Чисникова, В. В. Направления и технология оценки деятельности педагогов общеобразовательной школы в условиях реформирования образования / В. В. Чисникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1048-1050. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24279/ (дата обращения: 11.07.2023).
Содержание образования в школе фиксируется в программе образования, которая разрабатывается и реализуется школой самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов. Образовательная программа — нормативный управленческий документ, который характеризует:
специфику содержания обучения, воспитания и развития учащихся;
особенности организации, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований школьной педагогической (дидактической и воспитательной) системы [5, с. 54].
Известно, что образовательная программа определяет направление развития школы и является основой выработки различных образовательных маршрутов для учащихся в условиях конкретного образовательного учреждения. Но, важно, что образовательная программа так же позволяет разрабатывать направления оценки деятельности педагогов школы. Оценка деятельности педагогов представляет собой сложную и многофункциональную систему, включающую, в том числе, текущую и итоговую оценку результатов деятельности учащихся школы.
Критерии оценки вебфолио учителя
Оценка деятельности педагогов является важной задачей повышения эффективности деятельности педагогического коллектива, необходимым условием выработки направлений совершенствования работы учителей. Она реализуется по трем направлениям: административному, информационному и мотивационному.
Административное направление включает изучение необходимости и целесообразности изменения статуса педагога школы (понижение, повышение в должности, перевод на другую работу), пролонгирование или прекращение трудового договора с педагогом. Реализация данного направления позволяет повысить эффективность деятельности школы в целом, так как позволяет привлекать к работе квалифицированных педагогов, а также помогает удовлетворению стремления педагогических работников к успеху, потребности в достижении и самоуважении [2, с. 45].
Информационное направление оценки деятельности педагогов необходимо для того, чтобы осуществлять постоянное освещение относительного уровня качества работы учителей, что позволяет выработать направления совершенствования профессионализма педагогов [2, с. 45].
Итоговая оценка результатов работы педагогов является важным мотивирующим фактором их организационного поведения, так как достигнутые высокие результаты в педагогической деятельности бывают отмечены со стороны администрации школы моральными и материальными поощрениями, стимулирующими высокую самоотдачу в труде [2, с. 46].
Специалисты по образовательному менеджменту подчеркивают, что для осуществления оценки деятельности педагогов необходимы критерии, определяющие объект и способы оценки; методы оценивания, обработки и анализа информации; субъекты, осуществляющие оценку; организационные процедуры оценки, определяющие, кто какие функции выполняет.
критерии оценивания образования или с помощью каких инноваций происходит оценка образования
Вся совокупность связанных между собой методов, критериев, процедур и субъектов образует систему оценки. Как правило, в педагогической среде применяют два вида оценки: текущую (формирующую) и итоговую (аттестационную, или суммарную). Текущая оценка осуществляется образовательным учреждением периодически в течение всего учебного года. При этом применяемые формы оценки, как правило, не имеют цель охватить всю деятельность учителя, а ориентированы на оценку отдельных участков его работы.
Итоговое (суммарное) оценивание направлено на определение того, насколько деятельность учителя соответствует профессиональным требованиям с точки зрения квалификации и качества его деятельности. Оценка осуществляется по широкому кругу выработанных и согласованных критериев, охватывающих все стороны деятельности педагога [3, с. 56].
Грамотно выстроенная система оценки деятельности педагогов позволяет им повысить удовлетворенность своим трудом, осознать свою значимость в коллективе и тем самым повышает потенциальную стабильность коллектива посредством:
положительного влияния на мотивацию сотрудников (обратная связь благоприятно сказывается на мотивации, позволяя сотрудникам скорректировать свое организационное поведение);
планирования обучения членов педагогического коллектива (оценка позволяет выявить недостатки в уровне квалификации каждого сотрудника и выработать меры по их исправлению);
планирования карьерного роста и профессионального развития педагогов (оценка сотрудников определяет их слабые и сильные профессиональные качества, что позволяет подготовить индивидуальные планы развития и эффективно спланировать карьеру);
принятия решений о вознаграждении, продвижении, увольнении (регулярная и систематическая система оценки кадров предоставляет руководителю школы возможность принимать грамотные решения о материальном стимулировании, повышении в должности или увольнении, вознаграждении сотрудников) [4, с. 9].
В условиях изыскания способов повышения качества деятельности педагогов, а также их профессионального развития, система оценки должна быть ориентирована на получение информации о том, какая помощь необходима конкретному учителю. При этом важно учесть, каким образом такая система воспринимается самими педагогами. Система оценки может выполнять мотивирующую функцию только в том случае, если соответствует следующим условиям: убежденности преподавателя в объективности оценки, восприятия ее как полезной для себя; наличия знаний о том, что нужно сделать, чтобы устранить выявленные недостатки, желания их устранить, а также понимания, что руководитель окажет необходимую помощь в этом.
Большинство существующих систем оценки деятельности педагогов предполагает, что на основе оценивания результатов разновариантных аспектов деятельности педагога складывается общая оценка. Для оценки разных аспектов деятельности вырабатываются определенные критерии.
Каждый такой критерий состоит из оценочного показателя и соответствующей ему шкалы. Показатели оценки определяют исходя из содержания выполняемой работы. Их можно разделить на три группы: показатели учебно-воспитательной, инновационной деятельности и работы по саморазвитию учителей. В качестве основы при разработке показателей целесообразно использовать ясно сформулированные цели школы и четко определенные функциональные обязанности учителя.
Не существует какого-то единого для всех школ набора показателей оценки. В зависимости от общей ориентации школы, ее типа и вида к педагогам предъявляются разные требования, на которых и должны строиться показатели оценки.
В рамках каждого аспекта деятельности можно условно выделить группу показателей ее результатов и показателей профессионального поведения, создающих условия для достижения необходимых результатов.
Показатели профессионального поведения определяют те действия, которые должны быть выполнены педагогом для получения конечных результатов, а также его поведение в коллективе, оказывающее влияние на эффективность совместной деятельности (ответственность, участие в управлении, совместимость и т. д.).
При разработке критериев важно, чтобы каждый из используемых показателей можно было измерить, т. е. внести в оценочную шкалу. При этом необходимо помнить, что так же как нет единых показателей, не существует и общепринятых оценочных шкал. Поэтому они должны специально разрабатываться в каждой школе [4, с. 10].
По нашему мнению, под оценкой деятельности педагогов следует понимать анализ результатов педагогической деятельности по соответствующим критериям и в соответствии с поставленными целями образовательной организации, а так же определение соответствия качественных характеристик педагогических работников (знаний, опыта, способностей и сил), позволяющих/не позволяющих достигать поставленных образовательной организацией целей. Стратегическая задача системы оценки деятельности педагогов — реализация целей развития общеобразовательной школы. Таким образом, в условиях модернизации образования оценка педагогических кадров является необходимым условием повышения эффективности деятельности и педагогов, и всей школы в целом.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)// СПС «Консультант плюс».
- Афанасьева Т. П., Елисеева И. А. Управленческая компетентность руководителей школ в регионе: оценка и совершенствование. — М.: Наука, 2010.
- Афанасьева Т. П., Елисеева И. А., Немова Н. В. Аттестация педагогических и руководящих кадров образования. — М.: Педагогика, 2006.
- Утешева Т. П. Оценка педагогических кадров — необходимое условие повышения эффективности деятельности педагогов // Среднее профессиональное образование. — 2012. — № 12. — С. 9–11
- Шукаева Т. М. Оценка деятельности учреждений общего образования по формированию универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС // Педагогическое образование и наука. — 2013. — № 5. — С. 54–56.
Похожие статьи
Комплексная оценка качества образовательной деятельности.
Следовательно, объектами оценки качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения может являться непосредственно образовательная программа и условия её реализации.
Управление образовательной организацией на основе.
Но помимо педагогической деятельности современная образовательная организация осуществляет хозяйственную деятельность, экономическую деятельность, вступает в
Рис. 1. Основы оценки результативности деятельности образовательной организации.
Педагогическая оценка как стимул для учащегося.
Эффективное управление образовательной организацией.
Раскрыты критерии оценки эффективности управленческой деятельности в дошкольной образовательной организации. Ключевые слова: образовательная организация, эффективное управление, критерии эффективности управления. В настоящее время система образования.
Анализ эффективности труда педагогических работников.
С системой оценки персонала связаны три группы проблем: что оценивается (результаты, поведение, успехи)
С целью определения особенностей организации и условий применения оценки деятельности педагогических работников была проанализирована деятельность.
Виды и этапы адаптации педагогических работников.
Адаптация молодых педагогов к работе представляет собой процесс знакомства педагога с деятельностью организации и самой организацией, включение специалиста в новый трудовой коллектив и подразделяется на четыре основных вида
Педагогическая диагностика. Критерии и показатели экспертизы.
Функция оценки результативности педагогической деятельности, основанная на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями.
Совершенствование деятельности православной воскресной.
Попытаемся обозначить критерии оценки и показатели эффективности деятельности православных воскресных школ.
Комплексная оценка ситуации в школе. 3. Качество квалификации и уровень организации труда педагогического коллектива.
Мотивация профессионального развития педагогов как средство.
Средние показатели оценки факторов привлекательности профессии. В.А.Ядов.
Основные термины (генерируются автоматически): работа, администрация школы, профессиональный рост, профессиональное развитие, педагогический коллектив, педагог, образовательная.
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Источник: moluch.ru
Критерии оценки эффективности деятельности работников образования. Деятельность преподавателя
Сложившаяся на сегодня система отечественного образования находится на сложном этапе своего развития. Что в общем-то не удивительно, поскольку в современном глобализирующемся мире любой социальный институт определённым образом трансформируется, пытаясь приспособиться к новым условиям существования.
Требования, которые сегодня выдвигает общество к образованию, уже не позволяют ему игнорировать процессы, происходящие как внутри государства, так и на международном уровне. Все вышесказанное приводит к необходимости определения основных критериев оценки деятельности людей, занимающихся реализацией одной из важнейших социальных задач – образования.
Кто оценивает работу преподавателя и для чего это нужно
Задача, о который пойдёт речь, достаточно сложна и очень ответственна. Она требует к себе особого внимания, поскольку критерии оценки эффективности деятельности работников образования определить непросто, учитывая характер вида их работы.
Этому вопросу сегодня посвящено немалое количество публикаций научного и публицистического характера, а также ряд нормативно-правовых актов.
Последние включают документы различного уровня:
- законы, задающие общее направление развития этой сферы;
- решения комитета по образованию, регулирующие деятельность всех уровней, включённых в этот процесс;
- государственные стандарты; здесь конкретизируются требования, касающиеся структуры, объёма, условий реализации и освоения документов следующего уровня;
- программы, которые разрабатываются на основе предыдущих бумаг самими образовательными учреждениями;
- положения; здесь уже чётко сформулированы требования и критерии оценки эффективности деятельности работников образования конкретной учебной организации.
Как видим, процесс определения качественных показателей труда преподавателя, учителя привлекает целую систему государственных органов. Естественно, что в нём также задействованы и сами образовательные организации.
Целью этого процесса является получение возможности оценивать качество преподавательской деятельности, влиять на него и на основании этого экономически мотивировать работников этой сферы. Хотя, следует отметить, что на сегодняшний день вся эта система ещё далека от совершенства.
Как формируется система оценки
Каждый уважающий себя педагог, как правило, имеет свои представления о том, как реализовывать процесс обучения. Понятно, что на определённом этапе деятельности он формирует свои методы, способы преподавания, которые в целом можно представить как педагогические технологии. Эффективность реализации последних во многом зависит от сформированной системы, которая будет отображать взаимосвязь между особенностями этих технологий и показателями, позволяющими оценить степень их исполнения. Она обязательно должна пройти экспериментальную проверку педагогическим составом, которая выявит её недостатки и позволит скорректировать их.
Что входит в систему
Она должна включать основные критерии оценки эффективности деятельности работников образования. Понятно, что для каждого учебного заведения они будут свои, но есть ряд наиболее общих, в рамках которых сформированы все остальные. Итак, сюда включают:
- динамику индивидуальных достижений в учебном процессе, степень освоения учениками той или иной предметной программы;
- возможность и степень вовлечения учащихся в исследовательскую и внеучебную деятельность, включающую различные конкурсы, соревнования, олимпиады и т. д.;
- результаты методической работы учителя и его участие в написании программ;
- проведение инновационной, научно-исследовательской работы и наличие её документального подтверждения;
- степень участия в различных дополнительных проектах социального, оздоровительного, учебно-воспитательного характера, экскурсионных программах и т. д.;
- работа со сложными учениками, включающая психологические и различные инновационные формы деятельности;
- степень вовлечения в различные педагогические проекты, которые реализуются коллективом;
- осуществление мероприятий, которые позволяют взаимодействовать с родителями учащихся, их уровень, периодичность проведения и наличие обратной связи;
- участие в оформлении составляющих образовательной инфраструктуры: кабинетов, специальных аудиторий, мастерских, лабораторий, музеев и т. д.;
- презентация особенностей своей педагогической деятельности и результативность её организации: наличие сертификатов, дипломов, участие в профессиональных конкурсах и т. д.
Как видно из приведённого перечня, критерии оценки эффективности деятельности работников образования не исчерпываются только учебно-методической и воспитательной работой, но также касаются самых разных сфер его активности.
Сложности оценивания
Понятно, что в целом приведённые критерии лишь устанавливают верхнюю планку. К сожалению, они не всегда могут отобразить все стороны и особенности учительского труда. Для получения адекватной оценки необходимо, чтобы она как интегральный показатель соответствовала ряду факторов, среди которых называются следующие: объективность, универсальность, своевременность, надёжность, точность и гибкость.
Однако определённо можно сказать, что главной задачей любого педагога является активная работа над собой и постоянное совершенствование своих навыков. Этой цели служат специальные организации, деятельность которых направлена на повышение квалификации работников образования.
Где могут учиться преподаватели
Учитывая, что на учителей школ, преподавателей высших учебных заведений и других участников этого процесса возложена такая важная и непростая задача, как обучение и воспитание подрастающего поколения, то и уровень их собственного образования всегда должен быть на высоте. Как правило, раз в пять лет учитель или преподаватель должен повышать свой профессиональный уровень, и помогает ему в этом институт повышения квалификации работников образования.
Подобные организации также реализуют учебный процесс, который имеет свои особенности.
Первое – это, конечно, то, что специалисты здесь должны быть высокого уровня. Сюда приглашаются лучшие представители сферы образования, которым уже есть чем поделиться, психологи-практики, программисты, юристы и т. д.
Второе – длительность подготовки. Она, как правило, непродолжительна и может составлять 36, 72 или 108 часов.
Третье — это то, что после обучения институт повышения квалификации работников образования может продолжать с педагогами сотрудничество, предлагая различные платформы для стажировки, программы, целевые проекты и другие виды так называемых учебных продуктов.
Как определяется уровень квалификации учителей
От вышеупомянутых критериев, которые задают рамки в характеристике деятельности педагога следует перейти к более конкретным показателям. Сегодня в российских школах применяется такая оценка профессиональной деятельности педагога, как аттестация. Она позволяет установить уровень его квалификации и производится один раз в пять лет. Существует две формы аттестации:
- добровольная, позволяющая повысить свою категорию и уровень оплаты труда;
- обязательная, определяет соответствие педагога занимаемой им должности.
В первом случае результатом успешного прохождения аттестации является присвоение соответствующей категории: первой или высшей. Форма прохождения здесь регламентируется на основе аттестационных правил. Однако она может включать различные творческие элементы, которые определяются проводящей это мероприятие комиссией.
Второй вид – обязательная аттестация, является подтверждением компетентности учителя. Форма её проведения, как правило, включает тесты для аттестации педагогов. На основании полученных результатов принимается решение о соответствии учителя занимаемой должности.
Иногда путают аттестацию работников образования школ и вузов, говоря о категории преподавателей, которой формально не существует. Такой вид квалификации возможен лишь применительно к учителям.
Рейтинговая система оценки учителей
Применяется в качестве дополнения к вышеупомянутой. В этом случае оценка деятельности педагога формируется в виде рейтинга. Он составляется на основе непрерывной диагностики результатов работы учителя. В конце каждого отчётного периода производится расчёт рейтинга, исходя из ряда показателей.
Критерии, включённые в рейтинг
Они касаются разных сторон деятельности учителя и характеризуют:
- результаты учебной работы;
- наличие и формы методических разработок;
- различные виды и формы общественной работы;
- соблюдение трудовой дисциплины;
- аккуратность в ведении документов;
- классное руководство и формы внеклассной работы;
- соблюдение техники безопасности в вопросе охраны здоровья и жизни учащихся.
На своё усмотрение педагогический коллектив школы может вносить собственные коррективы в этот перечень, исходя из реальной ситуации.
Основной задачей рейтинговой оценки является повышение мотивации учителя к дальнейшему саморазвитию.
Особенности оценки работы преподавателей высших учебных заведений
Здесь тоже есть свои критерии и формы. Они позволяют получить представление об особенностях оценки таких участников образовательного процесса, как преподаватели вузов.
Модернизация затронула и эту сферу. Яркий пример тому – введение рейтинговой системы оценивания, которая включает показатели, характеризующие деятельность преподавателя. В целом они сформированы по такому же принципу, как и для учителей школ, только больший акцент делается на научно-исследовательской работе.
Традиционная квалификационная система в вузах
Сложилась она достаточно давно и позволяет определить ранг научно-педагогического сотрудника. Эта система включает учёные степени и звания.
Что касается первого показателя, то здесь различают кандидата и доктора наук. Учёная степень присуждается на основе написания преподавателем соответствующего научного труда (диссертации) и защиты её на заседании специального совета. Он может проходить при вузе, научно-исследовательском институте или какой-либо другой организации. Степень доктора наук может присуждаться лишь в том случае, если уже есть кандидатская.
Второй показатель квалификации преподавателя – учёное звание. С 2013 года их два: доцент и профессор. Раньше учёное звание могло быть присвоено по кафедре или по специальности. Делалось это, исходя из места работы.
Если речь шла о ВУЗе, то присваивалось звание доцента или профессора по кафедре, если же говорилось про научно-исследовательский институт, то присвоение шло по специальности. Сегодня эта норма отменена Высшей аттестационной комиссией. Теперь учёные звания присваиваются без ссылки на кафедру или специальность.
Кто такой профессиональный преподаватель
Сегодня можно встретить и такое словосочетание. О чём здесь идёт речь?
В формально определённой сфере квалификации преподавателей или аттестации учителей такая категория не встречается. Как правило, речь может идти либо о профессиональной культуре преподавателя, либо же о каких-либо других качествах, которые его характеризуют с этой точки зрения.
Чаще всего такую характеристику дают в том случае когда речь касается обучения какому-либо одному предмету или навыку, например, английскому языку, физике или математике. Иногда можно встретить предложения своих услуг профессиональным преподавателем по танцам или музыке.
Источник: fb.ru
Критерии оценки программы педагога
В настоящее время четкая количественная оценка деятельности учителя, преподавателя или тренера невозможна из-за отсутствия единой методологической базы концептуального и математического моделирования управления процессом индивидуального развития обучающегося. Необходимо подобрать критерии, отражающие качество деятельности педагога (учителя, преподавателя или тренера). В соответствии с теорией латентных переменных выделим эти показатели и предложим методику их оценки по пятибалльной шкале.
I. Степень корректности постановки целей и задач дидактического процесса.
«5» — основные цели деятельности педагога полностью соответствуют требованиям времени, практически реализуемы, согласуются с целями педагогической системы более высокого порядка, а поставленные задачи полностью соответствуют основным целям с учетом динамики развития.
«4» — цели и задачи деятельности в основном соответствуют объективно необходимым.
«3» — цели деятельности в основном соответствуют требованиям времени, но не согласуются с целями педагогической системы более высокого уровня.
«2» — цели деятельности в основном не соответствуют требованиям времени, не согласуются с целями педагогической системы более высокого уровня, задачи не соответствуют основным целям.
II. Уровень контроля основных факторов достижений обучающихся.
«5» — педагог создает дидактическую структуру, обеспечивающую непрерывную коррекцию объемов, интенсивности, формы педагогических воздействий, направленных на достижение актуальных и долгосрочных целей обучения и воспитания, прогнозирование их результативности.
«4» — педагог допускает незначительные ошибки в регулировании деятельности занимающихся, в небольшой степени отражающиеся на некоторых аспектах результатов, достигнутых ими.
«3» — педагог ведет «стрельбу по площадям»: программу обучения и воспитания, педагогическое планирование создает на основе усредненных (статистических) показателей управляемой им группы занимающихся (при этом оптимизации подлежит стратегическое планирование, но не оперативное).
«2» — педагог каббалически организует дидактический процесс: жестко заданы средства, методы и алгоритм управления процессом индивидуального развития занимающихся (при этом педагог руководствуется лишь усредненными нормативами, а его педагогические воздействия не соответствуют даже статистическим показателям управляемых им группами обучающихся).
III. Уровень методической деятельности педагога.
«5» — педагог отличается рационализаторскими способностями: систематически знакомится с достижениями научно-технического прогресса (либо сам ведет научно-исследовательскую деятельность), стремится находить новые решения различных педагогических задач, улучшает условия дидактического процесса при существующих условиях.
«4» — педагог активно совершенствует условия дидактического процесса, но при этом не всегда ориентируется на новые научные достижения.
«3» — педагог в основном положительно относится к совершенствованию условий дидактического процесса, внедрению новых идей в практику, но реализует всё это без достаточной активности.
«2» — педагог скептически, а порой отрицательно относится к новым идеям, с трудом вовлекается в процесс совершенствования условий дидактического процесса.
IV. Уровень противодействия случайным и негативным факторам.
«5» — педагог постоянно измеряет, оценивает случайные и негативные факторы, минимизирует их воздействие, стремится их прогнозировать и предупреждать.
«4» — педагог в основном предпринимает меры по минимизации воздействия случайных и негативных факторов.
«3» — педагог формально выполняет рекомендации по противодействию случайным и негативным факторам, почти не предпринимает мер по их прогнозированию и предупреждению.
«2» — педагог при построении учебно-воспитательного процесса ориентируется лишь на реализацию управляющих воздействий, направленных на достижение решение педагогических задач, не предпринимая мер по уменьшению воздействия случайных и негативных факторов.
V. Уровень объективности и справедливости оценивания обучающихся.
«5» — педагог при оценивании обучающихся исходит из соотношения между должным уровнем культуры личности и деятельности занимающихся с фактическим, а поведение обучающихся оценивает с точки зрения социальной значимости.
«4» — педагог допускает незначительные ошибки и недочеты в оценивании занимающихся.
«3» — педагог оценивает культуру личности и деятельности обучающихся согласно усредненным нормативам, не учитывая при этом условия индивидуального развития занимающихся.
«2» — педагог при оценивании культуры личности и деятельности обучающихся субъективен, допускает предвзятое отношение к занимающимся, использует оценивание как средство «сведения счетов» с обучающимся.
Общую интегральную оценку деятельности педагога целесообразно рассчитывать по формуле:
Здесь: w1, w2, w3, w4 — весовые коэффициенты соответствующих критериев (каждый из весовых коэффициентов — действительное число больше 0, но меньше 1), K2, K3, K4, K5 — критерии оценки деятельности педагога.
Возникает вполне правомерный вопрос: почему общая оценка деятельности педагога не может превышать оценку за первый критерий? Ответ очевиден: некорректная постановка целей и задач делает бессмысленным педагогический труд.
Не менее важен следующий вопрос: какими должны быть значения весовых коэффициентов? Очевидно, что они должны быть детерминированы степенью вклада каждого фактора эффективности педагогической деятельности (т.е. критерия оценки деятельности педагога): чем выше процентный вклад, тем выше значение весового коэффициента.
Следует отметить, что для разных педагогических систем вклад факторов в эффективность педагогического процесса, следовательно, и соответствующие им весовые коэффициенты неодинаковы. Но и в педагогике образования, и в системе физического воспитания, и в тренировочном процессе выделенные критерии сравнимы по значимости.
Выделенные критерии оценки деятельности педагога — один из вариантов подхода к проблеме. Данная система показателей со временем должна быть дополнена, модернизирована и уточнена.
Источник: natural-sciences.ru