природе социализма.
Сложность понимания экономической природы социализма состоит в том, что никакой собственной экономической природы, собственного экономического основания, социализм не имеет. Тот марксист, который освоил марксову схему насчет способов производства и соответствующих им общественно–экономических формаций, и попробует с этой схемой подойти к анализу социализма, будет разочарован дважды. Первый раз, когда обнаружит, что производительные силы социализма ничем особым не отличаются от производительных сил капитализма[2], но при этом очевидно, что это разные способы производства. Второй раз он будет разочарован, когда, в конце концов, выяснит, что ни социализм, ни коммунизм в целом не представляют собой отдельную экономическую общественную формацию, и вообще коммунизм есть нечто противоположное экономической общественной формации – это или неэкономическая общественная формация или вообще уже не общественная формация.» Василий Пихорович
[1] От идеи через школу к вульгарному представлению действительности. Диалектика социалистической идеи. См. социалистические идеи Энгельса. Порой вульгарно! [К.М. и Ф.Э. Сочинения изд.2 Т4 Принципы коммунизма].
Замечания, которые не были замечены социалистами всех мастей и направлений. Яркий пример «дурного» социализма, который пытались осуществить в России (СССР). См. «Тезисы о Фейербахе». Сущность материалистического понимания истории. Маркс всего лишь применил диалектику к экономическим отношениям человека, общества и к истории.
Педантичный анализ позволил сделать вывод, что человек, общество и история не застывшие формы, но вечное движение и развитие. Кто отрицает это, тот должен вначале поспорить с Гегелем, если считает возможным заменить законы диалектики чем-то более достойным, для понимания нашего Мира.
«Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого. Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых». Маркс К. [1852] «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (Цит. по: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 8, с. 119).
- Особенности работы с одаренными детьми по математике в доу
- За организацию физического воспитания в школе несет ответственность
- Разработка методического семинара для учителей по организации ноу в малокомплектных сельских школах
- Пути и средства повышения обучения экономической теории в средней общеобразовательной школе
- Консультация для родителей опасные ситуации дома и в детском саду
Источник: obrazovanie-gid.ru
33. Марксистская концепция государства и ее основные недостатки. (Маркс, «Критика Готской программы»)
ГОСУДАРСТВО — политическая форма организации общества, возникшая в результате его раскола на противоположные классы. Являясь основным институтом политической системы, Г. осуществляет управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. В классово антагонистическом обществе оно выступает орудием экономически господствующего класса и используется им для подавления своих социальных противников. Г.— основное, но не единственное политическое учреждение классового общества. Наряду с ним функционируют различные партии, союзы, религиозные объединения, к-рые в совокупности составляют политическую систему общества. От др. звеньев этой системы Г. отличают:
- наличие органов, осуществляющих верховную власть, распространяющуюся па все население;
- наличие права — совокупности общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных Г.;
- наличие определенной территории, на к-рую распространяется власть, юрисдикция данного Г.
- особых отрядов вооружённых людей, защищающих эту власть и подчиняющихся ей (армия, полиция и др.).
02.05.2014 99.84 Кб 16 Шпоры по философии 2007.DOC
02.05.2014 94.05 Кб 15 Шпоры по философии.jar
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net