Оценить 8608 0
Содержимое разработки
Анализ достижения планируемых результатов.
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы
уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки
30 03 2018 Механизмы достижения образов-ных результатов и способы оценки обучения на уровне СОО
являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы.
Основными результатами образования в начальной школе, согласно ФГОС НОО нового поколения, должны стать:
— формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
— воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
— индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития
– эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Образовательный процесс в классах, реализующих ФГОС, организован в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования школы, согласно распорядку дня, расписанию уроков и занятий по внеурочной деятельности, ориентирован на формирование универсальных учебных действий (предметных, метапредметных, личностных).
Организовано психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в начальной школе:
— ведётся индивидуальная работа по устранению психологических проблем учащихся (психологом на основе программы);
— консультации педагога-психолога «Повышение эффективности уроков посредством обеспечения психологической грамотности учителя» по темам:
— «Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения»;
— «Формирование мотивации младших школьников»;
— «Методические рекомендации по развитию внимания, мышления, памяти младших школьников».
Организована работа микрогрупп по проблемам:
— организация накопительной системы оценки;
-организация работы по внедрению методик и технологий, способных реализовать идею целостного развития личности в образовательной деятельности;
— разработка заданий направленных на формирование универсальных учебных действий;
— система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.
Оценка достижения планируемых результатов: подходы и инструменты
Отслеживается занятость учащихся во внеурочной деятельности.
Учителя предлагают обучающимся новые формы учебного взаимодействия: совместные размышления (учебный диалог), поиск, наблюдения (за объектом природы, языковой единицей, математическим объектом и т.д.), самостоятельные построения алгоритмов, моделирование учебных ситуаций. Используют различные методы работы для формирования учебной деятельности обучающихся (самостоятельное построение схем, моделей; классификацию, использование знаково — символических средств, метод проектов, средства ИКТ); применяют интегрированный подход к обучению, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.
Все учителя начальной школы прошли курсы повышения квалификации по ФГОС. В течение всего учебного года участвуют в семинарах, конференциях по внедрению ФГОС.
Основные темы заседаний МО учителей начальных классов были направлены на обсуждение актуальных вопросов направленных на формирование разносторонне развитой, здоровой физически и нравственно личности, способной реализовать творческий потенциал, как в собственных интересах, так и в интересах общества, в условиях перехода на ФГОС нового поколения.
Проведена большая работа по освоению современных образовательных технологий. Почти все учителя обладают высоким уровнем владения педагогическими технологиями и используют их в своей работе.
1. Технология проблемного обучения – 100%
2. Технология игрового обучения – 100%
3. Технология уровневой дифференциации — 100%
4. Технология индивидуализированного обучения – 100%
5. Технология коммуникативного обучения – 100%
6. Информационные технологии – 98%
7. Технология перспективно-опережающего обучения-72%
8. Развитие исследовательских навыков – 100%
9. Деятельностный подход – 90 %
10. Метод проектов – 87%
11. Здоровьесберегающие технологии – 100%
На протяжении всего учебного года учителя 1-ых, 2-ых и 3-в классов тщательно отслеживают уровень развития каждого ребёнка, ведут мониторинг, где фиксируют все достигнутые результаты, проводят анкетирования по различным проблемам. Итоги доводятся до родителей, обсуждаются, анализируются. Родителям даются конкретные рекомендации. При анализе результатов мониторинга, наблюдений учителя, материалов Портфеля достижений учащегося становится очевидным: осуществляет ли ребёнок УУД на определённом учебном материале или на разном. Использование учебного действия в различных ситуациях на разном материале говорит о том, что оно освоено ребёнком как универсальный способ.
Результаты освоения универсальных учебных действий учитываются при выведении итоговых годовых отметок по предмету.
Главный инструментарий отслеживания результатов обучения по ФГОС – мониторинговая система. С целью отслеживания динамики УУД и оценки эффективности деятельности педагогов в школе проводятся: психолого-педагогическая диагностика и мониторинг УУД в первых классах, итоговые комплексные работы в 1-х,2-х, 3в классах.
Учащиеся показали следующие результаты.
Итоги количество учащихся,
умениями) работу выполняли
Источник: www.prodlenka.org
Особенности оценки личностных результатов
Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых личностных результатов, но и корректировать (в случае необходимости) организационно-содержательные характеристики АООП НОО. В целях обеспечения своевременности и объективности оценки личностных результатов целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику.
Для полноты оценки личностных результатов следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку важным параметром оценки служит формирование у обучающихся готовности и способности к их проявлению в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной, семейной).
Личностные результаты в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.
Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в основной образовательной программе, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:
• самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
• смыслообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
• морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
• сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении
обучающегося к образовательному учреждению;
• ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
• сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
• сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
• сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
• знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Личностные результаты включают овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.
В урочной и внеурочной деятельности может оцениваться прилежание и ответственность за результаты обучения, а также ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках системы начального общего образования.
Данные о достижении этих результатов являются составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, однако любое их использование возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152- ФЗ «О персональных данных». В текущем учебном процессе оценка этих достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащихся и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.
Формы оценивания личностных результатов:
• Фронтальный письменный опрос
Для выявления динамики личностных достижений выступают: стартовая,
промежуточная, итоговая диагностика, не носящая оценочный характер.
Для оценки личностных результатов необходимо проанализировать информацию, отражающую внутреннее ощущение обучающегося, его активность в школьной деятельности и самовыражение во внешкольной деятельности. Такую информацию могут предоставить: педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, родители (законные представители), эти участники педагогического процесса являются экспертами в оценивании уровня личностного развития обучающегося.
Экспертная оценка личностных результатов осуществляется по трём направлениям:
1. Анализ результатов психолого-педагогической диагностики.
2. Анализ портфолио достижений обучающегося.
3. Анализ устной характеристики, предоставленной родителями. Данный способ системы оценивания личностных результатов позволяет осуществить комплексный анализ достижений обучающихся.
Заполняется оценочный лист на каждого обучающегося, в котором отражаются индивидуальные результаты уровня развития личностных УУД. Данный оценочный лист является составной частью индивидуальной карты сопровождения обучающегося и к нему прилагаются рекомендации по повышению уровня развития личностных УУД на следующем этапе обучения. Кроме того, копия оценочного листа помещается в портфолио обучающегося для подробного ознакомления с ним ребёнка и родителей (законных представителей).
Родители предоставляют устную характеристику уровня развития личностных УУД, описывая активность своего ребёнка во внешкольной деятельности.
Так же результаты оценки личностных результатов учащихся фиксируются в «Портфолио» (Портфель достижений), в него вносятся:
• некоторые личностные характеристики (мотивация, ценностные ориентации, самооценка);
• результаты участия в фестивалях, смотрах, конкурсах, олимпиадах и т.п.;
• отражаются успехи учащихся;
• полезные дела, которые он сделал для себя, своих родных, друзей и окружающих людей.
Важная цель портфолио — представить отчет по процессу образования ребенка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Оценка личностных результатов обучающихся
материал на тему
В работе отражается, из чего складывается оценка личностных результатов, и представлены виды заданий, направленных на формирование личностных УУД.
Скачать:
![]() |
678.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка личностных результатов обучающихся.
Оценка личностных результатов — оценка достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.
Личностные результаты формируются в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность личностных универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
3) Нравственно-этическое оценивание
— сформированность внутренней позиции обучающегося;
— становление основ российской гражданской идентичности личности, осознание своей этнической принадлежности;
— развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.
Под смыслообразованием понимается поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», и стремления к преодолению этого разрыва.
Нравственно-этическая ориентация подразумевает:
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости;
- способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Виды заданий, направленных на формирование личностных УУД:
- участие в проектах;
▪ подведение итогов урока;
▪ мысленное воспроизведение картины, ситуации;
▪ самооценка события, происшествия;
✓ прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей
✓ учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями
✓ объяснять оценки поступков
✓ объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми
✓ объяснять самому себе:
– свои некоторые черты характера;
– свои отдельные ближайшие цели саморазвития;
– свои наиболее заметные достижения
✓ искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений
✓ стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур
✓ осуществлять добрые дела
✓ вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта
а) Выполните действия:
б) Раскрасьте бабочку в соответствии с результатами вычислений. Учитывайте, что правая и левая части одинаковые (симметричные): красным – те части, ответ на которых меньше 2 на 0,3; коричневым – те части, где ответ совпадает с квадратом числа 0,8; черным – части, связанные с ответом, в котором цифра 3 стоит в разряде десятых; синим – те части, где ответом является число в 2 раза больше, чем 19,5. Оставшиеся части сделайте желтыми .
При выполнении данного задания происходит формирование вычислительных навыков; мотивация учения – развитие интереса к математике, положительное отношение к процессу познания, принцип удивления, формирование личностных качеств: аккуратность при выполнении работы, бережливость.
2. Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего. Есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской Федерации?
Данное задание реализует патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родной страны, а также уважения к ценностям культур других народов.
3. Подготовка к изложению по тексту:
Добрая береза не только согр…вала, осв…щала, исц…ляла, оч…щала, но и укр…шала жизнь русского человека. Д…вным- д…вно Новый год начинался не ёлкой, а берёзой. Да и в…личали один из месяцев года (апрель) берёзозолом. И сейчас в украинском языке сохранилось название апреля- березень.
«Березовый» Новый год просуществовал на Руси до середины тринадцатого века, когда начало года было перенесено на сентябрь- время сбора урожая. А праздник березки остался, им отм…чали ок…нчание в…сенних п…левых работ.
Шли в л…са девушки и н…ряжали березку лентами, венками, в…дили хороводы, расп…вали песни, г…дали.
Праздник березки сохр…нился в некоторых деревнях, где бер…гут добрые традиции русского народа.
Задание по тексту:
— выписать слова с пропущенными буквами;
— выделить в них корни;
— подобрать проверочные слова.
Беседа по тексту:
— Каково было отношение русского народа к березе?
— С чем оно было связано?
— Только ли русские люди почитали березу?
— Какие традиции, связанные с березой возникли у народа и живы ли они сейчас?
— Как сегодня живется березе? Что надо делать, чтобы и сегодня береза радовала человека и помогала ему?
Цели выполнения данного упражнение – признание общепринятых морально-этических норм; осознание себя как гражданина, представителя русского народа и русской культуры; формирование уважения и интереса к другим народам; развитие стремления к красоте, готовности поддержать состояние окружающей среды.
Личностные результаты могут оцениваться в разных формах :
— персонифицированная (демонстрирующая достижения конкретного ребенка),
— неперсонифицированная (характеризующая достижения в классе, параллели, образовательной ступени, у конкретного учителя, в ОУ),
— качественная (измеренная в номинативной шкале: есть/нет),
— количественная (измеренная, например, в ранговой шкале: больше/меньше),
— интегральная (комплексные тесты, портфолио, выставки, презентации),
— дифференцированная (оценки отдельных аспектов развития).
В систему оценки могут входить различные методы , дополняющие друг друга:
— анализ продуктов деятельности (проектов, практических, творческих работ) и т.д.
Какие материалы можно использовать при формировании методического блока?
Наблюдение – метод сбора первичной психолого-педагогической информации путем непосредственной регистрации наличия/отсутствия заранее выделенных показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика.
Критерии оценки (показатели развития) личностных (социальных) свойств:
— умение оценивать (выдвигать суждения о действиях, поступках, поведении на основе выбранных критериев, стандартов, условий),
— способность принимать ответственность,
— способность уважать других,
— умение участвовать в выработке совместного решения,
— способность разрешать конфликты,
— способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.
Портфолио (портфель достижений) — одна из удобных форм представления интегральной (накопительной) оценки личностных результатов. Это сборник работ и иначе представленных результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Цель портфолио : оптимальным образом представить материалы для качественного оценивания развития человека в конкретной области, создать оптимальную среду для формирования ребенка (в частности, его адекватной самооценки).
Задачи портфолио ученика:
— представить основные результаты его развития на данном возрастном этапе,
— продемонстрировать процесс формирования достижений,
— выявить проблемные зоны развития в данной области,
— сформировать установки на творческую деятельность,
— обеспечить материалы для становления рефлексии,
— создать ситуацию успеха, уверенности в собственных возможностях.
Экспертные оценки – мнения знающих ученика людей (преподавателей разных предметов, завуча, учителей дополнительного образования, педагога группы продленного дня и т.д.) по поводу сформированности у ребенка тех или иных качеств личности.
Наборы ситуаций (задач), демонстрирующих отношение или предполагаемое поведение ребенка в тех или иных условиях.
Анкетные опросы – совокупность специально подобранных вопросов, отражающих развитие интересующих исследователя личностных качеств (должны быть проверены на надежность и валидность).
Проективные тесты – психологические инструменты оценки личностных особенностей, требующие высокого профессионализма и специальной подготовки исследователя.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся , а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных (анонимных) мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия различных управленческих решений. К их проведению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.
В рамках системы внутренней оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:
1) соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
2) участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
3) прилежании и ответственности за результаты обучения;
4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;
5) ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.
Данные о достижении этих результатов могут являться составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, однако любое их использование возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.
Источник: nsportal.ru