Параметрами оценивания научных исследований являются следующие: актуальность исследования, научная новизна, теоретическое и практическое значение полученных результатов, их достоверность [2]. Их оценка позволяет судить об исследовании, о его промежуточных и итоговых результатах. Особенностью указанных параметров является их внутренняя взаимосвязь, их корреляция и даже взаимообусловленность. Например, практическая значимость предопределяется теоретической значимостью. Подобным образом дело обстоит и с другими параметрами.
Важным параметром любого исследования, в том числе и диссертационного, служит его актуальность. Этот параметр указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики исследуемой области, характеризует противоречия, которые возникают между общественными потребностями (спросом на научные идеи и практические рекомендации) и наличными средствами их удовлетворения, которые могут дать наук и практика в настоящее время.
Критерии оценки качества ортопантомограммы. Образец исследования.
При оценки актуальности фундаментальных исследований исходят из теоретической значимости темы, степени разработанности проблемы в науке, учитывают то влияние, которое могут оказать ожидаемые результаты на существующие теоретические представления в данной области. При подведении итогов научной работы оцениваются естественно реальное влияние полученных результатов.
При оценке актуальности технологических работ в первую очередь принимаются во внимание практическая потребность в разработке темы. Степень решения данного вопроса на практике, предполагаемый социальный и экономический эффект от внедрения. Прогноз в этом случае более надёжен, чем для фундаментальных работ.
Научная новизна характеризует одну из основных содержательных сторон результата исследования новые теоретические положения, которые ранее не были известны и не зафиксированы в науке и практике. Из них проистекают обоснованные практические рекомендации.
Суть соответствующей рубрики оценочно-методологической части диссертации состоит в том, чтобы строго без преуменьшения, и преувеличения, к чему нередко стремятся диссертанты, перечислить те новые положения, которые добыты и сформулированы диссертантом.
Эта работа проста только на первый взгляд. В любом случае объективных выводов в отношении рассматриваемого параметра необходимо проделать огромную работу по изучению литературы по теме исследования. Опасность, поджидающая диссертанта на этом пути, связана с тем, что можно попасть в ситуацию «изобретения велосипеда». Если это произошло, выход один: углублять изучение избранного объекта, сместив соответствующим образом акценты в отношении предмета и темы исследования.
Для оценки результата с точки зрения новизны существенно выделить следующие характеристики.
Вид новизны. Можно выделить теоретическую новизну (концепция, гипотеза, закономерность, терминология и т. д.) и практическую (правило. Предложение, рекомендация, средство, требования, методическая система и т. д.). В зависимости от типа работы на первый план будет выходить его теоретическая или практическая новизна или оба вида одновременно.
«Критерии оценки качества медицинской помощи». Проект клинических рекомендаций 2022
Указание уровня новизны результата, места полученных знаний в ряду известных, их преемственности. Итоги новых исследований в сопоставлении с уже известными в науки данными могут выполнять различные функции – уточнять, конкретизировать известное, дополнять его, либо коренным образом преобразовывать.
Уровень конкретизации: новый результат уточняет известное, конкретизирует отдельные теоретические или практические положения. Изменения затрагивают частные вопросы, отдельные положения, не имеющие принципиального значения для понимания сути явления, процесса.
Уровень дополнения: новый результат расширяет известные теоретические положения, практические рекомендации. Приращение носит существенный характер, открывает новые аспекты, грани проблемы, выделяются новые элементы, части, которые ранее не были известны. В целом нововведение не изменяет картину, а дополняет её.
Уровень преобразования характеризуется принципиально новыми подходами, которых раньше в теории и практике не было, коренным образом отличающимися от известных представлений в данной области.
Теоретическое значение показывает влияние результатов исследования на существующие концепции, походы, идеи, теоретические представления в исследуемой области, характеризует ценностную сторону результатов исследования.
Если результаты исследования новы, то они, будучи встроенными в модель объекта исследования, обязательно приводят в большей или меньшей степени (в зависимости от масштабов нововведения) к перестройке всей теоретической модели исследуемого объекта. В результате теория становится более совершенной, т. е. более изоморфной объект исследования, и, следовательно, приобретает большие возможности в части объяснения и прогнозирования свойств и поведения объекта. На этом, в сущности, и строится рубрика «теоретические значения результатов исследования».
Практическое значение результатов исследования указывает на изменения, которые произошли или могут быть достигнуты в результате внедрения полученных результатов в практику.
Оценка результатов исследования с использованием рассматриваемого параметра обычно вызывает наименьшие затруднения в силу своей очевидности. Необходимо лишь, добросовестно проанализировав, кратко описать те новые практические задачи (группы, классы задач), которые позволяет дополнительно решать либо сама созданная диссертантом теория (когда исследования носит целостный объектный характер), либо совокупная теория объекта, усовершенствования с учётом новых данных, полученных диссертантом.
Практическая значимость результатов диссертационных исследований зависит от числа и состава пользователей, заинтересованных в результатах работы; масштаба внедрения (область, регион, государство); степени готовности результатов к внедрению (начальный, основной, завершающий): предполагаемого социально-экономического эффекта от внедрения.
Достоверность результатов научного исследования. Речь идёт, в сущности, об оценке соответствия теоретической модели объекту исследования. Теоретическая модель исследуемого объекта считается завершённой в том случае, если эта модель во всех возможных условиях своего реального существования ведёт себя так же, как и исследуемый объект и при этом структура объекта и модели изоморфны [2 ].
Любое теоретическое построение – теорию, концепцию, закон – можно считать достоверным в том случае, если они подтверждаются практикой. На этом и строится методики экспертизы теоретических моделей на достоверность, т. е. на их изоморфность реальности.
Планирование и этапы диссертационного исследования
Любое научное исследование должно начинаться с планирования этапов его выполнения. В общем случае при планировании должны учитываться следующие виды работ:
1) Подготовительные работы:
— составление чернового плана по теме;
— ознакомление с научной литературой по теме;
— накопление научной информации по теме;
— ознакомление с литературой о методах научной работы, технике организации и гигиене умственного труда, методиках работы с научной литературой и ресурсами Интернет.
2) Выбор темы диссертации:
— обоснование актуальности выбранной темы;
— определение цели и задач исследования.
3) Овладение методами исследования:
— изучение методов научного исследования;
— проверка на практике методов и приёмов, необходимых для работы над темой.
4) Консультация со специалистами:
— консультации с научными руководителям;
— консультации со специалистами в организациях.
5) Обзорные рефераты по теме:
— изучение литературы и других информационных материалов по теме;
— составление обзорных рефератов и обсуждение их со специалистами;
6) Организация личного «научного архива»:
— выбор систем хранения и обработки первичной научной документации
7) Собственно-исследовательская работа:
— выяснение современного состояния по теме;
— систематическое изучение литературы и других необходимых материалов по теме, их критическое осмысление;
— уточнение рабочего плана;
— составление развёрнутого плана научных исследований с выделением центральной задачи, главного эксперимента.
8) Сбор информации по теме диссертации:
— систематическое изучение литературы и многих других материалов по теме, анализ и учёт информационных данных.
9) Накопление собственных научных факторов:
— различные формы накопления оригинальных научных результатов, их обработка и систематизация.
10) Оформление предварительных научных результатов по теме:
— анализ и обобщение полученных данных, ориентировочные выводы, обсуждение их в научных коллективах.
11) Обсуждение ориентировочных выводов:
— подготовка реферата или научного отчёта по работе с предварительными выводами по теме.
12) Организация дополнительных экспериментов, наблюдений или разработок:
— если критические замечания специалистов потребуют расширенной программы исследований или уточнения каких либо положений, то организуются дополнительные эксперименты.
13) Завершение плановых и дополнительных работ по теме:
— анализ с научным руководителем или консультантом проделанной работы, оценка её теоретической и практической ценности в плане творческой идеи и замысла автора.
Научно-исследовательская работа магистранта проходит под руководством научного руководителя и в постоянном контакте с ним в течение всего времени обучения в магистратуре. Эта работа организуется и выполняется согласно методических указаний по научно-исследовательской работе магистранта.
Написание диссертации
Магистерская диссертация должна отвечать следующим требованиям:
а) авторская самостоятельность;
б) полнота исследования;
в) внутренняя логическая связь, последовательность изложения;
г) грамотное изложение на русском литературном языке;
д) высокий теоретический уровень.
Содержание магистерской диссертации составляет принципиально новый материал, включающий описание новых факторов, явлений закономерностей, или обобщение ранее известных положений и других научных позиций или в новом аспекте.
Содержание магистерской диссертации отражает исходные предпосылки научного исследования, его ход и полученные результаты.
В содержании диссертации должны быть приведены убедительные аргументы в пользу избранной концепции. Противоречащие ей точки зрения должны быть подвергнуты всестороннему анализу и критической оценке. Дискуссионный и полемический материал являются элементами диссертации.
Начинать писать магистерскую диссертацию необходимо, как только накоплен материал по очередному параграфу. Используйте целевой подход, т. е. определите цель, результат к которому необходимо прийти. Сформулируйте примерные выводы.
Первоначально не надо много времени тратить на формулировки: поменьше обращайте внимания на литературную сторону. Вы ещё не раз вернётесь к началу и по ходу дела улучшите стиль изложения. Выбирайте знакомые слова. Старайтесь делать фразы простыми и ясными, тем более, что писать, таким образом, значительно легче.
Работа над первым вариантом диссертации начинается с общей оценки её построения. Следует посмотреть, насколько логично и последовательно изложен материал, достаточно ли аргументированы отдельные положения, выделены ли основные, удалось ли отчётливо показать, что нового несёт в себе работа. С особой тщательностью проверяются все формулировки и определения.
После устранения структурных дефектов можно приступить к оценке объ1ёма приводимых в работе материалов и степени подробности из изложения. При этом следует избегать как излишней лаконичности, так и слишком подробного изложения материала и стремиться к примерно одинаковому объёму параграфов диссертации.
Следующий этап – проверка правильности оформления диссертации. Здесь всё должно быть сделано в соответствии с определёнными правилами. Касаются они фактически всех элементов работы: её рубрикации, ссылок на источники, цитирования, составления библиографических указателей, оформление таблиц и иллюстративных материалов и т. д.
Заключительный этап – литературная правка. Основными её задачами являются: достижения единства стиля изложения; подготовка соображений по поводу того, как должен излагаться текст и какие потребуются в нём выделения; проверка правильности орфографии и пунктуации.
Источник: megalektsii.ru
Критерии оценивания исследовательской работы
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Прямо сейчас студенты читают про:
Основные философские категории Категории — это наиболее фундаментальные понятия той или иной науки.
Профессиональные заболевания медицинских работников и их профилактика Труд медиков принадлежит к числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности человека.
Определение места расположения склада на обслуживаемой территории В предыдущем параграфе, решая задачу определения оптимального количества складов в системе распределения, в качестве одной из.
Источники права в Древней Индии. Общая характеристика «Законов Ману» Древнейшим источником права в Индии был обычай. С развитием государства все большее значение приобретают законы.
Определение срока беременности и даты родов ПЛАН 1. Величина матки и высота ее дна в различные сроки беременности. 2. Измерение плода (длины тела.
Источник: studopedia.ru
Параметры и критерии оценки результатов научных исследований
Параметрами оценивания научных исследований являются следующие: актуальность исследования, научная новизна, теоретическое и практическое значение полученных результатов, их достоверность [4]. Их оценка позволяет судить об исследовании, о его промежуточных и итоговых результатах. Особенностью указанных параметров является их внутренняя взаимосвязь, их корреляция и даже взаимообусловленность. Например, практическая значимость предопределяется теоретической значимостью. Подобным образом дело обстоит и с другими параметрами.
Важным параметром любого исследования, в том числе и диссертационного, служит его актуальность. Этот параметр указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики исследуемой области, характеризует противоречия, которые возникают между общественными потребностями (спросом на научные идеи и практические рекомендации) и наличными средствами их удовлетворения, которые могут дать наука и практика в настоящее время.
При оценке актуальности фундаментальных исследований исходят из теоретической значимости темы (на первом этапе – из предполагаемой), степени разработанности проблемы в науке, учитывают то влияние, которое могут оказать ожидаемые результаты на существующие теоретические представления в данной области. При подведении итогов научной работы оцениваются, естественно, реальное влияние полученных результатов.
При оценке актуальности технологических (архитектурно-дизайнерских, педагогических) работ в первую очередь принимается во внимание практическая потребность в разработке темы, степень решения данного вопроса на практике, предполагаемый социальный и экономический эффект от внедрения. Прогноз в этом случае более надежен, чем для фундаментальных работ.
Научная новизна характеризует одну из основных содержательных сторон результата исследования новые теоретические положения, которые ранее не были известны и не зафиксированы в науке и практике. Из них проистекают обоснованные практические рекомендации.
Суть соответствующей рубрики оценочно-методологической части диссертации состоит в том, чтобы строго без преуменьшения, и преувеличения, перечислить те новые положения, которые добыты и сформулированы магистрантом.
Эта работа проста только на первый взгляд. В любом случае для объективных выводов в отношении рассматриваемого параметра необходимо проделать огромную работу по изучению литературы по теме исследования. Опасность, поджидающая диссертанта на этом пути, связана с тем, что можно попасть в ситуацию «изобретения велосипеда». Если это произошло, выход один: углублять изучение избранного объекта, сместив соответствующим образом акценты в отношении предмета и темы исследования.
Для оценки результата с точки зрения новизны существенно выделить следующие характеристики.
Вид новизны. Можно выделить теоретическую новизну (концепция, гипотеза, закономерность, терминология и т.д.) и практическую (правило, предложение, рекомендация, средство, требование, методическая система и т.д.). В зависимости от типа работы (фундаментальная, технологическая) на первый план будет выходить его теоретическая и практическая новизна или оба вида одновременно.
Указание уровня новизны результата, места полученных знаний в ряду известных, их преемственности. Итоги новых исследований в сопоставлении с уже известными в науке данными могут выполнять различные функции – уточнять, конкретизировать известное, дополнять его, либо коренным образом преобразовывать.
Уровень конкретизации: новый результат уточняет известное, конкретизирует отдельные теоретические или практические положения. Изменения затрагивают частные вопросы, отдельные положения, не имеющие принципиального значения для понимания сути явления, процесса.
Уровень дополнения: новый результат расширяет известные теоретические положения, практические рекомендации. Приращение носит существенный характер, открывает новые аспекты, грани проблемы, выделяются новые элементы, части, которые ранее не были известны. В целом нововведение не изменяет картину, а дополняет ее.
Уровень преобразования характеризуется принципиально новыми подходами, которых раньше в теории и практике не было, коренным образом отличающимися от известных представлений в данной области.
Теоретическое значение показывает влияние результатов исследования на существующие концепции, подходы, идеи, теоретические представления в исследуемой области, характеризует ценностную сторону результатов исследования.
Если результаты исследования действительно новы, то они, будучи встроенными в модель объекта исследования, обязательно приводят в большей или меньшей степени (в зависимости от масштабов нововведения) к перестройке всей теоретической модели исследуемого объекта. В результате теория становится более совершенной, т.е. более изоморфной объект исследования, и, следовательно, приобретает большие возможности в части объяснения и прогнозирования свойств и поведения объекта. На этом, в сущности, и строится рубрика «теоретическое значение результатов исследования».
Практическое значение результатов исследования указывает на изменения, которые произошли или могут быть достигнуты в результате внедрения полученных результатов в практику.
Практическая значимость результатов диссертационных исследований зависит от числа и состава пользователей, заинтересованных в результатах работы; масштаба внедрения (область, регион, государство); степени готовности результатов к внедрению (начальный, основной, завершающий); предполагаемого социально-экономического эффекта от внедрения.
Достоверность результатов научного исследования. Речь идёт, в сущности, об оценке соответствия теоретической модели объекту исследования. Теоретическая модель исследуемого объекта считается завершённой в том случае, если эта модель во всех возможных условиях своего реального существования ведёт себя так же, как и исследуемый объект и при этом структура объекта и модели изоморфны [4].
Любое теоретическое построение – теорию, концепцию, закон – можно считать достоверными в том случае, если они подтверждаются практикой. На этом и строятся методики экспертизы теоретических моделей на достоверность, т.е. на их изоморфность реальности.
Вместе с тем разработаны и аналитические методы определения достоверности полученных в исследовании результатов. Но они, естественно, не могут служить окончательным доводом в пользу достоверности теоретической модели. Даже эксперимент имеет в этом смысле определенные ограничения.
Планирование и этапы диссертационного исследования
Любое научное исследование должно начинаться с планирования этапов его выполнения. В общем случае при планировании должны учитываться следующие виды работ:
1) Подготовительные работы:
– Предварительный выбор темы диссертации;
– составление чернового плана по теме;
– ознакомление с научной литературой по теме;
– накопление научной информации по теме;
– ознакомление с литературой о методах научной работы, технике организации и гигиене умственного труда, методиках работы с научной литературой и ресурсами Интернет.
2) Выбор темы диссертации:
– обоснование актуальности выбранной темы;
– определение цели и задач исследования.
3) Овладение методами исследования:
– изучение методов научного исследования;
– проверка на практике методов и приемов, необходимых для работы над темой.
4) Консультации со специалистами:
– консультации с научным руководителем;
– консультации со специалистами на производстве.
5) Обзорные рефераты по теме:
– изучение литературы и других информационных материалов
– составление обзорных рефератов и обсуждение их со специалистами.
6) Организация личного «научного архива»:
– выбор систем хранения и обработки первичной научной документации.
7) Собственно-исследовательская работа:
– выяснение современного состояния вопроса по теме;
– систематическое изучение литературы и других необходимых материалов по теме, их критическое осмысление;
– уточнение рабочего плана;
– составление развернутого плана научных исследований с выделением центральной задачи, главного эксперимента.
8) Сбор информации по теме диссертации:
– систематическое изучение литературы и других материалов по теме, анализ и учет информационных данных.
9)Накопление собственных научных фактов:
– различные формы накопления оригинальных научных результатов, их обработка и систематизация.
10) Оформление предварительных научных результатов по теме:
– анализ и обобщение полученных данных, ориентировочные выводы, обсуждение их в научных коллективах.
11) Обсуждение ориентировочных выводов:
– подготовка реферата или научного отчета по работе с предварительными выводами по теме.
12) Организация дополнительных экспериментов, наблюдений или разработок:
– если критические замечания специалистов потребуют расширенной программы исследований или уточнения каких-либо положений, то организуются дополнительные эксперименты.
13) Завершение плановых и дополнительных работ по теме:
– анализ с научным руководителем или консультантом проделанной работы, оценка ее теоретической и практической ценности в плане творческой идеи и замысла автора.
Этапы диссертационного исследования
Научно-исследовательская работа магистранта проходит под руководством научного руководителя и в постоянном контакте с ним в течение всего времени обучения в магистратуре. Индивидуальный учебный план работы магистранта заполняется магистрантом совместно с научным руководителем после выбора темы магистерской диссертации в начале I семестра (Приложение 2).
Результатом научно-исследовательской работы в I, II и III семестрах является отчет магистранта, содержащий изложение изученной литературы, её обобщение и представление в форме, удобной для анализа и выводов, предварительную постановку задачи исследования. Научный руководитель дает рецензию на отчет исходя из научно-исследовательской работы магистранта в течение семестра и содержания отчета.
Научно-исследовательская работа в I семестре заключается в подборе и изучении литературы по теме магистерской диссертации, осмыслении места темы магистерской диссертации в общей системе научных знаний по выбранной теме, разработке предварительной постановки задачи, участие в конференциях различного уровня.
Научно-исследовательская работа во II семестре заключается в конкретизации, окончательной постановке задачи, включая описание исследуемого объекта, формирование целей и критериев, поиск методов решения, обоснование выбранного метода анализа, техники эксперимента, проведения экспериментальных исследований. Поставленная задача должна быть такова, чтобы прогнозируемые результаты содержали новое, существенное. Поисковое исследование должно быть нацелено на научную новизну, теоретическую и практическую значимость. В процессе разработки методики анализа задачи магистерской диссертации рекомендуется использовать современные информационные технологии.
Научно-исследовательская работа в III семестре заключается в окончательной постановке задачи магистерской диссертации, выборе метода решения и его реализации, включая сбор информации, её статистическую обработку, оценку точности и достоверности данных, получение численных результатов. Из проделанной научно-исследовательской работы должны следовать правомерность использования предложенных методов, обоснование их использования в каждом конкретном случае, новизна и практическая значимость полученных данных, результатов, выводов.
Научно-исследовательская практика в IV семестре – заключительный этап работы над магистерской диссертацией, состоящий в доведении исследований по теме до законченных теоретических и практических результатов; написании и оформлении магистерской диссертации; подготовки к предзащите и защите магистерской диссертации.
Написание диссертации
Есть два варианта последовательности написания глав и параграфов. Первый – в соответствии с планом диссертации. На наш взгляд, более целесообразен второй вариант: сначала автор пишет те разделы, которые для него легче, достаточно проработаны, а на конец оставляются наиболее трудные разделы.
Начинайте писать, как только накоплен материал по очередному параграфу. Используйте целевой подход, т.е. определите цель, результат, к которому необходимо прийти. Сформулируйте примерные выводы. Составьте план раздела.
Первоначально не надо много времени тратить на формулировки: поменьше обращайте внимания на литературную сторону. Вы еще не раз вернетесь к началу и по ходу дела улучшите стиль изложения. Выбирайте знакомые слова. Старайтесь делать фразы простыми и ясными, тем более, что и писать таким образом значительно легче.
Работа над первым вариантом диссертации начинается с общей оценки ее построения. Следует посмотреть, насколько логично и последовательно изложен материал, достаточно ли аргументированы отдельные положения, выделены ли основные, удалось ли отчетливо показать, что нового несет в себе работа. С особой тщательностью проверяются все формулировки и определения.
После устранения структурных дефектов можно приступать к оценке объема приводимых в работе материалов и степени подробности их изложения. При этом следует избегать как излишней лаконичности, так и слишком подробного изложения материала и стремиться к примерно одинаковому объему параграфов диссертации.
Следующий этап – проверка правильности оформления диссертации. Здесь все должно быть сделано в соответствии с определенными правилами (см. ниже). Касаются они фактически всех элементов работы: ее рубрикации, ссылок на источники, цитирования, составления библиографических указателей, оформление таблиц и иллюстративных материалов и т.д.
Заключительный этап – литературная правка. Основными ее задачами являются: достижение единства стиля изложения; подготовка соображений по поводу того, как должен излагаться текст и какие потребуются в нем выделения; проверка правильности орфографии и пунктуации.
Источник: megaobuchalka.ru