Диагностика обучения — обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого определяется достижение поставленных целей. Диагностика охватывает различные сферы — психологическую, педагогическую, дидактическую, управленческую и др.
Образовательная диагностика — это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и педагога с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения.
Диагностика образовательной деятельности ученика включает в себя контроль, проверку, учет, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рефлексию, выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений ученика, переопределений целей, уточнение образовательных программ, корректировку хода обучения, прогнозирование дальнейшего развития событии.
В состав диагностики входят различные формы контроля, который означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков учеников. Выявление и измерение называют проверкой. Проверка имеет целью определение уровня и качества обученности ученика, объема его учебного труда, внутренних приращений.
«Критерии оценивания: как их формулировать и что с ними делать?»
Основой для оценивания являются результаты проверки. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по определенным параметрам аналитические данные. Оценка чаще всего завершается отметкой — условным обозначением в виде числа, буквы, кодовых сигналов.
• мотивационноя оценка поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует ее продолжение;
• диагностическая — указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика;
• воспитательная — формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности, школьника;
• информационная — свидетельствует о степени успешности ученика в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей, личностных образовательных приращениях.
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником образовательных стандартов. По каждому учебному курсу существуют требования к уровню подготовки выпускников основной школы, которые представляют собой краткую характеристику минимально необходимых результатов, которые должны быть достигнуты. Планируемые результаты обучения описаны, как правило, в содержательно-деятельностной форме, то есть характеризуют виды деятельности ученика по отношению к содержанию учебного курса.
Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников.
Оценка — часть образовательного процесса, в котором ученик выступает полноправным субъектом. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель всякий раз выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта.
Роль учебного проекта в системе оценки планируемых результатов освоения программ
Оценку необходимо отличать от отметки. Оценка — это процесс, деятельность или действие по оцениванию; отметка — результат этого процесса. Оценка выражаться качественно, например, вербально; «У тебя получилось найти второй способ решения задачи», «Ты — молодец!»; символически: переходной флаг, желтый кружок; эмоционально: улыбкой, одобрением, порицанием. Отметка же, как правило, выражается количественно: в пяти или десятибалльной шкале; местом в рейтинге, процентами и т. п.
Традиционной является четырехбалльная система отметок:
— владеет в полной мере (отлично);
— владеет достаточно (хорошо);
— владеет недостаточно (удовлетворительно);
— не владеет (неудовлетворительно).
Очевидно, что данная шкала не дает представления о полноте и многообразии образовательных результатов учеников. Многие учителя расширяют данную систему, вводя к баллам дополнительные знаки «+» и «-». В ряде вспомогательных школ ввели двенадцатибальную шкалу.
В обучении применяются следующие виды контроля: предварительный, текущий, повторный, периодический, итоговый.
Предварительный контроль имеет диагностические задачи и осуществляется, как правило, в начале учебного года или перед изучением новых крупных разделов. Цель предварительного контроля — зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и навыки, связанные с предстоящей деятельностью. Предварительная диагностика уровня обученности учащегося важна для того, чтобы определить его приращение за определенный период времени. Оцениванию в данном случае может подлежать не сравнение образовательных достижений ученика с эталонами или стандартами, а сравнение его нынешнего уровня обученности с начальным, то есть степень личностного приращения.
Текущий контроль — это систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях. Желательно, чтобы текущий контроль происходил на каждом уроке. Возможные формы такого контроля — опрос учителя, выполнение тестов, решение задач, работа с компьютерной программой, взаимоконтроль учеников в парах или группах, самоконтроль ученика и др.
Повторный контроль предполагает проверку знаний параллельно с изучением нового материала. Это способствует прочности и системности знанийучеников.
Периодический контроль осуществляется по целому разделу учебного курса. Цель — диагностирование качества усвоения учеником структурных основ и взаимосвязей изученного раздела, его личностных образовательных приращений по выделенным ранее направлениям. Задача периодического контроля — обучающая, поскольку ученики обучаются систематизации, обобщению, целостному видению крупного блока учебной информации и связанной с нею деятельности.
Итоговый контроль прводится в конце каждой четверти или учебного года. Он может иметь форму контрольной работы, зачета, экзамена, защиты творческой работы. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем ключевым целям и направлением. Не должно быть так, чтобы цели заявлялись одни, а итоговому контролю подлежали совсем доугие параменты или только часть из них. Например, если в начале чебного года учитель поставил целью творческую самореализацию учениов на основе выполнения ими исследований по заданным темам, то именно эта цель и должна быть продиагностирована и оценена для каждого ученика и класса в целом.
Традиционно контролю подлежат знания, умнеия и навыки учащихся, которые проверяются с помощью контрольных работ, зачетов, экзаменов.
Другой подход – контроль достижения учащимися целей обучения, формулируемых в терминах действий учеников. Например, проверяются знания, понимание, применение, аналитические действия, обобщение, оценивание.
Формы проверки разнообразны: тестирование, анкетирование, комплексные проектные действия, образовательные ситуации и др.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Оценивание результатов обучения
Оценивание результатов обучения – это установление соответствия между уровнем выполненных учащимися задач и теми, что были поставлены перед ними в начале учебного процесса.
Шкалы оценивания результатов обучения
Оценивание результатов обучения является одним из этапов диагностики успешности реализуемого образовательного процесса. Процесс оценивания представляет собой измерение результатов учебной работы. Для измерения используются соответствующие измерительные шкалы.
В настоящее время различают следующие виды шкал.
Количественная шкала – предусматривает получение конкретной оценки результатов обучения, представленной в виде числа. Непосредственно в нашей стране используется пятибалльная шкала оценивания уровня знаний.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Количественные шкалы бывают следующих видов:
- Абсолютная количественная шкала – шкала, в которой начало отчета находится вне зависимости от положения учащегося, который занимает в ней определенное место в соответствии с собственным уровнем знаний. Недостатком данного вида шкалы является то, что она не учитывает индивидуальные особенности и возможности учащихся. Например учащийся в процессе выполнения задания проявил титанические усилия, но его результат оказался значительно ниже, чем результат отличника, обладающего хорошей памятью и способностью легко усваивать учебный материал. Именно в данных случаях и возникает впечатление о несправедливости оценивания.
- Относительная количественная шкала – предусматривает сравнение текущего состояния учащегося с его же состоянием, но в некоторое время назад. То есть, относительная шкала, в отличие от абсолютной шкалы, находится во взаимосвязи с учащимся, отражает его изменения и развитие. Несмотря на то, что относительная шкала более точно отражает уровень развития ребенка, она, тем не менее, конфликтогенна в условиях совместного обучения группы людей.
«Оценивание результатов обучения»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Замечание 1
Таким образом, применение абсолютной шкалы уместнее в случае контроля итоговых результатов конкретного периода обучения. Контроль же внутри процесса обучения целесообразнее осуществлять с помощью относительной шкалы.
Порядковая шкала – предусматривает определенное упорядочивание измеряемых объектов на основании конкретных признакам.
К порядковым шкалам относят:
- Ранговые шкалы – предполагают оценку результатов по определенным критериям, установленным вначале обучения.
- Рейтинговые шкалы – это шкалы, разрабатываемые на основании рейтинга, который получается посредством проведения публичного опроса или субъективного мнения экспертов. Кроме того рейтинг может быть набран с помощью очков, получаемых учащимися в ходе учебного занятия, при выполнении различного рода занятий и т.д. Недостаток такого оценивания заключается в том, что количество набираемых учащимися рейтинговых очков может быть различным в разных образовательных учреждениях. Например, в одной школе рейтинг в 70 баллов будет считаться достаточно высоким, в то время как в другой эти же баллы могут относиться к низкому рейтингу. Достоинство рейтинговой шкалы является то, что набор баллов зависит только от способностей учащихся и не зависит от межличностных отношений между педагогом и учениками.
- Дескриптивные (описательные) шкалы – в основе данной шкалы оценивания лежит портфолио учащегося, которое наглядно описывает его успехи и достижения. Данная шкала относится к безотметочным методам оценивания.
Критерии оценивания результатов обучения
С целью проведения объективного оценивания результатов обучения, помимо шкал оценивания, используются различные критерии, которые в свою очередь делятся на два основных вида:
- К количественным критериям относят:
- Объем знаний – может быть измерен посредством количества правильно решенных задач, выполненных упражнений, тестов и т.п.
- Коэффициент усвоения учебного материала – это соотношение скорости усвоения учебного материла, к скорости с которой педагог его излагает.
- Коэффициент прочности знаний – это соотношение объема усвоенного учебного материала к объему, который педагог сообщил учащимся за определенный промежуток времени.
- Качественными критериями оценивания результатов обучения являются:
- Полнота знаний – это определенный учебной программой минимальный объем знаний, необходимый для понимания сущность изучаемого объекта и осознание связанных с ним явлений.
- Глубина знаний – предполагает осознание учащимся связей и соотношений между имеющимися у него знаниями о различных объектах и связях. В отличие от полноты, глубина знаний не допускает изолированность знаний об объектах и явлениях друг о друга, напротив она представляется их совокупностью.
- Системность знаний – это понимание учащимся места имеющихся у него знаний в научной иерархии.
- Оперативность знаний – определяется количеством ситуаций, в которых учащийся заведомо сможет применить те или иные знания, либо их совокупность для их успешного разрешения.
- Гибкость знаний – это готовность учащегося самостоятельно находить способы применения знаний в практической деятельности, для разрешения жизненных ситуаций и т.д.
- Осознанность знаний – проявляется в понимании учащимися путей получения необходимых знаний, их значимости в жизни, умении использовать их, понимать принцип действия механизмов и связей их становления.
К качественным критериям оценивания результатов обучения относят уровни усвоения учащимися учебного материала. Каждый уровень представлен конкретной учебно-познавательной задачей, направленной на проектирование и выполнение определенных видов учебной деятельности.
Учебные задачи выступают как разновидность опережающего управления когнитивной деятельностью, как «проект будущего учебного действия», определяющий интеллектуальное пространство, в котором учащиеся будут выполнять мыслительные действия.
Источник: spravochnick.ru
Как выстраивать систему оценки достижения учениками планируемых результатов освоения ООП – методические рекомендации Минпросвещения России
Мнпросвещения России утверждены Федеральные основные образовательные программы (ФООП) начального общего, основного общего и среднего общего образования, на которые школы начнут переходить с 1 сентября 2023 года. Целевой раздел ФОП каждого уровня включает систему оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы.
Минпросвещения письмом от 13 января 2023 г. N 03-49 направило в регионы для использования в работе Методические рекомендации по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее –Рекомендации).
Согласно Рекомендациям, установленная ФГОС общего образования система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения общеобразовательных программ на всех уровнях образования имеет единую структуру и строится на общих для всех уровней принципах и положениях. Отмечается, что ориентация на планируемые результаты и комплексный подход к их оценке является единым механизмом управления качеством образовательных результатов.
Согласно Рекомендациям, система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки
Процедуры внутренней оценки по учебным предметам включают:
стартовые (диагностические) работы;
комплексные (диагностические) работы, направленные на оценку достижения обучающимися предметных и метапредметных образовательных результатов;
Внутреннее (внутришкольное) оценивание регулируется локальными актами образовательной организации (положением).
К процедурам внешней оценки относятся:
государственная итоговая аттестация (только для уровней основного общего и среднего общего образования);
всероссийские проверочные работы;
мониторинговые исследования федерального, регионального и муниципального уровней.
Рекомендовано при реализации форм внутреннего оценивания на всех уровнях общего образования внедрение критериального оценивания.
Под критериальным оцениванием в Рекомендациях понимается процесс сравнения образовательных достижений обучающихся с заранее определенными и известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, отражающими предметные и метапредметные умения обучающихся.
учителю критерии дают ясные ориентиры для организации учебного процесса, для коррекции методических процедур по достижению высокого качества обучения;
для обучающихся — понимание учебных целей, способов улучшения учебно-познавательной деятельности;
родители получают объективные доказательства уровня обученности своего ребенка, возможность отслеживать результаты в обучении ребенка и обеспечивать ему необходимую поддержку.
В Рекомендациях разъясняются особенности системы оценки личностных, метапредметных и предметных результатов.
Так, согласно Рекомендациям, целью оценки личностных достижений обучающихся является получение общего представления о воспитательной деятельности образовательной организации и ее влиянии на коллектив обучающихся: что удалось достичь, изменить, скорректировать, а что является предметом специальной работы в будущем.
Оценка предметных результатов традиционно ведется каждым педагогическим работником в ходе процедур текущей, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга. Рекомендовано в процессе освоения знаний включать задания на формирование самооценки и рефлексии обучающихся в ходе анализа результатов обучения: листы самооценки и другое.
В рекомендациях разъяснены особенности оценки функциональной грамотности. Функциональная грамотность понимается как интегральная характеристика образовательных достижений обучающихся в процессе освоения требований ФГОС общего образования, проявляемая в способности использовать (переносить) освоенные в учебном процессе знания, умения, отношения и ценности для решения внеучебных задач, приближенных к реалиям современной жизни (читать в блоге «Опубликован открытый банк заданий для оценки читательской грамотности»).
Формирование и оценка функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, а также глобальной компетентности и креативного мышления и других составляющих, отнесенных к функциональной грамотности) осуществляются практически на всех учебных предметах, в урочной и внеурочной деятельности.
Для оценки функциональной грамотности рекомендовано использовать специальные комплексные задания, в которых описывается жизненная проблемная ситуация, понятная ученику, использовать разные форматы представления информации: рисунки, таблицы, диаграммы, комиксы и др., предлагать ученикам задания, в которых допускаются альтернативные подходы к выполнению, или задания, которые требуют осознанного выбора модели поведения.
Как сказано в Рекомендациях, решение о включении в план внутришкольного оценивания комплексных работ по функциональной грамотности или диагностических работ по отдельным составляющим функциональной грамотности и последовательности их проведения принимает администрация образовательной организации.
В письме Минпросвещения также информируется, что методические рекомендации по единой системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ учебных предметов в рамках введения ФООП будут направлены дополнительно.
Источник:
Источник: eduinspector.ru