Критерии оценки программ общественных расходов

Для оценки затрат и результатов при реализации программ общественных расходов необходимо, во-первых, определить компоненты затрат, а также круг последствий, к которым эти программы могут привести, во-вторых, разработать и ввести ряд экономических измерителей, которые позволят измерить и оценить различные элементы затрат и результатов в едином масштабе, и, в-третьих, рассчитать разницу между затратами и результатами в форме чистой отдачи и/или минимизации потерь. При этом издержки и выгоды должны быть оценены с позиции всего общества, а чистая отдача будет представлять собой разницу между общественными выгодами и общественными издержками. Здесь необходимо также отметить, что достигнутые результаты следует рассматривать и оценивать с учетом как положительных, так и отрицательных внешних эффектов. Это объясняется тем, что в составе издержек должны быть учтены отрицательные внешние эффекты, а их сокращение следует рассматривать как положительный результат, отвечающий общественным интересам. В то же время положительные внешние эффекты представляют собой прирост благосостояния общества.

Видео №8. Критерии оценки проектов: реалистичность бюджета проекта и обоснованность расходов

С учетом отмеченных выше положений можно сделать вывод относительно критериев оценки рациональности общественных расходов, к числу которых можно отнести следующие:

— экономический — отражает ресурсную сторону эффективности, т.е. количество, качество и состав ресурсов (с учетом минимизации издержек), необходимых для производства соответствующих благ;

— производительность — показывает отношение количества продукции с величиной затрат, необходимых для ее производства;

— результативность — отражает соответствие между общественными расходами и конкретно достигнутыми с их помощью целями в форме соответствующих результатов.

Проведение анализа издержек и выгод, оценка, например, при реализации политики в сфере распределения доходов населения. В практике формирования программ общественных расходов существуют два принципиальных подхода.

В первом подходе перераспределительная политика как бы накладывается на решения, которые отвечают принципу эффективности и определяют ограничения при их исполнении, в отдельных случаях вплоть до полного отказа от реализации подобных программ общественных расходов. Такой подход четко не разграничивает экономическую эффективность и перераспределительные цели и удобен как в теоретическом, так и в практическом плане. Второй принципиальный подход предполагает, что политическое решение лежит в основе целеположения при осуществлении программ общественных расходов. Например, в результате реализации подобных программ должно произойти перераспределение ресурсов в денежной форме или форме общественных или социально значимых благ в пользу низко- и/или среднедоходных групп населения. В этом случае необходимо четко сформулированным политическим решениям придать относительные веса в соответствии с выгодами, получаемыми той или иной группой потребителей. Это позволит политические решения относительно распределительной политики интегрировать в целеположения и механизмы реализации программ общественных расходов, выделив следующие показатели:

Как оценить эффективность сотрудника

• социальный эффект, характеризующий степень удовлетворенности населения качеством жизни;

• социальная эффективность, отражающая изменения уровня жизни населения, т.е. социальный эффект в динамике;

• социально-экономическая эффективность, показывающая экономическую эффективность инвестиционных вложений в социальную сферу с учетом достигнутого социального эффекта;

• экономическая эффективность, отражающая экономическую эффективность на основе соотношения результатов и затрат.

При оценке социального эффекта от общественных расходов основное внимание следует уделять демографическим социальным параметрам, таким как рождаемость, смертность, продолжительность жизни. Остальные социальные параметры, связанные с функционированием социальной сферы, например, здоровье, уровень образования, жилищные условия населения могут быть рассмотрены в качестве факторов, влияющих на демографические параметры.

Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 663 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Эффективность общественных расходов: оценки затрат и результатов в общественном и частном секторах, критерии оценивания эффективности общественных расходов, индикаторы результативности.

Различия и сходства в оценке затрат и результатов в частном и общественном секторах. Критерии экономичности, производительности и результативности и их взаимосвязь. Индикаторы достижения целей. Задачи, решаемые с помощью анализа издержек и результативности. Специфика анализа издержек и выгод.

Основные отличия оценки расходов в общественном секторе от частного:

1) анализ расходов в общественном секторе учитывает более широкий спектр последствий – оцениваются не только непосредственные издержки и выгоды проекта, но и положительные и отрицательные внешние эффекты;

2) для проектов общественного сектора рыночные цены отдельных затрат и (или) выгод могут не существовать (поскольку рынки этих благ отсутствуют, сами блага могут быть неосязаемы); сложившиеся рыночные цены могут быть неприменимы для оценки в случае провалов рынка, так как они не отражают общественные издержки и выгоды;

Читайте также:
Как запустить программу в текстовом документе

3) сопоставление общественных издержек и выгод во времени не может производиться, как в частном секторе, на основе сложившихся рыночных цен капитала.

Оценка и сопоставление затрат и результатов необходима для подготовки обоснованных решений не только в общественном, но и в частнопредпринимательском секторе. В обоих случаях требуется как можно полнее и точнее определить, во-первых, компоненты издержек, во-вторых, круг последствий, к которым они приводят, в-третьих, экономические измерители, позволяющие оценивать разнообразные элементы затрат и результатов в едином масштабе, в-четвертых, чистую отдачу, т. е. разницу между результатами и затратами.

Критерий оценивания
Рациональность общественных расходов определяется их экономичностью, производительностью используемых ресурсов и результативностью затрат.
Экономичность характеризует затратную (ресурсную) сторону эффективности. Экономичными являются такие решения, при которых ресурсы необходимого состава, количества и качества приобретаются и используются с минимально возможными издержками. Экономичность означает отсутствие расточительности, то есть вовлечения в общественный сектор избыточных ресурсов, создания излишних запасов, оплаты компонентов затрат по ценам, превышающим минимальные и т. п.
Производительность – это соотношение количества продукции или услуг с величиной затрат на их производство. В общественном секторе, как и в частном, используются показатели, отражающие производительность труда и иных отдельных видов ресурсозатрат, а также интегральные показатели, предполагающие соизмерение затрат всех видов между собой.
Результативность характеризует соответствие общественных расходов и достигаемых с их помощью результатов конкретным целям, которым в том или ином случае призван служить общественный сектор. Если при оценке производительности внимание концентрируется на продукции как таковой, то при анализе результативности – скорее на мере ее соответствия определенным потребностям, предпочтениям общества.

Очевидно, что экономичность, производительность и результативность теснейшим образом связаны между собой и могут быть обособлены друг от друга лишь с некоторой долей условности. Ведь по сути они выражают лишь различные аспекты, стороны эффективности общественных расходов. Как правило, более экономичные решения обеспечивают наивысшую производительность, а она в свою очередь приводит к должной результативности.

Для того чтобы сравнивать варианты общественных расходов с точки зрения экономичности, необходимо знать состав затрат и их стоимость. Для оценки производительности наряду с этим требуются также показатели, характеризующие продукцию и услуги, созданные за счет общественного сектора, например, количество введенного жилья, объем медицинской помощи и т.д. Наибольшие трудности при этом обычно связаны с учетом качества продукции иуслуг. Так, жилье, оборудованное современными удобствами, — иное благо, по сравнению с жильем, такими удобствами не располагающим, и, естественно, это отражается на величине затрат. В данной связи, определяя производительность, необходимо дифференцировать; достигаемые результаты на основе качественных стандартов и принимать во внимание сравнительную ресурсоемкость реализации каж­дого из них.

Что касается оценки результативности, то невозможность ориенти­роваться на универсальные показатели прибыльности заставляет раз­рабатывать специальные индикаторы достижения целей.Широко при­меняются, в частности, индикаторы, характеризующие своевремен­ность и полноту реализации той или иной функции. Так, судить о работе скорой медицинской помощи, пожарной охраны и аварийных служб помогают характеристики средней и максимальной скорости реагирования на вызов.

Термином «анализ издержек и результативности» обозначается совокупность аналитических приемов, которые позволяют опре­делять расход ресурсов на достижение той или иной специфической цели, поставленной перед общественным сектором, и выбирать опти­мальные, с этой точки зрения, решения. Рамки такого анализа охваты­вают оценки не только результативности, как таковой, но также произ­водительности и экономичности, поскольку они непосредственно влияют на результативность. Вместе с тем анализ издержек и резуль­тативности не предполагает соизмерение разнородных результатов между собой.

Анализ издержек и результативности не позволяет дать обоснованный ответ на вопрос, в какую из сфер уместнее вложить дополнительные средства. Ведь вопрос предполагает сопоставимые между собой оценки отдачи, которую общество получает от расходов в обеих сферах. Для этого требуются более сложные и трудоемкие аналитические процеду­ры, о которых говорится ниже.

Источник: cyberpedia.su

5. Оценка эффективности общественных расходов

В целях рационального использования общественных средств необходимо точнее определить их отдачу, сопоставив с затратами и проведя сравнительный анализ различных вариантов программ с точки зрения издержек и выгод. Эти и ряд других вопросов постоян­но возникают перед специалистами, которые заняты разработкой, оценкой и исполнением бюджетов различных уровней. При этом необходимо решение проблемы нахождения и поиска альтернатив­ных вариантов использования ресурсов общественного сектора и сравнение этих вариантов между собой с целью выявления наиболее оптимального.

Читайте также:
Качество программ дополнительного образования

Для оценки затрат и результатов при реализации программ об­щественных расходов необходимо, во-первых, определить компо­ненты затрат, а также круг последствий, к которым эти программы могут привести, во-вторых, разработать и ввести ряд экономических измерителей, которые позволят измерить и оценить различные элементы затрат и результатов в едином масштабе, и, в-третьих, рассчитать разницу между затратами и результатами в форме чистой отдачи и/или минимизации потерь. При этом издержки и выгоды должны быть оценены с позиции всего общества, а чистая отдача будет представлять собой разницу между общественными выгодами и общественными издержками.

Здесь необходимо также отметить, что достигнутые результаты следует рассматривать и оце­нивать с учетом как положительных, так и отрицательных внешних эффектов. Это объясняется тем, что в составе издержек должны быть учтены отрицательные внешние эффекты, а их сокращение следует рассматривать как положительный результат, отвечающий общественным интересам. В то же время положительные внешние эффекты представляют собой прирост благосостояния общества. Это важно, поскольку еще одной особенностью общественных рас­ходов, сточки зрения их рациональности, можно сказать, выступает учет и оценка тех компонентов затрат и результатов, которые не являются объектами рыночных отклонений.

С учетом отмеченных выше положений можно сделать вывод относительно критериев оценки рациональности общественных расходов, к числу которых можно отнести следующие:

— экономический — отражает ресурсную сторону эффективнос­ти, т.е. количество, качество и состав ресурсов (с учетом миними­зации издержек), необходимых для производства соответствующих благ;

— производительность — показывает отношение количества продукции с величиной затрат, необходимых для ее производства;

— результативность — отражает соответствие между обществен­ными расходами и конкретно достигнутыми с их помощью целями в форме соответствующих результатов.

Здесь следует особо отметить, что именно последний показа­тель, а именно результативность должен выбираться исходным и приоритетным (с позиции целеположения) при подготовке раци­ональных решений в рамках экономики общественного сектора. Именно на основе критерия результативности уже в дальнейшем решается проблема достижения высокой производительности, а также экономического подбора необходимых ресурсов.

Теперь об индикаторах результативности. Так, например, для сравнения вариантов общественных расходов, с точки зрения их экономичности, необходимо знать состав затрат и цены на них, а для оценки производительности следует использовать такие качественные стандарты с учетом сравнительной ресурсоемкости каждого из них. В то же время оценка результативности предпола­гает разработку индикаторов достижения цели, в рамках которых могут быть выявлены оценка предпочтений потребителей и сте­пень их удовлетворенности или неудовлетворенности состоянием общественного сектора.

В этой связи необходимо отметить, что подобные оценки предполагают проведение анализа, который дает возможность определить размер расхода ресурсов, необходимых для достиже­ния поставленных перед общественным сектором специфических целей, и выбрать оптимальное решение. Подобный анализ не предполагает соизмерение между собой разнородных результа­тов. Здесь также важно, что такой анализ может быть проведен как в отношении среднего расхода ресурсов на результат, так и в отношении предельных величин. В целом совокупность подобных аналитических приемов принято называть термином «анализ из­держек и результативность».

В практике хозяйственной деятельности в общественном сек­торе возможно применение анализа издержек и полезностей, ко­торый предполагает использование метода соизмерения близких по характеру результатов на основе применения системы весовых коэффициентов, разработанных экспертным путем.

Кроме рассмотренных выше методов анализа может быть ис­пользован также анализ издержек и выгод, который позволяет со­измерить затраты и результаты проектов в универсальной денежной форме. Подобный анализ выявит полезность соответствующих благ для потребителей, т.е. готовность налогоплательщиков платить за блага. Иными словами, надо выя вить, какую денежную сумму готов был бы отдать налогоплательщик, чтобы не лишиться выгод от реа­лизации проекта. Если эта условная сумма выше, чем фактическая, то разность будут называть чистой выгодой. Максимальное значение чистой выгоды может быть достигнуто в точке, в которой предель­ные издержки уравновешивают предельную готовность платить.

Еще одна проблема при реализации программ общественных расходов, как уже отмечалось, состоит в возникновении внешних эффектов, которые могут иметь разную природу. В частности, если в результате реализации программы общественных расходов произойдет перемещение спроса от одних предприятий к другим, то подобные внешние эффекты имеют перераспределительный характер, и поэтому они могут не учитываться при определении об­щественных издержек и выгод, в отличие от тех внешних эффектов, которые оказывают влияние на общую эффективность использова­ния ресурсов (согласно правилу Калдора—Хикса) и соответственно требуют своей оценки.

Читайте также:
Через какую программу можно проверить автомобиль

При этом издержки и выгоды могут быть осязаемы и неосязаемы при отсутствии рыночных проявлений. «Теневые» цены — это цены, которые могли бы сложиться, если бы все элементы затрат результатов формировались на совершенных рынках. Подобные расчеты дают возможность оценить, во сколько обществу обходится реальная стоимость проекта и от каких альтер­нативных возможностей оно отказывается ради реализации данного проекта общественных расходов. Иными словами, это можно определить как альтернативную стоимость проекта, которая может оказаться как завышенной, так и заниженной. При этом также важ­на оценка неосязаемых благ, которую можно провести с помощью экспертных оценок и/или интервью. Некоторые возможности по оценке неосязаемых общественных благ дает ситуация, в которой они становятся заменителями частных благ и/или используются в качестве ресурса при производстве обычных товаров и услуг.

Еще можно отметить, что при проведении анализа издержек и выгод их следует привести к одному моменту времени. Это очень важно, поскольку обладание некоторыми благами в данный момент времени может оцениваться потребителями выше, чем перспектива их получения в будущем через N-е количество лет, и поэтому не так привлекательно могут выглядеть проекты общественных расхо­дов, требующие больших начальных инвестиций, но приносящие отдачу лишь в сравнительно отдаленном будущем. В то же время для учета риска и неопределенности при составлении программ общественных расходов принято прорабатывать различные сце­нарии осуществления проектов. Обычно это «оптимистичный», «пессимистичный» и «средний» сценарии, которые можно сравни­вать между собой для принятия и корректировки соответствующих решений.

Остановимся еще на одной, на наш взгляд, очень важной про­блеме, а именно, проведение анализа издержек и выгод, оценка, например, при реализации политики в сфере распределения до­ходов населения.

В практике формирования программ общественных расходов существуют два принципиальных подхода. В первом подходе перераспределительная политика как бы накладывается на реше­ния, которые отвечают принципу эффективности и определяют ограничения при их исполнении, в отдельных случаях вплоть до полного отказа от реализации подобных программ общественных расходов.

Такой подход четко не разграничивает экономическую эффективность и перераспределительные цели и удобен как в тео­ретическом, так и в практическом плане. Второй принципиальный подход предполагает, что политическое решение лежит в основе целеположения при осуществлении программ общественных рас­ходов. Например, в результате реализации подобных программ должно произойти перераспределение ресурсов в денежной форме или форме общественных или социально значимых благ в пользу низко- и/или среднедоходных групп населения. В этом случае необ­ходимо четко сформулированным политическим решениям придать относительные веса в соответствии с выгодами, получаемыми той или иной группой потребителей. Это позволит политические ре­шения относительно распределительной политики интегрировать в целеположения и механизмы реализации программ общественных расходов, выделив следующие показатели:

• социальный эффект, характеризующий степень удовлетво­ренности населения качеством жизни;

• социальная эффективность, отражающая изменения уровня жизни населения, т.е. социальный эффект в динамике;

• социально-экономическая эффективность, показывающая экономическую эффективность инвестиционных вложений в социальную сферу с учетом достигнутого социального эф­фекта;

• экономическая эффективность, отражающая экономичес­кую эффективность на основе соотношения результатов и затрат.

В заключение еще раз отметим, что при оценке социального эффекта от общественных расходов основное внимание следует уделять демографическим социальным параметрам, таким как рождаемость, смертность, продолжительность жизни. Остальные социальные параметры, связанные с функционированием социаль­ной сферы, например, здоровье, уровень образования, жилищные условия населения могут быть рассмотрены в качестве факторов, влияющих на демографические параметры.

Вопросы для самопроверки

1. Уточните основные факторы роста общественных расходов.

2. Определите три основных направления общественных расхо­дов.

3. Дайте характеристики основных видов субсидий.

4. Что понимается под сферой действия программ общественных расходов?

5. Как происходит перемещение выгод в случае субсидий произ­водителям и потребителям?

6. Как влияет возникновение эффекта замещения и эффекта до­хода при реализации программ общественных расходов?

7. Когда будет больше искажающее действие общественных рас­ходов — в случае натуральных или денежных выплат?

8. Уточните основные критерии оценки рациональности обще­ственных расходов.

9. Какими показателями определяется эффективность обществен­ных расходов?

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru