Критерии оценки эффективности программы профессионального обучения

В данной статье рассмотрено обучение производственного персонала как один из эффективных методов адаптации промышленных предприятий к динамичным изменениям бизнес – среды. В этой связи раскрыты такие понятия, как обучение персонала, промышленное предприятие и производственный персонал.

С учетом их смыслового содержания определено понятие «обучение производственного персонала». В результате анализа научных идей определены и описаны критерии обучения производственного персонала промышленного предприятия: выявление потребности в обучении, определение цели обучения, определение метода обучения, процесс обучения, оценка эффективности обучения. Представлены критериальные показатели обучения персонала. Охарактеризованы уровни обучения производственного персонала промышленного предприятия: нормативный, отклоняющийся, индифферентный. В результате предлагается определять результативность обучения производственного персонала с учетом его основных критериев, признаков их проявления на разных уровнях.

Критерии оценки эффективности деятельности руководителя — вебинар

обучение персонала
промышленное предприятие
производственный персонал
показатель

1. Бабук И.М. Экономика промышленного предприятия / И.М. Бабук, Т.А. Сахнович. – М.: ИНФРА–М, 2013. – C. 69.

2. Егоршин А.П. Управление персоналом: учебник для вузов. – 8–е изд., доп. и перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2014. – С. 571.

3. Организация производства и управление предприятием: учебник / О.Г. Туровец, В.Б. Родионов, М.И. Бухалков; под ред. О.Г. Туровец. – 3–e изд. – М.: ИНФРА–М, 2015. – C. 5.

В настоящее время обучение персонала, в том числе производственного, рассматривается как один из эффективных методов адаптации промышленных предприятий к динамичным изменениям бизнес – среды. Для России это особенно актуально, так как большое количество предприятий работает с устаревшим оборудованием, технологиями и методами управления, что объективно порождает необходимость преобразований, требующих от персонала новых знаний, умений и навыков.

Цель исследования

Разработать критерии результативности обучения производственного персонала и охарактеризовать уровни его проявления.

Материалы и методы исследования

По мнению А.П. Егоршина, обучение персонала «предназначено для обеспечения соответствия профессиональных знаний и умений работников современному уровню производства и управления, то есть получение новых знаний по базовому направлению подготовки работника»[2]. При этом отметим, что автор делает акцент на соответствии знаний и умений именно современному уровню производства и управления. Это связано с тем, что технологические процессы, осуществляемые на современных предприятиях, постоянно совершенствуются. Таким образом, формируется потребность в обучении.

Одним из основных факторов производственного процесса, как известно, является живой труд, а его источником на промышленном предприятии – производственный персонал. По мнению И.М. Бабук, «кадры предприятия, непосредственно связанные с процессом производства продукции и его обслуживанием, относятся к категории промышленно – производственного персонала» [1].

3 правила оценки эффективности сотрудника в управлении персоналом

Обучение производственного персонала с учетом определения понятий «обучение персонала» и «производственный персонал» определяется как целенаправленный и организованный процесс овладения производственным персоналом профессиональными знаниями, умениями, навыками по базовому направлению подготовки, что обеспечивает их соответствие современному производству и управлению им.

Читайте также:
Видео открытку сделать программа

Анализ научной литературы показал, что не нашли своего освещения вопросы, связанные с критериями и показателями результативности обучения производственного персонала.

Понятие «критерий» в переводе с греческого «kriterion» означает средство для решения. Иными словами, критерий – это признак, на основании которого производится оценка, классификация чего-нибудь.

В результате анализа научных идей ученых–исследователей А.П. Егоршина, Л.В. Карташовой, Ю.Г. Одегова, С.В. Шекшни определено, что критериями, характеризующими обучение производственного персонала, являются:

– выявление потребности в обучении;

– определение цели обучения;

– определение метода обучения;

– оценка эффективности обучения.

Не менее важной задачей является выявление основных показателей обучения производственного персонала. Показатель определяется как наблюдаемый и поддающийся фиксированию результат. Отличительными характеристиками показателя являются такие существенные признаки, как диагностичность, достоверность, комплексность.

Таким образом, критерий есть нечто общее, универсальное по отношению к частому, конкретному – показателю. Критерий характеризуется совокупностью показателей, которые отражают сущность исследуемого явления и указывают на необходимый результат.

Критерий «Выявление потребности в обучении» предполагает наличие комплекса исследовательских и аналитических мероприятий. Это позволяет выявить пробелы в системе «Знать, уметь, владеть», которые необходимо ликвидировать производственному персоналу для эффективного достижения тактических и стратегических целей промышленного предприятия. Правильно выявленная потребность в обучении позволяет четко сформулировать цели обучения.

Критерий «Определение цели обучения» позволяет определить личные цели работника и цели промышленного предприятия, преследуемые в процессе обучения, выявить их соответствие. Всестороннее обоснование целей обучения способствует правильной оценки эффективности программ обучения.

Критерий «Определение метода обучения» заключается в определении категории сотрудников, нуждающихся в обучении. Это позволяет в соответствии со спецификой преследуемых целей и самих обучающихся выбрать программу обучения, методы и формы ее реализации, место проведения занятий.

Критерий «Процесс обучения» предполагает проведение комплекса подготовительных мероприятий, документационное оформление процесса обучения (подготовка положений и инструкций, регламентирующих процесс обучения, назначение ответственных, формирование учебных групп) и сопровождение процесса обучения (осуществление текущего контроля над посещаемостью, обеспечение бесперебойной реализации учебной программы и обеспечение обучающихся всем необходимым).

Критерий «Оценка эффективности обучения» определяет степень достижения заявленных целей обучения и соизмеряет результаты обучения производственного персонала с затратами промышленного предприятия на его организацию и проведение.

Отметим, что результативность обучения производственного персонала может иметь разные уровни. Как правило, в основание выделения уровней положены: частота проявления, качество овладения производственным персоналом профессиональных знаний и способность применять их в профессиональной деятельности. Далее представлены обобщенные характеристики каждого из уровней:

— нормативный уровень предполагает обучение производственного персонала в соответствии с изменяющими технологическими циклами осуществления работ. Это выражается в своевременном определении потребности в обучении с учетом показателей деятельности промышленного предприятия и уровня квалификации производственного персонала. В результате цели обучения сформулированы четко, правильно определен метод обучения. Процесс обучения регламентирован и сопровождается соответствующими локальными документами промышленного предприятия. В процессе обучения работники активны, ориентированы на получение новых знаний, формирование новых умений и отработку профессиональных навыков. Как следствие, цели обучения достигнуты, работники – удовлетворены;

Читайте также:
Как обновить программу eset nod32

— отклоняющийся уровень предполагает ситуативное обучение производственного персонала. В этой связи потребность в обучении выявляется на основе субъективной оценки, не принимая во внимание качественные характеристики производственного персонала. Следовательно, цели и методы обучения определены неверно. В процессе обучения у работников низкая познавательная инертность, они принимают минимальное участие в получении новых знаний, умений и навыков. В результате определить эффективность обучения представляется проблематичным;

— индифферентный уровень свидетельствует о системных ошибках в обучении производственного персонала. Ошибки допускаются, начиная с выявления потребности в обучении и заканчивая оценкой его эффективности. На уровне предприятия процесс обучения не регламентирован. Производственный персонал к обучению относится безразлично, что отрицательно сказывается на качестве получаемых знаний, умений и навыков. Как следствие, не сопоставимы результаты обучения производственного персонала с затратами промышленного предприятия на его организацию и проведение.

Результаты исследования и их обсуждение

В таблице представлены критерии и показатели результативности обучения производственного персонала.

Критерии и показатели обучения производственного персонала

Источник: applied-research.ru

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

объективные, сравнимые показатели профессионального мастерства, обладающие устойчивостью на определенном отрезке времени. К основным критериям эффективности относятся: самостоятельность в профессиональной деятельности; выполнение технических требований, соблюдение безопасности труда, получение устойчивых положительных результатов; производительность труда; профессионально-ориентированное мышление; культура труда; творческое отношение к труду; ответственность за выполнение профессиональных заданий.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

совокупность оценок результатов профессионального обучения. Это:
— затраты времени обучающихся и педагогов на достижение требуемых результатов;
— затраты усилий обучающихся и педагогов на достижение требуемых результатов за отведенное время;
— объем затрат: финансовых, материально-технических и других ресурсов на достижение требуемых результатов за отведенное время;
— процент отсева обучающихся за полный курс обучения;
— соответствие уровня сформированности общенаучных и профессиональных знаний, профессиональных умений (компетенций) и навыков, тех или иных профессионально важных качеств личности требованиям профессиональных стандартов и профессионально-квалификационных характеристик;
— трудоустройство выпускников профессионального образовательного учреждения по полученной профессии, специальности; оценки работодателей об их квалификации. Литература: [70].

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

. Основным К.э.п.о. является
профессиональное мастерство рабочего.К показателям профессионального мастерства относятся:
самостоятельность в профессиональной деятельности, предполагающая безошибочность выбора оптимальной технологии, обеспечивающей высокое качество и производительность труда; способность диагностировать производственную ситуацию, принять целесообразное решение, умение осуществлять регулярный самоконтроль;
выполнение технических требований, соблюдение безопасности труда, получение устойчивых положительных результатов;
производительность труда – выполнение устойчивых норм времени и выработки; умение рационально использовать рабочее время, стремление к освоению высокопроизводительных методов работы, наиболее экономных способов организации труда;
профессионально-ориентированное мышление, проявляющееся в способности активного наблюдения, анализа, выработки тактики и стратегии действий; способность критического самоанализа и самоконтроля;
культура труда – способность рационального планирования трудового процесса, выбора оптимальных приемов и способов работы, соблюдение технологической дисциплины;
творческое отношение к труду – способность внедрять в трудовой процесс инновационную технологию; проявлять инициативу в рационализации и изобретательстве;
ответственность за выполнение профессиональных заданий и др.
Комплекс критериев, которыми оперирует заказчик, варьируется как по структуре, так и по приоритетам, заметно отличается от критериев, которые важны для учащихся, но именно опираясь на этот комплекс заказчик может корректировать образовательную деятельность учебного заведения, с тем чтобы профессионально подготовленный выпускник соответствовал требованиям конкретной профессиональной деятельности.
Критерии эффективности собственно профессиональной деятельности определяются при проведении заключительных тестов и профессиональных проб, а также в период испытательного срока, установленного на предприятии.
Профессиональные способности, знания, навыки и умения, которые может реализовать выпускник, оцениваются как его индивидуальные возможности, которые должны отвечать требованиям профессионального образовательного стандарта, а в отдельных случаях специальным нормативом (требования правил Госгортехнадзора, Правил дорожного движения и т.д.).
В процессе оценки участвуют заказчик и образовательное учреждение. В других случаях оценку осуществляет независимая организация (например, Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД)).
В качестве примера можно привести критерии оценки эффективности выполнения пробной работы слесарем-электриком:
соблюдение технических требований к качеству работы; навыки и умения использования инструмента;
навыки и умения выполнения измерений; навыки и умения использования оборудования;
способность анализировать, диагностировать и устранять неисправности; навыки и умения выполнения сборочных работ;
навыки и умения соединения электроцепей, арматуры;навыки и умения проведения испытаний, контроля;
понимание технических, строительных чертежей, электросхем и другой графической информации, характерной для данной профессиональной области;
навыки выполнения расчетов;
степень профессиональной самостоятельности; культура профессионального труда;
культура профессионального мышления; рациональное использование рабочего времени.
К наиболее важным критериям эффективности профессионального обучения относятся показатели, связанные с воспитанием и развитием личности учащегося, формированием профессионально важных нравственных качеств и мотивов деятельности.
Рассмотренные выше критерии эффективности профессионального обучения по существу определяют профессионально-социальную компетентность выпускника.
Являясь более объемным, чем квалификация, понятием, компетентность, порожденная рынком труда, отражает более высокий уровень требований, предъявляемых рабочему, чем это необходимо для выполнения конкретной работы.
Лит.: Профессиональная педагогика: Учебник.– М., 1997; Методические основы исследований содержания труда рабочих и определение эффективности их подготовки // Сб. научных трудов ВНИИ профтехобразования. – Л., 1985.
С.Я. Батышев

Читайте также:
Как написать цель программы

Источник: didacts.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru