Показатели
1. Критерии и показатели социализированности учащихся
Воспитанность
- гуманность личности
- повышение уровня развития самодисциплины
- воспитанность гражданских качеств личности
- правовое поведение
- уровень развития культуры общения и взаимодействия с людьми
- развитие мотивации учения
- развитие мотивации участия в совместной деятельности
- открытость к восприятию нового опыта
Освоение социокультурной среды
- социальная адаптированность, освоение социальных ролей
- широта кругозора
- развитие коммуникативных навыков
- знание социальных норм, правил общежития и правовых актов, регулирующих жизнедеятельность школы
- развитие умений коллективной деятельности
- освоение навыков трудовой деятельности
- овладение умениями и навыками художественного творчества и творческого преобразования окружающего мира
- творческая активность
Социальная зрелость учащихся
5 Этапы и методика становления и развития воспитательной системы, критерии ее оценки
- развитие самостоятельности
- общественная активность
- развитие лидерских качеств личности, уверенности в себе, умений делать выбор и принимать решения
- социальная ответственность
- развитие навыков социальной рефлексии и саморефлексии
- построение жизненной перспективы; готовность к выбору профессии
- созидательно-творческая направленность личности
- работа по саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию
Сформированность
Я- концепции
- адекватность самооценки
- устойчивость интересов
- сформированность представлений о жизненных целях
- умение планировать саморазвитие
- повышение самооценки, уверенности в своих силах и возможностях
2. Критерии и показатели развития личности учащихся
Развитие интеллектуально познавательной деятельности
- развитие познавательных процессов личности
- уровень познавательной активности
- уровень личностных достижений
- овладение исследовательскими навыками
- широта кругозора
Физическое развитие
- состояние здоровья
- показатели физического развития
- работоспособность
- овладение культурой здорового образа жизни
Эмоциональное развитие
- развитие умений чувствовать и эмоционально переживать
- умение управлять своими эмоциями
- умение влиять на эмоциональное состояние окружающих людей
3. Критерии и показатели обученности школьников
Развитие учебных навыков
- развитие основных функциональных общеучебных навыков
- развитие навыков самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности
- развитие навыков межличностного и коллективного взаимодействия в учебно-познавательной деятельности
- развитие специальных учебных навыков (производить измерения и опыты, работать с таблицами, картами, схемами, решать учебные задачи и др.)
Освоение образовательных
Экспертная встреча: «Эффективность воспитательной работы: система показателей и критериев оценки»
- полнота освоения программного материала
- владение знаниями, умениями, навыками на уровне не ниже, чем установлено в государственных образовательных стандартах
- наличие опыта учебной деятельности
Качество знаний
- глубина, осознанность, широта и прочность знаний
- стабильность и достаточно высокий уровень результатов
- рост учебных достижений учащихся
- положительная динамика интереса к познанию и самообразованию
4. Критерии и показатели развитие школьного коллектива
Развитие основных компонентов
школьной культуры
- нравственно-правовая культура
- организационная культура
- эстетика пространственной среды
- культура урока
- культура аналитической деятельности
Взаимодействие и сотрудничество учащихся, педагогов и родителей
- степень вовлеченности субъектов жизнедеятельности школы (педагогов, родителей, учащихся, общественности) в планировании, организации и подведении итогов совместной деятельности
- гармоничность межличностных отношений
- степень взаимного доверия субъектов жизнедеятельности школы
- обмен творческими идеями
- ценностно-ориентационное единство коллектива
- профессиональная организованность сообщества
Развитие школьного
самоуправления
- включенность учащихся, родителей, педагогов в самоуправленческую деятельность
- самостоятельность и ответственность субъектов самоуправления в принятии решений
- наличие и эффективность механизмов выполнения принятых решений
- развитие инициативности
- развитие традиций самоуправления
- действенность педагогической поддержки самоуправления
5. Критерии и показатели отношение к воспитательной деятельности школы
Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школы
- положительная динамика степени удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе
- снижение уровня тревожности субъектов педагогического процесса
- рост уровня профессиональных притязаний педагогов
- развитие активности, инициативности и ответственности учащихся и их родителей в организации воспитательной деятельности школы
- положительная динамика субъектной роли родителей
образовательного
учреждения
- преобладание положительных представлений о школе у учащихся, педагогов и родителей
- степень соответствия представлений о школе ее идеальному образу
- общественное мнение о школе
- индивидуальность «портрета школы»
- стремление учащихся, педагогов и родителей защищать лицо школы, поддерживать и развивать ее положительный имидж
О школе
- Сведения об образовательной организации
- Структура и органы управления
- Документы
- Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
- Визитка
- История школы
- Антикоррупционная работа
- Контакты и реквизиты
- Вакансии
- Школьные новости














Источник: shig-sosh5.ru
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.
3) мера педагогической помощи, которая необходима учащемуся в самостроительстве собственной личности.
Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития.
1. Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и представлены им в октябре 1995 года на Всероссийской научно-практической конференции в докладе «Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки». Несколько позже этот доклад был полностью опубликован на страницах газеты «Первое сентября» (№ 119 от 21 ноября 1995 года).
После смерти О.С. Газмана разработку концепции продолжили его ученики и коллеги Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, С.М.
Юсфин, которые совместно с работниками Центра «Педагогический поиск» (генеральный директор В.М. Лизинский) подготовили специальный выпуск журнала «Классный руководитель» (2000, № 3) о педагогической поддержке ребенка в образовании.
2. Понятие «воспитание» — специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения.
Под педагогической поддержкой — превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).
Цель и принципы воспитания.
В воспитании должны быть два вида цели — цель как идеал и реальная цель. Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности авторы рассматривают в качестве идеальной цели. Реальная цель воспитания — дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.
О.С. Газман советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила.
1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.
2. Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.
3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.
5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
6. Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — диалог культур.
7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
8. Доверяя — не проверяй!
9. Признавай право на ошибку и не суди за нее.
10. Умей признать свою ошибку.
11. Защищая ребенка, учи его защищаться.
Содержание воспитательного процесса.
Основу содержания воспитания, по мнению О.С. Газмана, может составит» базовая культура личности как «некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад)».
Приоритетными направлениями базовой культуры являются следующие:
— культура жизненного самоопределения;
— культура семейных отношений;
— экономическая культура и культура труда;
— политическая, демократическая и правовая культура;
. — интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;
Механизм воспитания.
Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, что воспитание есть не что еиное, как помощь школьнику в его саморазвитии. Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей — умственных, трудовых, художественных, коммуникативных) являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.
Ученики О.С. Газмана разработали и описали механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:
— I этап (диагностический) — фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;
— II этап (поисковый) — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);
— III этап (договорный) — проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;
— IV этап (деятельностный) — действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);
— V этап (рефлексивный) — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.
6. Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.
К основным критериям результативности воспитательного процесса возможно отнести такие, как:
· готовность ребенка к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации;
· развитость индивидуальных способностей ученика;
· нравственная направленность личности;
· физическое и психическое здоровье школьника;
· сформированность базовой культуры учащегося;
· защищенность и комфортность ребенка в классной и больной сообщности.
Самовоспитание школьников.
1.Эту концепцию разработал ярославский профессор Герман Константинович Селевко. Ее основные положения представлены в книге «Руководство по организации самовоспитания школьников».
2.Понятие «воспитание». Главную роль в становлении личности человека, по мнению Г.К. Селевко, играют процессы саморазвития. Не случайно в своей концепции профессор дает определение не воспитания, а самовоспитания.
Под самовоспитанием понимается «процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности».
3. Цель — воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.
В качестве принципов воспитания выступают следующие концептуальные положения.
1. Все высшие духовные потребности человека в познании, самоутверждении, самовыражении, самоопределении, самоактуализации обусловливают стремление ребенка к осуществлению деятельности по самовоспитанию, самосовершенствованию, саморазвитию.
2. Доминанта на самовоспитание и самосовершенствование как установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.
4. Важнейшей предпосылкой реализации технологии самовоспитания личности в практике воспитательной деятельности является гуманизация образования, ведь только на ее основе и возможно воспитать личность, стремящуюся к самовоспитанию, умеющую использовать и ценить духовньй и материальные богатства общества и способствующую восстановлению и обогащению его духовности.
5. Демократизация учебно-воспитательного процесса выступает необходимым условием саморазвития личности учащихся. Она воплощается в свободе выбора, самостоятельности, удовлетворении интересов и потребностей учащихся. Для этого во внутришкольном образовательном пространстве организуется широкая дифференциация обучения и воспитания школьников, обеспечивается развитие ученического самоуправления, поддержка детских инициатив и других условий для самоутверждения’и самореализации личности ребенка.
6. Необходимо двуединство, синтез процессов воспитания и самовоспитания, равноценность воспитательной и образовательной сфер в развитии личности при ведущей роли воспитания.
7. Личностный подход в воспитании является решающим условием саморазвития учащегося и формирования его положительной Я-концепции.
8. Внеурочная сфера жизнедеятельности школьника должна рассматриваться как пространство деятельностного формирования у ребенка умений и навыков самосовершенствования.
9. Ведущий вектор развития личности учащегося при использовании технологии самовоспитания направлен на подготовку выпускников школы к жизни, на обеспечение их всем необходимым для последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде.
Содержание воспитательного процесса.
Главной составляющей содержания воспитания являются знания, умения и навыки; позволяющие ребенку целенаправленно и результативно вести работу по самопознанию, самостроительству, самоутверждению и самореализации своей личности. Они приобретаются школьниками в учебной и внеклассной деятельности, в процессе которой создаются социальные ситуации-пробы, представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекватных способов поведения. Благодаря этому у ребенка формируются потребность и способность осуществлять работу по самосовершенствованию, развиваются творческие начала, обогащается интеллектуальный, нравственный, эстетический и физический потенциал его личности.
Механизм воспитания.
Основу механизма воспитания составляет технология самовоспитания (саморазвития) личности. Данная технология состоит из трех подсистем: I — «Теория», II — «Практика», III — «Методика».
Первая подсистема «Теория» представляет собой целенаправленное и системное обучение детей основам самосовершенствования личности. Теоретическая подготовка учащихся ведется в этом направлении с I по XI класс и включает следующие дисциплины, курсы и разделы:
— «История науки и культуры в личностях»;
— «Организация учебного труда»;
— «Проблемы нравственности» (в гуманитарных дисциплинах);
— «Основы менеджмента и маркетинга» (в курсе экономики);
— «Основы художественного творчества»;
— «Развитие творческих способностей»;
— «Теория решения изобретательских задач»;
— «Физиология высшей нервной деятельности»;
— «Этика и психология семейной жизни»;
— «Основы безопасности жизнедеятельности».
Системообразующим и интегрирующим компонентом теоретической подготовки является курс «Самосовершенствование личности». Данный курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему осознать необходимость деятельности по самопознанию и самостроительству, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Его программа составлена с учетом возрастных потребностей и возможностей ребенка. В нее включены такие циклы учебных занятий:
1—1У классы — «Начала этики»;
V класс — «Познай себя»;
VI класс — «Сделай себя сам»;
VII класс — «Научи себя учиться»;
VIII класс — «Утверждай себя»;
IX класс — «Найди себя»;
Х класс—«Управляй собой»;
XI класс — «Реализуй себя».
Вторая подсистема технологии самосовершенствования ребенка, названная «Практикой», направлена на формирование опыта деятельности учащихся по самовоспитанию. Решающее значение для возникновения и формирования доминанты самосовершенствования личности, как полагает Г. К. Селевко, имеет удовлетворение потребностей саморазвития и самосовершенствования в опыте жизнедеятельности ребенка, в продуктивных, творческих видах деятельности. Поэтому одна из важнейших организационно-методических задач в технологии саморазвития личности — предоставить самостоятельность и дать возможность проявить творческие способности личности. Решение задачи возможно, если учебно-воспитательный процесс включает:
а) развитое клубное пространство образовательного учреждения, где могут проявляться творческие способности учащихся;
б) использование методики коллективного творческого воспитания (по И.П. Иванову) с акцентом на самовоспитание;
в) проведение занятий по развитию творческих способностей учащихся с выходом на конечный продукт;
г) организацию самостоятельной и творческой работы учащихся на уроках трудового и эстетического цикла, на учебных занятиях любых других предметов.
Третья подсистема «Методика» — это совокупность педагогических технологий и методик, способствующих успешному протеканию процессов саморазвития детей в предметном обучении. Организации учебного труда в технологии саморазвития имеет следующие характерные черты:
— педагогическое руководство самовоспитанием и самообразованием личности становится приоритетным в организации учебно-воспитательного процесса;
— акцент переносится с преподавания на учение;
— используется не только познавательная, но и нравственно-волевая мотивация деятельности учащихся;
— ставка делается на самостоятельную творческую работу учащихся;
— активизируется и стимулируется процесс осмысливания учения, субъект занимает рефлексивную позицию;
— центр тяжести педагогического процесса переносится в сторону формирования способов умственных действий;
— систематически и последовательно формируются общеучебные умения и навыки.
Профессор Г. К. Селевко убежден, что в содержании и способах организации каждого учебного предмета существуют возможности для формирования у учащихся умений и навыков самосовершенствования, качеств самостоятельной и творческой личности.
6. Критерии и показатели эффективности самовоспитания. Возможность измерения эффективности процессов самовоспитания и саморазвития обусловлена наличием канала обратной связи в самоуправляющейся системе личности. С целью изучения результативности этих процессов предусмотрен в технологии Г. К. Селевко постоянно действующей (мониторинговый) режим диагностики и самодиагностики учащихся. Для получения интегральной оценки достигнутых результатов рекомендуется руководствоваться следующими общими критериями и показателями.
Источник: infopedia.su
Критерии и показатели эффективности воспитательной работы.
Основное предназначение воспитания заключается в его развивающем влиянии, поэтому только происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности воспитания и образования в целом.
Подбор критериев и показателей является важным этапом, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания обучающихся. Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса обусловлено комплексом целей и задач, решаемых школьным коллективом и педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров.
Критерии и показатели:
• рост общей активности школьников при проведении школьных дел
• повышение познавательного интереса у учащихся ( рост количества учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью, принимающих участие в олимпиадах и интеллектуальных играх),
• повышение качества образования школьников (рост результатов образования по данным внутренней и внешней экспертизы),
• повышение результативности участия в интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях,
• осознанное отношение к выбору профессии,
• повышение уровня воспитанности, уровня развития коммуникативных навыков, организаторских способностей ( отсутствие конфликтных ситуаций, рост количества педагогов, учащихся и родителей, участвующих в управлении школой, снижение количества правонарушений среди подростков),
• осознанное отношение к своему здоровью (снижение количества заболеваний среди учащихся и педагогов, уменьшение числа курящих школьников, рост числа участников образовательного процесса, занимающихся спортом),
• позитивное отношение к созданию и сохранению семьи,
• проявление гражданской позиции по отношению к природе и окружающей среде
• включение родителей в образовательный процесс.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
- Реферат Критерии и показатели эффективности воспитательной работы. От 250 руб
- Контрольная работа Критерии и показатели эффективности воспитательной работы. От 250 руб
- Курсовая работа Критерии и показатели эффективности воспитательной работы. От 700 руб
Источник: students-library.com