Критерии оценки целевых программ

Главная » Экономика » Анализ методик оценки эффективности целевых программ субъектов Российской Федерации

admin Экономика Комментариев нет

В статье проводится анализ существующих методик оценки эффективно — сти реализации целевых программ, выявляются их преимущества и недостатки, предлагаются основные характеристики, которыми должны обладать разраба — тываемые методики оценки.

In the article the existing evaluation techniques of target programs realization efficiency is analyzed; their advantages and disadvantages are identified; the key characteristics of the estimation methods developed are given.

Ключевые слова: целевые программы, методы оценки, государственные финансы, экономика.

Key words: target programs, evaluation methods, public finances, economy.

Целевые программы, направленные на решение проблем кон- кретных регионов, призваны способствовать достижению стратеги — ческих целей региональной политики. При этом особая роль целевых программ определяется тем, что в отличие от других фи — нансовых инструментов, используемых для этих целей, программы в силу своего преимущественно инвестиционного характера наце — лены на решение не столько текущих, сколько первоочередных за — дач реформирования экономики. В связи с этим особую актуальность приобретает совершенствование структуры целевых программ, разработка новых методов оценки их эффективности.

«Количественные критерии оценки эффективности кампаний в соцсетях»

Оценка эффективности – важный элемент разработки целевых

программ, позволяющий определить наиболее полный и устойчи- вый конечный результат от их внедрения. Анализ целевых программ субъектов Российской Федерации позволяет оценить эффектив — ность расходования выделенных бюджетных средств, динамику из — менения показателей, характеризующих качество и безопасность жизни населения, степень и сроки внедрения мероприятий, обеспе- чивающих достижение поставленных государственных целей и за — дач. Результаты анализа позволяют определить приоритетные направления расходования средств, сформировать перечень меро — приятий по повышению результативности от внедрения целевых программ, в том числе по оптимизации неэффективных расходов, а также выявить внутренние ресурсы (финансовые, материально — технические, кадровые) для повышения эффективности проводи — мых мероприятий.

В рамках оценки целевых программ в субъектах Российской Федерации разработаны специальные методики, призванные по — мочь оценить необходимость реализации программы с позиции по — лучаемых результатов, соответствие программ приоритетам социально-экономического развития региона и государства в целом.

В анализируемых методиках целевые программы оцениваются по следующим критериям:

• соответствие программы приоритетам социально — экономического развития региона;

• соответствие программ интересам населения;

• уровень проработки целевых показателей (индикаторов) и ре- зультативности целевых программ;

• степень финансовой обеспеченности бюджета программы;

Основные показатели | Анализ эффективности

• ход выполнения мероприятий реализуемых программ, эффек- тивность мер, принимаемых государственными заказчиками про — грамм по привлечению внебюджетных источников и местных бюджетов для финансирования программ;

• динамика показателей экономической и социальной эффек — тивности реализации целевой программы.

В регионах, где применяются комплексные методики оценки бюджетных целевых программ, чаще используются варианты, осно — ванные на расчете интегральных показателей. Так, в Иркутской и Пензенской областях разработаны методики, которые устанавлива — ют единые правила проведения оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ [1, 2]. Для оценки эффективности применяется система из трех комплексных критериев K i, рассчитан — ных на основе частных критериев k ij. Комплексные критерии ис-

пользуются для оценки программ по следующим направлениям:

качество администрирования реализации программ;

достижение запланированных результатов, указанных в пас- порте программы;

качество управления расходами.

Степень соответствия программ каждому частному критерию оценивается по балльной шкале. На основе оценок по частным кри — териям рассчитываются комплексные критерии. Значение инте — грального (итогового) показателя оценки эффективности (R)

рассчитывается на основе комплексных критериев с учетом их ве — совых коэффициентов по формуле:

K3 * i3 , K2 * i2 R = K1 * i1

где R – значение интегрального показателя;

K 1 , K 2 , K 3 – комплексные критерии оценки эффективности це — левой программы;

i 1 , i 2 , i 3 – весовой коэффициент соответствующего комплексно-

В соответствии со значением интегрального (итогового) показа — теля программе присваивается качественная характеристика: высо- коэффективная; умеренно эффективная; удовлетворительно эффективная; неэффективная.

В случае низкой эффективности реализации программы на рас- смотрение правительства области предоставляются проекты реше — ний о сокращении бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном ее прекращении.

В Калужской области действует схожая методика: оценка эф- фективности реализации целевых программ также проводится на основании расчета интегрального показателя эффективности, одна — ко для расчета используется четыре, а не три комплексных критерия [3]. Дополнительной оценке подвергается соответствие содержания программ унифицированным требованиям, предъявляемым к их разработке.

Величина интегрального (итогового) показателя оценки проекта

программы складывается на основе совокупной оценки по ком- плексным критериям. Максимально возможная величина интеграль — ной оценки составляет 10 баллов. Положительная оценка присваивается при количестве набранных баллов более 6,5. Отри — цательная оценка присваивается при количестве набранных баллов менее 6,5. Отличием методики является то, что присвоение отрица — тельной качественной характеристики программе не отражается на дальнейшей корректировке ее финансирования.

В Астраханской области принята методика, определяющая по- рядок проведения оценки результативности целевых программ для определения их рейтинга с целью формирования перечня про — грамм, предусматриваемых к финансированию из областного бюд — жета в очередном финансовом году, и принятия решений о необходимости внесения в них изменений или дополнений [4]. Ме — тодика предполагает использование пяти комплексных критериев, на основании которых рассчитывается интегральный показатель рейтинга целевых программ. Кроме четырех критериев, описанных в

Читайте также:
Floorplan 3d отзывы о программе

методике Калужской области, анализируется приоритетность и зна- чимость проблемы для развития экономики региона, социальной поддержки и защиты населения.

Для представления итоговых интегральных оценок использует- ся качественная шкала: программе может быть присвоен один из трех рангов: эффективная; умеренно эффективная; неэффективная; Программы, признанные неэффективными, не включаются в перечень финансируемых и по ним рассматриваются предложения о досрочном прекращении реализации либо их доработке. Кроме то — го, программа может быть признана неэффективной в случае при — своения нулевой оценки хотя бы по одному из следующих комплексных критериев: 1) приоритетность и значимость проблемы для развития экономики области; 2) постановка в программе задач, условием решения которых является применение программно-

Целевые программы Мурманской области оцениваются с по — мощью методики, содержащей 11 частных показателей [5]:

P 1 – соответствие полномочиям; P 2 – нормативная необходимость;

P 3 – увеличение стоимости основных средств;

P 4 – реализация принципов привлечения внебюджетных источ — ников;

P 5 – реализация принципов софинансирования с федерального

P – реализация принципов софинансирования с бюджетами

P 7 – приоритетность реализации для региона; P 8 – состояние завершенности;

P 9 – степень решения проблемы;

P 10 – наличие федеральной целевой программы – аналога;

P 11 – соответствие мероприятиям федеральной целевой про — граммы.

Степень соответствия целевых программ частным показателям

оценивается по балльной шкале в диапазоне от 0,1 до 1 балла. Расчет значений частных показателей осуществляется по формуле:

Zi * N, где Z iP i – весовой коэффициент;

N – балльная оценка показателя P i.

На основе оценок по 11 частным показателям рассчитывается коэффициент приоритетности (К пр ) каждой целевой программы:

K пр = P 1 + P 2 + P 3 + … + P 4 .

Несмотря на сложность расчета, полученный коэффициент приоритетности не оказывает влияния на присвоение качественной характеристики программе и не отражается на корректировке бюд — жетного финансирования на очередной финансовый год.

В республике Татарстан действует методика оценки долгосроч-

ных и ведомственных целевых программ, определяющая эффек- тивность реализации целевых программ на основе соответствия ряду индикаторов [6]. В методике нет фиксированного количества индикаторов, по которым необходимо проводить оценку эффектив — ности, предполагается, что для каждой программы необходимо раз — работать критерии эффективности и каждому индикатору присвоить удельный вес в зависимости от степени влияния на повышение ка — чества жизни населения Республики Татарстан; степени отражения индикатором выполнения программы в целом.

Присвоенный индикатору удельный вес сохраняется на весь

период реализации целевых программ и на последующие два года, в течение которых будет проводиться оценка эффективности целе — вых программ.

Для оценки индикатора рассматриваются его плановые значе-

ния на период реализации целевой программы:

Источник: moyuniver.net

3. Оценка целесообразности и эффективности целевых программ.

В России для реализации крупных научно-технических и социально-экономических проектов в приоритетных для страны областях научного знания используется система федеральных целевых программ (ФЦП). На региональном уровне внедрение программно-целевого подхода осуществляется посредством системы долгосрочных и ведомственных целевых программ.

Процедурно-технологически формирование целевых программ происходит в несколько этапов. На первом этапе необходимо создавать банк данных по проблемам блока, состоящий из соответствующих элементов. Банк данных создается централизованно, постоянно пополняется и накапливается. Изменения, происходящие в банке данных до создания целевой программы и после ее реализации, должны анализироваться, а выявленные недостатки программы устраняться в последующих разрабатываемых программах.

На втором уровне работают алгоритмы возможного развития ситуации с выдачей вариантов оптимистического, средневзвешенного и пессимистического развития. На третьем уровне работают алгоритмы поиска наилучших вариантов достижения оптимистического развития. На четвертом этапе осуществляется оптимизация вариантов и вырабатывается определенный комплекс, содержащий полный перечень мероприятий для принятия решения.

На основе некоторого набора оценок (методик) на стадии формирования, реализации и после завершения программы, осуществляется контроль за проведением и окончанием работ. Однако сложившаяся в настоящее время практика разработки и реализации программ не полностью отвечает современным требованиям программно-целевого метода планирования. В лучшем случае проводится процедура контроля за выполнением принятых решений и проведением намеченных субъектом бюджетного планирования мероприятий. При этом ни ожидаемый, ни полученный эффект от выполнения программных мер чаще всего не оценивается.

Распределение бюджетных ресурсов при этом осуществляется преимущественно на основе сметного планирования с использованием формы программ. Тем самым субъект бюджетного планирования осуществляет свою деятельность в соответствии с определенными на начальном этапе предельными объемами финансирования.

В конечном итоге это приводит к тому, что целевые программы не воспринимаются как инструменты управления развитием. Эффективность их выполнения минимальна. В большинстве случаев назначение программ видится в распределении бюджетных средств по отраслевому принципу, а не в выполнении приоритетных задач социально-экономического развития территории.

Важнейшим из этапов разработки и реализации целевых программ является оценка их результативности. Данная оценка производится как на стадии утверждения (оценка целесообразности) программы, так и на стадии ее реализации (оценка эффективности). Необходимо разграничить оценки целесообразности принятия целевых программ и оценки эффективности целевых программ. Показатели, оценивающие целесообразность и эффективность должны быть различны.

Определить целесообразность принятия целевых программ для отдельного региона означает выявить приоритетные реализуемые направления возникающих проблем, что является наиболее важным для развития региона. Вопрос же эффективности целевых программ относится к оценке уже отдельных программ либо мероприятий этих программ.

Проводимые в России бюджетная и административная реформы повысили актуальность вопроса оценки результативности целевых программ. И как следствие этого, появилась необходимость в формализации методов оценки эффективности и целесообразности. Это повлекло за собой множество разработок в данной области, в том числе на региональном уровне, закрепленных чаще всего в соответствующих нормативных актах [см., напр., 1, 2, 3, 5, 6 и др.].

Читайте также:
Лучшая программа для беременных Андроид

Оценка эффективности на региональном уровне в данный момент регламентируется двумя видами документов. Во-первых, это методики оценки эффективности целевых программ, оформленные отдельным нормативно-правовым актом. Во-вторых, это сами целевые программы, содержащие разделы, посвященные оценке эффективности расходования бюджетных средств, а также методику оценки эффективности программы (с учетом ее особенностей). В обоих случаях методики в основном делают акцент на общие формальные условия эффективности программы (соответствие целей программы целям развития региона, обоснованность целевых индикаторов и т.д.). Другими словами, раздел «Методика оценки эффективности программы (с учетом ее особенностей)», как правило, содержит описание того, каким образом в рамках данной программы будет контролироваться достижение запланированных целевых показателей во взаимосвязи с объемом произведенных затрат, как будут анализироваться причины отклонений фактических результатов от запланированных.

Существующая на сегодняшний день российская практика, как правило, сводит оценку эффективности разрабатываемых программ к качественной экспертизе. Оценка реализуемых программ проводится на основе показателей эффективности и результативности, заложенных в самих программах. При этом, как правило, такие показатели характеризуют отдельные специфические эффекты исполнения не столько самой программы в целом, сколько отдельных ее мероприятий.

Оценка целесообразности в отличие от оценки эффективности не может строиться на соотношении понятий «Запланировано» — «Выполнено». Методики оценки целесообразности должны давать ответ на вопрос, какие из целевых программ входят в программу финансирования, а какие из нее исключаются. Трудности при этом вызывает тот факт, что целевые программы направлены на достижение целей в различных областях социально-экономического развития региона, а соответственно имеют разно размерные показатели измерения. Это самым непосредственным образом накладывает свой отпечаток на разрабатываемые и применяемые методики.

В большинстве случаев суть методик сводится к расчету интегральной оценки или рейтинга на основе частных оценок и весовых коэффициентов [см., напр., 3, 4, 5, 6, 7, 8 и др.]. Рассчитанное значение соотносится с заранее заготовленной шкалой интервалов и тем самым дает представление о характере программы. Соответственно, общая схема оценки эффективности целевых программ включает в себя следующие этапы.

  1. Выбор системы критериев оценки и определение их приоритетности с помощью весовых коэффициентов. Как правило, условием при этом является равенство суммы весов всех критериев единице.

где Vi – удельный весi-го критерия.

  1. Выбор шкалы оценки. Наиболее часто применяется шкала балльных оценок критериев программы с заданным интервалом значений (например, от 0 до 10).
  2. Оценка программы по выбранным критериям. По каждому критерию программе присваивается оценка, которая впоследствии умножается на весовой коэффициент. Сумма полученных значений составляет общую оценку программы.

где Bi– оценка программы поi-му критерию. 4. Подведение итогов оценки. Область возможных значений общей оценки разбивается на три или четыре интервала, обозначающих степень эффективности целевой программы. Подобный подход широко распространен и применяется не только для оценки региональных целевых программ, но и для оценки качества государственного управления в целом. Например, один из наиболее известных международных индексов, используемых при характеристике качества государственного управления и его институтов, так называемый GRICS (Gоvегпапсе Rеsеагсh Iпdicator Соntry Snapshot), также оценивает качество государства с помощью шести критериев (индексов), в последующем приходя к общей интегральной оценке. Основной вопрос при построении интегральных оценок на основе данного подхода заключается в выборе набора критериев, позволяющему с наибольшей адекватностью оценить рассматриваемый объект. Таким образом, оценка результативности и тех и других программ (разрабатываемых и принятых к реализации) должна строиться на разных критериях: для утверждаемых программ приоритетами в оценке является актуальность целей программы, проработанность мероприятий, степень достижения цели при выполнении всех мероприятий программы, возможные риски и т.д. Утверждение программы к реализации уже означает, что программа актуальна и ее цели соответствуют целям и приоритетам развития регион. На стадии утверждения осуществляется выбор «лучших» программ из перечня предоставленных на экспертизу проектов путем сравнения суммарных балльных оценок программ друг с другом. Для реализуемых программ акцент смещается на управляемость программой, степень выполнения намеченных мероприятий и др. На стадии реализации контролируется сам ход выполнения программы и эффективность расходования бюджетных средств. Для этого внимание сосредотачивается на критериях, отражающих бюджетную эффективность, социальный и экономический эффекты от реализации мероприятий программы, степень выполнения мероприятий программы, а также совокупность специальных индикаторов программы. На стадии реализации программы перечень реализуемых программ уже сформирован и анализ эффективности имеет целью не выбор лучшей из программ, а контроль текущего состояния каждой программы. Поэтому отслеживание эффективности целевых программ на данном этапе осуществляется на основе сравнения итоговых балльных оценок с эталонным значением. Обобщенная методика оценки эффективности целевых программ приведена на рис. 1.

  • Актуальность проблемы и необходимость решения ее органами исполнительной власти.
  • Соответствие целей целевой программы приоритетам развития РФ и субъекта РФ.
  • Уровень проработанности целевых индикаторов программы.
  • Организация управления и контроля хода выполнения программы.
  • Степень решения проблемы с помощью запланированных мероприятий.

Рис. 1. Алгоритм методики оценки эффективности целевых программ Литература

  1. Постановление Правительства РФ от 19.04.2005 № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ» // СПС «Консультант Плюс».
  2. Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 594 «Об утверждении порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» // СПС «Консультант плюс»
  3. Постановление Администрация Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 15.01.2008 г. № 4 «Об утверждении методики оценки эффективности бюджетных и ведомственных целевых программ» // СПС «Консультант Плюс».
  4. Приказ Министра экономического развития и внешнеэкономических связей Рязанской области от 04.12.2008 г. № 50 «Об утверждении методики оценки целесообразности разработки долгосрочных целевых программ в Рязанской области» // СПС «Консультант Плюс».
  5. Постановление Правительства Рязанской области от 08.10.2008 № 248 «Об утверждении положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Рязанской области» // СПС «Консультант Плюс».
  6. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31 марта 2009 года N 345 «О целевых программах» // СПС «Консультант Плюс».
  7. Закон Сахалинской области от 22.01.1998 «Об областных и межрегиональных целевых программах» [Электронный ресурс] //www.vff-s.narod.ru.
  8. Постановление Правительства Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 30.11.2007 № 306-п «О долгосрочных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» [Электронный ресурс] //www.admhmao.ru
Читайте также:
Начало раздела программы в котором описывают

Источник: studfile.net

Оценка эффективности государственных целевых программ

Оценка эффективности государственных целевых программ – это нормативно регламентированное направление государственного управления, опосредующее деятельность уполномоченных субъектов по исследованию эффективности реализации ответственными субъектами – должностными лицами, органами государственного управления – государственных целевых программ.

Значение оценки эффективности государственных целевых программ

Использование проектного управления, в частности, государственных целевых программ как инструмента организации государственного управления позволяет увязать расходование бюджетных ресурсов и ожидаемые социально полезные результаты реализации программы.

Кроме того, использование государственных целевых программ позволяет системно подходить к процессу управления, комплексно оценивать деятельность ведомственных органов государственного управления и определять их роль и стратегическую миссию в процессе социально-экономического, территориального, сервисного развития государства и отдельных территорий.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Бюджетный процесс сегодня также ориентирован на проектное управление: расходы бюджета почти в полном объеме направляются на реализацию конкретных программ.

Здесь важно подчеркнуть, что сам процесс увязывания бюджетных расходов с мероприятиями программы и конкретными социально полезными результатами не является залогом эффективности использования бюджетных ресурсов и достижения поставленных программных целей, поэтому важнейшее значение приобретает оценка эффективности расходования бюджетных ресурсов при реализации мероприятий программы.

Такая оценка позволяет ежегодно уточнять плановые параметры, сроки, размер бюджетных ресурсов, направляемых на реализацию мероприятий, корректировать указанные элементы для повышения эффективности государственной целевой программы. Очевидно, что от обоснованности вносимых в программу корректировок будут зависеть и итоги реализации программы.

Таким образом, оценка эффективности государственных целевых программ позволяет обеспечить реализацию потенциала указанного инструмента должностными лицами и органами государственного управления.

«Оценка эффективности государственных целевых программ»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Условия эффективности государственных целевых программ

Теория и практика публичного управления позволяет в качестве основных условий, обеспечивающих высокую эффективность реализации государственных целевых программ, выделить следующие:

  • разработка государственной целевой программы должна быть ориентирована на четко сформулированные стратегические цели и конкретные индикаторы планируемого социально-экономического, территориального, сервисного развития конкретной территории или государства в целом;
  • итоги осуществления государственной целевой программы должны быть измеримы в количественном отношении и выражаться посредством параметров объема и качества конечного продукта, эффективности расходования бюджетных средств, социально полезных итогов реализации;
  • программное (проектное) управление должно быть внедрено во все сферы государственного управления;
  • оценка эффективности реализации государственной целевой программы должно реализовываться посредством системного использования правовых и бюджетных инструментов;
  • оценка эффективности реализация государственной целевой программы должна осуществляться регулярно для регулярной корректировки и для применения мер ответственности в отношении субъектов, реализующих программу с нарушением требований закона.

Характеристика инструментов оценки эффективности государственных целевых программ

Прежде всего, необходимо отметить, что для повышения эффективности реализации государственных целевых программ необходимо преодолеть формализм в оценке такой эффективности. Иначе говоря, инструменты, используемые для оценки эффективности государственной целевой программы, должны позволять установить конкретную взаимосвязь между объемом использованных бюджетных ресурсов и количественными и качественными показателями социально полезного эффекта от реализации программы.

Проектный метод, в частности, метод программного управления используется и в зарубежных странах, при этом в отличие от России, оценка эффективности программ за рубежом проводится не только в отношении происходящих изменений параметров реализации программы, но и в отношении самой процедуры разработки и реализации программы, исходя из вероятности достижения планируемых параметров. Иначе говоря, оценивается реализуемость программного документа. Представляется необходимым внедрить названный инструмент оценки эффективности программ и в отечественную практику.

На сегодняшний момент единой методики оценки эффективности программ отечественное государственное управление не выработало. В качестве основных методов оценки эффективности государственной целевой программы в российской практике применяются:

  • анализ издержек и социально полезных результатов. Он опосредует оценку с точки зрения стоимости понесенных на реализацию программы расходов и стоимости тех выгод, которые принесло осуществление программы;
  • оценка издержек и результативности. Названный инструмент позволяет оценить стоимость единицы итогов реализации программы с учетом социально полезного эффекта в стоимостном выражении;
  • инструмент интегральной оценки, которая предполагает присвоение отдельным аспектам программы весового коэффициента. Коэффициенты присваиваются целям, задачам, процессу планирования, процессу реализации, контрольным процессам эффективности и результативности.

Последний из названных методов является наиболее предпочтительным, поскольку он позволяет получить достоверную информацию, объективное представление о качестве социально полезных эффектов и качестве самого программного документа.

Новый подход к оценке был утвержден правительством страны в методических рекомендациях. Согласно новому подходу необходимо оценивать не только степень реализации целей и задач конкретной программы, но и уровень достижения плановых параметров. Такой подход следует считать обоснованным, поскольку он позволяет перевести цели и задачи в количественные показатели, что повышает эффективность оценки.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru