Критерии оценки эффективности учебных программ

О. И. Тонкодубова
(ГАОУ СПО «Волгоградский социально-педагогический колледж»)

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В большой советской энциклопедии критерий рассматривается как, признак, на основании которого производится сравнительная оценка возможных решений (альтернатив) и выбор наилучшего. Схожие определения даются в словарях Ушакова и Ефремовой.

В словаре Ожегова под критерием понимается мерило оценки, суждения.

В современном толковом словаре издательства «Большая Советская Энциклопедия» критерий (от греч. kriterion – средство для суждения) трактуется как, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

По мнению М. И. Магура, М. Б. Курбатовой, «критерий – это такие характеристикидеятельности, которые, по мнению квалифицированных наблюдателей, составляют необходимые «стандарты совершенства», которые необходимо достигнуть, чтобы как организация, так и индивид могли реализовать свои цели» (Магура М. И., Курбатова М. Б. Оценка работы персонала: подготовка и проведение аттестации. М., 2002. С. 22.). Проще говоря, критерии – это те показатели, те характеристики (рабочие, поведенческие, личностные), основываясь на которых можно судить о том, насколько хорошо работник выполняет свою работу. Критерии оценки деятельности разделяются по разным основаниям, среди которых можно выделить следующие группы критериев:

Критерии оценки персонала. По каким критериям оценивать сотрудников?

  • Общеорганизационные и специализированные критерии.
  • Количественные и качественные критерии.
  • Объективныеисубъективные критерии.
  • ·Интегральные и простые критерии.

Большинство исследователей под критерием оценки качества понимают систему индикаторов, которая должна позволить оценить эффективность деятельности сотрудника. (Управление качеством // под ред. С. Д. Ильенковой, – М., Банки и биржи, 1999, – 200 с.; Оценка и аттестация кадров образования за рубежом.

Пособие для работников органов управления образования и образовательных учреждений / Под ред. канд.пед.наук, доц. Ю. С. Алферова ичл.-корр. РАО, докт.психол.наук В. С. Лазарева. – М., 1997). Важно иметь в виду, что для каждой профессии приоритетными являются свои критерии (Гарипова Э. Р. Проблема критериев оценки педагогических кадров. – Уфа, 2001. – С. 67).

Под критерием качества образования понимается признак, на основании которого дается оценка качества образовательных достижений обучающихся и качество образовательного процесса. Панасюк В. П. Системное управление качеством образования в школе. – С-Пб – Москва, Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2000. – 240 с.; Управление качеством образования // под ред М. М. Поташника, Педагогическое общество России. – М., 2000. – 440 с.) Критерии оценки качества образования определяются в соответствии с целями функционирования образовательного учреждения, и их количество должно быть минимальным, но достаточным для оценки наиболее существенных параметров. Оценка результативности возможна только во взаимосвязи критериев.

4 уровня оценки эффективности обучения

Критерии оценки качества обучения должны:

  1. решать проблему сопоставительности с существующими стандартами образования;
  2. включать требования сертификации, аттестации и аккредитации;
  3. выявлять позиционное устройство общности – носителей и реализаторов образовательной программы;
  4. определять изменения социального пространства и практических систем, осуществляемых носителями образовательной программы.

Критерий комплексной образовательной эффективности может быть рассмотрен через отношение данной наукоемкой образовательной программы или технологии к четырем позициям – антропологической, методической, дидактической и культурологической.

Под дидактической структурой имеется ввиду концепция и структура содержания образования, под методической – система технологических решений, обеспечивающих деятельность учителя в ситуации учения-обучения, под антропологической – основные навыки и способности, которые формируются у ребенка, под культурологической – соответствие культурно-историческим нормам и стандартам [Громыко Ю. В. Проектное сознание. – М., Московский учебник. 1996].

Читайте также:
Как пользоваться программой disk genius

Таким образом, для оценки наукоемких образовательных технологий и программ необходима проработка критерия образовательной эффективности, описание содержания деятельности дидактической, методической, антропологической и культурологической позиций. Важной задачей для системы образования является разработка критериев, которые позволят непосредственно и в реальном режиме оценивать качество образования, и самих методов такого оценивания.

Исходя из предложенного понимания качества образования, можно выделить следующие блоки критериев качества.

  1. Качество преподавательского состава.
  2. Состояние материально-технической базы учебного заведения.
  3. Мотивация преподавательского состава.
  4. Качество учебных программ.
  5. Качество студентов.
  6. Качество инфраструктуры.
  7. Качество знаний.
  8. Инновационная активность руководства.
  9. Внедрение процессных инноваций.
  10. Востребованность выпускников.
  11. Конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
  12. Достижения выпускников.

Остановимся на содержании перечисленных блоков. Ключевой фигурой в образовательном процессе является преподаватель. Поэтому политика обеспечения качества начинается с формирования преподавательского корпуса.

  • уровень компетентности – знания и опыт в определенной области науки и практики;
  • потребность и способность заниматься преподавательской деятельностью;
  • наблюдательность – способность подмечать существенные, характерные особенности учеников;
  • способность устанавливать контакты с внешней и внутренней средой;
  • известность;
  • научно-исследовательскую активность;
  • наличие научной школы.

В открытом образовании, одной из особенностей которого является дистантность, т. е. наличие расстояния между обучающимся и учебным заведением, задачи преподавателя меняются. Он занимается координацией учебного процесса, консультирует, руководит учебными проектами, совершенствует учебный курс, повышает свою квалификацию. Образовательный процесс становится высокотехнологичным, в нем используются достижения информационных и телекоммуникационных технологий.

Характерно, что каждая из составляющих понятия «качество преподавателя» может быть детализирована и, как правило, не поддается количественной оценке. Например, уровень компетентности определяется базовым образованием, последующим самообразованием, наличием ученой степени и звания; стажем педагогической работы; опытом практической работы в конкретной области. Материально-техническая база вуза характеризуется наличием и стоимостью основных средств, обеспечивающих образовательный процесс, проведение научных исследований и разработок (здания, машины и оборудование, библиотека и др.).

Безусловно, качество образования зависит от мотивации персонала. У преподавателей должен быть соответствующий социальный статус, что обеспечит привлекательность преподавательской работы.

Качество учебных программ проявляется не только в соответствии образовательным стандартам в области той или иной учебной дисциплины, но и в наличии инновационной составляющей.

В центре образовательного процесса стоит потребитель знаний – обучающийся. Именно для него/нее читаются лекции, пишутся учебники, разрабатываются новые образовательные технологии. Поэтому правомерно говорить о качестве обучающегося, который является тем материалом, который должен быть превращен в конечный результат образовательного процесса. Качество обучающегося можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:

  • знания, полученные ранее по профильным для обучающегося учебным дисциплинам;
  • знание компьютера;
  • владение иностранным языком;
  • желание учиться;
  • интеллект;
  • одаренность;
  • память;
  • дисциплинированность;
  • настойчивость;
  • работоспособность;
  • наблюдательность;
  • планирование карьеры.

Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения. В открытом образовании организацией мониторинга за карьерой выпускников могут заниматься руководители региональных центров, для чего целесообразно создавать базы данных о выпускниках. Поскольку большинство показателей качества образования не могут иметь количественной характеристики, получение сводных показателей качества по блокам показателей и обобщающих оценок возможно с помощью квалиметрии.

Комплексную образовательную эффективность необходимо измерять через задание её критериев. Данные критерии должны:

  1. решать проблему сопоставительности с существующими стандартами образования;
  2. включать требования сертификации, аттестации и аккредитации;
  3. выявлять позиционное устройство общности – носителей и реализаторов образовательной программы;
  4. определять изменения социального пространства и практических систем, осуществляемых носителями образовательной программы.
Читайте также:
Как использовать программу виртуал диджей

Заметим, что качественный критериальный подход к оценке кажется более предпочтительным, чем количественный параметрический, т.к. параметры своей «конкретностью», «наглядностью» и «счетностью» часто лишь заслоняют качественный и деятельностный смысл такой оценки. И, наоборот, использование критериев открывает широкий простор для педагогической рефлексии, без развития которой управление качеством образования невозможно в принципе.

Как уже было показано ранее, оценка качества образовательных технологий и программ должна быть сведена к их эффективности. Иными словами, проблема оценки, стоящая за выявлением качества образования может быть технологически решена через введение специальных шкал, позволяющих измерять комплексную образовательную эффективность.

Источник: vspc34.ru

Процедура оценки эффективности учебных программ

Процесс оценки эффективности учебных программ начинается уже на этапе планирования, с момента определения целей обучения. Цели обучения, вытекающие из анализа потребности в обучении, собственно и задают стандарты и критерии оценки эффективности обучающих программ. Процедура оценки эффективности учебных программ обычно состоит из четырех этапов:

• Сбор данных до обучения.Они показывают уровень производственных показателей, знаний, навыков и особенности рабочего поведения и установок, связанных с профессиональной деятельностью, которые имели работники до обучения. Эти данные могут быть трех типов:

• Показатели, характеризующие рабочее поведение, профессиональные установки, знания и рабочие навыки работников (сбор этих показателей требует предварительной подготовки тестов, анкет, опросников, стандартных форм и др.);

• Количественные показатели работы подразделений или организации в целом (уровень производительности, финансовые показатели, количество поступивших жалоб или претензий покупателей и т.п.);

• Качественные показатели работы подразделений или организации в целом (качество товаров и услуг, конкурентоспособность предприятия, уровень трудовой морали и т.п.).

• Сбор данных во время обучения.Во время обучения можно собрать ценную информацию о мотивации слушателей, об их интересе к разным учебным темам, об их оценке работы преподавателей и др. Это позволяет удалить неработающие процедуры, изменить форму подачи отдельных тем, сделать занятия более интересными и живыми, и, если это необходимо, включить в учебную программу новые темы и вопросы, которые больше соответствуют профессиональным интересам слушателей.

• Для оценки степени усвоения слушателями учебного материала, изучаемого ими в рамках учебной программы, по окончании обучения могут быть проведены зачеты, экзамены, тестирование (в том числе, с использованием компьютера) или оценены определенные производственные показатели или навыки, на развитие которых была направлена данная программа обучения.

• Сбор данных(по тем же показателям, которые были собраны до начала обучения) после обучениядля сопоставления данных, характеризующих профессиональную деятельность работников до и после обучения. Кроме того, обучаемым сразу по завершении обучения могут быть предложены специально разработанные опросники, в которых просят оценить учебную программу, работу преподавателей, свою включенность в обучение и т.д. К сожалению, с помощью опросников можно получить лишь довольно ограниченную информацию для оценки эффективности обучения, хотя и она может дать ориентиры для изменения программы, для улучшения ее организации, усиления мотивирующего эффекта и практического использования полученных знаний и навыков. В некоторых случаях по тем же показателям сравниваются работники, проходившие и не проходившие обучение

Оценить эффективность обучения можно также через какой-то срок после окончания обучения. К примеру, на IBM принята практика тестирования работников, прошедших обучение, через 6 и 9 месяцев после завершения обучения. Кроме этого, им предлагается заполнять специальный опросник.

Оценка эффективности учебы требует больших затрат времени и достаточно высокой компетенции специалистов, проводящих эту оценку, поэтому многие организации отказываются от такой оценки и просто полагаются на то, что любое обучение работников приносит организации пользу и в конечном счете оправдывает себя. Конечно, такой подход имеет право на существование, но при этом надо отдавать себе отчет, что обучение персонала является слишком дорогим «удовольствием», чтобы полагаться здесь на случай. Эффективность обучения – это не вопрос веры или убеждений, а вполне конкретные результаты, которые мы можем «пощупать», то есть оценить количественно или качественно.

Читайте также:
Срок службы 1с программы

Пример опросника по оценке эффективности учебных занятий

Название учебного курса или тренинга

• Подчеркните, пожалуйста, как вы оцениваете проведенное учебное занятие:

Отлично Хорошо Удовлетворительно Плохо

• Насколько хорошо, по вашему мнению, изученный материал соответствует вашей работе (работе подразделения или организации)?

Соответствует в высокой степени Соответствует в некоторой мере Соответствует слабо Не соответствует

• Сможете ли Вы использовать и применить изученный материал в своей повседневной работе?

Смогу использовать в высокой степени Смогу использовать в некоторой степени Изученный материал слабо применим в моей работе Изученный материал неприменим в моей работе

• Оцените, пожалуйста, насколько интересны для вас были занятия.

Очень интересны В средней степени Занятия были скучными

5. Ваши предложения и замечания по прослушанной программе:

Источник: megaobuchalka.ru

Факторы и система оценки эффективности обучения в ВУЗе

Обучение в ВУЗе – это не просто процесс развития личности и специалиста. Он предполагает подготовку конкретного специалиста, который в дальнейшем будет приносить отрасли науке или стране в целом пользу, делиться опытом, знаниями и совершенствовать среду.

Факторы и система оценки эффективности обучения в ВУЗе

Обучение в ВУЗе – это не просто процесс развития личности и специалиста. Он предполагает подготовку конкретного специалиста, который в дальнейшем будет приносить отрасли науке или стране в целом пользу, делиться опытом, знаниями и совершенствовать среду.

Можно ли оценить эффективность обучения в СУЗе или ВУЗе? Как она отражается на студентах и выпускниках? Сегодня мы поговорим именно об этом.

Что такое эффективность обучения?

Эффективность обучения в образовательном заведении – критерий относительный. Он включает в себя ряд показателей, которые отражают востребованность, престиж ВУЗа, качество образования и пр.

Как оценивают качество и эффективность образования

Многие приравнивают понятие эффективности обучения с успеваемостью студента. Отчасти данные понятия тесно взаимосвязаны, но одним и тем же не являются.

От чего зависит эффективность обучения в СУЗе или ВУЗе?

Здесь можно выделить два основных аспекта: позиция ВУЗа и позиция студента.

Позиция ВУЗа предполагает разработку и утверждение образовательной программы, которая будет соответствовать реалиям и нуждам общества государства. Здесь важно предусмотреть не только «стандартные» предметы, но и новые дисциплины, которые осветят последние новшества в рамках определенной специальности, обучат пользованию конкретными инструментами и пр. Усвоение такой программы позволит ВУЗу выпускать высококвалифицированных и востребованных профессионалов, которые будут работать по специальности, развивать отрасль и стремиться к дальнейшему росту.

Что влияет на эффективность обучения

Позиция учащегося предполагает, что он добросовестно посещает все занятия и выполняет все задания, усваивает программу и стремится к саморазвитию, как личностному, так и профессиональному.

Следует отметить, что на 80% эффективность обучения зависит от личной позиции студента. В ВУЗах большая часть специальностей преподается «стандартно», то есть одна и та же образовательная программа распространяется на конкретные группы, курсы и пр. Единицы учащихся по объективным причинам переходят на «индивидуальное обучение».

Нужна помощь преподавателя?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru