Оценка эффективности государственных программ субъектов РФ Содержание 1. Подходы к оценке эффективности государственных программ. 2. Порядок проведения оценки эффективности реализации государственных программ (на примере Хабаровского края) 1. Подходы к оценке эффективности государственных программ Бюджетным кодексом (ст.
179) вводится ежегодная оценка эффективности реализации государственных программ. Органы власти отчитываются о достаточно высокой эффективности своих программ и возникает вопрос, а так ли это на самом деле и не позволяют ли используемые оценки трактовать эффективность программ так, как это выгодно главным распорядителям средств бюджета.
Проводимая оценка программ в субъектах России не позволяет объективно оценить их эффективность. Сегодня нет единой и общепризнанной, универсальной методики оценки эффективности программ. Можно говорить только о существовании подходов к проведению оценки. Традиционно под эффективностью понимают соотношение затрат и результатов деятельности, мероприятий программы.
«Количественные критерии оценки эффективности кампаний в соцсетях»
Сложность оценки эффективности программ возникает вследствие того, что затраты и результаты выражаются в разных единицах измерения. Общая сумма затрат определяется исходя из объема ресурсов, которыми управляет главный распорядитель средств бюджета.
Результаты будут выражены набором индикаторов оценки деятельности исполнительных органов власти и отразят уровень реализации целей, по отношению к которым и оценивается эффективность. Таким образом, можно выделить две составляющие в оценке эффективности: -оценка достижения заданных целевых индикаторов с помощью предусмотренных программой мероприятий (соответствие мероприятий заданной цели); — оценка ресурсов, необходимых для достижения заданной цели.
То есть программа эффективна, если запланированные целевые индикаторы достигнуты с использованием минимально необходимого для этого объема средств. Что очень важно, анализ эффективности включает в себя не только оценку результативности реализации программы, но и оценку стоимости достигнутых результатов.
Каждый регион разрабатывает собственное положение по формированию и реализации программ, где прописывается порядок оценки эффективности реализации программы. Сегодня большинство субъектов России идет по пути стандартизации оценки эффективности программ и используют стандартный порядок оценки эффективности для всех сформированных программ.
Лишь небольшое количество субъектов России оценку эффективности прописывает в самих программах (Вологодская, Кировская и Магаданская области). Еще одной из особенностей использования программ является концентрация всех функций по разработке, реализации и оценке программы у ответственного исполнителя программы.
То есть одно и тоже ведомство является одновременно разработчиком, исполнителем и оценщиком. В этом случае сложно обеспечить независимость и объективность оценки программ, так как ведомства заинтересованы в результатах оценки.
В целом, основными критериями оценки эффективности программ являются: • полнота достижения целевых показателей, заданных программой; • соответствие фактического объема финансирования запланированному (освоение бюджетных средств). Таким образом, оценивается только достижение целевых индикаторов и полнота финансирования.
Критерии оценки персонала. По каким критериям оценивать сотрудников?
Поскольку существует проблема разных единиц измерения результатов и затрат, как правило, регионы используют в оценке эффективности индексный метод, позволяющий нивелировать влияние единиц измерения. И, в конечном итоге, эффективность оценивается через отношение степени достижения целевого индикатора к полноте финансирования программы.
Оценка эффективности проводится последовательно, начиная с нижнего уровня госпрограмм. Первоначально рассчитывают выполнение целевых индикаторов мероприятий, уровень финансового обеспечения и, путем отношения перечисленных составляющих, – эффективность реализации мероприятий.
Затем, путем нахождения среднего значения индикаторов эффективности по мероприятиям подпрограммы, определяется значение эффективности подпрограммы. Аналогично определяется показатель эффективности программы в целом. Это позволяет в случае необходимости искусственно завысить эффективность программ.
Использование программ связано с прогнозами по доходам, которые могут не оправдаться, и, соответственно, есть высокая вероятность снижения предполагаемых объемов финансирования, в связи с чем меняют целевые индикаторы в сторону снижения. Причем объемы финансирования могут меняться по несколько раз в год, как и целевые индикаторы госпрограмм.
Все это позволяет органам власти корректировать результаты программ в зависимости от ситуации, обосновав снижение показателя снижением финансирования для позитивных показателей и повышение показателя – для негативных. Также есть обратная возможность достичь значения целевого показателя за счет увеличения объема финансирования по сравнению с первоначально запланированным, то есть, непривязав плановое значение показателя к увеличению объемов финансирования.
Фактически, в таких условиях государственная программа становится формальным инструментом целевого управления. И оценка госпрограмм может корректироваться от ситуации.
Встречаются модификации обозначенного подхода: наряду с использованием указанных критериев, регионы используют весовые коэффициенты, например, индикаторы делят на непосредственные (с весом 0,5) и конечные (0,3) результаты, и используется полнота освоения бюджетных средств (0,2) (значения весовых коэффициентов могут варьироваться);В этом случае подвергаются сомнению выбранные весовые коэффициенты. Если программа структурирована неверно, нет связи между мероприятиями подпрограмм и конечными индикаторами программы, в оценке будет отдаваться предпочтение непосредственным результатам, что не дает возможности провести оценку программы в целом (во всех взаимосвязях между элементами), и соответствию спланированных мероприятий заданной цели.
Напротив, присвоив больший вес конечным индикаторам по сравнению с непосредственными, занизим важность текущей деятельности, и может возникнуть вопрос, а не получили ли мы заданные значения конечных индикаторов случайно. Конечный результат реализации программы — характеризуемое количественными или качественными показателями состояние соответствующей сферы социально-экономического развития субъекта РФ, которое отражает выгоды от реализации программы.
Непосредственный результат реализации – характеристика объема и качества реализации мероприятий (подпрограмм или основных мероприятий программы), направленных на достижение конечного результата реализации программы. Интересен подход Свердловской области, где разработаны две шкалы оценки: шкала полноты финансирования госпрограммы и шкала оценки достижения плановых значений целевых показателей.
Пересечение двух шкал дает возможность строить матрицу оценки с различными сочетаниями полноты финансирования и достижениями плановых значений целевых индикаторов, например, сочетание неполного финансирования (полнота финансирования от 0,5 до 0,95 от запланированного) и высокой результативности (достижение целевого индикатора от 0,95 до 1,05).Такой подход уже дает информацию для размышления, насколько правильно была выстроена программа, какие подпрограммы и мероприятия излишне профинансированы или недофинансированы и какие изменения в нее необходимо вносить. Основным достоинством используемого подхода является то, что оценка является основой для принятия решений по повышению эффективности расходования бюджетных средств.
Но в этом случае, точно так же, как и при использовании общего подхода, возникает следующая проблема. Поскольку программа состоит из некоторого количества подпрограмм и основных мероприятий, количество целевых индикаторов может измеряться десятками.
Соответственно, получив более высокое значение одного индикатора, можно нивелировать влияние другого недостигнутого индикатора (невыполненного мероприятия) и, усреднив результаты, получить высокий результат по подпрограмме, усреднив результаты по подпрограммам– получить высокую оценку эффективности программы в целом. Возникает вопрос, как в этом случае использовать результаты оценки при принятии решений.
Таким образом, обобщая используемый порядок оценки эффективности государственных программ в регионах России, можно сделать следующие выводы: оценка эффективности проводится на основе оценки получаемого социального эффекта через рост позитивных или снижение негативных показателей. Четкое закрепление годовых значений планируемых целевых показателей в принятых программах в целом отсутствовать (четкая фиксация осуществляется только по показателям оценки эффективности исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации).
Соответственно, данными значениями можно варьировать в годовой оценке эффективности. В настоящее время только небольшая доля субъектов России четко фиксирует годовые значения конечных и непосредственных индикаторов на каждый год реализации госпрограмм (например, Москва).
Поскольку объемы финансирования по подпрограммам и госпрограмме в целом в течение года многократно подвергаются корректировке, постольку это позволяет снижать качество планирования программ и не стимулирует ведомства к повышению эффективности используемых ресурсов. Отсутствие закрепленных промежуточных результатов (например, в поквартальной разбивке) приводит к тому, что такая процедура сопровождения программ, как мониторинг, в течение года не используется, нет и заинтересованности в ее проведении.
Оценка эффективности проводится по завершению финансового года. В целом, действующий порядок определение отношения результата к затратам в расчетах эффективности не предусматривает.
2. Порядок проведения оценки эффективности реализации государственных программ (на примере Хабаровского края) Методика оценки эффективности реализации государственной программы представляет собой алгоритм расчета оценки эффективности реализации программы, основанный на оценке результативности программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию, а также реализовавшихся рисков и критериев социально-экономической эффективности, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития края. Методика оценки эффективности реализации программы учитывает необходимость проведения оценок: 1) степени достижения цели и решения задач программы в целом; 2) степени исполнения запланированного уровня расходов; 3) степени реализации мероприятий подпрограмм и основных мероприятий (достижение непосредственных результатов их реализации); 4) эффективности использования средств краевого бюджета; 5) эффективности привлечения иных источников финансирования программы (при наличии привлекаемых средств при реализации мероприятий программы).
Порядок проведения оценки эффективности программы включает два этапа: 1) расчет интегральной оценки эффективности реализации программы, который проводит ответственный исполнитель; 2) расчет комплексной оценки эффективности реализации программы, который проводит министерство экономического развития края. Интегральная оценка эффективности реализации программы проводится ответственным исполнителем ежегодно по итогам ее реализации в целях оценки вклада результатов программы в социально-экономическое развитие края.
Результаты интегральной оценки используются для внесения ответственным исполнителем предложений о необходимости прекращения или необходимости внесения изменений в программу. Для расчета интегральной оценки определяются: 1) оценка степени достижения цели и решения задач программы; 2) оценка степени исполнения запланированного уровня расходов краевого бюджета; 3) оценка степени реализации мероприятий подпрограмм и основных мероприятий.
Обязательным условием оценки эффективности является успешное (полное) достижение запланированных промежуточных показателей программы, в том числе подпрограмм и основных мероприятий, в установленные сроки. Оценка степени достижения цели и решения задач рассчитывается по формуле: где: ДИ — показатель достижения плановых значений показателей; Ф — фактическое значение показателя за отчетный период; П — планируемое значение достижения показателя за отчетный период; к — количество показателей, запланированных к достижению в отчетном году. Полученное значение ДИ, и всех последующих показателей, подлежит округлению до тысячных (три знака после запятой). В случае, когда уменьшение значения показателя является положительной динамикой, показатели Ф и П в формуле меняются местами. В случае, когда при расчете Ф / П 1, то считается, что Ф / П = 1. Таким образом, если хотя бы один показатель не выполнен, то ДИ
Источник: spravochnick.ru
Критерии эффективности программы.
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
· Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
· Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
· Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
· Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Предполагаемые результаты программы.
· Укрепление здоровья детей;
· Воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни;
· Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
· Заинтересованность детей в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования, через расширение объединений дополнительного образования;
· Увлеченность информационно-коммуникационной деятельностью;
· Улучшение социально-психологического климата в лагере
· Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей;
· Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
План-сетка работы оздоровительного лагеря.
поне-дельник | 4 июня Знакомство с лагерем. Ярмарка идей. Инструктаж по технике безопасности. | 11 июня | 18 июня День спорта и здоровья | 25 июня Праздник сказок. Инсценирование сказок. Викторина «Мир сказок». |
вторник | 5 июня Посещение детской библиотеки. Конкурсно-игровая программа «Еще раз о дружбе» | 12 июня | 19 июня Посещение детской библиотеки. Конкурс стилистов «Наряды для лета». | 26 июня Посещение детской библиотеки. |
среда | 6 июня Пушкинский день России: конкурс рисунков по произведениям А.С. Пушкина. | 13 июня Интеллектуальный конкурс «Маленькие тайны зеленого друга». | 20 июня Конкурс инсценированной песни. Викторина «Музыкальная мозаика». | 27 июня Конкурс необычных цветов (цветы из вторсырья). Танцевальное шоу. |
четверг | 7 июня Посещение кинотеатра Праздник, посвященный открытию лагеря. | 14 июня Посещение кинотеатра Конкурсная программа «Дело мастера боится» | 21 июня Посещение кинотеатра Конкурсно-игровая программа «Шаромания». Конкурс поделок избросового материала. | 28 июня Посещение кинотеатра |
пятница | 8 июня День туриста | 15 июня Экскурсия в районный краеведческий музей | 22 июня Помним, чтим, храним (возложение цветов в парке). Конкурс рисунков на асфальте «Мы рисуем Мир». | 29 июня Закрытие лагерной смены. Праздничный концерт. Дискотека. |
Режим дня
1 | 8.45 – 9.00 | Прием детей. Солнышко встает – спать ребятам не дает. |
2 | 9.00 – 9.15 | Зарядка. Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку. |
3 | 9.20 – 10.00 | Завтрак. Каша, чай, кусочек сыра – вкусно, сытно и красиво. |
5 | 10.00 – 12.55 | Культурно-массовые и спортивные мероприятия. Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы. Ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных. |
6 | 13.00 – 13.30 | Обед. Нас столовая зовет, суп отличный и компот. |
7 | 13.30 – 15.00 | Работа по плану и кружковая работа. Кто-то любит танцевать, кто-то петь и рисовать, только бездельники час этот маются, а все ребята в кружках занимаются. |
Положение о летнем оздоровительном лагере дневного пребывания детей «Теремок».
I. Общие положения
1. По желанию и запросам родителей (законных представителей) и с учётом финансовых возможностей образовательного учреждения в летний период на базе МБОУ ДО Центр детского творчества Иловлинского муниципального района Волгоградской области создаётся оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей.
2. Деятельность лагеря регламентируется Уставом учреждения, Правилами поведения обучающихся, настоящим Положением.
1. Летний оздоровительный лагерь открывается на основании приказа по учреждению и комплектуется из детей и подростков 7-15 лет. Зачисление производится на основании заявления родителей (законных представителей) при наличии медицинской справки от педиатра о состоянии здоровья ребенка.
2. В лагере организуются отряды с учётом возрастных особенностей и интересов обучающихся, строго соблюдаются требования санитарно-гигиенических норм и правил, правил техники безопасности.
3. Содержание работы лагеря строится по его плану на принципах демократии и гуманизма, развития инициативы и самостоятельности, привития норм здорового образа жизни.
4. В лагере создаются условия для осуществления спортивно-оздоровительной работы, трудового воспитания, развития творческих способностей детей.
5. Коллектив лагеря самостоятельно определяет программу деятельности, распорядок дня.
Источник: lektsia.com
Каковы критерии эффективности программы?
· показатели творческих достижений, т. е. количество различных продуктов творческой деятельности детей и взрослых (рисунки, газеты, концерты, походы и т. д.), количество победителей в различных состязаниях и конкурсах, характер и число реализованных инициатив в рамках программы.
Социально-экономические:
· состояние здоровья детей и взрослых;
· показатели социальной адаптации (правонарушения, успеваемость, активность и др.);
· психологический комфорт участников ДОО;
· популярность (рейтинг) ДОО среди детей и взрослых;
· количество заработанных и полученных средств.
Выявлять и определять эти показатели необходимо с использованием традиционных и инновационных методов психолого-педагогической диагностики (анкетирование, беседы, наблюдения, тестирование, экспертизы, анализ документации и др.). Но проводить диагностику нужно профессионально грамотно, обращаясь за помощью и советом к опытным коллегам, а также к специальной литературе.
УЧИМСЯ ПРОЕКТИРОВАТЬ
(практикум для педагогов)
В наше время мы часто слышим слово ПРОЕКТ. С какими понятиями у вас ассоциируется это слово? Давайте обратимся к словарю иностранных слов! Проект (нем. Projekt , лат. projectus «брошенный вперёд» — это 1) план, замысел; 2) предварительный текст официального документа.
Проект – обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода времени и при установленном бюджете поставленных задач с четко поставленными целями. В данном случае проектирование – это не только процесс достижения результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организация процесса достижения этого результата, это вид деятельности, дающий начало изменениям в образовательной среде.
Такая педагогическая технология, как метод проектов, ориентированная на объединение фактических знаний, на их применение, на приобретение новых знаний, активизирует познавательную деятельность, способствует развитию креативности и одновременно формированию определенных личностных качеств, как учителя, так и учащихся.
В основу проектной деятельности можно выделить несколько принципов: свобода ребенка; взаимодействие с группой; свободное распределение времени; взаимодействие с педагогом.
Чем отличается проект от программы?
1. По определению своему ПРОГРАММА отличается от ПРОЕКТА тем, что…
ПРОГРАММА – это описание модели будущей деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанной на достижение определённых результатов в перспективе. Сама по себе программа является документом достаточно стратегическим и объёмным, не приносит быстрого и заметного социального эффекта. Обычно программа служит базой для разработки и осуществления тех или иных проектов.
2. По назначению своему ПРОГРАММА отличается от ПРОЕКТА тем, что…
ПРОГРАММА необходима для получения представления о специфике содержания деятельности учреждения (организации), об особенностях организационно-управленческого процесса в учреждении (организации), о целях, задач, средствах и путях их реализации. Программа позволяет осмысленно получить максимально полезный результат в деятельности учреждения (организации), она своего рода компас или карта, позволяющие определить верный маршрут в стратегии развития.
ПРОЕКТ необходим как средство управления деятельностью в конкретной ситуации, как инструмент организации педагогического процесса. Главное назначение проекта — представить идейный замысел и путь достижения, реализации данного замысла. Это наиболее конкретная и выполнимая форма для учреждения образования.
3. По продолжительности ПРОГРАММА отличается от ПРОЕКТА тем, что…
ПРОГРАММА по срокам реализации может быть и долгосрочной (до 5 лет). ТакаяПРОГРАММА разрабатывается при необходимости спланировать и спрогнозировать перспективу развития коллектива либо учреждения (организации) более, чем на один год.
ПРОЕКТ создаётся на ограниченный период времени (обычно до одного года) и чаще всего в связи с конкретным социальным и педагогическим заказом: это может определяться приоритетным на данный момент направлением воспитательной работы.
4. По направленности ПРОГРАММА отличается от ПРОЕКТА тем, что…
ПРОГРАММА может быть и комплексной (охватывать различные направления и виды деятельности), и профильной (рассчитанной на определённую категорию участников), и тематической (например, экологического, патриотического, туристического, художественно-эстетического и др. тематических направлений). Комплексный подход в планировании и организации деятельности оздоровительного лагеря
ПРОЕКТ по направленности бывает либо профильным (рассчитанным на определённую категорию участников), либо тематическим (с одним или двумя ведущими направлениями). Исходя из поставленных задач, может быть ИНФОРМАЦИОННЫМ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ, ТВОРЧЕСКИМ, ДОСУГОВЫМ, СОЦИАЛЬНЫМ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ и др. При этом каждый из предложенных видов проектов может рассматриваться в различных тематических направлениях. Это – одно из основных отличий программы от проекта.
5. ПРОГРАММА от ПРОЕКТА отличаются и по своей структуре.
Несмотря на то, что они содержат одни и те же основные разделы, в ПРОГРАММЕ в отличие от ПРОЕКТА есть ряд дополнительных разделов, которые и указывают на глобальность и стратегическую особенность программы, как документа.
ПРОГРАММА включает следующие разделы:
1. Аналитическая записка
2. Обоснование актуальности
3. Концептуальные основы
4. Цели и задачи
5. Кадровое обеспечение
7. Содержание деятельности
8. Механизм реализации
9. Материально-техническое и финансовое обеспечение
10. Ожидаемые результаты
11. Планы реализации программы
12. Список литературы
ПРОЕКТ включает следующие разделы:
1. Введение (анализ, разъяснение актуальности и новизны по сравнению с аналогами, указание сферы применения, функционального и «адресного» назначения, выявление конкретной, локальной, решаемой проблемы)
2. Цель деятельности и конкретные, измеряемые и достижимые задачи
3. Управленческо-кадровый аспект (механизм управления, организаторы, социальное партнёрство)
4. Содержание и механизм реализации (модули, этапы, формы и методы, организационная структура, план действий)
5. Характеристика и способ оценки планируемых результатов.
6. Финансовое и материально-техническое обеспечение (при необходимости).
Проекты бывают разными: ДОГУСОВЫЙ, ИНФОРМАЦИОННЫЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ, ТВОРЧЕСКИЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ и др.
Если же проект – это план, замысел, т. е. результат проектирования, то что же собой представляет проектирование? (ответ: проектирование – это процесс). Проектирование, как и любой другой процесс, должен состоять из нескольких этапов. Давайте их рассмотрим:
· I этап. Погружение в тему (проблему) – вступительный;
· II этап. Подготовительный;
· III этап. Включение в реализацию – основной;
· IV этап. Подведение итогов – рефлексивный.
Всякий процесс состоит из ряда операций, компонентов или составляющих. Процесс проектирования состоит из следующих составляющих:
I этап ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ
II этап ПЛАНИРОВАНИЕ
III этап ИССЛЕДОВАНИЕ
IV этап РЕФЛЕКСИЯ
Если мы с вами внимательно посмотрим на компоненты, составляющие проектирование, то увидим, что это не только процесс, но и своего рода универсальное организаторское умение, т. е. способность ставить цель и определять мотив, планировать, взвешивать возможности участников проекта, принимать нестандартное решение, действовать с инициативой и самостоятельно анализировать результаты свой деятельности. Но прежде, чем применить эти способности, необходимо увидеть проблему (противоречие) и понять, в наших ли силах её решить. Итак, давайте остановимся на первом этапе – проблематизация и целеполагание.
Для начала необходимо определить проблемное поле. А затем в этой проблемном поле нужно выделить проблемную область. Не забывайте о том, что определение проблемной области – это, прежде всего, умение расчленять одну глобальную проблему на более узкие и конкретные составляющие.
Работая над проблемой, не забывайте обращаться к схеме: рассуждаем – задаём вопрос – ищем на него аргументированный ответ – формулируем проблему.
ШПАРГАЛКА НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ
· логически построй этапы проектирования;
· остановись на проблематизации. На примере проблемного поля ШКОЛА сформулировать 3-4 проблемные области. Делать по схеме: формулируем вопрос, задаём его себе, ищем на него аргументированных ответ, формулируем проблему.
Проблемное поле ШКОЛА
Проблемная область в этом поле ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ
Сегодня школа – это место, где детям и подросткам приходится проводить большую часть своего времени: большое количество уроков, дополнительные факультативы и стимулирующие занятия. Испытывая такую большую нагрузку, детский мозг и организм в целом нуждаются в отдыхе и сбалансированном питании. Возникает вопрос: соответствует ли сегодня система организации школьного питания запросам учащихся? Мы и наши сверстники признаём, что… · меню в школьных столовых не отличается разнообразием · приготовленные блюда не всегда имеют свежий вид · качество приготовленной пищи желает быть лучше и т.д. Проблема: как сделать так, чтобы школьникам действительно захотелось питаться в школе? |
Если же проблема сформулирована, можно переходить к целеполаганию, т.е. определению основной цели деятельности. Но цель, прежде всего, необходимо рассматривать как результат, к которому мы должны прийти в процессе реализации проекта.
Если цель – это конечный результат, то что же такое задачи? (ответ: это шаги на пути к достижению цели) Давайте это рассмотрим на примере. Допустим наша цель – поступить в технический университет. Как вы думаете, какие шаги нужно предпринять для достижения этой цели? (ответ: 1. поступить в лицей по профилю; 2. найти педагога и литературу для дополнительной подготовки сверх школьной программы; 3. подготовиться к централизованному тестированию и сдать его на высоком уровне; 4. успевать по всем предметам для того, чтобы средний балл аттестата был достаточно высоким).
Теперь, когда мы с вами разобрались в различиях и определениях цели и задач, необходимо придумать своему проекту название, сформулировать основную цель и как минимум три задачи.
Так мы подошли к завершению первого, вступительного, этапа проектирования. Это презентация или представление своей идеи. Скажите, нужно ли это и зачем? (ответ: да, необходимо убедить других в актуальности и значимости своей идеи).
Итак! Ваша идея гениальна! Теперь нет сомнений, что на данном этапе презентация необходима. Если вам не удалось привлечь людей к своей идее, вам не удастся перейти к следующему этапу проектирования, т. е. вы не сможете установить с другими людьми взаимодействие, без которого не возможны ПЛАНИРОВАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ и СБОР ИНФОРМАЦИИ. А теперь, внимание, вопрос!
Почему эти операции объединены в один этап? Вы сможете дать ответ, если определите, от каких умений зависит эффективность коммуникации, сбора информации и планирования.
Для успешного выполнения проекта очень важно уметь работать в команде с другими. Сотрудничество – это способность начать и завершить совместное дело, умение помочь и поддержать членов твоей команды, готовность психологически принять каждого члена команды.
На этапе ПЛАНИРОВАНИЯ необходимо помнить о том, что Раздел проекта «Содержание и механизм реализации проекта» включает в себя и ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ проектной деятельности. Но сам по себе план не может заменить содержания проекта, но является самой важной частью механизма реализации проекта.
При составлении плана опираются на следующие принципы…
ПЛАН в проекте требует установления перечня и порядка действий по реализации. Задачи логически выстраиваются в соответствии с ЗАДАЧАМИ по НАПРАВЛЕНИЯМ, ЭТАПАМ, МОДУЛЯМ и т.д. Все виды плана увязываются с РЕСУРСАМИ (при необходимости), устанавливаются СРОКИ, ОТВЕТСТВЕННЫЕ исполнители.
Конкретизация ПЛАНА может вестись в графической форме…
НАПРАВЛЕНИЕ (раздел, блок, модуль) | ЗАДАЧИ | ДЕЙСТВИЯ | СРОКИ | РЕСУРСЫ | ОТВЕТСТВЕННЫЕ | РЕЗУЛЬ-ТАТЫ |
1. 2. |
Когда проект прошёл свой основной этап РЕАЛИЗАЦИИ, за ним следует этап РЕФЛЕКСИВНЫЙ. Оценка результативности проекта осущест-вляется по тому же принципу, что и оценка результативности программы. Могут использоваться следующие ПОКАЗАТЕЛИ…
· КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ показатели: востребованность проекта, охват общественности, охват детей и подростков (возрастные и социальные особенности групп), количество конкретных дел, акций, мероприятий и т. д., показатели творческих достижений (количество продуктов творческой деятельности детей и взрослых, количество победителей в состязаниях и конкурсах, характер и число реализованных инициатив в рамках проекта)
· показатели СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ: динамика уровня развития личности;
· показатели СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ: снижение уровня асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников, активность)
· Показатели ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ: популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнёров, отклик в СМИ
· ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ показатели: уровень организации в целом и отдельных мероприятий, чёткость и эффективность управления, организационная культура участников.
· ЭКОНОМИЧЕСКИЕ показатели: соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов.
На этой рефлексивной ноте мы завершаем это виртуальное занятие. Занимайтесь проектной деятельностью!И не забывайте при этом слова великого Аристотеля: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное безделье». Поэтому уже завтра предложите своим коллегам и воспитанникам интересную идею, и в совместной творческой работе у вас обязательно родится НОВЫЙ ПРОЕКТ!
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ:
Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 810 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net