Анализ и оценка учебно-воспитательного процесса может осуществляться самим педагогом, либо лицом, выполняющим контрольную функцию при посещении занятий. Для выполнения этой работы используются параметры и критерии, составленные для основных профессиональных функций педагога. Это позволяет оценить не только методические особенности учебно-воспитательного процесса, но и уровень профессионального мастерства педагогов.
Труд педагога рассматривается как многомерное пространство, состоящее из трех структурных элементов:
• личность педагога;
• педагогическая деятельность;
• педагогическое общение.
Оценка методики и результатов учебно-воспитательного процесса складывается из следующих параметров:
1. Взаимоотношения педагога и воспитанников.
2. Организация занятия.
3. Рациональное планирование задач темы и оптимальный выбор заданий для их реализации.
4. Методика преподавания.
5. Содержание и методика работы по формированию сфер личности детей.
5 Этапы и методика становления и развития воспитательной системы, критерии ее оценки
1. Взаимоотношения педагога и воспитанников:
• Взаимоотношения педагога и воспитанников оцениваются во время наблюдения занятий. Интерес обучающихся к профилю деятельности определяется по их активности на занятии.
• Сотрудничество субъектов образовательной деятельности оценивается по наличию детей, работающих самостоятельно в течение всего занятия с помощью методик, используемых педагогом. При этом обучающиеся изучают программный материал.
Критерии оценки:
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ. Отсутствие у учащихся интереса к учебной программе, что выражается в систематической недокомплектации объединения. Открытые конфликты с учащимися на занятиях и с коллегами.
КРИТИЧЕСКИЙ. Устойчивый интерес к предмету имеют отдельные воспитанники. Наличие проблемы с набором детей в объединении. При возникающих конфликтах на занятиях педагог находит решение для выхода из них.
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ. Часть учащихся имеет устойчивый интерес к программе, но все-таки есть проблемы с набором детей в объединение. Отсутствие конфликтов с обучающимися на занятиях.
ХОРОШИЙ. Большинство детей объединения имеют устойчивый интерес к программе. Продолжительность обучения детей в объединении соответствует срокам учебной программы. На занятиях проявляется уважительные взаимоотношения педагога и воспитанников.
ВЫСОКИЙ. Уважительные взаимоотношения педагога и воспитанников. Организовано сотрудничество с группой учащихся.
ОПТИМАЛЬНЫЙ. Уважительные взаимоотношения педагога и воспитанников. Организовано сотрудничество с группой учащихся и сотворчество с отдельными воспитанниками.
2. Организация занятий:
• Эффективность применения правил организации занятий оценивается также во время наблюдения за ними. В индивидуальной карте педагога указывается, используются или не используются эти правила на занятиях.
• Общий уровень организации оценивается по критериям в соответствии с количеством применяемых на занятиях правил.
Экспертная встреча: «Эффективность воспитательной работы: система показателей и критериев оценки»
• Сущность правил организации занятия сводится к следующему:
1 – размещение учащихся в помещении (учебном кабинете);
2 – ознакомление учащихся с планом работы на занятии и предполагаемыми результатами занятия;
3 – использование на занятии заданий с интересными, занимательными условиями и заданий фактического (репродуктивного) характера;
4 – предоставление учащимся возможности повторения материала перед началом проверки (контроля) ЗУН(ов);
5 – самооценка выполнения заданий с помощью критериев, предложенных педагогом и соответствующих образовательным стандартам программы;
6 — умение совместить различные виды учебной деятельности учащихся для экономии времени (изучение нового материала с повторением ранее изученного);
7 – организация образовательной деятельности в соответствии с психофизиологическими возрастными особенностями детей и этапами формирования умственных действий;
9 – обеспечение учащихся методиками, алгоритмами и дидактикой выполнения всех заданий;
10 – комментированное управление, фронтальная, групповая, индивидуальная организация процесса, организация и проведение отдельных этапов и целого занятия;
11 – сравнение результатов занятия с планом (целями) занятия, краткий анализ причин невыполнения или перевыполнения;
12 – организация самостоятельной работы учащихся на занятии с помощью методик и алгоритмов, оценивание результатов.
Критерии оценки:
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ. Правила организации занятия не выполняются
КРИТИЧЕСКИЙ. Выполняются отдельные правила организации занятия.
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ. Выполняется небольшая часть правил организации занятия.
ХОРОШИЙ. Выполняется большая часть правил организации занятия.
ВЫСОКИЙ. Выполняются все правила организации занятия.
ОПТИМАЛЬНЫЙ. Большая часть воспитанников может самостоятельно организовать свою работу на уроке на основе методик и алгоритма, предоставленных педагогом.
3. Рациональное планирование задач темы и оптимальный выбор заданий для их реализации:
• рациональность планирования задач и оптимальность выбора заданий оцениваются при анализе конспектов занятий;
• планирование учебных, развивающих и воспитательных задач – это определение конкретных результатов занятий по теме или разделу образовательной программы;
• учебные задачи – это система терминов и правил, которые необходимо запомнить всем учащимся, теоретические вопросы, учебные умения и правила организации учебной работы;
• развивающие задачи – это комплекс творческих (сравнение, определение причин и следствий, планирование и анализ деятельности, определение взаимосвязей между структурными элементами и функциями и др.), обще-интеллектуальных и предметно-практических умений;
• воспитательные задачи – это правила нравственности и культуры поведения, которые формируются и развиваются на материале темы образовательной программы;
• каждая тема образовательной программы должна содержать минимальный комплект заданий для выполнения учебных, развивающих и воспитательных задач;
• педагог не только обучает учащихся репродуктивным методам деятельности (выполнение заданий по образцу), но и обучает умению самостоятельно планировать учебной деятельности в соответствии с темой занятия и обеспечить возможность выбора заданий для их выполнения (оптимальный уровень).
Критерии оценки:
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ. Задачи занятия не планируются или планируются неправильно, учебные задания не соответствуют задачам.
КРИТИЧЕСКИЙ. Систематически планируется только одна группа образовательных задач – учебные, развивающие или только воспитательные, в соответствии с которой выбраны и задания для учащихся.
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ. Систематически планируется только две группы образовательных задач, в соответствии с которыми выбраны задания для учащихся.
ХОРОШИЙ. Систематически планируются все три группы образовательных задач, в соответствии с которыми выбраны задания для учащихся.
ВЫСОКИЙ. Существует система учебных, развивающих и воспитательных задач для всех тем и разделов образовательной программы. Отдельные воспитанники владеют самостоятельным планированием учебных задач по темам. Задания подобраны в соответствии с задачами всей темы или раздела программы.
ОПТИМАЛЬНЫЙ. Существует система учебных, развивающих и воспитательных задач для всех тем и разделов образовательной программы. Часть воспитанников владеют самостоятельным планированием учебных задач по темам. Задания дифференцированы в соответствии с задачами темы и всего раздела и в соответствии с индивидуальными способностями воспитанников.
4. Методы преподавания:
• методы преподавания оцениваются как при анализе конспектов занятий, так и при посещении занятий;
• наличие методов в практической работе педагога отмечается в индивидуальной карте;
• оценка уровня педагога зависит от разнообразия используемых методов преподавания;
• объяснительно-иллюстративные методы необходимо дополнять проблемными вопросами, требующими самостоятельной мыслительной деятельности учащихся для выхода воспитанников на частично-творческий уровень обучения.
• Оптимальный уровень предусматривает применение активных методов преподавания как обеспечивающего работу всех органов чувств учащихся, что улучшает усвоение материала и выводит воспитанников на творческий или исследовательский уровень обучения.
Критерии оценки:
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ. Преобладает объяснительно-иллюстративный метод преподавания, что ориентирует детей на репродуктивный способ учебной деятельности. Не соблюдаются правила формирования умственных действий у воспитанников.
КРИТИЧЕСКИЙ. Преобладает объяснительно-иллюстративный метод, обеспечивающий репродуктивную и фрагментарную творческую деятельность воспитанников. Имеются нарушения правил формирования умственных действий учащихся.
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ. Отмечается разнообразие используемых методов преподавания, обеспечивающих репродуктивную и фрагментарную творческую деятельность. Выполняются основные правила формирования умственных действий.
ХОРОШИЙ. Всеми методами обеспечивается репродуктивная и комплексная творческая деятельность по теме. Выполняются основные правила формирования умственных действий.
ВЫСОКИЙ. Всеми методами обеспечивается репродуктивная, комплексная творческая и элементарная исследовательская деятельность учащихся по теме. Выполняются правила формирования умственных действий.
ОПТИМАЛЬНЫЙ. Существует система преподавания, включающая активные методы обучения. Организация процесса формирования учебных умений и развития креативности осуществляется в соответствии с правилами поэтапного формирования умственных действий: постановка цели занятия, развитие мотивации к деятельности, ознакомление с планом выполнения заданий, выполнение заданий, осмысление и закрепление материала, выполнение сложных творческих заданий самостоятельно.
5. Содержание и методика работы по формированию сфер личности детей:
• Развитие интеллектуально-познавательной сферы воспитанников осуществляется путем усвоения системы правил интеллектуальной деятельности: запоминания учебной информации; решения творческих задач; выполнения практических заданий.
• Для выполнения практических и творческих заданий используются: алгоритмы, комплекты алгоритмов, методы поисковой и научно-исследовательской деятельности.
• Воспитание нравственности на занятии осуществляется через анализ нравственных ситуаций, рассматривая примеры деятельности человека в природе и культурной среде, в примерах из жизни группы или детского коллектива, в которых показаны нарушения нравственных правил.
• Нравственные ситуации создаются на основе изучаемого материала и включают особенности деятельности человека или ее результаты.
• Культура поведения – это научно-обоснованные правила деятельности человека в окружающей среде. В связи с этим на занятиях учащимся предлагаются жизненные ситуации для анализа, в процессе которого они обучаются поступать в соответствии с изученными научными закономерностями.
• Воспитывающую силу имеет игра, которая позволяет усваивать правила межличностного общения и формировать волевую и эмоциональную сферу детей.
• Проектирование педагогического процесса на занятиях, используя современные технологии и технологии конструирования занятия определяет оптимальный уровень учебно-воспитательного процесса.
Критерии оценки:
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ. Содержание занятий по теме не обеспечивает формирования личности детей.
КРИТИЧЕСКИЙ. Содержание отдельных занятий по теме программы способствует формированию личности воспитанников.
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ. Содержание большей части занятий по темам программы способствует формированию личности воспитанников.
ХОРОШИЙ. Содержание большей части занятий по разделу программы способствует формированию личности воспитанников.
ВЫСОКИЙ. Содержание большей части занятий по образовательному курсу способствует формированию личности воспитанников.
ОПТИМАЛЬНЫЙ. Отмечено наличие системы в образовательном курсе по формированию личности воспитанников и обеспеченность современными педагогическими технологиями.
Добавить комментарий
Уважаемые посетители! Комментарии модерируются, активные ссылки на сайты не публикуются. Пожалуйста, не тратьте понапрасну свое и наше время на попытку размещения ссылок.
Источник: dop-obrazovanie.com
Критерии эффективности воспитательной работы
Воспитательная работа – это организованная и целенаправленная деятельность взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом образовательной организации, либо отдельным педагогом (учителем, воспитателем и т.д.), с целью максимально полного саморазвития и самореализации детей.
Основная цель воспитательной работы – осуществление оптимизации функционирования системы воспитания и развития детей.
Достижение цели воспитательной работы достигается посредством:
- Предварительное моделирование системы образования, в соответствии с возрастными особенностями детей, их психическим и физическим развитием.
- Организация интересной и познавательной творческой деятельности детей и взрослых.
- Ориентирование в воспитательной работе не общечеловеческие ценности, гуманизацию педагогического процесса и корректировку взаимоотношений взрослого и педагога в нужное направление.
- Рациональное и логически обоснованное использование имеющегося воспитательного потенциала в окружающей природной и социальной средах, направленность на адекватность и соразмерность процессов воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Четвертый компонент является комплексным и включает в себя ряд элементов:
- показатели и критерии эффективности организованной воспитательной работы;
- методы, средства, приемы и формы изучения, анализа и последующей оценки результативности воспитательной работы.
Необходимость оценки эффективности воспитательной работы
Необходимость осуществления оценки эффективности воспитательной работы заключается в том, что своевременно выявление ошибок и нарушений, способствует их скорейшему устранению и корректировке воспитательной работы. Что позволяет значительно повысить его результативности.
Одним из наиболее важных критериев оценки эффективности воспитательной работы является диагностико-результативный критерий.
Определение 2
Диагностико-результативный критерий эффективности воспитательной работы – это критерий, который направлен на установление достоверности информации по каждому из воспитанников, осуществление анализа личностного развития ребенка, условий формирования детского коллектива, целесообразности используемых педагогических методов и средств, результативности реализованной воспитательной работы.
«Критерии эффективности воспитательной работы»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Таким образом, диагностико-результативный критерий является комплексом, состоящим из нескольких компонентов. Педагог, разрабатывая даигностико-аналитический инструментарий для оценки эффективности воспитательной работы, самостоятельно определяет те компоненты, которые будут включены в критерий. Выбор компонентов обусловлен целями и задачами, стоящими перед воспитательной работой, особенностями контингента воспитанников и т.д.
Основным мерилом эффективности воспитательной работы являются те критерии и соответствующие им показатели, которые были подобраны для этого воспитателем. Например, так как основным ориентиром воспитательной работы является успешность развития ребенка, соответственно основными критериями эффективности воспитательной работы будут являться воспитанность детей, сформированность основных потенциалов личности, интеллектуальная и нравственная развитость.
Замечание 1
Исходя из тех критериев, которые были определены педагогом, перед ним встает потребность в подборе соответствующих диагностических методик, которые будут способствовать получению достоверной информации.
Основные критерии оценки эффективности воспитательной работы
Критерии эффективности воспитательной системы принято делить на две основные группы:
- Критерии факта – направлены на определение наличия организованной и целенаправленной воспитательной работы в конкретном образовательном учреждении.
- Критерии качества – направлены на определение уровня сформированности и эффективности проводимой воспитательной работы.
Критерии факта включают в себя следующие показатели:
- соответствие содержания, объема и характера реализуемой воспитательной работы и возможностей образовательного учреждения;
- наличие единого коллектива в образовательном учреждении;
- осуществление интеграции педагогических усилий и воспитательного воздействия.
Критерии качества включают в себя такие показатели как:
- уровень приближенности воспитательной системы к поставленным, образовательным учреждением, воспитательным целям;
- степень реализации педагогических идей, принципов и концепций, которые лежат в основе воспитательной работы;
- психологический климат образовательного учреждения, стиль взаимоотношений между субъектами образования, уровень внутреннего комфорта;
- уровень воспитанности учащихся (студентов, воспитанников и т.д.).
Основными критериями, определяющими эффективность воспитательной работы образовательного учреждения, в соответствии с образовательными стандартами, сводится к следующему перечню:
Данные критерии являются условными, каждый из них может быть конкретизирован, в зависимости от целей образовательного учреждения и имеющихся у него условий.
Еще одним немаловажным критерием эффективности воспитательной работы является группа качественных критериев.
К качественным критериям оценки эффективности воспитательной работы относятся:
- Образ образовательного учреждения в сознании педагогов, учащихся (воспитанников), родителей.
- Образ выпускника образовательного учреждения, как идеального результата организованной воспитательной работы.
- Психологический климат в образовательном учреждении. Психологическое самочувствие детей и педагогов.
- Отношение со стороны педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения к внутренним конфликтным ситуациям.
- Характер взаимоотношений между субъектами воспитательной системы.
- Событийный характер воспитательной деятельности.
- Проверка временем – прочность связи между поколениями «педагог — дети», «опытный педагог — начинающий педагог», «ребенок – дети».
- Авторитет образовательного учреждения, который проявляется в отношении к нему со стороны органов управления образованием, родителей и детей.
В соответствии со всеми указанными критериями, в воспитательной работе используются традиционные и нетрадиционные методы изучения воспитательной системы. Данные методы позволяют исследователям получить максимально достоверную информацию об уровне развитии личности детей, сформированности детского и педагогического коллектива, уровня взаимоотношений между участниками воспитательной работы.
Основными критериями качества и эффективности реализуемой в образовательной организации воспитательной работы выступают параметры жизнедеятельности образовательного учреждения. Такими параметрами являются уровень воспитанности и обучаемости детей, их отношение к обучению и воспитанию, к образовательному учреждению, педагогам и т.д. В качестве параметров также выступают такие личностные качества как осознание необходимости выбора будущей профессии, умение адаптироваться к новым условиям, уровень коммуникативности и т.д.
В зависимости от уровня развитости личностных качеств детей можно судить об эффективности организуемой педагогическим коллективом воспитательной работы. Высокий уровень развитости личностных качеств детей говорит об эффективности воспитательной системы образовательного учреждения.
Замечание 2
Таким образом, связь всех параметров учебно-воспитательного процесса с показателями воспитанности детей есть первое основное требование к результатам воспитательной работы.
Источник: spravochnick.ru
15.4. Критерии оценки воспитательного процесса
Профессиональная организация воспитательного процесса включает в себя непременно компонент педагогического анализа, благодаря которому педагоги могут удостовериться в правильном ходе воспитания, в его той или иной степени успешности, могут совершенствовать организованный процесс либо корректировать его течение согласно времени, возрасту детей, событиям и обстоятельствам.
Педагогический анализ — это оценочное рассмотрение сущностных элементов воспитания.
Чтобы оценить воспитательный процесс, необходимы две группы критериев. Первая — для оценивания профессиональной работы педагогов: что служит меркой, прикладывая которую к работе педагога, можно судить о том, хорошо или плохо он исполняет свою профессиональную работу? Вторая — для оценивания воспитательного результата данной профессиональной работы.
Первая группа критериев проистекает из понимания воспитания как введения ребенка в контекст культуры. Признаки культуры служат параметрами профессиональной работы педагогов: цивилизованность как соответствие организованного процесса материально-техническим достижениям человечества; духовность как сопричастность организованной жизнедеятельности детей проблемам человечества; нравственность как ориентированность на Человека в качестве наивысшей ценности современной культуры.
Вторая группа критериев выводится из представления о достойном Человеке современной культуры. Его социально-психологический стержень — принятие ценностей в качестве оснований жизни. Гуманность, разумность и красота прослеживаются в таких показателях, как внешний облик ребенка, его духовное и физическое здоровье, поведение как система поступков, успешность разного плана деятельности, ценностные предпочтения и отношение к себе как человеку.
Продуктом профессиональной педагогической деятельности (как это ни грубо звучит, но всякая профессиональная работа имеет свой продукт) или ее результатом является воспитанность детей. Чем более воспитаны дети, тем выше оценка профессионализма педагога.
Поначалу такая постановка вопроса кажется несправедливой, ведь дети приходят к педагогу не «tabula rasa» 3 , они уже обладают каким-то уровнем воспитанности как итогом предыдущей истории жизни. Умные, добрые, красивые в одной группе. Неразвитые, агрессивные, неухоженные — в другой. Исходный материал разный, а значит, разным будет конечный результат.
Выходом из такого противоречия становится введение третьего критерия оценки воспитательного процесса — меры изменения детей, «какими были» и «какими стали», динамика развития и духовного обогащения. Профессиональная справедливость соблюдается, если детей не сравнивать друг с другом, а сравнивать лишь с самими собой в прошлом и настоящем. Например, через полгода работы с детьми педагоги констатируют следующее: в одной группе появились доброжелательность, товарищество, заботливость и дисциплинированность, работоспособность, ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям, а в другой группе, снижение работоспособности, падение дисциплины, появление не наблюдавшихся ранее недоброжелательности и агрессивности по отношению к педагогам и друг другу. Подобное есть свидетельство разной педагогической воспитательной работы.
Для оценивания воспитательного процесса вводится ключевое понятие воспитанности ребенка, вбирающее в себя многие оценочные характеристики.
Воспитанность школьника — это степень соответствия его личностного развития поставленной педагогами цели. Цель выступает некоторым общим мерилом, позволяющим судить о степени педагогического успеха. Она есть общий критерий профессиональной оценки воспитательного результата.
Если, например, поведение ребенка в жизненных ситуациях самого разного плана отвечает принципу добра («содействие благу другого человека»), если развит его интеллект и он способен признать объективную истину как нечто, не зависимое от его воли и воли других людей, и соотносить свое поведение с известной ему объективностью и, наконец, если ребенок воспринимает красоту («гармония формы и содержания в ее уникальном варианте»), уважает все ее проявления и созидает красоту, то педагог вправе говорить о воспитанности ребенка как достижении им определенного уровня личностного развития.
Мера воспитанности — это мера соответствия данным критериям. О ней можно судить по показателям. Показатель — то, что доступно восприятию, то, что «показывает» наличность чего-либо. Например, косная речь скудного лексикона, замусоренная словами-паразитами и словами арго, — явный показатель низкой меры интеллектуального развития. Эгоистическое поведение ребенка, часто фиксируемое в качестве показателя, дает основание отмечать непричастность ребенка к добру, а значит, его невысокое личностное развитие.
Некоторые показатели доступны наблюдению. К ним относятся: внешний вид ребенка; мимический и пластический образ; речь; поведение, складывающееся из отдельных поступков; избирательная деятельность; реакции на социальные явления; система его взаимоотношений с окружающими; а также качественность его предметной деятельности.
Большинство показателей фиксируется прямым наблюдением за детьми: войдем в класс, пройдемся по коридору, заглянем в столовую, гардероб, туалетные комнаты — и у нас уже множество показателей, свидетельствующих о мере воспитанности детей.
Но некоторые показатели либо извлекают при длительном фиксированном наблюдении, либо извлекают из специальных диагностических методик. Педагогическая диагностика — это получение педагогических характеристик из материала, который прямо нацелен на выявление личностных характеристик. Таких способов тоже немало: опросник, анкета, «недописанный тезис», «альтернативный тезис», «недописанный рассказ», «недописанный диалог», ранжирование, шкалирование, рисуночный тест, «акт добровольцев» и т.д. (Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие методики. М., 2001).
Педагогические диагностические методики выявляют ценностные отношения ребенка, так как все они ставят ребенка в положение «свободного выбора», и в этом «свободном выборе» обозначается предпочтение добра или зла, истины или лжи, красивого или безобразного. Один пример: детей просят дописать предложенную им фразу «Хорошая жизнь — это когда. ». Дописывая тезис, испытуемый (респондент) невольно выявит свое представление о желанной жизни, а значит, и набор ценностных ориентации («. это ничего не делать и иметь много денег»; «. это когда есть друзья и интересная работа»; «. это жизнь с любимой семьей. »).
Наблюдения педагога в естественных жизненных ситуациях корректируются показателями, полученными в специально создаваемых ситуациях испытания (теста). Суммированные показатели (Какие ценности предпочитает?
Насколько устойчива тенденция такого предпочтения?) соотносятся с критериями, и это позволяет — очень осторожно! — формулировать определенные характеристики ребенка или группы детей в целом. Самое сложное в оценке воспитанности — это субъективная интерпретация показателей. Допустим, восьмиклассница заявляет учительнице: «Пожалуйста, не кричите на меня!» Один педагог сочтет данный показатель за проявление неуважительности и дерзости. Другой — за формирующееся чувство собственного достоинства. Проблема оценки воспитанности еще очень слабо разработана и ожидает своего времени, хотя нельзя не признать, трудно организовать высоко профессиональным образом воспитание, не оснащенное достаточно глубоко разработанной педагогической диагностикой.
Источник: studfile.net